Ассоциативная функция нервной системы

8.1. Принципы функционирования нервной системы

Нервная система включает в себя нервную ткань и вспомогательные элементы, которые являются производными всех других тканей. В основе функционирования нервной системы лежит рефлекторная деятельность. Понятие рефлекса сыграло важнейшую роль в становлении физиологии нервной системы, но представления о нем неоднократно менялись в истории науки, вызывая бурные споры.

В самом общем смысле рефлекс – это ответная реакция организма на раздражитель. Рефлекс проявляется через рефлекторную дугу – цепочку нейронов, по которой проходит нервный импульс. Число нейронов в цепочке может быть различным, но первый нейрон (афферентный или сенсорный) обычно идет от рецептора, а последний (эфферентный или мотонейрон) заканчивается на рабочем органе – мышце или железе. Между ними располагаются ассоциативные нейроны (интернейроны).

На основе работы рефлекторной дуги в пределах нервной системы обычно можно выделить три отдела, которые формируют свои самостоятельные функциональные системы разного уровня сложности: сенсорные, ассоциативные и эффекторные.

Сенсорные системы воспринимают и анализируют поступающую информацию.

Ассоциативные системы объединяют информационные сигналы разных областей для программирования поведения.

Эффекторные системы осуществляют конкретный вид активности на основе полученной информации.

Среднее звено в эволюции возникает не сразу – первоначально нервная система состоит только из двух отделов: сенсорного и эффекторного (Савельев С. В., 2005). Этот вариант сохранился и сейчас у наиболее примитивных животных.

Целостная (интегративная) функция нервной системы обеспечивается совместной работой сенсорных, эффекторных и ассоциативных систем. Сигналы, идущие от разных источников (например, разных рецепторов), необходимо сравнивать, чтобы выбрать оптимальный образ действий. Удачным эволюционным решением для такого сравнения оказались параметры нервного импульса (частота, амплитуда, повторяемость).

Общей направленностью в эволюции нервной системы животных являются концентрация и специализация нейронов с целью все более совершенного реагирования на изменения внешней среды.

Концентрация нейронов выражается в появлении, вместо разбросанных по телу единичных нейронов, структур их локализации – ганглиев и мозга. В последующих эволюционных преобразованиях четко наблюдается возрастание роли единого центра в общей регуляции поведения. Наиболее ярко она проявилась в эволюционном процессе цефализации – возрастании роли головного мозга у позвоночных.

Специализация получила свое выражение в образовании функционально отличных групп нейронов. На первом этапе эволюции нервной системы предшественники нейронов обладали как сенсорными, так и эффекторными функциями. С усложнением поведения организмов нейроны все более специализировались. Группы взаимосвязанных нейронов стали формировать нервные сети. Если у низших беспозвоночных вся нервная система представляет собой одну нервную сеть, то у человека только в головном мозге можно выделить около 1 млн нервных сетей, каждая из которых включает в себя 10–50 тыс. нейронов, связанных между собой многочисленными синапсами (Хамори Й., 1985). В структуре нервных сетей мы наблюдаем явления многослойности и многоканальности.

Многослойность – наличие нескольких структурных слоев нейронов. Первый слой обычно связан с рецепторами, последний – с мотонейронами.

Многоканальность – наличие параллельных каналов обработки информации. Нейрофизиологической основой многоканальности служат явления конвергенции и дивергенции.

Конвергенция – объединение группы нейронов путем образования ими синапсов на одном нейроне. В этом случае происходит схождение нескольких афферентных импульсов в единый эфферентный канал.

Дивергенция – образование одним нейроном синапсов на нескольких нейронах.

Эти термины дублируют понятия из области теории эволюции, что создает определенные неудобства.

Пусковым фактором поведенческого акта является не один, а множество стимулов, взаимодействующих друг с другом, поэтому афферентная часть дуги всегда полиафферентная. Центральный отдел рефлекторной дуги представлен не конкретной областью, а взаимодействием многих мозговых структур. Их временное образование российский физиолог, академик А. А. Ухтомский (1875–1942) назвал констелляцией. Этот термин получил широкое распространение в нейрофизиологии. И ответная реакция организма тоже является полиэффекторной, с формированием единой рабочей структуры. Такая реакция определяется не столько параметрами стимула, сколько активностью мозговых структур.

В 1922 г. А. А. Ухтомский после многолетних размышлений выдвинул принцип доминанты. Согласно А. А. Ухтомскому, доминанта – это констелляция, определяющая в данный момент направленность поведения. Разработка учения о доминанте явилась важной вехой в истории нейрофизиологии, стала одним из истоков системного подхода к изучению поведения и психики. В настоящее время понятие доминанты используется скорее как метафора, выражающая реализацию доминирующей мотивации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Строение нейрона

Каждая структура в организме человека состоит из специфических тканей, присущих органу или системе. В нервной ткани – нейрон (нейроцит, нерв, неврон, нервное волокно). Что такое нейроны головного мозга? Это структурно-функциональная единица нервной ткани, входящая в состав головного мозга. Кроме анатомического определения нейрона, существует также функциональное – это возбуждающаяся электрическими импульсами клетка, способная к обработке, хранению и передаче на другие нейроны информации с помощью химических и электрических сигналов.

Строение нервной клетки не так сложно, в сравнении со специфическими клетками прочих тканей, также оно определяет её функцию. Нейроцит состоит из тела (другое название – сома), и отростков – аксон и дендрит. Каждый элемент неврона выполняет свою функцию. Сома окружена слоем жирной ткани, пропускающая лишь жирорастворимые вещества. Внутри тела располагается ядро и прочие органеллы: рибосомы, эндоплазматическая сеть и другие.

Кроме собственно нейронов, в головном мозге преобладают следующие клетки, а именно: глиальные клетки. Их часто называют мозговым клеем за их функцию: глия выполняет вспомогательную функцию для нейронов, обеспечивая окружение для них. Глиальная ткань предоставляет возможность нервной ткани регенерации, питания и помогает при создании нервного импульса.

Количество нейронов в головном мозге всегда интересовало исследователей в области нейрофизиологии. Так, численность нервных клеток варьировалось от 14 миллиардов до 100. Последними исследованиями бразильских специалистов выяснилось, что число нейронов составляет в среднем 86 миллиардов клеток.



Инструментом в руках нейрона являются отростки, благодаря которым нейрон способен выполнять свою функцию передатчика и хранителя информации. Именно отростки формируют широкую нервную сеть, что позволяет человеческой психике раскрываться во всей ее красе. Бытует миф, будто умственные способности человека зависят от количества нейронов или от веса головного мозга, но это не так: гениями становятся те люди, у которых поля и подполя мозга сильно развиты (больше в несколько раз). За счет этого поля, отвечающие за определенные функции, смогут выполнять эти функции креативнее и быстрее.

Аксон – это длинный отросток нейрона, передающий нервные импульсы от сомы нерва к другим таким же клеткам или органам, иннервируемым определенным участком нервного столба. Природа наделила позвоночных животных бонусом – миелиновым волокном, в структуре которого находятся шванновские клетки, между которыми располагаются небольшие пустые участки – перехваты Ранвье. По ним, как по лесенке, нервные импульсы перескакивают от одного участка к другому. Такая структура позволяет в разы ускорить передачу информации (примерно до 100 метров в секунду). Скорость передвижения электрического импульса по волокну, не обладающего миелином, составляет в среднем 2-3 метра в секунду.

Иной вид отростков нервной клетки – дендриты. В отличие от длинного и цельного аксона, дендрит является короткой и разветвленной структурой. Этот отросток не участвует в передачи информации, а только в ее получении. Так, к телу нейрона возбуждение поступает с помощью коротких веток дендритов. Сложность информации, которую дендрит способен получит, определяется его синапсами (специфические нервные рецепторы), а именно его диаметром поверхности. Дендриты, благодаря огромному количеству своих шипиков, способны устанавливать сотни тысяч контактов с другими клетками.

Отличительной особенностью нервных клеток является их обмен веществ. Метаболизм в нейроците выделяется своей высокой скоростью и преобладанием аэробных (основанных на кислороде) процессов. Такая черта клетки объясняется тем, что работа головного мозга чрезвычайно энергоемкая, и его потребность в кислороде велика. Несмотря на то, что вес мозга составляет всего 2% от веса всего тела, его потребление кислорода составляет примерно 46 мл/мин, а это – 25% от общего потребления организма.

Главным источником энергии для ткани мозга, кроме кислорода, является глюкоза, где она проходит сложные биохимические преобразования. В конечном итоге из сахарных соединений высвобождается большое количество энергии. Таким образом, на вопрос о том, как улучшить нейронные связи головного мозга, можно ответить: употреблять продукты, содержащие соединения глюкозы.

Функции нейрона

Несмотря на относительно не сложное строение, нейрон обладает множеством функций, главные из которых следующие:

  • восприятие раздражения;
  • обработка стимула;
  • передача импульса;
  • формирование ответной реакции.

Функционально нейроны подразделяются на три группы:

Кроме этого в нервной системе функционально выделяют еще одну группу – тормозящие (отвечают за торможения возбуждения клеток) нервы. Такие клетки противодействуют распространению электрического потенциала.

Классификация нейронов

Нервные клетки разнообразны как таковые, поэтому нейроны можно классифицировать, отталкиваясь от разных их параметров и атрибутов, а именно:

  • Форма тела. В разных отделах мозга располагаются нейроциты разной формы сомы:
    • звездчатые;
    • веретеновидные;
    • пирамидные (клетки Беца).
  • По количеству отростков:
    • униполярные: имеют один отросток;
    • биполярные: на теле располагаются два отростка;
    • мультиполярные: на соме подобных клеток располагаются три или более отростков.
  • Контактные особенности поверхности нейрона:
    • аксо-соматический. В таком случае аксон контактирует с сомой соседней клетки нервной ткани;
    • аксо-дендритический. Данный тип контакта предполагает соединение аксона и дендрита;
    • аксо-аксональный. Аксон одного нейрона имеет связи с аксоном другой нервной клетки.



Для того чтоб осуществлять осознанные движения нужно, чтобы импульс, образовавшийся в двигательных извилинах головного мозга смог достичь необходимых мышц. Таким образом, выделяют следующие виды нейронов: центральный мотонейрон и таковой периферический.

Первый вид нервных клеток берет свое начало у передней центральной извилины, расположенной спереди от самой большой борозды мозга – борозды Роланда, а именно от пирамидных клеток Беца. Далее аксоны центрального нейрона углубляются в полушария и проходят сквозь внутреннюю капсулу мозга.

Периферические же двигательные нейроциты образованы двигательными нейронами передних рогов спинного мозга. Их аксоны достигают различных образований, таких как сплетения, спинномозговые нервные скопления, и, главное – мышц-исполнителей.

Развитие и рост нейронов

Нервная клетка берет свое начало от клетки-предшественницы. Развиваясь, первые начинают отрастать аксоны, дендриты дозревают несколько позже. Под конец эволюции отростка нейроцита у сомы клетки образуется маленькое уплотнение неправильной формы. Такое образование называется конусом роста. В нем содержатся митохондрии, нейрофиламенты и трубочки. Постепенно созревают рецепторные системы клетки и расширяются синаптические области нейроцита.

Проводящие пути

Нервная система имеет свои сферы влияния по всему организму. С помощью проводящих волокон осуществляется нервная регуляция систем, органов и тканей. Мозг, благодаря широкой системе проводящих путей, полностью контролирует анатомическое и функциональное состояние всякой структуры организма. Почки, печень, желудок, мышцы и другие – все это инспектирует головной мозг, тщательно и кропотливо координируя и регулируя каждый миллиметр ткани. А в случае сбоя – корректирует и подбирает подходящую модель поведения. Таким образом, благодаря проводящим путям организм человека отличается автономностью, саморегуляцией и адаптивностью к внешней среде.

Проводящий путь – это скопление нервных клеток, функция которых заключается в обмене информации между различными участками тела.

  • Ассоциативные нервные волокна. Эти клетки соединяют между собой различные нервные центры, что располагаются в одном полушарии.
  • Комиссуриальные волокна. Эта группа отвечает за обмен информацией между аналогичными центрами головного мозга.
  • Проекционные нервные волокна. Данная категория волокон сочленяет головной мозг со спинным.
  • Экстероцептивные пути. Они несут электрические импульсы от кожи и других органов чувств к спинному мозгу.
  • Проприоцептивные. Такая группа путей проводят сигналы от сухожилий, мышц, связок и суставов.
  • Интероцептивные проводящие пути. Волокна этого тракта берут начало из внутренних органов, сосудов и кишечных брыжеек.

Взаимодействие с нейромедиаторами

Нейроны разного местонахождения общаются между собой с помощью электрических импульсов химической природы. Так, что же лежит в основе их образования? Существуют так называемые нейромедиаторы (нейротрансмиттеры) – сложные химические соединения. На поверхности аксона располагается нервный синапс – контактная поверхность. С одной стороны находится пресинаптическая щель, а с другой – постсинаптическая. Между ними находится щель – это и есть синапс. На пресинаптической части рецептора располагаются мешочки (везикулы), содержащие определенное количество нейромедиаторов (квант).

Когда импульс подходит к первой части синапса, инициируется сложный биохимический каскадный механизм, в результате которого мешочки с медиаторами вскрываются, и кванты веществ-посредников плавно вытекают в щель. На этом этапе импульс исчезает, и появляется вновь только тогда, когда нейромедиаторы достигают постсинаптической щели. Тогда снова активируются биохимические процессы с открытиями ворот для медиаторов и те, действуя на мельчайшие рецепторы, преобразуются в электрический импульс, идущий далее в глубины нервных волокон.

Между тем выделяют разные группы этих самых нейромедиаторов, а именно:

  • Тормозные нейромедиаторы – группа веществ, осуществляющие тормозное действие на возбуждение. К ним относят:
    • гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК);
    • глицин.
  • Возбуждающие медиаторы:
    • ацетилхолин;
    • дофамин;
    • серотонин;
    • норадреналин;
    • адреналин.



Восстанавливаются ли нервные клетки

Долгое время считалось, что нейроны не способны к делению. Однако такое утверждение, согласно современным исследованиям, оказалось ложным: в некоторых отделах мозга происходит процесс нейрогенеза предшественников нейроцитов. Кроме того, мозговая ткань обладает выдающимися способностями к нейропластичности. Известно множество случаев, когда здоровый участок мозга берет на себя функцию поврежденного.

Многие специалисты в области нейрофизиологии задавались вопросом о том, как восстановить нейроны головного мозга. Свежими исследованиями американских ученых выяснилось: для своевременной и правильной регенерации нейроцитов не нужно употреблять дорогие препараты. Для этого необходимо лишь составить верный режим сна и правильно питаться с включением в диету витаминов группы В и низкокалорийной пищи.

В случае если произойдет нарушение нейронных связей головного мозга, те способны восстановиться. Однако существуют серьезные патологии нервных связей и путей, такие как болезнь двигательного нейрона. Тогда необходимо обращаться к специализированной клинической помощи, где врачи-неврологи смогут выяснить причину патологии и составить правильное лечение.

Люди, ранее употреблявшие или употребляющие алкоголь, часто задают вопрос о том, как восстановить нейроны головного мозга после алкоголя. Специалист бы ответил, что для этого необходимо систематично работать над своим здоровьем. В комплекс мероприятий входит сбалансированное питание, регулярное занятие спортом, умственная деятельность, прогулки и путешествия. Доказано: нейронные связи головного мозга развиваются через изучение и созерцание категорически новой для человека информации.

В условиях перенасыщения лишней информацией, существования рынка фаст-фуда и сидящего образа жизни мозг качественно поддаётся различным повреждениям. Атеросклероз, тромботические образование на сосудах, хронические стрессы, инфекции, – все это – прямая дорога к засорению мозга. Несмотря на это существуют лекарства, восстанавливающие клетки головного мозга. Основная и популярная группа – ноотропы. Препараты данной категории стимулируют обмен веществ в нейроцитах, увеличивают стойкость к кислородной недостаточности и оказывают позитивный эффект на различные психические процессы (память, внимание, мышление). Кроме ноотропов, фармацевтический рынок предлагает препараты, содержащие никотиновую кислоту, укрепляющие стенки сосудов средства и другие. Следует помнить, что восстановление нейронных связей головного мозга при приеме различных препаратов является долгим процессом.

Нервная система. Вопросы по нервной системе. Экспресс контроль лекции по теме: Введение в неврологию.. Строение ЦНС, ПНС, нейроны, синапсы…

1. Функции нервной системы

1) Регуляции всех функций организма, а также обеспечивает целостность организма, интеграцию организма (взаимосвязь всех органов и систем).

2) Координация, согласует функции всех органов и систем, связь организма с внешней средой. В процессе эволюции нервная система в первую очередь возникла для связи с внешней средой.

3) Кора головного мозга является основой мышления. У животных образное мышление, у человека мысли в речевой оболочке.

4) Память – хранение информации.

2. Основные этапы эволюции нервной системы

Сначала — гуморальная регуляция — это способность некоторых клеток воспринимать раздражение и проводить импульсы. Затем:

• Сетевидная (диффузная) нервная система (гидра).

• Узловая нервная система. Нервные клетки стали концентрироваться и специализироваться, следовательно, начинается образование нервных узлов и нервов.

• Трубчатая нервная система (хордовые).

• Цефализация – появление головного мозга. Впервые — у низших рыб.

• Кортикализация – на поверхности полушарий большого мозга образуется кора.

Отличие человеческого мозга — речевые центры (сенсорный и моторный), развитие логического мышления. Лобные доли отвечают за развитие интеллекта.

3. Какие факторы обусловили формирование трубчатой нервной системы, цефализацию и кортикализацию?

• Трубчатая нервная система (хордовые). Возникла из-за усложнения двигательной активности.

• Цефализация – появление головного мозга. Впервые — у низших рыб (из-за формирования лидирующего переднего конца, там — органы чувств, это привело к усиленному развитию и появлению головного мозга).

• Кортикализация – на поверхности полушарий большого мозга образуется кора из-за изменения среды обитания (земноводные). У птиц меньше в сравнении с рептилиями.

4. По каким причинам и как осуществляется классификация нервной системы.

По топографии:

• ЦНС – находятся нервные центры.

• ПНС – 31 пара спинномозговых нервов + 12 пар черепных нервов (связь ЦНС с организмом).

По функции:

• соматическая (сознательная) — регуляция функций скелетной мускулатуры

• вегетативная (бессознательная) — регуляция функций внутренних органов, желез, ССС.

СНС и ВНС имеют:
— центры в головном мозге
— нервы в составе черепных нервов
— нервы в составе спинномозговых нервов.

5. Что такое нейрон? Его строение.

Нервная система состоит из нервной ткани. Ткань образуется нервными клетками – нейроны и нейроглии.

Нейрон структурно-функциональная единица нервной системы.

Составляет основу строения нервной системы и обеспечивает возбуждение и проведение.

Нейрон имеет:

• тело (нейролемма, нейроплазма, специфические органоиды). Содержит темный пигмент – меланин (нейроплазма) серого цвета.

а) Дендриты – древовидно ветвящиеся. Их может быть много. Импульс проводит к телу (центростремительно).

б) Аксон – осевой отросток. Есть только конечное ответвление. Импульс проводит от тела. (центробежно).

Отростки заключены в миелиновую оболочку белого цвета (продукт нейроглий).

6. Классификация нейронов по строению.

1) Одноотросчатые (униполярные) – от тела один отросток: палочки и колбочки сетчатки.

2) Двуотросчатые (биполярные) – в сетчатке.

3) Ложные одноотросчатые (псевдоуниполярные) – один отросток делится на дендрит и аксон. Чувствительные узлы спинномозговых и черепных нервов.

4) Многоотросчатые (мультиполярные).

5) Безотросчатые – стволовые нервные клетки эмбриона.

7. Классификация нейронов по функциям.

1) Чувствительные нейроны (афферентные).

  • псевдоуниполярные,
  • тела — в чувствительных узлах спинномозговых и черепных нервов,
  • дендриты на периферии — заканчиваются рецепторами (восприятие раздражения и преобразование в импульс),
  • дендриты проводят импульс центростремительно.

2) Двигательные нейроны (эфферентные).

  • мультиполярные,
  • тела — в двигательных ядрах спинномозговых и черепных нервов,
  • аксоны заканчиваются в мышцах,
  • аксон проводит импульс, происходит сокращение мышцы.

3) Вставочные нейроны (ассоциативные).

  • мультиполярные,
  • тела — в ядрах спинного мозга, ствола конечного мозга, коре,
  • обеспечение связи двух нейронов, тела вставочных нейронов
  • образуют нервные центры (кроме двигательных ядер)

4) Нейросекреторные нейроны – выработка гормонов и регуляция всех функций организма.

8. Узлы, ядра, кора: их сходство и отличия.

Скопление тел имеет три разновидности: узлы, ядра, кора.

Они отличаются по локализации:

  • Узлы – скопление тел на периферии в составе ПНС (за пределами ЦНС).
  • Ядра – скопление тел внутри головного и спинного мозга.
  • Кора – скопление тел на поверхности полушарий.

  • чувствительные,
  • вегетативные.

  • чувствительные,
  • вегетативные,
  • двигательные.

  • чувствительные зоны,
  • двигательные зоны,
  • ассоциативные поля.

9. Что такое нервное волокно. Как образуются нервы и проводящие пути, их назначение.

Скопление отростков образует белое вещество. Существует в виде проводящих путей и нервов.

Проводящие пути – скопление отростков внутри спинного и головного мозга. Связывают различные нервные центры друг с другом. Бывают чувствительными и двигательными.

Нервы – скопление отростков на периферии вне спинного и головного мозга.

Связывают нервные центры со всем организмом. По составу волокон нервы: двигательные, чувствительные, смешанные.

Нервные волокна — это скопление отростков нервных клеток, которые окружены оболочкой из олигодендроцитов (клетки Шванна).

10. На какие делятся по составу волокон нервы и проводящие пути.

• Нисходящие – двигательные нервы:

11. Что такое синапс? Его разновидности.

Синапсы — места контактов нейронов.

Виды (морфологические + функциональные контакты):

  • Аксосоматические,
  • Аксодендритические,
  • Аксоаксиальные,
  • Дендродендритические.

12. Что такое рефлекс? Что является его морфологическим субстратом?

Основа деятельности нервной системы — рефлекс. Это ответная реакция организма на раздражение.

Виды ответной реакции:

Морфологический субстрат рефлексов — рефлекторная дуга. Это цепь нейронов, контактирующих друг с другом в области синапсов.

По количеству нейронов дуги:

• Простые – два или три нейрона,

• Сложные – из большого количества.

13. Начертите схему 3-х нейронной рефлекторной дуги. Чем отличается от рефлекторной дуги рефлекторное кольцо?


В любой рефлекторной дуге есть обратная связь – образуется рефлекторное кольцо, это обеспечивает анализ полученных данных.

Поведение - высшая функция нервной системы

Оно представлено реакцией человека на внешние и внутренние раздражители, которая направлена на удовлетворение жизненных потребностей и адаптацию к окружающей среде.

Поведение обусловлено каждым физическим действием и каждой эмоцией. Оно меняется на протяжении всей жизни человека от рождения до совершеннолетия. У животных поведение направлено на поиск пищи, защиты и воспроизводства, а у людей - на удовлетворение биологических, социальных, моральных и творческих потребностей.


Поведение человека зависит от возраста, генетики, мыслей, эмоций.

Типы поведения

В зависимости от механизма его возникновения поведение делится на два типа - врожденное и приобретенное.

Тем не менее, следует знать, что общее поведение человека является результатом взаимодействия врожденного и приобретенного поведения.

Основными характеристиками двух типов поведения являются:

Врожденное поведение - оно отчасти стереотипное и специфическое. Оно реализуется одинаково у всех особей вида.

Врожденное поведение позволяет быстро реагировать на различные раздражители без необходимости приобретения навыков.

Примерами врожденного поведения являются инстинкты, представляющие собой относительно сложную серию реакций, направленных на удовлетворение жизненных потребностей организма.

Инстинкты очень разнообразны. Они могут быть пищевыми, половыми, родительскими, защитными и многими другими. Механизмы запуска инстинктов различны - некоторые из них запускаются стимулами во внутренней среде, а другие - специфическими стимулами в окружающей среде. После включения они выполняются до конца, даже если стимул, который их вызвал, удаляется;
- приобретенное поведение - это результат обучения в ходе индивидуальной жизни.

Приобретенное поведение индивидуально для каждого человека. Благодаря этому животные и люди гораздо лучше способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Люди имеют когнитивное, интеллектуальное поведение, основанное на знаниях, которые они извлекли эмпирически о том, какие цели можно ставить, что можно использовать для их достижения и каковы будут последствия.

Префронтальная кора играет главную роль в этом. Выбор целей зависит от культурных, социальных и этических норм и правил. На основании этих норм и правил поведение может быть признано приемлемым при его соблюдении в большой группе людей.

Когнитивное поведение легко и быстро меняется по мере изменения условий (целей или результатов), что делает его гораздо более адаптируемым.

Интеграция (объединение) внимания, памяти, обучения и мышления необходима при реализации когнитивного поведения.

Механизмы поведения

Врожденное поведение генетически предопределено. Оно реализуется путем обработки информации в генетически запрограммированных нервных сетях, которые связывают действие раздражителя со специфическим стереотипным ответом.

Приобретенное поведение является результатом обработки информации в памяти и нейронных сетях, которые обеспечивают наиболее подходящий ответ при определенных условиях.

В реализации поведения участвуют три типа систем:

- сенсорная система - предполагает обработку информации о действии раздражителей из внешней и внутренней среды;

- двигательная система - контролирует сокращение мышц, участвующих в движениях поведенческого акта;

- мотивационная система - направляет поведение человека на достижение цели.

Важной особенностью является то, что четвертая система участвует в когнитивном поведении, которое управляет обработкой информации в сенсорной и моторной системах - системе управления. Она выбирает информацию в оперативной памяти для выполнения задачи. Функцию системы управления выполняет префронтальная кора.


Обучение

Обучение - это процесс приобретения знаний и навыков для выполнения различных действий, основанных на собственном опыте.

Это может быть легко продемонстрировано повторением любой задачи, с улучшением качества с каждым последующим выполнением.

Обучение сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Благодаря ему он все глубже знакомится с окружающей средой и совершенствует способ и эффективность своего взаимодействия с ней. Обучение тесно связано с памятью. Не может быть обучения без фиксации, хранения и воспроизведения усвоенной информации.

Существуют две основные формы обучения в соответствии с механизмом их возникновения:

- неассоциативная - анализ информации об одном или нескольких типах стимулов, не беря во внимание соотношения между ними;

- ассоциативная – анализ взаимосвязи между двумя или более стимулами или связь между поведением человека и его последствиями.

Неассоциативное обучение

Самый элементарный тип неассоциативного обучения - сенсорное обучение. При сенсорном обучении новые стимулы воспринимаются и усваиваются без изучения отношений между ними.

Этот тип обучения хорошо выражен у маленьких детей, для которых каждый новый предмет несет новые стимулы.

Сенсорное обучение облегчается, когда необычные новые стимулы вызывают так называемый ориентировочный рефлекс. Речь идет о направлении взгляда, слухе и активизации внимания к данному стимулу.

Другая форма неассоциативного обучения - это повторяющееся действие одного и того же стимула, когда человек изучает свойства стимула и меняет свой ответ на него. Это обучение проходит в двух формах.

Привычка - усвоенное снижение реакции в ответ на повторяющийся стимул, имеющий небольшое биологическое значение.

Пример: исчезновение реакции на шум при его повторении. Среда обитания имеет некоторые стимулы, которые важны для жизни человека. Таковыми являются стимулы, связанные с питанием или сигналом об опасности.

Сенсибилизация - ответ на повторяющийся стимул, имеющий большое биологическое значение, и на другие стимулы, доставляемые после него.

Сенсибилизация лучше всего демонстрируется включением болевого раздражения.

Оно может быть недолгим или длительным.

Кратковременное вызвано однократным, недолгим болезненным раздражением и продолжается в течение нескольких минут.

Долгосрочная сенсибилизация вызывается длительным воздействием боли и может проявляться в течение нескольких дней, даже недель.

Ассоциативное обучение

При ассоциативном обучении изучаются отношения между двумя или более раздражителем или отношениями между индивидуальным поведением и его последствиями.

Благодаря ассоциативному обучению человек учится говорить (в том числе на иностранном языке), изучает новые данные о мире, заранее реагирует на опасные для жизни ситуации, эффективно адаптируется к окружающей среде.

Ассоциативное обучение имеет две разновидности.

Классические условные рефлексы - это процессы выполнения биологической реакции или функции под действием неважного стимула, который обычно не вызывает его.

Условные рефлексы образуются, когда безусловному рефлексу многократно предшествует индифферентный стимул, который со временем начинает вызывать эффекторную реакцию, характерную для самого рефлекса.

Для создания условного рефлекса необходимо соблюдать следующие условия: безразличный стимул должен предшествовать безусловному стимулу во времени; неоднократно повторять комбинацию безразличного и безусловного раздражителя; безразличный стимул не имеет большей биологической ценности, чем безусловный раздражитель.

Важной характеристикой условных рефлексов является их большая адаптивность, при которой они значительно отличаются от безусловных рефлексов.

Условные рефлексы меняются в зависимости от конкретных условий, при которых действует условный стимул. Они формируются на определенной стадии индивидуального развития и исчезают, когда теряют свое биологическое значение для индивидуума. Напротив, безусловные рефлексы являются врожденными и постоянными - человек рождается и умирает с такими же безусловными рефлексами.

Оперативные условные отношения – это запоминание поведения, которое приводит к желаемому результату (вознаграждение), и избегание поведения, которое оказывает неблагоприятное воздействие на человека (наказание). Этот закон во многом определяет сознательное поведение животных и людей.

Примером таких оперативных условных отношений являются все формы обучения животных, при которых вознаграждение (чаще всего предоставление пищи) является основным стимулом для изучения сложных двигательных или поведенческих актов.

Для людей в качестве вознаграждения часто используются социальные факторы, положительные отзывы от близких, отличные результаты тестов для учащихся, повышение заработной платы и тому подобное.

Условные рефлексы и оперативные условные отношения имеют много общего. Для обоих типов важно выучить определенный тип связи или, другими словами, создать ассоциацию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.