Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы функции методы исследования

Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологи­ческих процессов растущего организма и непрерывная адаптация его к меня­ющимся условиям внутренней и окружающей среды. Нервная система закладывается уже на самых ранних этапах эмбриональной ста­дии (2 - 3-я неделя), и в течение всего срока беременности происходят интенсив­ные ее рост и развитие. Ребенок рождается с большим по объему, но морфологи­чески и функционально незрелым мозгом, дальнейшее совершенствование и дифференцировка которого происходят под многочисленными воздействиями вне­шней и внутренней среды до 20 - 25-летнего возраста.

Более законченную структуру имеет таламопаллидарная система, где миели­низация происходит еще во время внутриутробного этапа. Мозжечок относи­тельно высоко расположен, мал, имеет продолговатую форму и неглубокие борозды.

Наряду с недостаточным развитием клеток коры большого мозга и ее центров отмечается и функциональная ее слабость. Множество импульсов, поступающих в нее от интеро- и экстерорецепторов, вызывают в коре пассивное, длительное, иногда запредельное торможение, поэтому дети первых месяцев жизни спят боль­шую часть суток. Основные жизненные функции новорожденного регулируются межуточным мозгом (подкорковыми центрами таламопаллидарной системы), что объясняет, в частности, бессознательные, некоординированные, атетозоподобные движения новорожденных. Постепенная дифференцировка и миелинизация нервных клеток VII слоя коры и их аксонов, составляющих пирамидные пути, обусловливают последовательность развития статических и моторных функций ребенка. По мере созревания коры движения становятся все более точными, целенаправленными, а подкорковые узлы остаются регуляторами тонуса мышеч­ных групп.

Спинной мозг. Масса при рождении составляет всего 2—6 г, к 5 годам она утраивается, а к 20 — увеличивается в 5—8 раз. Длина спинного мозга увели­чивается преимущественно в грудном отделе и медленнее, чем размеры спинно­мозгового канала, поэтому нижний его сегмент расположен у новорожденного на уровне III поясничного позвонка, а к 4—-5 годам — между I и II поясничными позвонками, как и у взрослого, что практически важно учитывать при проведении спинальной пункции. Спинной мозг к моменту рождения имеет более законченное строение, к 2 годам он почти соответствует спинному мозгу взрослого и функцио­нально более совершенен, чем головной. На уровне рогов спинного мозга, миели­низация которых происходит еще на внутриутробном этапе развития, в основном замыкаются дуги врожденных безусловных рефлексов.

Периферическая нервная система. У новорожденного пред­ставлена редкими, недостаточно миелинизированными и неравномерно распреде­ленными пучками нервных волокон, миелинизация которых заканчивается на 2 - 4-м году жизни.

Вегетативная нервная система. Функционирует уже у новоро­жденного. После рождения отдельные симпатические узлы сливаются между собой, образуя мощные сплетения. Периферические ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие и миелинизацию к 3 - 4 годам. К этому времени уста­навливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообра­щения. Вследствие этого у детей раннего возраста физиологичной является сим-патикотония, на 3 - 4-м году сменяющаяся ваготонией. Затем устанавливается равновесие двух систем, а в пубертатном периоде нередко возникает вегетососудистая дистония на фоне гормональной перестройки.

К моменту рождения периферические отделы анализаторов - органы чувств - структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.

Оценивая высшую нервную деятельность ребенка и соответствие развития его ЦНС возрасту, необходимо помнить следующее: 1) дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей и нервных стволов происходят в опреде­ленной последовательности; 2) образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и его подкрепления (в ран­нем детском возрасте — пищевая доминанта); 3) структурное совершенствование коры идет параллельно развитию функции, причем последняя при правильном воспитании (направленная выработка положительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологического субстрата и способ­ствовать ему.

Организм человека представляет собой сложную высокоорганизованную систему, состоящую из функционально связанных между собой клеток, тканей, органов и их систем.

Такую взаимосвязь (интеграцию) или объединение в одно целое функций, их взаимную работу обеспечивает ЦНС.

ЦНС регулирует все процессы, протекающие в организме, поэтому с ее помощью происходят наиболее адекватные изменения работы различных органов, направленные на обеспечение той или иной его деятельности.

ЦНС также осуществляет связь организма с внешней средой путем анализа и синтеза поступающей к ней разнообразной информации от рецепторов. Она выполняет функции регулятора поведения, необходимого в конкретных условиях существования. Это и обеспечивает адекватные приспособления организма к окружающему его миру. Кроме того, с функциями ЦНС связаны процессы, лежащие в основе психической деятельности человека.

Методы исследования функций центральной нервной системы

В процессе исторического развития в физиологии возникла необходимость перехода от описательных методов изучения функций головного мозга к экспериментальным. При этом многие методы сочетаются и используются комплексно. Важнейшие из них рассмотрены ниже.

  • 1. Метод разрушения, или экстирпации, различных отделов ЦНС. С помощью этого метода можно установить, какие функции ЦНС выпадают после оперативного вмешательства, а какие сохраняются.
  • 2. Метод перерезки дает возможность изучить значение в деятельности того или иного отдела ЦНС влияний, поступающих от других ее отделов (перерезка производится на различных уровнях ЦНС). Полная перерезка, например спинного мозга или ствола мозга, разобщает вышележащие отделы ЦНС от нижележащих и позволяет изучить рефлекторные реакции, которые осуществляются нервными центрами, расположенными ниже места перерезки. Кроме того, этот метод может быть использован для изучения связей между различными отделами ЦНС, например в коре.
  • 3. Метод раздражения позволяет изучить функциональное назначение различных образований ЦНС. Для этого может быть использован электрический ток (метод электрического раздражения) или химические вещества.
  • 4. Метод электроэнцефалографии — это регистрация суммарной биоэлектрической активности различных отделов головного мозга.

Впервые запись электрической активности головного мозга была осуществлена в XX в. с помощью электродов, погруженных в мозг. В другом исследовании использовали запись активности с поверхности мозга и записывали колебания электрических потенциалов. Оказалось, что частота и амплитуда колебаний может меняться в определенные интервалы времени в зависимости от состояния ЦНС. В электроэнцефалограмме можно выявить определенные ритмы, которые Г. Бергер назвал альфа-, бета-, тета- и дельта-ритмами.

Альфа-ритм характеризуется частотой колебаний 8—13 Гц и амплитудой 50 мкВ. Этот ритм лучше всего выражен в затылочной и теменной областях коры, и регистрируется в условиях физического и умственного покоя, при закрытых глазах. Если глаза открыты, то альфа-ритм сменяется более быстрым бета-ритмом.

Бета-ритм характеризуется частотой колебаний 14-50 Гц и амплитудой до 25 мкВ. У некоторых людей альфа-ритм отсутствует, и поэтому в покое регистрируется бета-ритм. В связи с этим различают бета-ритм 1 с частотой колебаний 16-20 Гц, характерный для состояния покоя. Он регистрируется в лобной и теменной области головного мозга. Бета-ритм 2 с частотой 20-50 Гц характеризует состояния интенсивной деятельности мозга.

Тета-ритм — это колебания с частотой 4-8 Гц и амплитудой 100— 150 мкВ. Тета-ритм регистрируется в височной и теменной областях при психомоторной активности, при стрессе, во время сна, при гипоксии и легком наркозе.

Дельта-ритм характеризуется медленными колебаниями потенциалов с частотой 0,5—3,5 Гц, амплитудой 250—300 мкВ. Этот ритм регистрируется во время глубокого сна, при глубоком наркозе.

Электроэнцефалографический (ЭЭГ) метод используется не только в эксперименте, но и в клинике с диагностической целью. Особенно широкое применение он нашел в нейрохирургической клинике для диагностики и определения локализации опухолей мозга. В неврологической клинике этот метод находит применение в диагностике локализации эпилептического очага, в психиатрической клинике — в диагностике расстройств психики. В хирургической клинике ЭЭГ-метод используется для тестирования глубины наркоза.

5. Метод вызванных потенциалов — это регистрация электрической активности определенных структур головного мозга при стимуляции, т.е. при раздражении рецепторов, нервов или подкорковых структур. Вызванные потенциалы (ВП) чаще всего представляют core

бой трехфазные колебания ЭЭГ: сменяющие друг друга позитивные, негативные и вторые позитивные.

Метод ВП применяется в неврологии и нейрофизиологии. С помощью ВП можно проследить онтогенетическое развитие проводящих путей мозга, провести анализ локализации представительства сенсорных функций.

6. Микроэлектродный метод применяется для изучения отдельного нейрона, т.е отдельных нервных клеток, его биоэлектрической активности как в состояния покоя, так и при различных воздействиях. Для этих целей используют специально изготовленные стеклянные или металлические микроэлектроды, диаметр кончика которых составляет 0,5—1,0 мкм. Стеклянные микроэлектроды представляют собой микропипетки, заполненные раствором электролита. В зависимости от расположения микроэлектрода различают два способа отведения биоэлектрической активности нейронов: внутриклеточное и внеклеточное отведение.

Внутриклеточное отведение позволяет регистрировать и измерять мембранный потенциал покоя; постсинаптические потенциалы (ВПСП — возбуждающий и ТПСП — тормозящий); динамику перехода местного возбуждения в распространяющееся; ПД и его компоненты.

Внеклеточное отведение дает возможность регистрировать спай- ковую активность отдельных нейронов, а также группы нейронов, расположенных вокруг электрода.

Для точного определения положения различных структур головного мозга и для введения в них различных микропредметов (например, электродов, микропипеток) широко применяется как в электро- физиологических опытах, так и в нейрохирургической клинике стереотаксический метод. Использование этого метода основано на результатах детальных, анатомических исследований расположения различных структур головного мозга относительно костных ориентиров черепа. По данным этих исследований созданы специальные стереотаксические атласы, как для различных видов животных, так и для человека. В настоящее время стереотаксический метод находит широкое применение и в нейрохирургической клинике. Он используется для разрушения структур мозга с целью ликвидации состояний гиперкинеза, неукротимой боли, некоторых психических расстройств, эпилептических нарушений; для выявления эпилептогенных очагов; для введения радиоактивных веществ в опухоли мозга с целью их разрушения; для коагуляции аневризм мозговых сосудов; для осуществления лечебных электростимуляций.

Тема: Нервно-психическое развитие.

НПР, его особенности у детей раннего возраста.

Темпы нервно-психического развития неодинаковы в различные периоды жизни. Уровень НПР можно определить, используя возрастную модель нормального развития ребенка. На каждом возрастном этапе есть свои ведущие линии развития. На 1-ом году жизни их 8: зрительные (Аз) и слуховые (Ас) ориентировочные реакции, эмоции (Э), движения общие (До), движения руки и действия с предметами (Др), подготовительные этапы активной речи (Ра), и понимания речи (Пр), навыки и умения в процессах (Н). Развитие детей первого полугодия жизни проверяется по всем линиям развития, кроме седьмой (Пр) , во втором полугодии не оценивают третью линию развития – эмоции, контролируют развитие действия с предметами, а не движения руки. На 2-ом году жизни выделено 6 линий развития: понимания речи, активная речь, сенсорное развитие, игра, движения и навыки. На 3-ем году жизни следует вести контроль по 5 линиям развития: активная речь, сенсорное развитие, игра, движения и навыки. Также на втором, третьем году жизни контролируют показатели поведения (настроение, засыпание, аппетит, характер бодрствования и настроения ребенка).

Алгоритм оценки НПР табличным методом:

1. Определить уровень ведущих линий НПР у ребенка по оценочным таблицам.

2. Выяснить если задержка НПР.

3. Найти показатель с наибольшей задержкой по эпикризному сроку и по нему определить группу НПР:

3. Девочка 2 года. НПР Пр-2, Ар-1,6, С-1,9, И-1,9, До-2, Н-2. (Ответ: 3-ая группа НПР, негармоничное)

4. Девочка 11 месяцев. НПР Аз-11, Ас-11,Э-11,Др-11,До-10,Пр-11,Ар-10, Н-11. (Ответ: 2-ая группа НПР, задержка 1-й степени).

Особенностью нервной системы новорожденного является ее относительная морфологическая и функциональная незрелость.

Особенности строения головного мозга:

1. Масса головного мозга при рождении относительно велика. Первые три года жизни идет активное нарастание массы мозга. При рождении – 350–380гр, к году увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза.

2. Количество извилин и борозд в полушариях новорожденного такое же, как и у взрослого, но их развитие и дифференцировка выражены слабо, их интенсивный рост идет на первом году жизни.

3. Нервные клетки ЦНС имеют мало отростков.

4. Серое вещество плохо дифференцировано от белого, отсутствует миелиновая оболочка.

5. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

6. Мозговая ткань богата водой, содержит мало специфических органических веществ.

7. Окончательная миелинизация нервных волокон заканчивается в зрелом возрасте.

Особенности строения спинного мозга:

1. Развивается раньше головного мозга, является более зрелым.

2. Относительно длиннее спинного мозга взрослого.

3. Темп увеличения массы и длины спинного мозга после рождения более медленный, чем головного.

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (сосательный, глотательный, защитный), также у детей имеются и примитивные рефлексы, исчезающие со временем:

2. Рефлексы со стороны лица – сосания, поисковый (Куссмауля), хоботковый.

3. Рефлексы со стороны рук – верхний хватательный Робинсона, ладонно-рото-головной ( Бабкина), рефлекс объятия (Моро).

4. Рефлексы со стороны туловища – р. Галанта, р. Переза.

5. Рефлексы со стороны ног – нижний хватательный, опоры, автоматической ходьбы, р. Бабинского.

Образование условных рефлексов в период новорожденности ограничено. В 2-3 недельном возрасте можно выработать простые условные вестибулярные рефлексы на положение тела под грудью и покачивание. С конца 3-го месяца условные рефлексы становятся довольно сложными. В течение первого года жизни появляются и развиваются условные рефлексы первой сигнальной системы, к концу первого года начинается развитие функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает речевое общение ребенка с окружающими.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Анатомо-физиологические особенности, методы обследования и семиотика заболеваний нервной системы

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.А. БОГОМОЛЬЦА

на методическом совещании

кафедры педиатрии №2 с курсом

медицинской генетики и неонатологии

профессор Волосовец А.П.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. 1.Конкретные цели:

1.1 ознакомиться с особенностями эмбриогенеза нервной системы;

1.2 знать особенности эмбриогенеза;

1.3 знать особенности нервной системы у детей разных возрастных групп;

1.4 уметь собрать анамнез у детей с поражением нервной системы;

1.5 овладеть методами клинического обследования нервной системы;

1.6 знать особенности клиники и лабораторные показатели при различных заболеваниях нервной системы;

1.7 уметь диагностировать патологические отклонения в анализах спиномозговой жидкости в норме и при различных заболеваниях нервной системы;

1.8 овладеть навыками общения с больным ребенком и его родителями;

1.9 овладеть техникой ухода за больными детьми с поражением нервной системы.

  1. 2.Базовый уровень подготовки.

Название предыдущих дисциплин

  1. 3.Содержание учебного материала

Нервная система, с одной стороны осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой — при ее посредствии устанавливается связь организма в целом с окружающей средой.

Закладка нервной системы происходит из наружного зародышевого листка (эктодермы) на первой неделе внутриутробного развития в виде медуллярной пластинки из которой в дальнейшем формируется медуллярная трубка. На второй неделе внутриутробного развития передний конец трубки утолщается. В результате роста передней части медуллярной трубки на 5-6 неделе образуются мозговые пузыри, из которых в последующем формируются 5 частей головного мозга: 1) два полушария, связанные мозолистым телом, 2) промежуточный мозг, 3) средний мозг, 4) мост и мозжечок, 5) продолговатый мозг, переходящий в спинной мозг. Задняя часть медуллярной трубки остается более тонкой, из нее формируется спинной мозг. Полости мозговых пузырей преобразуются в желудочки мозга и центральный канал спинного мозга. Из полостей 1-го пузыря формируются боковые желудочки, из 2-го – третий желудочек, из 3-го мозгового пузыря – сильвиев водопровод. Четвертый желудочек, соединенный с центральным каналом спинного мозга, формируется из полостей 4 и 5-го мозговых пузырей.

Циркуляция спиномозговой жидкости начинается с 3-го месяца внутриутробного развития.

В случаях нарушения эмбриогенеза отмечается анэнцефалия, микро- или макроцефалия, гидроцефалия, менингомиелоцеле.

Дальнейшее дозревание и дифференцировка структур головного и спинного мозга продолжается в постнатальном периоде.

спинного мозга:

  1. У детей относительная масса и размеры головного мозга больше, и составляют 10% от массы тела (у взрослых – 2,5%);
  2. Извилины и борозды менее выражены, и некоторые из них отсутствуют. Наиболее интенсивное формирование извилин и борозд происходит на первом году жизни и продолжается до 7-летнего возраста;
  3. Кора головного мозга более тонкая, толщина ее составляет 20 % относительно коры взрослого человека;
  4. У новорожденных серое вещество плохо дифференцировано от белого;
  5. Головной мозг ребенка содержит больше воды, меньше белков и липидов, поэтому у новорожденных мозг имеет желатиноподобную консистенцию;
  6. Отсутствие миелинизации нервных волокон, вследствие чего скорость проведения импульса по нервному волокну снижена. Развитие миелиновой оболочки происходит от тела нервной клетки к периферии и этот процесс завершается к 5 летнему возрасту;
  7. У детей раннего возраста высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера, что обусловливает повышение чувствительности ткани мозга к действию токсинов;
  8. У новорожденных преобладает влияние талламо-палидарной системы, что обуславливает рефлекторно-стереотипный и атетозоподобный характер движений. В дальнейшем происходит развитие полосатого тела и коры головного мозга, движения становятся координированными и целенаправленными;
  9. Так как процесс формирования и развития спинного мозга происходит быстрее, к моменту рождения спинной мозг более развит, чем головной;
  10. У новорожденных и детей раннего возраста спинной мозг относительно длиннее, чем у взрослых, и заканчивается на уровне II-III поясничного позвонка, тогда как у взрослых – на уровне I-II поясничного позвонка, что необходимо учитывать при проведению спиномозговой пункции (у детей пункцию следует проводить на уровне III- IV поясничного позвонка);
  11. Передние рога спинного мозга развиты лучше, содержание серого вещества в них больше, что обеспечивает развитие двигательных функций у детей;
  12. Количество спиномозговой жидкости у детей меньше и составляет 30-60 мл, у взрослых 150 мл;
  13. Давление спиномозговой жидкости у новорожденных -до 80 мм, у детей старшего возраста и взрослых – 100-120 мм водного столба При проведении спиномозговой пункции ликвор вытекает каплями 20-40 кап/мин
  14. У детей спиномозговая жидкость бесцветная, но у новорожденных при физиологической желтухе может отмечаться незначительная ксантохромия, что связано с проникновением биллирубина через ГЭБ;
  15. В ликворе содержится больше белка – 0,33 – 0,49 г/л, по сравнению со взрослыми — 0,16-0,33 г/л. Поэтому у новорожденных возможна положительная реакция Панди. Количество сахара в ликворе новорожденных меньше — 1,77-3,9 г/л, у взрослых 2,2-4,4г/л;
  16. В ликворе в норме отсутствуют нейтрофилы и эритроциты, может отмечаться незначительный лимфоцитоз (у новорожденных до 10-15 лимфоцитов в мл). У детей после года содержание лимфоцитов не больше 5/мл;
  17. С момента рождения функционируют оба отдела вегетативной нервной системы. До 7-летнего возраста отмечается преобладание симпатического отдела ВНС. Доминирующим катехоламином в крови новорожденных является норадреналин.

Методика обследования детей с заболеваниями нервной системы у детей включает: выяснение жалоб больного, сбор анамнеза, общий осмотр, обследование неврологического статуса, оценку лабораторных данных.

Собирая анамнез необходимо обратить внимание на особенности течения беременности в критические периоды закладки и формирования нервной системы, перенесенные заболевания, течение родов, нервно-психическое развитие.

Проводя общий осмотр больного необходимо оценить сознание, положение тела, мимику, характер речи, адекватность поведения на окружающую обстановку.

ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей

1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.

Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.

Понимание речи имеет большое значение для организации эффективной воспитательной работы с ребенком.

Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.

3. Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.