Для особенностей высшей нервной деятельности подростков не характерно

Врождённая рефлекторная деятельность.

У новорожденного уже существуют многочисленные рефлексы с вестибулярного аппарата. Прежде всего, это установочный лабиринтный рефлекс головы, установочный рефлекс с туловища на голову, и шейный тонический рефлекс. Эти рефлексы обычно исчезают в первом полугодии, и к концу 1-го года жизни ослабляются и пропадают. Стабилизация у ребёнка тонических рефлексов, а также установочных, обеспечивающих нормальное положение головы, поддержание позы, постепенно с выработкой вестибулярных рефлексов и с анализом вестибулярных сигнализаций может стабилизироваться ко 2-му месяцу жизни. У новорожденных наибольшей чувствительностью обладает слизистая часть лица и губ.

При рождении у ребёнка сохраняется рефлекс Бабинского. Этот рефлекс проявляется, если провести по подошве пальцем, то большой палец стопы отклоняется к тылу, а 4 – к подошве.

Хоботковый рефлекс. Он возникает при касании области рта.

Кроме того, существуют защитные рефлексы. К ним можно отнести мигательный и хватательный. У ребёнка в этот период существуют нистагмоидные движения. Слуховая система ещё не разработана, хотя начинает функционировать уже в первые часы после рождения. Она вначале носит общую реакцию, генерализованную. То есть, ребёнок не концентрирует своё тело на источник звука.

ВНД 1-го года жизни.

ВНД 1 – 3 года.

Начинает работать прошлый опыт. Ребёнок всё ещё продолжает совершать много манипуляций. При выработке временной связи существует много межсигнальных реакций, которые могут проявиться и в более позднем возрасте.

ВНД 3 – 6 лет.

Лет.

Это возраст начала обучения в школе. В этот период все процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью, несмотря на то, что все виды внутреннего торможения выражены хорошо. Однако, дети ещё затрудняются выполнить мелкие и точные движения, хотя этот навык совершенствуется быстро. Ещё недостаточно развиты механизмы активного внимания и сосредоточенности. Наступает быстрое утомление. Сам факт школьного обучения является стрессирующим и оказывает определённое действие на психику ребёнка. При чём развитие коры в этом возрасте приближается к развитию коры взрослого человека. Очень ярко проявляются типологические особенности ВНД. Дети этого возраста отличаются по силе, уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения. Несмотря на то, что все эти характеристики развиты ярко, ещё крайне рано говорить о типе сформированной ВНД ребёнка, ибо в процессе становления ВНД ещё всё может измениться.

ВНД в подростковом возрасте.

Подростковый возраст состоит из 2-х этапов, иногда их называют периодами. Период от 11-12 лет для девочек и 13-15 для мальчиков является первой фазой подросткового периода. Происходит половое созревание, повышается возбудимость ЦНС, ослабевают процессы торможения, повышается раздражительность, утомляемость, расстраивается сон. В условно-рефлекторной деятельности отмечается увеличение межсигнальных реакций. Ухудшается дифференцировка сигналов. Отмечается широкая иррадиация возбуждения по коре. Возрастают скрытые периоды условных реакций. Речь замедляется. Ответы становятся лаконичными, стереотипными. Трудно построить новые условные связи на слово. Почти невозможно словесную продукцию сделать красивой, наполненной определениями. Всё большую проблему представляет объём школьного материала для заучивания. Период 13-15 для девочек и 15-17 для мальчиков является второй фазой подросткового периода. Это наиболее критическая полоса в жизни подростка. Возможны проявления психической неуравновешенности. Наблюдаются резкие перепады от бурного восторга до депрессии. Появляется резко критическое отношение к окружающим. В поле зрения критики попадают обычно близкие люди: родители, учителя, друзья. Период чрезвычайной обидчивости, большая склонность к слезам, часты проявления вспыльчивости и негативизма. ВНД заканчивает своё формирование к 17-ти годам. Но это происходит не всегда, иногда явления инфантилизма проявляются резко, и становление всех параметров может длиться до 21 года и позже.

В связи с половым созреванием у подростков происходит гормональный сдвиг, оказывающий влияние на все системы и процессы, в т.ч. функциональное состояние коры больших полушарий. Уравновешенность возбуждения и торможения, имеющаяся во втором детстве, сменяется резким преобладанием возбуждения, главным образом за счет снижения торможения, его широкой иррадиацией, что проявляется в двигательной расторможенности, а иногда в нарушении адекватных реакций на условные раздражители.

Сила нервных процессов резко снижается, что приводит к быстрому развитию запредельного торможения под действием сильных раздражителей, к быстрой утомляемости подростков.

По сравнению с предыдущим возрастом затруднена выработка временных связей, и закрепление требует большего времени и усилий. Снижается также и скорость образования рефлексов 1-й и 2-й сигнальных систем.

Ослабляется тормозящее влияние коры больших полушарий на подкорковые образования, что может приводить к нарушению вегетативных функций: одышке, болях в области сердца, сосудистых реакциях. Ослабление коркового контроля приводит к ярким неконтролируемым эмоциям.

Ослабление всех видов условного торможения отрицательно сказывается на поведении подростков и их способности к обучению. Вследствие ухудшения дифференцировки подростки допускают грамматические ошибки, с трудом усваивают новые понятия. Ухудшение запаздывания приводит к тому, что подростки крайне нетерпеливы, не выдержанны. Снижение условного тормоза делает подростков мало восприимчивыми к запрещающим раздражителям, что приводит к негативизму в их поведении, слабой дисциплине и самодисциплине. Ослабление угасательного торможения проявляется в упрямстве, нежелании что-то менять, переделывать.

Динамические стереотипы вырабатываются медленнее, чем в предыдущем периоде, но из-за ослабления угасательного торможения отличаются большой прочностью. Навыки, умения, привычки, возникшие у подростков, сложно переделать. Поэтому так важно способствовать формированию у подростков стереотипов, способствующих сохранению здоровья, лучшей социальной адаптации и предупреждать развитие стереотипов негативных, в частности, вредных привычек (курение, употребление алкоголя и т.п.).

Деятельность второй сигнальной системы действительности ослабляется, условные рефлексы на словесные раздражители вырабатываются медленно, речь отличается лаконичностью, замедленностью, некоторые подростки не могут найти нужные слова, используют слова-паразиты.

В значительной степени описанные негативные изменения ВИД связаны с ухудшением кровоснабжения мозга, поскольку пубертатный скачок роста в 11—13 лет опережает рост и развитие вегетативных органов, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что приводит к дефициту кислорода в организме, к которому так чувствительны нейроны.

Окружающим подростка взрослым необходимо учитывать указанные особенности ВИД подростка при его воспитании, планировании объема учебной нагрузки и ее структуры.

В силу повышенной утомляемости подростки нуждаются в режиме дня, полноценном отдыхе и питании, пребывании на свежем воздухе, оптимальной физической активности.

К концу подросткового периода устанавливаются гармоничные взаимоотношения между корой и подкоркой, процессами возбуждения и торможения. После 15—17 лет ВИД считается созревшей.

Репрезентативные исследования (1290 человек: юноши, девушки, женщины и мужчины в возрасте 22-35 лет) свойств нервной системы (возбудимость, сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов) выполнили Л.М.Сухарева, К.Э.Павлович, Н. А. Бесстрашная [8].

Подростки обоего пола отличаются от взрослых более высокой возбудимостью нервной системы. У юношей снижение возбудимости до уровня взрослых мужчин происходит постепенно от 15 к 18 годам. У девушек в динамике этого свойства выявлены два критических периода: 16 лет, когда возбудимость резко повышается, и 19 лет, когда она вновь снижается почти до уровня взрослых женщин. Наибольшей возбудимостью характеризуются девушки 18-летнего возраста.

Уровень силы нервной системы у подростков обоего пола ниже, чем у взрослых, а юноши всех возрастов отличаются от девушек более высокими показателями этого свойства. Повышение силы нервной системы до уровня взрослых у юношей происходит в 18 лет, а у девушек - в 19 лет. Наиболее слабая нервная система у 17-18-летних девушек.

Подвижность нервных процессов (по показателям переработки зрительной информации) у подростков-юношей, включая и 18-летних, хуже, чем у взрослых мужчин; у подростков-девушек, напротив, лучше, чем у взрослых женщин. Возрастная динамика этого свойства у юношей протекает циклически, вследствие этого наихудшие показатели отмечаются в 16 лет. Возрастная динамика подвижности нервных процессов у девушек характеризуется постоянным снижением уровня от года к году.

В 15-16 лет показатели подвижности у юношей и девушек одинаковы; начиная с 17 лет подвижность нервных процессов у мужчин существенно выше, чем у женщин.

Подростки отличаются от взрослых и худшими показателями баланса нервных процессов, при этом показатели уравновешенности у юношей лучше, чем у девушек. У юношей всех возрастов прослеживается тенденция к преобладанию возбудительного процесса над тормозным; у девушек во всех возрастных периодах преобладает тормозной процесс, что вполне согласуется с отмеченной у них относительной слабостью нервной системы по возбуждению.

Наилучшие показатели баланса нервных процессов у юношей отмечаются в 16 и 18 лет, у девушек - в 15 лет, наихудшие - у девушек 16-18 лет и у юношей 17 лет.

6.9.4.Основные положения по формированию типологических особенностей внд детей

С помощью направленного отбора можно вывести животных с определенными особенностями поведения. Наследственные свойства (подвижность) были доказаны специальными исследованиями В.К.Федорова: он вывел животных чистых линий с высокой и низкой подвижностью. Эти эксперименты, а также изучение типологических свойств у однояйцовых близнецов позволили заключить, что у животных и людей темперамент относительно устойчив, однако направленными воздействиями воспитательного и природного характера его можно изменить.

Мы не склонны переоценивать эти экспериментальные данные, полученные на животных. Однако наблюдения за развитием детей и исследования на животных свидетельствуют о том, что условия жизни ребенка, его воспитание, трудовая деятельность, физкультура и спорт, рациональное питание, режим труда и отдыха играют весьма важную роль в формировании типологических особенностей нервной системы.

Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) заботы о них, когда не только выполняется, но даже предупреждается каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже необоснованная и нецелесообразная просьба; исключение из жизни ребенка трудностей, лишение его посильных забот, отсутствие условий для приобретения трудовых навыков способствуют формированию поведения, свойственного слабому типу ВНД.

Противоположностью является чрезмерно суровое и холодное воспитание, базирующееся на неукоснительном выполнении обязанностей и соблюдении правил поведения, диктуемых родителями. Ребенок с врожденным сильным типом ВНД в подростковом возрасте становится неуправляемым и несдержанным бунтарем, проявляя склонность к асоциальным поступкам как форме протеста против авторитарных методов воспитания. У детей более слабого типа ВНД формируется безвольная, безынициативная ущербная личность с соответствующими характерологическими особенностями поведения.

Наиболее рациональный способ воспитания сочетает в себе достаточность заботы, внимания, теплоты к ребенку с поощрением активной деятельности и созданием условий для проявления инициативы, привлечением к трудовой деятельности, занятиям физической культурой. При этом воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, фактически с момента рождения. Воспитание с предъявлением ребенку посильных задач, обучение преодолению трудностей, вовлечение в игры способствуют формированию черт, свойственных сильному типу ВНД. Активная жизненная позиция, выработанная с раннего детства, увлеченность делом, большая умственная и умеренная физическая активность сохраняют сильный тип нервной системы на протяжении всей жизни, поддерживают высокую работоспособность человека, делают организм более устойчивым к различным заболеваниям, значительно увеличивают продолжительность жизни и период активной деятельности!

Типологические варианты личности детей

С помощью психологических методов (наблюдениеза поведе­нием учащихся в школе, индивидуальная беседа, характеристика ' педагогов, модифицированный детский личностный вопросник Кетелла) Э.М.Александровская и И.Н.Гильяшева (1985) выдели­ли шесть основных типологических вариантов личности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Всего было обследова­но 269 детей, обучавшихся в массовой школе. Исследовали сле­дующие свойства личности: общительность, интеллект, уверен­ность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, добросовестность, социальная смелость, чувствительность, тре­вожность, самоконтроль, напряженность.

Основными типологическими вариантами личности оказались следующие.

Гармоничный тип (около 36%). Дети этой наибольшей по чис­ленности группы легко учатся и не испытывают трудностей в, школе. Обследование по детскому личностному вопроснику вы- 1 являет у них наряду с достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций такие личностные свойства, как общительность, уверенность в себе, высокий самоконтроль, добро­совестность, отсутствие тревожности. Эта группа делится на две подгруппы, отличающиеся уровнем возбудимости: детям I под­группы (около 26%) свойственна уравновешенность, детям II под­группы (около 10%) - ярко выраженная моторная активность. Практическая направленность этих школьников проявляется в эффективном овладении учебной деятельностью, стремлением к хорошим результатам. Сочетание перечисленных свойств пред­ставляет собой устойчивую структуру личности, которая обеспе­чивает им быструю адаптацию.

Конформный тип (около 12%). В поведении школьников прояв­ляются сильная зависимость от ситуации, стремление соответство­вать окружению. Высокая школьная мотивация, потребность по­ступать согласно предъявляемым нормам определяют их направ­ленность на учебную деятельность. По данным тестового обследования, они достаточно общительны, уверены в себе, добро­совестны, имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревож­ности и напряженности. Характерной особенностью детей с кон­формным типом личности является недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет усвоение учебной программы.

Доминирующий тип (около 10%). Отличительной особенно­стью этих учащихся является стремление к самостоятельности, доминированию, самоутверждению. Они общительны, активны, уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Практическая направленность этих школьников проявля­ется особенно ярко в организации детских игр. Сочетание высо­кой активности и низкого самоконтроля создает трудности адап­тации, связанные с усвоением школьных норм поведения.

Чувствительный тип (около 14%). Эти дети робки и застенчи­вы, хотя дружеские связи стойкие с теми, к кому привыкли. Учат­ся старательно, прилежно. Доминирующим свойством, по данным тестового обследования, является чувствительность, которая со­четается с такими качествами, как общительность, добросовест­ность, высокий самоконтроль, зависимость.

Тревожный тип (около 10%). Для этих детей характерны край­няя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатли­тельность; их действия отличают излишнее волнение, тревож­ность. Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень тревожности сочетается у них с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов.

Ведущей направленностью для детей, имеющих чувствитель­ный и тревожный типы формирования личности, является обще­ние. Именно эта деятельность служит источником получения эмо­ционального подкрепления, столь необходимого для них. Ожида­ние положительной оценки своих действий и поступков со стороны окружающих определяет трудности в сфере взаимоот­ношений. Зависимость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из них усвоение учебной программы.

Интровертированный тип (около 18%). Отличительной осо­бенностью этих школьников является направленность на познава­тельную деятельность. Высокий уровень развития интеллекта со­четается у них с пониженным контролем за окружающей действи­тельностью. Тестовое обследование выявляет у них замкнутость, неуверенность в себе, социальную робость, низкий самоконтроль. В то же время у них отмечаются возбудимость, тревожность, на­пряженность. Школьников с данным типом формирования лич­ности можно разделить на две подгруппы, отличающиеся уровнем общей активности. Дети пассивного варианта (около 6%) выде­ляются бедностью мотивационной сферы, отсутствием инициа­тивности. Одиночество, отгороженность от окружающих, повы­шенная чувствительность способствуют появлению затруднений, как в освоении социальных норм, так и при установлении контак­тов и в итоге приводят к конфликтной, субъективно-трудной си­туации пребывания в школе.

Среди детей спатологическими формами выделяется особая группа школьников синфантильным типом формирования личности. Отмечаемая у них задержка психического развития находит отражение как в незрелости мотивационно-потребностной сферы, так и в интеллектуальных нарушениях. Их отличительной осо­бенностью является направленность на игру. Выделяются 2 вари­анта развития детей с инфантильным типом личности: 1) моторно-расторможенные дети, для которых характерны повышенная возбудимость, склонность к риску, низкий самоконтроль; 2) апа­тичные дети. Психотравмирующая ситуация, связанная с несо­стоятельностью этих детей в условиях массовой школы, определя­ет их уход в игру, что является своеобразной формой компенса­ции. Подобное поведение приводит к нарушению адаптации и способствует еще большему отставанию в развитии.

Следует, однако, заметить, что физиологической основой формирования типологических вариантов личности, как нам представляется, являются сила, уравновешенность и подвиж­ность процессов возбуждения и торможения, подробно изучен­ных И.П.Павловым в экспериментах на животных. Важную роль в формировании этих свойств нервной системы играет сре­да (условия труда и отдыха, обстановка в семье и коллективе и т.п.), особенно в раннем онтогенезе.

Репрезентативные исследования (1290 человек: юноши, девуш­ки, женщины и мужчины в возрасте 22-35 лет) свойств нервной системы (возбудимость, сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов) выполнили Л.М.Сухарева, К.Э.Павлович, Н. А. Бесстрашная [8].

Подростки обоего пола отличаются от взрослыхболее высокой возбудимостью нервной системы. У юношей снижение возбудимо­сти до уровня взрослых мужчин происходит постепенно от 15 к 18 годам. У девушек в динамике этого свойства выявлены два крити­ческих периода: 16 лет, когда возбудимость резко повышается, и 19 лет, когда она вновь снижается почти до уровня взрослых женщин. Наибольшей возбудимостью характеризуются девушки 18-летнего возраста.

Уровень силы нервной системы у подростков обоего пола ниже, чем у взрослых, а юноши всех возрастов отличаются от девушек более высокими показателями этого свойства. Повышение силы нервной системы до уровня взрослых у юношей происходит в 18 лет, а у девушек - в 19 лет. Наиболее слабая нервная система у 17-18-летних девушек.

Подвижность нервных процессов (по показателям переработки зрительной информации) у подростков-юношей, включая и 18-летних, хуже, чем у взрослых мужчин; у подростков-девушек, на­против, лучше, чем у взрослых женщин. Возрастная динамика этого свойства у юношей протекает циклически, вследствие этого наихудшие показатели отмечаются в 16 лет. Возрастная динамика подвижности нервных процессов у девушек характеризуется по­стоянным снижением уровня от года к году.

В 15-16 лет показатели подвижности у юношей и девушек оди­наковы; начиная с 17 лет подвижность нервных процессов у муж­чин существенно выше, чем у женщин.

Подростки отличаются от взрослых и худшими показателями баланса нервных процессов, при этомпоказатели уравновешенно­сти у юношей лучше, чем у девушек. У юношей всех возрастов прослеживается тенденция к преобладанию возбудительного про­цесса над тормозным; у девушек во всех возрастных периодах преобладает тормозной процесс, что вполне согласуется с отме­ченной у них относительной слабостью нервной системы по воз­буждению.

Наилучшие показатели баланса нервных процессов у юношей отмечаются в 16 и 18 лет, у девушек - в 15 лет, наихудшие - у де­вушек 16-18 лет и у юношей 17 лет.

| следующая лекция ==>
Типы ВНД | Основные положения по формированию типологических особенностей ВНД детей

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

5.6. Типологические особенности нервной системы у детей

Н.И.Красногорский (1954 год), изучая особенности ВНД детей, дополнил классификацию типов ВНД И.П.Павлова, учитывая не только свойства нервных процессов, а также взаимоотношения коры больших полушарий и подкорковых структур, первой и второй сигнальных систем.

1. Сильный оптимально возбудимый, уравновешенный — "быстрый" тип. Для детей этого типа характерна функционально сильная кора больших полушарий и подкорковых структур, уравновешенность первой и второй сигнальных систем. Дети обладают сильной нервной системой, высокой работоспособностью, уравновешенностью нервных процессов, высокой эмоциональной устойчивостью. У них достаточно легко и быстро вырабатываются условные рефлексы, они быстро усваивают новый материал, а усвоенное характеризуется большой прочностью. Дети охотно участвуют в работе разнообразного характера, работают в достаточно быстром темпе с хорошим качеством, легко переключаются с одного вида деятельности на другой вид. Во время ответов у доски, при выполнении контрольных работ, на экзаменах они уверены в своих знаниях, возможностях и волнуются в меньшей степени, чем дети с инертным или слабым типами нервной системы.

Речь у детей быстрого типа хорошо развитая, выразительная, эмоциональная с большим словарным запасом. Они достаточно быстро адаптируются в новой незнакомой обстановке, способны принимать волевые решения, быть лидерами. Учащиеся с таким типом ВНД легко поддаются воспитанию, они являются первыми помощниками учителя.

Речь у детей медленного типа неторопливая, медленная, без резко выраженных эмоций, мимики. Отвечают медленно, долго обдумывают ответ, может создастся ложное впечатление, что они не знают материал и, если учитель нетерпелив, могут совсем отказаться отвечать.

При выполнении контрольной работы, самостоятельных заданий большое внимание уделяют проверке выполненного, исправлению ошибок. Они заранее планируют новую работу, принимаются за нее только после полного завершения предыдущей работы. Дети с таким типом нервной системы тяжело переносят резкое изменение обстоятельств, обстановки, труднее адаптируются к новым условиям жизни.

3. Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный — "безудержный" тип. У детей с таким типом ВНД подкорка, эмоции не всегда контролируются корой больших полушарий , особенно в трудных ситуациях. Возбуждение преобладает над торможением, первая сигнальная система — над второй сигнальной системой.

Детей безудержного типа не смущают неожиданные вопросы учителя, ответы у доски. При выполнении контрольной работы, сдаче экзаменов, у них можно не заметить особого волнения, растерянности. Они самоуверенны и нередко переоценивают свои знания, возможности.

Речь у детей этого типа быстрая, громкая, неровная, с выкриками (особенно в начальном и среднем звене), излишней мимикой, жестикуляцией. Такие дети л егко адаптируются в новой обстановке, любят быть лидерами, быть всегда в центре внимания. В силу преобладания процессов возбуждения у них наблюдается неровность в поведении, частые срывы, они плохо подчиняются дисциплине, в спорах нередко держат себя вызывающе и агрессивно. Любое замечание, отрицательная оценка их действий вызывают: либо повышенное эмоциональное состояние с попыткой доказать несправедливость замечания, либо наоборот — торможение , они как бы "выключаются", перестают работать. Воспитание этих детей представляет определенные трудности для родителей и педагогов.

4. Слабый, пониженно возбудимый тип . Дети с таким типом характеризуются сниженной деятельностью коры больших полушарий и подкорковых структур . Слабой нервной системе свойственна высокая чувствительность и ранимость. Дети со слабым типом ВНД застенчивы, легко тормозимы, не переносят длительных и сильных раздражений, быстро утомляются. У них пониженная двигательная активность, стараются быть в стороне от других детей. Образование условных рефлексов (усвоение материала) у них замедлено, требует частого подкрепления, то есть характеризуется невысокой прочностью. Они не могут быстро включаться в деятельность, переключаться на другой вид работы.

В силу высокой чувствительности нервной системы им сложно включиться в работу после неудачного ответа, резкого замечания, реплики учителя или одноклассника. Они не могут сосредоточиться в шумной обстановке, перестают работать, впадают в застойное тормозное состояние. Дети с таким типом ВНД имеют заниженную самооценку, они не уверены в себе, своих знаниях, возможностях, теряются при ответах, особенно у доски, на экзаменах.

Речь у детей очень тихая, медленная, не выразительная, монотонная, с малым словарным запасом, они стараются говорить простыми предложениями. Они с трудом сходятся с другими детьми, теряются в незнакомой обстановке, не могут показать себя с лучшей стороны, не могут принимать самостоятельных решений, с большим трудом адаптируются при резкой смене условий жизни, нередко у них в этой ситуации возникают функциональные расстройства ВНД — неврозы . Но в знакомой доброжелательной обстановке они выполняют все, что от них требуется.

"Чистых" типов ВНД у здоровых детей и подростков (как и у взрослых) практически не выявляется: в каждом ребенке в зависимости от ситуации обнаруживаются в разной степени черты других типов, но черты какого-то одного преобладают и определяют тип. ВНД.

Различия в свойствах нервных процессов определяют разные функциональные возможности детей и последующий выбор ими профессии. Поэтому родителям и педагогам, закладывающим у детей основы знаний, нужно знать типологические особенности ВНД для индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

И хотя тип ВНД определяется наследственностью, немаловажную роль играет и воспитание, так как в силу большой пластичности нервной системы в детском возрасте ( способности ЦНС к перестройке) свойства нервных процессов под влиянием длительных внешних воздействий в той или иной степени могут изменяться .

Особенности учебно-воспитательной работы с учащимися разных типов ВНД. У детей с безудержным типом нервной системы нужно усиливать процессы торможения: останавливать их при чрезмерном проявлении эмоций, учить их контролировать себя, воспитывать у них выдержку. Необходимо у чить их кропотливо, последовательно, неторопливо выполнять задания. На уроках для меньшего отвлечения этим учащимся необходимо разнообразить виды деятельности.

У учащихся с медленным типом нужно развивать быстроту реакции, подвижность нервных процессов, не оставлять их без внимания. В работе с ними нежелательно: требовать быстрых ответов на неожиданные вопросы, спрашивать в начале урока, потому что они медленно отвлекаются от предыдущей работы. Не следует сразу после объяснения учителя спрашивать новый материал. Лучше дать им возможность позаниматься дома и спросить на следующем уроке.

В процессе индивидуального развития, в связи с постепенным созреванием нервной системы, проявления ее индивидуально-типологических различий имеют свои особенности. Можно предполагать, что в формировании основных свойств нервной системы и типов ВНД в пренатальном периоде развития большое значение имеют наследственные факторы, а в постнатальном периоде развития – влияние окружающей среды. При этом наследственность определяет границы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что то или иное свойство нервной системы может быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания.

Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня развития, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД. Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Н.И.Красногорский, изучив специфику проявления в детском возрасте свойств силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, а также взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры и подкорковых образований, выделил четыре типа ВНД:

1.Сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый – сангвинический тип, характеризующийся быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией. Подкорковая условно-рефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой, поэтому они отличаются хорошим поведением и, как правило, не представляют трудности в воспитании.

2. Сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный тип. Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции. Речь правильная, с достаточным словарным запасом, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.

3.Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный – холерический тип. Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении. Речь быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями. Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.

4.Слабый, понижено возбудимый – меланхолический тип.Характерна пониженная возбудимость и коры и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно; они неустойчивы. Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиямобучения, к изменениям вообще. Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

При этом в младшем школьном возрасте даже у представителей первых двух групп зачастую наблюдается неполная уравновешенность нервных процессов с некоторым преобладанием возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения, что определяет повышенную реактивность детей.

Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека.

ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.

Со 2-го месяца жизни образуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.

Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время – прием пищи, время сна и др.).

Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.

К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы – кора больших полушариев.

Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.

Типологические особенности ВНД ребенка. Н.И. Красногорский, изучая ВНД ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием прочных условных рефлексов. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.

Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее и прочность их меньше. Дети этого типа быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.

Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь быстрая с отдельными выкрикиваниями.

Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания, но пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа ВНД. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.