Дифференциальная психология свойства нервной системы

Свойства нервной системы (нейродинамические свойства) —

это устойчивые индивидуально-специфические особенности функционирования нервной системы, которые приводят к различиям способностей и темперамента человека.

Сила — одно из основных свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т.е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение.

Теоретически выделяют два аспекта силы: по возбуждению и торможению. Сила возбуждения проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка. При сравнении этих двух аспектов силы фиксируется новое свойство. Уравновешенность — равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Сила и чувствительность. Сила нервной системы характеризуется также чувствительностью анализаторов: более слабая нервная система способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. Предельное значение функции у слабой нервной системы будет ниже, чем у сильной. Легкая возбудимость слабой нервной системы на небольшие по интенсивности раздражители является тем ее свойством, которое позволяет ей реагировать с полной отдачей при таком уровне стимуляции, который для сильной нервной системы остается еще недостаточным. Таким образом, стимуляция, падающая на слабую нервную систему, имеет больший физиологический и сенсорный эффект, чем та же по физической интенсивности стимуляция, принимаемая менее чувствительной сильной нервной системой.

R/r = const, где R — верхний, а г — нижний порог реакции.

Это гипотетическое выражение означает, что диапазон между верхним и нижним порогами реакции в идеальном случае должен сохраняться от индивида к индивиду неизменным. К сожалению, существующие методы оценки обоих порогов не дают возможности прямо сопоставить их величины, так как количественные характеристики верхнего и нижнего порогов даются в несоизмеримых показателях. Однако неоднократно наблюдавшиеся положительные корреляции между референтными показателями силы нервной системы, из которых каждый дает приближенную оценку порога запредельного торможения, и абсолютными порогами, дающими меру чувствительности, подтверждают, что относительное постоянство соотношения между верхним и нижним порогами функции существует. Поэтому силу (выносливость) нервных клеток и их чувствительность можно рассматривать как две стороны одного параметра жизнедеятельности нервного субстрата, связанного с единой функцией реагирования на интенсивность стимула.

Скоростные свойства нервной системы. Было выделено три скоростных свойства нервных процессов, которые характеризуют:

  • • быстроту возникновения, распространения и исчезновения нервного процесса (лабильность);
  • • быстроту смены одного нервного процесса другим; легкость переделки сигнального значения условных раздражителей и стереотипов (подвижность);
  • • скорость образования условного рефлекса (динамичность).

Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Инертность — противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. Показатели свойства можно извлечь из процедуры смены динамического стереотипа: более подвижная нервная система с легкостью перестраивает свое поведение при изменении условий во внешней среде.

Свойство лабильности (скорость смены процессов возбуждения и торможения) может быть количественно оценено с помощью сенсорных методик, заключающихся в измерении критической частоты слияния световых мельканий и звуковых щелчков. Порог перехода от прерывистого сигнала к непрерывному при увеличении его частоты (обратная реакция при снижении частоты сигнала) всегда индивидуален и позволяет различать высоко- и низколабильную системы. Это свойство также измеряется величиной реакции усвоения световых мельканий с частотой бета-ритма (18—25 Гц) и выраженностью в фоновой ЭЭГ колебаний бета-1 и бета-2. Чем выше энергия этих частот, тем выше лабильность нервной системы человека. Оценка по этим показателям близка измерению критической частоты мельканий.

Динамичность нервной системы — свойство нервной системы, характеризующееся легкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов. Соотношение между показателями динамичности возбуждения и торможения определяется как баланс по динамичности (или уравновешенность нервных процессов). От динамичности нервной системы зависят скорость и успешность первичного приспособления индивида к новым условиям.

Понятие о свойствах нервной системы введено в физиологию И.П. Павловым. Следуя ему, Б.М. Теплов под свойствами нервной системы понимал ее природные, врожденные особенности, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (у человека). Свойства нервной системы - это физиологические свойства, часто называемые еще нейродинамическими.

"Определяя свойства нервной системы как врожденные, мы не утверждаем тем самым, что эти свойства вceгдa наследственные. Они могyт формироваться в период внутриутробного развития, а также и в первые годы жизни, поскольку формирование центральной нервной системы ребенка продолжается ряд лет после eгo рождения". (Б.М. Теплов, 1963).

Если придерживаться физиологической терминологии, такое понимание свойства неточно. Эти свойства присущи нервным центрам каждого человека, и потому сами по себе они не могут обусловливать различия в способностях и характере людей.

Следовательно, если речь идет об особенностях нервной системы, то надо гoворить не просто о свойствах нервной системы, а о степени их выраженности, ocoбенностях протекания нервных процессов, которые у разных людей могут быть (и бывают) неодинаковыми и поэтому в различной степени влияют на особенности поведения и деятельности. Но степень выраженности свойств нервной системы связана с другим понятием типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Следовательно, говоря о свойствах нервной системы и их влиянии на психофизиологические (психологические) феномены, имеют в виду все-таки типологические особенности свойств НС.

Можно выделить такие свойства НС, как

  • 1) усвоение ритма приходящих к тканям импульсов (лабильность),
  • 2) наличие следовых процессов (подвижность - инертность), 3) фоновая активность(активированность, сила - слабость). (Ильин, ПсИнд Разл - ПИР)

Характеризуя типологические особенности проявления свойств нервной системы, можно отметить следующее:

  • 1. Типологические особенности не только разделяют субъектов по особенностям реагирования, но и объединяют их в определенные группы по сходству такового. Соответственно на фоне внутригруппового сходства они обозначают межгpyппoвые различия.
  • 2. Проявления типологическиx особенностей относительно устойчивы в cocтoянии покоя. Это значит, что при отсутствии возмущающих воздействий (эмоциональных состояний, утомления, заторможенности) проявление данной типологической особенности при ее многократном тестировании должно быть однотипным, т. е. человек в большинстве случаев должен попадать в одну и ту же типологическую группу.

Однако это не означает, что степень проявления свойства нервной системы не может колебаться в определенном диапазоне. Как и всякий физиологический показатель, она подвержена этому из-за изменения текущих состояний человека.

Данное обстоятельство необходимо принимать во внимание каждому, кто изучает типологические особенности. Всякая физиологическая функция подвержена колебаниям. Но мера этих колебаний может быть различна. Особо следует обратить внимание на два фактора, мешающих проявлению стабильности типологических особенностей: овариально-менструальные циклы у женщин (В.А. Наумова, 1976) и период полового созревания - у детей.

3. Постоянство проявления типологических особенностей свойств нервной системы обусловлено тем, что эти особенности генетuчески обусловлены, заданы от рождения. Поэтому целенаправленно их изменить чрезвычайно трудно. Для этого требуется многолетняя тренировка в какомлибо виде деятельности, тpeбующая слабости или инертности нервной системы, или, наоборот, подвижности нервных процессов.

О том, что типологические особенности проявления свойств нервной системы врожденные, говорилось давно (И. П. Павлов, Б. М. Теплов). Однако доказательства этому были получены лишь благодаря близнецовому методу.

В то же время вопрос о влиянии условий жизни и воспитания, спортивной тpeнировки на проявление свойств нервной системы остается открытым. До сих пор нет прямых доказательств тoгo, что под влиянием целенаправленного упражнения какое-то из свойств нервной системы стало проявляться не типичным для данного человека образом. Имеются лишь данные об изменении у учащихся хореографического училища после нескольких лет занятий хореографией подвижности нервных процессов и силы по возбуждению в сторону инертности и слабости (Н. Е. Высотская, 1976).

  • 4. Типологические особенности влияют на различные сферы личности, обусловливая особенности поведения, действий, деятельности, общения, вызывая различные склонности и влияя на выраженность способностей. Многогранность влияния типологических особенностей (полифункциональность) является их xaрактерным признаком.
  • 5. Мера проявления типологическиx особенностей всегда абсолютна (т.е. выражается в каких-то единицах), а критерии отнесения человека к той иной типологической гpyппe условны. (Ильин, ПсИнд Разл - ПИР)
  • 35. Характеристика отдельных свойств нервной системы, их роль в детерминации индивидуально-психологических различий

Индивидуально-психологические различия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

Формирование темперамента, как следует из положений специальной теории индивидуальности, происходит под влиянием двух основных факторов: общей конституции человека и специфики тех конкретных видов деятельности, в которую он включен с раннего детства. Предложенное В.М. Русаловым понимание становления темперамента за счет обобщения всех структурных и функциональных биологических свойств человека, позволяет заключить, что в ходе онтогенеза эти индивидуально-устойчивые биологические свойства, проявляясь, формируясь и интегрируясь в процессе различных видов деятельности (игра, обучение, учеба, труд и т.д.), обуславливают формирование свойственных каждому конкретному индивиду обобщенных свойств общей психической активности и эмоциональности. Именно эти обобщенные свойства (скорость, энергичность, пластичность) определяют специфику формирования и реализации в деятельности "низшего" уровня индивидуально-психологических характеристик, входящих в структуру того уровня интегральной индивидуальности, который детерминирован преимущественно природными факторами.

Таким образом, типологические свойства нервной системы, создавая, с одной стороны, неповторимую индивидуальность личности и являясь природной основой темперамента, характера, способностей, с другой стороны, подвергаясь негативному воздействию дизэмбриогенеза и дизонтогенеза, способствуют аномальной изменчивости высшей нервной деятельности и личности, формируя конституционально-континуальное пространство.

В изучении индивидуальных различий между людьми исторически наметилось два подхода Содержательно-смысловой подход, представленный в дифференциальной психологии, направленный на познание и измерения индивид дуальных вариаций характера, знаний, умений, способностей, значений, переживаний, мотивов, целей и других вероятно устойчивых внутренних содержательно-смысловых, или личностных, структур индивидуальной психики лю дины Поведенческий подход связан с анализом объективно регистрируемых психофизиологических форм индивидуального поведения - от биохимических, вегетативных и электрофизиологических до сложнейших Моторное х проявлений Он представлен в дифференциальной психофизиологии Психологов интересовали индивидуальные различия в сфере интеллекта, характера, мышления и восприятия Следовало создать научные методы и процедуры для оценивание индивидуально-психологических различий, найти методы объективной регистрации психофизиологических проявлений поведения, чтобы к индивидуально-психологических различий отнести только те, которые имеют устойчивый поведенческий психофизиологическое проявление и не зависят (или зависят минимально) от условий наблюдения и ситуацииуации.

Дифференциальная психофизиология, изучающая психофизиологические и биологические основы возникновения устойчивых индивидуальных структур психики, способна выполнить эту функцию Она также призвана выяснить законом и ирности, взаимосвязи и взаимовлияния биологических и социальных свойств в конкретной человеки.

Дифференциальная психофизиология-дисциплина, изучающая роль всей совокупности биологических свойств, а в первую очередь нервной системы в детерминации устойчивых индивидуально-психологических различий между людьми

В природной организации Я человека заложены потенциальные возможности ее универсального социально-деятельного функционального развития Познание уровней, структуры биологической организации человека, особенностей физиологических процессов, функций и состояний, закономерностей их функционирования и т.п. - важное звено в раскрытии механизмов развития индивидуально-психологических свойств человека Итак, чтобы узнать инди видуально-психологические личности человека, необходимо выявить объективные биологические основы ее индивидуальности.

Еще в донаучных период были попытки объяснить индивидуальные различия в поведении людей с различным соотношением жидкостей организма, например крови, желчи, черной желчи и слизи Гиппократ, а затем врачи древних Греции и Рима считали, что психологические особенности зависят от того, в какой пропорции смешаны основные жидкости в организме На этом основывались гуморальные (лат humor - сок, вода) теории, п идтримувалы Гиппократ, Аристотель, а впоследствии и Кант и др. Некоторые положения гуморальных теорий подтвердили современные эндокринные исследования, которые доказали, что индивидуальные различия в функционировании ендокр иннои системы влияют на чувствительность, эмоции, динамику реактивности тощ тощо.

В начале XX века сформировалась соматическая (конституционная) теория, согласно которой индивидуальные различия обусловлены строением тела (К Ciro, В Вундт, Е Кречмер, В Шелдон и др.) Уже тогда исследователи предполагали с связь между свойствами организма и психикипсихіки.

Второй этап в изучении биологических основ индивидуально-психологических различий связан с исследованиями русского физиолога И Павлова, который разработал учение о типах высшей нервной системы, вр вел, индивидуально-психологические различия обусловлены особенностями функционирования нервной системы Пав-лов однозначно связал свойства нервной системы - комбинацию силы, уравновешенности и движение ности - не только с типом темперамента, но и со склонностью человека к определенным психическим заболеваниямнь.

Принципы, на которых строили исследования представители школы Теплова - Небилицина, до сих пор является основой дифференциально-физиологических исследований

  • 1 Изучение свойств, а не типов Если И Павлов придерживался синтетического (типологического подхода), то Б Теплов считал, что сначала нужно выделить отдельные свойства нервной системы, а уже потом изучать их возможные сочетанияання.
  • 2 Применение количественного анализа, а не описание отдельных случаев Этот принцип ориентирует на четкое соблюдение научной объективной парадигмы исследования
  • 3 Использование лабораторного эксперимента, а не описание повседневных проявлений свойств нервной системы
  • 4 Изучение только непроизвольных реакций организма, сведение к минимуму элементов регулирования
  • 5 Отказ от оценочного подхода к индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках (т.е. не бывает свойств хороших и плохих, каждая из них может быть полезной)

Б Теплов и В Небилицин выделили свойства, относящиеся к процессам возбуждения и торможения:

  • 1) сила (выносливость) нервной системы к возбуждению - способность выдерживать длительное часто повторяемое возбуждение С силой коррелирует сопротивляемость к тормозящего действия посторонних раздражителей, особенности концент трации, величина абсолютных порогов зрения и слуха (чувствительность) Сила нервной системы к торможению - это способность выдерживать часто повторяемую действие тормозного раздражителя, что необходимо для создания д иференциювань - способности различения Итак, сила свидетельствует о работоспособности и выносливость нервной системыми;
  • 2) динамичность - скорость образования условных реакций;
  • 3) подвижность нервных процессов - скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением Это свойство является основой обучаемости;
  • 4) лабильность - скорость возникновения и прекращения нервных процессов

Дифференциально-психологический и дифференциально-психофизиологический подходы к изучению индивидуальных различий между людьми длительное время развивались независимо Поэтому в начале 70-х годов XX в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии имени В Небилицина АН СССР, которой руководил В Русалов, была поставлена задача их сблизить путем разработки объединительной концептуальной модели.

В самом общем виде соотношение биологических особенностей человека и формальных свойств его психики можно представить так: биологические особенности - элементы низшей системы, включаемых в систему высшего порядка, а именно в систему формальных свойств человеческой психики. В отличие от формальных, содержанию свойства психики проявляются через смысловые психологические структуры, конкретные мотивы, знания, отношения, цели и т.д. и образуются в результате взаимодействия человека с пред дметним миром, социальной средой Изучение индивидуальных вариаций содержательных характеристик психики выходит за пределы дифференциальной психофизиологии и е предметом дифференциальной психологии.

1. КОНЦЕПЦИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Проблема индивидуально-психологических различий между людьми всегда рассматривалась в отечественной психологии как одна из фундаментальных. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли Б.М. Теплев и В.Д. Небылицын, а также их коллеги и ученики. Подавляющее большинство работ отечественных исследователей проблемы индивидуально-психологических различий было выполнено в рамках единой методологии, интегрирующей представления об основных уровнях организации индивидуальности. Теоретическая и методологическая целостность этих работ особенно отчётливо выступала на фоне необозримого количества исследований по этой проблематике, проведённых в мировой психологии. Именно поэтому в данной главе рассматриваются главным образом работы отечественных дифференциальных психофизиологов, оказавших наибольшее влияние на развитие теоретических и методологических оснований психологии индивидуальных различий.

В качестве теоретической основы в этих исследованиях выступала концепция свойств нервной системы, разработанная И.П. Павловым. Данная концепция была подвергнута анализу рядом авторов как в нашей стране, так и за рубежом [Biological bases of individ. differ., 1972; Русалов, 1979; Mangan, 1982; Strelau, 1983]. Рассмотрим некоторые наиболее существенные аспекты этой концепции, которые важны для понимания развития исследований в области индивидуально-психологических различий.

Данная особенность концепции свойств нервной системы сделала возможным использование объяснительной её силы при рассмотрении проблемы индивидуально-психологических различий (несмотря на изменения в представлениях об организации поведения). Главное назначение концепции свойств нервной системы состояло в том, что она должна была объяснить интериндивидуальные вариации в динамике поведения, но не его механизмы.

Другая немаловажная особенность концепции свойств нервной системы состояла в их чисто дименсиональной природе. Свойства нервной системы могли быть соотнесены с любым измеримым (непрерывным или дискретным) индивидуальным параметром, а не только с некоторыми типами поведения (например, с павловскими типами). Концепция свойств нервной системы сыграла решающую роль в развитии исследований индивидуально-психологических особенностей поведения, несмотря на существенные различия в теоретических и методологических основах для его анализа, разработанных разными авторами.

Упрощая до некоторой степени особенности различных теоретических схем, можно выделить, по крайней мере, три основных класса подходов к исследованию индивидуально-психологических различий. Первый класс исходит из моделей мозга (нервной системы). Подход Б.М.Теплова и В.Д. Небылицына принадлежит (главным образом) к этому первому классу. Второй класс исходит из моделей поведения. Исследования П.В. Симонова, а также выполненные в последние годы работы В.М. Русалова могут быть отнесены к этому классу. Наконец, третий класс относится к моделям человека. К данному классу принадлежат исследования B. C. Мерлина. Безусловно, необходимо принимать во внимание то, что эти три класса подходов к исследованию индивидуально-психологических различий тесно взаимодействуют. Однако является обоснованной дифференциация этих трёх классов подходов для лучшего понимания сущности исследований, проводимых различными группами учёных и школами в отечественной психологии индивидуальных различий.

Ключевой концепцией, которая использовалась почти всеми членами этой группы, являлось и является понятие свойства нервной системы. Данное понятие определяется в терминах базисных (нейрофизиологических) аспектов функционирования мозга. Это стало особенно очевидным, когда В.Д. Небылицын начал использовать электроэнцефалограмму (ЭЭГ) для диагностики свойств нервной системы. Основные усилия исследователей были направлены на анализ различных аспектов природы свойств нервной системы, а также их психологических проявлений.

Другое важное понятие, которое было использовано членами данной группы (как и другими дифференциальными психологами), касается релевантного психологического проявления свойств нервной системы. Согласно Б.М. Теплову, свойства нервной системы проявляют себя, прежде всего и преимущественно, в динамическом (или формально-динамическом) аспекте поведения (скорость, темп, напряжённость, вариабельность и т.д.) и в меньшей степени обнаруживаются в содержательных аспектах деятельности (побуждения, мотивы, цели, знания и т.д.). Различие между этими аспектами поведения и деятельности впервые было определено С.Л. Рубинштейном [1946]. Согласно С.Л. Рубинштейну, темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности личности. Б.М. Теплов был полностью согласен с С.Л. Рубинштейном в вопросе о динамической природе темперамента и предпосылок способностей (общих и специальных) – двух основных компонентов структуры индивидуально-психологических различий. Он сформулировал предположение о том, что темперамент и задатки способностей определяются свойствами нервной системы. Б.М. Теплов предложил трехфакторную структуру темперамента, которая состоит из следующих компонентов: 1) эмоциональная возбудимость; 2) выражение эмоций; 3) общая быстрота движений [Умрихин, 1987]. При этом Б.М. Теплов отмечал, что достаточные основания для синтеза имеющегося знания относительно психодинамических и нейродинамических характеристик темперамента ещё не определены. Он предупреждал о возможности ошибочного отождествления психологических характеристик и свойств нервной системы в определении темперамента.

Важный шаг в развитии исследований индивидуально-психологических различий сделал ученик Б.М. Теплова – В.Д. Небылицын. Он внёс значительный вклад в разработку концепции свойств нервной системы. В.Д. Небылицын предложил понятие общих свойств нервной системы, которые являются детерминантами индивидуальных особенностей поведения в наиболее общих его проявлениях и чертах. Согласно гипотезе В.Д. Небылицына, в качестве общих свойств нервной системы следует рассматривать физиологические параметры комплексов мозговых структур, которые имеют значение для целостной психической деятельности индивида и детерминируют проявления общеличностных характеристик индивидуальности. В качестве одной из основных он рассматривал темперамент, который (наряду с общими способностями) выступал для него одним из важнейших референтов при выделении показателей общих свойств нервной системы. Исходя из представлений Б.М. Теплова, В.Д. Небылицын предложил новое, более структурированное определение темперамента. Он подчеркнул, что темперамент является важнейшим компонентом организации индивидуальности, который характеризует динамику индивидуального поведения. В.Д. Небылицын различал два главных ортогональных параметра в структуре темперамента: общую активность и эмоциональность.

Обсуждая проблему физиологических основ структуры темперамента, В.Д. Небылицын предположил, что индивидуальные характеристики активности как черты темперамента связаны с особенностями лобно-ретикулярного комплекса мозговых структур, тогда как параметры эмоциональности детерминируются лобно-лимбической системой мозга [Небылицын, 1976]. Принимая во внимание функциональную специфичность систем мозга, В. Д. Небылицын предложил структурно-системный подход к анализу физиологических факторов человеческого поведения. Он объединил этот подход с предположением, согласно которому свойства нервной системы имеют многоуровневую организацию. В.Д. Небылицын выделил два главных уровня: уровень нервных элементов (нейронов) и уровень структурных комплексов мозга.

Согласно В.Д. Небылицыну, роль и проявление одного и того же свойства нервной системы на разных уровнях могут быть совершенно различными. При этом, как он отмечал, наиболее общие формально-динамические характеристики индивидуального поведения (включая свойства темперамента) связаны преимущественно с более высоким уровнем комплексов мозга. В.Д. Небылицын полагал, что решающую роль в детерминации особенностей темперамента играют комплексы, ведущей составной частью которых является лобная кора. В то же время, имея в виду идеи П.К. Анохина, В.Д. Небылицын отмечал, что эти комплексы не могут существовать и функционировать изолированно друг от друга и от других систем мозга [Небылицын, 1976]. Экспериментальные данные, которые были получены В. Д. Небылицыным и его коллегами (Н.И. Александровой, Т.Ф. Базылевич, Э.А. Голубевой, А.И. Крупновым, В.Д. Мозговым, В.М. Русаловым и М.В. Бодуновым) с использованием ЭЭГ-показателей, продемонстрировали не только различия между разными областями мозга, но также их сходство [Проблемы диф. психофизиол., 1974; Небылицын, 1976].

Важно отметить, что коллегами Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, наряду с темпераментом, были изучены также и другие целостные характеристики индивидуальности. Разрабатывая проблему опосредующего звена между физиологическими параметрами и характеристиками индивидуальности, Н.С. Лейтес предложил структуру общих способностей, которая включает два компонента: активность и саморегуляцию [Проблемы диф. психофизиол., 1972]. Активность рассматривалась как общая часть в двух динамических структурах – темпераменте и способностях – и представляла собой наиболее общий параметр индивидуальности.

Общим свойством большинства методик, применяемых для измерения свойств нервных процессов в лаборатории И.П. Павлова, является их условно-рефлекторный характер. Наиболее часто используется процедура выработки положительных и отрицательных условных рефлексов, их переделка.

С развитием методов электрофизиологии мозга традиционно применявшиеся для диагностики свойств нервной системы условнорефлекторные показатели были дополнены безусловно-рефлекторными реакциями. Это расширило возможности исследователей для определения наиболее устойчивых, врожденных характеристик высшей нервной деятельности. Для этих целей наиболее успешно применяется ЭЭГ (ее частотный спектр, реакция усвоения ритма мелькающего света на разных частотах, усредненный вызванный потенциал).

На основе всестороннего изучения больших групп испытуемых и обработки полученных результатов методами факторного анализа был предложен ряд биоэлектрических показателей для оценки природных свойств нервной системы. Для характеристики силы нервной системы выделен комплекс реакций, вошедших в единый фактор силы. Среди них наибольшую диагностическую силу имеет энергия реакции усвоения световых вспышек на чистоте 4-6 в с. Чем сильнее выражена реакция, тем слабее нервная система человека. В этот же фактор силы вошел также с отрицательным знаком показатель дельта и тета-волн фоновой ЭЭГ.

Безусловно-рефлекторное свойство лабильности (скорость смены процессов возбуждения и торможения) измеряется величиной реакции усвоения световых мельканий с частотой бета-ритма (18 в с.; 25 в с.) и выраженностью в фоновой ЭЭГ колебаний бета-1 и бета-2. Чем выше энергия этих частот, тем выше лабильность нервной системы человека. Оценка по этим показателям близка измерению критической частоты мельканий.

Одним из главных показателей высокой активированности является появление высоких гармоник в реакции усвоения при применении световых мельканий низкой частоты. Чем больше их доля, тем сильнее выражено свойство активированности и тем выше индивидуальный уровень активации испытуемого.

Большой интерес у дифференциальных психофизиологов вызывают близнецы. Изучая их, ученые пытаются понять, какие свойства, качества человека определяются генами, а какие формируются в зависимости от окружения, среды. В результате сопоставления реакций однояйцовых близнецов с двуяйцевыми и не родственниками И.В. Равич-Щербо удалось показать генетическую обусловленность реакции перестройки биотоков мозга на вспышки света с частотой 10 и 25 кал/с. Это подтверждает правомерность использования реакции перестройки биотоков мозга для характеристики природных свойств нервных процессов. С помощью близнецового метода выявлена генетическая обусловленность альфа-ритма человека и показана незначительная роль генетического фактора в регуляции бета-активности. Монозигодные близнецы, характеризующиеся сходными природными свойствами, могут различаться по силе процесса возбуждения, если ее измерять методом угашения с подкреплением.

Исследователи различают общие и частные (или парциальные) свойства нервной системы. Частные свойства отражают свойства отдельных анализаторов и, следовательно, зависят от модальности стимулов, используемых для их диагностики. К частным свойствам может быть отнесена чувствительность одного из анализаторов, которая может отличаться от чувствительности других. По В.Д. Небылицыну, общие свойства нервной системы должны характеризовать особенности тех мозговых структур, которые выполняют функции регуляции и управления основными звеньями поведенческого акта (мотивацией, эмоциями, программированием, оценкой результатов и т.д.). Он относит к ним передние отделы новой коры, а также лимбическую и неспецифическую системы мозга.

В рамках этого направления изучаются связи свойств нервной системы с художественным и мыслительным типами, по И.П. Павлову.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л.
Физиология высшей нервной деятельности

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.