Что такое частная физиология цнс

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

Спинной мозг располагается в позвоночном канале и состоит из сегментов. Один сегмент иннервирует один свой и два соседних метамера тела. Поэтому поражение одного сегмента приводит к снижению чувствительности в них, а полная ее потеря наблюдается только при повреждении не менее двух соседних сегментов. Каждый из них имеет задние корешки, белое вещество, серое вещество и передние корешки (рис. 8.).


Рис. 8.Рефлекторная дуга спинального рефлекса

В задних корешках проходят чувствительные центростремительные нервные волокна от рецепторов. Передние корешки - центробежные (двигательные и вегетативные). Если справа перерезать задние корешки, а слева - передние, то правые конечности теряют чувствительность, но способны к движению, а левые сохраняют чувствительность, но не совершают движения.

В сером веществе спинного мозга находятся тела мотонейронов или двигательных нейронов (в передних рогах), интернейронов или промежуточных нейронов (в задних рогах) и вегетативных нейронов (в боковых рогах).

Белое вещество спинного мозга по восходящим путям передает информацию от рецепторов в вышележащие отделы ЦНС, а нисходящие проводящие пути спинного мозга идут от вышележащих нервных центров.

Собственные рефлексы спинного мозга являются сегментарными. Например, шейные и грудные сегменты содержат центры движения рук, а крестцовые - нижних конечностей. В крестцовых сегментах расположен центр отделения мочи.

Полное пересечение спинного мозга приводит к спинальному шоку (временному прекращению деятельности находящихся ниже места перерезки сегментов). Он вызван потерей связи с вышележащими отделами ЦНС. Шок длится у лягушки несколько минут, у обезьян - недели или месяцы, у человека - несколько месяцев.

В головном мозге выделяют (рис. 9.) три основных отдела: ствол, промежуточный и конечный мозг. В свою очередь ствол состоит из продолговатого мозга, варолиева моста, среднего мозга и мозжечка.

Границей между спинным и продолговатым мозгом является место выхода первых шейных корешков. В продолговатый мозг нет сегментов, но есть скопления нейронов (ядра). Они образуют центры вдоха и выдоха, сосудодвигательный центр (регулирует тонус сосудов и уровень кровяного давления), главный центр сердечной деятельности, центр слюноотделения и многие другие. Повреждение продолговатого мозга заканчивается смертью. Это объясняется присутствием в нем жизненно важных центров (например, дыхательного).



.
Рис. 9.Основные отделы головного мозга

Продолговатый мозг отвечает за такие защитные рефлексы как рвота, кашель, чихание, слезоотделение, смыкание век, а также сосание, жевание и глотание. Он же участвует в поддержании позы, перераспределении тонуса мышц при движении, осуществлении первичного анализа кожного, вкусового, слухового и вестибулярного раздражений.

Варолиев мост выполняет двигательные, сенсорные, интегративные и проводниковые функции. Двигательные ядра моста иннервируют мимические и жевательные мышцы, мышцы, отводящие глазное яблоко кнаружи и напрягающие барабанную перепонку. Чувствительные ядра получают сигналы от рецепторов кожи лица, слизистой носа, зубов, надкостницы костей черепа, конъюнктивы и отвечают за первичный анализ вестибулярных и вкусовых раздражений. Вегетативные ядра регулируют секреторную активность слюнных желез. В мосте также располагается пневмотаксический центр, поочередно запускающий центры выдоха и вдоха. Ретикулярная формация моста активирует кору больших полушарий и вызывает пробуждение.

В среднем мозге имеются ядра обеспечивающие поднятие верхнего века, движения глаз, изменения просвета зрачка и кривизны хрусталика. Красные ядра тормозят активность ядер Дейтерса в продолговатом мозге. Перерезка между средним и продолговатым мозгом приводит к децеребрационной ригидности (повышается тонус мышц-разгибателей конечностей, шеи и спины). Это связано с ростом активности ядра Дейтерса. Черное вещество регулирует акты жевания и глотания, а также координирует точные движения пальцев рук. Ретикулярная формация среднего мозга регулирует развитие сна и его смену бодрствованием. Бугры четверохолмия обеспечивают зрительный (поворот головы и глаз в сторону светового раздражителя, фиксацию взора и слежение за движущимися объектами) и слуховой (поворот головы в сторону источника звука) ориентировочные рефлексы. Средний мозг также участвует в рефлекторном удержании частей тела на месте, а также корректирует ориентацию конечностей при смене их положения.

Мозжечок непрерывно получает информацию от мышц, суставов, органов зрения и слуха. Он под контролем коры отвечает за программирование сложных движений, координацию позы и соразмерное целенаправленное движение. Мозжечок влияет на возбудимость отделов конечного мозга, участвует в вегетативном обеспечении деятельности скелетных мышц и сердечнососудистой системы, а также обмена веществ и кроветворения.

Поражения мозжечка сопровождаются: астенией (снижением силы мышечных сокращений и быстрой утомляемостью), атаксией (нарушением координации движений - они размашисты, резки, конечности при ходьбе забрасываются за среднюю линию, наклон головы вниз или в сторону вызывает сильное противоположное движение), астазией (невозможностью сохранить равновесие – животное стоит с широко расставленными лапами), атонией (снижением тонуса мышц), тремором (дрожанием конечностей и головы в покое) и неравномерными движениями.

Основными структурами промежуточного мозга являются таламус (зрительный бугор) и гипоталамус (подбугорье).

Таламус является местом обработки всей информации, направляющейся от всех (кроме обонятельных) рецепторов в кору головного мозга.

Главной функцией таламуса является оценка биологического значения всей полученной информации, а затем ее объединение и передача в кору.

У человека зрительный бугор также необходим для проявления эмоций мимикой, жестами и вегетативными реакциями.

Регуляцию многих функций гипоталамус осуществляет через железы внутренней секреции и, в первую очередь, через гипоталамус.

Преимущественно в стволе мозгарасполагается ретикулярная формация (РФ). Лишь небольшое количество относящихся к ней образований находится в таламусе и в верхних сегментах спинного мозга. Ретикулярная формация оказывает генерализованное активирующее влияние на передние отделы головного мозга и всю кору (восходящая активирующая система), а также нисходящее (облегчающее и тормозное) влияние на спинной мозг. Основными, контролирующими моторную активность структурами РФ являются ядро Дейтерса (продолговатый мозг) и красное ядро (средний мозг).

РФ среднего мозга рефлекторно изменяет работу глазодвигательного аппарата (особенно при внезапном появлении движущихся объектов, изменении положения головы и глаз) и регулирует вегетативные функции (например, кровообращение). В РФ продолговатого мозга расположены центры вдоха и выдоха (их деятельность контролируется пневмотаксическим центром варолиева моста), а также сосудодвигательный центр.

Лимбическая система - функциональное объединение структур ЦНС, обеспечивающее (во взаимодействии с отделами коры больших полушарий) эмоционально-мотивационные компоненты поведения и интеграцию функций организма, направленных на его приспособление к условиям существования. Она отвечает на афферентную информацию от поверхности тела и внутренних органов организацией поведенческих актов (половых, оборонительных, пищевых), формированием мотиваций и эмоций, обучением, хранением информации, а также сменой фаз сна и бодрствования.

К отделам лимбической системы относят (рис. 10.): обонятельную луковицу и обонятельный бугорок (у человека развиты слабо), сосцевидные тела, гиппокамп, таламус, миндалину, поясную и гиппокампальную извилины. Нередко к лимбической системе относят большее число структур (например, части лобной и височной коры, гипоталамуса и РФ среднего мозга).


Рис. 10.Основные структуры лимбической системы

Повреждение лимбической системы приводит к выраженному нарушению социального поведения (ведут себя отчужденно, встревожены и не уверены в себе) и сопоставления новой информации с хранящейся в памяти (не отличают съедобные предметы от несъедобных и поэтому всё берут в рот), становится невозможна концентрация внимания.

Большие полушария и соединяющая их область (мозолистое тело и свод) относятся к конечному мозгу. Каждое полушарие делят на лобную, теменную, затылочную, височную и скрытую (островок) доли. Их поверхность покрыта корой. К конечному мозгу у человека относятся также скопления серого вещества внутри полушарий (базальные ядра). Отделяет полушарие от ствола мозга гиппокамп. Между базальными ядрами и корой находитсябелое вещество. Оно состоит из множества нервных волокон, соединяющих различные части полушарий друг с другом и иными отделами мозга.

Базальные ганглии обеспечивают переход от замысла движения к действию, управляют силой, амплитудой и направлением движений лица, рта и глаз, тормозят безусловные рефлексы и выработку условных рефлексов, участвуют в формировании памяти и восприятии информации, отвечают за организацию пищевого поведения и ориентировочных реакций.

После разрушения базальных ганглиев возникают: маскообразное лицо, гиподинамия, эмоциональная тупость, подергивание головы и конечностей при движении, монотонная речь, нарушение согласованности перемещения конечностей при ходьбе.

Кора больших полушарий (КБП) головного мозга состоит из множеств нейронов и представляет собой слой серого вещества.

На основании эволюционного подхода, различают древнюю, старую и новую кору. К древней коре относят малоразвитые у человека обонятельные структуры. Старую кору составляют основные части лимбической системы: поясная извилина, гиппокамп, миндалина. Тесная связь древней и старой коры обеспечивает эмоциональный компонент обонятельного восприятия.

Новая кора выполняет наиболее сложные функции. К её сенсорной области сходятся все чувствительные пути. Площадь проекции каждого формирующегося в коре ощущения прямо пропорциональна его важности (проекции с кожи кисти рук больше, чем со всего туловища). В затылочной доле располагается корковая часть зрительного (информирует о свойствах светового сигнала) анализатора. Ее удаление приводит к слепоте. Корковая часть слухового анализатора локализуется в височной доле (воспринимает и анализирует звуковые сигналы, организует слуховой контроль речи). Ее удаление вызывает глухоту. Тактильная, болевая, температурная и другие виды кожной чувствительности проецируются в теменную долю.

Моторные (двигательные) области находятся в лобных долях. В них, каждая группа нейронов отвечает за произвольную активность отдельных мышц (их сокращение вызывается раздражением определенных участков коры). Причем, величина корковой двигательной зоны пропорциональна не массе управляемых мышц, а точности движений (самые большие зоны управляют движениями кисти руки, языком, мимической мускулатурой). Левое полушарие непосредственно связано с двигательными механизмами речи. При его поражении больной понимает речь, но говорить не может.

Моторные области получают необходимую для принятия решения и исполнения информацию из ассоциативных областей (занимают около 80% всей поверхности полушарий), которые объединяют поступающие в неё от всех рецепторов сигналы в целостные акты научения, мышления и долговременной памяти, а также формируют программ целенаправленного поведения. Если теменная ассоциативная кора формирует представления об окружающем пространстве и теле, то височная - участвует в слуховом контроле речи, а лобная - формирует сложное поведение. При повреждении ассоциативных зон ощущения сохранены, но нарушена их оценка. Это проявляется апраксиями (неспособностью производить заученные движения: застегивание пуговиц, написание текста и др.) и агнозиями (расстройствами узнавания). При моторной агнозии - понимает речь, но говорить не может, при сенсорной - говорит, но не понимает речи.

Таким образом, конечный мозг играет роль органа сознания, памяти и умственной деятельности, что проявляется в поведении и необходимо для приспособления человека к меняющимся условиям среды обитания.

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Нервная система разделена на соматическую и вегетативную. Все эффекторные волокна соматической нервной системы являются мотонейронами. Они начинаются в ЦНС и заканчиваются на скелетной мускулатуре. Вегетативная нервная система (рис. 11) иннервирует все внутренние органы, железы (секреторные нейроны), гладкую мускулатуру (мотонейроны) сосудов, пищеварительного тракта и мочевыводящих путей, а также регулирует обмен веществ (трофические нейроны) в различных тканях.


Рис. 11. Вегетативная нервная система

Афферентное звено соматической и вегетативной рефлекторных дуг общее. Аксоны центральных вегетативных нейронов выходят из ЦНС и переключаются в ганглиях на периферический нейрон, который иннервирует соответствующие клетки.

Вегетативная нервная система делится на симпатическую и парасимпатическую.

Симпатическая нервная система иннервирует все органы и ткани организма. Ее центры представлены в боковых рогах серого вещества спинного мозга (от I грудного до II-IV поясничных сегментов). При возбуждении они усиливают работу сердца, расширяют бронхи и зрачок, снижают активность пищеварения, вызывают сокращение сфинктеров мочевого и желчного пузырей. Симпатические влияния быстро мобилизуют связанный с расходом энергии обмен веществ, дыхание и кровообращение в организме, что позволяет ему оперативно реагировать на неблагоприятные факторы. Этим объясняется и повышение работоспособности скелетных мышц при раздражении симпатического нерва (феномен Орбели – Гинецинского).

Парасимпатическими центрамиявляются ядра в стволе мозга и крестцовом отделе спинного мозга. Парасимпатическая нервная система не иннервирует скелетные мышцы, многие кровеносные сосуды и органы чувств. При ее возбуждении тормозится работа сердца, сужаются бронхи и зрачок, стимулируется пищеварение, опорожняются желчный и мочевой пузыри, а также прямая кишка. Вызванные парасимпатической нервной системой изменения обмена обеспечивают восстановление и поддержание постоянства состава внутренней среды организма, нарушенного при возбуждении симпатической нервной системы.

Вегетативные функции не подчиняются сознанию, но регулируются практически всеми отделами ЦНС. Стимуляция спинальных центров расширяет зрачок, усиливает потоотделение, сердечную деятельность и расширяет бронхи. Здесь же расположены центры дефекации, мочеиспускания, половых рефлексов. Стволовые центры регулируют зрачковый рефлекс и аккомодацию глаз, тормозят деятельность сердца, возбуждают слезоотделение, усиливают секрецию слюнных, желудочных и поджелудочной желез, а также желчевыделение, сокращения желудка и кишечника. Сосудодвигательный центр отвечает за рефлекторное изменение просвета сосудов. Гипоталамус являются главным подкорковым уровнем вегетативных функций. Он отвечает за появление эмоций, агрессивно-оборонительных и половых реакций. Лимбическая система отвечает за формирование вегетативного компонента эмоциональных реакций. Кора осуществляет высший контроль вегетативных функций, влияя на все подкорковые вегетативные центры, а также координируя вегетативные и соматические функции во время поведенческого акта.

Значение нервной системы для жизнедеятельности организма. Общий план строения нервной системы у высших животных. Развитие нервной системы. Методы исследования функционирования нервной системы, применяемые в физиологии. Роль работ И.П.Павлова и И.М.Сеченова в развитии учения о ЦНС. Нейрон - основная структурно-функциональная единица нервной системы. Виды нейронов. Нейроглия и её функциональное значение.

Рефлекс как основной акт нервной деятельности, определяющий взаимоотношение организма со средой. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Основные части рефлекторной дуги. Принципы рефлекторной деятельности (И.П.Павлов). Классификация рефлексов.

Понятие нервного центра. Особенности проведения возбуждения через центральное звено рефлекторной дуги: одностороннее проведение, центральная задержка, последействие, суммация возбуждения (пространственная и временная), трансформация ритма, проторение пути, окклюзия, иррадиация, доминанта. Конвергенция. Дивергенция. Общий конечный путь. Утомляемость нервного центра и избирательная чувствительность к химическим агентам. Понятие о тонусе нервного центра. Происхождение тонуса.

Центральная нервная система (ЦНС) как интегративное образование, обеспечивающее координацию функций в организме. Филогенетическая энцефализация мозга и роль более молодых отделов мозга в регуляции функций организма. Отделы головного мозга.

Спинной мозг и спинальные рефлексы. Рефлекторная и проводниковая функция. Значение спинальных рефлексов для диагностики в неврологической практике. Связь спинного мозга с другими отделами ЦНС. Проводящие пути спинного мозга. Сегментарный и надсегментарный аппарат ЦНС. Гамма-мотонейроны и гамма-эфферентные волокна. Афферентная система, рецепторы саморегуляции мышечного тонуса: тельца Гольджи и интрафузальные мышечные волокна. Спинальный уровень регуляции.

Задний мозг (продолговатый мозг и варолиев мост), его проводниковая и рефлекторная функции. Продолговатый мозг как центральная часть безусловных рефлексов, лежащих в основе базисных механизмов обеспечения жизнедеятельности.

Средний мозг как составная часть мозгового ствола. Функции среднего мозга. Четверохолмие и его роль. Ориентировочный рефлекс. Красное ядро и черная субстанция. Роль в двигательной активности. Децеребрационная ригидность. Механизмы регуляции мышечного тонуса. Влияние высших отделов мозга. Статические и статокинетические рефлексы: позные и установочные реакции. Рефлексы ускорения.

Мозжечок как надсегментарная структура. Ассоциативные связи мозжечка с другими центральными структурами. Мозжечковая регуляция функций. Нарушения, развивающиеся после экстирпации (удаления) мозжечка.

Промежуточный мозг. Роль таламуса и гипоталамуса в регуляции функций организма. Связь данного отдела с другими структурами ЦНС и эндокринной системой.

Стриопаллидарная система, ее физиологическая роль и связь с другими отделами ЦНС (средним, продолговатым и спинным мозгом). Нарушения функций ядер стриопаллидарной системы.

Лимбическая система и её значение в формировании эмоций. Физиология эмоций. Связь лимбической системы с гипоталамусом. Лимбическая система и мотивации.

Ретикулярная формация, ее структурная организация и функции. Афферентные и эфферентные связи: ретикулоспинальные, тормозные и облегчающие влияния. Ретикуло-кортикальные взаимодействия. Роль ретикулярной формации в биоритме "сон-бодрствование". Создание тонуса коры головного мозга.

Конечный мозг. Методы исследования функций коры головного мозга. Древняя, старая и новая кора. Цитоархитектоника коры. Электроэнцефалограмма, её происхождение, основные ритмы. Сенсорные и моторные зоны коры. Аналитико-синтетическая деятельность коры и подкорковых структур.

Сенсорные системы

Сенсорные системы, их строение и функции. Учение И.П.Павлова о строении и функциях анализаторов (сенсорных систем). Рецепторы в сенсорных системах и специализированные органы чувств. Механизм возбуждения рецепторов. Рецепторный (генераторный) потенциал. Адекватность раздражения и адаптация рецепторов. Принципы кодирования информации в нервной системе. Абсолютный и разностный пороги чувствительности.

Болевая, тактильная и температурная рецепция. Обонятельная и вкусовая рецепция. Висцерорецепция.

Физиология зрительного анализатора. Рефракция и аномалии рефракции. Механизмы аккомодации. Фоторецепторы сетчатки. Теории цвето- и световосприятия. Зрительные пигменты. Гигиена зрения и методы коррекции нарушения зрения.

Слуховой анализатор. Теории звуковосприятия (Резерфорд, Гельмгольц). Звуковые волны и их характеристика. Пространственная локализация звука. Гигиена слуха и методы коррекции нарушений слуха.

Вестибулярный и двигательный анализаторы,их строение и функции.

Организация двигательного акта и пространственной ориентации человека.

12. Высшая нервная деятельность (основы психофизиологии)

Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы и инстинкты). Их значение в приспособлении организма к внешней среде. Условный рефлекс. История открытия условных рефлексов (И.П.Павлов). Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям. Биологическая роль условных рефлексов. Условия, необходимые для образования и срабатывания условного рефлекса. Классификация условных рефлексов. Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Их структурная основа. Развитие представлений И.П.Павлова о механизмах формирования временной связи. Роль доминанты, обстановочной и пусковой афферентации в формировании условно-рефлекторной реакции.

Понятие о функциональных системах (П.К.Анохин). Их роль в организации поведенческого акта. Полезный приспособительный результат как системообразующий фактор. Потребность и биологические мотивации, их роль в процессе афферентного синтеза. Роль в этом процессе обстановочной афферентации, памяти и пускового стимула. Формирование программы действия. Акцептор результата действия как физиологический механизм опережающего отражения действительности. Использование теории функциональных систем для анализа биологических и социальных форм поведения.

Положительные и отрицательные условные рефлексы. Их роль в по­веденческих реакциях и процессе обучения. Торможение условнорефлек-торной деятельности. Виды торможения: безусловное и условное. Запредельное торможение. Торможение внутреннее и внешнее. Виды внутреннего торможения: угасание, запаздывание, дифференцировка, условный тормоз. Системы условных рефлексов. Динамический стереотип, его значение в воспитательной работе.

Сон, фазы сна. Физиологические механизмы сна. Роль ретикулярной формации. Гуморальные факторы в механизме возникновении сна. Гипноз.

Типы высшей нервной деятельности. Свойства нервных процессов, определяющие индивидуальные особенности поведения. Классификация и характеристика типов ВИД по И.П.Павлову, Н.И.Красногорскому и А.Г.Иванову-Смоленскому. Типологические особенности детей и подростков. Значение наследственности и среды в развитии свойств ВНД.

Функциональная асимметрия мозга. Эксперименты Сперри с расщепленным мозгом. Функция речи. Латерализация речи. Формирование речи в онтогенезе. Понятие о 1-ой и 2-ой сигнальной системах. Взаимоотношение 1-ой и 2-ой сигнальных систем в онтогенезе. Половые различия. Роль функциональной асимметрии больших полушарий в формировании типа ВНД.

Физиологические основы сознания у человека и животных. Поведенческие признаки сознания. Развитие сознания в филогенезе.

Экспериментальные нарушения высшей нервной деятельности. Функциональные расстройства ВНД у человека. Виды неврозов, их причины и профилактика.

Память и научение. Виды памяти. Память сенсорная, кратковременная и долговременная. Механизмы различных видов памяти. Понятие о следе памяти (энграмма). Консолидация следа памяти. Биохимические механизмы образования энграммы. Память первичная, вторичная и третичная. Извлечение следа памяти. Способы извлечения следа памяти.

Виды запоминания (механическое, по смежности, по контрасту, смысловое, логическое). Забывание. Проактивная и ретроактивная интерференция. Амнезия, ее виды. Гигиена памяти и методы ее улучшения.

13.Физиологические основы иммунитета (основы иммунологии)

Предмет и задачи иммунологии. История развития иммунологии. Связь иммунологии с другими науками, специфическое распознавание как основа иммунологии и гарантия ее суверенности.

Лабораторные работы

Занятие №1. Физико-химические свойства крови

1. Физиологические функции крови.

2. Кровь как внутренняя среда организма. Константы внутренней среды. Гомеостаз.

3. Форменные элементы крови, их значение. Количественные и качественные изменения клеток крови при различных физиологических состояниях.

4. Плазма крови, ее состав, свойства. Белки крови, их физиологическое значение. Буферные системы крови и их значение.

5. Группы крови. Резус-фактор.

Занятие №2. Механизм и скорость свертывания крови

1. Свертывание крови как защитная реакция организма.

2. Механизм свертывания крови как многоступенчатая ферментативная реакция. Фазы и факторы свертывания крови.

3. Механизмы, препятствующие внутрисосудистому свертыванию крови. Антисвертывающая система.

4. Физические и химические факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови. Антикоагулянты.

Занятие №3. Основные свойства возбудимых тканей. Возбуждение, его механизмы.

1. Эволюция механизмов регуляции физиологических функций. Рефлекс как один из видов регуляции.

2. Принципы рефлекторной деятельности. Рефлекторная дуга (кольцо) как морфологическая основа рефлекса.

3. Классификация рефлексов.

4. Возбудимость, проводимость и функциональная лабильность как свойства живых тканей.

5. Потенциал покоя (трансмембранный потенциал). Механизмы его поддержания, физиологическое значение.

6. Потенциал действия, его механизм. Изменение возбудимости в различные фазы потенциала действия.

Занятие №4. Торможение. Механизмы мышечного сокращения

1. Понятие торможения, его виды.

2. Механизмы торможения: деполяризационное, парабиотическое, гиперполяризационное (пре- и постсинаптическое).

3. Мышца как эффектор. Строение и свойство скелетной мышцы.

4. Молекулярный механизм мышечного сокращения. Теория скольжения.

Занятие №5. Физиология сердца

1. Основные свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, эластичность (сходство и отличие этих свойств у сердечной и скелетной мышц).

2. Сердечный цикл, его фазы. Роль клапанного аппарата в работе сердца.

3. Автоматизм сердца, его механизм. Синусный узел – водитель ритма.

4. Проводящая система сердца. Скорость проведения возбуждения в различных отделах проводящей системы.

5. Электрокардиограмма. Механизм возникновения зубцов и интервалов.

6. Нейро-гуморальная регуляция работы сердца.

Занятие №6. Физиология сосудистой системы

1. Условия и механизмы непрерывного движения крови по сосудам.

2. основные законы гемодинамики. Объемная и линейная скорости движения крови по сосудам.

3. Артериальное давление, условия его возникновения. Происхождение волн I, II, III порядка.

4. Нейро-гуморальная регуляция кровяного давления.

5. Капиллярное кровообращение, микроциркуляторное русло.

6. Регуляция капиллярного кровообращения.

Занятие №7. Физиология дыхания

1. Условия, обеспечивающие экскурсию легких. Механизм вдоха и выдоха.

2. Объемы легочной вентиляции. Альвеолярный воздух, его состав и значение.

3. Транспорт кислорода и углекислого газа, его значение.

4. Рефлекторная саморегуляция дыхания. Дыхательный центр. Защитные рефлексы.

5. Различные методы и приемы коррекции дыхания в зависимости от физиологических состояний и внешних условий.

Занятие №8. Физиология пищеварения

1. Роль различных отделов пищеварительной системы

2. Роль работ И.П. Павлова по пищеварению.

3. Особенности пищеварения в различных отделах пищеварительной системы и его нейро-гуморальная регуляция.

4. Моторика различных отделов ЖКТ, ее регуляция.

Занятие №9. Основные процессы мочеобразования

1. Значение системы регуляции водно-солевого обмена.

2. Нефрон как структурно-функциональная единица почки. Виды нефронов.

3. Основные процессы мочеобразования: фильтрация, реабсорбция, секреция.

4. Клиренсовые методики расчета основных почечных функций.

Занятие №10. Механизм регуляции функции почек

1. Нейро-гуморальная регуляция объема жидких сред (волюморегуляция).

2. Механизм регуляции осмотического гомеостаза.

3. Механизм регуляции натрий - калиевого гомеостаза (ионорегуляция).

4. Регуляция кислотно-основного баланса.

Занятие №11. Общая эндокринология.

1. Роль эндокринной системы. Виды гуморальных регуляций (ауто-, паракринная).

2. Биохимическая структура гормонов (аминокислоты, пептиды, стероиды), механизм их действия.

3. Нейро-гуморальная регуляция деятельности желез внутренней секреции.

4. Гипоталамо-гипофизарная система как центр эндокринной регуляции.

5. Гормоны различных долей гипофиза и их значение.

Занятие №12. Частная эндокринология.

1. Щитовидная железа. Гормоны щитовидной железы, их формы и биологическое значение, роль тиреотропного гормона в регуляции функций щитовидной железы, гипер- и гипофункции железы.

2. Паращитовидные железы. Паратиреоидин и его роль в регуляции фосфорно-кальциевого обмена. Значение витамина и тиреокальцитонина.

3. Поджелудочная железа. Гормоны инсулин и глюкагон, их роль в регуляции углеводного обмена.

4. Надпочечники: корковое и мозговое вещество, их гормоны. Регуляция синтеза и секреции этих гормонов.

5. Роль гормонов надпочечников в общем адаптационном синдроме. Теория стресса Г.Селье.

6. Половые железы, их гормоны. Регуляция деятельности половых желез. Гормональная регуляция овариально-менструального цикла.

Занятие №13. Обмен веществ и энергии.

1. Обмен веществ и энергии. Основные этапы обмена.

2. Основной и общий обмен. Методы их определения.

3. Питательные вещества и их значение для организма.

4. Пищевые рационы и принципы их составления.

5. Санитарно-гигиенические основы сбалансированного питания. Теория А.М. Уголева.

Занятие №14. Конференция "Обмен веществ и энергии в процессе развития общего адаптационного синдрома и адаптации к высоким температурам, холоду, высокогорью, глубоководному погружению, физическим нагрузкам, космосу и т.д.".

Занятие №15. Свойства нервных центров

1. Понятие нервного центра.

2. Особенности проведения возбуждения в нервном центре: одностороннее проведение, центральная задержка, трансформация ритма.

3. Основные свойства нервных центров.

4. Взаимосвязь нервных центров. Реципрокная иннервация и ее роль в координации рефлекторной деятельности.

Занятие №16. Рефлексы положения

1. Понятие мышечного тонуса и роль спинного мозга в его формировании.

2. Значение продолговатого и среднего мозга в регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность.

3. Статические и статокинетические рефлексы. Роль проприорецепторов, лабиринтных, кожных и зрительных рецепторов в обеспечении тонических рефлексов.

4. Значение тонических рефлексов при спортивной и трудовой деятельности.

Занятие №17. Физиология ВНД

1. Понятие ННД и ВНД.

2. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о ВНД.

3. Условные и безусловные рефлексы, их отличия.

4. Инстинкты, их роль в адаптационном поведении.

5. Ориентировочный рефлекс, его роль в образовании условных рефлексов.

6. Механизмы и условия формирования условных рефлексов.

7. Теория функциональных систем. Роль П.К. Анохина в ее формировании.

Занятие №18. Физиологические основы психической деятельности

1. Физиологические основы памяти.

2. Физиологические основы внимания.

3. Физиологические основы эмоций.

4. Качественное своеобразие ВНД человека. Функциональная асимметрия головного мозга.

5. Типологические особенности ВНД человека. Классификации И.П. Павлова, Н.И. Красногорского, А.Г. Иванова-Смоленского.

Занятие №19. Физиология анализаторов

1. Структура и функция анализаторов. Особенности строения и функции рецепторной, проводниковой и центральной частей анализатора.

2. Локализация мозгового конца анализаторов в коре головного мозга.

3. Особенности зрительного анализатора. Строение глаза. Особенности зрительного восприятия.

4. Особенности слухового анализатора. Строение среднего и внутреннего уха. Восприятие и проведение звука. Возникновение слуховых ощущений.

5. Кожная чувствительность: температурная, болевая, тактильная (соматосенсорная).

6. Физиология анализаторов вкуса и обоняния.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.