Что такое проводниковая афазия

Проводниковая афазия. Характерной чертой проводниковой афазии является непропорциональное нарушение повторения. Понимание устной речи относительно сохранно. Беглая спонтанная речь часто сочетается со случайным заиканием и фонематическими парафазиями. Однако беглость речи нарушена не столь значительно, как повторение. При назывании также отмечается легкая тенденция к засорению речи парафазиями. Отмечается отсутствие или легкая степень выраженности двигательных и чувствительных расстройств.

Проводниковая афазия наблюдается при поражении двух зон: (1) надкраевой извилины, иногда с вовлечением подостровкового белого вещества; (2) первичного коркового центра слуха, островка и подлежащего белого вещества. Часто, но не постоянно, наблюдается вовлечение в патологический процесс дугообразного пучка, представляющего собой подкорковые волокна белого вещества, соединяющие центр Вернике с полями Бродмана.

Кровоснабжение этих зон вариабельно — от нижних или верхних ветвей средней мозговой артерии.

Афазии, не связанные с поражением зон вокруг сильвиевой борозды, характеризуются сохранностью функции повторения и анатомической сохранностью ядра речевой зоны вокруг сильвиевой борозды. Афазии этого вида встречаются реже по сравнению с афазиями, обусловленными поражением зон вокруг сильвиевой борозды. Обычно они возникают при инфарктах в зонах смежного кровообращения, но могут также наблюдаться при опухолях, абсцессах, кровоизлияниях и других очаговых поражениях мозга.

Транскортикальная моторная афазия характеризуется несоответствием спонтанной речи и повторения. Спонтанная речь грубо нарушена, страдает беглость речи, речь прерывистая. В противоположность этому, способность к повторению выражений и чтение вслух сохранены. Понимание речи не нарушено. Называние предметов может быть слегка затруднено.

Транскортикальная моторная афазия возникает при поражении двух зон: (1) коры лобной доли и подлежащего белого вещества кпереди или кверху от центра Брока или (2) премоторной зоны и поясной извилины. Очаги поражения в данных зонах разобщают центр Брока, лимбическую кору и другие зоны мозга.

Участки коры мозга кпереди и кверху от центра Брока находятся в зонах смежного кровоснабжения передней и средней мозговых артерий. Премоторная область и поясная извилина кровоснабжаются передней мозговой артерией.


У больных с транскортикальной сенсорной афазией наблюдается выраженное расстройство понимания устной речи при сохранности повторения. Спонтанная речь беглая, хотя часто с парафазиями. Характерна эхолалия — автоматическое повторение услышанных фраз. Чтение вслух может быть достаточно хорошим, в то время как понимание прочитанного нарушено. Двигательные и сенсорные расстройства обычно отсутствуют.

Очаги поражения могут находиться на большом пространстве кверху и кзади от задних отделов речевой зоны вокруг сильвиевой борозды, включая среднюю височную и угловую извилины, а также подлежащее белое вещество. Эти очаги разобщают центр Вернике и многие ассоциативные зоны в задних отделах мозга, нарушая обратную активацию вербальными символами.

Очаги поражения обычно находятся в зоне смежного кровоснабжения средней и задней мозговых артерий.

Это редкое состояние аналогично тотальной афазии, за исключением сохранности способности к повторению. Спонтанная речь минимальна или отсутствует. Больные не способны понимать устную речь, называть предметы, читать и писать. Тем не менее, повторение устных выражений сохранено. Часто наблюдается эхолалия. Могут наблюдаться легкий гемипарез и гемигипестезия, более выраженные в проксимальных отделах конечностей.

Очаги поражения соответствуют серповидной пограничной сосудистой зоне между передней, средней и задней мозговыми артериями.

Краткая аннотация: в данной статье кратко описаны особенности проявления проводниковой афазии, приводится один из возможных вариантов коррекционно-восстановительной работы.

В настоящее время круг вопросов, затрагиваемых в связи с исследованием речевой функции, довольно широк. Афазия у левшей – одна из важных проблем афазиологии. Следует заметить, что все классики афазиологии, в т.ч. K. Wernicke, K Coldstein, А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, Л.С, Цветкова описывают афазию только у правшей. Если же учитывать, что абсолютное правшество в нашем регионе наблюдается лишь у 42% населения (данные Е.В. Гуровой, 1977 и Е.Д. Хомской, 1989), то становится очевидной актуальность изучения особенностей проявления афазии у левшей.

Функциональная асимметрия и межполушарное взаимодействие заслуживает особого внимания. Важно учитывать тот факт, что каждый левша имеет свою функциональную организацию мозга, отличную от таковой у правшей, других левшей и амбидекстров. Поэтому, речевые расстройства при локальных поражениях мозга у левшей и амбидекстров имеют ряд особенностей, что важно учитывать при восстановлении речевой функции.

Помимо шести форм афазий, выделяемых согласно классификации А.Р. Лурия, в клинической практике принято также выделять проводниковую афазию (или элементы проводниковой афазии как сопутствующие симптомы при других формах афазии), входящую в классическую неврологическую классификацию. На проводниковую афазию существуют различные точки зрения.

В отечественной литературе (Кроль, Василенко, Осокин, Блинков и др.) диагноз проводниковая афазия встречается применительно к тем формам, при которых наблюдается диссоциация в состоянии произвольной и непроизвольной речи.

М.С. Лебединский (1941) первым назвал проводниковую афазию псевдомоторной в связи с сохранностью ситуативной речи при нарушении повторения, называния.

М.М. Стироткин выделяет следующие признаки проводниковой афазии:

5.«В отличие от амнестической афазии у больного имеется определенный круг слов, который всегда находится в его распоряжении, между тем, как при амнестической афазии в данный момент может быть забыто любое слово. Подсказка первого слога при амнестической афазии позволяет вспомнить любое слово, при проводниковой афазии новые лова не могут быть воспроизведены даже тогда, когда они услышаны больным (15,с.8-9)

Проводниковая афазия возникает при поражении коры и ближайшей подкорки либо только в задних отделах теменной дольки, либо на стыке задних отделов височной и теменной области, что подтверждено не только патоморфологическими исследованиями (Василенко Ю.В., 1940; Potzl O., 1937), но и при помощи компьютерной томографии головного мозга (3, с.118).

Элементы проводниковой афазии нередко наблюдаются и как сопутствующие симптомы при других формах афазии (15, с10).

В связи с тем, что при локальных поражениях головного мозга проявления афатического синдрома у больных с признаками левшества имеет ряд особенностей в сравнении с нарушениями речевой функциональной системы у больных-правшей, система коррекционно-восстановительной работы с такими больными имеет ряд существенных отличий.

В данной работе приводится один из возможных вариантов коррекционно-восстановительной работы при афферентной моторной афазии и при парциальной афферентной моторной афазии (проводниковой).

Методы, использованные при проведении данного исследования, предусматривали нейропсихологическое обследование больных, тесты и вопросы на определение индивидуального латерального профиля больных, динамические наблюдения за больными.

Нейропсихологическое обследование включает в себя пробы, исследующие как вербальные, так и невербальные функции.

В исследование вербальных функций входит:

  • исследование речевой активности;
  • удержание ряда слов, звуков;
  • состояние афферентного и эфферентного артикуляционного праксиса;
  • исследование состояния номинативной функции речи;
  • исследование грамматического строя речи;
  • понимание слов, сложных оборотов речи;
  • исследование письма и чтения.

Пробы на исследование невербальных функций включают в себя:

  • исследование состояния счета;
  • обследование зрительного гнозиса (узнавание цифр и букв, оценка картин, рисование, пересчет точек, деление отрезка пополам);
  • исследование невербального праксиса (пальцевого, сомато-пространственного, динамического);
  • исследование реципрокной координации.

Задачи нейропсихологического тестирования:

1. Уточнение формы речевого нарушения больного;

2. Анализ состояния вербальных и невербальных функций больного.

В основу программы коррекционно-восстановительного обучения больных с проводниковой афазией была положена программа восстановления речи и других ВПФ при сенсорной афазии средней степени выраженности, разработанная в ЦПРиН под руководством академика РАО, профессора В.М. Шкловского и ведущего научного сотрудника, доктора психологических наук Т.Г. Визель.

Однако, система подачи материала при восстановительной работе с больными с проводниковой афазией имеет ряд существенных отличий, поэтому данная программа была несколько видоизменена с учетом особенностей нарушения речевой функции при проводниковой афазии (отличия в программе отмечены курсивом)

1. Накопление обиходного пассивного словаря.

  • показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным и классификационным признакам (звуко-слоговая структура слов, отрабатываемых в течение одного занятия, должна быть строго идентична);
  • показ картинок с изображениями предметов, относящихся к определенным категориям (на одном занятии отрабатывается не более 4-5 слов одной категории);

2. Восстановление понимания значений слова.

  • выработка обобщенных понятий путем классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;
  • заполнение пропусков во фразах (каждое отрабатываемое слово больному предлагается вставить в 3-5 фраз; данный прием используется для более четкого закрепления звуковой оболочки слова при многократном повторении или вписывании его в предложенный контекст);
  • подбор определений к словам (больному предлагается составить словосочетания, из предложенных слов, соотнеся предмет и его качественную характеристику; как предметный, так и адъективный словарь на предыдущих занятиях был многократно прочитан и списан в рамках словосочетаний и фраз с жестким контекстом).

3. Преодоление расстройств устной речи:

4.Восстановление письменной речи:

5. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М.: B. Секачев, 1998

6. Визель Т.Г. Нестандартные нарушения речи и других высших психических функций./ В сб. 1 Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов./ Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М, 1998

7. Визель Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии (системный интегративный подход). Авторская диссертация на соиискание ученой степени доктора психологических наук. – М., 2002

10. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М: МГУ, 1969

11. Лурия А.Р. Травматическая афазия/ В сб.Афазия и восстановительное обучение. Тексты/ Под ред. Л.С. Цветковой, Ж.М, Глозман. – МГУ, 1983

13. Малюкова Н.Г. Нейропсихологические синдромы при инсультах в бассейне левой средней мозговой артерии. Авторская диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М, 2002

14. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. Нейропсихологические исследования. (Под ред. А.Р. Лурия). – М.: МГУ, 1978

15. Сиротин М.М. Опыт восстановительного обучения при афазии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1949

17. Хомская Е.Д. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. – М., 1995

Признаки и симптомы

С учетом перечисленных ранее признаков и симптомов, у людей с афазией часто встречаются следующие модели поведения в результате попытки компенсации дефицита речи и языка: Самопоправка: Дальнейшие нарушения плавности речи в результате неправильных попыток исправить неверное воспроизводство речи. Потеря беглости речи: включает ранее упоминавшиеся трудности, в том числе повторения и пролонгация на фонемном, слоговом и словесном уровнях, имеющие патологические уровни частоты. Борьба при афазии с потерей беглости речи: Серьезные усилия при воспроизведении речи, при условии, если ранее у больного была возможность легко говорить и общаться, может вызвать депрессию. Сохраненный и автоматический язык: Поведение, при котором речь или языковые последовательности, которые часто использовались до начала афазии, все еще могут производиться с большей легкостью, чем другие речевые конструкции. 4)

Острая афазия

Подкорковые афазии Характеристики и симптомы подкорковых афазий зависят от места и размера подкорковых поражения. Возможные места повреждений включают таламус, внутреннюю капсулу и базальные ганглии.

Причины

Классификация

Афазию лучше рассматривать как совокупность различных расстройств, а не одну проблему. Каждый человек с афазией демонстрирует свое особенное сочетание сильных и слабых сторон языка. Следовательно, серьезной проблемой является простое документирование различных трудностей, которые могут возникнуть у разных людей, не говоря уже о решении того, каким образом их можно лучше всего лечить. Большинство классификаций афазий склонны разделять различные симптомы в широкие классы. Общий подход заключается в различии между беглыми афазиями (когда речь остается свободной, но содержание может быть недостаточным, и человек может испытывать трудности с пониманием других), и небеглой афазией (когда речь очень сдержанная и требует усилий, и может состоять всего из одного или двух слов за определенное время). Тем не менее, ни одна из таких широких группировок не доказала свою адекватность. Существует огромная вариация среди пациентов в пределах той же широкой группировки, и афазии могут быть очень избирательными. Например, у пациентов с дефицитами наименований (аномическая афазия) может наблюдаться неспособность к обозначению только зданий, людей или цветов. 10) Важно отметить, что существуют типичные затруднения, связанные с речью и языком, которые также наблюдаются в ходе нормального процесса старения. С возрастом, воспроизведение речи может стать более трудным процессом, приводя к замедлению словесного понимания, ухудшению способностей к чтению и к большей вероятности трудностей с нахождением слова. С каждым из них, тем не менее, в отличие от некоторых видов афазии, функциональность в повседневной жизни остается неизменной.

Первичная прогрессивная афазия (ППА) – это координационная деменция, которая может быть связана с прогрессирующими заболеваниями или слабоумием, например, лобно-височной деменцией / сложным заболеванием двигательных нейронов Пика, прогрессирующим супрануклеарным параличом и болезнью Альцгеймера, постепенным процессом, связанным с постепенной потерей способности думать. Постепенная потеря функции языка происходит в контексте относительно хорошо сохранившейся памяти, визуальной обработки, и характера, вплоть до продвинутой стадии. Симптомы обычно начинаются с проблем, связанных с нахождением слова (называния) и прогрессивным снижением функций грамматики (синтаксиса) и понимания (обработка предложений и семантика). Люди, страдающие от ППА, могут испытывать трудности с пониманием того, что говорят другие. Они также могут иметь трудности, связанные с нахождением правильных слов и формированием предложений. Существует три классификации первичной прогрессирующей афазии: прогрессивная небеглая афазия (ПНБА), семантическая деменция (СД), и логопеническая прогрессивная афазия (ЛПА). 16) Прогрессивная жаргонная афазия является свободной или восприимчивой афазией, при которой речь больного является малопонятной, но больным она представляется осмысленной. Речь свободна и без усилий с исправным синтаксисом и грамматикой, но у пациента есть проблемы с выбором названий для вещей. Пациенты будут либо заменять нужное слово другим, которое звучит или выглядит как оригинальное слово, или же они будут заменять его звуками. Таким образом, пациенты с жаргонной афазией часто используют неологизмы при попытке заменить слова, которые они не могут вспомнить, или могут выражаться звуками. Замена обычно включает другое слово, которое начинается с того же звука, выбор другого слова, семантически связанного с первым, или выбор слова, фонетически похожее на нужное.

Известно много случаев, показывающих, что существует форма афазии среди глухих лиц. Язык жестов, в конце концов, представляет собой форму общения, которая, как было показано, использует те же участки мозга, что и вербальные формы общения. Зеркальные нейроны активируются, когда животное действует определенным образом или наблюдает за тем, как другое животное совершает это действие. Эти зеркальные нейроны играют важную роль в том, что человек оказывается способным имитировать движения рук. Было показано, что зона производства речи Брока содержит некоторые из этих зеркальных нейронов, что приводит к значительному сходству активности мозга при языке жестов и вокальном речевом общении. Коммуникация при помощи лица представляет собой значительную часть взаимодействия животных друг с другом. Люди используют лицевые движения, чтобы создавать то, что другие люди воспринимают как эмоции. При сочетании этих движений лица с речью создается более полная форма языка, которая позволяет видам взаимодействовать с гораздо более сложной формой общения. При языке жестов, также используются эти движения лица и эмоции, наряду с первичными движениями рук. Эти формы коммуникации, связанные с движениями лица, происходят в одних и тех же областях головного мозга. Когда мы имеем дело с повреждениями в определенных областях мозга, вокальные формы коммуникации находятся под угрозой тяжелых форм афазии. Так как эти же участки мозга используются в языке жестов, такие же, или, по крайней мере, очень похожие, формы афазии могут наблюдаться в сообществе глухих. Люди могут демонстрировать форму афазии Вернике с языком жестов, и они показывают дефицит в способности воспроизводить любые формы выражения лица. Афазия Брока проявляется также у некоторых пациентов.

Профилактика

Ниже приведены некоторые меры предосторожности, которые следует предпринять, чтобы избежать афазии, путем уменьшения риска инсульта, являющегося основной причиной афазии:

Управление

При наиболее острых случаях афазии, некоторые или большинство навыков работы с речевым языком восстанавливаются при работе с логопедом. Эта реабилитация может занять два или более года и является наиболее эффективной, если начать ее быстро. После возникновения афазии, имеется период спонтанного выздоровления, составляющий примерно шесть месяцев. В течение этого времени, мозг пытается восстановить поврежденные нейроны. Терапия афазии в этот период способствует еще большему уровню восстановления. 17) Улучшение колеблется в широких пределах, в зависимости от причины, типа и тяжести афазии. Восстановление также зависит от возраста пациента, состояния здоровья, мотивации и уровня образования. Не существует какого-то одного метода лечения, эффективного для всех типов афазии. Причина этого состоит в природе расстройства и различных способах, которыми оно представлено, как описано в предыдущих разделах. Афазия редко проявляется одинаково, что означает, что лечение должно быть определенным в каждом конкретном случае. Исследования показали, что, хотя в литературе не имеется единства мнений по поводу методологии лечения афазии, существует множество данных, что лечение в целом имеет положительные результаты. Терапия афазии колеблется от улучшения функциональной коммуникации с улучшением точности речи, в зависимости от тяжести болезни, потребностей человека и поддержки семьи и друзей. Групповая терапия позволяет людям работать над своими прагматическими и коммуникативными навыками с другими людьми с афазией (навыки, которые часто не поддаются лечению при индивидуальной терапии). Групповая терапия также может помочь повысить уверенность в себе и социальные навыки в комфортной обстановке. Мультидисциплинарная команда, включающая врачей (часто участвует врач, но более вероятно, что команду лечения возглавит клинический нейропсихолог), физиотерапевта, специалиста по трудотерапии, логопеда и социального работника, работающих в команде при лечении афазии. По большей части, лечение во многом зависит от повторения и направлено на улучшение производительности языка и работу над навыками, связанными с конкретными задачами. Основная цель состоит в том, чтобы помочь человеку и его близким приспособиться к изменениям и ограничениям в области языка. Методы лечения, в основном, включают два подхода:

Несколько методов лечения включают в себя следующее:

Прогноз

Есть несколько эффектов, которые вносят вклад в общие результаты пациента, которым был поставлен диагноз афазии, в том числе: нейропластика, возраст, общее состояние здоровья, а также мотивация пациента. Нейропластичность – это способность мозга изменяться в ответ на окружающую среду. Нейропластичность лежит в основе нормальных процессов, таких как: типичное развитие, обучение и сохранение работоспособности при старении, и реакция мозга на тяжелую травму. Положительные результаты наиболее заметны, когда нейропластичность афазического пациента максимальна, и предсказывается реакцией пациента на другие указанные результаты. Возраст пациента непосредственно влияет на нейропластичность мозга – чем моложе пациент, тем больше пластичность 23) . В целом, состояние здоровья также в значительной степени влияет на исходы у больных афазией. Если пациент не имеет основных проблем со здоровьем, и находится в молодом возрасте, он демонстрирует лучшие результаты, чем пациенты в более старшем возрасте и имеющие серьезные проблемы со здоровьем (такие как ожирение, болезни сердца, рак, высокое кровяное давление и т.д.) в сочетании с афазией. Тем не менее, наиболее важным фактором, влияющим на клинические результаты пациента с афазией, является мотивация пациента. Успешность лечения, независимо от способствующих результатов, обеспечивается высокой мотивацией пациента. Если пациент не мотивирован, большие успехи в лечении гораздо менее вероятны, чем у пациентов с хорошей мотивацией. 24) Все эти исходы способствуют успеху в случае афазии Вернике, Брока, глобальной афазии и проводниковой афазии, и подробно описаны ниже.

Афазия Вернике считается более тяжелой формой афазии, и чаще встречается у пожилых групп населения. Афазия Вернике имеет высокие показатели восстановления и часто эволюционирует в другие формы афазии. Хотя некоторые случаи афазии Вернике демонстрируют больше улучшений, чем более легкие формы афазии, люди с афазией Вернике могут не достигать такого уровня речевых способностей, как люди с легкими формами афазии. 25)

Глобальная афазия считается серьезным ухудшением во многих аспектах языка, так как она воздействует на выразительный и восприимчивый язык, чтение и письмо. Несмотря на эти многочисленные дефициты, существуют доказательства, продемонстрировавшие пользу языковой речевой терапии. [72] Несмотря на то, что каждый случай индивидуален, было отмечено, что лица с глобальной афазией продемонстрировали большие улучшения в течение вторых шести месяцев после инсульта, по сравнению с первыми шестью месяцами. Интенсивная и частая логопедическая терапия была более эффективной, при дополнительных занятиях дома ежедневно. 27) Также было показано улучшение, когда человек демонстрировал внимательность, мотивацию, и когда информацию представляли различными способами. В одном исследовании, 23 человека, которые ранее получали логопедическую терапию, но прекратили лечение, поскольку дальнейшего восстановления не ожидалось, участвовали в курсе интенсивной логопедической терапии. Результаты показали значительные улучшения в устном и письменном воспроизведении предложений и существительных, наименовании действий и повседневном общении. Даже если люди с глобальной афазией не станут компетентными дикторами, слушателями, писателями или читателями, лечение может помочь улучшить качество жизни этих пациентов. Коллинз (1991 г.) предполагает, что терапия, нацеленная на достижимые цели, окажет наибольшее влияние на повседневную жизнь человека. Лица с глобальной афазией, как правило, хорошо реагируют на лечение, которое включает в себя значимую для человека информацию, которую также важно учитывать в терапии 28) .

Проводниковая и транскортикальная афазии вызваны повреждением трактов белого вещества. Эти афазии не затрагивают языковые центры коры головного мозга, а вместо этого создают между ними разъединение. Проводниковая афазия вызывается повреждением дугообразного пучка. Дугообразный пучок нервов представляет собой тракт белого вещества, который соединяет области Брока и Вернике. Пациенты с проводниковой афазией, как правило, хорошо понимают речь, но не способны ее повторять и испытывают трудности при поиске нужного слова и при воспроизводстве речи. Пациенты с проводниковой афазией, как правило, прекрасно понимают свои ошибки. [66] Осознание ошибок и более мягкий характер проводниковой афазии по сравнению с другими типами афазии способствуют положительному результату лечения. Кроме того, исследование 54-летнего мужчины с большим инсультом в дугообразном пучке показало, что тяжелая проводниковая афазия поддается лечению. Несмотря на наличие глобальных дефицитов, пациент полностью восстановился через 30 месяцев. 29) Транскортикальные афазии включают динамическую афазию, транскортикальную сенсорную афазию и смешанную транскортикальную афазию. Пациенты с транскортикальной моторной афазией обычно демонстрируют понимание и осознание своих ошибок, но плохо способны находить нужное слово и воспроизводить речь. Пациенты с транскортикальной сенсорной и смешанной транскортикальной афазией не понимают, что их речь неправильна. Несмотря на плохое понимание и более серьезные дефициты при некоторых видах транскортикальной афазии, исследования показали, что полное восстановление возможно при всех типах транскортикальной афазии. Из-за ограниченного количества исследований клинических исходов при конкретных подтипах этих афазий, более важно сосредоточить внимание на других факторах и тяжести дефицита, чтобы предсказать разумный исход.

История

Первый зарегистрированный случай афазии мы находим в египетском папирусе, папирусе Эдвина Смита, в котором подробно описаны проблемы с речью у человека с черепно-мозговой травмой в височной доле. 30) Во второй половине 19-го века, афазия была одним из основных направлений для ученых и философов, работающих в области психологии.

СОГЛАШЕНИЯ И ПОЛИТИКИ

  • Пользовательское соглашение
  • Персональные данные
  • Возврат денежных средств
  • Реквизиты

КОНТАКТЫ:

Содержание курса отражает полувековой опыт практической работы ведущего, направленной на восстановление разных аспектов речи, письма, счета и других психических функций у больных, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму или иные очаговые заболевания головного мозга.

Предполагается провести краткий анализ существующей ситуации в реабилитационной практике, который отражает многогранность аспектов реабилитации этих больных и помогает понять причины недостаточной эффективности ряда методических подходов.

В основе методик заложена возможность активизировать функциональную систему в целом, опираясь на относительно сохранные ее звенья, а не путем восстановления ее нарушенного звена. При этом используются сформированные и автоматизированные у взрослых системные свойства и специфические особенности каждой из восстанавливаемых психических функций: письма, счета, мышления, речевой системы при семантичесой афазии.

Намечено ознакомить коллег с образцами пошагового восстановления письма, системы счета, зрительного гнозиса, динамического праксиса, преодоления семантической афазии. Будут продемонстрированы видео- материалы, в которых отражены отдельные этапы восстановительной работы, а также запись встречи с пациенткой, которая в результате занятий по этим методикам смогла возвратиться к прежней профессии и продолжает успешно трудиться.

Ведёт семинар Храковская Мария Григорьевна, канд. психологических наук логопед клиники Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН

Аннотация:

В рамках семинара будут продемонстрированы возможности традиционного нейропсихологического обследования детей 6-9 лет, а также новая компьютерная батарея нейропсихологической диагностики, разработанной на основе традиционного обследования. Также будут изложены возможности диагностики различных компонентов высших психических функций (когнитивных функций) с помощью этих методов – функций произвольной регуляции деятельности, переработки слуховой, зрительной и зрительно пространственной информации, регуляции активности. Будут обсуждаться сильные и слабые стороны традиционных и компьютерных методов диагностики, а также возможности применения его результатов при анализе нарушений развития речи.

Ведущие:

Матвеева Екатерина Юрьевна – нейропсихолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии, МГУ им. М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: нейропсихологическая диагностика и коррекция, когнитивная психология, онтогенез высших психических функций.

Корнеев Алексей Андреевич – психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии, МГУ им. М.В. Ломоносова. Область научных интересов: методы нейропсихологической диагностики, когнитивная психология, методы статистической обработки данных психологических исследований.

Аннотация:

Ознакомительный курс для специалистов немедицинских специальностей

Объем курса: 6 академических часов

Электроэнцефалография (ЭЭГ) – это один из основных методов функциональной диагностики, используемый для оценки состояния и деятельности головного мозга.

Курс позволяет приобрести базовые знания по методике регистрации, интерпретации и формированию заключения по данным ЭЭГ. Вы получите представление о применяемых в современной практике протоколах ЭЭГ-исследования (рутинная ЭЭГ, амбулаторная ЭЭГ при функциональных/клинических пробах). Курс предполагает разбор примеров ЭЭГ и заключений (для взрослых и детей). В ходе курса особое внимание будет уделено оценке возрастных особенностей ЭЭГ у детей в норме и при различных патологических состояниях.

Будут представлены основы регистрации и анализа сенсорных и когнитивных вызванных потенциалов. Курс будет включать практикум по работе с записями ЭЭГ в норме и патологии.

Ведет: Шемякина Наталья Вячеславовна, к.б.н., Нейрофизиолог. Закончила аспирантуру ИМЧ РАН. В 2007 году защитила канд. диссертацию в СПбГУ по специальности физиология человека и животных. Имеет второе образование по специальности “Клиническая психология”. Старший научный сотрудник лаборатории сравнительных эколого-физиологических исследований Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН.

В рамках семинара запланировано:

А) краткий обзор существующих западных методик и подходов к диагностике связной речи с помощью анализа нарратива;

Б) ознакомление со способами вызывания нарратива и детей дошкольного и школьного возраста;

В) ознакомление с правилами оценки языковых показателей детского нарратива;

Г) ознакомление с правилами оценки структурных показателей детского нарратива.

Глубокоуважаемые участники конференции,

если Вам необходимо приглашение для оформления визы, пожалуйста (в срок до 30 июля), высылайте запрос на еmail: shemyakina_n@mail.ru, либо позвоните по тел. +7 911 266-73-04

Вам будет отправлен список необходимых документов и в срок до 20 августа высланы приглашения.

В случае необходимости сделать приглашения раньше – пожалуйста, пишите запрос на указанную почту.

С уважением, Орг. Комитет конференции

If you need an invitation to get Russian VISA, please write to shemyakina_n@mail.ru,
or call +7 911 266-73-04

Organizing Committee of the Conference

Слушателям мастер-класса будут представлены самые современные сведения о механизмах овладения чтением и пониманием текстов и практические методы диагностики чтения и понимания.

Мастер-класс А.Н. Корнева будет включать следующие разделы:

  1. Современные данные (авторские и зарубежные) о механизмах формирования навыков чтения и освоения стратегий анализа письменного текста при чтении.
  2. Компонентный анализ навыков чтения и методы их диагностики
  3. Диагностика и дифференциальная диагностика дислексии
  4. Компонентный многоуровневый анализ понимания текстов
  5. Диагностика индивидуальных стратегий анализа текста методом регистрации движений взора (айтрекинга)

Ведет: Корнев Александр Николаевич проф., к.м.н., д.пс.н., зав.каф. логопатологии СПбГПМУ, зав. лабораторией нейрокогнитивных технологий НИЦ СПбГПМУ

Традиционно в первый день Конференции мы приглашаем Вас принять участие в Фуршете, на котором Вы сможете пообщаться с коллегами и ведущими логопедами, психологами, нейропсихологами, нейрофизиологами в неформальной дружеской обстановке, которой будут способствовать музыка, звон бокалов и закуски.





В целях соблюдения требований действующего законодательства при возврате денежных средств просим Вас соблюдать нижеперечисленные требования:

1. При оплате по безналичному расчету:
– Вам необходимо предоставить официальное письмо от имени юридического лица либо заявление от физического лица с просьбой о возврате денежных средств, с указанием причины возврата, банковских реквизитов для возврата и точной суммы. Для юридических лиц письмо должно быть заверено подписью уполномоченного лица и печатью организации.
– Денежные средства возвращаются по реквизитам, указанным в письме (заявление), в течение 10 (Десяти) календарных с момента получения письма (заявления).

2. При оплате по банковской карте:
– Вам необходимо предоставить заявление о возврате денежных средств от имени держателя пластиковой карты с просьбой о возврате денежных средств, с указанием причины возврата и точной суммы.
– Предоставить копию паспорта держателя пластиковой карты;
– К заявлению приложить оригинал фискального чека контрольно-кассовой машины;
– В момент совершения операции возврата необходимо наличие пластиковой карты, с которой производился платеж.

При возврате покупателем товара (расторжения договора оказания услуг), оплаченного в безналичной форме, независимо от дня осуществления покупки, возврат денежных средств осуществляется безналичным путем на карту держателя при предъявлении кассового чека и кредитной (платежной) карты (письмо УФНС России от 13.08.2003 N 29-12/44313 (п. 4), письмо УФНС России от 13.09.2000 N 30-08/1/43844).

7. Трансграничная передача персональных данных
7.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
7.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

Настоящее Пользовательское Соглашение (Далее Соглашение) регулирует отношения между ИЭФБ РАН (далее Центральные механизмы речи или Администрация) с одной стороны и пользователем сайта с другой.
Сайт Центральные механизмы речи не является средством массовой информации.

Используя сайт, Вы соглашаетесь с условиями данного соглашения.
Если Вы не согласны с условиями данного соглашения, не используйте сайт Центральные механизмы речи!

Права и обязанности сторон

Пользователь обязуется:
– обеспечить достоверность предоставляемой информации
– обеспечивать сохранность личных данных от доступа третьих лиц
– обновлять Персональные данные, предоставленные при регистрации, в случае их изменения
– не копировать информацию с других источников
– при копировании информации с других источников, включать в её состав информацию об авторе
– не распространять информацию, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность
– не нарушать работоспособность сайта
– не создавать несколько учётных записей на Сайте, если фактически они принадлежат одному и тому же лицу
– не совершать действия, направленные на введение других Пользователей в заблуждение
– не передавать в пользование свою учетную запись и/или логин и пароль своей учетной записи третьим лицам
– не регистрировать учетную запись от имени или вместо другого лица за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ
– не размещать материалы рекламного, эротического, порнографического или оскорбительного характера, а также иную информацию, размещение которой запрещено или противоречит нормам действующего законодательства РФ
– не использовать скрипты (программы) для автоматизированного сбора информации и/или взаимодействия с Сайтом и его Сервисами

Администрация обязуется:
– поддерживать работоспособность сайта за исключением случаев, когда это невозможно по независящим от Администрации причинам.
– осуществлять разностороннюю защиту учетной записи Пользователя
– защищать информацию, распространение которой ограничено или запрещено законами путем вынесения предупреждения либо удалением учетной записи пользователя, нарушившего правила
– предоставить всю доступную информацию о Пользователе уполномоченным на то органам государственной власти в случаях, установленных законом

Ответственность сторон
– пользователь лично несет полную ответственность за распространяемую им информацию
– администрация не несет никакой ответственности за достоверность информации, скопированной из других источников
– администрация не несёт ответственность за несовпадение ожидаемых Пользователем и реально полученных услуг
– администрация не несет никакой ответственности за услуги, предоставляемые третьими лицами
– в случае возникновения форс-мажорной ситуации (боевые действия, чрезвычайное положение, стихийное бедствие и т. д.) Администрация не гарантирует сохранность информации, размещённой Пользователем, а также бесперебойную работу информационного ресурса

Ученый секретарь ИЭФБ РАН, к.б.н., Гальперина Елизавета Иосифовна, 8(812) 5526870

Санкт-Петербург, Тореза, 44

Заведующий лабораторией нейробиологии и программирования действий Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой, профессор Краковской академии им. А.Ф. Моджевского, доктор биологических наук, профессор.

Основные направления научных исследований: нейронные механизмы когнитивного контроля; поиск нейромаркеров психических болезней; разработка методов диагностики психических заболеваний на основе нейромаркеров; коррекция дисфункций мозга с помощью нейротерапии.

Разработал теорию программирования действий, объясняющую нейронные механизмы когнитивного контроля в норме и при психических заболеваниях у человека. На ее основе создал новую методологию оценки функциональных нейромаркеров здорового головного мозга человека и впервые в мире сформировал международную нормативную базу данных.

Лауреат Государственной премии СССР, президент Европейского общества нейрорегуляции, лауреат премии Коперника Польского нейропсихологического общества, почетный доктор наук Гданьского университета, редактор международных журналов Neurotherapy, Acta Neuropsychologica, Frontiers in Aging Neuroscience.

Основные направления научных исследований: церебральные основы языкового контроля у билингвов, различные аспекты нейрореабилитации при афазии, клиническая и исследовательская работа области неврологии на Кафедре Университета Вита Салюте Сан-Раффаэле, Кафедре Экспериментальной Неврологии при Госпитале Шарите, в Университете Гумбольдта в Берлине (Германия), в Институте Gériatrie (Университет Монреаля, Канада), на факультете образования в университете Гонконга.

Главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Основные направления научных исследований: нейропсихология и психолингвистика. Последователь А. Р. Лурии, коллега и соавтор А. А. Леонтьева. Основываясь на идеях о речи и мышлении Л.С. Выготского, а также на клиническом материале больных, страдающих афазиями, предложила модель порождения речи. С 90-х гг. Татьяна Васильевна работает над проблемами детской нейропсихологии, развития речи, диагностики, коррекции и профилактики трудностей обучения.

Клинический психолог и заслуженный профессор психологии Хью Роя и Лилли Кранс в Университете Хьюстона, профессор кафедры молекулярной и человеческой генетики в Бейлоре (Медицинский колледж), руководитель Лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства Санкт-Петербургского государственного университета. Доктор психологических наук, PhD, профессор.

Основные направления научных исследований: изучение биологических и социальных механизмов развития человека в периоды его детства и отрочества; познавательное развитие ребенка, включая развитие языка и речи; диагностика, этиология и терапия аутизма, различных специфических неспособностей к обучению (особенно неспособности к овладению чтением, дислексии), расстройств развития языка и речи и делинквентности.

Заведующий кафедрой логопатологии и заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий НИЦ Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор.

Основные направления научных исследований: пространственно-временная динамика обработки речевой информации в мозге; автоматизм речевого восприятия; нейрофизиологические основы овладения новыми словоформами и семантическими единицами; формирование нейролингвистических следов памяти и их распад при неврологических расстройствах; взаимодействие между языком и другими когнитивными системами, а также между нейролингвистическими репрезентациями; разработка нейробиологических методов оценки языковых способностей при различных нарушениях речи.

Защитил докторскую диссертацию по механизмам межполушарной ассиметрии в речевой функции в университете Хельсинки. Работал как в области фундаментальной физиологии ВНД и психофизиологии, так и с пациентами страдающими речевыми расстройствами. Является автором большого количества работ, целью которых было изучение нейрофизиологических механизмов языка и речи на различных уровнях – от акустического и фонетического до семантики, лексики и синтактической обработки речевого сигнала. Особый вклад Ю.Ю. Штырова состоит в изучении ранних, автоматизированных этапов обработки речи мозгом человека.

Руководит лабораторией нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Научные интересы: изучение возрастных и индивидуальных особенностей мозговой организации познавательной деятельности и целенаправленного поведения у детей и подростков; электроэнцефалографический анализ индивидуальных особеннойстей функционального состояния коры и регуляторных структур головного мозга у детей и подростков; выявление нейрофизиологических факторов трудностей обучения и регуляции поведения в детском и подростковом возрасте.

Основные научные достижения связаны с изучением роли регуляторных систем мозга разного уровня в формировании механизмов познавательной деятельности и поведения: выявлены критические периоды в формировании мозговой основы произвольной регуляции деятельности у детей и подростков; показана роль индивидуальных особенностей функционального состояния регуляторных систем мозга в формировании избирательного внимания, рабочей памяти, зрительно-пространственных функций; обнаружено специфическое влияние неоптимального состояния глубинных структур и коры головного мозга на успешность обучения и особенности поведения, что способствует пониманию нейрофизиологических основ школьной дезадаптации и создает новые возможности для оптимизации процесса обучения. На основе фундаментальных и прикладных исследований создана компьютеризированная экспертная система оценки функционального состояния и функциональной зрелости головного мозга у детей, которая широко используется в рамках комплексного обследования и дифференциальной диагностики функционального созревания мозга и познавательного развития.

Педагогическая деятельность: чтение авторских лекций по нейрофизиологии, психофизиологии и возрастной психофизиологии для студентов психологических специальностей в Московском государственном лингвистическом университете, а также лекции на курсах повышения квалификации для педагогом и психологов в Институте возрастной физиологии РАО. Является автором более 140 научных работ.

Расписание находится в процессе формирования.

По мере готовности, будет доступно в виджете календаря.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.