Афазия семантическая и сенсорная по л с цветковой

Афазиология как наука и область практики существует более 100 лет. В основном, в период развития афазиология являлась в первую очередь сферой интересов неврологов, логопедов, лингвистов.

Стала активно продвигаться эта наука с 30х гг ХХ века, в основном благодаря исследованиям отечественных авторов во главе с профессором (скажите как его зовут?!) – А.Р.Л. Эти исследования показали: речь не исчерпывается простыми процессами – ассоциации образа и звукового обозначения слова. Слово – сложная единица кодирования речи, несущая не только функцию не только обозначения вещи, но и ее анализа и обобщения. Психофизиологической основой речи является функциональная система, включающая ряд анализаторных систем, опирающаяся не на какой-то узкий участок мозга, а на совместную работу ряда структур (см. вопрос про ФС). Кроме того, речь включает афферентные синтезы и их дальнейший переход на системы иннерваций и т.д.

Все это дало основание пересмотреть взгляды на патогенез, механизмы и структуру афазии (и следовательно, перестроить процесс реабилитации!!).

А что же дальше, после Лурия?

Афазия и предметный образ. Называние предмета – сложный процесс. При всех формах афазии нарушается номинативная ф-ция речи. Лурия: дефекты называния при моторных и сенсорной афазиях являются вторичными. Наименее изучен этот дефект при акустико-мнестической и амнестической.

Цветкова, Калита: эксперимент состоял из 2х частей:

1. исследование способности больных к выделению существенных признаков класса объектов и отдельных объектов на основе зрительного восприятия или представления – рисование и классификация изображений (проверяем, сохранно ли выделение характерных признаков и какие признаки выделяет).

Результат: у больных с данными формами афазии нарушено вычленение отличительных признаков отдельных конкретных предметов как на уровне зрительного восприятия, так и на уровне зрительных представлений. Выделение признаков группы остается сохранным. Слово, обозначающее предмет, не помогало актуализации его образа.

Предполагаемый вывод: в основе амнестической афазии лежит нарушение чувственной основы слова.

2. картинки (всего 100) – предметы обихода, предметы детского словаря, явления природы, действия, качества предмета (цвет, вкус, форма). Картинки предъявлялись по 10 раз, фиксируем время актуализации каждого слова.

Результат: легче всего – слова, обозначающие качества, затем – действия, самое трудное – слова, обозначающие предметы.

Вывод: нарушение гностической основы слова проявляется в дефектах выделения характерных признаков отдельного предмета, в тенденции к уравниванию признаков отдельного предмета с признаками, характерными для однородной группой предметов. Конкретный механизм дефекта – нарушение способности вычленять существенные признаки. На уровне речи это проявляется в виде нарушения избирательности, т.е. все слова становятся равновероятными, и актуализация нужного слова заменяется перебором всех слов из семантической группы.

Другие работы тех же авторов подтверждают эти выводы: при упрочении зрительного восприятия идет восстановление называния. У больных с другими формами афазии (динамической и моторной) не было обнаружено нарушения предметных рисунков по типу их искажений или контаминаций, но наблюдается дефицит предметных рисунков.

При рисовании (свободные визуальные ассоциации) только больные с акустико-мнестической и амнестической формами афазии начинали выполнять задание без обозначения своего намерения словом-наименованием. Они называли свой рисунок после рисования или – реже – во время. Другие афазики сначала называют.

При всех формах афазии нарушаются не только зрительные, но и слуховые, и осязательные образы-представления.

Нарушение понимания и повторения речи при афазии. При поражении второй височной извилины л п\ш. Лурия: в основе нарушения – дефекты слухо-речевой памяти; физиологический механизм нарушения речи – повторения, понимания, возникновения вербальных парафазий, контаминаций – повышение про- и ретроактивного торможения ослабленных слухо-речевых следов, а также явление уравнивания интенсивности следов. Современная психология: повторение слова – сложный процесс, в котором участвут не только слуховое восприятие и артикуляция, но и понимание значения слова.

В исследовании изучалось повторение отдельных звуков и серий слов с учетом 3 параметров:

учитывались возможные влияния нарушений звукоразличения, дефектов артикулирования и трудности запоминания.

Результаты: длина слова и его частотность влияет на правильность повторения больными с акустико-мнестической афазией, заинтересованность перцептивного звена. Разбиение слова на части и многократное повторение по частям способствует повторению и пониманию. Нарушение повторения при моторной афазии связано с дефектом выбора нужных артикулем или их последовательности в слове (даже при грубых дефектах повторения сохраняется понимание). При сенсорной афазии ошибки повторения связаны со звукоразличением → вторичное нарушение повторения и понимания.

Зимняя: уровни восприятия:

1. распознавание отдельных звуков.

2. восприятие звукосочетаний

3. уровень смыслового восприятия

при акустико-мнестической афазии нарушается 2й уровень.

При моторной и сенсорной афазиях не надо заниматься осознанным и произвольным повторением.

Выводы об акустико-мнестической афазии:

· один из механизмов нарушения повторения и восприятия речи – сужение объема слухо-речевого восприятия

· вторично наступает дезинтеграция разных уровней слухо-речевого восприятия → парагнозии и парафазии

· на расширение объема восприятия и правильность повторения положительно влияет частотность слова, а также спец.организация восприятия (разбиение слова на части)

другое исследование: зависимость понимания слов от звуковой структуры и семантики слова. Фонетическая сложность, длина и частотность учитывается.

Результаты: обнаружено нарушение понимания на уровне слова при всех формах афазии. 3 вида ошибок:

4. грубое отчуждения смысла слов

Понимание слов-существительных более грубо нарушается при сенсорной афазии (больше времени уходит на понимание, много ошибок), трудны для понимания близкие по значению и по звуковому звучанию слова. Следующая по степени выраженности ошибок понимания – акустико-мнестическая афазия – ошибки по типу семантической близости преобладают. При моторных афазиях понимание речи нарушается на звене звукоразличения и в звеньях выбора альтернатив в пределах семантического поля и в звене перешифровки логико-грамматических конструкций на единицы значения и смысла. Эфферентная моторная афазия → нарушение понимания обобщенных слов (система связей сужается до конкретно-ситуативного понимания. При афферентной – напротив, расширяется значение слова – значение обобщенного слова теряет свои категориальные границы.

При всех формах афазии понимание глаголов нарушается сильнее, чем существительных. По степени нарушения понимания:

1. сенсорная (58% ошибок)

2. акустико-мнестическая (34%)

3. афферентная моторная (23%)

4. семантическая (15,6%)

5. эфферентная моторная (15%)

6. динамическая (11%)

Ведущая ошибка для всех форм афазии – семантическая.

Нарушения лексики при афазии. Одно из направлений исследования нарушений лексики при афазии – исследование глагола. Глагол – конструирующий элемент речи. Использование глагол нарушается при формах афазии с нарушением построение высказывания.

Глагол несет 2 функции:

1. номинативную (называние действия)

2. грамматическую (организация предложения)

У больных с эфферентной моторной и акустико-мнестической формами афазии актуализация глаголов нарушена. У эфферентных афазиков это обусловлено патологической инертностью и дезорганизацией грамматической стороны речи. Акустико-мнестические афазики имеют трудности с глаголами из-за дефектов припоминания и выбора слов из семантического поля. У больных с моторной эфферентной семантических полей меньше, но слов в них больше и границы между полями четкие. При акустико-мнестической – полей больше, но слов в них меньше и границы слабже. Это и есть структурное изменение лексики при акустико-мнестической афазии – расширение значения слова, дефект селективности.

Исследование объективной и субъективной частотности (Цветкова, Колыкова). Словарь субъективной частотности отражает пассивный запас слов, объективной – активный словарь.

1. доля высокочастотных слов у больных с афазией резко снижена по сравнению с речевой формой как для активного, так и для пассивного запаса.

3. для активного лексического словаря характерно большое качественное однообразие по сравнению с нормой.

У афазиков наблюдается бессистемное снижение лексики (одинаково оценивают слова мало и хорошо знакомые), более занижена абстрактная лексика.

Выводы: при всех формах афазии слово нарушается как система многомерных связей, распадается внутреннее единтсво разных его планов – выражения, звучания и значения.

Значение нового в афазиологии. Это важно для диагностической и реабилитационной работы. Теперь можно рассматривать афазию как системное нарушение речи, захватывающее различные уровни организации речи. Афазия – многофакторное явление, включающее собственно нарушение речи, связь с нарушением других психических процессов, изменение личности, личностную реакцию на дефект.

Если коротко и сжато:

1. акустико-мнестическая афазия связана прежде всего с дефектами процесса восприятия зрительной и акустической модальности и с нарушением предметных образов. Уменьшение объема восприятия, возможно, связано с дефектами процесса восприятия в звене иконической памяти. Симультанное восприятие заменяется сукцессивным.

2. нарушения понимания наблюдаются не только при сенсорных формах афазии, нго и при моторных. Наиболее частая ошибка для всех форм афазии – семантическая замена.

3. методы восстановления понимания речи должны все это учитывать: а) ВО больных с моторными формами афазии надо строить с учетом необходимости специальной работы над импрессивной речью; б) методы обучения должны учитывать наличие семантических замен, нарушение многозначности и частотности лексики, нарушение предметных образов и т.п.

4. в ВО надо учитывать и данные о лексике – в частности, об употреблении глаголов.

5. важно: уменьшение частотной лексики при афазиях. Это значит, что надо специально подбирать словарь, по которому ведется обучение больных.

6. важно: разный характер нарушения семантических полей при разных формах афазии.

Семантическая афазия — это комплексная речевая патология, связанная с нарушением осмысления логико-грамматических структур. Возникает при поражении теменно-височно-затылочной области (зона ТРО) левого полушария.

При данном виде афазии человек испытывает трудности с пониманием семантики языковых единиц, особенно в контексте сложных грамматических конструкций, страдает расстройством визуального и пространственного мышления, акалькулией и элементами апраксии.

Синдром, характеризующийся постепенной потерей способности говорить, читать, писать и понимать, что говорят другие, относятся к категории первичной прогрессирующей или семантической афазии.

Что такое семантическая афазия

Люди, страдающие семантической афазией, испытывают большие трудности с пониманием значения слов, поиском названий или наименованием живых и неживых объектов. Со временем люди семантической афазией начинают использовать более общие названия для конкретных вещей.

Например, они могут сказать “животное “вместо “собака”.”По мере того, как их понимание слов ухудшается, они могут в конечном итоге перестать понимать речь окружающих.

Семантическая афазия как отдельный вид афазии впервые описана английским врачом-афазиологом Генри Хэдом. Он предложил психолингвистическую классификацию афазий.

Впоследствии нейропсихологическая концепция учёного разрабатывалась другими исследователями, в том числе нашла отражениев в работах советского психолингвиста А. Р. Лурия, который дал более подробное описание этой патологии.

Она представляет собой нарушение когнитивного характера: отсутствует понимание семантики лексемы в контексте логико-грамматических языковых конструкций.

Причины

  • острые нарушения кровоснабжения мозга (геморрагический инсульт, ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние и др.);
  • раковые опухоли мозга и других органов, метастазирующих в мозг;
  • ЧМТ;
    повреждение коры головного мозга при проведении нейрохирургической операции;
  • заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит), а также абсцессы мозга различной этиологии (сифилис, туберкулёз, вирусная, бактериальная, грибковые инфекции);
  • нейрологические заболевания дегенеративного характера (например, болезнь Паркинсона).

Патогенез

Вышеуказанные факторы вызывают поражение отдельных участков головного мозга (21-е, 37-е, 39-е, 40-е, 52-е поля по Бродману), которые входят в блок перцептивных процессов общения: принятия, осмысления и хранения поверхностной информации. Эти поля объединяют полимодальную информацию.

При семантической афазии остаётся неизменным понимание основного, первичного значения слова, связанное с его звуковой оболочкой. Нарушения присутствуют в восприятии второстепенного, переносного или омонимичного значения, семантики слова в контексте словосочетания или предложения.

Возникают проблемы с восприятием обращённой речи, нарушение пространственного восприятия, конструктивная апраксия, амнезия, заключающаяся в трудностях подбора необходимых для высказывания лексем.

Классификация

Семантическая афазия имеет три стадии:

  1. Лёгкую. Нарушается последовательная связь между явлениями, встречаются ошибки в разграничении причины и следствия. Возникают сложности при контекстуальном подборе того или иного слова, толковании сложных речевых конструкций. Наблюдаются трудности в решении задач на логику.
  2. Среднетяжёлую. Наблюдаются сложности в понимании грамматологических конструкций и иносказательных оборотов, в осуществлении арифметических действий.
  3. Тяжёлую. Характерны выраженные расстройства визуально-пространственного восприятия. Понимание грамматических оборотов и предложных конструкций значительно затруднено или недоступно.

Поскольку данное нарушение в первую очередь влияет на височную долю мозга, то процесс этот можно назвать необратимым.

Чаще всего семантическая афазия наблюдается у людей в возрасте 50-60 лет и может продолжаться на протяжение 12 лет. Хотя эти цифры приблизительны, и могут отклоняться в ту или другую сторону.

Зачастую кроме речевых нарушений появляются отклонения в поведении. Лекарств, чтобы излечить данное состояние, к сожалению пока нет. Есть препараты, которые могут улучшить состояние, помочь сохранить в памяти некоторые моменты из жизни. Однако более благоприятного прогноза дать никто не может.

Исследования показали, что физические упражнения помогают улучшить здоровье мозга и улучшает настроение и общую физическую форму. Сбалансированное питание, достаточный сон и ограниченное потребление алкоголя являются другими важными способами содействия хорошему здоровью мозга.

Другие болезни, которые влияют на мозг, такие как диабет, высокое кровяное давление и высокий уровень холестерина, также должны лечиться при наличии.

Когда бить тревогу?

Бить тревогу и проводить тщательное диагностическое обследование необходимо при наблюдении следующих трех показателей, если:

Происходит постепенное ухудшение языка (не только речи).Языковая проблема изначально является единственным недостатком.Основной причиной является нейродегенеративное заболевание.

Отличительной чертой семантического варианта афазии является прогрессирующая потеря значений слов. Если существуют дополнительные серьезные проблемы в идентификации объектов или лиц, это состояние также называется семантической деменцией.

Другие языковые навыки, включая способность производить речь и повторять фразы и предложения, произносимые другими, не затрагиваются. Однако, хотя пострадавшее лицо может продолжать говорить свободно, его речь становится неясной и трудной для понимания, потому что многие слова опущены или заменены.

Проблемы с языком увеличиваются со временем. Происходит медленная, но прогрессирующая потеря словарного запаса и способности понимать, что говорят люди. Речь становится все более расплывчатой, и количество речи имеет тенденцию уменьшаться.

В дальнейшем при болезни нарушаются неязыковые функции. В частности, человеку может быть все труднее распознавать знакомых людей или предметы домашнего обихода. Возрастают также проблемы, связанные с осуществлением нормальной повседневной жизнедеятельности.

Как распознать?

По ряду признаков можно узнать, что у человека начинается или прогрессирует рассматриваемая нами форма афазии.

Невозможность вспомнить названия объектов; трудность “нахождения правильного слова”.” Пострадавшее лицо может не иметь возможности назвать изображение грузовика или может заменить другое слово в той же категории, например “автомобиль” вместо “грузовик”.”

Пострадавший человек не может вспомнить, что означают слова, особенно слова, которые менее знакомы или используются реже. Например, он может спросить “ ” Что такое грузовик?”

Когда пациента просят принести апельсин, он может вернуться с яблоком, потому что значение слова “апельсин” потеряно. Это не означает, что объект не распознается, о чем свидетельствует тот факт, что пациент не будет пытаться съесть апельсин, не очистив его.

Неспособность вспомнить, что такое знакомый объект или как он используется. Например, пострадавший может быть не в состоянии идентифицировать общие кухонные принадлежности и то, как они используются в приготовлении пищи. Это очень необычно на начальных этапах семантической афазии, но может появиться позже.

Трудность чтения и написания слов, которые не следуют правилам произношения или правописания; такие слова пишутся или произносятся “как будто” они следуют правилам.

Симптомы семантической афазии

  1. Фразовая речь экспрессивная, нормальная по объёму и скорости, но состоит из простых предложений.
  2. Характерны грамматические ошибки, касающиеся согласования слов, употребления нужной падежной формы.
    Человек понимает значение простых синтаксических конструкций и отдельных слов. Распространённые или сложные предложения недоступны для понимания.
  3. Затруднено восприятие обособленных оборотов, вставных конструкций, сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
  4. Поговорки, пословицы, метафоры, фразеологизмы и другие устойчивые выражения воспринимаются не в переносном, а прямом значении (например, что посеешь, то и пожнёшь; цыплят по осени считают; счастливые часов не наблюдают; сесть в лужу, вставлять палки в колеса, делать из мухи слона).
  5. Нарушено понимание частеречного членения языковых единиц. Имена сущ. бег, рассвет, отлёт пациенты относят к глаголам, а глаголы зеленеть, краснеть – к прилагательным; прилагательные, ставшие существительными (столовая, мороженое, булочная) считают прилагательными.
  6. В связи с нарушением понимания грамматической категории слова пациент не может понять и выполнить просьбы такого типа: дотронуться до головы линейкой, показать стакан карандашом.
  7. Нарушается понимание предложно-падежных конструкций вследствие пространственной агнозии (под столом, над головой, на столе, в тумбочке), форм сравнения (быстрее, медленнее; больше, выше, ниже), словоформ Р.п. (пальто матери, машина друга), оборотов с временным значением (после весны, накануне праздника).
  8. Нарушается восприятие времени и пространства. Человек не может выполнить простую просьбу: расположить предметы определённым образом (например, карандаш положить с правой стороны от ластика и слева от книги; тетрадь положить на середину стола).
  9. Развивается акалькуляция, связанная с трудностями выполнения последовательных арифметических действий. Возникают проблемы с пониманием порядковых чисел.
  10. Наблюдаются нарушения в лексико-грамматическом развёртывании высказывания. Пациент также забывает наименования некоторых предметов при создании предложения. В таких случаях часто наблюдается использование описательных оборотов (то, чем пишут; то, из чего пьют), или слов с категориальным значением (это такой фрукт, такая мебель), прослеживается выстраивание ассоциативных связей как способ замены основного слова (жёлтое, светит в небе)
  11. Письменная речь, так же, как и устная содержит только неусложнённые синтаксические конструкции, могут наблюдаться проявления аграфии.
  12. Способность читать и понимать прочитанное сохраняется, но для полноценного восприятия и осознания доступны только простые тексты, написанные без использования сложных, длинных предложений. Чтение художественной литературы чаще всего не осознанное.

Диагностика

С целью диагностики заболевания применяют различные методы, среди которых: магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, исследование церебральной гемодинамики, анализ цереброспинальной жидкости, транскраниальная ультрозвуковая допплерография (УЗДГ), дуплексное сканирование . Анализируются данные анамнеза (наличие ЧМТ, опухолей, перенесённого инсульта и т.п.).

Обязательна консультация невролога и логопеда.

В тех случаях, когда семантическая афазия не ярко выражена, определение речевых нарушений возможно только при выполнении специально подобранных заданий и упражнений, направленных на выявление тех или иных нарушений.

При постановке диагноза важно дифференцировать семантическую афазию от других нарушений речи. В отличие от дизартрии сохраняется артикуляционная способность. От акустических видов афазий семантическая отличается сохранностью фонематического слуха и слухоречевой памяти. При динамической афазии речь становится неэкспрессивной, наблюдается стереотипность высказываний, что не происходит при семантической афазии.

Лечение семантической афазии

Лекарственная терапия ноотропными и вазоактивными препаратами должна проводиться одновременно с логопедической коррекцией и реабилитационными мероприятиями.

Реабилитационная работа проводится неврологом, логопедом, нейропсихологом. Лечение должно быть комплексным.

Логопедическая коррекция включает:

  • восстановление визуально-пространственного мышления (пациенту предлагаются различные упражнения: дорисовать фигуру или недостающие части рисунка, собрать пазл, расположить предметы в соответствии с заданием);
  • восстановление семантического восприятия (проводится разбор грамматических словоформ, однокоренных слов, слов многозначных и омонимов и их употребление, дифференциация причастных и деепричастных оборотов, подбор синонимов и антонимов, толкование устойчивых выражений и метафор);
  • восстановление арифметических способностей (при лёгкой форме решаются логические задачи (например: Коля выше Пети, но ниже Васи. Кто из мальчиков выше всех? Ниже всех?); при средней разбираются этапы решения сложных математических выражений; при тяжёлой добиваются умения решать элементарные примеры на сложение и вычитание).

Каков прогноз для людей с семантической афазией?

Успешность лечения зависит от причины, особенностей проявления и течения болезни, а также эффективности врачебных действий и назначений.

Немаловажное значение имеют возраст больного и осознание им степени тяжести заболевания, желание лечиться. В некоторых случаях пациент не видит никаких проблем и, соответственно, отказывается от врачебной помощи.

При своевременном логопедическом лечении и нетяжёлых формах болезни прогноз благоприятный: все речевые функции восстанавливаются. Тяжёлые нарушения требуют более длительного лечения. В этом случае полного восстановления всех норм речи может и не произойти.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении различных поражений головного мозга: травм, цереброваскулярной патологии, инфекционных и онкологических болезней.

Это трудный вопрос, чтобы ответить на него, так как было очень мало исследований в данной области, и он может быть чрезвычайно изменчивым от человека к человеку. Однако мы знаем, что с момента появления симптомов многие люди будут жить более 10 лет, может быть более 15 лет.

Речевые и языковые терапевты и исследователи оценивают способность людей с афазией понимать отдельные слова. Они обычно полагаются на тесты, которые требуют от человека с афазией, чтобы слушать, или читать слово, а затем указать на соответствующую картину.

Эти тесты не могут быть хорошей мерой истинных способностей людей, однако, потому что они включают в себя гораздо больше, чем просто смысл слова.

Кроме того, этот тип оценки, как правило, только проверяет понимание слов для материальных объектов, таких как ручка или яблоко, и не проверяет слова для абстрактных понятий, таких как любовь или случай, которые также часто используются в повседневной беседе.

Случай

В отделение неотложной помощи больницы поступила 81-летняя женщина с жалобами на проблему при чтении. Женщина каждый день читала книги и газеты. У нее было полное высшее образование.

За день до поступления она проснулась утром, заметив, что буквы любых текстов, которые она пыталась прочитать, были “перемешаны”, что сделало ее чтение очень трудным. Поскольку других неврологических нарушений не было, а ее зрение, как утверждает, не пострадало (визуальные симптомы не были обнаружены), она решила подождать следующего дня, чтобы обратиться за помощью.

В отделении неотложной помощи ее артериальное давление составляло 140/90 мм рт.ст., частота сердечных сокращений-90 ударов в минуту, нормальная аускультация сердца и легких и отсутствие шейных отростков.

При неврологическом обследовании:

она была внимательна и ориентирована, с сохраненной беглостью и повторяемостью, без парафаз;
ей было трудно назвать обычные предметы (она могла назвать ручку, а не часы, но могла сказать назначение каждого предмета) и вспомнить имя сопровождающего ее сына, и она не могла назвать имена своей дочери или своих 5 внуков, хотя она знала, кто они такие;
долговременная память не была нарушена;
была представлена жесткая трудность для чтения простых текстов, а также для письма, включая ее собственное имя;
агнозия пальцев и левосторонняя дезориентация не были замечены;
конструктивный праксис и способность к исчислению были пощажены;
наблюдалась правосторонняя омонимичная гемианопсия, и не было никакого двигательного дефицита.

Электрокардиограмма выявила синусовый ритм с неспецифическими изменениями реполяризации желудочков. При компьютерной томографии головного мозга выявлен левый задний височно-теменно-затылочный инфаркт, который включал угловую извилину и исключал нижнюю височную извилину.

Магнитно-резонансная томография головного мозга подтвердила те же результаты.

После этого пациент был госпитализирован в отделение интенсивной терапии и начал принимать ацетилсалициловую кислоту в дозе 300 мг в день вместе с терапией статинами.

Во время пребывания в больнице дополнительно назначались антигипертензивные препараты.

Значимых эхокардиографических нарушений выявлено не было, но при допплерографическом исследовании были выявлены незначительные нарушения сонных артерий, обусловленные наличием атеросклеротических бляшек; наряду с данными томографии головного мозга и клиническими результатами, эти результаты предполагали возможную атеротромботическую этиологию инсульта, но не было обструкции более 50% в артериях шеи.

Она все еще делала некоторые семантические ошибки, когда выписывалась домой через несколько дней.

Семантическая афазия также известна как аномальная афазия из-за нарушения именования, которое является характерной особенностью этой формы языкового нарушения.

У нашего пациента наблюдалась семантическая афазия, приводящая к затруднениям в чтении (Алексия) и письме (аграфия), а также омонимичная гемианопсия, которая была верифицирована только при неврологическом обследовании, в результате чего был поставлен диагноз острого ишемического инсульта.

Классические компоненты синдрома Герстмана не наблюдались, но вовлеченность левой угловой извилины и ее смежность, вероятно, могли бы объяснить признаки и симптомы, с которыми мы столкнулись.

Так как размер поражения считался большим 9(более 1,5 см на любой плоскости), прогноз может быть не так хорош для производительности языка, но последовательная оценка должна быть дополнительно проведена для оценки эволюции.

Левая угловая извилина интегрирует функции из нескольких других областей мозга. Это может объяснять ориентацию слева направо, конструктивную практику, именование, чтение и письмо (пространственное представление слов), исчисление и распознавание пальцев.

Теперь мы знаем, что большинство этих функций распределены по нейронным сетям с параллельной обработкой, и не локализованы в определенной области мозга, но неполная форма нарушения пространственного представления может быть обнаружена у пациентов с травмами угловой извилины или рядом с ней.

К сожалению, наша пациентка не смогла получить лечение, потому что ей потребовалось более 24 часов, чтобы обратиться за неврологической помощью.

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Характеристика сенсорной афазии.

Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике. Он показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (рис. 18, поле 22). Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. Длительное время причины нарушения понимания при этой форме афазии оставались неясными. Лишь в 30-е годы нашего века отечественными психологами было установлено, что в основе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха.

Проявл: 1.Наруш. поним. речи – чужая речь как нечленоразд-й поток звуков. 2.Наруш. фонемат. слуха; 3.Расстр. слух. контроля за собств. речью, много парафазий (Искажение отдельных элементов речи - замены слов в устной речи другими, близкими по смыслу или звучанию (П. вербальная) и пропуски, замены, перестановка отдельных звуков в словах, приводящие к их искажению (П. литеральная).)(ЧЕМОДАН–ШКАФ). 4.Логорея (многоречивость) с аграмматизмами. 5.Незаконч-ть высказ-я, пропуски слов, зам. сущ-х местоим. 6.Наруш. счета: вместо реш. примера копируют 2+3=2+3 (счет восст-ся быстро).

Процесс слухового, акустического запоминания является прямым продолжением процесса восприятия, т. е. акустико-гностического анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а тем более необходимость запомнить следующее слово, по смыслу не связанное с предыдущим словом, отвлечение на него внимания, неизбежно тормозит и блокирует акустико-мнестические процессы.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия, 1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975) (рис. 18, поля 21 и 37).

А. Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.

Амнестико-семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария (рис. 18, поле 39). При поражении теменно-затылочных (или задних нижне-теменных) отделов полушария головного мозга сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава слова, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематического восприятия.

Проявл: 1.Вместо наз. слова описание предм, замена слова фразой. 2.Наруш. поним. сложных смысл. и грамм. взаимоотн-й слов (не м. распол-ть 3 предм. по инстр-и. 3.Затрудн. поним. сравнит-х словосоч-й с нареч. 4.Наруш. коммуникация отн-й: БРАТ ОТЦА и ОТЕЦ БРАТА. 5.Непоним. метафор, пословиц, поговорок. 6.Бедность лексики. 7.Письм. речь: стереотипн-ю синтаксич. форм. 8.Грубые наруш. счетных операц.

40 Нарушение письменной речи: виды и их характеристики.

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Для обозначения нарушений письма в основном используются термины: дисграфия, аграфия, дизорфография, эволюционная дисграфия.

Классификация дисграфииосуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. Выделяются следующие виды дисграфий:

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.