Диссертация о центробежных нервах сердца


Иван Петрович Павлов — эти три слова стали во всем мире символом красочной и многообразной жизни, отданной без остатка науке. Для нас этот глубоко русский человек особенно дорог. В нем, как в фокусе, сосредоточились те черты большой человеческой личности, которые мы с юношеских лет ставили идеалом своей собственной жизни.

Он сочетал в себе огромные творческие дерзания, создавшие эпоху в науке, с величайшей нравственной силой. Он был обаятельно прост, по-русски добродушен и излучал ту личную задушевность, которая очаровывала каждого, вступавшего с ним в общение.

Его натура, полная жизнерадостности, здоровья и чисто физического ликования, представляет собой величественное и красочное явление человеческой природы.

И если все эти качества окрасить в сочные тона беспредельной любви к своей великой родине, любви, пропитавшей каждую клетку его тела, то пред вами предстанет подлинный образ этого незабвенного человека.

Павлов был патриотом в самом великом значении этого слова. Он горячо любил русскую природу, но еще больше он любил науку и искусство своей родины, призывая бороться за них всеми силами.

Обращение Ивана Петровича к советской молодежи стало бессмертным документом этой любви и искреннего желания успеха нашим юным исследователям, в завоевании высот науки.

В свете этих фактов становится особенно досадным почти полное отсутствие в советской литературе серьезных попыток дать глубокую и вместе с тем доступную характеристику творческого облика нашего великого соотечественника.

Именно молодежь должна знать все особенности его творческих приемов, методов упорного и систематического проникновения в тайны природы.

Его жизнь поучительна, она зовет к подражанию, но, конечно, одного подражания мало.

Невольно вспоминается по этому поводу один забавный эпизод из жизни Павлова.

Справедливость требует отметить, что писатель А. Поповский выбрал для себя трудную задачу. Из того, что мною было сказано о творческих особенностях Павлова, видно, что охарактеризовать его может только тот, кто возьмет на себя труд досконально изучить его жизнь, его личность и характер и его конкретные научные достижения.

В этом смысле книге А. Поповского должна быть дана положительная оценка; она с успехом может послужить всестороннему ознакомлению с творческой деятельностью Павлова.

Расхождение здесь является совершенно неизбежным, и потому некоторые фразы, вложенные автором в уста Павлова, кажутся не совсем естественными для того, кто имел счастье каждодневно в рабочей обстановке встречаться с Павловым.

Надо признать, однако, что, за несколькими незначительными исключениями, автор блестяще справился с обрисовкой портрета Павлова, и читатель в значительной степени правильно воспроизведет для себя живой образ великого учителя.

Части биографическая и характерологическая могут быть признаны вполне успешными, и молодежь Советского Союза почерпнет для себя из них большую пользу.

Но задача автора не ограничивается только написанием художественной биографии. Он поставил пред собой цель ознакомить в художественной форме и с научными достижениями школы Павлова.

Конечный эффект художественного изображения научных фактов, несомненно, положителен. Читатель получит довольно полное представление и о природе и о значении тех физиологических процессов, которые были впервые вскрыты Павловым.

Такие исторические противоречия поучительны для молодежи. Они показывают, с каким трудом входят в общество идеи, значительно превышающие уровень знаний этого общества.

Положительной стороной книги А. Поповского является также и то, что автор сделал попытку ознакомить читателя с некоторыми выдающимися работами учеников Павлова. К ним, например, относится оригинальное физиологическое направление, разрабатываемое школой К. М. Быкова. Это направление получило заслуженную славу и лишний раз демонстрирует, какие огромные возможности для физиологии открыты методом Павлова.

Требовательный критик мог бы найти недостатки в научной части книги, однако надо помнить, что книга А. Поповского и не призвана знакомить со всем учением Павлова во всех его деталях. Читатели, заинтересовавшись научными вопросами, неизбежно обратятся к более специальным руководствам.

Назначение данной книги заинтересовать читателя предметом и ознакомить его с общим ходом развития павловских идей, показать их величие на фоне общего прогресса данной науки. Эта задача автором выполнена успешно.

Надо пожелать книге заслуженного внимания и успеха в среде любознательной молодежи Советского Союза.

Действительный член Академии медицинских наук СССР, профессор Московского университета

1. Иннервация сердца. Проводящая система сердца

2. Сердечный цикл

Список использованной литературы

Сердце человека - центральный орган кровеносной системы - представляет собой полый мышечный орган, имеющий форму конуса, расположенный в грудной полости и функционирующий как насос, обеспечивая движение крови в системе кровообращения.. Он делится на правую и левую половины сплошной перегородкой. Каждая из половин состоит из двух отделов: предсердия и желудочка, соединяющиеся между собой отверстием, которое закрывается створчатым клапаном. В левой половине клапан состоит из двух створок, в правой - из трех.

Для сердечной мышцы характерна автоматия, т.е. способность генерировать собственную электрическую активность. Изолированное сердце и даже изолированная клетка сердечной мышцы будут ритмически сокращаться сами по себе.

Сокращения сердца находятся под контролем как нервной, так и эндокринной систем. Волокна вегетативной нервной системы могут менять ритм сокращений: симпатическая стимуляция увеличивает, а парасимпатическая уменьшает частоту сокращений сердечной мышцы.

За последние десятилетия в связи с применением гистохимических и электронно-микроскопических методов получены новые данные о строении нервного аппарата сердца человека, в результате чего уточнены представления о распределении в оболочках сердца нервных сплетений и узлов и внесены изменения в схему иннервации сердца, поэтому актуальность выбранной темы сомнений не вызывает.

Цель данной работы: всестороннее изучение и характеристика иннервации сердца, проводящей системы сердца, а также сердечного цикла.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 11 страниц.

1. Иннервация сердца. Проводящая система сердца

Деятельностью сердца управляют сердечные центры продолговатого мозга и варолиева моста. Импульсы от сердечных центров передаются по симпатическим нервам и парасимпатическим нервам, они касаются частоты сокращений, силы сокращений и скорости триовентрикулярного проведения. Как и в остальных органах, передатчиками нервных влияний на сердце служат медиаторы - ацетилхолин в парасимпатической нервной системе и норадреналин в симпатической нервной системе.

Иннервация сердца имеет ряд характерных особенностей как в анатомическом, так и физиологическом отношении. Физиологические особенности состоят прежде всего в том, что деятельность сердца регулируется центральной нервной системой (ЦНС).

Сердце обладает сложно устроенным внутриорганным нервным аппаратом, который представлен сердечными нервами, исходящими из грудного аортального сплетения, входящими в сердце, нервными ганглиями - скоплениями нервных клеток, расположенных в его стенке и нервными волокнами, берущими начало от нервных клеток сердечных ганглиев, и, наконец, нервными окончаниями – рецепторами и эффекторами.

Выход нервов из грудного аортального сплетения происходит у медиальной стенки верхней полой вены, спереди и сзади восходящей части аорты, между аортой и легочным стволом, позади, слева и справа от легочного ствола. По нервам к сердцу подходят чувствительные нервные волокна, состоящие из блуждающего нерва и из спинномозговых узлов, вегетативные двигательные волокна, представленные преганглионарными парасимпатическими и постганглионарными симпатическими составляющими (рис.1).

Рис.1. Иннервация сердца.

Проводящая система сердца (ПСС)

Кровь доставляется к стенке сердца по правой и левой венечным (коронарным) артериям, ответвляющимся от аорты вблизи ее клапана. По строению они относятся к артериям мышечно-эластического типа. Венечные артерии разветвляются на ряд мелких артерий, снабжающих кровью оболочки сердца. Между мелкими ветвями артерий и вен имеются анастомозы. В створках клапанов сердца кровеносных сосудов нет. В миокарде большое количество капилляров густой сетью оплетают волокна, образуя узкопетлистую сеть, обеспечивающую процессы микроциркуляции. Капиллярные сети вытянуты вдоль мышечных волокон. Показано, что каждый сократительный миоцит находится в контакте не меньше чем с двумя капиллярами. Кровь из капилляров собирается в коронарные вены, впадающие в правое предсердие.

Иннервация сердца осуществляется волокнами симпатического и блуждающего нервов, образующих в оболочках нервные сплетения с интрамуральными ганглиями. В составе постганглионарных симпатических волокон находятся аксоны клеток звездчатого ганглия и клеток передних грудных симпатических узлов. Концевые утолщения аксонов образуют в сердце двигательные нервные окончания.

Парасимпатические волокна содержат аксоны клеток, тела их располагаются в ядре блуждающего нерва в продолговатом мозгу. В сердце они образуют синапсы на нейронах внутрисердечного ганглия, аксоны которых заканчиваются на мышечных клетках.

Концевые веточки дендритов в миокарде формируют многочисленные чувствительные нервные окончания, которые можно разделить на две группы (рис.2).

Рис. 2. Схема иннервации сердца

1 — афферентное волокно блуждающего нерва; 2 — афферентное волокно, проходящее через узел; 3 — внутрисердечный парасимпатический узел; 4 — постганглионарное волокно; 5 — преганглионарное волокно; б — звездчатый симпатический узел; 7 — механорецепторы; 8 — мышечные рецепторы; 9 — кровеносный сосуд; 10 — миокардиоциты; 11 — двигательные нервные окончания.

Одна группа — механорецепторы, расположенные в соединительнотканных прослойках и вокруг артериол. В них возникает сигнал при изменениях просвета кровеносных сосудов и растяжении соединительной ткани. Центростремительные импульсы от этих рецепторов вызывают рефлекторное ускорение ритма сердца. Другая группа — мышечные рецепторы, имеющие вид спирали. Они специализированы для сигнализации о сокращении миоцитов. Кроме того, с участием различных нервных клеток, сосредоточенных в интракардиальных ганглиях, образуются местные рефлекторные дуги.

Регуляция и координация сократительной функции сердца осуществляются его проводящей системой. Это атипичные мышечные волокна (сердечные проводящие мышечные волокна), состоящие из сердечных проводящих миоцитов, богато иннервированных, с небольшим количеством миофибрилл и обилием саркоплазмы, которые обладают способностью проводить раздражения от нервов сердца к миокарду предсердий и желудочков.

Центрами проводящей системы сердца являются два узла (рис. 3):

1) синусно-предсердный узел (узел Киса-Флека), расположенный в стенке правого предсердия между отверстием верхней полой вены и правым ушком и отдающий ветви к миокарду предсердий;

2) предсердно-желудочковый узел (узел Ашоффа-Тавары), лежащий в толще нижнего отдела межпредсердной перегородки. Книзу этот узел переходит в предсердно-желудочковый пучок (пучок Гиса), который связывает миокард предсердий с миокардом желудочков. В мышечной части межжелудочковой перегородки этот пучок делится на правую и левую ножки. Концевые разветвления волокон (волокна Пуркинье) проводящей системы сердца, на которые распадаются эти ножки, заканчиваются в миокарде желудочков.

1 — синусно-предсердный узел; 2 — предсердно-желудочковый узел;

3 — предсердно-желудочковый ствол (пучок Гиса); 4 — его ножки и разветвления

Все эти компоненты проводящей системы образованные атипичными мышечными клетками, которые в функциональном отношении специализированы или на выработке импульса распространяющегося по всему сердцу и вызывающего сокращение его отделов в необходимой последовательности и с определенной частотой (клетки узлов), или на его проведении и передаче сократительным миоцитам.

Атипичные миоциты проводящей системы имеют характерные микроскопические и ультраструктурные признаки, отличающие их от сократительных миоцитов. При обычной гематоксилиновой окраске они более светлые, имеют неправильно овальную форму и, как правило, поперечный диаметр их больше, чем диаметр сократительных миоцитов, в 2-3 раза.

Однако в составе синусно-предсердного узла обнаружены мелкие клетки округлой формы. В функциональном отношении это водители ритма — пейсмекеры. Весьма характерным для атипичных миоцитов являются большой объем саркоплазмы и слабое развитие миофибриллярного аппарата.

Миофибриллы занимают самую периферическую часть в цитоплазме клеток, не имеют параллельной ориентации, вследствие чего для атипичных миоцитов несвойственна поперечная исчерченность. У них слабо развит саркоплазматический ретикулум, отсутствует система Т-трубок, а в саркоплазме мало митохондрий, но имеется большое количество гранул гликогена. В этих клетках много гликолитических ферментов и уменьшенное количество ферментов аэробного окисления (сукцинатдегидрогеназы и цитохромоксидазы), что свидетельствует о преобладании в них анаэробного гликолиза. Клетки проводящей системы значительно более устойчивы к кислородному голоданию, чем сократительные миоциты.

Какой из перечисленных органов относят к органам брюшной полости?

3) мочевой пузырь

Брюшная полость — это пространство, ограниченное сверху диафрагмой, сзади мышцами спины, поясницы, позвоночным столбом и клетчаткой, спереди мышцами живота и снизу мышцами тазового дна и костями таза.

Органы, которые полностью покрыты брюшиной называют органами брюшной полости: печень, желчный пузырь, селезенка,частично поджелудочная железа, желудок, двенадцатиперстная кишка (частично), тонкий кишечник и толстый кишечник (частично).

Почки с надпочечниками и мочеточниками, брюшная аорта и ее ветви, нижняя полая вена и ее притоки называются органами забрюшинного пространства. Мочевой пузырь относится к предбрюшинному пространству. Органы малого таза: прямая кишка, матка и яичники у женщин, предстательная железа у мужчин покрыты брюшиной частично.

Правильный ответ указан под номером 4.

Что из перечисленного характерно для человека как представителя приматов?

1) наличие четырехкамерного сердца

2) дифференциация зубов

3) расположение глаз по бокам головы

4) вместо когтей ногти

Человек, как представитель отряда приматов, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабженными плоскими ногтями.

Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела — короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

Правильный ответ указан под номером 4.

Какой из органов присутствует только у представителей рыб?

3) боковая линия

Боковая линия — чувствительный орган у рыб, воспринимающий движение и вибрации окружающей воды. Используется для ориентации, а также для охоты.

Некорректная постановка вопроса, так как боковая линия встречается также у личинок земноводных и некоторых взрослых земноводных.

Правильный ответ указан под номером 3.

но жабры же есть только у рыб!

Нет. Жабры есть еще у двустворчатых Моллюсков, у Ракообразных.

Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых учёных, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Разработал методику опытов с мнимым кормлением.

2) Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.

3) Создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.

4) Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.

5) Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.

К описанию данных заслуг учёного относятся:

− Разработал методику опытов с мнимым кормлением

− Создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах

−Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года

Дублирует задание 2091

Аналоги к заданию № 2091: 1950 Все

4 ответ тоже можно считать правильным, т.к. мать Павлова, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника, а отец, Петр Дмитриевич, был священником, со временем ставшим настоятелем одного из лучших храмов Рязани.

"Со­зда­тель науки о выс­шей нерв­ной де­я­тель­но­сти и пред­став­ле­ний о про­цес­сах ре­гу­ля­ции пи­ще­ва­ре­ния. от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных за­слуг учёного". Описание "заслуг". А то что его предки были служителями церкви — это не его заслуга.

в другом варианте попадался такой же вопрос, и я ответила 135, но при проверке обнаружила, что правильным ответом был 136. В этом варианте ответила 136, и снова неправильно.

вряд ли. укажите номер задания, в котором другой ответ.

Ведь в задании сказано, что надо выбрать утверждения из сведений в задании, а то что он был лауреат Нобелевской премии нельзя сказать имея эти сведения.

5) Ла­у­ре­ат Но­бе­лев­ской пре­мии в об­ла­сти ме­ди­ци­ны и фи­зио­ло­гии 1904 года.

ЭТО ПУНКТ ОТВЕТА.

НА настоящем экзамене мне досталось именно это задание, хоть и написано, что эти задания "не входят в ОГЭ этого года". Было сложно..

и в каком номере было это задание? добавим в тот раздел.

Основным источником образования тепла в организме является(-ются)

3) скелетные мышцы

Наибольшее количество тепла образуется в органах с интенсивным обменом веществ — в скелетной мускулатуре и в железах, главным образом, в печени и в почках. Наименьшее количество тепла освобождается в костях, хрящах и соединительной ткани.

Правильный ответ указан под номером 3.

Какие органы предохраняют птиц от перегревания в полёте?

1) кожа, покрытая перьями

2) зоб и два отдела желудка

3) воздушные мешки и лёгкие

4) четырёхкамерное сердце и сложная сеть кровеносных сосудов

От перегревания в полете предохраняют воздушные мешки и лёгкие (в процессе двойного дыхания).

Правильный ответ указан под номером 3.

В организме человека артериальная кровь превращается в венозную в

1) почечных клубочках

2) капиллярах скелетных мышц

3) венах брюшной полости

4) предсердиях сердца

В организме человека артериальная кровь превращается в венозную в капиллярах скелетных мышц (как у всех млекопитающих). В венах и предсердиях не происходит газообмена, а в почечных клубочках происходит фильтрация плазмы.

Правильный ответ указан под номером 2.

В какую камеру сердца человека поступает кровь из верхней полой вены?

1) в левый желудочек

2) в правый желудочек

3) в левое предсердие

4) в правое предсердие

Из верхней полой вены кровь поступает в правое предсердие.

Правильный ответ указан под номером 4.

Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых учёных, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.

3) Иван Павлов создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.

4) Иван Павлов разработал методику опытов с мнимым кормлением.

5) Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.

6) Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.

Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых учёных, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения: Иван Павлов создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах (3); Иван Павлов разработал методику опытов с мнимым кормлением (4); Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года (6).

В какую камеру сердца поступает кровь из вен большого круга кровообращения?

1) левое предсердие

2) левый желудочек

3) правое предсердие

4) правый желудочек

Из вен большого круга кровообращения кровь поступает в правое предсердие.

Правильный ответ указан под номером 3.

При ранении лёгких в первую очередь необходимо

1) провести искусственное дыхание

2) плотно зафиксировать грудную клетку на выдохе

3) провести непрямой массаж сердца

4) положить пострадавшего на живот


Своими научными изысканиями Иван Петрович на много лет опередил развитие медицины, и добился поразительных результатов, позволивших значительно расширить познания людей о работе всего организма и в особенности всех процессов, протекающих в коре головного мозга. Павлов серьезно приблизился к тому, чтобы понять значение и непосредственную необходимость сна, как физиологического процесса, разобрался в структуре и влиянии отдельных участков мозга на определенные типы деятельности, и сделал еще много важных шагов в понимании работы всех внутренних систем человека и животных. Конечно, некоторые работы Павлова, в последствие корректировались и исправлялись в соответствии с получением новых данных, и даже понятие условного рефлекса в наше время используется в значительно более узком значении, чем в момент его открытия, однако вклад Ивана Петровича в физиологию просто нельзя не оценить по достоинству.

Обучение и начало исследований

Понятие условного рефлекса и эксперименты на животных

Приблизительно в это же время он добивается успеха в своих главных профильных исследованиях, и формирует понятие условного рефлекса. В своих экспериментах он добивался выработки желудочного сока у собак под воздействием определенных условных раздражителей, таких как мигающий свет или определенный звуковой сигнал. Для изучения воздействия приобретенных рефлексов он оборудовал полностью изолированную от внешних воздействий лабораторию, в которой мог полностью регулировать все типы раздражителей. Путем простой операции он выводил слюнную железу собаки за пределы ее организма, и таким образом измерял количество слюны, выделяемой при демонстрации тех или иных условных или абсолютных раздражителей.

Также в ходе исследований он сформировал понятие слабых и сильных импульсов, которые можно смещать в необходимую сторону, для того чтобы, к примеру, добиваться выделения желудочного сока даже без непосредственной кормежки или демонстрации еды. Также он ввел понятия следового рефлекса, который активно проявляется у детей в возрасте от двух лет, и значительно способствует развитию мозговой активности и приобретения разнообразных привычек на первых этапах жизни человека и животных.

Результаты своих многолетних исследований Павлов изложил в своем докладе в 1093 году в Мадриде, за что год спустя получил всемирное признание и Нобелевскую Премию в области биологии. Однако на этом он не прекратил исследовании, и на протяжении следующих 35 лет занимался различными исследованиями, практически полностью переделав представления ученых о работе мозга и рефлекторных процессах.

Он активно сотрудничал с иностранными коллегами, регулярно проводил различные семинары международного уровня, охотно делился результатами своей работы с коллегами, а на протяжении последних пятнадцати лет жизни активно обучал молодых специалистов, многие из которых стали его прямыми последователями, и смогли еще глубже проникнуть в тайны человеческого мозга и поведенческих особенностей.

Последствия деятельности доктора Павлова

Стоит отметить, что Иван Петрович Павлов до самого последнего дня жизни проводил различные исследования, и во многом именно благодаря этому выдающемуся во всех отношениях ученому, в наше время медицина находится именно на таком высоком уровне. Его работа помогла разобраться не только в особенностях мозговой деятельности, но и в плане общих принципов физиологии, и именно последователи Павлова на основе его работ открыли закономерности наследственной передачи некоторых заболеваний. Отдельно стоит отметить вклад, внесенный им в ветеринарию, и в частности в хирургию животных, вышедший при его жизни на принципиально новый уровень.

Иван Петрович оставил огромный след в мировой науке, и запомнился его современникам, как выдающаяся личность, готовая ради науки пожертвовать собственными благами и удобствами. Этот великий человек не останавливался не перед чем, и смог добиться поразительных результатов, которых до сих пор не смог достичь ни один прогрессивный ученый исследователь.

Биография выдающегося учёного

Иван Павлов родился в Рязани. Интересно, что его предки по материнской и отцовской линии были православными священниками. Начальное и среднее образование Иван Павлов поэтому получил соответствующее – учился он в местном духовном училище, а затем в семинарии. Обучение в семинарии Павлову нравилось.


В университете преподавателями Павлова являлись многие известные учёные, в том числе Боткин, Цион, Овсянников. Боткин был другом и последователем Сеченова, поэтому с ним Павлов сошёлся особенно близко.

Павлов также ездил стажироваться в Германию, где работал под руководством Рудольфа Гейденгайна – крупного специалиста по пищеварению.

В дальнейшем Павлов продолжал работать под руководством Боткина. С этим периодом связаны его первые научные достижения: коллектив, состоявший из Боткина, Павлова и Стольникова, разработал первую в мире методику искусственного круга кровообращения – раньше английского учёного Старлинга, который официально считается первопроходцем этого метода.

Исследование процессов пищеварения занимало Павлова в то время больше всего. Он более десяти лет пытался получить фистулу желудочно-кишечного тракта собаки (то есть сквозное отверстие). Сделать это было непросто, потому что вытекающий желудочный сок переваривал кишечник и брюшную стенку. Наконец, после кропотливых трудов фистула была получена, и это позволило Павлову провести свои знаменитые эксперименты. Написанная учёным работа оказалась революционной, и на неё он в 1904 году получил Нобелевскую премию. Иван Павлов был первым русским учёным, удостоившимся этой награды.

В своём докладе, представленном в Мадриде, Павлов впервые сформулировал основы теории высшей нервной деятельности. В нём он ввёл такие понятия, как условный и безусловный рефлексы, подкрепление; в настоящее время эти понятия стали общеизвестными и составляют основу не только науки о животных, но и ряда направлений психологии, в том числе бихевиоризма – науки о поведении человека.

Научная деятельность Павлова

Иван Павлов был последователем так называемого нервизма – направления, развивавшего идею о том, что все физиологические процессы в организме регулируются нервной системой. В России этой теории придерживались, в частности, Боткин и Сеченов – учителя Павлова. На рубеже XIX и ХХ веков была новинкой мысль о том, что нервная система и головной мозг управляют даже теми внутренними процессами в организме, которые человеческое сознание не контролирует и как бы не замечает.

Вот, например, пищеварение, которое Павлов изучил, так сказать, вдоль и поперёк. Как пищеварительная система узнаёт, что имеет дело с чем-то съедобным, и в какой момент начинается сам этот процесс? Эксперименты Павлова над собаками позволили в буквальном смысле невооружённым глазом наблюдать этот процесс от начала и до конца.

Собака видит пищу, и в этот момент в её организме начинает вырабатываться желудочный сок. Сигналы в желудок посылает мозг, и он же обрабатывает информацию, поступающую от органов зрения (а также слуха, обоняния, вкуса). Значит, для организма это всё звенья одной цепи.

Так Павлову удалось лицезреть то, что уже тогда принято было именовать рефлексами. Однако учёный заметил, что желудочный сок вырабатывается не только в том случае, когда животное осуществляет непосредственный контакт с пищей. Если собаке дать понюхать кусок мяса, но одновременно с этим звонить в звонок, то через некоторое время желудочный сок начинает выделяться каждый раз, когда она слышит звонок, даже если мяса рядом нет.


Поэтому все рефлексы Иван Павлов разделил на безусловные и условные. Условные рефлексы, в отличие от безусловных, приобретаются в течение всей жизни животного не закрепляются на генетическом уровне. В формировании условных рефлексов участвуют высшие отделы головного мозга.

Было в теории Павлова и ещё одно соображение, которое смогли развить его последователи. Условные рефлексы позволяют контролировать поведение высших организмов, обучать их новым навыкам, порой достаточно сложным, и полностью подчинять их своей воле. А поскольку человеческий организм в общем и целом практически не отличается от организма собаки, то с человеком, стало быть, можно производить то же самое.

Подобные эксперименты проводили первые американские бихевиористы, используя маленьких детей. С помощью несложных манипуляций у ребёнка удавалось выработать отвращение и даже страх перед предметами, которые до этого его привлекали. Приобретённая ребёнком реакция потом сохранялась на всю жизнь, и потом человеку, ставшему взрослым, приходилось долго устранять последствия эксперимента с помощью профессиональных психологов.

Коллекционирование Павлова

Всю свою жизнь Иван Павлов был весьма увлечённым человеком и интересовался всем, что имеет отношение к живой природе. Он коллекционировал бабочек, жуков, растения, а также марки, произведения искусства. Насекомые составляли предмет его особого интереса. По его просьбе знакомые исследователи привозили ему из разных стран диковинных бабочек; мальчишки собирали для него гусениц, из которых он сам выращивал бабочек в лаборатории.

Множество знакомых также собирали для него марки. Однажды Павлову довелось встретиться с принцем Сиама, как тогда называли Таиланд. Учёный посетовал, что в его коллекции не хватает именно сиамских марок. Через несколько дней они были ему доставлены.

Достаточно обширно собрание картин Павлова. Учёный мог рассуждать о собранных произведениях живописи часами. При этом смысл картин он понимал по-своему и нередко рассказывал о них такое, чего в замыслах авторов, скорее всего, и не было.

Выдающиеся учёные труды

Вот основные научные работы Ивана Петровича Павлова:

Иван Павлов был первым, кто открыто назвал советский государственный режим фашизмом. И это он написал не где-нибудь, а в своём письме правительству от 1934 года. Во многих своих письмах он критиковал советскую власть и отмечал, что не признаёт её. Один из главных пороков советской власти, по его словам, заключался в том, что при ней государство неимоверно возвеличено, а человек не имеет никакой ценности. Такое государство, по его словам, долго не протянет.

Павлову также пришлось неоднократно развенчивать мифы, сложившиеся по поводу его религиозности. Павлов напоминал, что в бога он не верит. Он писал, что именно религиозное воспитание и обучение в семинарии сделали его атеистом в раннем возрасте, причём неверующими стали многие его однокашники. Наблюдая за религиозной жизнью, так сказать, изнутри, Павлов получил возможность увидеть все нестыковки и противоречия религиозного учения, всю его темноту и ограниченность.

Примечательно, что в советской идеологии имя Ивана Павлова приобрело культовый статус; однако истинный смысл многих его работ игнорировался, а его прямые последователи подвергались жестокой травле.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.