Дизартрия локализация поражения цнс при различных формах дизартрии

Существуют различные подходы к классификации дизартрии. В их основу положены принцип локализации мозгового поражения, степень понятности речи для окружающих, синдромологический подход. На основе принципа локализации мозгового поражения различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную (подкорковую) , мозжечковую, корковую формы дизартрии (О. В. Правдина и др. ).Классификация дизартриипо степени разборчивости речи для окружающих была предложена французским невропатологомЖ. Тардье (1968). Им было выделено 4 степени тяжести речевых нарушений у детей с церебральным параличом: 1) нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка; 2) нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; 3) речь понятна только близким ребенка; 4) речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка (четвертая степень нарушения звукопроизношения, по существу, представляет собой анартрию). Эта классификация очень удобна для использования учителями, воспитателями, психологами. Для логопедической работы, включающей дифференцированный массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, более удобнаклассификациядизартрии на основе синдромологического подхода, при которой выделяют спастико-паретическую, спастико-ригидную, гиперкинетическую, атактическую и смешанные формы дизартрии(И. И. Панченко, 1978) .В зависимости от ведущего неврологического синдрома выделяют следующие формы дизартрии:спастико-паретическая (ведущий синдром — спастический парез);спастико-ригидная (ведущие синдромы — спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности); гиперкинетическая (ведущий синдром — гиперкинезы) ;атактическая (ведущий синдром — атаксия).Когда в структуру речевого дефекта включаются различные синдромы, дизартрию характеризуют как смешанную. Это: спастико-атактическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и атаксия); спастико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и гиперкинезы); спастико-атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез, атаксия, гиперкинезы);атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — атаксия и гиперкинезы) .Клинические формы дизартрии.(Правдина О.В.) Бульбарная дизартрия.Характер поражения мозга. Одностороннее или двустороннее поражение периферических двигательных невронов (тройничного, лицевого, языко-глоточного, блуждающего и подъязычного). Патогенез: Избирательные вялые параличи мышц языка, губ, мягкого нёба и глотки, гортани, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных. Атрофии этих мышц, их атония (язык вялый, дряблый). Снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Расстройства любых движений в соответствующих группах мышц.Клинические симптомы. Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные звуки оглушены. Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости. Артикуляция гласных приближена к нейтральному гласному звуку. Артикуляция согласных упрощена. Речь замедлена, монотонна, резко утомляет больного.Псевдобульбарная дизартрия.Характер поражения мозга. Обязательно двусторонние поражения центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов. Патогенез(особенности двигательных расстройств). Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофии нет. Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). Глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Не редки насильственные смех и плач. Параличи всегда двусторонние, хотя возможно их значительное преобладание справа или слева. Наиболее расстроены: 1) произвольные движения и 2) самые тонкие движения кончика языка.Клинические симптомы. Голос слабый, сиплый, тембр речи гнусавый. Артикуляция гл. и согл. сдвинута назад. Артикуляция согласных упрощена и тоже сдвинута назад. Смычные согл. заменяются на щелевые. Артикуляция твердых согласных нарушается больше, чем мягких. Больной слышит свои дефекты произношения и активно старается их преодолеть. Однако его усилия приводят, как правило, к нарастанию гипертонии в парализованных группах мышц и, следовательно, к усилению патологических особенностей артикуляции.Подкорковая дизартрия.Характер поражения мозга. Различные поражения подкорковых ядер мозга и их нервных связей. Патогенез (особенности двигательных расстройств).Экстрапирамидные расстройства мышечного тонуса в виде гипертонии, гипотонии или дистонии. Изменение мышечного тонуса; нар-е степени напряж-ти мышц при воспроиз. оральной позы.Клинические симптомы.Расстройства речевой просодии: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра; звуковая сторона нар-ся; нар. внятность и членораздел. речи в целом.Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия.Характер поражения мозга. Одностороннее поражение постцентральных полей коры (их нижних отделов) доминантного. обычно левого полушария мозга. Патогенез (особенности двигательных расстройств).Апраксия кинестетического типа. Распад кинестетических обобщенных схем артикуляции шумовых признаков звуков в структуре слога с трудностями различения соответствующих артикуляционных укладов.Клинические симптомы. Голос и тембр речи не расстроены. В процессе речи заменяются шумовые признаки звуков признаки места образования (особенно язычных согласных), признаки способа образования (особенно аффрикат и шипящих), признаки твердости и мягкости.Эти нарушения артикуляции непостоянны, лабильны, вследствие чего замены звуков бывают неоднозначны (п— м, б - п, п - ф, п — т и др. ). Даже в тяжелых случаях кинестетической дизартрии тот или иной шумовой артикуляционный признак может искажаться не в 100% случаев. Ребенок-дизартрик слышит свои ошибки артикуляции и активно (под контролем слуха и кинестетических ощущений) пытается их исправить, что приводит к нарушениям плавности и замедлению речи.Кинетическая премоторная корковая дизартрия.Характер поражения мозга. Одностороннее поражение премоторных полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычно левого, полушария мозга. Патогенез (особенности двигательных расстройств).Апраксия кинетического типа. Распад временных обобщенных схем артикуляторного действия с напряженностью, замедленностью отдельных движений, распадом артикуляторных действий на составляющие их элементы; трудности переключении с одного элемента на другой, персеверации.Клинические симптомы.Голос звучный, тембр речи не нарушен. Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальные и конечные согласные нередко удлинены или толчкообразны. Характерны замены щелевых звуков на смычные. Переходные фазы артикуляции часто превращаются в самостоятельные звуки-вставки. Чрезмерная напряженность артикуляции косвенно приводит к усилению громкости голоса избирательному оглушению звонких смычных и реже щелевых согласных. Мозжечковая дизартрия.Характер поражения мозга. Поражение мозжечка и его связей с др. стр-рами.Патогенез:статич. и динамич. атаксия речевых движений. Статич – направл. на удерж. равновесия; динамич – при дв-нии.Клинические симптомы:Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с затуханием голоса к концу фразы. Пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный. Темп дв-ний замедленный, дв-ние языка неточные, с проявлениями гипер- или гипометрии. Выражена назализация большинства звуков.

Нарушение звукопроизношения при дизартрии наблюдается в различной степени и зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, в тяжелых – замены, пропуски, искажения, страдает темп, модуляция, выразительность, произношение мало понятно. При очень тяжелых поражениях ЦНС – речь становится невозможна из-за полного паралича речедвигательных мышц – анартрия.

Наблюдается при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых больных носят более выраженный очаговых характер. У детей связана прежде всего с частотой перинатальной патологии. Наиболее часто отмечается при ДЦП (65-85 %).

Патогенез: дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных экзогенных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Отмечают следующие причины:

  • Асфиксия и родовая травма
  • Поражение нервной системы при гемолитической болезни
  • Инфекционные заболевания нервной системы
  • Черепно-мозговые травмы

Реже отмечаются: нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Б.И.Бенькович Проблема сравнительного изучения клинико-фармакологических эффектов нейротропного действия основных групп психофармакологических препаратов, основанного на системном подходе, разработана крайне недостаточно. Динамика интегративных параметров соматоневрологического, вегетативного статусов и тесно сопряженных с ними в функциональном отношении характеристик психофизиологического .

Классификация

В зависимости от принципа, положенного в основу, выделяют различные классификации.

1. По принципу локализации с учетом неврологического подхода на основной уровень локализации поражения двигательного речевого аппарата:

  • Бульбарная
  • Псиевдобульбарная
  • Экстрапирамидная / подкорковая
  • Корковая
  • Мозжечковая

2. По синдромологическому подходу (И. И. Панченко) применительно к детям с церебральным параличом выделяют:

  • Спастико-паретическую (ведущий синдром – спастический парез)
  • Спастико-ригидную (ведущий синдром – спастический парез и тонические нарушения типа ригидности)
  • Гиперкинетическую (гиперкинезы)
  • Атактическую (атаксия)
  • Спастико-атактическую (спастический парез и атаксия)
  • Спастико-гиперкинетическую (спастический парез, гиперкинезы)
  • Атактико-гиперкинетическую (атакия, гиперкинезы)

3. Классификация по степени понятности речи для окружающих была предложена Тардье в 1968 году применительно к детям с ЦП:

— 1 степень – нарушение звукопроизношения выявляется только специалистом в процессе обследования ребенка;

— 2 степень – нарушение звукопроизношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих;

— 3 степень – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих;

— 4 степень – отсутствие речи Ии полная ее непонятность.

Формы дизартрии

Корковая дизартрия представляет собой группу расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговыми поражениями КГМ.

Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Выделяют 2 формы

Спастическая форма– отмечается выраженная спастичность артикуляционной и фонационной мускулатуры. Спастичность может преобладать над парезами арикуляционных мышц. Страдают движения языка вверх. Нарушается произношение переднеязычных звуков, для которых необходим этот подъем: [л, р, ш, ж, щ, д, т].

Паретическая форма – отмечается выраженный парез речевых мышц со значительной их слабостью и ограничением активных движений. Отмечает слабость лицевой, артикуляционной и жевательной мускулатуры. Язык широкий, вялый, распластанный, занимает всю ротовую полость. Его подвижность резко ограничена. Отмечается повышенная истощаемость речевой мускулатуры. Жевание ослаблено, выражена саливация. Язык пожжет отклоняться в сторону более паретичной половины. Речь с носовым оттенком, медленная, афоничная, затухающая, плохо моделируемая. Гипомимия и амимия лица.

Бульбарная дизартрия возникает при поражении ядер, корешков или периферических отделовVII,IX,X,XIIпар черепно-мозговых нервов.

Экстрапирамидная дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга.

Мозжечковая дизартрия связана с поражением мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно-мозжечковых путей.

34. Система коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии

35. Сравнительный анализ симптоматики дизартрии и дислалии

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

1. Наличие отягощенности анамнеза

Отмечается отягощенный анамнез (патологии внутриутробного развития, затяжные роды, асфиксия)

2. Особенности раннего психомоторного и речевого развития

Возможно задержка сложных локомоторных функций (ходьба к 1г.2мес).

Характерна моторная неловкость: неумение бегать, прыгать, держать ложку и т. д. Возможна PHH (первые слова к 1,5-2г; фраза к 2,5-3г)

3. Наличие неврологической симптоматики

Возможно заключение невролога о наличии ПЭП, синдрома двигательных нарушений, церебро-астенического синдрома…

4. Состояние речевого дыхания

Речевое дыхание поверхностное. Отмечается короткий речевой выдох и речь на вдохе.

5. Особенности просодической стороны речи

Возможны нарушения темпа речи (чаще замедленный), голоса (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, с назальным оттенком и т.п.)

6. Состояние артикуляционного аппарата:

Возможны отклонения в строении артикуляционного аппарата (короткая подъязычная связка, перавильный прикус и т. д.)

Нарушения носят неврологический характер: вялость, ограничение движений органов артикуляции, быстрое утомление, потеря точности движений, тремор, отклонение в сторону или вглубь языка, гиперкинезы, синкинезии, артикуляционные диспраксии

В первую очередь нарушаются сложные по артикуляции согласные звуки

Преобладают смешения и искажения звуков

Нарушаются как простые по артикуляции звуки, так и сложные

Большее число звуков, включая гласные

Преобладают искажения и пропуски (м/з и боковое произношение, озвончение и смягчении согласных

8. Структура дефекта

9. Варианта логопедических заключений

ОНР (III ур.р.р) у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами

10. Динамика преодоления дефекта

3-6 месяцев для коррекции ФД; 1 год — ФФН

Не менее 1 года коррекционной работы. Трудности постановки и автоматизации звуков, вероятность утраты навыков после прекращения занятий. Требуются комплексные мероприятия: логопедические занятия, медикаментозное лечение, ЛФК, логоритмика, занятия с психологом.

36. Обследование детей с дизартрией

Обследование детей с дизартрией строится на основе следующих принципов:

1. Принцип системного подхода подразумевает построение обследования с учетоvневрологичческой симптоматики и структуры речевого дефекта, выделения ведущего расстройста, соотнеснения речевой и неречевой симтоматики в структуре дефекта,определение сохранных механизмов речи.

2. Принцип комплексноститребует согласования действий логопеда, невролога, психоневролога, врача ЛФК.

3. Принцип соотнесения расстройств речевой моторики с общими двигательными нарушениями. Невролог помогает логопеду определить ведущий двигательный синдром и степень его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике. Отмечаются даже незначительные двигательные расстройства. Необходимо обратить внимание на общие моторные возможности и особенности функционирования рук.

4. Обследование проводится в рамках ведущей деятельности

5. Важность оценки общей психической реакции ребенка, его интеллектуального и эмоционального проявления.

6. Принцип динамичности наблюдения и изучения ребенка

Методы обследования:

  • Изучение медицинской и биографической документации (анамнез)
  • Наблюдение (в обычной жизни и в специально организованной ситуации)
  • Экспериментальный (естественный и психолого-педагогический)
  • Беседа с родителями и ребенком
  • Контроль (визуальный и тактильный)

Чем меньше ребенок, тем ниже уровень его речевого развития и тем большее значение имеет в диагностике анализ неречевых нарушений. Наиболее частыми первыми проявлениями дизартрии является наличие псевдобульбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорожденных. Слабость крика или его отсутствие, нарушение сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных рефлексов.

По мере роста ребенка в диагностике дизартрии все большее значение приобретают речевые симптомы:

  • Стойкие дефекты произношения,
  • Недостатки произвольных артикуляционных движений
  • Нарушение голосообразования и речевого дыхания
  • ЗРР

Особые сложности представляет диагностика стертых минимальных проявлений дизартрии. Среди основных критериев здесь можно назвать:

наличие слабовыраженных, но специфических артикуляционных нарушений

наличие синкенезий (движение нижней челюсти при движении языком вверх, движение пальцев рук при движении языка)

замедленный темп движений

трудности удержания позы

трудности переключения артикуляционных движений

стойкие нарушения звукопроизношения, трудности автоматизации поставленных звуков.

наличие просодических нарушений.

Обследуется моторика: общая, мелкая, артикуляционная. Отмечаются не только основные характеристики самих движений (их объем, плавность, темп, переключение, истощаемость…), но и точность, соразмерность движений, состояние мышечного тонуса в речевой мускулатуре, наличие гиперкинезов, состояние речевого дыхания, голоса, звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи.

37. Симптоматика дизартрии

Основными симптомами дизартрии являются:

Нарушение артикуляционной моторики

Нарушения речевого дыхания

Мелодико-интонационный расстройства (нарушение голоса)

1. Нарушение звукопроизношениязатрагивает не только согласные, но и гласные звуки.

2. Нарушение артикуляционной моторики.

Нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре:

спастичность артикуляционных мышц может быть локальной и распространятся на отдельные мышцы языка (оттянут кзади, спинка изогнута, кончик невыразителен).

Повышенный мышечный тонус круговой мышцы рта приводит к спастичному напряжению губ, к плотному смыканию рта. Артикуляционные движения ограничены.

гипотония– язык тонкий, распластанный, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, поэтому рот всегда открыт. Выраженная гиперсаливация (характерна мозжечковой дизартрии).

Особенность артикуляции – назализация. Нарушается произношение звуков, для которых необходима активная работа губ.

дистония– меняющийся тонус артикуляционных мышц. В покое низкий тонус, при попытке речи – тонус резко нарастает.

Ограниченная подвижность артикуляционных мышц. Нарушение артикуляционной моторки при дизартрии является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое нарушает мышечный тонус, наличием гиперкинезов, тремора. При поражении мышц губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков, ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, улыбнуться. Особенно ограничена подвижность языка. Отмечается недостаточный подъем кончика языка вверх (нарушаются шипящие [р, л] + мягкие варианты) Парезы височных мышц, жевательной мускулатуры, ограничение движений нижней челюсти. В результате нарушается модуляция голоса, его темпа.

Дискоординационные расстройства проявляются в нарушении точности и соразмерности движений. Особенно нарушается выполнение тонких дифференцировок.

Диспраксия – недостаточность артикуляционного праксиса –кинетическая икинестетическая.

Наличие насильственных (гиперкинезов) и сопутствующих(синкенезий)движений в артикуляции. Отмечаются подергивания языка, губ, иногда в сочетании с гримасами лица, тремор языка. Синкенезии могут наблюдаться и в скелетной мускулатуре. При движении языка могут возникать движения пальцев рук.

3. Нарушение речевого дыхания. При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется содержанием речи. В момент речи дыхание учащенное, после произнесения отдельных слов или слогов ребенок делает поверхностный судорожный вдох. Активный выдох укорачивается и происходит обычно через нос. У детей появляется тенденция говорить на вдохе, что нарушает координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

4. Мелодико-интонационные расстройства и нарушения голосасвязаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушения их мышечного тонуса и ограничения их подвижности. Спастичность может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок. Она нарушается также при паретичности мышц голосового аппарата. Сила голоса недостаточна.

Нарушения голоса крайне разнообразны и специфичны для разных ее форм. Голос слабый, тихий, иссякающийся в процессе речи. Нарушен тембр (глухой, назализованный, монотонный).

У детей с дизартрией может иметь место задержка темпов речевого развития, речевая инктивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи. При дизартрии наряду с речевыми выделяют неречевые симптомы. Это проявления бульбарного и псевдобульбарного синдрома в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенностей тонкой дифференцированной моторики пальцев рук. Диагноз дизартрия ставится на основе речевых и неречевых нарушений.

Причины дизартрии могут носить врожденный и приобретенный характер. У детей дизартрия часто бывает обусловлена причинами, действовавшими в пренатальном периоде жизни. К ним относятся:

· генетические синдромы, включающие органическую патологию ЦНС;

· повреждения головного мозга плода, обусловленные интоксикациями, гипоксией, инфекционными и вирусными заболеваниями, аутоиммунными реакциями материнского организма, травмами.

В натальном периоде факторами риска дизартрии являются:

В раннем постнатальном периоде к дизартрии приводят:

· гемолитическая желтуха новорожденных,

Приобретенная дизартрия является следствием:

· менингитов и энцефалитов;

· нарушений мозгового кровообращения;

· опухолей головного мозга.

В качестве патогенеза речевого расстройства при дизартрии выступают разнообразные неврологические симптомы, приводящие к нарушениям управления моторной стороной речи. Характерными неврологическими расстройствами являются:

при повреждении корковых моторных отделов головного мозга - апраксии (потеря способности контролировать организацию движения в пространстве или во времени);

при повреждении пирамидного пути – параличи (центральные спастические и периферические вялые);

при повреждении ствола – ригидность (резко выраженная спастичность), синкинезии (непроизвольные сопутствующие движения), оральные автоматизмы (непроизвольные сосательные, облизывающие движения, вытягивание губ, гримасничанье, смех, рыданье, стон);

при повреждении стриопаллидарной системы – гиперкинезы (хореический и атетоидный), дистония мышц; дискоординация работы отделов речевого аппарата, трудности автоматизации двигательных навыков.

при повреждении мозжечка – атаксии (нарушения равновесия с характерной дисметрией движений), гипотонус мышц, трудности автоматизации движений.

Симптоматика дизартрии у разных людей может быть представлена в разной степени - от полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики (стертой дизартрии). При этом характер нарушения речи варьируется в зависимости от клинической формы дизартрии.

В нашей стране признание получила топическая классификация приобретенной дизартрии Е.Н. Винарской. В этой классификации клинические формы дизартрий определены в соответствии с локализацией очага поражения в двигательной системе. В классификации выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая и корковые формы.

Классификации дизартрий у детей с церебральным параличом были даны в работах Л.А. Даниловой и И.И. Панченко.

Л.А. Данилова обнаружила у данной категории детей спастическую, гиперкинетическую и мозжечковую формы. Она отмечала, что в каждой форме можно выделить 3 степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую. Степени выделяются в соответствии с объемом расстройства звукопроизносительной стороны речи. Легкая степень – нарушено до 1/3 звуков, средняя – до 2/3 звуков, тяжелая – более 2/3 звуков.

И.И. Панченко предложила симптомологическую классификацию, выделив следующие формы:

1. Спастико-паретическая. Ведущий симптом – спастический парез, обусловленный поражением пирамидных путей. Форма характерна для детей со спастической диплегией.

2. Спастико-ригидная. Ведущее расстройство – сочетание спастических парезов с выраженными нарушениями тонуса, обусловленными поражениями ствола мозга. Эта форма проявляется у детей с двойной гемиплегией.

3. Гиперкинетическая. Ведущий симптом – гиперкинезы. Форма присуща детям с гиперкинетической формой ДЦП.

4. Атактическая (мозжечковая). Ведущее расстройство – атаксия. Проявляется у детей с атонически-астатической формой ДЦП.

И.И. Панченко отмечала, что преобладающими формами у детей с ДЦП являются смешанные: спастико-атактическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактико-гиперкинетическая, атактико-гиперкинетическая.

Е.М. Мастюкова представила характеристику корковой, псевдобульбарной, бульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой дизартрии. Автором выделены 3 варианта корковой дизартрии:

1) При поражении нижнего отдела передней центральной извилины, вызывающем избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата.

2) При поражениях нижних отделов постцентральной коры с характерными кинестетическими апраксиями.

3) При поражении нижних отделов премоторных областей коры с ведущими симптомами кинетической апраксии.

В псевдобульбарной дизартрии Е.М. Мастюкова выделила 2 формы: спастическую и паретическую, не акцентируя внимание на локализации поражения мозга при каждой из этих форм. В то же время автором даны критерии дифференциации данных форм с другими формами дизартрии. Так, отмечается, что при спастической псевдобульбарной дизартрии нарушение произношения носит более разлитой характер, чем при спастическом варианте корковой дизартрии. При паретической псевдобульбарной дизартрии, в отличие от бульбарной формы, преимущественно страдают произвольные движения на фоне сохранности непроизвольных. Автор справедливо указывает на необходимость дальнейших, более детальных исследований патогенеза и симптоматики дизартрии, особенно у детей.

В настоящее время в отечественной логопедической диагностике наиболее часто применяется классификация Е.Н. Винарской. В данной классификации представлены:

Бульбарная форма дизартрии обусловлена поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений – произвольных и непроизвольных. Так как поражение может носить очаговый характер, соответственно, из акта произношения исключаются те или иные мышцы. Такие поражения могут носить односторонний или двусторонний характер. Ограничения движений мышц приводят к стойким расстройствам произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых звуков может быть сужен до 2-3. Кроме того, при дизартрии в речи больных появляются дополнительные призвуки, вызванные нарушением регуляции слюноотделения, дополнительным мышечным напряжением в тех отделах, где движения возможны. В связи с этим внятность речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов в оральной области.

Псевдобульбарная форма дизартрии возникает при поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. Для такой локализации поражения характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В связи с этим в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точной дифференциации мышечных движений.

Мозжечковая дизартрия возникает при поражениях мозжечка. Характерными симптомами мозжечковой дисфункции являются расстройства координации. Пациент часто не может рассчитать силу движения, в связи с чем движения в начальной фазе излишне активны, а в конечной – недостаточны. Это проявляется и в речи. Обычно начало речевого высказывания слишком громкое, а окончание – тихое. Расстройства просодики выражаются в неспособности подчинить речевой поток интонационным ударениям, речь приобретает послоговой, "скандированный" характер.

Симптомом поражения мозжечка является гипотонус, который, наряду с координационными проблемами, определяет избирательное поражение или большую выраженность нарушений артикуляционно сложных звуков.

Координация является важным элементом экономичности движения, обеспечивающей его автоматизацию. Дефицит координации приводит к выраженным затруднениям автоматизации поставленных звуков.

Корковые дизартрии – следствие очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Для таких нарушений характерна дезорганизация сложных двигательных навыков. Иерархическая структура движения распадается, и все его элементы, по сути, уравниваются.

Соответственно локализации очага поражения корковые дизартрии разграничиваются на постцентральные и премоторные. Ведущими симптомами корковых дизартрий являются апраксии, т.е. потеря контроля за производством движения со стороны корковых анализаторов.

При постцентральной корковой дизартрии возникает кинестетическая апраксия, проявляющаяся в нарушении контроля за пространственной организацией движения. Для пациентов с кинестетической апраксией характерно неточное воспроизведение артикуляции. Так как слуховой контроль сохранен, пациент предпринимает повторные попытки правильного воспроизведения языковых единиц – "поиск" артикуляции.

Симптомом премоторной корковой дизартрии является кинетическая апраксия, т.е. потеря контроля за временной организацией движения. При этом нарушается плавность в переключении от одних элементов движения к другим. Характерны персеверации - застревание на отдельных элементах движений и повторные попытки плавного слитного произнесения.

Е.Н. Винарская представила также описание мезенцефально-диэнцефальной формы дизартрии, которая выражается в постепенно нарастающем акинетическом мутизме, т.е. потере речевой активности. Эта форма возникает при поражении неспецифических активирующих структур мозга – ретикулярной формации, гипоталамуса и некоторых других структур.

Для всех форм дизартрии характерна повышенная саливация.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 1413 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.