Что изучает анатомия центральной нервной системы

Чудина Н.А., ЧУДИНА Ю.А.

Анатомия нервной системы человека

Пособие для студентов-психологов

Конспект лекций

МОСКВА

Издательство Российского университета дружбы народов


Оглавление
Тема 1. Введение в анатомию центральной нервной системы….
Тема 2. Строение нервной ткани. Нервные элементы…………….
Тема 3. Строение спинного мозга…………………………………..
Тема 4. Строение рефлекторной дуги, типы рефлексов…………..
Тема 5. Ромбовидный мозг: строение продолговатого и заднего мозга……………………………………………………….
Тема 6. Строение и функции среднего мозга…………………….
Тема 7. Лимбическая система (строение и функциональное значение)…………………………………………………..
Тема 8. Передний мозг (большие полушария, белое и серое вещество больших полушарий)………………………….
Тема 9. Типы организации нейронов головного и спинного мозга (сетевидная, корковая, ядерная)…………………..
Тема 10. Черепные нервы, расположение, состав и функции…….
Тема 11. Спинномозговые нервы………………………………….
Тема 12. Строение вегетативной нервной системы……………….
Тема 13. Проводящие пути спинного и головного мозга…………
Тема 14. Образование и формирование нервной системы в филогенезе и онтогенезе………………………………….
Тема 15. Вспомогательные элементы нервной ткани (нейроглия оболочки мозга, сосудистые элементы)…………………
Тема 16. Строение и функции анализаторов. Распределение функций в коре……………………………………………
Тема 17. Строение органа зрения, слуха и равновесия…………
Указатель терминов………………………………………………….
Литература………………………………………………………….

Тема 1. Введение в анатомию центральной нервной системы

Анатомия – как наука. Что изучает анатомия ЦНС. Представления о нервной системе.

В биологии различают два основных раздела: морфологию и физиологию. Морфология изучает форму и строение, а физиология - жизнедеятельность и функции живых организмов. Анатомия является частью морфологии. Анатомия человека –это наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его органов и систем.

Иерархия структурной организации человеческого тела.

Анатомия нервной системы является разделом анатомии человека. Анатомия нервной системы изучает строение и функции нервной системы. Нервная система - это система, которая управляет деятельностью различных органов и систем, составляющих целостный организм, осуществляет его связь с внешней средой, координирует процессы, протекающие в организме в зависимости от состояния внешней и внутренней среды.

Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Функции ЦНС.

Нервная система выполняет следующие функции:

1. Осуществляет регуляцию функций органов и систем органов организма;

2. Координирует деятельность всех органов и систем в зависимости от условий внутренней и внешней среды;

3. Обеспечивает взаимодействие с окружающей средой по адаптивному принципу (приспособление);

4. Контролирует внутриутробное развитие плода. Нервная система максимально экономно расходует энергию организма матери для благоприятного развития плода.

Функции неотрывно связаны со структурой, и исходя из принципа единства структуры и функций, для того, чтобы понять функцию необходимо изучить структуру.

Основные анатомические понятия и термины.

Анатомы пользуются обозначением перпендикулярных плоскостей, которые делят тело человека по толщине, высоте и длине. Выделяют три такие плоскости:

1.Сагиттальная плоскость - разделяет тело в вертикальном направлении на правую и левую части. Если данная плоскость проходит строго по середине, то ее называют медиальной [medialis] плоскостью, а части тела, расположенные справа и слева - латеральными [lateralis] (боковыми).

2.Фронтальная плоскость - делит тело на брюшную (вентральную) и спинную (дорсальную) части, то есть на переднюю [anterior] и заднюю [posterior] части. Фронтальные плоскости расположены параллельно лбу.

3.Трансверзальная плоскость - поперечная, горизонтальная плоскость разделяет тело на верхнюю [superior] (краниальную) и нижнюю [inferior] (каудальную) части.

Также различают наружные[externus] и внутренние[internus] части.

Методы исследования анатомии НС.

Метод расчленения – самый древний метод, используется для изучения строения тела человека и отдельных его органов и тканей еще древними врачами и исследователями.

Метод наполнения полых органов –состоит в наполнении полых органов различными затвердевающими массами с последующим получением слепков. Эти слепки служат наглядными пособиями при изучении строения данных частей тела или мозга.

Метод антропометрии (морфометрия) – этот метод заключается в измерении тела человека и его частей. При сопоставлении полученных величин рассчитываются различные показатели, индексы, которые широко используются для определения типов телосложения, относительных размеров той или иной части тела.

Метод структурной томографии. Суть томографических методов исследования – получение срезов тела, в том числе мозга, искусственным путем. Для построения срезов используется либо послойное просвечивание рентгеновскими лучами, либо улавливание излучения от изотопов, предварительно введенных в мозг. Этот методов позволяет по множеству томографических изображений срезов органа восстановить его структуру.

Методом пластической реконструкции. С помощью данного метода можно изготовить объемные модели органа или его части из тонких восковых пластинок определенной толщины. Этот метод состоит в том, что орган сначала помещают в различные среды (формалин, спирт, хлороформ, толуол), затем помещают в парафин, нарезают и окрашивают.

Гистологические методы. Для изучения особенностей клеточного строения органов используют методы окрашивания отдельной клетки и ее частей (тела, отростков). Участок ткани окрашивают и замораживают, а затем изучают под микроскопом.

Классификации нервной системы. По расположению в нервной системе выделяют центральную и периферическую части. Центральная нервная система (ЦНС) включает спинной и головной мозг. Периферическая нервная система (ПНС) включает нервные узлы, нервы и нервные окончания (рецепторы и эффекторы).

В нервной системе по функциям различают соматическую и вегетативную части. Соматическая нервная система управляет и контролирует мышцы тела и конечностей (скелетные) и кожу. Вегетативная нервная система (ВНС) управляет и контролирует активность всех внутренних органов и обеспечивает обменные процессы в организме.


Лекция 1.

Анатомия – как наука. Что изучает анатомия ЦНС. Представления о нервной системе.

В биологии различают два основных раздела: морфологию и физиологию. Морфология изучает форму и строение, а физиология - жизнедеятельность и функции живых организмов. Анатомия является частью морфологии. Анатомия человека –это наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его органов и систем. Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) является частью анатомии человека. Знание анатомии ЦНС необходимо для понимания связи психологических процессов с теми или иными морфологическими структурами как в норме, так и при патологии.

Физиология ЦНС = наука о работе мозга. Общая физиология ЦНС = наука о функционировании и взаимодействии отдельных нервных клеток. Частная физиология ЦНС = наука о работе отделов ЦНС (мозжечка, гипоталамуса и т. п.) либо различных систем мозга (сенсорных, двигательных, памяти и др.).

Иерархия структурной организации человеческого тела.

Анатомия нервной системы является разделом анатомии человека. Анатомия нервной системы изучает строение и функции нервной системы. Нервная система - это система, которая управляет деятельностью различных органов и систем, составляющих целостный организм, осуществляет его связь с внешней средой, координирует процессы, протекающие в организме в зависимости от состояния внешней и внутренней среды.

Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Функции ЦНС.

Нервная система выполняет следующие функции:

1. Осуществляет регуляцию функций органов и систем органов организма;

2. Координирует деятельность всех органов и систем в зависимости от условий внутренней и внешней среды;

3. Обеспечивает взаимодействие с окружающей средой по адаптивному принципу (приспособление);

4. Контролирует внутриутробное развитие плода. Нервная система максимально экономно расходует энергию организма матери для благоприятного развития плода.

Функции неотрывно связаны со структурой, и исходя из принципа единства структуры и функций, для того, чтобы понять функцию необходимо изучить структуру.

Основные анатомические понятия и термины.

Анатомы пользуются обозначением перпендикулярных плоскостей, которые делят тело человека по толщине, высоте и длине. Выделяют три такие плоскости:

1.Сагиттальная плоскость - разделяет тело в вертикальном направлении на правую и левую части. Если данная плоскость проходит строго по середине, то ее называют медиальной [medialis] плоскостью, а части тела, расположенные справа и слева - латеральными [lateralis] (боковыми).

2.Фронтальная плоскость - делит тело на брюшную (вентральную) и спинную (дорсальную) части, то есть на переднюю [anterior] и заднюю [posterior] части. Фронтальные плоскости расположены параллельно лбу.

3.Трансверзальная плоскость - поперечная, горизонтальная плоскость разделяет тело на верхнюю [superior] (краниальную) и нижнюю [inferior] (каудальную) части.

Также различают наружные[externus] и внутренние[internus] части.


Методы исследования анатомии НС.

Метод расчленения – самый древний метод, используется для изучения строения тела человека и отдельных его органов и тканей еще древними врачами и исследователями.

Метод наполнения полых органов –состоит в наполнении полых органов различными затвердевающими массами с последующим получением слепков. Эти слепки служат наглядными пособиями при изучении строения данных частей тела или мозга.

Метод антропометрии (морфометрия) – этот метод заключается в измерении тела человека и его частей. При сопоставлении полученных величин рассчитываются различные показатели, индексы, которые широко используются для определения типов телосложения, относительных размеров той или иной части тела.

Метод структурной томографии. Суть томографических методов исследования – получение срезов тела, в том числе мозга, искусственным путем. Для построения срезов используется либо послойное просвечивание рентгеновскими лучами, либо улавливание излучения от изотопов, предварительно введенных в мозг. Этот методов позволяет по множеству томографических изображений срезов органа восстановить его структуру.

Методом пластической реконструкции. С помощью данного метода можно изготовить объемные модели органа или его части из тонких восковых пластинок определенной толщины. Этот метод состоит в том, что орган сначала помещают в различные среды (формалин, спирт, хлороформ, толуол), затем помещают в парафин, нарезают и окрашивают.

Гистологические методы. Для изучения особенностей клеточного строения органов используют методы окрашивания отдельной клетки и ее частей (тела, отростков). Участок ткани окрашивают и замораживают, а затем изучают под микроскопом.

Классификации нервной системы.

Нервная система состоит из специфической возбудимой ткани — нервной ткани — и представлена центральным и периферическим отделами.

Центральная нервная система находится под защитой костных образований скелета: черепной коробки, в которой расположен головной мозг, а также позвоночника, в спинномозговом канале которого расположен спинной мозг.

К периферической нервной системе относятся нервы, нервные узлы и нервные окончания (рецепторы и эффекторы). Выделяют соматическую и вегетативную части периферической нервной системы.

Часть нервной системы, которая регулирует работу скелетных мышц, называют соматической (греч. soma — тело). Посредством соматической нервной системы человек может управлять движениями, произвольно вызывать или прекращать их.

Часть нервной системы, регулирующую деятельность всех внутренних органов (сердца, желудка, желез и т. д.) и обеспечивает обменные процессы в организме, называют вегетативной. Работа вегетативной нервной системы не подчиняется воле человека.

Образование и формирование нервной системы.

Филогенез — это процесс исторического развития вида. Филогенез нервной системы — история формирования и совершенствования ее структур.

В филогенетическом ряду существуют организмы различной степени сложности. Учитывая принципы их организации, их можно разделить на две большие группы. Беспозвоночные животные относятся к разным типам и имеют различные принципы организации. Хордовые животные (от просто устроенного ланцетника до человека) принадлежат к одному типу и имеют общий план строения.

Несмотря на разный уровень сложности различных животных, перед их нервной системой стоят одни задачи. Это, во-первых, объединение всех органов и тканей в единое целое (регуляция висцеральных функций) и, во-вторых, обеспечение связи с внешней средой, а именно — восприятие ее стимулов и ответ на них (организация поведения и движения).

Клетки нервной системы как беспозвоночных, так и хордовых животных устроены принципиально одинаково. С усложнением строения животного заметно изменяется и структура нервной системы.

Совершенствование нервной системы в филогенетическом ряду идет через концентрацию нервных элементов в узлах и появление длинных связей между ними. Следующим этапом является цефализация — образование головного мозга, который берет на себя функцию формирования поведения. Уже на уровне высших беспозвоночных (насекомые) появляются прототипы корковых структур (грибовидные тела), в которых тела клеток занимают поверхностное положение. У высших хордовых животных в головном мозге уже имеются настоящие корковые структуры и развитие нервной системы идет по пути кортиколизации, т. е. передачи всех высших функций коре головного мозга.

Следует отметить, что с усложнением структуры нервной системы предыдущие образования не исчезают. В нервной системе высших организмов остаются и сетевидная, и цепочная, и ядерная структуры, характерные для предыдущих ступеней развития.

РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный

(внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Первый продолжается от момента зачатия

и формирования зиготы до рождения; второй — от момента рождения и до смерти.

Пренатальный период в свою очередь подразделяется на три периода: начальный, зародышевый

и плодный. Начальный (предимплантационный) период у человека охватывает первую неделю

развития (с момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки). Зародышевый

(предплодный, эмбриональный) период — от начала второй недели до конца восьмой недели (с

момента имплантации до завершения закладки органов). Плодный (фетальный) период начинается

с девятой недели и длится до рождения. В это время происходит усиленный рост организма.

Постнатальный период онтогенеза подразделяют на одиннадцать периодов: 1-й — 10-й день —

новорожденные; 10-й день — 1 год — грудной возраст; 1—3 года — раннее детство; 4—7 лет —

первое детство; 8—12 лет — второе детство; 13—16 лет — подростковый период; 17—21 год —

юношеский возраст; 22—35 лет — первый зрелый возраст; 36—60 лет — второй зрелый возраст;

61—74 года— пожилой возраст; с 75 лет — старческий возраст, после 90 лет — долгожители.

Завершается онтогенез естественной смертью.

Пренатальный период онтогенеза начинается с момента слияния мужских и женских половых

клеток и образования зиготы. Зигота последовательно делится, образуя шаровидную бластулу. На

стадии бластулы идет дальнейшее дробление и образование первичной полости — бластоцеля.

Затем начинается процесс гаструляции, в результате которого происходит перемещение клеток

различными способами в бласто - цель, с образованием двухслойного зародыша. Наружный слой клеток называется эктодерма, внутренний — энтодерма. Внутри образуется полость первичной кишки — гастроцель. Это стадия гаструлы. На стадии нейрулы образуются нервная трубка, хорда, сомиты и другие эмбриональные зачатки. Зачаток нервной системы начинает развиваться еще в конце стадии гаструлы. Клеточный материал эктодермы, расположенный на дорсальной поверхности зародыша, утолщается, образуя медуллярную пластинку (рис. 17, 2). Эта пластинка ограничивается с боков медуллярными валиками. Дробление клеток медуллярной пластинки (медуллобластов) и медуллярных валиков приводит к изгибанию пластинки в желоб, а затем к смыканию краев желоба и образованию медуллярной трубки (рис. 16а, 1). При соединении медуллярных валиков образуется ганглиозная пластина, которая затем делится на ганглиозные валики. Ганглиозная пластина служит исходным материалом для клеток чувствительных нервных узлов (сигнальных и краниальных) и узлов вегетативной нервной системы, иннервирующей внутренние органы.

Нервная трубка на ранней стадии своего развития состоит из одного слоя клеток цилиндрической формы, которые в дальнейшем интенсивно размножаются митозом и количество их увеличивается; в результате стенка нервной трубки утолщается. В этой стадии развития в ней можно выделить три слоя: внутренний эпендимный слой, характеризующийся активным митотическим делением клеток; средний слой - мантийный (плащевой), клеточный состав которого пополняется как за счет митотического деления клеток этого слоя, так и путем перемещения их из внутреннего эпендимного слоя; наружный слой, называемый краевой вуалью. Последний слой образуется отростками клеток двух предыдущих слоев. В дальнейшем клетки внутреннего слоя превращаются в эпендимоциты, выстилающие центральный канал спинного мозга. Клеточные элементы мантийного слоя дифференцируются в двух направлениях: часть их превращается в нейроны, другая часть — в глиальные клетки:

Схема дифференцировки нервной системы человека:

Вследствие интенсивного развития передней части медуллярной трубки образуются мозговые пузыри: вначале появляются два пузыря, затем задний пузырь делится еще на два. Образовавшиеся три пузыря дают начало переднему, среднему и ромбовидному мозгу. Впоследствии из переднего пузыря развиваются два пузыря, дающие начало конечному и промежуточному мозгу. А задний пузырь, в свою очередь, делится на два пузыря, из которых образуется задний мозг и продолговатый, или добавочный, мозг.

Таким образом, в результате деления нервной трубки и образования пяти мозговых пузырей с последующим их развитием формируются следующие отделы нервной системы:
передний мозг, состоящий из конечного и промежуточного мозга;
ствол мозга, включающий в себя ромбовидный и средний мозг.

Конечный, или большой, мозг представлен двумя полушариями (в него входят кора большого мозга, белое вещество, обонятельный мозг, базальные ядра).
К промежуточному мозгу относят эпиталамус, передний и задний тадамус, метапамус, гипоталамус.
Ромбовидный мозг состоит из продолговатого мозга и заднего, включающего в себя мост и мозжечок, средний мозг — из ножек мозга, покрышки и крышки среднего мозга. Из недифференцированной части медуллярной трубки развивается спинной мозг.
Полость конечного мозга образуют боковые желудочки, полость промежуточного мозга — III желудочек, среднего мозга - водопровод среднего мозга (сильвиев водопровод), ромбовидного мозга — IV желудочек и спинного мозга — центральный канал.

В дальнейшем идет быстрое развитие всей центральной нервной системы, но наиболее активно развивается конечный мозг, который начинает делиться продольной щелью большого мозга на два полушария. Затем на поверхности каждого из них появляются борозды, определяющие будущие доли и извилины.

На 4-м месяце развития плода человека появляется поперечная щель большого мозга, на 6-м — центральная борозда и другие главные борозды, в последующие месяцы — второстепенные и после рождения — самые мелкие борозды.

В процессе развития нервной системы важную роль играет миелинизация нервных волокон, в результате которой нервные волокна покрываются защитным слоем миелина и значительно вырастает скорость проведения нервных импульсов. К концу 4-го месяца внутриутробного развития миелин выявляется в нервных волокнах, составляющих восходящие, или афферентные (чувствительные), системы боковых канатиков спинного мозга, тогда как в волокнах нисходящих, или эфферентных (двигательных), систем миелин обнаруживается на 6-м месяце. Приблизительно в это же время наступает миелинизация нервных волокон задних канатиков. Миелинизация нервных волокон корково-спинномозговых путей начинается на последнем месяце внутриутробной жизни и продолжается в течение года после рождения. Это свидетельствуются о том, что процесс миелинизации нервных волокон распространяется вначале на филогенетически более древние, а затем — на более молодые структуры. От последовательности миелинизации определенных нервных структур зависит очередность формирования их функций. Формирование функции и также зависит и от дифференциации клеточных элементов и их постепенного созревания, которое длится в течение первого десятилетия.

В постнатальном периоде постепенно происходит окончательное созревание всей нервной системы, в частности ее самого сложного отдела — коры большого мозга, играющей особую роль в мозговых механизмах условно-рефлекторной деятельности, формирующейся с первых дней жизни. Еще один важный этап в онтогенезе это период полового созревания, когда проходит и половая дифференцировка мозга.

В течение всей жизни человека мозг активно изменяется, приспосабливаясь к условиям внешней и внутренней среды, часть этих изменений носит генетически запрограммированный характер, часть является относительно свободной реакцией на условия существования. Онтогенез нервноной системы заканчивается только со смертью человека.

Центральная нервная система (ЦНС) – основная часть нервной системы человека. Она состоит из двух отделов: головного мозга и спинного мозга. Основные функции нервной системы –контролировать все жизненно важные процессы в организме. Головной мозг отвечает за мышление, речь, координацию. Он обеспечивает работу всех органов чувств, начиная от простой температурной чувствительности и заканчивая зрением и слухом. Спинной мозг регулирует работу внутренних органов, обеспечивает координацию их деятельности и приводит тело в движение (под контролем головного мозга). Принимая во внимание множество функций ЦНС, клинические симптомы, позволяющие заподозрить опухоль головного или спинного мозга, могут быть чрезвычайно разнообразными: от нарушения поведенческих функций до невозможности осуществлять произвольные движения частями тела, нарушений функции тазовых органов.

Клетки головного и спинного мозга

Головной и спинной мозг состоят из клеток, чьи названия и характеристики определяются их функциями. Клетки, характерные только для нервной системы, – это нейроны и нейроглия.


К опухолям головного мозга, возникающим из нейронов или их предшественников, относятся эмбриональные опухоли (ранее их называли примитивные нейроэктодермальные опухоли - ПНЭО), такие как медуллобластомы и пинеобластомы.

Опухоли, возникающие из нейроглиальных (глиальных) клеток, в общем случае называют глиомами. Однако в зависимости от конкретного типа глиальных клеток, вовлеченных в опухоль, она может иметь то или иное специфическое название. Самые распространeнные глиальные опухоли у детей – мозжечковые и полушарные астроцитомы, глиомы ствола мозга, глиомы зрительныйх путей, эпендимомы и ганглиоглиомы. Виды опухолей подробнее описаны в этой статье.

Строение головного мозга

Головной мозг имеет очень сложное строение. Различают несколько больших его отделов: большие полушария; ствол головного мозга: средний мозг, мост, продолговатый мозг; мозжечок.


Рисунок 2. Строение головного мозга

Если посмотреть на головной мозг сверху и сбоку, то мы увидим правое и левое полушария, между которыми располагается разделяющая их большая борозда — межполушарная, или продольная щель. В глубине мозга находится мозолистое тело пучок нервных волокон, соединяющий две половины мозга и позволяющих передавать информацию от одного полушария к другому и обратно. Поверхность полушарий изрезана более или менее глубоко проникающими щелями и бороздами, между которыми расположены извилины.


Рисунок 3. Строение полушария головного мозга

Несколько больших углублений (борозд) делят каждое полушарие на четыре доли:

  • лобную (фронтальную);
  • височную;
  • теменную (париетальную);
  • затылочную.

Теменные доли ответственны за чувство осязания, восприятие давления, боли, тепла и холода, а также за вычислительные и речевые навыки, ориентацию тела в пространстве. В передней части теменной доли располагается так называемая сенсорная (чувствительная) зона, куда сходится информация о влиянии окружающего мира на наше тело от болевых, температурных и других рецепторов.

Височные доли в значительной мере отвечает за память, слух и способность воспринимать устную или письменную информацию. В них также есть и дополнительные сложные объекты. Так, миндалевидные тела (миндалины) играют важную роль в возникновении таких состояний, как волнение, агрессия, страх или гнев. В свою очередь, миндалины связаны с гиппокампом, который содействует формированию воспоминаний из пережитых событий.

Затылочные доли – зрительный центр мозга, анализирующий информацию, которая поступает от глаз. Левая затылочная доля получает информацию из правого поля зрения, а правая – из левого. Хотя все доли больших полушарий отвечают за определенные функции, они не действуют в одиночку, и ни один процесс не связан только с одной определенной долей. Благодаря огромной сети взаимосвязей в головном мозге всегда существует коммуникация между разными полушариями и долями, а также между подкорковыми структурами. Мозг функционирует как единое целое.

Мозжечок – структура меньшего размера, которая располагается в нижней задней части мозга, под большими полушариями, и отделен от них отростком твердой мозговой оболочки – так называемым наметом мозжечка или палаткой мозжечка (тенториумом). По размеру он приблизительно в восемь раз меньше переднего мозга. Мозжечок непрерывно и автоматически осуществляет тонкое регулирование координации движений и равновесия тела.

Ствол мозга отходит вниз от центра головного мозга и проходит перед мозжечком, после чего сливается с верхней частью спинного мозга. Ствол мозга отвечает за базовые функции организма, многие из которых осуществляются автоматически, вне нашего сознательного контроля, такие как сердцебиение и дыхание. В ствол входят следующие части:

  • Продолговатый мозг, который управляет дыханием, глотанием, артериальным давлением и частотой сердечных сокращений.
  • Варолиев мост (или просто мост), который соединяет мозжечок с большим мозгом.
  • Средний мозг, который участвует в осуществлении функций зрения и слуха.

Вдоль всего ствола мозга проходит ретикулярная формация (или ретикулярная субстанция) – структура, которая отвечает за пробуждение от сна и за реакции возбуждения, а также играет важную роль в регуляции мышечного тонуса, дыхания и сердечных сокращений.

Промежуточный мозг располагается над средним мозгом. В его состав входят, в частности, таламус и гипоталамус. Гипоталамус это регуляторный центр, участвующий во многих важных функциях организма: в регуляции секреции гормонов (включая гормоны расположенного поблизости гипофиза), в работе автономной нервной системы, процессах пищеварения и сна, а также в контроле температуры тела, эмоций, сексуальности и т.п. Над гипоталамусом расположен таламус, который обрабатывает значительную часть информации, поступающей к головного мозгу и идущей от него.

12 пар черепно-мозговых нервов в медицинской практике нумеруются римскими цифрами от I до XII, при этом в каждой из этих пар один нерв отвечает левой стороне тела, а другой – правой. ЧМН отходит от ствола мозга. Они контролируют такие важные функции, как глотание, движения мышц лица, плеч и шеи, а также ощущения (зрение, вкус, слух). Главные нервы, передающие информацию к остальным частям тела, проходят через ствол мозга.

Мозговые оболочки питают, защищают головной и спинной мозг. Располагаются тремя слоями друг под другом: сразу под черепом находится твердая оболочка (dura mater), имеющая наибольшее количество болевых рецепторов в организме (в мозге их нет), под ней паутинная (arachnoidea), и ниже – ближайшая к мозгу сосудистая, или мягкая оболочка (pia mater).

Спинномозговая (или цереброспинальная) жидкость – это прозрачная водянистая жидкость, которая формирует еще один защитный слой вокруг головного и спинного мозга, смягчая удары и сотрясения, питая мозг и выводя ненужные продукты его жизнедеятельности. В обычной ситуации ликвор важен и полезен, но он может играть и вредную для организма роль, если опухоль головного мозга блокирует отток ликвора из желудочка или если ликвор вырабатывается в избыточном количестве. Тогда жидкость скапливается в головном мозге. Такое состояние называют гидроцефалией, или водянкой головного мозга. Поскольку внутри черепной коробки свободного места для лишней жидкости практически нет, возникает повышенное внутричерепное давление (ВЧД).

У ребёнка могут возникнуть головные боли, рвота, нарушения координации движений, сонливость. Нередко именно эти симптомы и становятся первыми наблюдаемыми признаками опухоли головного мозга.

Строение спинного мозга

Спинной мозг – это фактически продолжение головного мозга, окруженное теми же оболочками и спинномозговой жидкостью. Он составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов.


Рисунок 4. Строение позвонка и расположение спинного мозга в нем

Спинной мозг составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов. Сенсорная информация (ощущения от прикосновения, температура, давление, боль) идет через него к головному мозгу, а двигательные команды (моторная функция) и рефлексы проходят от головного мозга через спинной ко всем частям тела. Гибкий, состоящий из костей позвоночный столб защищает спинной мозг от внешних воздействий. Кости, составляющие позвоночник, называют позвонками; их выступающие части можно прощупать вдоль спины и задней части шеи. Различные части позвоночника называют отделами (уровнями), всего их пять: шейный (С), грудной (Th), поясничный (L), крестцовый (S) и копчиковый [1] .

[1] Отделы позвоночника обозначаются латинскими символами по начальным буквам соответствующих латинских названий.

Внутри каждого отдела позвонки пронумерованы.



Опухоль спинного мозга может образоваться в любом отделе –например, говорят, что опухоль обнаружена на уровне С1-С3 или на уровне L5. Вдоль всего позвоночного столба от спинного мозга отходят спинномозговые нервы в количестве 31 пары. Они связаны со спинным мозгом через нервные корешки и проходят через отверстия в позвонках к различным частям тела.

При опухолях спинного мозга возникают нарушения двух видов. Локальные (очаговые) симптомы – боль, слабость или расстройства чувствительности – связаны с ростом опухоли в конкретной области, когда этот рост затрагивает кость и/или корешки спинномозговых нервов. Более общие нарушения связаны с нарушением передачи нервных импульсов через затронутую опухолью часть спинного мозга. Может возникнуть слабость, потеря чувствительности или управления мышцами в той области тела, которая управляется спинным мозгом ниже уровня опухоли (паралич или парез). Возможны нарушения мочеиспускания и дефекации (опорожнения кишечника).

Во время операции по удалению опухоли хирургу иногда приходится удалять фрагмент внешней костной ткани (пластинку дуги позвонка, или дужку), чтобы добраться до опухоли.

Это может впоследствии спровоцировать искривление позвоночника, поэтому такой ребенок должен наблюдаться у ортопеда.

Локализация опухоли в ЦНС

Первичная опухоль головного мозга (то есть та, которая изначально родилась в данном месте и не является метастазом опухоли, возникшей в другом месте тела человека) может быть либо доброкачественной, либо злокачественной. Доброкачественная опухоль не прорастает в соседние органы и ткани, а растет, как бы отодвигая, смещая их. Злокачественное новообразование быстро растет, прорастая в соседние ткани и органы, и часто дает метастазы, распространяясь по организму. Первичные опухоли головного мозга, диагностируемые у взрослых, как правило, не распространяются за пределы ЦНС.

Дело в том, что доброкачественная опухоль, развивающаяся в другой части тела, может расти годами, не вызывая нарушения функции и не представляя угрозы для жизни и здоровья пациента. Рост же доброкачественной опухоли в полости черепа или спинномозговом канале, где мало места, быстро вызывает смещение структур мозга и появление угрожающих жизни симптомов. Удаление доброкачественной опухоли ЦНС также сопряжено с большим риском и не всегда возможно в полном объеме, учитывая количество и характер структур мозга, прилежащих к ней.

Первичные опухоли делят на низко- и высокозлокачественные. Для первых, как и для доброкачественных, характерен медленный рост и, в целом, благоприятный прогноз. Но иногда они могут перерождаться в агрессивный (высокозлокачественный) рак. Подробнее о видах опухолей мозга в статье.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.