Что такое алалия диагноз невролога сенсомоторная

Сенсомоторная алалия – это грубое расстройство речи, которое может выражаться в ее нарушениях или полном отсутствии. Дефект развивается на фоне поражения корковых центров головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Это может произойти внутриутробно, или в первые 3 года жизни малыша.

Алалией называют глубокую несформированность речевых функций у ребенка. Она практически во всех случаях диагностируется еще в дошкольном возрасте. При этом заболевании расстройство речи носит системный, обширный характер. Проще говоря, нарушаются все компоненты человеческой речи. Данная патология проявляется довольно ярко и специфично.

Общие симптомы сенсомоторной алалии:

  • позднее формирование речевых реакций;
  • скудность словарного запаса;
  • нарушения слоговой структуры;
  • нечленораздельное произношение и другие.

Ребенок, страдающий таким расстройством, нуждается в объективном обследовании невролога и логопеда. Лечение нарушения должно включать в себя медикаментозную терапию, активное развитие психических реакций, логопедическую коррекцию (развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов).

Проявляется патология изначальным отсутствием или внезапным, резким ограничением экспрессивной и импрессивной речи. Речь у ребенка считается общенедоразвитой, обычно именно такое заключение делает логопед после осмотра. Следует отметить, что в случае с расстройством одной лишь логопедической коррекции явно недостаточно. Заболевание носит сугубо физиологический характер, а потому отсутствие или дефицитарность речи никак не связана с умственной отсталостью, дефектами слуха и сниженным интеллектом.

Сенсомоторная алалия может развиться в антенатальном, интранатальном и раннем периоде развития ребенка (до трехлетнего возраста). Соответственно, конкретные провоцирующие факторы напрямую связаны с процессом формирования и роста детского организма в разные этапы его жизни.

В антенатальном или интранатальном периоде, болезнь может развиться на фоне таких факотров:

  • Угрозы самопроизвольного прерывания беременности (выкидыша);
  • Внутриутробного инфицирования микроорганизмами TORCH-комплекса;
  • Длительной и тяжелой гипоксии плода (такое нарушение может быть связано не только с акушерскими патологиями, но и с экзогенными факторами, как курение матери и т.п.);
  • Сильными токсикозами;
  • Падениями беременной женщины, сопряженными с травматизмом плода;
  • Соматическими заболеваниями будущей мамы в хронической форме (в данную категорию можно отнести гипотонию, гипертензию, сердечную недостаточность и прочие системные патологии постоянного типа).

Прогнозы сенсомоторной алалии у ребенка во многом зависят от того, насколько рано было обнаружено расстройство. Из списка причин, провоцирующих проблему, напрашивается вывод, что каждая беременная должна беречь себя в процессе вынашивания плода и обращаться за своевременной адекватной помощью при наличии каких-либо проблем со здоровьем.

Развитие осложненной, сенсомоторной алалии с аутичными чертами может возникнуть и в перинатальном периоде, т.е. при родоразрешении. Обычно патологические процессы в данном случае связывают с внутричерепными родовыми травмами, недоношенностью и асфиксией новорожденных.

Нарушения в коре головного мозга также часто возникают на фоне слишком скоротечных, стремительных естественных родах, или в противоположном случае, когда женщина рожает слишком долго. Реже это происходит при использовании инструментального акушерского пособия (включая родоразрешение путем кесарева сечения).

Если говорить о развитии расстройства в первые годы жизни малыша, его могут спровоцировать:

  • Менингиты;
  • Энцефалиты;
  • ЧМТ.

Не последнее место в провоцирующих факторах занимают оперативные вмешательства в организм ребенка, осуществляемые при помощи общего наркоза.

Хотя расстройство и не связано с общей умственной отсталостью, неблагоприятная социальная обстановка в семье ребенка играет в его развитии решающую роль. Грубо говоря, педагогическая запущенность и отсутствие речевых контактов дают серьезный толчок к стремительному прогрессированию болезни.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАССТРОЙСТВ

Принципы коррекции сенсомоторной алалии во многом связаны с причиной наступления расстройства у ребенка.

Следует также отметить, что все алалии классифицируются по трем основным типам:

  • Моторная (нарушение экспрессивной речи);
  • Сенсорная (нарушение импрессивной речи);
  • Сенсомоторная (комбинированное нарушение экспрессивной и импрессивной речи).

К неврологическим симптомам моторной алалии следует отнести такие проявления:

  • Общая неловкость;
  • Нарушение координации движений;
  • Серьезные дефекты, связанные с мелкой моторикой пальцев рук, невозможность обеспечения ребенком базовых навыков самообслуживания (завязывание шнурков и застегивание пуговиц);
  • Расстройства слухоречевой памяти, нарушение внимания, концентрации и реакции;
  • Синдром гиперактивности в раннем возрасте, или, напротив, излишняя вялость, слабость, высокая утомляемость;
  • Грубые нарушения собственной речи с сохранением понимания чужой;
  • Существенное запоздание становления всех речевых навыков (гуления, лепета, монолога, слогов, слов, фраз);
  • Невозможность воспроизведения или повторения словесного звукообраза;
  • Проблемы с артикуляцией, сопровождаемые грубым искажением слоговой структуры слов;
  • Заикание;
  • Скудный лексический запас (отмечается в более взрослом возрасте, когда здоровый ребенок уже начинает осваивать слова).

К неврологическим симптомам сенсорной алалии следует отнести такие проявления:

  • Повышенная речевая активность, сопряженная с непониманием обращенной речи (при этом ребенок говорит бессвязно, путает слова и звуки, использует бессмысленные слово- и звукосочетания);
  • Навязчивые повторения слова или звука, пропуски и замены слогов;
  • Грубое нарушение фонематического слуха (в тяжелой форме понимание речи отсутствует полностью, в иных присутствует ситуативно).

Коррекция алалии, вне зависимости от формы, включает в себя такие методы:

  • Физиотерапия (электрофонофорез, лазеротерапия, акупунктура или иглорефлексотерапия, магнитотерапия, электростимуляция, водолечение, ДМВ);
  • Работа над общей и ручной моторикой с педагогом;
  • Логопедические занятия (включая специальный массаж);
  • Обучение грамоте.

Дети с алалией могут столкнуться с дополнительными проблемами уже после пройденного лечения.

У них часто встречаются нарушения письменной речи, как дислексия и дисграфия. Залогом успеха служит своевременное, раннее (с 3-4 лет) лечение, которое включает в себя комплексное воздействие на все компоненты речи.

Малыши с моторной формой расстройства имеют наиболее благоприятный прогноз лечения. Увы, при системной форме заболевания прогноз является неопределенным. Коррекционная работа над установленной алалией предупреждает развитие вторичной умственной отсталости.

Предупредить такое расстройство, как сенсомоторная алалия, к сожалению, практически невозможно. Но вы можете сделать все возможное, чтобы минимизировать провоцирующие факторы болезни. Пусть ваш ребенок будет здоров и счастлив!

Сенсомоторная алалия у детей встречается довольно редко. Этому нервно-психическому заболеванию подвержено всего 0,6-1% детей в возрасте от 2 до 12 лет, при этом риск заболевания мальчиков гораздо выше.

Существует несколько условных форм алалии:

  1. Сенсорная – ребенок произносит слова, однако понимание речи у него отсутствует.
  2. Моторная – больной понимает смысл сказанного, однако речь у него отсутствует.
  3. Смешанная, или сенсомоторная алалия, которая относится к самой тяжелой форме заболевания и сочетает в себе признаки обоих типов. О ней и поговорим далее.

Что такое сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия у детей – это заболевание, связанное с нарушениями трех центров головного мозга:

  • Центра Брока, отвечающего за моторную речевую зону;
  • Центра Вернике, отвечающего за сенсорную;
  • Центра ассоциаций, при помощи которого происходит построение отдельных фраз и предложений.

Данное заболевание может возникнуть во внутриутробном развитии, а также в раннем детстве.

Определить болезнь могут участковый педиатр, невролог, психолог. У ребенка, имеющего диагноз сенсо моторной формы алалии, наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), т.е. уже на первых месяцах жизни могут наблюдаться такие неблагоприятные симптомы как отсутствие гуления, а затем и детского лепета. В более старшем возрасте у больного наблюдается отсутствие произношения отдельных слов и фраз.

По степени выраженности алалия бывает двух типов:

  1. Легкой – когда у ребенка наблюдаются небольшие отклонения в развитии речи
  2. Тяжелой – при которой речь может вовсе отсутствовать вплоть до 12-летнего возраста.

Сенсомоторной алалии присущи:

  • Скудный словарный запас;
  • Позднее формирование речи;
  • Трудности в произношении.

Дети, больные смешанной формой алалии, зачастую общаются при помощи жестов и мимики, резко реагируют на окружающую обстановку и различные звуки, т.к. не понимают обращенную к ним речь. Снижение интеллекта при этом подлежит исправлению, слух у ребенка не нарушен.

Отметим, что зачастую сенсомоторная алалия включает в себя некоторые аутические проявления, такие как:

  • Нежелание идти на контакт с окружающими;
  • Привязанность к определенной вещи, предмету;
  • Боязнь громких звуков;
  • Беспричинный плач;
  • Навязчивые движения.

Однако, нельзя путать сенсомоторную алалию с аутичными чертами и детский аутизм. Первое заболевание подлежит корректировке и лечению.

Причины сенсомоторной алалии

Самыми частыми причинами возникновения алалии у детей являются нарушения, когда мозг ребенка только формируется внутри утробы матери.

Способствуют неправильному развитию речевых центров у ребенка такие причины, как:

  • Резус-конфликт между матерью и ребенком;
  • Недоношенность;
  • Внутриутробные инфекции;
  • Родовые травмы;
  • Асфиксия, внутриутробная гипоксия плода;
  • Плацентарная недостаточность;
  • Угрозы во время беременности.

Неправильный образ жизни, хронические заболевания у матери, гестоз, токсикоз, наличие вредных привычек, падения во время беременности могут также послужить причинами возникновения алалии у детей.

В детском возрасте сенсо-моторная алалия может возникнуть вследствие таких тяжелых заболеваний, как:

  • Краснуха;
  • Менингит;
  • Энцефалит;

Травмы черепа являются одной из первопричин возникновения алалии у детей. Общий наркоз при проведении операций в раннем детском возрасте, а также наследственный фактор тоже могут спровоцировать болезнь.

Болезнь также может быть спровоцирована отсутствием должного внимания в семье, педагогической запущенностью со стороны родителей, когда с ребенком мало разговаривают и не занимаются, а также при недостатке общения с другими детьми.

Сенсомоторная алалия – симптомы

Первые симптомы сенсо-моторной алалии можно выявить у ребенка по достижении двух лет, то есть тогда, когда малыш уже способен понимать обращенную к нему речь и произносить самостоятельно некоторые слова.

Как правило, отклонения видны сразу. Если ребенок не реагирует на своё имя, не выполняет элементарных действий или не разговаривает, то назначают комплексное лечение, в котором родителям предстоит приложить немало усилий. Выявить первые симптомы помогут педиатр, детский невролог и психолог.

У детей дошкольного возраста могут появиться такие симптомы болезни как:

  • Неразвитость мелкой и крупной моторики;
  • Неуклюжесть, неловкость движений;
  • Неспособность выполнять простые действия;
  • Нарушения осанки;
  • Леворукость;
  • Бегающие зрачки.

Среди симптомов, имеющих психологический характер выделяют:

  • Гиперактивность ребенка, неусидчивость, или же, напротив, малоподвижность;
  • Проблемы с памятью, невнимательность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная нервная возбудимость, немотивированная агрессия.

Ребенок с алалией испытывает такие проблемы как непонимание обращенной к нему речи, он плохо произносит звуки, резко реагирует на речь других людей вследствие непонимания слов. При общении ребенок использует жесты и мимику.

Слабый иммунитет у ребенка, отсутствие физической активности также способствуют развитию алалии.

Диагностика сенсомоторной алалии

Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:

  1. МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
  2. Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
  3. Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
  4. Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.

Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.

Помимо этого, нужно будет посетить логопеда, психолога, отоларинголога, которые должны прийти к общему мнению и поставить окончательный диагноз.

Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог.

Кроме функкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:

  • Восприятия и понимания речи;
  • Слухового восприятия;
  • Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
  • Мимики и жестов при общении;
  • Коммуникативных навыков;
  • Динамику улучшения речи в целом.

Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.

Коррекция сенсомоторной алалии у детей

Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозную терапию;
  • Помощь психиатра и логопеда;
  • Физиотерапию.

Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.

Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.

Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:

  1. Прием витаминов группы B (B12, B15)
  2. Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
  3. Нейропептиды
  4. Антиоксиданты и антигипоксанты
  5. Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности

Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.

Развитию мелкой моторики способствуют:

  • Рисование;
  • Лепка из пластилина и соленого теста;
  • Игры с песком;
  • Вырезание фигурок и аппликация;
  • Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.

Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:

  • Электрофорез;
  • Лазерную терапию;
  • Магнитотерапию;
  • Иглоукалывание;
  • Микротоковую рефлексотерапию;
  • ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.

Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.

При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.

Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).

Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.

Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.


Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.


  • Причины сенсорной алалии
  • Патогенез
  • Симптомы сенсорной алалии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция сенсорной алалии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения


Причины сенсорной алалии

К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:

  • Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
  • Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
  • Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.

Патогенез

Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.

Симптомы сенсорной алалии

Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.

Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).

Осложнения

Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.

Диагностика

Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:

  • Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
  • Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
  • Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
  • Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.

Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.

Коррекция сенсорной алалии

Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:

  • Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
  • Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
  • Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.

Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.