Дифференциальный диагноз с сенсорной афазией

Изолированная речевая глухота. Расстройство речи больных напоминает афазию Вернике. Понимание и повторение устной речи нарушено при сохранной беглости. В отличие от афазии Вернике, парафазии редки и, что еще важнее, понимание написанного не нарушено. Письмо также не страдает. Несмотря на непонимание звуков речи, слух и идентификация невербальных звуков, таких как сигналы автомобиля и телефонные звонки, не нарушены.

Два типа очагов поражения лежат в основе изолированной речевой глухоты, при каждом из них наблюдается разобщение центра Вернике и первичных центров слуха. У некоторых больных имеет место двустороннее поражение верхних отделов височных долей головного мозга. Приблизительно у такого же количества больных наблюдается одиночный очаг поражения в глубинных отделах верхней части височной доли доминантного полушария, который блокирует слуховые пути в одноименном полушарии и комиссуральные слуховые пути, проходящие через мозолистое тело.

Значение речи передается не только через ее содержание, но также и через просодию — мелодику, ритм, тембр и модуляцию. Апросодия часто имеет место при афазии, не сопровождающейся нарушением беглости речи. Тем не менее, у больных с нормальным содержанием речи может быть нарушение продукции, понимания и повторения просодии. В целом, недоминантное полушарие играет более важную роль в продукции и понимании эмоционального компонента просодии, чем доминантное полушарие. VI. Дифференциальный диагноз. Приобретенные расстройства речи могут быть обусловлены нарушением механизмов звуковоспроизведения более низкого, чем центральные, уровня организации. Очень важно разделение неафатических речевых расстройств и собственно афазии, так как они имеют различные топико-диагностическое значение и спектр этиологических факторов. А. Дизартрия. Дизартрия — это нарушение артикуляции устной речи.


Может быть выделено, по крайней мере, пять типов дизартрии, не связанной с афазией.
Паретическая дизартрия обусловлена слабостью мышц, участвующих в процессе артикуляции. Характерна тихая речь, голос низкой тональности с носовым оттенком (назолалия). Причинами являются миопатии, болезни нервно-мышечного синапса, такие как миастения, поражение периферического двигательного нейрона.

При спастической дизартрии речь напряженная, медленная и монотонная. Причиной является двустороннее поражение центрального двигательного нейрона на уровне кортико-бульбарных трактов.

При атактической дизартрии отмечается прерывистый нерегулярный ритм и объем речи (скандированная речь), что обусловлено поражением мозжечка или его связей. Частой причиной является рассеянный склероз.

Экстрапирамидные дизартрии включают гипокинетическую дизартрию, которая наблюдается при паркинсонизме, и хореическую дизартрию, наблюдаемую при хорее Хантингтона и других хореических гиперкинезах.

При афемии (корковой дизартрии) маленькие очаги поражения внутри центра Брока или оральных отделов коры двигательной зоны лобной доли доминантного полушария вызывают нарушение артикуляции без расстройства основных речевых функций.

Сенсорная дисфазия имеет центральный механизм, в основе которого лежит патология высшей корковой функции височной коры. При этом периферические органы слуха, проводящие пути и нервные волокна целы. Это значит, что человек слышит обращенную к нему речь, фразы и слова, но он не понимает смысла: для больного это набор бессмысленных звуков. Для него родная речь становится иностранной.

Причины

Очаг поражения при сенсорной афазии локализуется в зоне Вернике. Это область височной коры, которая располагается в верхней височной извилине, спереди ограничиваясь лобной. Речевая зона Вернике отвечает за понимание и усвоение слуховой и письменной речи.

Однако дисфазия может быть преходящей, временной, которая проходит самостоятельно. Преходящая дисфазия возникает вследствие эпилепсии, транзиторной ишемической атаки и мигрени. Следует помнить, что наличие дисфазии при транзиторной ишемической атаке говорит о повышении риска развития острого мозгового кровообращения в течение ближайших двух недель.

Сенсорная дисфазия Вернике может быть результатом нейродегенеративных заболеваний. Чаще всего патология речи коррелирует с лобно-височной деменцией и болезнью Альцгеймера. При этом в клинической картине нейродегенеративного заболевания ничего, кроме дисфазии почти не наблюдается.

Симптомы

Клиническая картина речевого расстройства состоит из отдельных групп речевых патологий. Признаки сенсорной афазии:

  1. Слуховая агнозия. Это выражается в том, что больной правильно и адекватно воспринимает невербальные звуки. Шум ветра, гул двигателей, ноты с фортепиано и пение птиц больной узнает и может правильно отождествить звук и источник.
  2. Нарушение экспрессивной речи. Наиболее отчетливо выражается в первую неделю после инсульта. Характеризуется непрерывным потоком мало разборчивых звуков и фраз. Преобладают короткие слоги. Предложения и фразы в основном плавные. Это главное отличие от дисфазии Брока, при которой речь отрывчатая и с большими паузами.
  3. Патология диалога. Больные с трудом подбирают нужные слова в разговоре. Увеличивается речевая продукция, то есть больные много, но не разборчиво говорят. При тяжелой дисфазии речь совершенно не ясна окружающим, так как представляет поток разных звук, не складывающихся в слова или фразы.
  4. Нарушение номинативной функции. Это выражается в том, что больной не может назвать наименование предмета, явления или действия.
  5. Патология артикуляции, мимики и жестикуляции. Симптомы нарушения встречаются редко. Обычно они выражаются в нарушении подбора интонации и неправильной длительности гласных.
  6. Аграфия и алексия. Частично нарушается чтение и письмо под диктовку.

Сенсорная дисфазия часто сопровождается с другими неврологическими расстройствами, особенно после инсульта. Дисфазия сочетается с правосторонним снижением мышечной силы (гемипарез), со слабостью в правой руке, правосторонним нарушением зрения или со снижением чувствительности по гемитипу.


Диагностика

Диагностикой занимается врач-психиатр совместно с логопедом. После того, как больной придет в сознание, с ним начинается диагностическая работа. Сначала врачи беседуют с больным. В ходе беседы специалисты выслушивают речь и исследуют понимание обращенных слов к больному.

Обращается внимание на речевую продукцию, число сказанных за минуту слов, наличие повторов слов и фраз, длительность фраз и их структура. Учитывается нарушение падежей, наличие союзов, предлогов. Оценивая структуру повествования, врачи параллельно смотрят на моторную функцию: проводится оценка

Методы коррекции

Лечение сенсорной афазии начинается с восстановления общего состояния больного. Врачи должны убедиться, что пациент уже может учиться без ущерба для его здоровья и без сильной психофизиологической нагрузки.

Сначала назначается медикаментозная терапия, стабилизирующая состояние пациента и улучшающая трофику головного мозга. Проводится этиотропная терапия, устраняющая причину дисфазии.

Главная задача восстановительного обучения – реабилитировать речевые навыки и восприятие диалога, вернуть больного в социум, научить самостоятельно следить за состоянием своей речи.

Восстановление речи при сенсорной афазии проводится логопедом. Считается, что наибольший шанс полного восстановления имеют молодые люди, наличие высшего образования и геморрагический инсульт (в плане соотношения прогноза ишемический инсульт тяжелее геморрагического).

В реабилитации имеет значение частота и интенсивность занятий. Так, исследования показали, что восстановление речи зависит не так сильно от сложности и специфики заданий, как от напора и частоты выполнения самих упражнений.

Сенсорная форма афазии — речевое расстройство, вызванное нейрогенными поражениями височных долей головного мозга. Патология часто является следствием инсульта: больной слышит речь окружающих, но не понимает ее смысл, теряет вербальные навыки.

В редких случаях заболевание диагностируют у детей. Прогнозы при сенсорной афазии зависят от многих факторов, но практика показывает, что при правильном лечении обычно наблюдается значительное улучшение состояния больного.

Формы сенсорной афазии

Рассмотрим формы сенсорной афазии.

Дисфункция блока восприятия, анализа и хранения поступающей информации. Человек, страдающий семантической афазией, в основном понимает обращенную к нему речь и может связно говорить.

На фоне выявленных нарушений появляются проблемы с письменной речью, чтением.

Может пропасть чувство ритма. Все это дестабилизирует и без того шаткое психологическое состояние больного: нарастает тревожность, возбудимость, возможно появление бессонницы.

Определение объединяет нарушения понимания чисел и совершения арифметических операций.

Выражается акалькулия по-разному: больной перестает воспринимать цифры на звук и/или визуально, не может восстановить числовой ряд по уменьшению или возрастанию, не способен совершать вычисления. Чаще всего при акалькулии люди не видят разницы между визуально схожими цифрами (9 и 6, 132 и 231).

Патология крайне редко встречается в обособленном виде, обычно она сопровождает другие виды сенсорных афазий. Полная картина дисфункции будет зависеть от того, какой именно участок мозга был поражен и насколько сильно. В целом акалькулия успешно корректируется.

Моторно сенсорная афазия часто приобретает афферентную форму: при сохранении способности воспроизводить звуки больной теряет способность произносить многие слова, особенно сложные, часто вообще не может говорить.

Понимание обращенной речи при этом сохраняется, чем пациент сообщает при помощи вербальных знаков — например, кивком головы. При отсутствии проблем с мелкой моторикой человек с моторной афазией может изъясняться письменно. Навыки чтения тоже сохраняются.

Эфферентная форма: типичным признаком является навязчивое повторение отдельных слогов (напоминает заикание) или слов. Иногда сохраняется автоматизированная речь, то есть человек непроизвольно выдает выученные когда-то стихи, песни.

Крайняя, самая тяжелая степень нарушения. Больной не воспринимает чужую речь и не говорит самостоятельно. Чтение, письмо, изъяснение при помощи артикуляции при тотальной афазии невозможны. Близким пациента с таким диагнозом нужно помнить, что отклонение не является психическим!

Обычно тотальная афазия проявляется и наблюдается первые несколько дней после инсульта, затем в большинстве случаев сознание и речь пациента восстанавливаются, пусть и не полностью.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Афазия у детей встречается редко — примерно в 0,4% случаев выявления нарушений речи ставится этот диагноз. Если у взрослых сенсорная форма афазии чаще всего развивается после инсульта, то в детском возрасте такой фактор практически исключен.

Классификация детских афазий зависит от природы заболевания: оно может быть вызвано изменением тканей головного мозга или долгой эпилептической активностью. Оба типа включают несколько разновидностей, признаки которых зависят от характера и локализации очага поражения.

Следует выделить несколько факторов, провоцирующих развитие сенсорной афазии у детей:

  • гипоксия плода во время беременности;
  • сдавливания, гематомы и отеки головного мозга в результате родовых травм;
  • воспалительные, инфекционные, дегенеративные процессы;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухолевые процессы, затрагивающие головной мозг;
  • врожденные церебральные сосудистые аномалии;
  • синдром Ландау-Клеффнера.

Последний пункт сам по себе часто называют эпилептической афазией, хотя он не является эпилепсией в ее обычном медицинском значении. Механизм патологии изучен не до конца, но известно, что склонность к ней часто наследуется.

Сенсорная форма афазии у детей долгое время может оставаться незамеченной — форма ее протекания обычно более мягкая, чем у взрослых. Фиксируют патологию в 3-7 лет, но внимательные родители могут и раньше заметить первые тревожные звоночки:

Сенсорная форма афазии у детей чаще выражается не комплексно, а как отдельное проявление: нарушение устной, экспрессивной, импрессивной речи, чтения (алексия), письма (аграфия).

Очень редко и обычно в подростковом возрасте фиксируется динамическая афазия — отсутствие в речи глаголов, шаблонов.

Диагностика

Учитывая разнообразие проявлений сенсорной афазии, разную степень их выраженности, а также большую вероятность совмещения сразу нескольких патологий, для постановки точного диагноза потребуется провести подробное обследование пациента, которое включает:

  • Сбор анамнеза. Изучение истории болезней пациента поможет выяснить, когда и почему именно начала развиваться афазия;
  • Осмотр невролога. Врач оценивает симптоматику, предполагает локализацию поражения. У детей оценивается уровень психического развития, его соответствие возрасту;
  • Посещение нейрохирурга. Обязательно для пациентов с черепно-мозговыми травмами и внутричерепными опухолями;
  • МРТ, МСКТ головного мозга. Методы позволяют выявить изменения структуры головного мозга: гематомы, новообразования, воспаления, зоны инсульта, дегенеративные процессы;
  • При нарушениях мозгового кровообращения необходимо сделать МРТ сосудов головного мозга;
  • Все пациенты с подозрениями на психические нарушения попадают на осмотр к психиатру. Задача врача в этом случае — выделить признаки сенсорной афазии на фоне когнитивных расстройств.

Дальнейшая диагностика заключается в проведении множества тестов, выявляющих афазические нарушения. Тестирование контролируется логопедом, неврологом, психологом.

Изучается устная и письменная речь больного, его способность к повторной и рядовой речи (перечисления дней недели, числовой ряд), сохранение грамматики и понимания терминов.

Проверяется слуховое и визуальное понимание цифр, способность производить вычисления.

Для выявления скрытых нарушений восприятия пациента просят прочитать отрывок текста вслух или про себя, а затем пересказать прочитанное.

Тестирование маленьких детей проводится по специальной методике, приближенной к игровой форме.

Используются карточки с картинками, пазлы, логические и математические задания. Ребенка просят вспомнить сюжет любимой сказки, посмотреть мультфильм и кратко пересказать его.

Коррекция сенсорной афазии

На основе результатов проведенного обследования для каждого конкретного случая сенсорной афазии разрабатывается индивидуальная программа комплексного лечения. Обычно в него входят:

  • Медикаментозная терапия. Назначаются ноотропные и нейротрофические препараты, комплекс витаминов. При угрозе отека головного мозга вводят осмодиуретики через капельницу, прописывают мочегонные препараты. Пациентам с инфекционными поражениями головного мозга необходимо пройти лечение медикаментами, разработанными для борьбы с возбудителями болезни. В случае выявления психических отклонений могут быть назначены психотропные препараты.
  • Арифметические и логопедические занятия. Упражнения подбираются в соответствии с картиной заболевания. Методики направлены на восстановление зрительного и слухового восприятия, логического мышления, способности к концентрации. Пациент проговаривает сначала короткие, затем сложные фразы, решает арифметические задачи. Хорошие результаты дает работа с предметными картинками, соотнесение изображений и текста, простые диктанты. Занятия должны проводиться ежедневно, поэтому без помощи близких пациенту не обойтись. Часто развивающие детские пособия могут быть использованы для восстановительных занятий при сенсорной афазии у взрослых.
  • Психотерапия. Речевые нарушения, вызванные афазией, становятся причиной угнетенного психологического состояния у пациента. Больше остальных страдают дети, которые не могут влиться в социальную среду и вынуждены терпеть насмешки сверстников. Позитивная дружелюбная обстановка в семье и твердая поддержка близких имеют огромное влияние на результативность терапии. Замечено, что прогресс у больных афазией часто возникает после общения с животными — лошадьми, собаками, кошками. По возможности рекомендуется завести домашнего питомца.

Прогнозы лечения могут быть разными в зависимости от тяжести и типа сенсорной афазии.

Негативными факторами считаются пожилой возраст, патологии кровообращения, наличие не подлежащих удалению внутричерепных опухолей.

Для молодых физически крепких людей, чье заболевание было спровоцировано травмой или лакунарным инсультом, вероятность полного восстановления близка к стопроцентной.



Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова. Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения. При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.

Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка. Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота. Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания. Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего. Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.