Нервно психологическое состояние ребенка

  • Главная
  • Форум
  • Полезное

Навигация

  • Планирование
  • Беременность
  • Роды
  • После родов
  • Новорожденные
  • До 1 года
  • Болезни детей до 1 года
  • После 1 года
  • Здоровье
  • Детское питание
  • Развитие ребенка
  • Воспитание
  • Досуг
  • Красота
  • Здоровье
  • Питание

Свежие записи

  • Уход за новорожденным
  • Лактостаз
  • Корень солодки при беременности
  • Аденоиды у детей
  • Лечение горла у детей до года

Друзья сайта

Оценка нервно-психического состояния и развития ребенка


В данной статье рассмотри оценку нервно-психического состояния и развития ребенка, профилактику отклонений и методы оценки психического развития.

Психика детей в процессе взросления и развития постоянно меняется, приобретая свои определенные черты, характерные для каждого возраста. При этом формирование личности ребенка не всегда протекает по этапам равномерно. Эта неравномерность нервно-психического развития у детей может проявиться ретардацией (отставанием) или самой по себе асинхронией (неравномерностью). У части детей первоначально ретардированное развитие может спонтанно или под влиянием стимуляции (интенсивного обучения) смениться выравниванием его темпов, нередко до полной нормализации уровня. Возможна и другая ситуация — постепенное или резкое замедление первоначально нормального развития. Асинхронное развитие чаще всего выявляется в раннем возрасте или в последующем в более взрослом состоянии, особенно в пубертатном периоде.

По Г. К. Ушакову, в процессе нервно-психического развития выделены моторный (1 год), сенсомоторный (до 3 лет), аффективный (3—12 лет) и идеаторный (12—14 лет) этапы развития психики.

Согласно другому автору, В. В. Ковалеву, существует четыре главных качественных уровня возрастного развития: соматовегетативный (0—3 года), психомоторный (4—10 лет), аффективный (7—12 лет), эмоционально-идеаторный (12—16 лет). Для соматовегетативного уровня характерны следующие моменты: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам работы желудочно-кишечного тракта, питания, навыков опрятности. Второму уровню свойственны проявления гипердинамического синдрома, ребенок чрезмерно подвижен, могут присутствовать двигательные расстройства в форме тиков, заикания и т. п. Для третьего наиболее характерны страхи, явления повышенной аффективной возбудимости, бродяжничество, стремление к стихийной самостоятельности. Четвертому уровню возрастного развития присущи такие явления, как склонность к возникновению реакций протеста, эмансипации, ипохондрического синдрома, психической анорексии, дисморфофобии. Такая периодика формирования личности ребенка не только влияет на особенности поведения, но и играет значительную роль в проявлении клинической картины заболеваний. Знание таких особенностей психического развития ребенка помогает пониманию соматических и прежде всего нервно-психических расстройств у детей различных возрастных групп и облегчает предупреждение отклонений в развитии психики.

Для обеспечения максимального успеха профилактики этих отклонений следует придерживаться нескольких принципов.

1. Обязательное посещение педиатра и, соответственно, необходимость оценки психического развития всех детей, попадающих в поле зрения врача. Однако недостаточный опыт или краткость контакта не позволяют даже такой подход использовать как метод профилактики в полной мере. Очевидна необходимость для доктора овладеть элементарными навыками анализа личности ребенка, а также умения для этой цели вовремя обратиться за помощью других специалистов.

2. Второй принцип вытекает из первого — должны быть использованы все возможные пути для получения характеристики развития интеллекта и личности ребенка и условий воспитания в семье. Необходимую информацию получают из анамнеза развития, в процессе клинического наблюдения, применяя некоторые простые методы изучения психики, а также из заключений невропатолога, психиатра, психолога.

3. Выявление факторов риска, способствующих нарушению нормального развития психики ребенка. Для этого необходимо хорошо понимать этиологию нервно-психических нарушений.

4. Четвертый принцип — за каждой полученной оценкой психического развития должно обязательно следовать создание плана и программы коррекционных медицинских и педагогических мер на ближайшее и отдаленное будущее ребенка с целью предупреждения возникновения или углубления уже имеющихся отклонений.

Оценка развития ребенка по данным анамнеза. Точный и детальный анамнез — весьма важная часть оценки развития; на его основе нередко можно создать предположительное впечатление о психике еще до получения объективных данных. По этиологии различают три группы заболеваний: наследственные, с наследственным предрасположением и экзогенные, возникающие вне зависимости от наличия или отсутствия предрасположения. Семейный анамнез призван выявить все вредности, могущие влиять на развитие ребенка как до рождения, так и после. На нервно-психическое развитие ребенка могут оказать влияние следующие факторы: алкоголизм отца и матери, условия их труда (работа с химическими веществами, ионизирующей радиацией, рентгеновскими лучами, токами высокой частоты), психические болезни (психозы, эпилепсия, олигофрения), патологические характеры (психопатии), нервные и соматические заболевания (эндокринные, сосудистые), т. е. все те патологические состояния, которые передаются наследственно или нарушают созревание плода. Полезно также учесть возраст отца и матери, их образование, профессиональный и экономический статус. За те или иные отклонения в психическом развитии могут стать ответственными особенности течения родов, а также пренатальные факторы или независимо от них. В периоде новорожденности особого внимания заслуживают такие факторы, как недостаточная зрелость новорожденного, нередко проявляющаяся в слабости сосательного рефлекса, нарушениях питания, последствия перенесенных вредностей на предыдущих этапах развития (патологические рефлексы, асимметрия лица, слабый мышечный тонус), замедленное или нарушенное физическое развитие (недостаточное прибавление массы тела), тяжелые соматические заболевания, травмы головы.

В оценке темпов развития ребенка следует сравнительно использовать общие сведения о времени появления тех или иных навыков в ходе развития.

1. Сразу после рождения — в положении лицом вниз, таз высоко, колени под животом.

2. В 4—6 недель улыбается матери.

3. В 6 недель — в положении лицом вниз, таз прилежит к кровати.

4. В 12—16 недель поворачивает голову, реагирует на звук. Удерживает игрушку, вложенную в ладонь.

5. В 20 недель тянется за игрушкой, ловит ее руками самостоятельно.

6. В 26 недель переносит игрушки из одной ладони в другую. Сидит с вытянутыми для поддержания равновесия руками. Лежа на спине самостоятельно приподнимает голову. Жует. Сам ест печенье.

8. В 13 месяцев знает и может сказать 2—3 одиночных слова. Кидает игрушки, ходит самостоятельно.

9. В 15 месяцев ест без помощи, берет кружку, пьет, ставит на место. Больше не засовывает все подряд себе в рот, не кидает игрушки.

10. В 15—18 месяцев воспроизводит материнские движения во время выполнения домашних дел.

11. В 18 месяцев понимает, когда ему нужно на горшок.

15. В 4 года прыгает, опираясь только на одну ногу. Может кинуть мяч в руки, залезть вверх по металлической лестнице. С помощью ножниц может вырезать то, что нарисовано на бумаге. Может пересчитать четыре предмета. Ладит с другими детьми, умеет играть в игры в компании, воспроизводит социальные роли. Без чьей-либо помощи ходит в туалет. Выдумывает различные истории. Строит из кубиков сложную конструкцию моста, ворота. Самостоятельно чертит крест и круг. Может изобразить человека с головой, телом, руками или ногами (или и с тем и с другим). При сопоставлении двух линий может обозначить ту, которая длиннее.

16. В 5 лет может скакать, пересчитать 9— 11 вещей. Спрашивает, что обозначает то или иное слово, понятие. Снимает и надевает одежду, белье без чьей-либо помощи. Старается помогать старшим при выполнении домашней работы. Легко повторяет начертание треугольника и четырехугольника. Знает и может показать четыре цвета. Удерживая два предмета, называет тот, который легче, и наоборот. Легко запоминает и может повторить словосочетание из 10 слов.

Равномерно отставать во всех областях либо испытывать наибольшие затруднения в развитии интересов к окружению, в формировании речи, умении сосредоточить внимание, быстроте реакции может ребенок с отстающим психическим развитием, характерным признаком является запоздалое появление улыбки, позднее освоение переворота со спины на живот и слежения взглядом за происходящим вокруг, отсутствие реакции на звуки.

Отстающий ребенок с первых педель либо малоподвижен, редко или совсем не плачет, долго продолжает бросать предметы на пол, у него слюнотечение изо рта, он много спит и почти не беспокоит родителей либо ведет себя крайне беспокойно. Отсталый ребенок начинает плакать не сразу, быстро замолкает, плачет монотонно, тонким, голосом. У части детей позже обычного осваивается жевание, из-за чего при употреблении твердой пищи может быть рвота, а в дальнейшем вероятен и полный отказ от нее.

Особенно обращает на себя внимание недостаток интереса к игрушкам. Ребенок или скользит по ним взглядом, или игнорирует их совсем, в любом случае конструктивных действий нет — нет стремления дотянуться до далеко лежащей игрушки или поднять упавшую.

Иногда легкие степени психического отставания выявляются вскоре после поступления в школу, хотя судить об интеллектуальном развитии школьника лишь по успеваемости нецелесообразно, так как на нее влияет интерес к учебе, психологическая готовность к обучению, а также отношения, складывающиеся между ребенком и классом или педагогами.

Клиническая оценка психического развития ребенка. Оценка психического развития по возможности должна проводиться как можно раньше, желательно сразу после рождения. Такая возможность развеять сомнения о нейропсихическом состоянии ребенка была бы весьма полезна, хотя только очень тяжелые степени отсталости проявляют себя в раннем периоде жизни, а легкие психические отклонения, бывает, не сочетаются с яркими соматическими симптомами, доступными для своевременной диагностики. К тому же причиной психического недоразвития могут быть постнатальные и экзогенные вредные влияния. Следовательно, необходимо составлять клиническое представление об интеллекте и развитии дитя на каждом из возрастных уровней.

В период новорожденности можно изучать некоторые поведенческие реакции: способность воспринимать расстояние, стараться отодвинуть голову назад в случае приближения какого-либо предмета, способность смотреть в сторону источника звука, а от неприятного запаха, наоборот, отворачиваться. Уже в первые дни жизни ребенок способен образовывать условные рефлексы, а на 2-й неделе смотреть на лицо матери при ее приближении дольше, чем на лица посторонних людей, и реагировать немного по-другому на человеческий голос, чем на другие звуки.

Необходимый минимум обследования нервно-психического развития новорожденного включает в себя:

1) пальпацию черепных швов и родничков;

2) измерение окружности головы (увеличение окружности головы может оказаться первым признаком, позволяющим предположить поражение мозга, при этом удобным критерием служит сравнительное измерение окружностей головы и грудной клетки — при рождении голова несколько больше, к полугодовалому возрасту они почти равны, а к 5 годам окружность груди на 5 см больше, чем окружность головы);

3) осмотр спины новорожденного для выявления кожных синусов;

4) изучение:
а) лица (лицо, характерное для определенных болезней, искаженные черты лица могут дать основание для диагноза такого заболевания, как гаргоилизм, характеризующегося выступающими надбровными дугами, лобными буграми, скулами, седлообразным и широким носом, увеличенными губами, узкими глазными щелями, также может быть выявлен лицевой парез),
б) глаз (нистагм, врожденные катаракты),
в) позитуры (напряжение из-за спастичности),
г) движений (количество, симметрия);

5) оценку:
а) мышечного тонуса,
б) наличия и качества хватательного и коленного рефлексов;

6) наблюдение за плачем;

7) грубое определение слуха;

8) исследование на фенилкетонурию;

9) оценку зрелости;

10) осмотр кожи (чрезмерная сухость и толщина кожи способствуют постановке диагноза гипотиреоза, изучение кожного узора может быть также полезным для диагностики, так как у отстающих число завитков на ладонях, как правило, меньше, а у больных с синдромом Дауна имеется еще и поперечная складка, очень редко обнаруживающаяся и у недоношенных детей с врожденными физическими аномалиями).

После 1 года для полной оценки развития детей необходим некоторый дополнительный материал. Для детей первых 5 лет, к примеру, можно использовать кубики, разноцветные и однородные геометрические фигуры, картинки, шарики, колокольчик, карточки с нарисованным кругом, треугольником, ромбом, бумагу, доску с отверстиями для вставления различных 10 фигур: треугольника, круга, ромба, квадрата, звезды и других. При этом исследовании могут быть выявлены некоторые симптомы поражения ЦНС, являющиеся признаками нарушения правильного формирования психики ребенка: гиперкинезы, нарушения внимания, расторможенное поведение, персеверации, или, другими словами, застревание на каком-то одном и том же действии.

При оценке развития ребенка более старшего возраста следует учитывать в большей степени социальную ориентацию его в меняющихся условиях, а именно:

1) как произошли его адаптация к обучению и психологическая перестройка при поступлении в детский сад, в школу;

2) умел ли ребенок установить дружеские отношения с детьми и деловые с учителем;

3) появилось ли положительное отношение к процессу обучения;

4) в какой мере выполняет нормированные учебные требования, способен ли следовать школьной программе, проявляет ли самостоятельность;

5) помогает ли ему пример окружающих его детей и взрослых в расширении своего кругозора и умственных способностей.

Тревожность ребёнка как состояние нервно – психического напряжения

(Консультация для воспитателей)

Тревожные дети

Тревожность – состояние нервно-психического напряжения,

когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. В

психологическом словаре дано следующее определение тревожности:

это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в

повышенной склонности испытывать беспокойство в самых

Почему возникает тревожность?

Причины развития тревожности

1. Врожденные особенности нервной системы.

В основе тревожности лежит врожденная слабость нервных процессов, которая характерна для людей с меланхолическим и флегматическим темпераментом. Повышенные переживания вызваны особенностями нейрохимических процессов, которые протекают в мозге. Эту теорию доказывает факт, что повышенная тревожность передается по наследству от родителей, следовательно, она закреплена на генетическом уровне.

2. Особенности воспитания и социальная среда.

Развитие тревожности могут спровоцировать чрезмерная опека родителей или недружелюбное отношение со стороны окружающих. Под их влиянием тревожные черты личности становятся заметны уже в детстве или проявляются в зрелом возрасте.

3. Ситуации, связанные с риском для жизни и здоровья.

Это могут быть тяжелые заболевания, нападения, автомобильные аварии, катастрофы и другие ситуации, которые вызвали у человека сильный страх за свою жизнь и благополучие. В дальнейшем эта тревога распространяется на все обстоятельства, которые ассоциируются с данной ситуацией. Так человек, переживший автомобильную аварию, испытывает тревогу за себя и близких, которые едут в транспорте или переходят дорогу.

4. Повторяющиеся и хронические стрессы.

Конфликты, проблемы в личной жизни, умственные перегрузки в школе или на работе истощают ресурсы нервной системы. Замечено, что чем больший негативный опыт у человека, тем выше его тревожность.

5. Тяжелые соматические заболевания.

Болезни, сопровождающиеся сильной болью, стрессом, высокой температурой, интоксикацией организма нарушают биохимические процессы в нервных клетках, что может проявляться тревожностью. Стресс, вызванный опасным заболеванием, вызывает склонность к негативному мышлению, что также повышает тревожность.

6. Гормональные нарушения.

Сбои в работе эндокринных желез приводят к изменению гормонального баланса, от которого зависит стабильность нервной системы. Часто тревожность связана с излишком гормонов щитовидной железы.

7. Неправильное питание и дефицит витаминов.

Нехватка питательных веществ приводит к нарушениям обменных процессов в организме. А мозг особенно чувствителен к голоданию. На выработку нейромедиаторов негативно влияет недостаток глюкозы, витаминов группы В и магния.

8. Отсутствие физических нагрузок.

Сидячий образ жизни и отсутствие регулярных физических упражнений нарушают обмен веществ. Тревожность – результат этого дисбаланса, проявляющийся на психическом уровне. И наоборот, регулярные тренировки активизируют нервные процессы, способствуют выбросу гормонов счастья и устранению тревожных мыслей.

9. Органические поражения головного мозга,при которых нарушается кровообращение и питание мозговой ткани:

• Перенесенные в детстве тяжелые инфекции;

• Травмы, полученные во время родов;

Психологи и нейробиологи сошлись на мысли, что тревожность развивается, если у человека есть врожденные особенности работы нервной системы, на которые наслоились социальные и психологические факторы.

Психологические симптомы тревожности.

(могут проявляться периодически или большую часть времени)

• чрезмерные переживания без повода или по незначительной причине;

• необъяснимый страх, перед каким-либо событием;

• неопределенный страх за жизнь и здоровье (личное или членов семьи);

восприятие обычных событий и ситуаций, как опасных и недружелюбных;

• ослабление внимания, отвлечение на тревожные мысли;

• сложности в учебе и работе из-за постоянной напряженности; повышенная критичность к себе;

Физические симптомы тревожности

(объясняются возбуждением вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов; Выражены незначительно или умеренно).

• ощущение кома в горле;

Поведенческие симптомы тревожности:

• облизывает или кусает губы;

Следует отличать тревожность от тревоги. Если тревога – это

эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка

(выступление на празднике, конкурсе и др., то тревожность является

устойчивым состоянием. Она не связана с какой-либо определенной

ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует

человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего то

конкретного, мы говорим о проявлении страха.

Значение тревожности

Тревогу принято считать защитным механизмом, который должен предупреждать человека о надвигающейся опасности из вне или о внутреннем конфликте. Борьба желаний с совестью, представлениями о морали, социальными и культурными нормами. Это, так называемая, полезная тревожность. В разумных пределах она помогает избежать ошибок и поражений.

Повышенная тревожность считается патологическим состоянием (не болезнью, но отклонением от нормы). Часто она является реакцией на перенесенные физические или эмоциональные стрессы.

Норма и патология.

Нормой считается умеренная тревожность, связанная с тревожными чертами характера. В этом случае у человека часто появляется тревога и нервное напряжение по самым незначительным поводам. При этом вегетативные симптомы (перепады давления, учащенное сердцебиение) проявляются очень незначительно.

Признаками психических расстройств являются приступы сильной тревоги, длящиеся от нескольких минут до нескольких часов,во время которых ухудшается самочувствие: слабость, боль в грудной клетке, чувство жара, дрожь в теле. В этом случае тревогаможет быть симптомом:

• Тревожного расстройства;

• Панического расстройства с паническими атаками;

• Тревожной эндогенной депрессии;

• Посттравматического стрессового расстройства.

Тревожный ребенок не обладает хорошим аппетитом, засыпает с

трудом, спит беспокойно, жалуется, что ему снятся страшные сны. Он

легко расстраивается, часто не может сдержать слезы, плохо

переносит ожидание. К чему может привести повышенная тревожность. Под влиянием тревогипроисходят нарушения поведения:

1. Уход в мир иллюзий.

Часто тревога не имеет четкого предмета. Для человека это оказывается более мучительным, чем страх чего-то конкретного. Он придумывает причину страха, тогда на основе тревожности развиваются фобии.

Возникает, если у человека повышена тревожность и занижена самооценка. Для того, чтобы избавиться от гнетущего чувства он унижает других людей. Такое поведение приносит лишь временное облегчение.

3. Безынициативность и апатия,

которые являются последствием длительной тревог и связаны с истощением душевных сил. Снижение эмоциональных реакций мешает разглядеть причину вызывающую тревожность и устранить ее, а также ухудшает качество жизни.

4. Развитие психосоматического заболевания.

Физические симптомы тревожности (сердцебиение, спазмы кишечника) усугубляются и становятся причиной заболевания.Возможные последствия: язвенный колит, язва желудка, бронхиальная астма, нейродермит.

Как помочь тревожному ребенку?

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными

детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

Обращайтесь к ребенку по имени, старайтесь делать ему как

можно меньше замечаний, хвалите его даже за незначительные

успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша

похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на

фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его

похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы

похвалить ребенка. Наказания же используйте лишь в крайних

случаях. И наказывая, не унижайте ребенка!

В работе с тревожными детьми полезны игры и упражнения, в

которых говорятся комплименты, приятные слова, высказываются

положительные мнения. Достижения детей могут отражаться на

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных,

наиболее волнующих его ситуациях.

Необходимо привлекать всех детей к совместному обсуждению

проблемы, говорить о чувствах, переживаниях, волнующих

ситуациях, страхах, проводить психогимнастические упражнения.

Можно использовать примеры литературных произведений и сказок.

Например, смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких

людей нет на свете, а тот, кто умеет преодолеть свой страх.

Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух, чего он боится.

Можно предложить нарисовать страх, рассказать о нем. Подобные

беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников

существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им

казалось, только для них.

Нельзя сравнивать детей друг с другом. Иногда травмирующим

фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия

как спортивная эстафета. Лучше сравнивать достижения ребенка с его

же результатами, показанными ранее. Даже если ребенок совсем не

справился с заданием,ни в коем случае нельзя сообщать родителям:

Необходимо исключать ситуации, в которых детские тревоги и

страхи усиливаются. К тревожным детям не следует предъявлять

завышенных требований, давать задания на скорость; спрашивать их

следует в середине занятия; нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом,

желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к

нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит

ребенка выражать свои тревогу и страх словами. И даже если он

приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять

эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере

успокоит ребенка. Сказки и истории должны быть со счастливым

концом: герой, пройдя через все преграды, обязательно должен

Очень полезно в работе с тревожными детьми применять ролевые

игры: разыгрывать ситуации, которые вызывают особую тревогу

возможность поиграть с куклой, символизирующей медицинского

3. Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры

на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию,

техника глубоко дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирание

тела. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу, для

чего приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую

одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям

Родители тревожного ребенка не должны:

- предъявлять ему завышенных требований;

Родители тревожного ребенка должны:

- ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии

другим членам семьи;

- снизить количество замечаний;

- быть ласковыми и нежными;

- помогать и поддерживать ребенка;

- быть единодушными и последовательными в своих действиях;

- выполнять вместе с ребенком упражнения на релаксацию.

тревожность родителей зачастую передается ребенку, тревожность педагога – ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку,взрослый должен позаботиться о себе: станьте менее тревожными сами!

Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы. Воспитатель:Роо Галина Сергеевна. Особенностью.


Игры с дошкольниками для снятия психического напряжения Как известно, игры положительно влияют на психологическое развитие детей. Хорошо в работе с детьми использовать игры, направленные на снятие.

Диагностика расстройств психики

Заболевания можно разделить на три основные категории:

· Расстройства личности.

Некоторые виды могут подпадать под несколько категорий.

Помните, что только опытный специалист по психическому здоровью может поставить реальный диагноз.

Узнайте, как ссоры родителей при ребенке влияют на психику малыша. Чем опасно выяснение отношений на глазах у малыша.

Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка

Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.

Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.

Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.

Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.

Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:

  • энцефалит;
  • менингит;
  • ВИЧ;
  • краснуха;
  • интоксикация ртутью;
  • отравление растительными ядами и т.д.

Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.

Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.

Воздействие отравляющих веществ может стать причиной нарушения формирования нервной трубки и спровоцировать развитие многих врожденных патологий. Влияние табачного дыма на новорожденного ребенка провоцирует замедление развития и появление признаков психического расстройства в дошкольном или подростковом возрасте.

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.

Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.

Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.

Когда возникают расстройства личности

Они диагностируются часто до 20 или даже 30 лет. Большинство людей с расстройствами личности ведут довольно нормальную жизнь и часто обращаются за психотерапевтическим лечением только в периоды повышенного стресса или социальных потребностей. Большинство людей могут относиться к некоторым или всем перечисленным чертам личности; разница в том, что это не влияет на повседневную работу большинства людей в той же степени, в какой это может быть у кого-то с одним из этих расстройств.

Индивидуальные отклонения черт личности, как правило, являются неотъемлемой частью человека, и поэтому их трудно лечить.

Как определить аутическое расстройство у младенцев

Уже с младенческого возраста человек стремится к общению, и это естественное желание, особенности развития личности. Адаптация в социальном плане происходит у малышей очень рано, когда они еще являются беспомощными. Поэтому, если имеется ранний детский аутизм, такое состояние быстро выявляется, не заметить его невозможно. В настоящее время медики всесторонне изучают эту проблему. Не секрет, что здоровые дети очень быстро начинают выделять маму из окружения, и с этим нет никаких трудностей. В то же время, если за младенцем по какой-либо причине ухаживает другой человек, то ребенок прекрасно осознает разницу, и реагирует на его присутствие иначе.

Иногда бывает так, что мамочка берет на ручки малыша, а кроха недоволен, даже старается вывернуться. Или же он выглядит совершенно равнодушным, когда мамочка его держит на руках, ласково баюкает. Подобные ситуации требуют особого внимания, ведь это могут оказаться признаки заболевания. Не исключено, что тут имеют место отклонения в психическом развитии. Подобная ассоциальность может свидетельствовать о том, что у крохи начинается развитие раннего детского аутизма. В медицинской практике этот недуг называют синдромом Каннера.

Ранний детский аутизм всегда заметен, пропустить такую симптоматику просто невозможно. Причем, это имеет отношение не только к клиническим проявлениям, но и к различным бытовым ситуациям, которые замечает каждый родитель. В частности, малыш не начинает разговаривать, даже когда проходят самые поздние сроки, и здесь уже не остается сомнений, что имеются признаки нарушения. Родственники в таких случаях стараются выяснить у педиатра, чем подобный фактор может быть вызван, но серьезные причины, как правило, во внимание не принимаются, и об аутизме никто не думает.

Признаки детского аутизма

Несмотря на то, что уже в младенчестве заболевание заметно, у родителей возникает беспокойство позже, когда малыш подрастает. В два годика и позже симптоматику раннего детского аутизма замечает каждый, она выражена ярко. Чтобы понять, что следует бить тревогу, родителям надо знать важные признаки заболевания. К примеру, карапуз не демонстрирует оживления во время общения с родителями, няней. Как известно, малыши очень радостно реагируют на появление близких людей, они смеются, машут ручками. У аутичных малышей такая реакция отсутствует, они всегда равнодушны к приходу папы с работы или появлению бабушки.

На внешние факторы страдающие аутизмом дети тоже не реагируют. Родители очень заблуждаются, когда считают, что в данном случае имеются определенные дефекты, связанные с органами чувств. У малышей, которым не исполнилось три годика, специфичные проявления синдрома могут отсутствовать, и в данном случае симптоматика имеет отношение к соматовегетативной недостаточности. Выявить это не сложно, малыш плохо спит, аппетит нарушен, родителей беспокоят частые капризы. Кроме того, для раннего детского аутизма можно считать характерным плач безо всякой причины. Ребенок плачет, хотя абсолютно не расстроен, и ничего его не беспокоит.

Разумеется, заболевание имеет и другие признаки. В частности, специалисты отмечают скудность эмоций, особая замкнутость. Родственники обнаруживают, что карапуз всегда пребывает словно за стеной из стекла, в особом мире, и происходящее вокруг него малыша совершенно не интересует и не привлекает внимания. Аутичный ребенок не желает контактировать ни с кем, в том числе, и с близкими родственниками. На нежность мамы или других близких людей карапуз не обращает внимания, он просто не замечает такого отношения. С другими детьми малыш тоже не играет, он не понимает их забав и веселья. В основном речь больными ранним детским аутизмом не усваивается, а если он и может разговаривать, то с большим трудом.

Особенности заболевания

Проблема аутизма у детей всегда характеризуется в первую очередь, трудностями в общении, и эта особенность является доминирующей, когда происходит формирование поведения. К тому же у детей с ранним аутизмом параллельно возникают и прочие нарушения психического характера. Если основное расстройство успешно лечится, то проявления других психических нарушений становятся менее заметными. В данном случае, дети страдают проблемами со слухом, могут быть трудности с речью, и даже умственная отсталость. Медики отмечают, что ранний детский аутизм всегда протекает сложно, потому, что заболевание является составляющим шизофрении. Соответственно, необходимо применять особый подход и методики.

Ранний детский аутизм, если сравнить с другими нарушениями, отличается максимальной дисгармоничностью в поведении, высокой степенью сложности. Специалистами отмечена клиническая картина, во внимание принимаются не только нарушения, возникающие в структуре психики. Существует мнение, что происхождение аутизма довольно многолико, имеют значение конституционные особенности. Также известно немало случаев, когда течение аутизма у детей имеет легкую форму. В данном случае хорошим примером можно считать такие нарушения, как психопатии.

Лечение

Узнав от врача, что малыш болен аутизмом, родителям трудно смириться с таким диагнозом. И хотя нарушения заметны даже не медикам, у родственников все равно остается надежда, что состояние придет в норму, как только ребенок станет немного старше. Известно, что иногда и в самом деле проявления болезни немного сглаживаются, когда дети взрослеют. Тем не менее, в наше время проблему аутизма нельзя считать изученной полностью, и во многих ситуациях медики не приходят к единому мнению, так что в данной области постоянно проводятся исследования. Определенный спор и разногласия возникают при обсуждении методик коррекции, элементов воспитания.

Установлено, что аутичные дети в определенных ситуациях способны вполне адекватно вести себя, и даже проявляют сообразительность. Многие любят слушать музыку, или стихотворения. Важно, что в это время малыш серьезен, у него умное личико. Конечно, наблюдая все это, родители не теряют надежду на то, что трудности устраняться самостоятельно. Нужно подчеркнуть, что такие надежды ничем не оправданы, ситуация не исправляется. Специалисты работают над созданием новых методов, позволяющих оптимально корректировать состояние, подход к лечению всегда индивидуальный.

Почему родителям трудно определить душевное состояние своего ребенка?

К сожалению, многие взрослые не знают признаки и симптомы психического заболевания у детей. Даже если родители владеют основными принципами распознавания серьезных психических расстройств, им часто трудно отличить легкие признаки отклонений от нормального поведения детей. А ребенку иногда не хватает словарного запаса или интеллектуального багажа, чтобы объяснить свои проблемы вербально.

Опасения по поводу стереотипов, связанных с психическими заболеваниями, стоимости использования некоторых лекарственных препаратов, а также — материально-технической сложности возможного лечения, часто откладывают сроки терапии, либо заставляют родителей объяснять состояние своего ребенка каким-то простым и временным явлением. Однако начинающее свое развитие психопатологическое расстройство сдержать ничего не сможет, кроме правильного, а самое главное — своевременного лечения.

Лечение психических проблем у детей

Терапия подбирается с учетом имеющихся у ребенка нарушений и степени их выраженности. Таким детям в период обострениям требуется прием лекарственных средств, позволяющих подавить симптомы. В схему лечения входят занятия с психологом и социализация.

Часто детям, страдающим описываемыми расстройствами, требуется индивидуальная программа обучения и длительная реабилитация. Могут применяться некоторые методы физиотерапии. Не во всех случаях возможно восстановление психического здоровья, но правильно подобранной терапией в большинстве ситуаций удается снизить выраженность симптоматических проявлений.

Симптомы и признаки

Все подростки время от времени ведут себя странно.

Они протестуют, стремятся к самовыражению не всегда привычными способами, грустят, проявляют агрессию.

Такое поведение считается нормальным и не требует корректировки.

Насторожить родителей должны следующие симптомы:

  1. Длительная меланхолия (более 3-4 недель).
  2. Неконтролируемая жестокость, опасная для окружающих.
  3. Попытки суицида, членовредительства.
  4. Внезапные приступы страха, паники, сопровождаемые нарушением дыхания и сердечного ритма.
  5. Длительный отказ от еды.
  6. Неряшливость, безразличие к своему внешнему виду.
  7. Плохая концентрация внимания, ухудшение памяти, восприятия.
  8. Невозможность адаптироваться в коллективе.
  9. Постоянная смена поведения от патологической веселости до приступов меланхолии.
  10. Отказ от общения не только с родителями, но и с друзьями.
  11. Длительные истерические припадки.
  12. Ощущения болей и других симптомов болезней, которых на самом деле у ребенка нет.

Что такое психическое расстройство?

С самого детства мы познаем мир. Даже младенец, который выражает чувства лишь на инстинктивном уровне, воспринимает чужие эмоции и интонации. Психика в раннем возрасте открыта к новым впечатлениям. Каждое событие накладывает свой след на социальные навыки, формирует привычки и повадки, помогает найти способ самовыражения в новом мире. Но далеко не всегда эти события несут позитивные эмоции. Даже случайно брошенное слово может запустить непростой механизм формирования тревоги и беспокойства. Часто взрослые не понимают, как именно работает разум ребенка, как он воспринимает слова и поступки старшего поколения.

Подростковые и детские психические расстройства можно условно разделить на четыре категории:

  • тревожные расстройства;
  • шизофрения;
  • социальные расстройства;
  • депрессивные расстройства.

Ни в коем случае не стоит заниматься самопознанием такой проблемы, пытаться найти решение в интернете или лечить ребенка по совету знакомых. Все, что связано с травмами психики, должно немедленно исправляться профессионалами, ведь неизлеченная болезнь способна создать огромные неприятности в более старшем возрасте.

Возможные последствия

Психические расстройства у подростков нельзя оставлять без внимания.

При отсутствии адекватной терапии они перерастут в полноценные заболевания психики, которые невозможно будет вылечить.

Это сделает ребенка инвалидом или приведет к самоубийству.

К возможным последствиям психических расстройств относятся:

  • тяжелая шизофрения;
  • суицид;
  • задержка психического развития;
  • развитие эпилепсии.

Виды патологии

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода. По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства: наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.