Что назначают неврологи детям до года которые не спят


Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы




Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Советы доктора Комаровского



Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.




Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

  • Доктор Комаровский
  • Ребенок часто болеет
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Беспокойный постоянный плач грудничков способен отравить жизнь родителей. Мамы тревожатся о том, что малыш болен, его мучают колики, и ищут способы успокоить новорожденного. Существует множество успокоительных методов и препаратов для детей до года, которые облегчают состояние малыша и без вреда стабилизируют работу нервной системы. Применять их следует после совета педиатра, выяснив предварительно, почему новорожденный плачет.

Основные причины плача новорожденных

Плач – единственный способ, которым грудничок привлекает внимание и общается с миром. Поэтому причин крика может быть много. Их можно разделить на несколько групп:

  • голод – наиболее частая и простая причина;
  • неудобство, дискомфорт – грязный подгузник, неудобная поза или одежда, яркий или слабый свет, шум, холод или перегрев;
  • страх;
  • боль – причин много: от колик до серьезных заболеваний.

Груднички часто плачут от переутомления, усталости, неспособности расслабиться и уснуть. Желание быть на руках связано с памятью о тепле и удобстве внутриутробной жизни.

Важно: искать успокоительные средства для новорожденных нужно после исключения опасных причин беспокойства – серьезных проблем пищеварения, ЦНС, болей, вызванных органическими или функциональными поражениями, нуждающимися в лечении.

В каких случаях стоит обратиться к врачу

При частом плаче новорожденного следует наладить режим дня, регулярно менять подгузник, гулять с малышом, проветривать комнату. Если улучшение условий ухода результатов не дают, грудничок не становится спокойнее, следует обратиться к врачу. Срочно вызвать педиатра необходимо в следующих случаях:

  • новорожденный не успокаивается даже на короткое время, не может уснуть, отказывается от грудного молока или смесей;
  • появились температура, сыпь, другие признаки заболевания;
  • плач неестественный – монотонный, без эмоций;
  • плач младенца сопровождается судорогами.


Своевременное обращение к врачу поможет выявить причины и избежать развития серьезных заболеваний у грудничка.

Безопасные успокоительные средства для грудничков

Простые безопасные средства можно использовать самостоятельно, так как побочных эффектов они не дают.

Принятие ванны с успокаивающими сборами помогает новорожденному расслабиться, снять повышенный тонус мышц. Водяные пары с природными релаксантами дополнительно действуют через дыхательные пути. Для грудничков в ванну добавляют отвары следующих растений:

  • лаванда;
  • календула;
  • ромашка;
  • пион;
  • валериана;
  • фенхель;
  • чабрец;
  • мята;
  • экстракт хвои;
  • пустырник.

Рекомендуемое время принятия ванны – 5-7 минут, кратность – 2-3 раза в неделю.


Расслабиться и уснуть спокойно грудничкам помогает массаж. Какие приемы использовать для самых маленьких, подскажет педиатр.

Лучше предварительно посмотреть, как делает массаж профессиональная медсестра.

Голос мамы, напевающей тихую нежную песенку, успокаивает младенцев лучше лекарств. Колыбельные могут быть и без слов, ребенку достаточно просто слышать любимый голос.

Для грудничков разработаны специальные лекарственные средства в соответствующих дозировках. Эти препараты может назначить только врач. Использовать их стоит только после совета со специалистом и в комплексе с другими способами успокоить малыша.


Для грудничков используют фиточаи, содержащие травы с седативным действием. Для младенцев нужно подбирать травы, которые считаются безопасными для грудного возраста. Готовые чаи для детей до года содержат наборы фитокомпонентов в строгом соответствии с рекомендуемыми безопасными дозировками.

Серия Фитоша предлагает чай в пакетиках с содержанием мелиссы, липы, душицы, листьями смородины.

Удобное средство успокоить младенца – чай в пакетиках Вечерняя сказка. В нем содержится лаванда, мята, анис и фенхель.


Комплекс успокаивающих фитосредств (валериана, донник, душица, тимьян) содержится в готовом сборе Фитоседан, который можно использовать детям до года.

Органический детский чай Ромашка выпускается в дозировках, соответствующих младенческому возрасту. Родители могут заваривать аптечную ромашку самостоятельно.

Душица успокаивает нервную систему, помогает справиться с бессонницей. Используется отдельно, входит также в состав многокомпонентных травяных чаев для детей до года.

Чай с чабрецом детям до года использовать не рекомендуется, он разрешен к применению с 3-х лет.


Череда широко применяется в детских кремах и для ванночек грудничкам. Давать отвар в виде чая рекомендуется детям с 3-х лет.

Валериана обладает мягким успокаивающим эффектом. Ее дают грудничкам в виде отвара, а не капель на спирту.

Ванночки с календулой можно делать грудничку с первых дней жизни. В виде чая календулу детям до года не применяют.

Настои и отвары подорожника разрешены к применению внутрь детям с 3-х лет.


Отвар пустырника можно добавлять в питье детям после года по 1-2 чайных ложки.

О пользе и вреде пеленания сказано немало. Находящийся в теплом коконе грудничок не совершает хаотичных движений ручками и ножками, спит спокойнее. Теснота напоминает о жизни в утробе, умиротворяет младенца.

Не нужно пеленать слишком туго, ребенок должен иметь возможность слегка менять положение ручек и ножек. Многие родители уверены, что пеленки успокаивают грудничков, настраивают на длительный ночной сон.


Удовлетворить тягу грудничка к сосанию помогает пустышка. Ребенок обычно успокаивается, почувствовав соску во рту и немного пососав ее. По некоторым данным, пустышка даже снижает вероятность синдрома внезапной смерти младенцев во сне.

Использование успокоительных капель

Лекарственные препараты для детей до года используют с осторожностью и в малых дозах. Обычно педиатр направляет беспокойных малышей к неврологу, чтобы выявить причины истерик и исключить заболевания ЦНС. Применяются следующие препараты на ночь – Глицин, Нотта, Фенибут. Успокоительную микстуру с Цитралью можно использовать младенцам не только перед сном. Капельки дают до 3-х раз в день.

К успокоительным средствам относят также препарат Магне В6, восполняющий недостаток магния в организме. Гомеопатические лекарства для грудничков также применяют только по рекомендации врача. Это препараты Нервохель, Валерианахель, Дормикинд, свечи Вибуркол.


Список эффективных средств для ребенка до 1 года

Для маленьких детей, не достигших года, используют лекарственные средства в минимальных дозировках. Выбор препарата делается после диагностики причин беспокойства и только врачом – педиатром или неврологом.

Важно: все лекарства, включая травы, имеют множественные эффекты. Успокоительные средства могут угнетать нервную систему, понижать давление, поэтому родители не должны сами назначать их малышу.

Грудничкам часто назначают препарат, который готовят в аптеке. Его называют Микстура с Цитралью. Самостоятельно приготовить состав сложно, так как компоненты строго дозируют. Рассмотрим состав успокоительной микстуры подробнее.

Основной компонент микстуры для грудничков – цитраль. Вещество входит в состав многих эфирных масел. Имеет выраженный запах лимона. Оказываемое действие:

  • противовоспалительное;
  • антисептическое;
  • успокаивающее;
  • слабый анальгетик;
  • гипотензивное – незначительно понижает артериальное и внутричерепное давление.


Цитраль выпускается в виде водного и спиртового раствора. Для микстуры используют раствор на воде.

Сульфат магния или Магнезия – известный препарат для снятия спазмов и снижения давления. Седативное действие способствует улучшению сна у детей. Имеет также слабительный эффект при пероральном приеме.

Валериана снижает возбудимость ЦНС, уменьшает беспокойство, облегчает засыпание, борется с симптомами вегетососудистой дистонии. В микстуре, вместо валерианы, иногда используют пустырник, обладающий схожими свойствами.

Седативное и противосудорожное средство помогает отрегулировать процессы торможения и возбуждения у младенцев. Снимает спазмы мышц, снижает порог чувствительности мозга к импульсам.


Относится к группе антигистаминных средств. Димедрол в микстуре используют в качестве седативного средства, снимающего спазм гладких мышц. Препарат используют в микстуре в незначительном количестве.

Глюкоза включена в состав для улучшения вкуса.

Для растворения и смешивания всех компонентов микстуры используется дистиллированная вода.

Препарат выпускается только в таблетках, обладает ноотропным действием, снижает тревожность и беспокойство. Детям до года не применяется, разрешен прием строго по показаниям, не раньше 2-х лет, в низких дозировках.


Ноотропный препарат на основе гопантеновой кислоты разрешен к приему с периода новорожденности. Для младенцев используют сироп с запахом вишни. Препарат увеличивает устойчивость к гипоксии, обладает седативным действием, уменьшает моторную возбудимость. Применяется только по назначению врача, курсом от 1 до 4-х месяцев. Выводится в неизменном виде, не участвуя в метаболизме.

Капли для детей на основе комплекса успокаивающих трав, содержащие лимонную и глутаминовую кислоту. Используются детям при синдроме гипервозбудимости, бессоннице. Несмотря на натуральный состав, рекомендовано использование не ранее 3-х лет.

Натуральную продукцию HiPP можно применять грудничкам с месяца. Чаи выпускаются в гранулах и пакетиках. Ромашковый, фенхелевый чай успокаивает младенцев, устраняет колики – частую причину крика грудничков. Выпускается также серия средств для кормящих мам.


Советы и рекомендации

При переходе из материнской утробы к самостоятельной жизни новорожденные испытывают стресс. Адаптация организма к новым условиям проходит непросто, часто обнаружить причины беспокойства грудничков не удается – младенец постоянно плачет. Что советуют педиатры и опытные мамы:

  1. Создать вокруг малыша теплую позитивную обстановку. Не подходить к грудничку в раздраженном состоянии, не ругаться друг с другом – ребенок прекрасно чувствует настроение мамы, пугается и плачет.
  2. Больше времени проводить с малышом на свежем воздухе. Дома давать младенцу побыть голеньким, подрыгать ножками.
  3. Наладить уход. Часто менять подгузники, исключить опрелости, защищать кожу от раздражения.
  4. Соблюдать режим дня. Это успокаивает малышей, создает ощущение стабильности и уверенности.

Педиатры советуют использовать для успокоения младенцев ласку, хороший уход, брать ребенка на руки, когда он беспокоен. Большинство лекарств для детей показано использовать не раньше годовалого возраста.

При приеме медикаментов раньше, чем рекомендуют производители, можно нажить серьезные проблемы со здоровьем.

Усталой маме нужно давать отдых, возможность расслабиться, отвлечься от забот. Повышенная тревожность кормящих мам негативно сказывается на грудничках. Ребенок должен чувствовать постоянную заботу и ласку обоих родителей, тогда ему будет проще освоиться в мире, пережить первые трудные месяцы самостоятельной жизни.

Группы детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога. Как проводится лечение возбудимых и перенесших гемипарез детей.


Анна Бабина психолог, педагог

Проглядели пациента

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд "трудных" или "необучаемых". При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз "родовая травма". Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.


Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания "стираются", соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период "затишья". Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: "Очаговой симптоматики нет". Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят "что-нибудь сделать" - и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает - и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая - возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий - например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа - дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез - это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и "поджиматься". Помимо "скрюченности" одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины - тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все "горит" и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: "Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься. ". Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют "полевое поведение": носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде "пареза", когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше "легких" поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди "неумех" детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты - от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а "лошадиные" - здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить "базу" развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается "локальная фармакокинетика" препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект - нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача - это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он "настроен на собственное чадо". Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку - и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ (ЛПУ)

ПРИМЕР написания утверждений: Первый сеанс (отрицательные утверждения):

Второй и третий сеансы (положительные утверждения):

Читать 9 раз подряд, один сеанс в день. Читать пока не избавитесь от негативных мыслей.
Форму отзыва заучите наизусть и применяйте. В тяжелых случаях отзыв уменьшит развитие болезни. Часто отзыв заменяет лечение.

Подскажите, что можно сделать.

Мальчик 11 лет, идёт в 6-й класс.

Ничего не хочет, в секции не ходит,
читать не любит, учится на среднюю тройку.
По дому делать и помогать нежелает.
За что возьмётся - на выходе или намусорит
или сломает или разобьёт.

Невнимателен и рассеян. Уроки на полчаса
может растянуть на 2 выходных.

Любит только телек смотреть, в компьютер
играть и в песочнице сидеть.

Есть отягчающее обстоятельство - бабушка.

Заранее благодарен любому совету или подсказке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.