Человек нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением

Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу.


Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой; обладает быстрой скоростью реакции; его поступки обдуманны; он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях.


Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого: реагирует медленно; неразговорчив; эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное; не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.



Незначительный повод способен вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, такие люди часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.


Рис. 2.10. Характеристика типов темперамента

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что стройная картина соответствия четырех типов высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову) четырем темпераментам, известным с древности, не так очевидна, как предполагалось ранее. Они предложили временно отказаться от обсуждения типов высшей нервной деятельности, пока не будут более полно изучены ее основные свойства и характер их взаимосвязи. Эти ученые показали парциальность таких свойств при применении условно-рефлекторных процедур к различным анализаторным системам и наметили поиски общих характеристик нервной системы в амодальных регуляторных структурах мозга. Особенно важны выводы Б. М. Теплова об отсутствии прямого параллелизма между свойствами нервной системы и особенностями поведения. По психологическим характеристикам поведения нельзя судить о физиологических качествах нервной системы. Ее свойства не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни и труднее другие. Задачу представляет поиск тех ее качеств, которые определяют индивидуальные различия по параметрам общей психической активности и эмоциональности — главных двух измерений темперамента (В. Д. Небылицын).

Таким образом, темперамент — это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности.

Можно выделить следующие признаки свойств темперамента:

  1. обусловленность их свойствами нервной системы и постоянные индивидуальные особенности эмоциональной сферы, к которым относятся: сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость;
  2. устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменения эмоций;
  3. регуляция динамики психических процессов и психической деятельности в целом (скорость, темп реагирования).

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может дать дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводят такого человека к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

  • мыслительный;
  • художественный;
  • средний.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключа- емость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники. Они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов. Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности (воины), сангвиники — для организованной деятельности (политики), меланхолики — для творческой деятельности в науке и искусстве (мыслители), флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности (созидатели). Для некоторых видов деятельности летчика-истребите- ля противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы, следовательно, флегматики и меланхолики психологически малопригодны для подобной деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения. Например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия.

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

  • 1) профессиональный отбор, одна из задач которого не допустить к данной деятельности лиц, не обладающих необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе в профессиях, предъявляющих повышенные требования к свойствам личности;
  • 2) индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход);
  • 3) преодоление отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;
  • 4) формирование индивидуального стиля деятельности (это основной и наиболее универсальный путь).

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения. Например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает. Меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей.

Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Характер личности — важное ее свойство, это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

  • • к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
  • • другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);
  • • порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность и т.п.).

В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными, или наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера:

  • 1) самоуверенность — неуверенность;
  • 2) согласие, дружелюбие — враждебность;
  • 3) сознательность — импульсивность;
  • 4) эмоциональная стабильность — тревожность;
  • 5) интеллектуальная гибкость — ригидность.

Среди локальных (частных) свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие:

  • • общительность — замкнутость;
  • • доминантность (лидерство) — подчиненность;
  • • оптимизм — уныние;
  • • совестливость — бессовестность;
  • • смелость — осторожность;
  • • впечатлительность — толстокожесть;
  • • доверчивость — подозрительность;
  • • мечтательность — практицизм;
  • • тревожная ранимость — спокойная безмятежность;
  • • деликатность — грубость;
  • • самостоятельность — конформизм (зависимость от группы);
  • • самоконтроль — импульсивность;
  • • страстная увлеченность — апатичная вялость;
  • • миролюбие — агрессивность;
  • • деятельная активность — пассивность;
  • • гибкость — ригидность;
  • • демонстративность — скромность;
  • • честолюбие — непритязательность;
  • • оригинальность — стереотипность.

Акцентуации характера (К. Леонгард) — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии [1] .

Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать незаурядным. Например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Рассмотрим краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

Каждая личность обладает своими отличными от других способностями. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении, легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать:

  • • на природные (или естественные) способности, которые в основе своей биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
  • • специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

  • 1) на общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературнолингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
  • 2) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям (сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям);
  • 3) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;
  • 4) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обуславливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные), анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом в развитии способностей у военнослужащих является комплектность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Пути развития способностей:

  • • правильное назначение военнослужащего на ту или иную должность;
  • • постоянное внимание развитию тех психических процессов и качеств личности, которые необходимы для овладения определенной специальностью;
  • • развитие мышления;
  • • развитие интересов и склонностей;
  • • умение личности правильно оценить свои положительные качества и недостатки;
  • • участие в коллективных действиях.

Таким образом, учет психологии личности в индивидуально-воспитательной работе — важное условие правильной организации воспитательного процесса.


  • Главная
  • Общая психология
  • Возрастная психология
  • Социальная психология
  • Клиническая психология
  • Покажется интересным.
  • Гостевая книга
  • Документы на скачивание

Темперамент – это те врождённые особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Типы темперамента и свойства нервной системы:

Сила нервной системы (способность нервных клеток переносить сверхсильные раздражители) - слабость

Подвижность нервной системы

(скорость переключения процессов торможения и возбуждения) – ригидность

Уравновешенность нервной системы (соотношение процессов возбуждения и торможения) – неуравновешенность

Сангвиник

Холерик

Неуравновешенная в сторону возбуждения

Флегматик

Меланхолик

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Чередование положительных циклов, подъёмов настроения и энергетичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной

н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить). Обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, но любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение – стабильное, ровное. И при серьёзных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Характер

Это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определённом отношении:

1) К себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) К другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость …..);

3) К порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность);

4) В характере отражаются волевые качества: готовность преодолеть препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности;

Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Но при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Однако недопустимо оправдывать дефекты характера врожденными свойствами, темпераментом.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структура характера.

Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах деятельности, и по которой можно судить о возможных поступках в определенных условиях.

К 1 группе относят:

Черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

Ко 2 группе относят:

интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Казахский Национальный Университет им. Аль – Фараби

Факультет : Филологии и мировых языков, ДИЯ – 2 курс

СРСП - 8

Тема: Темперамент.

Выполнил (а): Туребекова Ж.Н.

Проверил (а): Сатыбалдина Н.К.

Люди издавна пытались найти органическую основу темперамента. Известны три основные системы объяснений его сущности, где первые две имеют лишь исторический интерес.

Первая (гуморальная) система связывала состояния организма с соотношением в нем различных жидкостей, в связи с чем выделялись четыре типа темперамента. Считалось, что если преобладает кровь (лат. "сангвис"), то темперамент будет сангвинистическим, если желчь ("холе") —холерическим, если слизь ("флегма") — флегматичным, а черная желчь ("мелана холе") определяет меланхолический темперамент. Эти терминология и описание различных типов темперамента возникли в V в. до н.э. (Гален, Гиппократ) и сохранились до нашего времени. При всей наивности объяснения феномена темперамента, верно была подмечена такая его особенность, как сочетание в психике человека всех типов темперамента при преобладании одного из них. Слово "темперамент" с латинского так и переводится — "надлежащее соотношение частей, соразмерность".

Вторая (конституциональная) система, объяснявшая сущность темперамента, которая возникла в нашем столетии (Кречмер, Шелдон), связывала темперамент с телосложением человека. Главная идея этой теории: структура тела определяет темперамент, который является его функцией.

Э. Кречмер выделял четыре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик.

Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, ноги длинные и худые.

Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

Едва возникнув, конституциональные концепции стали объектом острой научной критики. Основной недостаток этого подхода состоит в том, что в нем недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Третий подход к объяснению сущности темперамента связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. В учении И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяются три основных свойства нервной системы — сила, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Силу возбуждения и силу торможения ученый считал двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов определяет, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Третье свойство нервной системы — подвижность возбудительного и тормозного процессов — проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с меняющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

В 50-е гг. в нашей стране проводились лабораторные исследования темперамента под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицина, в результате типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами. Были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы человека, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность раздражения — возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время наука располагает значительным количеством фактов для того, чтобы дать достаточно полную психологическую характеристику типов темперамента по определенной стройной программе. Для составления психологических характеристик традиционных четырех психотипов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента.

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон или звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствие в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайного события) или от его целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность).

Темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамику жестов, быстроту ума человека).

Экстраверсия—интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется минимальным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмоциональной реакции, и скоростью ее возникновения.

Все перечисленные свойства отражают психологические характеристики основных классических типов темперамента.

Типы темперамента и их психологическая характеристика

Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу.



Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого реагирует медленно; неразговорчив; эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное; не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.



Незначительный повод способен вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, такие люди часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Рис. 2.10. Характеристика типов темперамента

Контрольное задание № 1

а) При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.Сангвиник. Активность

б) Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него. Меланхолик

в) Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом. Сангвиник.

г) Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности. Холерик. Эмоциональная возбудимость . Темп реакции

д) Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал. Меланхолик.

е) Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго

сосредотачивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок. Сангвиник.

ж) При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает

различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают. Сангвиник. Активность

з) Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться. Меланхолик.

и) Павел очень терпелив. Он может часами выполнять кропотливую работу, которая вызвала бы раздражение у другого человека. Сангвиник.

к) Кирилл не выносит, когда приходится терять время в транспортных пробках. Он включает звуковой сигнал или грозит кулаком всем, кто его задерживает.Холерик.Эмоциональная возбудимость

Контрольное задание № 2

а) Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом.

Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо

делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует.Холерик.

б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в

возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя

поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя,

устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору.Сангвиник.

в) Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом,

не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку

своему товарищу.Холерик.

г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он

краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает

товарищам, может ущипнуть соседа.Меланхолик.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.