Аутизм невролог или психиатр

Диагноз ранний детский аутизм - это бич нашей современности. В мире отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля день распространения информации об аутизме. Диагноз РДА у ребенка - что это?

Неизлечимое психическое заболевание, проявления которого становятся заметны примерно с двух-трех лет ребенка. Причины появления болезни до сих пор точно не установлены, а количество зарегистрированных больных малышей-аутистов растет с каждым годом, словно снежный ком. Из этой статьи вы узнаете симптомы раннего детского аутизма, какой врач занимается этой патологией, каково лечение и что испытывают родители такого необычного ребенка.

Первые пять лет жизни

Вот в молодую семью пришла большая радость: появился на свет долгожданный малыш. Он родился крепким, здоровым и симпатичным. По шкале АПГАР - не менее девяти баллов. Малыш отлично растет, у него всегда отменный аппетит. Все прививки выполняются по плану. Он практически не болеет простудными заболеваниями или болеет крайне редко.


Родители и врачи не нарадуются на такого малыша. Но вот примерно в год-полтора у матери появляется смутное чувство тревоги. Малыш избегает прямого взгляда в глаза. Лепет прекратился, и ребенок не стремится пополнять свой словарный запас. В некоторых случаях он может только издавать мычащие звуки, отдаленно напоминающие человеческую речь (в психиатрии такое явление называется вокализация).

Родители в тревоге обращаются к неврологу. Как правило, в возрасте двух лет ребенок получает диагноз "задержка психо-речевого развития". Невролог прописывает стандартный набор ноотропов в такой ситуации: "Кортексин" (внутримышечное введение), "Пантогам", "Глиатилин", "Фенибут". Родителям поступают советы показать ребенка психиатру. Но обратиться в психо-невролгический диспансер для многих становится сложным шагом. В итоге грамотная диагностика запаздывает до трех-четырех лет.

В возрасте пяти лет уже сложно не заметить, что с ребенком явно что-то не так. Он сильно выделяется из толпы сверстников. У молодых родителей возникает вопрос о том, что это за диагноз РДА?


Аутизм, шизофрения или умственная отсталость?

Очень просто спутать диагноз РДА с похожими заболеваниями. В советские годы диагноз "аутизм" просто не существовал. Хотя в Европе и США в те годы уже проводились исследования по его феномену. А вот в СССР детям ставили штамп на всю жизнь - "шизофрения".

У родителей часто возникает вопрос о том, диагноз РДА с снижением интеллекта - что это? Стоит разграничивать умственную отсталость и аутизм. Это разные заболевания, проходящие по МКБ под разным кодом. Часто аутисты не просто имеют нормальный интеллект, но еще и обладают некоторыми талантами (отличным музыкальным слухом или способностью к математике, отличным топографическим ориентированием на местности).

В каком возрасте ставят диагноз аутизм? Чаще всего это три-четыре года. Если бы родители обращались к психиатру своевременно - то диагностика была бы пройдена еще около возраста двух лет.

Беда аутистов в неспособности к коммуникации. Часто они не имеют речи вовсе. Им попросту ни к чему общение, привычное всем нам - эти дети словно с другой планеты. Часто они вместо слов издают мычащие звуки, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Окружающих детей и взрослых такое поведение пугает. В итоге малыши-аутята часто получают в обществе штапмы "шизофреников", "идиотов", "умственно-отсталых". Сверстники часто их боятся и избегают, а родители запрещают играть с аутичными детьми. На самом деле такой ребенок не может причинить вред никому - он попросту не замечает вокруг себя ни людей, ни животных. Злость и агрессия для него незнакомые чувства.


К какому врачу обратиться?

Для точной диагностики необходимы консультации следующих специалистов:

  • психоневролог;
  • детский психиатр;
  • клинический психолог (ведет прием в городских ПНД);
  • клинический логопед (принимает как в обычных поликлиниках, так и в ПНД);
  • сурдолог (для исключения проблем со стороны слуха).

У молодых родителей часто возникает вопрос, что это за диагноз РДА? Чтобы это понять, мало прочесть статьи из интернета. Это сложный психиатрический диагноз. Внешне ребенок совершенно здоров. Более того - аутисты часто отличаются красотой. Но при общении с таким ребенком в течение трех минут становится ясно, что он, грубо говоря, "витает где-то в иных мирах". Опытный психиатр может поставить точный диагноз уже после получаса наблюдения за поведением ребенка.

Кто ставит диагноз аутизм, какой врач? Это компетенция детского клинического психиатра. Ни невролог, ни логопед не в состоянии поставить такой диагноз окончательно.

Анализы и обследования, стационарное лечение

Часто родители совершают ряд типичных ошибок. Многие кидаются обследовать ребенка всесторонне: анализы крови, генетические пробы и многое другое. На это уходят громадные суммы денег. Не стоит паниковать. Вот ряд анализов и исследований, которые действительно стоит пройти:

  • МРТ головного мозга - для исключения возможности органических поражений мозга;
  • ЭЭГ мониторинг - для исключения эпилепсии;
  • сурдологический мониторинг - для исключения у ребенка глухоты и проблем со слухом;
  • получить консультацию грамотного клинического логопеда для выявления степени недоразвития речи.

В стационарном лечении ребенок может получить курс внутримышечных инъекций ноотропов "Кортексин" и "Церебролизин". Также в больничных условиях можно бесплатно пройти МРТ головы и ЭЭГ-мониторинг. Проблема в том, что маленькому аутисту страшно и непривычно находиться в больничных условиях. Незнакомые условия приводят его в ужас, вызывают сильнейшую панику. Это может спровоцировать ряд истерик, уход в себя, дисфорию, откат в речевом развитии.


АБА терапия и прочие психологические методы воздействия на больного ребенка

К счастью, российская психиатрия за последнее десятилетие шагнула далеко вперед. Сегодня в нашей стране не составляет труда получить грамотную консультацию в детском психо-неврологическом диспансере.

Давно известно, что медикаменты не помогают при аутизме. Да, транквилизаторы помогут снять тревожность, а нейролептики заставят сидеть и лежать смирно. Но вылечить аутизм невозможно. Это просто другой склад устройства психики, эти больные - "с другой планеты". И они навсегда останутся такими.

Мировая психиатрия разработала целую науку поведенческой терапии для аутичных людей. Называется эта разработка - АБА терапия (Applied behavior analysis).

Будьте внимательны: это не средство излечения аутизма. Это метод психологической коррекции, работа по которому с больным ребенком поможет ему лучше адаптироваться в мире нейротипичных людей. Увы, даже при напряженной работе по АБА-методу коррекции, многие дети так никогда и не смогут вести полноценный словесный диалог. Так до конца своей жизни и будут испытывать ужас в людных местах. Некоторые из них так никогда и не смогут полноценно обслуживать себя в быту.


На сегодняшний день в Российской Федерации есть сотни сертифицированных АБА-специалистов. Они прошли специальные обучающие курсы по работе с больными детьми. Но будем откровенны: толку от этих занятий практически никаких. Ребенок-аутист иной, и ему никогда не стать таким как все - нейротипичным. А "специалисты АБА" устанавливают за учебный час своей работы громадные ценники (от тысячи рублей и выше). Для семей с ребенком-инвалидом (где мать вынуждена оставить работу в связи с уходом за больным членом семьи) это неподъемные суммы.

Альтернативные методы лечения

В последние десять лет на просторах интернета, словно грибы, разрослись форумы и сайты по альтернативным, ненаучным методам излечения аутизма. Сколько бы врачи не повторяли: диагноз РДА не лечится, он может быть только откорректирован - родители верят в чудо и несут свои деньги шарлатанам.

Продажа американских и немецких добавок к пище, таблетки для вывода токсинов из организма, наполовину выдуманная и искаженная процедура хелирования - все это относится к альтернативным методам с недоказанной эффективностью.

Пичкая своего ребенка непроверенными БАДами из другой страны, родитель полностью берет на себя ответственность за здоровье и состояние малыша. Увы, в нашей стране до сих пор много людей, готовых делать "бизнес" на семьях с детьми-инвалидами. Родителям надо проявить мудрость и терпение и принять диагноз ребенка как должное, не скупать несертифицированные лекарственные средства с рук и через интернет.

Порядок оформления инвалидности для маленького аутиста

Код РДА по МКБ10 - F84/0. Расшифровка диагноза РДА - "ранний детский аутизм". Ребенок не может вести полноценную жизни при этом заболевании, один из родителей вынужден оставить работу. Поэтому имеет смысл оформить инвалидность, чтобы получать дополнительные выплаты.

  1. После установки диагноза необходимо попросить у лечащего психиатра "бегунок" по врачам-специалистам. Это офтальмолог, отоларинголог, хирург, сурдолог, клинический психолог, логопед. Придется пройти консультации у каждого из этих специалистов. С малышом-аутистом сделать это очень тяжело и иногда практически невозможно. Но без этих консультаций инвалидности не добиться.
  2. Пройти обследования, которые посоветует психиатр: ЭЭГ, МРТ мозга. Для этого, скорее всего, придется ложиться в больницу. Или пройти исследования в платных диагностических центрах за деньги. Детям делают МРТ под общим наркозом. Аутисту невозможно объяснить, что в капсуле нельзя двигаться - так что наркоз - это вынужденная мера.
  3. Пройти и получить результат общего анализа крови мочи в городской поликлинике.
  4. Взять у лечащего педиатра выписку из амбулаторной карты о истории родов и взросления.
  5. Сделать по две ксерокопии каждой выписки, заключения, результатов анализов. Также понадобится копия свидетельства о рождении, паспортов родителей, СНИЛС ребенка, карточки регистрации (прописка).
  6. Со всем этим пакетом документов отправиться к лечащему психиатру. Он составит личное дело пациента для комиссии.
  7. Записаться на комиссию, которая вынесет решение о присвоении малышу статуса ребенок-инвалид.
  8. Последний шаг - после получения справки отправиться с ней в Пенсионный Фонд, а затем и соц. защиту по месту жительства. Работники оформят все необходимые документы, и пенсия будет перечисляться ежемесячно на карту выбранного банка.

Средняя выплата в месяц составит около пятнадцати тысяч. Мать получает пять тысяч пятьсот рублей в качестве компенсации по уходу за ребенком-инвалидом. Конечно, этого не хватит на нормальную реабилитацию сына или дочери. Но и такая сумма - неплохое подспорье для семьи с больным малышом.


Разновидности раннего детского аутизма

В зависимости от особенностей течения заболевания, психиатрия выделяет следующие подвиды:

  • синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант поведения при раннем детском аутизме);
  • аутистическая психопатия Аспергера;
  • резидуально-органический вариант аутизма;
  • аутизм при синдроме Ретта;
  • аутизм неясного генеза.

Синдромы Аспергера и Каннера свойственны для мальчиков. Аутизм ретта - для девочек. В своих проявлениях эти диагнозы мало чем отличаются. Синдром Аспергера относится к наиболее мягким проявлениям болезни, но и он не позволяет ребенку "быть как все нормальные дети".

Вне зависимости от классификации, стоит помнить, что дети с аутизмом - мягкие, ранимые, беззащитные. Их неспособность к привычной речевой и вербальной коммуникации пугает и отталкивает окружающих. Между тем аутисты часто страдают от паники, ужаса, боли и не могут сообщить об этом даже собственным родителям. Ко всему они вынуждены на протяжении всей своей жизни переносить предвзятое окружение "здоровых и нормальных" нейротипичных людей.


Типичное поведение ребенка-аутиста

Вокруг диагноза РДА ходит множество слухов. На самом деле ничего ужасного или физически отталкивающего в этих детях нет.

Характеристика детей с диагнозом аутизм:

  • Они часто красивы или симпатичные внешне. Их взгляд устремлен "в никуда", в некоторых случаях явно расфокусирован и не носит признаков интеллектуальной мысли.
  • В связи с отсутствием необходимости в коммуникации многие из этих детей никогда не овладеют человеческой речью (в некоторых случаях - могут говорить простыми предложениями).
  • У некоторых из них присутствует легкая умственная отсталость, некоторые интеллектуально развиты как и все дети (но из-за невозможности коммуникации их интеллект претерпевает некоторые субъективные изменения).
  • Им свойственно стереотипическое поведение - например, качать головой из стороны в сторону, или пошатываться, словно медвежата. Когда им страшно, они могут подпрыгивать или громко кричать. В стереотипии дети-аутисты впадают от усталости и дискомфорта, страха.
  • Вокализации - лепет и напевание, которое не имеет ничего общего с речью. Это просто физиологические сокращение голосового аппарата.

Учитывая, что с каждым годом беспристрастная статистика по учету новых детей-инвалидов сообщает о приросте детей-аутистов на 3-4%, можно говорить об эпидемии аутизма. Если болезнь будет распространяться такими же темпами, через двести лет каждый 21-22 житель экономически развитых стран будет аутистом.

После прочтения этой статьи ответ на вопрос, диагноз аутизм у детей - что это такое, вам известен. Теперь вы знаете, что если взрослый ребенок молчит или громко плачет, или испуганно вжимается в угол - это не значит, что он не воспитан. Возможно, ему просто нужна помощь.

Самые распространенные мифы об аутизме

На протяжении десяти лет в связи с международной эпидемией аутизма ежегодно прессой освещается день информации об этом заболевании. Несмотря на это, в народе ходит множество мифов об этой болезни.

  • Дети-аутисты злые и ненормальные. Да, они действительно "не такие как все". Но уж точно не стоит ждать от них агрессии - в большинстве случаев они боятся и терпят обиды от мира "нормальных" людей.
  • Дети-аутисты ходят под себя. Нет, это не так - к туалету они приучаются позднее сверстников, но они чистоплотны и понимают, для чего нужно уединяться в туалетной комнате.
  • У них необузданный половой инстинкт и их надо опасаться. Вот уж миф, так миф! Если аутист истинный (диагноз поставлен верно), то у него на протяжении всей жизни отсутствует интерес к половым отношениям и инстинкт размножения. Это характерная черта этой болезни, что подтвердит любой психиатр.
  • Аутисты рождаются у родителей-алкоголиков и наркоманов. Это распространенный миф. Медицине до сих пор неизвестны точные причины появления на свет детей с диагнозом РДА. Они могут родиться как в семье голубых кровей, так и в неблагополучных условиях. На диагноз не влияет ни социальный статус, ни национальность, ни возраст родителей.
  • Если один ребенок болен, то и второй родится таким же. Это миф: исследования доказали, что вероятность рождения у одних родителей двоих аутистов довольно мала. Она составляет около 5%.

Последнее время встречаю отзывы пациентов о том, что дескать психиатр поставил страшный диагноз "аутизм", а потом они попали на прием к дефектологу/нейропсихологу, который сказал что это не аутизм, а органическое повреждение мозга, на фоне которого возникла задержка развития. Итак, давайте разберемся, что происходит.


Диагноз аутизм выставляется только при наличии состояния психоза или постпсихотического дефекта. Если психиатр видит психоз - он ставит "аутизм". Потому что сама аббревиатура - "аутизм" - взята из основ психотической симптоматики - 4а - аутизм, абулия, аффекты, амбивалентность. Если психоза нет - ставит задержку развития и т.д. Если психиатр поставил диагноз "аутизм", значит он наблюдал психоз.

При психозе нервные клетки приобретают дисфункциональное состояние. У пациентов с шизофренией наблюдаются необратимые изменения мозга - расширение желудочков, уменьшение серого и белого вещества. То есть, после психоза мозг получает органическое поражением в рамках функционала - изменение импульса, работы нервной клетки.

В ремиссии и ребенок и взрослый будет демонстрировать симптоматику органики - органического поражения - нарушение развития, плохую память и т.д.

Но, ПРИЧИНОЙ этого органического нарушения будет психоз. Когда педагог говорит о том, что несмотря на диагноз аутизм, ребенок имеет задержку по органическому типу - он наблюдает ребенка В РЕМИССИИ. Утверждая, что психиатр ошибочно поставил диагноз аутизм, педагог сознательно подрывает доверие родителей к врачу, что не может не сказаться на их выборе терапии при обострении - шубе, повторном психозе. Нет, мы не пойдем к злому психиатру, а пойдем к доброму нейропсихологу/дефектологу, пусть купирует это занятиями. И пока они ждут возможности попасть на прием - психоз проходит, унося с собой нервные клетки, оставляя новые органические повреждения в мозге.

Длительность обострения у всех разная - от нескольких часов до недель. Дефект при раннем начале психоза - олигофреноподобный. Это значит, что ребенок, переживший несколько психозов, будет демонстрировать внешне клинику олигофрении - умственной отсталости.

Только опытный врач психиатр сможет дифференцировать на этапе дефекта ПРИЧИНУ - психотическая или врожденная УО.

Неврология и психиатрия тесно связаны. Дети с задержкой развития любой формы - это и психиатрия, и неврология в том числе. Даже с неврозом - малая психиатрия. Дети с врожденной умственной отсталостью, эпилепсией - большая психиатрия, потому что необходима более длительная и глубинная коррекция.Психиатрия - это про состояние психики. Врач-психиатр занимается органическими нарушениями в том числе. Пациент, который выпил уксус из-за обострения шизофренического шуба - это психиатрия или гастроэнтерология ? Думаю, нет сомнений. Так и тут - ребенок в ремиссии с органической симптоматикой - это психиатрия или неврология? Это и то, и другое. Причина в психозе, последствия - в дисфункционале нервной системы. И вести, лечить это должен врач психиатр в первую очередь. Заявлять, что врач дескать "ошибся", я-то вижу органику - это верх непрофессионализма и отсутствие понимания клинической степени происходящего. Последствия таких заявлений фатальны - это ухудшение состояния ребенка, отсутствие необходимой медикаментозной поддержки в периоды обострений, и все это из-за самонадеянного - ваш врач ошибся, а я вот вижу органику! Конечно, видишь, только это ПОСЛЕДСТВИЯ, а НЕ ПРИЧИНА.

Еще по поводу психоза: наш мозг запоминает все, что с ним происходит. Именно поэтому после двух и более психозов или судорожных состояний вероятность того, что это повторится, перейдет в хронику - огромная. Но не все дети выходят в непрерывное психотическое течение. Есть дети, которые пережив психоз, приобретают пограничное состояние - шизоидную психопатию, синдром Аспергера. Есть те, кто вообще выходит в ЗПР - задержку развития и больше психоз не повторяется, условная норма, но этих детей всего 3 % из статистики. Это редкость.

В основном дети переживают новые обострения, выходя из каждого с нарушениями работы нервной системы и дефектом, приобретая к 7 годам стойкое нарушение - олигофрению, умственную отсталость, без дальнейшей симптоматики психоза или редкими повторениями обострения.

Быть "борцом с ошибками психиатров" - это выгодно, потому что каждый родитель будет рад услышать, что его ребенок без диагноза "аутизм", а просто "ЗПР", и конечно, будет ходить и советовать всем такого "хорошего" педагога, но ребенку от этого только хуже - пока вы радостно распространяете глупость направо и налево, торгуя надеждой - ребенок уходит в дефект, за который вы конечно не понесете никакого наказания - вы же не врач.

И да, по прошествии времени - динамики, диагноз "аутизм" трансформируется либо в олигофрению, либо в шизофрению, - в зависимости от степени дефекта. Олигофрения - это злокачественное психотическое течение, шизофрения - более легкое, значит есть что-то, что тормозит процесс - та же изначальная органика в том числе, или терапия за время жизни, поэтому психический процесс есть, но нет таких глубоких нарушений, как в первом типе - при дефекте УО.

Большинство людей уверены, что они могут с легкостью отличить человека с аутизмом от здоровых людей. Но это не так. Аутизм — это не просто набор личностных качеств и интересов, и не все, кто предпочитает одиночество и решение сложных задач, являются заболевшими. Фактически, это серьезные поведенческие, социальные нарушения, а диагноз требует тестирования, оценки и глубокого понимания расстройства.

Почему педиатр не может помочь в диагностике аутизма


Если же родители замечают атипичное развитие своего ребенка, они могут попросить своего педиатра направить их на дополнительную консультацию к узким специалистам.

Статистика аутизма говорит, что до 1994 года аутизм был редким расстройством. Сегодня этот диагноз встречается чаще в результате изменений в уровнях осведомленности и диагностики. Но до сих пор существует ограниченное количество медицинских работников, которые специально обучены диагностике и лечению расстройства аутистического спектра.


Кто может поставить диагноз аутизм?

  • педиатры развития;
  • педиатрические неврологи;
  • сурдологи;
  • клинические логопеды;
  • детские психологи;
  • детские психиатры.

Среди специалистов, которые должны принимать активное участие в лечении аутичного ребенка, есть:

  • логопеды;
  • терапевты;
  • патопсихологи;
  • физиотерапевты;
  • аллергологи;
  • гомеопаты;
  • диетологи;
  • социальные работники.

Как диагностируется аутизм

Нет простого медицинского теста на аутизм, и есть много нарушений, которые похожи на РАС (например, расстройство сенсорной обработки, апраксия речи и СДВГ). Из-за этого врач ставит диагноз на сочетании родительских наблюдений, немедицинских тестов, медицинских наблюдений и профессионального суждения.


Могут ли ошибочно поставить аутизм – как проверить

Аутизм со снижением интеллекта часто путают с умственной отсталостью – это разные заболевания.

Расстройство диагностируется в трехлетнем возрасте. Но признаки начинают проявляться и ранее, просто не каждый родитель, да и педиатр, сможет их своевременно распознать.



Для того, чтобы точно определить диагноз, назначаются следующие исследования:

  • МРТ;
  • ЭЭГ,
  • консультация у сурдолога (для определения аномалии слуховых каналов);
  • консультация у логопеда (для определения аномалии развитии речи).

Отзывы о диагностировании детского аутизма


Вывод

Первые, кто может заметить поведенческие особенности ребенка – это родители. И если педиатры не акцентируют на этих особенностях внимание, настаивайте на консультации у иных узких специалистов.

Ранняя диагностика аутизма – это залог успеха в коррекции поведения и лечении. Хоть это и неизлечимое заболевание, но оно поддается корректировке и можно приблизить ребенка к полноценной жизни.

Видео — Диагноз аутизм. С чего начать и что делать

Что такое аутизм? Как он проявляется? Что нужно знать родителям с особенными детьми? Отвечаем на эти вопросы вместе с детским неврологом-психиатром и кандидатом медицинских наук Айтжановой Райгуль.


- Что такое аутизм?

Термин аутизм происходит от латинского слова "autus", что в переводе означает сам. То есть, мы подразумеваем, что ребенок сам по себе или сам с собой. Иначе можно сказать, что это состояние, при котором происходит отрыв от реальности. При аутизме отсутствует контакт с внешним миром, нарушено социальное взаимодействие.

Детский аутизм - психическое нарушение. Существуют международные критерии для того, чтобы установить диагноз или заключение аутизма. По критериям международной классификации болезни, аутизм - это расстройство, которое проявляется в возрасте до 3-х лет и характеризуется тремя основными группами симптомов. Это признаки нарушения социального взаимодействия, качественное нарушение общения и, когда у ребенка имеется повторяющееся действие. То есть, когда ребенок делает или говорит одно и то же. Если все эти критерии присутствуют, то ребенку диагностируют аутизм.

- Как родителям можно распознать аутизм у ребенка?

В первую очередь, когда у ребенка нет отклика на ее обращения. То есть, когда мама кормит, разговаривает с ребенком и не получает эмоционального ответа. Он может не смотреть в лицо, не фиксировать взгляд, не реагировать на ласку.

Одним из проявлений может быть отсутствие реакции на дискомфорт. Обычно, когда грудной ребенок хочет есть, болен или у него мокрые пеленки, он плачет и показывает свое недовольство. У детей с аутизмом эти проявления могут отсутствовать. Иногда может быть неадекватная реакция на прикосновения или отсутствие страха перед незнакомым лицом.


Дополнительно могут быть нарушения сна. Часто, вспоминая развитие своего ребенка в раннем возрасте, мамы говорят, что ребенок часто путал день и ночь. Ночью бодрствовал без причины и длительно спал днем. Родители иногда отмечают проблемы во время прикорма, когда долго не могли отучить от грудного вскармливания.

Были случаи, когда ребенок неадекватно реагировал на купание, плакал или задыхался. Частой жалобой является отсутствие речи. К сожалению, часто матери находят причины и свое объяснение этому. Например, что мальчики позже начинают говорить. Но уже в 2 года отсутствие речи становится очевидным.

Родителям может казаться, что ребенок плохо слышит и не реагирует на обращения, просьбы или даже свое имя. Это уже повод для обращения к неврологу. Хотя, по каким-то симптомам можно было обратиться и раньше.

Все сказанное не всегда является проявлением аутизма. Такие особенности могут быть у детей с норматипичным развитием. Но если симтомы повторяются и родитель не находит для этого причин, то это повод обратиться к врачу.

- Лечится ли аутизм?

Аутизм можно разделить на две большие группы: когда аутизм является самостоятельным проявлением нарушения (расстройство, связанное с нарушением развития) и, когда аутизм является признаком другого заболевания. В моей практике чаще встречается второй вариант.

Поэтому когда мы видим у ребенка аутистическое поведение, то должны провести обследование, чтобы исключить вероятность других заболеваний. Это включает ЭЭГ, томографию головного мозга, аудиометрическое обследование, консультацию эндокринолога, генетика и сурдолога. Когда мы исключаем все эти нарушения, то направляем ребенка к детскому психологу, потому что эффективных препаратов для лечения основных симптомов нет.


Контакт, взаимодействие, речь - это социальные функции. Нужно проводить педагогическую работу для их развития. В практике мы назначаем препараты, которые улучшают функции головного мозга и кровообращение. Но это индивидуально. Если аутизм идет как отдельное заболевание, то медикаментозного лечения нет. Если в ходе обследования мы выявляем, что у ребенка есть судороги, эпилепсия или другое заболевание, то будут включаться соответствующие препараты.

- А по каким причинам появляется заболевание?

В настоящее время, к сожалению, одной причины, которая лежала бы в основе аутизма, нет. Ученые больше склоняются к тому, что причина в генетике. Аутистическое поведение, которое часто встречается при туберозном склерозе, синдроме Прадера-Вилля, детской шизофрении, связано с генами.

Есть научные работы, которые свидетельствуют, что причиной аутизма может быть повреждение определенных участков, отделов головного мозга у ребенка в раннем возрасте или внутреутробном развитии, которые участвуют именно в формировании поведения человека.

- Возросло ли в последнее время количество детей с аутизмом? Почему?

В связи с неоднозначным подходом к оценке аутистических проявлений, в разных странах распространенность аутизма составляет от 4 до 26 случаев на 10 тысяч детского населения, по данным специалистов Германии, Японии, США, Швеции и Великобритании.

В российской и казахстанской психиатрии данных о распространенности аутизма, к сожалению, нет. То, что количество этих детей увеличивается в нашей стране, мы можем судить по данным учреждения образования. В частности, по данным психолого-медико-педагогической консультации.

Количество детей с аутизмом в Казахстане с каждым годом увеличивается.

Если в 2003 году по РК было 77 детей с аутистическими проявлениями, чьи родители обратились за помощью в воспитании и обучении, то в 2013 году было уже 1099 детей, а к 1 январю 2017 года - 2962 ребенка.

- Что нужно знать родителям, если ребенку поставили такой диагноз?

Основная нагрузка в работе с детьми с аутизмом ложится на детского психолога.

Родителям необходимо помнить, что чем раньше начались занятия с психологом, тем эффективней будет результат. Если родитель видит проявления аутизма у ребенка, то лучше проконсультироваться и пораньше начать занятия.

Занятия с психологом идут не каждый день. Психолог обязательно будет давать упражнения домой и одним из обязательных условий эффективности работы будет работа в семье.

- Как люди с аутизмом живут в обществе?

Социальная адаптация детей с аутизмом в обществе зависит от степени выраженности аутистических проявлений. У одних это может быть полная отрешенность, у других - контакт есть. У кого-то могут быть только легкие проявления.

Это зависит и от интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Дети с аутизмом могут иметь высокий интеллект, но есть и категории детей, у которых есть умственная отсталость. Точно так же у одних детей есть речь, у других она может полностью отсутствовать. Возраст, в котором обнаружили проявления заболевания, тоже влияет на социализацию.


Хотелось бы остановиться на проблемах и их решениях в вопросе детского аутизма. Во-первых, в Казахстане нет статистики по детям и взрослым с аутизмом. Необходимо вести учет, чтобы в дальнейшем определять, какую помощь нужно оказывать.

С 29 января 2003 года приказом 83 Министерством здравоохранения были утверждены правила организации скрининга психических нарушений у детей раннего возраста. Согласно правилам, в Казахстане существовало 5 видов скрининга, в том числе по выявлению эмоциональных нарушений у детей, то есть ранних признаков аутизма. Эти правила утратили силу приказом Министерства здравоохранения 15 июля 2016 года. Взамен другой документ не был предоставлен.

В последний год это, конечно же, ощущается. Обязательно нужно ввести скрининговые методы для раннего выявления признаков аутизма.

Также остро стоит вопрос подготовки кадров. В Казахстане не готовят детских психиатров. Уровень психиатров, которые обучались общей психиатрии, не всегда позволяет выявить заболевание вовремя.

У нас также есть проблемы с инклюзивным образованием, тьюторством. Какому ребенку должен предоставляться тьютор? Кто будет это оплачивать? Необходима консиолидация специалистов и родителей, которые должны понимать, что во всем мире такие вопросы не всегда поднимаются и решаются родителями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.