Что такое нервы философия

Найти внутреннего наблюдателя

Цель номер один — разотождествление себя и своих мыслей/эмоций/чувств/реакций. Когда-то для меня это стало большим открытием. Я была убеждена, что я это и есть то, что я думаю и чувствую. Но это не совсем так.

Мыслительный процесс — это естественная функция нашего мозга, поэтому изначально в нашей голове течёт бесконечный поток мыслей. Но что удивительно: если ты не зацепишься за мысль, не станешь её развивать, увеличивать в объёме при помощи дополнительных оценок и суждений, то она просто проплывёт мимо. Можно ли считать мысли, которые внезапно возникают, а потом так же быстро исчезают, твоей главной сутью? Кажется, что нет.


Разотождествить себя и свои мысли и чувства помогает практика отстранённого наблюдения за ними, не вовлекаясь в процесс. Если в голове промелькнула мысль о несчастной любви, а в последующий час ты в красках вспоминаешь детали расставания, то ты вовлёкся в процесс. Не вовлекаться — значит наблюдать за потоком мыслей, но не участвовать в них, не оценивать, не давать характеристики. То же касается и эмоций. Испытывая, например, чувство страха, можно параллельно наблюдать это чувство. Не пытаться насильно его остановить, а просто наблюдать, приняв, что оно есть.

Чем больше будешь практиковать такое наблюдение, тем меньше мысли и эмоции будут влиять на твоё внутреннее состояние.

Что почитать

Из тех книг, что я прочла на эту тему, особенно хочу порекомендовать эту. Она написана тибетским монахом, которому в жизни довелось много общаться с западными учеными. Он объясняет основные положения буддизма через призму последних открытий в нейрофизиологии. Также здесь доступным языком описано множество техник для медитации и хорошо донесена её суть.

Поблагодарить

Каждый день я начинаю с благодарности. Я благодарю жизнь за наступивший новый день, за то, что я здорова, за хорошую погоду, за тишину, за гармоничное настроение. Всегда есть за что поблагодарить — здесь нет чётких правил. Глобальная суть этой практики — в принятии жизни такой, какая она есть. Даже если какие-то из её проявлений кажутся тебе плохими или неправильными, это лишь субъективная оценка. Какие бы проблемы ни происходили в жизни, каждодневная практика благодарности эти эмоции смягчает.


Работать с телом

В индийской системе знаний большое место уделено работе с телом. Йога — это та же практика наблюдения. Только теперь ты наблюдаешь за своим телом.


Цель йоги не в том, чтобы накачать мышцы или сесть на шпагат, а в том, чтобы лучше чувствовать своё тело и понимать его потребности. Йога помогает обнаружить внутренние блоки и зажимы, которые забирают много жизненной энергии, и излечить их.

Что практиковать

Если не знаешь, с чего начать, есть два коротких и эффективных комплекса. Они занимают буквально 15 минут, но заниматься желательно каждый день(если есть какие-либо противопоказания по состоянию здоровья, предварительно обязательно проконсультируйся с лечащим врачом!)..

Замедлить дыхание

У нас говорят: если волнуешься, сделай глубокий вдох и выдох. Это и правда успокаивает. Замедляя дыхание, мы замедляем работу всего организма. В том числе пульса, который увеличивается в стрессовой ситуации, и мозга.


Все перечисленные практики, конечно, не только о том, как меньше нервничать. Они предлагают полностью пересмотреть отношение к жизни. Они о том, чтобы быть внимательнее, слушать и слышать себя и окружающий мир. Они о том, чтобы не мысли и эмоции управляли тобой, а ты ими. В этом и заключается секрет гармоничной жизни без стресса по-индийски.

(от лат. nervus сухожилие, жила) Nervus billi (*нерв войны*) движущая сила войны (речь идет о деньгах); Nervus probandi (*нерв доказательства*) суть доказательства, то, что придает доказательству силу убедительности; Nervus rerum (*нерв вещей*) самое главное, суть какого-либо предмета (чаще всего под этим подразумевают деньги); Nervus vivendi (*нерв существования*) осн. начало, движущая сила.

(-ы) (nervus, -i, PNA, BNA, JNA; греч. neuron жила, нерв)анатомическое образование, состоящее из пучков нервных волокон, окруженных соединительнотканн. смотреть

м. nerve, nervus [NA] ( см. тж нервы) латеральный нерв большого пальца стопы — lateral nerve of hallux, nervus hallux lateralis [NA] нерв мышцы, напряг. смотреть

би́ти по не́рвах кого, кому і без додатка. Своїми діями, словами виводити з рівноваги, дратувати. Навіщо ото Маруся грає такі крикливі речі! Не люблю я такого бренькоту та гуркоту. Б’ють тобі по нервах, неначе колуном! (І. Нечуй-Левицький); А хрипіння й стогін, від яких підскакувало все тіло, били по нервах (Г. Хоткевич); Навіщо повторювати відоме? Навіщо ще раз бити людей по нервах? Адже вони все це знають! (Л. Дмитерко). висо́тувати (сота́ти) / ви́сотати не́рви з кого і без додатка. Виснажувати кого-небудь, спричиняти знервованість. Вчительська робота висотує нерви, та й вік уже, мабуть, дається взнаки (З газети); Вимагали збільшить плани, Наполігши на резерви. Нащо Лесю критикани, Що сотають тільки нерви. (С. Воскрекасенко); А про те, скільки йому крові зіпсували, нервів з нього висотали, зараз і не згадують (В. Кучер). гра́ти на не́рвах чиїх, кому і без додатка. Дратувати, дражнити кого-небудь, навмисне спричиняти переживання комусь. — Оженюся, а там видно буде! — пояснив Денис, ніби зумисне граючи на нервах (Дорощукові) (М. Ю. Тарновський); — Васька! Досить мені на нервах грати (Б. Антоненко-Давидович). погра́ти на не́рвах (якийсь час). Він бачив, що їй хочеться щось утнути, подражнити свого благовірного, пограти йому на нервах (О. Гончар). лоскота́ти не́рви (рідше ду́шу, се́рце і т. ін.) кому, чим. Впливати, діяти на кого-небудь; бентежити, хвилювати і т. ін. когось. Мода — це умовна, дуже умовна красивість — чи потворність, яка лоскоче нерви тим, кому такого лоскоту хочеться (М. Рильський); Хрести на кладовищі видовжувалися аж до пасмурних хмар на обрії і лоскотали душу страшком (В. Дрозд); Ті привітні дівочі голоси лоскотали їй серце (Панас Мирний). полоскота́ти не́рви (якийсь час). Є ще такі книжки, є. Полоскоче письменник читачеві нерви, а в кінці твору — всі одужують, одружуються, вселяються в нові квартири (Ю. Мушкетик). не́рви здаю́ть / здали́ чиї, у кого. Хто-небудь втрачає спокій, рівновагу, хвилюється, непокоїться. Оця несподівана підтримка незнайомої людини, довіра комісара .. так вразили Колосовського, що він відчув, як нерви його здають, і він тільки крайнім зусиллям волі стримав себе, щоб не розридатися (О. Гончар); Вперше за багато днів нерви здали у .. Марка Грицишина (Н. Рибак). псува́ти (ша́рпати) не́рви. 1. кому, чиї і без додатка. Дратувати, непокоїти, виводити із спокійного, урівноваженого стану кого-небудь. Люба мамочко. Хоч літературна робота, каже він (п. Дерижанов), і псує нерви, та не настільки, як шарваркове життя в великому місті (Леся Українка). 2. зі сл. собі́. Хвилюватися, роздратовуватися, збуджуватися. Маму поцілуй за її поцілунок і попроси, щоб не застуджувалась та не псувала собі нервів (М. Коцюбинський); Чи варто псувати собі через нього нерви? (О. Донченко). трима́ти (держа́ти) себе́ в рука́х (в шо́рах). Стримувати свої почуття, намагатися бути спокійним; володіти собою в незвичайній, складній ситуації. — От з ними (ледарями) й воюєш мало не щодня .. Кипиш увесь, тамуєш у собі лютий вогонь і боїшся, щоб не зірватися, не розійтись, і дуже дорогою ціною тримаєш себе в руках (В. Кучер); — Прошу не клопотатися: все піде найкраще,— запевнив Первоцвіт, який хоч і хвилювався, але умів тримати себе в руках (М. Ю. Тарновський); Не визнання провини й не ніяковість, а бажання приховати від батька, як важко тримати себе в шорах, зігнуло синові шию (Ю. Шовкопляс); Пиши мені хоч по кілька слів щодня, а то я забуду свою обіцянку держати себе в руках і зовсім скисну (М. Коцюбинський). трима́ти не́рви в рука́х. Учитель повинен пам’ятати, що в спілкуванні з дітьми важливо тримати нерви в руках (З газети). смотреть

Зайти в нерв. Пск. Разволноваться, разнервничаться. ПОС 11, 216.Измочалить нерв кому. Кар. Измучить кого-л. СРГК 4, 9.Нерв заходил у кого. Кар. Кто-л. . смотреть


Не принимайте это близко… Нервы не железные…

Умение вовремя забить не означает, что вы всегда на все будете забивать.

Если ты переживаешь, то это еще не значит, что ты делаешь что-то полезное, хотя может казаться, что это так. Кажется вполне закономерным, что каждый раз, запариваясь над чем-то, мы тем самым приближаемся к какому-то ответу. Но это не так, потому что постоянное прокручивание в голове — это мыслительный процесс, а мыслительный процесс, не направленный на поиск решения, бесполезен.

Это проливает свет на одно из наших самых неискоренимых и недалеких представлений о человеческом мышлении: мы уверены, что большинство мыслей ценны сами по себе, что они к чему-то приведут. Но большинство наших мыслей просто заполняют нашу голову и ограждают от реальной жизни. Они не приводят ни к каким важным решениям или аналитическим выводам, они просто поглощают нас и, возможно, еще и делают нашу жизнь короче.

Нам обычно кажется, что наши размышления выполняют какую-то функцию просто потому, что они вызваны сильной эмоцией или потому, что они направлены на предмет, который важен для нас: это могут быть справедливость, уважение или современное состояние общества.

Нет. Размышления имеют смысл только в том случае, если они заставляют ваше тело двигаться и делать что-то полезное. Это не значит, что на любое жизненное огорчение, грубость или несправедливость нужно сразу же отвечать действием. Совсем наоборот. Обычно ничего с этим не поделаешь или просто не хочется делать. И это нормально. В большинстве случаев лучше вообще ничего не делать, просто забить.

Такая концепция может показаться апатичной. На самом деле это не так. Это просто отказ от пустой траты своей энергии и времени на мысли, которые ни к чему не приведут. Так что если вы решили над чем-то запариться, убедитесь, что это приведет к какой-то ответной реакции на то, что произошло, и затем переходите к действию. Вот наглядная схема действий:

Не так-то просто научиться забивать. Для этого нужна практика. Способность забивать должна входить в число тех жизненно важных умений и навыков, которым мы учим детей наравне с умением считать, завязывать шнурки и держаться подальше от незнакомцев. Не так давно я вышел на пробежку, и кто-то окрикнул меня из проезжающего грузовика. Кажется, он назвал меня педиком (или, может быть, Эдиком?). Это меня здорово напугало, я даже, кажется, немного подпрыгнул от неожиданности. Они, наверное, засмеялись там в своей кабине и дали друг другу пять или что там такие придурки обычно делают после того, как орут из машины

В моей жизни были такие времена, когда я потратил бы огромное количество энергии, переживая из–за таких несправедливостей. Но в тот день я не собирался этого делать, и это прошло мимо меня. Я все еще чувствовал первоначальный всплеск ярости и адреналина, но решил просто пропустить это пятисекундное событие, а не рефлексировать над ним еще полдня, а потом рассказывать всем о нем.

Я продолжил бежать и заметил, что всего несколько секунд спустя на улице все снова стало тихо и мирно. Не было ни малейшего следа произошедшего просто потому, что я не оживил его в своей голове, я наплевал на него.

Я знал людей, которые рассказывали целые истории, и не по одному разу, о каком-нибудьне самом приятном двадцатисекундном происшествии, которое случилось с ними много лет назад и которое они никак не могут забыть. Я думаю, вы тоже встречали таких людей. Не впадайте в такое же безумие. Следуйте выбранному курсу: просто забейте.

Умение вовремя забить не означает, что вы всегда на все будете забивать. Это только значит, что вы делаете это осознанно. У вас есть на то причина. Главное — это поймать себя на ответной реакции. Все начинается со злости и слов возмущения в вашей голове, обычно в форме остроумного ответа или внутренней проповеди о порядочности и уважении. Вы можете начать прокручивать несколько возможных сценариев, в которых вы показываете обидчику, кто здесь главный. Также очень легко увлечься мстительной фантазией, в которой (например) вы подобно танку/Терминатору несетесь за грузовиком, отчего он в конце концов врезается в дерево, и вот вы уже стоите и смеетесь, похлопывая себя по бокам.

Когда вы поймали себя на подобных мыслях, напомните себе, что вам вообще-то наплевать на такие вещи, и переключите все свое внимание обратно на материальный мир. Что у вас было дальше по плану, после того как произошел этот ничтожно маленький инцидент? Прислушайтесь к телу: что ему нужно, чтобы двигаться дальше?

Поэтому повесьте трубку. Наберите следующий номер, пробегите еще один километр, смешайте напитки, прыгайте на велосипед… все, что логически следует дальше в жизни человека, который не обращает внимания на мелочи жизни. А если вам не терпится над чем-то лишний раз задуматься, то лучше задумайтесь над этим.

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Содержание лекции:
0. Типы нервных систем
1. История изучения ЦНС
2. Что входит в понятие нервная система. Центральная и периферическая нервные системы.
3. Нервная ткань. Нейрон и нейроглия. Аксон и дендриты. Виды нейронов. Рефлекторная дуга.

1) Диффузная (клетки разбросаны по всему телу). Впервые возникает у кишечнополостных - гидра, медуза

2) Лестничная (у плоских, свободно живущих червей)

3) Узловая
(насекомые, ракообразные, паукообразные, моллюски)

4) Трубчатая (ланцетник). Ланцетник - низшее хордовое, у высших хордовых передний отдел преобразуется в головной мозг (как на картинке)

Рефлекторная дуга связывает работу ЦНС И ПНС.

Возбуждение с одного нерва на другой, с нерва на орган, выполняющий ту или иную функцию передается двумя путями – с помощью маломощных электрических сингалов (импульсов) и с помощью специальных веществ, выделяющихся в окончаниях нервных клеток – так называемая нейротрансмиттеров (передатчиков).

3 - спинной мозг;

Нервная система имеет группу нервов:
2 - черепные нервы;
4 - шейные нервы (8 пар);
5 - грудные нервы (12 пар);
6 - поясничные нервы;
7 - крестцовые нервы (пять пар)
8 - копчиковые нервы;

Нервная ткань состоит из нейрона (нервной клетки) и нейроглии (совокупное количество всех клеток в мозге (кроме нейронов), которые своими отростками заполняют пространство между нервными клетками и мозговыми капиллярами).

Нервная система имеет нейронное строение, связь между клетками нервной ткани осуществляется при помощи особых контактов - синапсов. Нейрон - это специализированная клетка, способная принимать, обрабатывать, кодировать, передавать и хранить информацию, реагировать на раздражения, устанавливать контакты с другими нейронами и клетками органов.

Строение нейрона:

Строение нейрона:
1 - дендриты; 2 - тело клетки; 3 - ядро; 4 - аксон; 5 - миелиновая оболочка; 6 - ветви

Нервная клетка, или нейрон, состоит из


  • тела . Тело нейрона представлено ядром и окружающей его областью цитоплазмой. Это метаболический центр нервной клетки; при его разрушении она погибает.
  • отросков 2х видов

1 - ядро; 2 – тело клетки; 3 - дендрит; 4 – перехваты Ранвье; 5 - аксон; 6 – миелиновая оболочка; 7 – нерв с сотнями аксонов;

Дендриты передают информацию к телу нейрона, а аксон - от тела нейрона. Нейроны разнообразны по величине, числу отростков
Типы нейронов: а — псевдоуниполярный ней­рон; б — биполярный нейрон; в — мотонейрон спинного мозга; г — пирамидный нейрон коры больших полушарий; д — клетка Пуркинье мозжечка; 1 — дендрит; 2 — тело нейрона; 3 — аксон; 4 — коллатераль аксона

Общее число нейронов в нервной системе человека по разным оценкам составляет от 100 млрд. до 1 триллиона. Число синапсов на одном нейроне может доходить до 10 000, поэтому общее число контактов в нервной системе приближается к астрономической цифре.

Современные исследования мозга человека показали, что количество контактов между нейронами у разных людей зависит от интенсивности познавательной и мыслительной деятельности человека, т.е. в процессе индивидуального развития их количество может существенно меняться у одного человека, и быть разным при сравнении разных людей. Было обнаружено, что и количество клеток и слоев клеток в коре головного мозга, также меняется в зависимости от индивидуальной деятельности человека. Возможно, что количество контактов и другие изменения в нервной системе, являются одним из показателей умственного развития человека и трудовой специализации. С возрастом количество контактов существенно уменьшается.

Сходство нейронов с другими клетками организма
(Что общее у нервных клеток и других клеток организма):

1. Оболочка
2. Цитоплазма
3. Ядро
4. Комплекс Гольджи
5. Эндоплазматическая сеть (ЭПС)
6. Лизосомы
7. Рибосомы
8. Включения

По выполняемым функциям различают нейроны трех видов.

1. Чувствительные (центростремительные) нейроны воспринимают раздражение от рецепторов , возбуждающихся под действием раздражителей из внешней среды или из самого организма человека, и в форме нервного импульса передают возбуждение с периферии в ЦНС.

2. Вставочные нейроны, или интернейроны - нервные клетки, воспринимающие возбуждение от других нейронов и передающие его также нервным клеткам. " Принимают решения ". Располагаются в ЦНС (в головном или спинном мозге).

3. Двигательные (центробежные) нейроны посылают нервный сигнал ("решение") из ЦНС мышцам, железам, т. е. на периферию.

Нервы, в состав которых входят как чувствительные, так и двигательные волокна, называются смешанными.

Схема рефлекторной дуги:

1. Рецептор (клетка, которая воспринимает)
2. Чувствительный нейрон
3. Вставочный нейрон
4. Двигательный нейрон
5. Рабочий орган или мышца

Нейроглия , или просто глия, была открыта великим немецким ученым-патологоанатомом Рудольфом Вирховым. Этот термин обозначает совокупное количество всех клеток в мозге (кроме нейронов), которые своими отростками заполняют пространство между нервными клетками (нейронами) и мозговыми капиллярами.

Строение нейроглии.
Клетки нейроглии имеют два вида:

1. глиоциты
2. микроглия.

Нейроглия и нейроны имеют некоторые различия. В отличие от последних, глия способна делиться, но не может передавать и генерировать импульсы. Нейроглия состоит в довольно тесном контакте с нейронами, поэтому процессы возбуждения нервных волокон сказываются на электрических функциях глиальных элементов.

В процессе развития тканей нервной системы из материала нервной трубки, а также нервного гребня происходит развитие глиобластов. Результатом глиобластической дифференцировки является образование нейроглиальных клеточных дифферонов.

Функции глии:


  • опорная
  • разграничительная
  • трофическая (питание)
  • секреторная
  • защитная
и другие функции.

К основным функциям нейроглии относятся: опорная и защитная функции. Помимо этого, глия обеспечивает разнообразные обменные процессы в нервной ткани и способствует ее быстрому восстановлению после травм и инфекций.


Нейроглия создает постоянную, стабильную внутреннюю среду для нервной ткани, обеспечивая тканевый гомеостаз и нормальное функционирование нервных клеток. По строению и локализации клеток различают эпендимную глию, астроцитную глию и олигодендроглию. Нередко эти разновидности глии объединяют обобщенным понятием "макроглия".

Клетки глии занимают 50% объема всей центральной нервной системы, а количество их превышает количество нейронов в десять раз. Однако глиальные клетки по своему размеру намного меньше клеток-нейронов.

второе высшее образование "психология" в формате MBA
предмет: Анатомия и эволюция нервной системы человека.
Конспект лекций. (2011)
Читает: Крамар Ольга Ильинична
Лекция №1,2


НЕРВ, -а, м.

1. Анат., физиол. Каждый из тончайших отростков-волокон, образующих разветвляющуюся от головного и спинного мозга систему, которая управляет деятельностью организма. Зрительный нерв. Слуховой нерв. Двигательные нервы.

2. мн. ч. (не́рвы, -ов). Разг. То же, что нервная система (см. нервный). Крепкие нервы.— Не сердитесь, у меня нервы расстроены. Герцен, Былое и думы. [Шипучин:] Нервы так напряжены, что достаточно, кажется, малейшего пустяка, чтобы я расплакался! Чехов, Юбилей.

3. перен.; чего или какой. Центр какой-л. деятельности, основная действующая сила чего-л. Мучительное чувство личной ответственности и составляет основной нерв гаршинских настроений. Короленко, В. М. Гаршин. Создание кара-бугазского комбината затрагивает хозяйственные нервы всего побережья, от Эмбы до Атрека. Паустовский, Кара-Бугаз. — Вообразите: вы пишете интереснейший, как вам кажется, роман, остро ощущая, что ваша вещь попадает в самый нерв современности. Бек, Талант.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Нерв (лат. nervus) — составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из сплетения пучков нервных волокон (главным образом, представленных аксонами нейронов и поддерживающей их нейроглии), обеспечивающее передачу сигналов между головным и спинным мозгом и органами. Совокупность всех нервов организма образует периферическую нервную систему. Соседние нервы могут образовывать нервные сплетения. Крупные нервы называются нервными стволами. Дальше от мозга нервы разветвляются, в органах и тканях в конце концов распадаются на отдельные волокна, крайние точки которых являются нервными окончаниями. Один и тот же нерв у разных людей иннервирует соответствующие зоны разных размеров, аналогично различаются и области перекрытия зон иннервации.

НЕРВ, а, м. [лат. nervus]. 1. Один из многочисленных пучков волокон в виде длинных белых канатиков, идущих от головного и спинного мозга к органам чувств, мышцам, железам и проч. и дающих телу возможность двигаться и чувствовать (анат. физиол.). Двигательные нервы. Зрительный н. 2. только мн. Повышенная чувствительность и болезненная раздражительность. Игра на нервах. Даже тоска сделается; от нерв, что ли — не знаю. Гнчрв (род. мн. нерв — устар.). Но с нервами сладить трудно. Тргнв. У Порфирия

1. анат. орган животного, тонкий пучок нервных волокон, служащий для передачи в мозг важной для организма информации

2. мн. ч. нервная система в целом

3. перен. напряжённость, накал страстей ◆ В этом фильме чувствуется нерв.

4. перен. мн. ч. раздражённое, возбуждённое состояние, сильные беспокойства ◆ Он был весь на нервах. ◆ Это нервы.

  • без нервов
  • война нервов
  • депрессорный нерв
  • железные нервы
  • зрительный нерв
  • нерв Врисберга
  • трепать нервы
  • трёпка нервов
  • трофический нерв


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сомалийский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Философия сегодня перестала быть любовью к мудрости. Что значит быть мудрым? Это значит находить себя в таком пространстве, в котором тебе может показать себя целое. Любовь к мудрости осталась там, где она и была, — в Античности. Сегодня мы любим не мудрость, а науку. Что такое наука? Знание о природе. Какой ценой дается нам это знание? Ценой незнания самих себя. В момент, когда мы отвернулись от себя, мы перестали философствовать, мы стали учеными.

Где возникла греческая философия? Вне Греции. Где возникла русская философия? Вне философии. Многие думают, что русская философия — это литература. На самом деле русская философия возникла до литературы.

Все хотят быть интеллектуалами. Хотя это неприлично. Почему? Потому что интеллектуал — это человек, отношение к мысли которого не опосредовано отношением к себе самому.

Человек — это не алгоритм, а неожиданное вдруг. Почему сознательное? Для того, чтобы избежать пребывания в доме для сумасшедших. То есть ты всегда можешь сказать: я в сознании. Я вменяем. Как относились философы к обществу? Как к жизни в тюрьме. Почему? Потому что общество мечтало руководить телом человека, внешней жизнью. А о чем мечтали философы? О жизни с мыслью, о внутренней жизни.

Поскольку бытия нет, постольку о нем ничего нельзя сказать. Ничего нельзя говорить о том, чего нет. Поскольку нечто дано, постольку о нем ничего нельзя сказать на языке истины. О нем можно говорить только правдоподобно. Как о чем? Как о призраке. Но разве бытие — призрак? Поскольку о нем можно говорить только правдоподобно, постольку — призрак. На языке истины можно говорить только о том, что существует.

То, что дано, дано не извне. Всё, что дано извне, мы чувствуем как то, что существует для нас. Всё внешнее не дано, но существует для нас. То есть то, что дано, не существует; то, что не дано, существует. Всё внутреннее становится призрачным. В современной философии бытие понимается так: бытие — это врата в мир сновидений. Не в мир природы, а в мир грез. Но эти врата всегда заперты. Почему? Я думаю, что сегодня это главный вопрос, на который пытается ответить философия. Почему они заперты? Кто запер? Для чего? Чего мы достигнем, их открыв? Чего мы не достигаем, их не открывая?

О чем говорит Кант, когда рассуждает о доброй воле, о свободе как свойстве причинности? О человеке, который ищет закон не вне себя, а внутри себя. Почему Кант не рассуждает в терминах бытия? Потому что в этом случае ему нужно было бы поместить бытие внутрь человека. Что значит самому себе давать закон? Это значит пребывать в мире сновидений. А животное где ищет свой закон? Вне себя, в чем-то отличном от себя.

Философия — это антропология. Наивные греки думали, что в мире есть сущее, и ничего больше нет, кроме сущего. Так думал Аристотель.

Аристотель ошибался. Сегодня мы будем исправлять его ошибки. Почему? Потому что кроме сущего в мире еще есть то, что дано человеку. Что лежит в основе этой данности? Данность человека самому себе. Но данность себе не означает идентичности с собой. Если я вычеркиваю человека из списка сущего, то вместе с ним я вычеркиваю еще что-то важное.

В мире есть такая сторона, которая существует, если мы хотим, чтобы она была. Что это за сторона? То, что дано человеку. И это — не вещи. Вещи принадлежат природе. Эту данность называют разными словами: грезы, видения, кажимости, образы, галлюцинации. Разве образ — это вещь? Нет. А изображение — это вещь? Нет. А картина? Это вещь, но странная. Она не совсем вещь. Вернее, это чувственно-сверхчувственная вещь. А деньги — это вещи? Нет, это тоже чувственно-сверхчувственные вещи.

Чем же деньги отличаются от картины? Деньги принадлежат социуму. Картина — человеку. Деньги являются тем способом, которым социум контролирует человека, который самому себе дает законы. А что делает картина? Она заставляет человека совершить путешествие в мир данного, воображаемого и невообразимого.

Знает и то, что эта мысль с трудом находит понимание. Мы все очень привыкли к мысли о том, что человек — это некоторая вещь в ряду других вещей. Если вы меня выбросите в окно, я буду лететь так же, как летит любая другая вещь. И по закону сохранения массы моя масса никуда не денется. Она будет вечна в разном виде, сначала как компост. Затем еще в каком-то виде. Это меня уже не волнует. Главное, что вместе с этим исчезнут все странные мнимости, которые проросли во мне. Мир без меня обеднеет на одну грезу.

В России был один проницательный человек. Звали его Казимир Малевич. Он был директором какого-то института. Однажды к нему пришли с визитом вежливости обэриуты: Хармс и Введенский. Поэты встали перед ним на колени и склонили головы. Малевича восхитила театральная находка гостей, и он, в свою очередь, тоже встал на колени перед ними. А затем произнес свою знаменитую фразу: идите и остановите прогресс.

Что значит эта фраза? Во-первых, художник и поэт не подчиняются прогрессу. Почему? Потому что они сумасшедшие. Во-вторых, остановить прогресс цивилизации невозможно. Почему? Потому что он сам остановится. Когда? Когда внешнее, как из тюбика с пастой, выдавит из человека всё внутреннее. Тогда прогресс и остановится.


Что такое антропология? Наука. А что такое наука? Это всё то, что появилось в поле зрения, открытом философией. А что такое философия? У философии нет предмета. Вернее, предмет философии — сама философия. Если философия беспредметна, то это не значит, что она может говорить обо всем. Вступая в беспредметный разговор, она порождает предметы для разговора.

Поскольку у философии нет своего предмета, постольку у нее нет и своего языка. Она, как Библия, говорит на простом языке людей. Но говорит она не о том, что видно, а о том, что видится. Аристотель опубликовал содержание своих бесед с Александром Македонским. Александр возмутился. Аристотель его успокоил: опубликовать еще не значит сделать доступным для публики.

Гуссерль требует в качестве вещи (Sache) понимать абсолютную субъективность. Принцип всех принципов отклоняет язык как помеху в деле созерцания первоисточника. Галлюцинация — субъективность сознания. Что значит субъективность? Это значит — не подчиняющееся алгоритму. Язык — позитивность сознания, то, что ищет алгоритм для субъективности.

Гуссерль противостоит Гегелю. Предельная очевидность — это подлежащее забвению прошлое. Абсолютное знание — это недостижимое будущее. Между этими двумя полюсами лежит пропасть, разрыв. Между чем разрыв? Разрыв между, с одной стороны, сознанием, а с другой — знанием. Сознание принадлежит человеку. Знание принадлежит абсолюту. Предельная очевидность жертвует знанием на пути к абсолютной субъективности. Знание жертвует очевидностью на пути к абсолютному знанию.

По словам Хайдеггера, редукция к очевидности дает возможность обосновать объективность всех объектов. Тогда как редукция к знанию растворяет человеческую субъективность в позитивности фактического. Поэтому наука растворила свой ум в позитивности. А философия — в сознательном сумасшествии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.