Боюсь что ребенок будет нервным

Важно отметить сразу, нервный тик – это неврологическое расстройство, даже если оно вызвано психологическими причинами. Поэтому при проявлении симптомов данного заболевания следует в первую очередь обращаться к неврологу.

После детального обследования, в случае необходимости, врач даст направление к другим специалистам, также занимающимся данной проблемой.


Если говорить общими словами, то нервный тик (гиперкинез) – это внезапное непроизвольное сокращение группы мышц в результате ошибочного сигнала головного мозга, которое повторяется многократно.

Следует понимать, что классификация нервных тиков – виды, продолжительность, способы лечения – это тема для большой отдельной статьи. Но некоторые значимые моменты родителям нужно знать.

Согласно исследованиям, нервный тик может развиться в любом возрасте и бывает как первичным, когда это следствие сильных психоэмоциональных перегрузок, так и вторичным, связанным с различными поражениями головного мозга или приемом некоторых лекарственных средств.

Также специалисты выделяют нервные тики, возникающие в результате генетической предрасположенности.

Во многих случаях родители не сразу замечают, что у ребенка появились странные навязчивые движения или что, когда ребенку необходимо сконцентрироваться на чем-то, он начинает издавать неуместные повторяющиеся звуки. Такие особенности в поведении могут сигнализировать о возникновении нервного тика.

1. Наиболее распространенная симптоматика детских тиков

  • Лицевые (мимические) гиперкинезы могут выражаться в подмигивании, частом моргании, поднятии бровей, постоянном шевелении губ, подергивании щеки.
  • Тики конечностей проявляются как резкое вздрагивание, пожимание или передергивание плечами, импульсивные кивки; ребенок может без видимой причины похлопывать руками, щелкать пальцами, притоптывать или подпрыгивать на месте.
  • Вокальные проявления тиков характеризуются различными бессмысленными повторяющимися звуками: посвистывание, покашливание, шмыганье, сопение, фырканье.

Как правило, ребенок даже не обращает внимания на вышеуказанные спонтанные реакции, не сознает их. Обычно эти непроизвольные звуки и движения замечают другие.

Чаще всего родители и прочие окружающие думают, что ребенок это делает специально, чтобы подразнить или разозлить их. Это ни в коем случае не так. Контролировать настоящий нервный тик малыш не может, и, когда его пытаются заставить остановить раздражающее движение, он лишь начинает еще больше нервничать, что приводит к усугублению ситуации.

Задача родителей не пускать все на самотек, не пытаться исправить поведенческие реакции ребенка методом наказаний и ограничений, а своевременно обратиться за помощью к специалистам.

2. Социально-психологические причины возникновения нервных тиков у детей

Первичные нервные тики обычно диагностируют у детей от 7 до 12 лет, поскольку их нервная система еще не устойчива и быстро дает сбои под воздействием негативных факторов. При устранении причин, вызывающих тики, можно прогнозировать полное избавление от недуга.

  • Стресс. Неблагоприятная обстановка в семье; жестокое обращение; смерть близкого ребенку человека; постоянное давление со стороны родителей; чрезвычайное происшествие; серьезные перемены в жизни. Психоэмоциональные потрясения могут приводить к проблемам со здоровьем, в том числе и вызвать нервный тик.
  • Образовательный фактор. Нередко с началом обучения в школе особенно впечатлительные дети испытывают трудности с адаптацией к новому коллективу, учебной программе и нагрузке. На этом фоне могут проявиться неврологические отклонения, даже если до поступления в школу все было нормально.
  • Переутомление. Непривычные требования, перегруженная школьная программа, несоблюдение рекомендованного режима дня, чрезмерное увлечение компьютерными играми, дополнительные занятия оказывают негативное влияние на нервную систему растущего человека.
  • Недостаточное или неправильное питание. Как бы банально это ни звучало, но нехватка витаминов, частые обезвоживания, несбалансированное хаотичное употребление пищи – источник многочисленных проблем, связанных с нормальной работой организма.

Следует подчеркнуть, что нервные тики могут быть вызваны не только психоэмоциональными факторами, но и органическими нарушениями нервной системы.

В этом случае необходим комплексный медицинский подход и применение медикаментозной терапии, а успех лечения зависит от формы и тяжести заболевания.

К причинам вторичных нервных тиков относят:

  • Поражения головного мозга: черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания головного мозга, менингит, энцефалит, опухоли;
  • Побочные эффекты при длительном приеме нейролептических средств, антипсихотических и противоэпилептических препаратов, антидепрессантов, транквилизаторов;
  • Интоксикацию (отравление организма);
  • Генетические нарушения;
  • Невралгию тройничного нерва;
  • Отклонения внутриутробного развития, родовую травму.

3. Профилактика

Неспособность контролировать собственные движения или голосовые реакции может доставить немало неприятностей и маленькому ребенку, и подростку. В школе и за ее пределами, к сожалению, найдутся люди, которые могут начать дразнить и насмехаться над ребенком с нервным тиком, вследствие чего высока вероятность у него развития еще больших психологических и физиологических проблем.

Не допустить развития нервного тика (имеются в виду гиперкинезы, не связанные с физиологическими нарушениями) помогут несложные в выполнении рекомендации:

  • Уделять ребенку больше внимания. Основная потребность, которую постоянно испытывают дети, – потребность в любящих и заботливых родителях.
  • Соблюдать режим дня. Ребенок должен высыпаться, полноценно и правильно питаться, достаточно времени проводить на свежем воздухе.
  • Не допускать, чтобы ребенок посвящал свой досуг только компьютерным играм.
  • Спокойная, дружелюбная атмосфера в семье. Ребенку необходимо знать, что он может доверять своим родителям и что они всегда на его стороне.
  • Быть в курсе школьных дел ребенка: знать, кто его обучает, с кем он дружит, кто доставляет ему неприятности. Своевременно реагировать, если ребенку требуется помощь.
  • Следить за здоровьем ребенка, проходить регулярные медицинские осмотры.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.


Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость - характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.


Один из признаков кризиса пятилетнего возраста - неожиданное кривляние, шутовство

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел - переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого - заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети - это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской. Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем.
  2. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю.


Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:

  • травмирующие психику ситуации (алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из родителей, развод, применение к ребенку телесных наказаний, конфликтные ситуации со сверстниками, адаптация к детскому саду или школе);
  • сильный испуг;
  • негативная атмосфера между родителями;


Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:

  • возникновение страхов и тревожных состояний;


Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка - настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными - дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

    Моторные - прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.


По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения - стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.


Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай - они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

    До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.


Родители должны "расти" вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.


Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.

Возраст, в котором, у ребенка могут проявляться психологические проблемы связан с этапами его развития. Чаще всего проблемы возникают:

– Психологические проблемы возникают тогда, когда у ребенка появляется чувство неопределенности и тревоги в каких то ситуациях и родители не помогают ему успокоиться, справиться со своими чувствами, – говорит психотерапевт.

Анна Ольшевская, врач-психотерапевт городской детской поликлиники №2.

Основные причины, по которым родители обращаются к детскому психотерапевту – агрессивное поведение ребенка, гиперактивность и тревожность детей.

Агрессия может проявиться у любого человека, если его потребности не удовлетворяются, то же самое происходит и у ребенка. Если никто не пытается понять , чего ребенок хочет, а сам он не может сказать, потому что его не слушают или навязывают что-то свое без объяснений причины, или просто не научили его говорить о своих желаниях.

Часто агрессия ребенка связана с неблагоприятной обстановкой в семье.

По словам специалиста, некоторые родители очень скептически относятся к тому, что сами спровоцировали проблемное поведение у ребенка.

Дети могут начать фантазировать, если не говорят открыто о своих потребностях, постоянно сталкиваются с критикой, недопониманием или безразличием родителей.

– К примеру, наиболее часто ребенок фантазирует о том, какой он хороший, как его хвалят, как много у него друзей. Это компенсаторное, защитное фантазирование, – говорит психотерапевт.

Зная, о чем фантазирует ребенок, можно легко понять, чего ему не хватает и что он не может реализовать.

Анна Ольшевская, врач-психотерапевт городской детской поликлиники №2.

Кстати о том, что ребенок живет фантазиями, могут сказать его рисунки. Например, об этом говорит изображение персонажа с крылья, расположенного в верхней части листа.

– Но конечно, такой анализ надо проводить комплексно, оценивая весь рисунок ребенка и его поведение в целом, говорит психотерапевт.

На втором месте по поведенческим расстройствам у детей стоит гиперактивность. Она связана с нарушением в развитии нервной системы и выражается в том, ребенок быстро возбуждается и очень медленно успокаивается. Причинами этого расстройства могут быть интоксикация во время беременности, гипоксия при родах, а также проблемы в семье, которые вызывают у ребенка тревогу. Анна Ольшевская отметила, что количество детей с нарушениями в поведении растет.

До 14 лет психотерапевт принимает детей вместе с родителями, дети старшего возраста могут приходить самостоятельно.

Дети в возрасте от 6 до 10 лет чаще боятся оставаться одни дома в течение дня – это основной симптом тревожности. А среди детей старше 10 лет распространены социальные страхи. Такие дети боятся отвечать в школе, боятся общаться со сверстниками, очень зажаты и излишне самокритичны.

– Очень часто причина такого поведения – это необоснованная, излишняя и постоянная критика со стороны родителей, которая может проявляться в форме подшучивания, сравнивания с другими, – объясняет врач-психотерапевт.

Врачу-психотерапевту приходится сталкиваться и с депрессией у детей старше 12 лет. Основная причина этого также проблемы в семье.

– Дети очень чувствительны, прекрасно улавливают эмоции (эмоциональное состояние) родителей, сильно переживают за них и даже неосознанно предпринимают какие то меры по улучшению обстановки, – говорит специалист.

Например, в случае каких-либо разногласий между родителями, развода, ребенок беспокоится и за маму, и за папу, и как бы встает между ними. Ребенок заболевает, чтобы отвлечь внимание родителей на себя и снизить накал страстей.

Врач-психотерапевт рассказала, что основными ошибками родителей в воспитании детей становятся гиперопека, излишняя критичность и строгость.

– Оба этих перегиба в воспитании приводят к тому, что у ребенка не развивается ощущение собственного Я, собственной идентичности. Например, при гиперопеке у ребенка не формируется внутренний стержень, а его отсутствие приводит к неуверенности в себе.

Анна Анатольевна отметила: очень важно, чтобы родители поддерживали своего ребенка, обращали внимание на его эмоциональное состояние и не критиковали его поведение. Критиковать нужно не личность ребенка, а его конкретное действие. Потому что в противном случае ему будет казаться, что он все делает плохо. А за достижения ребенка обязательно нужно хвалить.

С 12 лет детям становится важно мнение сверстников, и они начинают противоречить родителям. И здесь последним нужно понять, что их ребенок входит в сложный подростковый период. Сейчас его важно поддержать, не лишним будет также вспомнить и рассказать ему о тех проблемах и трудностях, с которыми сами родители сталкивались, будучи подростками.

Чтобы немного подготовиться к подростковому периоду своего взрослеющего ребенка, детский психотерапевт рекомендует родителям вспомнить о своем поведении в том возрасте. Вероятно, что ребенок будет вести себя также.

Маленький пациент на приеме у Анны Ольшевской.

По словам детского психотерапевта, если родители хотят лучше понимать своего ребенка, им стоит обращать внимание на то, как он играет, и что рисует. К примеру, если ребенок изображаети слишком мрачные картины, стоит поговорить с ним о его переживаниях.

– Дети во время игры с игрушками, очень много рассказывают о своем эмоциональном состоянии. Например, если ребенок начинает бить куклу, он вымещает свою агрессию, – говорит врач.

Правильно подобранные игры помогут справиться с поведенческими нарушениями у детей. Например, агрессивному ребенку выплеснуть своим эмоции поможет лепка из пластилина. Таких детей также хорошо записывать в спортивные секции.

– Гиперактивным детям подойдут пазлы, конструкторы. Эти игры помогут ему не только сосредоточиться, но и развить моторику, потому что у таких детей, она часто не развита, – рассказывает Анна Ольшевская. Им, также как и тревожным детям, помогут раскраски.

Для гиперактивных детей важны режим, спокойная обстановка, комфорт, тепло, понимание.

Терапевтическим эффектом для всех детей обладают мультфильмы, сказки, фильмы. Психотерапевт рекомендует смотреть все сказки советского времени, потому что сказки носят воспитательный характер, идеально подходят для передачи информации детям, отражают шаблоны поведения героев в различных жизненных ситуациях.

Совсем маленькому ребенку не стоит также смотреть мультфильмы, где животные не похожи на животных. Если это лошадь, то она должна выглядеть как лошадь, говорит детский психотерапевт.

Аутизм – общее расстройство развития с наибольшим проявлением в сфере общения и эмоций, при котором нарушается развитие зоны головного мозга, отвечающей за эмоции и обобщение информации. Детский психотерапевт рассказала, что ранний детский аутизм проявляется в возрасте до двух-трех лет.

Анна Ольшевская, врач-психотерапевт городской детской поликлиники №2.

Позже может появляться тенденция к повторяющимся бесцельным движениям. Например, ребенок может длительное время размахивать руками, раскачиваться взад и вперед, может крутить головой в разные стороны, проявляется задержка в развитии речи.

Ребенок, страдающий аутизмом, не может имитировать поведение других людей, его не интересует их эмоциональное состояние, он с трудом усваивает социальные навыки и правила.

Но зато, эти дети в будущем, могут быть сильны в математике, музыке, рисовании.

По словам Анны Анатольевны, количество детского раннего аутизма с явными проявлениями в последнее время незначительно увеличилось. Выросло количество расстройств аутического спектра (более слабых проявлений аутизма, которые могут выявляться немного позже). Например, ребенок с некоторыми особенностями в поведении, может быть вполне нормально адаптированным до определенного возраста. Но когда социальные требования начинают превышать его возможности – на фоне повышения тревоги у него проявляются и становятся явными признаки аутизма. Ребенок постепенно уходит в себя, у него может ухудшиться речь, усиливается тревога, появиться агрессия.

Но специалист акцентирует на том, что этот рост связан не с увеличением количества больных детей, а с лучшей диагностикой заболевания.

Причины развития аутизма до конца не изучены.

– В клиническом руководстве со сноской на низкое качество полученных доказательств в группу риска относят тех, у кого в роду есть родственники с аутизмом, психическими и шизофреноподобными расстройствами, – говорит Анна Ольшевская.

Аутизм не излечим, даже если болезнь была выявлена на ранней стадии. Такой ребенок не сможет учиться в обычной школе. Его обучение должно быть основано на многократном повторении всех действий. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.