Что такое неполноценность нервной системы

Наиболее часто НПН проявляется при акцентуациях характера, алкоголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях.

Основные формы проявления НПН связаны с недостаточной социальной зрелостью, соблюдением моральных норм, требований, правил поведения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудовой, учебной и др.), предболезненными и болезненными состояниями.

В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющую роль играют биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами.

Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости



Выявление лиц с признаками нервно-психической неустойчивости

(на основе материалов Руководства по психологической работе в ВС РФ. Приложение 6.)

Встречающиеся отклонения в поведении и деятельности не только сильно выражены, но и носят устойчивый характер, существенно сказываясь на различных сторонах проявлений личности. Работа с военнослужащими с признаками НПН предполагает не только комплекс воспитательных и психотерапевтических, но и организационных мероприятий.

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна предусматривать плановые мероприятия:

- в период прибытия молодого пополнения в часть;

- в период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев);

- в период последующего прохождения военной службы.

В период прибытия молодого пополнения

Психолог проводит ИМЗ с должностными лицами пункта приема молодого пополнения, командирами подразделений, офицерами воспитателями, где рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает на что обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением. Определяется порядок работы и форма документа, который готовится командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе на имя психолога о военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому обследованию. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество военнослужащего, а также сведения о наличии у него признаков нервно-психической неустойчивости.

Итогом изучения молодого пополнения должно стать выделение военнослужащих с НПН:

- с резко выраженными признаками. Данная группа нуждается в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе;

- с умеренно выраженными признаками, которые ограничивают использование этих военнослужащих по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).

В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев)

Основными задачами изучения военнослужащих в этот период являются:

- оценка хода адаптации к условиям и требованиям военной службы и обеспечение, в случае необходимости, соответствующих воспитательных воздействий, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с целью предупреждения проявлений нервно-психической неустойчивости;

- изучение взаимоотношений в воинских коллективах, оказание помощи военнослужащим, испытывающим трудности в установлении контактов;

- выявление лиц, нуждающихся в дополнительном психологическом обследовании.

Наблюдение за военнослужащими должно начинаться с инструктирования психологом должностных лиц, непосредственно работающих с личным составом.


Данные наблюдения анализируются психологом, уточняются в процессе беседы и дополняются результатами тестирования.

B период последующего прохождения военной службы.

В период последующего прохождения воинской службы осуществляется динамическое наблюдение за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости (в соответствии с планом работы) с целью контроля их нервно-психического состояния, изучения системы отношений наблюдаемого военнослужащего в коллективе, оценки его эмоционального и делового статуса и своевременного проведения психопрофилактических и коррекционных мероприятий.

Наиболее информативной в этом плане являются социометрическая методика. Кроме того могут использованы и другие методы изучения личности (независимых характеристик, экспертный опрос, наблюдения).

динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости


* указываются текущее состояние военнослужащего на момент очередного консультирования, а также мероприятия (при их необходимости) организационного или психологического плана, направленные на оказание помощи данному лицу.

При увольнении из Вооруженных Сил по состоянию здоровья или переводе в другую часть в данной графе делается соответствующая отметка.

Нервно-психическая неустойчивость (противоположное понятие - нервно-психическая устойчивость) - склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это понятие включает в себя различные предболезненные состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефицитами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма. В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющую роль играет биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Нервно-психическая неустойчивость порождает: суицидальные попытки, членовредительство, дезертирство, рукоприкладство, уклонение от выполнения служебных задач, раздражи

тельность, конфликтность, уход в себя, замкнутость, позерство, неис

полнительность по забывчивости, слезливость, не сопротивление уни

жениям. Источники нервно-психической неустойчи

вости: психические заболевания, болезни (менингит, энцефалит), че

репно-мозговые травмы, алкоголизм, наркомания, токсикомания, се

мейное неблагополучие, умственная отсталость. Методы выявления

лиц с нервно-психической неустойчивостью: наблюдение, анализ до

кументов, беседа, анализ независимых характеристик, тестирование,

анализ результатов деятельности, эксперимент, переписка с родителя

ми, медицинское обследование.

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения.— Новороссийск: Издательство: Новороссийск . Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин . 2005 .

  • Непрерывное образование
  • Нервно-психическая устойчивость (НПУ)

Нервно-психическая неустойчивость — Под нервно психической неустойчивостью понимается склонность к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках. Источник: Приказ Министра обороны РФ от 26.01.2000 N 50 (ред. от 12.05.2005) Об… … Официальная терминология

ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА — ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА, переживания, неприятные или устрашающие, б. или м. глубоко нарушающие основные псих, и соматические процессы. Эти переживания могут быть различного характера как по содержанию и аффективной окраске, так и по интенсивности и… … Большая медицинская энциклопедия

Допрос в конфликтной ситуации — Одна из процессуальных форм профессионального общения следователя с допрашиваемыми лицами при различных, чаще несовместимых (в отличие от допроса в бесконфликтной ситуации), целях. Нередко конфликтная ситуация допроса характеризуется активным… … Энциклопедия современной юридической психологии

ПСИХОГИГИЕНА — ПСИХОГИГИЕНА. С одержание: I. Предмет и задачи П. 749 II. История психогигиенического движения . . . 751 III. Методы и содержание психогигиенической работы: П. промышленная. 753 П. умственного труда. 755 … Большая медицинская энциклопедия

Психограмма специалиста таможенной службы — Раздел профессиограммы, в котором в научных психологических понятий отражена система требований таможенной профессии к психологическим и психофизиологическим качествам таможенника и мера их выраженности. Основы профессиографии и системы… … Энциклопедия современной юридической психологии

НЕВРАСТЕНИЯ — – состояние расстройства, характеризующееся раздражительной слабостью, чрезмерной усталостью, повышенной утомляемостью. В качестве специфического расстройства неврастения была описана американским врачом Дж. Бэрдом (1839–1883) в его работе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Сероуглерод — CS2, соединение серы с углеродом. Бесцветная жидкость, плотность 1,2927 г/см3, tkип 46,26°С, tпл 112,1°С. Растворимость в воде незначительна, со спиртом, эфиром и хлороформом С. смешивается в любых пропорциях. Пары при 236 °С… … Большая советская энциклопедия

Черепно-мозговая травма — I Черепно мозговая травма Черепно мозговая травма механическое повреждение черепа и (или) внутричерепных образований (головного мозга, мозговых оболочек, сосудов, черепных нервов). Составляет 25 30% всех травм, а среди летальных исходов при… … Медицинская энциклопедия

Наркология — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Невро́зы — (neuroses; греч. neuron нерв + ōsis) обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами. Основной причиной… … Медицинская энциклопедия

Характеристика нервно-психической неустойчивости

Нервно-психической неустойчивостью называют совокупность природных или приобретенных качеств личности, которые предопределяют реагирование на неблагоприятные условия среды.

Для каждого человека свойственны определенные и характерные только для него способы реагирования во время стрессовых ситуаций, при этом включаются защитные и резервные способности.

Существует несколько критерий, свойственных для нервно-психической неустойчивости:

  • импульсивность и непредсказуемость поступков;
  • нестабильность в отношениях с окружающими людьми;
  • приступы неоправданного и бесконтрольного состояния гнева;
  • нарушение самооценки;
  • резкая нестабильность и колебания настроения;
  • непереносимость одиночества и невозможность быть одному;
  • хроническое чувство скуки и опустошенности;
  • склонность к суициду и самоповреждению.

Факторы, определяющие глубину и скорость выраженности данных проявлений:

  • индивидуальная опасность;
  • степень сложности поставленных задач;
  • ограниченное время выполнения сложных задач;
  • продолжительное стрессовое воздействие психологических факторов.

  • Курсовая работа Нервно-психическая неустойчивость 440 руб.
  • Реферат Нервно-психическая неустойчивость 260 руб.
  • Контрольная работа Нервно-психическая неустойчивость 250 руб.

Причины нервно-психической неустойчивости (НПН)

Психологи, занимающиеся проблемами диагностики и лечения данного заболевания выделяют несколько основных причин, формирующих НПН:

  • Психогенные травмирующие ситуации;
  • слабое умственное развитие или низкий общеобразовательный уровень;
  • присутствие алкоголизма, наркомании и токсикомании;
  • черепно-мозговые травмы или присутствие нейроинфекции;
  • педагогические ошибки, совершенные в процессе воспитания и становления характера.

При этом психологии выделяют множество причин, которые способствуют НПН. Их условно подразделяют на две категории. 1 категория связана с причинами биологического характера, а вторая категория связана с причинами социального характера.

Важным фактором при понимании причин является обнаружение эмоционального расстройства или вегето-сосудистые нарушения в организме. Также имеет место внешний фактор, который показывает отрицательное психологическое воздействие на человека.

На третьем месте стоят невротические проявления. Они характеризуются безразличным отношением к окружающему миру, разочарованием в жизни, ощущением недовольства людей, навязчивостью, нарушением сна и раздражительностью.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Среди причин можно выделить также беспричинные страхи, появление кома в горле, учащенное сердцебиение, плаксивость и потеря аппетита. На четвертом месте среди причин выявляют биологическую неполноценность, отягощенную наследственность и изменённую реактивность. Обычно данные показания сопровождаются головными болями и головокружениями.

На пятом месте среди причин стоят различные нарушения деятельности головного мозга. Они бывают связаны с полученными травмами, проникновением инфекции и иными повреждениями.

Итак, на появление нервно-психической неустойчивости влияют биологические отклонения нервной системы в комплексе с внешними отрицательными факторами.

Профилактика нервно-психологической неустойчивости

Психологи уделяют большое значение предотвращению подобного заболевания. При этом проводятся профилактические меры , направленные на:

  • внимательность и доброжелательное отношение друг другу, уважение мыслей чувств и поступков окружающих людей;
  • формирование здоровой морально-психологической атмосферы в семье и в обществе, при этом акцент делается на доброжелательность и взаимопонимание; предотвращение конфликтных ситуаций, связанных с психотравмирующими событиями.

Наблюдения психологов анализируются и корректируются при беседах с человеком. Затем дополняются данными, полученными в результате анкетирования или тестирования.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Опасность НПН состоит в том, что она создает предпосылки к суицидам, поведение студентов с признаками НПН, оказывает негативное влияние на сплоченность коллектива, его слаженность, что в свою очередь уменьшает степень доверия во взаимоотношениях между однокурсниками и преподавателями, ведет к застреванию профессионального развития отдельных студентов и всего коллектива в целом [26].

Таким образом, НПН является одним из деструктивных факторов, который мешает овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Нервно-психические состояния имеют рефлекторную природу. Одни безусловно рефлекторного происхождения (жажда, голод), другие - условно-рефлекторные (время начало занятий - состояние относительной готовности). Основу психических состояний составляет определенное состояние нервных процессов. Под влиянием совокупности внешних и внутренних факторов, возникает определенный тонус коры, функциональный уровень[31, С 442].

Физиологические состояния коры получили у И.П. Павлова название фазовые состояния:

1. Возбуждение.2. Нормальное, бодрое состояние.3. Торможение.

Нервно-психические состояния внешне проявляются в изменении дыхания и кровообращения, в мимике, пантомимике, движениях, походке, жестах, интонации, цвета кожи и т.д. В возбужденном состоянии и в состоянии напряжения может наблюдаться частота пульса, величина АД, цвет кожи. Индикатором психического состояния человека нередко служат его движения и действия[33, С 42].

Нервно-психические состояния каждого человека своеобразны, поскольку неразрывно связаны с индивидуальными особенностями личности, ее нравственными и другими чертами. В зависимости от этого различают нервно-психическую устойчивость (НПУ) и нервно-психическую неустойчивость (НПН) [34, С 17].

К сожалению, на сегодняшний день в науке отсутствуют критерии изучения НПУ и НПН. В значительной мере это связано с тем, что исследование состояний человека является довольно сложной задачей.

Первые проблемы в исследовании этих состояний возникают уже и связи с тем, что до сих пор не дано удовлетворительного определения этих понятий, хотя они часто используются в самом различном смысле и с разной степенью обобщенности. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма[35, С 64].

Согласно мнениям исследователей И.П.Павлова, Б.М.Теплова:

НПН - это свойство нервной системы, выражающее в дисбалансе соотношения между процессами возбуждения и торможения, образующееся в сочетании с силой и подвижностью нервной системы[36].

Ф.Б. Березин считает, что НПН - это психическое состояние, характеризующиеся эмоциональной неустойчивостью, напряженностью, тревогой, переживаниями [37].

Несколько иначе подходит к рассмотрению проблемы состояний НПУ и НПН Е.П.Ильин. Он рассматривает эти состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он называет психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на определенных уровнях регулирования. По определению Ильина, психофизиологическое состояние устойчивости, либо неустойчивости - это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение результата[38, С 48].

Данное Ильиным определение психофизиологического состояния предполагает, что оно - причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагировании как физиологических, так и психических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Поэтому всякое проявление НПН является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных функциональных систем. Причем оно выражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека.

Таким образом, по мнению Ильина, проявления НПН может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение).

Следовательно, в концепции Ильина целесообразно выделить несколько основных положений:

1. Состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня.

2. Субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний.

То есть состояние отражает уровень функционирования, как отдельных систем, так и всего организма.

Поскольку нет единого определения психических состояний, таких как НПУ и НПН, то нет и единой классификации психических состояний. Рассмотрим в таблице 1 классификацию нервно- психических состояний, предложенную Н.Д.Левитовым [39].

Таблица 1. Классификация психических состояний (по Н.Д. Левитову)

1. По соответствию основным состояниям ВНД.

1) Активное и пассивное.

2) Творческое и непродуктивное.

3) Парциальное и общее состояние.

4)Состояние, вызываемое избирательным возбуждением и торможением в коре и подкорке.

2. По чисто психическому признаку.

3. По роли в структуре личности.

4. По глубине переживаний.

5. По характеру влияния на личность.

6. По длительности протекания.

7. По степени осознанности.

1) Более осознанное.

2) Менее осознанное.

3) Состояние активности.

Данная классификация достаточно объемна и вполне приемлема для решения исследовательских задач. В ней отражены основные характеристики состояний, отражающие степень осознания, их знак (положительные или отрицательные), длительность и др. Однако эта классификация имеет и некоторые существенные недостатки, главный из которых заключается в том, что нет четкого разграничения между состояниями и психическими процессами.

Многие ученые, изучая НПН, рассматривают ее связь с неблагоприятными психологическими и социальными факторами.

Однако, по мнению Ю.А.Александровского, одна из основных причин в происхождении НПН определяющую роль играет биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами [40, С 45].

Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) он понимал, склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках, из-за нарушений психических механизмов регуляции состояний. Это происходит тогда, когда возникает несоответствие между имеющимися у человека социальными и биологическими возможностями переработки информации и необходимостью осуществить переработку информации в конкретных условиях деятельности. Таким образом, в происхождении НПН и, соответственно, косвенными признаками НПН определенную роль играют факторы, указанные в таблице 2.

Таблица 2. Факторы и причины, определяющие происхождение НПН

Психические заболевания у родителей и близких родственников; перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, неблагоприятная наследственность.

Психические травмы - смерть близких, катастрофы и т.д.

При исследовании НПН ученые -психологи выделяют несколько типовых характеристик этого состояния, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов. Это понятие стресса, фрустрации, страха, утомление.

1. СТРАХ - аффективное психологическое состояние, которое вызывается чрезвычайно сильными, опасными для жизни внешними раздражителями. По степени интенсивности страх делится на: беспокойство, волнение, тревога и испуг, боязнь и ужас (астеническая и стеническая форма).

Одной из частых проявлений страха - это тревога. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям. Состояние тревоги - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. В случае, когда уровень тревоги неадекватен ситуации, происходит перенапряжение регуляторных механизмов, что, как правило, заканчивается нарушением поведенческой регуляции. Поведение человека перестает соответствовать ситуации.. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами.

СТРЕСС - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. Характеризуется нервно-эмоциональной напряженностью, снижением общей работоспособностью, снижением эффективности функционирования отдельных систем и органов, а также истощением энергетических ресурсов. Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

Проявления НПН определяется как пограничное психическое состояние, то есть это то состояние, когда болезни нет, но есть существенные нарушения в регуляции систем организма. Чаще всего для данного вида состояний характерно наличие повышенной утомляемости, раздражительности, эмоциональный напряженности и эмоциональной неустойчивости, нарушение ночного сна, головные боли, вегетативные дисфункции, психосоматические жалобы. НПН обычно проявляется на фоне относительно продолжительного эмоционального перенапряжения, непосредственно связанного как с индивидуально значимыми психотравмирующими обстоятельствами, так и особенностями профессиональной деятельности[41, С 17 - 23].

Исходя из теоретического и экспериментального исследования по данной проблеме, ученые Корсакова Н.К., Московичюте Л.И., разработали типы поведения людей с НПН.

Типы поведения людей с НПН:

Формы проявления НПН многообразны и связаны с нарушениями регуляторных механизмов на различных уровнях:

1. На уровне психомоторики наблюдается плохая координация движений, тик, неловкость, угловатость движений, напряженность, вычурность движений и поз.

2. На уровне познавательных процессов отмечается низкий уровень общего развития, поверхностность мышления, повышенная эмоциональность - высокая тревожность, робость, пугливость. Импульсивность, беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость, агрессивность, импульсивность влечений. Внушаемость, склонность к подражательству. Эгоистическая направленность интересов, неустойчивость интересов, привязанностей. Снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность восприятия.

3. Низкая эффективность деятельности, быстрая утомляемость, растерянность, заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность действий.

4. В поведении возможны склонность к пререканиям и невыполнению указаний, неверное исполнение просьб и поручений, агрессивное поведение по отношению к однокурсникам. Случаи суицидальных действий, беспорядочные половые связи. Склонность к нечестности, воровству, неряшливость.

5. В плане межличностных отношений формы проявления НПН разнообразны - это и конфликтность, озлобленность, грубость. Возможны изолированность в группе, пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям. Подозрительность, мнительность, недоверчивость. Неспособность противостоять влиянию окружающих, излишняя застенчивость, робость, претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, восхищении.

6. Физическое состояние организма - общая вялость, повышенная утомляемость, нарушение сна. Частые головные боли, головокружения, обмороки. Сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца, энурез.

1. Нервно-психические состояния каждого человека своеобразны, поскольку неразрывно связаны с индивидуальными особенностями личности, ее нравственными и другими чертами. В зависимости от этого различают нервно-психическую устойчивость (НПУ) и нервно-психическую неустойчивость (НПН).

2. Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) понимается склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках, из-за нарушений психических механизмов регуляции состояний. (Александровский Ю.А.).

3. В происхождении НПН определенную роль играют следующие факторы: биологические, социальные и психологические факторы.

4. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимических, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реакций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклонениях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности.

Но психопатия – это не только неправильное воспитание в детстве и педагогическая запущенность (хотя этот фактор имеет чрезвычайно важное значение для утяжеления проявлений психопатии). Одного лишь влияния таких внешних факторов для формирования психопатии недостаточно. В основе психопатии лежит именно неполноценность нервной системы.

Характерной особенностью психопатии, из-за которой такие пациенты попадают в поле зрения психиатра, является декомпенсация(недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма) при различных неблагоприятных воздействиях, в частности после психической травмы и при психотравмирующей ситуации.

Наличие каких-либо отклонений от нормального, принятого в обществе, поведения ещё не даёт оснований говорить о психопатии.

Психопатоподобные состояния (то есть напоминающие психопатию по своим проявлениям) возможны и при некоторых других заболеваниях, например, после черепно-мозговой травмы, при инфекционных заболеваниях центральной нервной системы, алкоголизме, наркоманиях и токсикоманиях, некоторых эндокринных нарушениях.

В отличие от психопатий, при которых психические нарушения возникают уже с детского или подросткового возраста, при психопатоподобных состояниях поведение и развитие личности до возникновения основного заболевания нормальное, а Психопатоподобные нарушения вторичны, то есть, появляются уже спустя какой-то промежуток времени после развития основного заболевания.

От душевных заболеваний психопатии отличает то, что им не свойственно прогрессирующее развитие и дефект личности.

Причин возникновения психопатий множество.

Алкоголизм или наркомания у родителей – тоже одна из частых причин психопатии у детей.

Играют роль и различные факторы в периоде внутриутробного развития, а особенно если во время беременности женщина употребляла спиртные напитки, курила, принимала лекарства, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие плода, или у неё были отравления какими-либо веществами, а также психические травмы или инфекционные заболевания (особенно вирусные), недостатки питания, тяжёлые токсикозы, угроза прерывания беременности, отслойка плаценты и многие другие факторы, отрицательно влияющие на плод.

Различные родовые травмы, асфиксия в родах, наложение акушерских щипцов, трудные длительные роды с угрозой для жизни ребёнка, сильное сдавливание головы при прохождении родовых путей и многое другое.

Неблагоприятными факторами являются и различные вредные воздействия на развивающийся мозг, заболевания центральной нервной системы или длительные истощающие болезни, перенесённые ребёнком в первые 2-3 года жизни.

В возникновении психопатий играют роль и черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции (менингит, менингоэнцефалит, вирусные заболевания), тяжёлые отравления, перенесённые в первые 4 года жизни ребёнка.

Большое значение в развитии психопатии у ребёнка, имеющего вышеотмеченные аномалии центральной нервной системы, имеет неблагоприятное воздействие окружающей среды, в частности недостатки воспитания.

Если ребёнок растёт в семье, где его воспитанием и коррекцией поведения никто не занимается, где оба родителя злоупотребляют алкоголем, или когда отец – алкоголик, а мать озабочена только проблемами пьянства мужа и тем, как обеспечить детей самым необходимым, где ребёнок с детства растёт в атмосфере скандалов даже непьющих родителей, или воспитывается в неполной или деформированной семье (когда есть отчим или мачеха), если родители отдают его на воспитание к бабушке с дедушкой, а те его обожают и во всём потакают, - то все аномалии характера ещё более усиливаются.

Акцентуации характера – это нерезко выраженные отклонения характера, не достигающие уровня патологии и в обычных условиях не приводящие к нарушению адаптации. Это не болезнь, а один из вариантов нормы, и подразумевает индивидуальные различия характера каждого человека. Акцентуация – это усиление, заострение определённых свойств личности или иных психических свойств.

Речь идёт именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии, и эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт характера.

Второе отличие – психопатиям присуща декомпенсация, а для акцентуации характера декомпенсация в обычных условиях не свойственна.

Третье отличие – психопатиям присуща социальная дезадаптация (нарушение приспособления к окружающему миру), а при акцентуациях этого нет.

В четвёртых, при многих вариантах психопатий (но не при всех!) характерна некритичность к себе и собственному поведению. Это означает, что больной психопатией не сознаёт недостатки своего характера, а в любых конфликтах винит окружающих. А при акцентуации характера человек сознаёт свои недостатки и старается избегать ситуаций, которые его задевают.

И психопатии, и акцентуации характера со сходными проявлениями называются одинаково, например, истерическая психопатия и истерическая акцентуация характера и так далее.

При разных вариантах акцентуации характера многие черты напоминают таковые при одноимённых психопатиях, но они гораздо менее выражены, и в этом состоит одно из основных отличий акцентуации от психопатий. Кроме того, акцентуациям не свойственны тотальность, стабильность и нарушения адаптации, присущие психопатиям.

Акцентуированные личности гораздо более пластичны в приспособлении к людям и к окружающему, сознают особенности своего характера и способны самостоятельно их корригировать, если это мешает взаимоотношениям с окружающим.

На человека влияют условия воспитания, жизненные трудности, стрессы, различные неблагоприятные обстоятельства, психические травмы. Но всё же очень много зависит от его характера. Один человек может противостоять стрессам, а для другого ситуация может сложиться драматически.

Понять себя – это уже первый шаг на пути к тому, чтобы преодолеть свои недостатки. Понять характер ребёнка – первый шаг на пути к тому, чтобы помочь ему.

Недостатки в характере есть у каждого человека, идеальных людей не бывает. У каждого есть индивидуальные особенности, отличающие его от других. Если бы все люди были одинаковые, - было бы просто неинтересно.

С некоторыми людьми общаться легко, они всем нравятся, легко сходятся с людьми, общительны, приветливы и отзывчивы.

Но есть люди, с которыми всем трудно. Один человек постоянно с кем-то конфликтует, другой сомневается в себе, никак не может принять нужного решения, а окружающих это раздражает, третий настолько злопамятен, что не прощает пустяковой обиды, четвёртый настолько раним, что ему нельзя сказать лишнего слова, чтобы его не обидеть, у пятого так часто меняется настроение, что под него невозможно подстроиться, шестой претендует на всеобщее внимание и признание собственных заслуг, которых на самом деле у него нет. Вариантов здесь много.

Зная особенности характера ребёнка, взрослый человек должен помочь ему избежать ситуаций, которые могут травмировать его психику.

Если черты характера ребёнка (подростка) лишь в общих чертах напоминают один из описанных ниже вариантов поведения, то это может свидетельствовать об акцентуации характера. Значит, возможностей для психологической адаптации у этого ребёнка (подростка) больше. Однако установить, психопатия это или акцентуация, - может только психиатр.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.