Атаксия при дизартрии что это такое


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.


В зависимости от типов нарушений движения мускулатуры артикуляционного аппарата, обеспечивающего произношение звуков, определяются различные формы дизартрии – нейрогенного расстройства речи.

Данное неврологическое состояние возникает при недостаточности иннервации речевого аппарата из-за органических поражений премоторной коры, мозжечка или лимбико-ретикулярных структур головного мозга, а также при заболеваниях ЦНС и периферической нервной системы цереброваскулярной или нейродегенеративной этиологии.

Характеристика форм дизартрии

Каждый тип дизартрии – бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, экстрапирамидная (подкорковая) – приводит к разным формам нарушения мышечного механизма речи и негативно отражается на артикуляции согласных звуков, делая речь нечленораздельной. А тяжелая форма дизартрии проявляется и в искажении произношения гласных. При этом разборчивость речи сильно варьируется в зависимости от степени повреждения нервной системы.

Независимо от патогенеза речевых нейромоторных нарушений характеристика форм дизартрии учитывает антропофонические особенности речи, то есть интеграцию и координацию основных физиологических подсистем звуковоспроизведения. Это сопряженность движений мускулатуры частей артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого нёба, челюстей), то есть артикуляционная моторика или артикуляционные уклады воспроизведения звуков; характер речевого дыхания; голосообразование (звуковая часть речи или фонация), которое зависит от иннервации мышц гортани и колебаний голосовых складок.

Обязательно оценивается просодия (темп, ритмичность, интонация и громкость речи), а также резонирование – прохождение воздушной струи через резонирующие полости (ротовую, носовую и глоточную). Для большинства клинических форм дизартрии характерна назальность и гиперназальность речи (гнусавость), которые связаны с нарушением опускания/подъема нёбной занавески – небно-глоточной фиброзно-мышечной пластины (velum palatinum) и перенаправлением части потока воздуха через полость носа.

В отечественной неврологической практике на основе ключевых симптомов выделяются такие формы дизартрии, как:

  • спастическая форма дизартрии,
  • спастико-паретическая форма дизартрии (спастико-гиперкинетическая),
  • спастико-ригидная форма дизартрии,
  • атактическая форма дизартрии (или спастико-атактическая),
  • смешанная форма дизартрии,
  • стертая форма дизартрии.

Западные специалисты при диагностике нарушений речи двигательного характера различают спастическую, вялую, атактическую, гиперкинетическую и гипокинетическую формы дизартрии.

Для лучшего понимания терминологии стоит напомнить, что под спастикой подразумевается

повышение тонуса мышц с их непроизвольным сокращением; при мышечной ригидности мышцы зажаты и малоподвижны; парез представляет собой частичный паралич, то есть значительное уменьшение силы мышц из-за патологий передачи нервных импульсов; отсутствие координации движений разных мышц называется атаксией. Если без видимых причин у человека возникают непредумышленные движения, то речь идет о гиперкинезе, а для гипокинезии свойственно снижение скорости движений и их амплитуды.


[1]

Основные нарушения при различных формах дизартрии

Поскольку нарушение речи является частью симптокомплекса многих нейрогенных патологий, важнейшую роль играет дифференциальная характеристика клинических форм дизартрии, включающая максимально полную оценку таких факторов, как выраженность снижения мышечного тонуса и степень общих и локальных проявлений

Рассмотрим, какие основные нарушения при различных формах дизартрии выделяются

неврологами и логопедами в ходе проведения диагностики.


[2], [3]

Спастическая форма дизартрии

Возникающая вследствие двустороннего повреждения верхних двигательных нейронов, а также поражения кортикобульбарных путей передачи нервных импульсов спастическая форма дизартрии проявляется:

  • слабостью лицевых мышц и снижением диапазона движения артикуляционного аппарата;
  • спастичностью и повышением тонуса мышц лица;
  • протрузией (выпадением) языка;
  • гиперактивным рвотным рефлексом;
  • замедлением темпа речи;
  • напряжением голоса с повышением или снижением его громкости при общей монотонности речи;
  • прерывистым дыханием при разговоре;
  • гиперназальностью произношения.

Наиболее частыми причинами спастической дизартрии считаются спастический паралич, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз (болезнь Шарко или Лу Герига), а также закрытые черепно-мозговые травмы.

Спастико-ригидная форма дизартрии

При повреждении базальных ганглиев развивается спастико-ригидная форма дизартрии, обычно ассоциируемая с болезнью Паркинсона.

Проблемы с речью при данной форме дизартрии возникают из-за тремора и отсутствия согласованности речевой мускулатуры и включают:

  • нарушение голосообразования (охриплость, снижение громкости);
  • резонирование в нос (назальность);
  • переменный темп речи (то замедленный, то ускоренный);
  • нарушение голосовой модуляции и монотонность речи (диспросодию);
  • растягивание слогов, компульсивное повторение слогов и слов (палилалия) или повторение услышанных звуков или слов (эхолалия);
  • длительные паузы и затруднения при начале разговора.

Спастико-паретическая форма дизартрии

При слабости некоторых мускулов речевого аппарата, связанной с нарушением проведения нервных импульсов от базальных ядер экстрапирамидной системы и парезом мышечных волокон, спастико-паретическая форма дизартрии (и идентичная ей гиперкинетическая форма) отличается общим повышенным мышечным тонусом, который часто сопровождается непроизвольными движениями мышц, в том числе мимических.

Основными нарушениями при этой форме дизартрии являются:

Атактическая форма дизартрии (спастико-атактическая)

Патогенез атактической дизартрии связан с повреждением мозжечка или его подключения к коре и/или стволу головного мозга. В числе дифференциальных характеристик данной формы дизартрии особо отмечены нарушения просодии и артикуляции.

Так, громкость речи иногда описывается как взрывная, несмотря на ее замедленный темп, растягивание слогов и отдельных звуков, а также паузы почти после каждого слова. Пациенты с атактической дизартрией – при неточности в диапазоне, силе и направлении артикуляционных движений даже при воспроизведении гласных звуков – говорят особенно невнятно.

С учетом неустойчивого положения головы и общей несогласованности движений страдающего атаксией человека могут легко принять за пьяного.


[4], [5]

Смешанная форма дизартрии

В случаях пареза или паралича мышц артикуляционного аппарата вследствие одновременного повреждения двух или более мотонейронов ЦНС – как это бывает при рассеянном и боковом амиотрофическом склерозе или тяжелых травмах головного мозга – диагностируется смешанная форма дизартрии. По сути, это комбинация различных симптомов стертой формы спастической дизартрии и атактической.

Характеристики речевой патологии будут варьироваться в зависимости от того, какие мотонейроны затронуты меньше – верхние (локализованные в нижней четверти премоторной коры больших полушарий) или нижние (место их дислокации – передние рога спинного мозга). Например, если наиболее повреждены верхние моторные нейроны, нарушение голосообразования буде выражено в снижении тембра, а когда сильнее пострадали нижние моторные нейроны, голос будет хриплым со стридором при дыхании.

Стертая форма дизартрии

Вялая или стертая форма дизартрии или вялая обусловлена степенью повреждений тройничного, лицевого, блуждающего и подъязычного черепных нервов (соответственно – V, VII, X и XII), так как именно они отвечают за иннервацию мышц языка, губ, нёба, нижней челюсти, гортани, голосовых связок и складок. Если локальное поражение затронуло только черепной нерв VII, то ослабнет круговая мышца рта, а если, вдобавок, повреждается V пара нервов, парализуется мышца, которая поднимает верхнюю губу.

Формы дизартрии при ДЦП

Нарушение речевой функции у детей бывает при достаточно большом количестве врожденных аномалий головного мозга и нейрокогнитивной неполноценности различного генеза. И детский церебральный паралич – наиболее частая причина нарушений речи, которые характеризуются отсутствием устойчивости, координации и точности движений мышц речевого аппарата с разной степенью сужения их диапазона.

Отмечаются следующие основные формы дизартрии при ДЦП: спастическая и ее разновидности – спастико-паретическая и спастико-ригидная, а также смешанная форма дизартрии (которая, наряду со спастической, бывает чаще всего).

Нарушение глотания (дисфагия) – прямое указание на нарушение проведения сигналов по тройничному нерву, что также проявляется снижением тонуса мышц всего лица и губ с характерными признаками: открытый рот и слюнотечение. А из-за паралича подъязычного нерва при ДЦП происходит девиации языка (отклонении его кончика) на стороне тела, противоположной церебральному поражению.

Спастическая форма дизартрии при ДЦП со спастической гемиплегией (односторонним параличом) связана с частичной дисфункцией подъязычного черепного нерва, что выражается в снижении тонуса лицевой (жевательной и мимической) мускулатуры. В таких случаях диагностируется стертая форма дизартрии спастико-паретического типа с повышенным диапазоном движения нижней челюсти, ретрузией нижней губы, тремором языка, вялостью голосовых связок и слабостью нёба и глотки. В совокупности это вызывает стойкое нарушение артикуляционных укладов большинства согласных звуков и нечленораздельность речи. Причем при левосторонней гемиплегии отмечается более легкая форма дизартрии, чем при правосторонней.

Для большинства пациентов с ДЦП характерна монотонность и назальность речи со стридором. Могут быть затронуты дыхательные мышцы, что приводит к ограниченной дыхательной поддержке речи и нарушениям фонации. Из-за слабости мышц грудной клетки при атетоидной разновидности ДЦП происходит насильственное сокращение диафрагмы, поэтому больному сложно регулировать силу и громкость голоса, и часто все звонкие согласные звуки оглушаются.

Артикуляционные дисфункции такой формы дизартрии при ДЦП, как спастико-ригидная, определяются напряженным состоянием всех мышц лица, сенсорной недостаточностью подбородка и губ, значительным ограничением подвижности языка и голосовых складок.


[6]

Дизартрия представляет собой сложные нарушения речи, которые включают расстройства звукопроизношения и просодики – единства взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Степень нарушений устной речи при дизартрии бывает различной: от еле уловимых слухом особенностей звукопроизношения до полной невозможности речи. Знание клинической картины данных нарушений позволяет врачам Юсуповской больницы своевременно определить комплекс мероприятий логопедической помощи.

Дизартрия является проявлением многих заболеваний нервной системы. Неврологи Юсуповской больницы выявляют причину речевых расстройств с помощью новейших методов нейровизуализации. Врачи проявляют мультидисциплинарный подход к лечению дизартрий. В лечебном процессе принимают участие ведущие специалисты в области неврологии, реабилитологии, логопедии. Каждому пациенту вырабатывают индивидуальную программу восстановления речи. Тяжёлые случаи дизартрии обсуждают на заседании Экспертного Совета с участием профессоров и врачей высшей категории.


Виды дизартрии и их клиническая характеристика

Деление дизартрии на виды происходит по месту локализации повреждения, степени нарушения речи и определяющему, наиболее выраженному, симптому. Какая бывает дизартрия?

Существует классификация дизартрии по Правдиной в зависимости локализации патологического процесса. Выделяют следующие виды дизартрии:

  • Бульбарная;
  • Псевдобульбарная;
  • Корковая;
  • Мозжечковая.

Бульбарная дизартрия развивается вследствие поражения черепно-мозговых нервов, которые располагаются в продолговатом мозге. При данной форме дизартрии нарушается связь между мышцами, обеспечивающими артикуляцию, с центральной нервной системой. В результате пациент с трудом выполняет правильные движения языком и губами, которые находятся в расслабленном состоянии. Его лицо становится малоподвижным, повышается слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия преимущественно возникает вследствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет или в любом возрасте при черепно-мозговой травме. У пациентов выражена атрофия мышц речевого аппарата, что приводит к монотонности речи, затруднению жевание и глотания, повышению слюноотделения.

Корковая, или кортикальная дизартрия – нарушение речи вследствие следующих причин:

  • Повреждения коры лобной доли головного мозга при травме;
  • Наличия опухоли лобной доли;
  • Перенесенных заболеваний (энцефалита, менингита) в результате которых частично утрачиваются нейромедиаторные функции.

При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость.

Мозжечковая дизартрия возникает вследствие поражения мозжечка. Этот вид расстройства речи встречается достаточно редко. Она чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Из-за нарушения функции мозжечка и его связей с другими отделами мозга у пациентов развиваются следующие нарушения:

Афазиологи причисляют корковую дизартрию к лёгким нарушения речи при моторных афазиях. Различают эфферентную (премоторную) и афферентную (постцентральную) формы корковой дизартрии. Эфферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении области передней центральной извилины, в которой представлена иннервация мышц, обеспечивающих артикуляцию. У пациентов нарушаются артикуляторные движения, ноне нарушается содержательная сторона речи. Это кардинально отличает корковую дизартрию от афазии. Артикуляторная корковая дизартрия касается только специфических речевых движений. Другие произвольные и непроизвольные движения губ и языка остаются в сохранности.

Афферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении постцентральных областей коры больших полушарий. У взрослых паретическая дизартрия бывает при опухолях мозга. Такая дизартрия у взрослых компенсируется после удаления новообразования. Мезэнцефально-диэнцефальная дизартрия связана с повреждением ядер черепно-мозговых нервов.

Гиперкинетическая дизартрия возникает у больных детским церебральным параличом. Характеризуется избыточными непроизвольными движениями в артикуляционном аппарате, которые усиливаются во время речевого акта. У пациентов во всех отделах речедвигательного аппарата и мимической мускулатуре ярко выражены гиперкинезы. Они отмечаются также в верхних конечностях, учащаются и усиливаются при попытке говорить. Реже проявляются непроизвольные движения в плечевом поясе и нижних конечностях, плечевом поясе.

Атактическая дизартрия наблюдается при атонически-астатической форме детского церебрального паралича. Редко встречается в чистом виде. Чаще является сопутствующим синдромом на фоне спастического пареза или гиперкинеза. Ведущим синдромом при атактической дизартрии является атаксия. Она проявляется в гиперметрических, асинергических нарушениях артикуляционных движений и в скандированности ритма речи. Оптические нарушения бывают при стёртой форме дизартрии.

Пароксизмальная дизартрия наблюдается у пациентов, страдающих рассеянным склерозом и другими заболеваниями нервной системы. У пациентов возникают отдельные приступы, которые обычно длятся менее 1 минуты, но могут повторяться до нескольких раз в сутки. Иногда они провоцируются волнением или гипервентиляцией. Дизартрия может достигать такой выраженной степени, что речь человека становится полностью неразборчивой. У лиц, страдающих дизартрией, могут наблюдаться такие сопутствующие симптомы, как онемение, двоение в глазах или слабость. Смешанная дизартрия развивается у детей после перенесенной травмы.

Диагностика дизартрии

Логопеды выделяют 4 степени тяжести дизартрии:

  1. Первая степень – стёртая дизартрия. В этом случае почти не наблюдаются признаки нарушения речи. В большинстве случаев их может выявить только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте 5 лет. Симптомами стёртой дизартрии являются плохая дикция, проглатывание или искажение звуков и слогов, невыразительная речь;
  2. Вторая степень дизартрии (типичная) характеризуется хорошо заметными дефектами произношения, но речь остаётся понятной для слушателя;
  3. Третья степень (тяжёлая) – существенно нарушается речь, она становится доступной только для понимания близких людей;
  4. Четвёртая степень проявляется выраженными нарушениями речи, которую окружающие совсем не понимают, или её абсолютным отсутствием.

Для того чтобы определить наличие, вид и степень тяжести дизартрии в Юсуповской больнице проводят комплексное обследование пациента с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалографии;
  • Электромионейрографии;
  • Магнитно-резонансной томографии головного мозга.

При обследовании у логопеда, исходя из анамнеза развития речи, произношения, дыхания, восприятия речи, артикуляции и многих других факторов, которые сопоставляются с данными неврологических исследований, устанавливается точный диагноз.

Лечение дизартрии

Комплексное лечение дизартрии в Юсуповской больницы включает медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и логопедическую помощь. При проблемах речи неврологи назначают комплексы витаминов, аминокислот и микроэлементов, которые участвуют в формировании оболочек нервных клеток и энергетическом обмене. Даже незначительный дефицит этих веществ может негативно сказаться на речи и интеллекте пациента. Врачи клиники неврологии проводят лечение дизартрии препаратами йода, витаминами группы В, глицином, L-каротином.

Важное место в медикаментозной терапии дизартрии занимают ноотропы – лекарственные средства, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга. Их действие проявляется в стимуляции умственной и познавательной деятельности, улучшении способности к обучению и запоминанию информации, помощи быстрого и точного мышления. К препаратам, обладающим ноотропным эффектом, относится пирацетам, ноотропил, фенибут, семакс. Их применяют вместе с глицином, который оказывает следующее действие:

  • Повышает умственную работоспособность;
  • Регулирует обменные процессы;
  • Снимает эмоциональное напряжение;
  • Улучшает речевую функцию.

Способствует восстановлению речи семакс, церебролизин. Врачи Юсуповской больницы индивидуально подбирают препараты, которые подходят конкретному пациенту.

Занятия с логопедом и дефектологом Юсуповской больницы направлены на следующие моменты:

  • Постановку звуков и введение их в речь;
  • Развитие слухового, тактильного, визуального и речевого восприятия;
  • Обогащение активного и пассивного словаря;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие высших психических функций – внимания, памяти, мышления, воображения;
  • Развитие речи – построение связного высказывания, чтение, умение составить небольшой рассказ по картинке, описать ощущение, изложить свои мысли.

При коррекции речи логопеды используют игровые методы. Программу разрабатывают индивидуально для каждого пациента. Важную роль в коррекции речи играет логопедический массаж. Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи у пациентов, страдающих дизартрией, является:

  • Нормализация мышечного тонуса;
  • Преодоление повышенного или пониженного тонуса в артикуляционной и мимической мускулатуре;
  • Устранение патологической симптоматики – гиперкинезов (патологических внезапно возникающих движений языка и артикуляционных мышц), синкинезии (дополнительных движения, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях), девиации – отклонения языка в сторону от средней линии.

Логопедический массаж улучшает качество артикуляционных движений (объём, точность, переключаемость), увеличивает силу мышечных сокращений, активизирует тонкие дифференцированные движения органов артикуляции, необходимые для коррекции звукопроизношения.

Важным элементом лечения дизартрии является лечебная физкультура для артикуляционных мышц. Комплекс упражнений специалисты клиники реабилитации составляют индивидуально каждому пациенту. Реабилитологи проводят работу над правильным дыханием с целью развития речи, развитием артикуляционной моторики, последовательностью вдоха и выдоха при разговоре, задержке дыхания на отдельных слогах и звуках. В комплекс обязательно включают упражнения для работы мелкой и крупной моторики. Для того чтобы установить вид дизартрии и пройти комплексное лечение, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Дизартрия – это одна из форм нарушения речевой функции. Болезнь чаще возникает в детском возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека на фоне органических поражений. Подробно рассмотрим причины заболевания и способы борьбы с ним.


Что такое дизартрия

Нарушение речи при дизартрии сопровождается такими характерными признаками, как:

  • патология произношения;
  • расстройство артикуляции и дыхания;
  • нарушение фонации и темпо-ритмической организации.

Это заболевание находится в тройке самых распространенных в логопедии. Учитывая, что в основе дизартрии всегда лежат нарушения нервной системы (периферической или центральной), лечением болезни занимаются неврологи и психиатры.

Больных дизартрией отличает невнятная речь, слова проговариваются малопонятно и не четко. При боле легких формах болезни выявляются незначительные фоновые дефекты, смазывание отдельных букв. На тяжелых стадиях заболевания слова совсем не различимы, речь не внятная и не выразительная.

Характерными особенностями произношения при заболевании являются устойчивость нарушений и сложности их коррекции. Артикуляция затруднена для всех звуков речи, в том числе и гласных, которые обычно даются человеку легко.

У больных дизартрией наблюдается дефект речевого дыхания, при разговоре выдох слишком короткий, человек дышит поверхностно и часто.

Голос обычно слабый, тихий. Заболевание опасно тем, что, возникнув в детском возрасте, оно мешает формированию словарного запаса и ведет к общему отставанию в развитии.

Причины возникновения речевого расстройства

В подавляющем большинстве случаев дизартрия является болезнью, сопутствующей детскому церебральному параличу и основана на органическом поражении центральной нервной системы. Нарушение происходит еще во внутриутробном периоде жизни плода или является следствием родовой травмы.

Приобретенная патология в раннем детском возрасте обусловлена перенесенными острыми инфекционными заболеваниями, такими как: энцефалит, острый гнойный отит, менингит, тяжелая травма головы.

У взрослого человека стойкое нарушение речи возникает после инсульта или черепно-мозговой травмы, а также может быть вызвано наличием опухолей в головном мозге, развивающимися болезнью Паркинсона или рассеянным склерозом.

Виды дизартрии

Основными видами дизартрии являются:

При которой проявления выражены слабо. Нарушения речи проявляются не одномоментно, а по прошествии времени, после перенесенных инфекционных болезней, токсикоза беременных, родовых травм. Диагноз ставится только после тщательно проведенных анализов и диагностики.

Выявляется при явных патологиях, таких как, паралич или атрофия глотки и неба. Слова явно произносятся не четко и очень медленно. Причиной бульварной дизартрии являются опухолевые процессы в продолговатом отделе головного мозга, следствием чего становится разрушения двигательных функций. У человека ярко выражена мимическая недостаточность, лицо приобретает характер неподвижной маски.

Проявляется в патологии мышечного тонуса и неконтролируемых движениях, управлять которым ребенок не может. У больного меняются интонация и темп речи. Для этой формы характерны периоды, когда ребенок говорит ясно и четко, особенно, находясь в кругу близких людей и чувствуя себя в безопасности. Но ситуация может резко поменяться на противоположную, и малыш не в состоянии произнести ни звука. Поражение слуха при подкорковой дизартрии, как правило, не происходит.

Наименее редко выявляется в чистом виде, как самостоятельная форма. Для ее течения характерны очень громкие выкрикивания слов, их скандирование.


Степени тяжести заболевания

В зависимости от степени тяжести дизартрия классифицируется по следующим основаниям.

Самая тяжелая стадии болезни, при которой у человека полностью отсутствует возможность разговаривать. Способность к воспроизведению звуков утрачена на 100 процентов.

Мышцы лица при этой стадии болезни обездвижены, присутствует эффект маски. Утрачиваются функции глотания и жевания.

Характеризуется наличием возможности говорить, но речь является непонятной, нечленораздельной, звуки сливаются и разобрать, что человек хочет сказать очень сложно. Присутствует патология дыхания и отсутствие интонационных нюансов.

Тяжелых патологий артикуляционного аппарата не выявляется, поражения характерны преимущественно для мышц языка. Поражение языка приводит к нарушению его двигательной функции. Выражается в неправильном темпе речи и отсутствию ее плавности. У ребенка не возникает патологий глотания и жевательного рефлекса или они выражены очень слабо.

Тяжело произносятся традиционно сложные звуки и свистящие; р-, ж-,ч-, ц-. Также не поддаются воспроизведению согласные, для которых необходимо прижимание языка к нему.

Наиболее распространенная стадия заболевания у детей. Причиной являются поражения нижних отделов головного мозга. Вторая степень дизартрии часто сочетается с потерей чувствительности лица, ребенок не может точно указать то место, которого касается врач.

Характерным признаком является амимичность лица, эмоции на нем у ребенка не отражаются. Больной не в состоянии выполнить такие действия, как надувание щек, движения губами, затруднено любое действие языком. Появляется нарушение функций глотания и жевания, голос становится явно назальным.

Речь у ребенка непонятная, тихая, темп замедлен. К трудностям в произношении шипящих согласных добавляется отсутствие четкости в проговаривании смежных гласных: -а и -у, -ы и -и. Звонкие гласные произносятся как глухие -с вместо -з, -п вместо -б и т.д.

Речь практически нечленораздельна, звуки подобны мычанию, вплоть до полного исчезновения возможности говорить. Цельный звук расщепляется ребенком на составляющие, к примеру, звук -ц произносится как сочетание -тс.

Обследование пациентов с дизартрией

Постановка диагноза осуществляется на основании данных тщательного обследования. Необходимо исключить у человека такие заболевания как дислалия (нарушение звукопроизношения без патологии слуха) или афазии (приобретенное нарушение речи, которая уже сформирована).

Признаки псевдобульбарной дизартрии можно установить на первом этапе появления младенца на свет: крик такого ребенка мало выражен или отсутствует в момент рождения. Ребенок не обладает сосательными рефлексом, голос плохо модулирован и содержит признаки носового.

Дальнейшее развитие ребенка подтверждает предполагаемый диагноз: он отказывается брать грудь или начинает захлебываться. Питание таких ребятишек часто проводится искусственно –через зонд. По мере взросления также наблюдается нарушения в речевом развитии: звуки у малыша тихие и однотонные, появляются гораздо позднее, чем у сверстников.

Основные симптомы для постановки точного диагноза являются:

  • отсутствие надлежащей артикуляции (дрожание языка, его загибание вверх и т.п.);
  • медленная артикуляция;
  • проявления синкенезии – появление тремора других частей тела, например, рук при движении языком;
  • просодические расстройства речи – ее замедленность, невнятность, однотонность, проседание звуков, отсутствие модуляций;
  • устойчивые нарушения произношения.

Для подтверждения дизартрии проводятся функциональные пробы. Врач просит человека высунуть язык и удерживать его вне рта на середине в течение определенного времени. Одномоментно пациенту предлагается проследить за передвигаемым из стороны в сторону предметом. У больного человека язык будет двигаться вместе с глазным яблоком.

Особое внимание в диагностике должно быть уделено артикуляции в состояния покоя и при движениях мимики.

Дизартрия – это то заболевание, прогноз которого зависит от своевременности диагностики и начала лечения.

Что должно насторожить родителей и подвигнуть привести ребенка к специалисту?

  • у ребенка наблюдается выпадение языка изо рта;
  • постоянное ощущение заложенности носа при разговоре;
  • речь медленная или сбивчивая;
  • при разговоре у ребенка перехватывает дыхание;
  • без причин появляется повышенное слюнотечение;
  • наблюдаются резкие изменения голоса – он становится слишком писклявым.

Это объективные признаки, которые нельзя списать на формирование речи у ребенка, поход к врачу обязателен.


Методы коррекции и лечения расстройства речи

Для успешной коррекции речевых расстройств необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Системный принцип сочетания различных методов.
  • Регулярность проведения занятий.
  • Начало восстановления речевых функций незамедлительно после их диагностики.
  • Восстановление всех составляющих речи одновременно (связанность, артикуляция, правильная грамматика).
  • Коррекция психического состояния человека в целом.
  • Формирование стимулов к проведению лечения, индивидуальность занятий.

Своевременность коррекции особенно важна в случаях развития дизартрии после инсультов и черепно-мозговых травм и врожденных аномалиях речи при ДЦП. Очень важна целенаправленность и последовательность прилагаемых усилий, ведь лечение может продлиться в течение нескольких лет.

Главными методами устранения речевой дизартрии являются:

  • устранение голосовых нарушений;
  • постановка правильного речевого дыхания;
  • формирования фонематического приятия;
  • развитие мимической моторики и артикуляции;
  • правильная постановка звуков;
  • развитие моторики рук.

На подготовительном этапе коррекции происходит устранение вторичных проявлений болезни, препятствующих произношению звуков: повышенного слюноотделения и атрофии мышц.

Следующим шагом становится верная постановка отдельных звуков, слогов и слов. На заключительной стадии основной задачей является вовлечение больного в продуктивное общение.

Мышцы оральной области тренируются простыми навыками жевания, которые у больных вследствие инсульта (а также при других нарушениях нервной системы) могут быть утрачены. Человека попросту учат жевать заново, то одной, то другой стороной рта.

В случае присутствия у ребенка, старшей возрастной группы, сосательных движений, врач может механически им препятствовать, например, зафиксировав язык рукой в перчатке или шпателем. В целях устранения слюнотечения ребенка учат сглатывать слюну.

Научить человека разговаривать заново или просто говорить правильно, очень тяжелая задача, по-сути, у больного должен быть выработан новый условный рефлекс. В коррекции заболевания недостаточно использовать методы подражания звукам, произносимым врачом.

Логопеды чаще прибегают к механическому воздействию на речевой аппарат, используя руки или специальные приспособления (шпателя, ложки) для придания органам нужной постановки (позы).

Помимо механического воздействия происходит изменение произносительной составляющей речи больного (ударение, темп, интонация, ритм), которая заключается в следующем:

  • соотношение самой речи с другими составляющими психики личности пациента;
  • развитие произносительной части речи включает в себя много различных компонентов: моторику, произношение, артикуляцию;
  • коррекции подлежат не только сами дефекты, воздействие оказывается на причины, их вызвавшие.

В лечении дизартрии используются все виды логопедических массажей, которые можно выполнять и в домашних условиях.

Исправление интонации при дизартрии осуществляется по нескольким направлениям:

отличия в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациях;

развитие понятия выразительности речи посредством интонаций.

Фонетическая составляющая речи корректируется посредством назначения лекарственных средств, стабилизирующих работу нейронов мозга. Одновременно назначаются лечебный массаж, иглоукалывание и физиолечение.

Использование медикаментозного лечения (ноотропы) применяется для активации мозговой деятельности, а именно:

  • повышения способности к обучению;
  • развитию когнитивных (познавательных) навыков;
  • улучшению способности к запоминанию;
  • активизации умственной деятельности.

Широко применяются такие препараты как ноотропил, фенибут и кортексин. Для нормализации мозгового кровообращения и устранению кислородного голодания прописывается цинназирин. Хорошо проявили себя в лечении заболевания пирацетам и финлепсин. В качестве вспомогательной терапии пациентам выписывается Магний В6.

Дизартрия у детей: домашние упражнения

Дизартрия у детей может стать последствием родовой травмы, интоксикации во время беременности у матери, острой инфекции или сопровождать ДЦП.

Общие проявления у больных ребятишек заключаются не только в речевых проблемах, но также и нарушении моторики (крупной и мелкой), проблемах с жеванием и глотанием. Больным малышам сложно совершать простые движения – прыгать, рисовать, лепить. Заболевшим детям тяжело даются любые звуки и слоги, они не могут связать слова между собой, совершают ошибки в применении предлогов.

Лечение желательно проводить амбулаторно после постановки диагноза и наблюдаться у невролога, психиатра или логопеда.

При этом есть ряд упражнений, выполняя которые самостоятельно и на регулярной основе, родители могут ускорить выздоровление.

Хорошие результаты дает массаж областей, отвечающих за речевые функции (губы, челюсти, подбородок). Массирование необходимо проводить ежедневно чистыми руками, по 20-30 минут.

Распространены следующие приемы массажа ребенка:

  • поглаживание;
  • надавливание на нёбо большим пальцем руки;
  • пощипывания;
  • легкие прикусывания щек с внутренней стороны;
  • массирование рта пациента.

Желательно поставить ребенка перед зеркалом, а взрослому расположиться у него за спиной. Родители могут представить всю процедуру в форме игры, а находясь перед зеркалом ребенок будет видеть все действия.

Родитель также поворачивает малыша лицом к зеркалу, а сам располагается у него за спиной. Взрослый начинает проговаривать отдельные звуки, слога или слова. Ребенок сначала внимательно следит за тем, что мама или папа делают в зеркале, а затем старается повторять движения.

В игровой форме можно проводить специальные упражнения для рта и щек. Попросите ребенка на счет до десяти открыт рот, затем начиная счет обратно – закрыть его. Можно проделывать вместе упражнения по надуванию щек.


Попросите ребенка изобразить как рычит собака, а затем улыбнуться и задержаться в таком положении на несколько секунд.

Для гимнастки языка выполняются следующие упражнения, по 20 секунд каждое:

  • попросите малыша дотянуться языком до носа;
  • пусть ребенок толкает языком попеременно правую и левую щеку;
  • дайте задание обвести языком верхний и нижний ряд зубов.

Можно дать ребенку в рот чистый носовой платок и пытаться аккуратно тянуть его на себя. Таким упражнением укрепляются челюсти больного.

Прогноз и профилактика заболевания

К сожалению, профилактика дизартрии затруднена, специфических мер избежать болезнь, не существует. Следует избегать большого спектра патологий, которые могут привести к этому тяжелому заболеванию: тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы.

Для исключения врожденной дизартрии необходимо внимательно относится к себе в период вынашивания плода – своевременно проходить обследования, прекратить употребление сигарет и спиртного, соблюдать гигиену интимных отношений.

Ребенка с первых дней нужно оберегать от влияния травмоопасных ситуаций или воздействия вирусов любой этиологии.

Прогноз при дизартрии зависит от двух факторов:

  • стадии (тяжести) болезни;
  • начала ее лечения и выявления.

Благоприятный прогноз наблюдается в основном при стертой разновидности заболевания, когда нет тяжелых поражений органической нервной системы. Стертая дизартрия хорошо поддается коррекции при регулярных занятиях с врачом-логопедом.

Бульбарная форма болезни в большинстве случаев остается на всю жизнь, поскольку вызвана поражением мозгового кровообращения или участков головного мозга, отвечающих за речевые функции. Излечение возможно и в этих случаях, при регулярных занятиях и неукоснительном соблюдении врачебных назначений. Но, гарантий выздоровления нет.

Чем раньше начато лечение и если на более ранней стадии начата борьба с болезнью, тем больше шансов на успех. Если на первой стадии дизартрии добиться выздоровления удается в большинстве случаев, то в случае позднего начала лечения, прогноз практически всегда не благоприятный.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.