Дубынин физиология центральной нервной системы

Курс был использован в написании фантастической книги автором этого сайта. Автор курса, Дубынин Вячеслав Альбертович, ничего об этом не знает и соответственно не виноват в неверном отображении контекста или деталей информации.

К любому упоминанию в книге сведений из курса следует относиться как к вольной интерпретации. Собственно сейчас любые книги, а особенно новости, в том числе новости науки это бесконечные искажения реальности.

УЧЕБА и НАУКА / Физиология ЦНС Вячеслава Дубынина


Курс Физиология Центральной нервной системы (ЦНС) в проекте Открытое образование (раздел курсы МГУ ).
автор курса Дубынин Вячеслав Альбертович.

(страница создана 01.06.2018, отредактирована 28.06.2018, Шаройко Лилия Витальевна, студентка, сдавшая курс в июне 2018 года) сертификат с отличием

Таблица имеет смысл наверняка не для всех и только тогда, когда материал уже в голове поместился в процессе просмотра лекций, работы с презентациями и ответов на тестовые вопросы в системе..Начинать с нее - лучше не надо.Она не закончена и возможно будет не закончена, а удалена. Так как есть очень сильные сомнения, что так можно поступать по отношению к Дубынину, этому курсу и проекту Открытого образования вообще.Возможно каждый должен сделать свою собственную таблицу для себя исходя их своего индивидуального строения мышления. Висит она здесь так как просмотров ее вряд ли будет много при моей посещаемости сайта и вряд ли она окажет какое-то влияние на работу этого курса.

Порядок действий Дубынин устроил так - вначале появляется лекция, каждую среду, в следующий за этой средой понедельник появляется презентация, позволяющая увидеть материал лекции в сконцентрированном виде. Мне это очень сильно помогало выбрать главное. Я на вопросы отвечала после просмотра всех частей лекции (каждая разбита на 4 части по 17-15 минут и дается один вопрос к каждому кусочку и пять тестовых по лекции как целому. Хотя конечно по презентациям найти ответы проще, но это путь, который не дает работы мышлению и тогда придется потом пытаться загрузить весь курс целиком одномоментно, что, мягко говоря, не очень легко. Вопросы мне давали возможность увидеть какого именно слона я не заметила в этот раз и взглянуть на свое понимание с совершенно разных ракурсов. Так как Вячеслав Альбертович преподает именно физиологию механизмов мышления, то он знает как это работает. Курс на мой вкус создан и структурирован и упакован даже самым оптимальным образом для восприятия запоминания на мой вкус просто великолепно. По сравнению с астрономией, которую я учила и сдавала парралельно он сложен, но возможно это связано с тем что здесь информация для меня была на 90% новой, а в астрономии на 60-70% уже известной.

Сама структура курса состоит из 12 лекций и трех семинаров.Описание лекций, созданное их автором в презентациях выглядит так
Лекция 1. Нейрон и цепи нейронов. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Краткая функциональная характеристика спинного мозга и основных отделов головного мозга.
Лекция 2. Химический состав живых организмов. Структура и разнообразие белков. Внутреннее строение нейронов. Потенциал покоя нервных клеток.
Лекция 3. Потенциал действия нервных клеток, его фазы и порог запуска. Свойства электрочувствительных Na+ - и К+ -каналов. Проведение ПД, роль глиальных клеток. Пейсмекеры. Местные анестетики. Электрические синапсы.
Лекция 4. Химический синапс. Жизненный цикл медиатора: синтез, выброс в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами, инактивация. Постсинаптические потенциалы и запуск ПД. Вторичные посредники. Агонисты и антагонисты.
Лекция 5. Ацетилхолин (Ацх), его синтез. Никотиновые и мускариновые рецепторы, их антагонисты. Нервно-мышечный синапс. Роль Ацх в ВНС и ЦНС. Никотиновая зависимость. Ацх-эстераза и ее блокаторы.
Лекция 6. Норадреналин (NЕ), его синтез. Типы адренорецепторов, их агонисты и антагонисты. Симпатичес- кие эффекты NЕ (регуляция функций внутренних органов). NЕ в головном мозге: роль голубого пятна. NЕ, адреналин и реакция на стресс.
Лекция 7. Глутаминовая кислота и ГАМК – главные медиаторы ЦНС: синтез, типы рецепторов, инактивация. Нарушение баланса медиаторов-аминокислот как причина отклонений в деятельности мозга. Ноотропы, транквилизаторы, снотворные и антиэпилептические препараты. СДВГ.
Лекция 8. Дофамин: синтез, типы рецепторов. Черная субстанция; паркинсонизм и его лечение. Шизофрения и нейролептики. Психомоторные стимуляторы. Серотонин: периферические и центральные эффекты. 5-НТ-рецепторы, их разнообразие и функции. МАО и антидепрессанты.
Лекция 9. Глицин и гистамин – медиаторы ЦНС. Энкефалины и опиоиды. Субстанция Р, регуляторные пептиды. Аденозин и кофеин. Каннабиноиды. Факторы роста нервов. Мозг и алкоголь.
Лекция 10. Продолговатый мозг и мост: дыхательный и сосудодвигательный центры; проведение вкусовых, слуховых и вестибулярных сигналов. Центры сна и бодрствования, стадии сна. Средний мозг и ориентировочный рефлекс. Экстрапирамидные тракты. Гипоталамус и терморегуляция.
Лекция 11. Гипоталамус и гипофиз: нейроэндокринная регуляция. Либерины, статины, тропные гормоны. Влияние гормонов на функции ЦНС. Гипоталамус и миндалина: биологические
Лекция 12. Центры подкрепления, прилежащее ядро. Кора больших полушарий: механизмы обучения; гиппокамп. Миндалина, ассоциативная лобная кора, поясная извилина: запуск и оценка результатов поведения. Ассоциативная теменная кора. Центры речи и мышления. потребности. Центры голода, жажды, полового и родительского поведения, страха, агрессии.

Теперь моя таблица В ней есть три ссылки на презентации, они могут показать как такая презентация выглядит, но конечно это только часть каждой лекции, эти слайды Дубынин использует в лекциях, он вообще на экране там появляется не часто, в основном поверхность экрана - это сменяющие друг друга слайды.

названия медиаторов и параметры работы нейронов, синапсов, ПП и ПД

Ацетилхолин (лекция 5) Норадреналин (NE) (лекция 6) ГАМК (гамма аминомасляная кислота) и Глутамат(Glu (лекция 7)

Дофамин (DA) и Серотонин (5-HT)
(Лекция 8 )

Источник появления медиатора в теле

пища, какая именно


Дубынин Вячеслав Альбертович (1961) — профессор, доктор биологических наук.

Работает ведущим научным сотрудником кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1995 года является доцентом, а затем профессором Института молодежи — МГСА — МосГУ.

Ведет активную преподавательскую деятельность на биологическом, медицинском и психологическом факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова, а также на психологических факультетах ряда высших учебных заведений Москвы (МНЭПУ, Институт современной экономики, Институт аналитической психологии и др.).

Дубынин А.В. подготовил и читает для студентов-психологов вечернего отделения МосГУ следующие дисциплины: анатомия центральной нервной системы; физиология центральной нервной системы; физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем.

Имеет более 100 опубликованных в российской и зарубежной печати научных работ, относящихся к различным областям физиологии мозга и нейрофармакологии.

Книги (5)

Лекция 1. Мозг: общие принципы; центры потребностей
(Обзор строения и функций мозга человека. Общая классификация биологических потребностей).
Лекция 2. Мозг и голод (почему нас радует еда).
Лекция 3. Мозг и новая информация (почему мы так любопытны).
Лекция 4. Мозг и страх.
Лекция 5. Мозг дети и родители.
Лекция 6. Мозг любовь, секс, привязанность.

Соавтор: Каменский А.А.

Монография состоит из введения, 10 глав, заключения и списка литературы. Первые две главы посвящены общей характеристике опиоидной системы мозга, а также истории открытия и начальному периоду изучения бета-казоморфинов — опиоидных пептидов пищевого (молочного) происхождения. Следующие разделы обобщают собственные исследования авторов, выполненные в 1994-2009 гг. при поддержке РФФИ. Главы 3-6 содержат информацию о способности бета-казоморфинов снижать болевую чувствительность, двигательную активность, проявления тревожности и депрессивности, а также воздействовать на обучение экспериментальных животных разного возраста.

В главах 7-10 проанализированы последствия хронического введения пептидов этой группы новорожденным и их влияние на материнско-детские взаимоотношения. Впервые показано, что бета-казоморфины могут оказывать отставленное (недели и месяцы) действие на поведение детенышей крыс и некоторые нейрохимические параметры их мозга.

Соавтор: Добрякова Ю.В., Танаева К.К.

В монографии рассматриваются собственные и литературные данные, характеризующие нейроанатомические и нейромедиаторные основы материнского поведения и материнской мотивации; особое внимание уделяется вкладу дофаминергической и опиоидной систем мозга. Авторы анализируют различные экспериментально вызванные нарушения материнского поведения, в том числе развитие состояния послеродовой депрессии.

Рассматриваются фармакологические постнатальные модели послеродовой депрессии, модель пренатального нейротоксического воздействия вальпроата, а также генетическая модель (крысы линии WAG/Rij). Обосновываются и обсуждаются возможности и конкретные пути направленной фармакологической коррекции состояния послеродовой депрессии.

Книга адресована, в первую очередь, специалистам-физиологам и фармакологам, а также всем биологам, медикам, психологам, интересующимся физиологическими основами и механизмами материнского поведения

Соавтор: Фонсова Н.А.

Настоящее пособие дает базовые сведения об устройстве организма человека, анатомии и физиологии нервной системы.

В пособии приводятся наиболее употребительные латинские понятия, дан краткий латинско-русский словарь, глоссарий с основными биологическими терминами. Для проверки полученных знаний в приложении помещены тесты.


  • 13 недель

3 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

  • О курсе
  • Формат
  • Требования
  • Программа курса
  • Результаты обучения
  • Направления подготовки

О курсе

Курс дает представление о базовых понятиях физиологии центральной нервной системы (ЦНС), достижениях и практической значимости этой области биологической науки. Курс включает сведения о современных методах изучения ЦНС; информацию, характеризующую строение и свойства мозга человека и животных на различных уровнях организации (синаптическом, клеточном, нейросетей, макроструктурном). В ходе курса слушатели узнают о вкладе нейронов, медиаторных систем, различных областей и структур ЦНС в реализацию физиологических и психологических процессов разной степени сложности в норме и при ряде нарушений (вегетативная и нейроэндокринная регуляция, организация движений, патологические процессы, формирование зависимостей и др.).
В структуре курса можно выделить разделы и темы, посвященные:
• общим вопросам физиологии ЦНС (базовые принципы электрической и синаптической активности нервных клеток);
• функционированию важнейших нейромедиаторов, а также свойствам соединений, изменяющих состояние нейромедиаторных систем (введение в психофармакологию);
• деятельности основных структур ЦНС (спинной мозг, средни мозг, гипоталамус, большие полушария и т.д.);
• работе ключевых функциональных блоков ЦНС (память, эмоции, потребности, принятие решений и др.).

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов. Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развернутые ответы, подкрепленные примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.

Требования

Курс является общеобразовательным, требует лишь базовых биологических знаний и рассчитан на широкую аудиторию слушателей. Имеются в виду, прежде всего, студенты (бакалавры, магистры, специалисты), учебные планы которых включают дисциплины, связанные со строением и функционирование нервной системы – биологи, психологи, медики, педагоги и др. Предлагаемые материалы будут полезны также преподавателям вузов и учителям биологии средних школ. Наконец, курс способен привлечь внимание всех, кто интересуется деятельностью мозга (и круг таких пользователей Интернета растет изо дня в день).

Программа курса

Тема 1. Нервная клетка. Цепи и сети нейронов ЦНС. Рефлекторная дуга. Краткая характеристика основных отделов ЦНС и их функций
Тема 2. Химический состав живых организмов. Структура и разнообразие белков. Внутреннее строение нейронов. Потенциал покоя нервных клеток.
Тема 3. Потенциал действия нервных клеток, порог запуска и фазы. Свойства электрочувствительных Na+ и К+-каналов. Проведение ПД, роль глиальных клеток. Пейсмекеры; местные анестетики; электрические синапсы.
Тема 4. Химический синапс. Жизненный цикл медиатора: синтез, выброс в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами, инактивация. Постсинапти-ческие потенциалы и запуск ПД. Вторичные посредники. Агонисты и антагонисты медиаторов.
Тема 5. Ацетилхолин (Ацх), его синтез. Никотиновые и мускариновые рецепторы, их антагонисты. Нервно-мышечный синапс. Роль Ацх в ВНС и ЦНС. Никотиновая зависимость. Ацх-эстераза и ее блокаторы.
Тема 6. Норадреналин (NЕ), его синтез. Типы адренорецепторов, их агонисты и антагонисты. Симпатические эффекты NЕ (регуляция функций внутренних органов). NЕ в головном мозге: роль голубого пятна. NЕ, адреналин и реакция на стресс.
Тема 7. Глутаминовая кислота и ГАМК – главные медиаторы ЦНС: синтез, типы рецепторов, инактивация. Нарушение баланса медиаторов-аминокислот как причина многих отклонений деятельности мозга. Ноотропы, транквилизаторы, снотворные и антиэпилептические препараты. СДВГ.
Тема 8. Дофамин: синтез, типы рецепторов. Черная субстанция; паркинсонизм и его лечение. Шизофрения и нейролептики. Психомоторные стимуляторы. Серотонин: периферические и центральные эффекты. 5-НТ-рецепторы, их разнообразие и функции. МАО и антидепрессанты.
Тема 9. Глицин и гистамин – медиаторы ЦНС. Энкефалины и опиоиды. Вещество Р, другие регуляторные пептиды. Аденозин и кофеин. Каннабиноиды. Факторы роста нервов (нейротрофины), стволовые клетки нервной ткани. Мозг и алкоголь.
Тема 10. Продолговатый мозг и мост: дыхательный и сосудодвигательный центры; проведение вкусовых, слуховых и вестибулярных сигналов. Центры сна и бодрствования, стадии сна. Средний мозг и ориентировочный рефлекс. Экстрапирамидные тракты. Терморегуляторная функция гипоталамуса.
Тема 11. Гипоталамус и гипофиз: нейроэндокринная регуляция. Либерины, статины, тропные гормоны. Влияние гормонов на функции ЦНС. Гипоталамус и миндалина: биологические потребности. Центры голода, жажды, полового и родительского поведения, страха, агрессии.
Тема 12. Центры подкрепления, прилежащее ядро. Кора больших полушарий: механизмы обучения; гиппокамп. Миндалина, ассоциативная лобная кора, поясная извилина: запуск и оценка результатов поведения. Ассоциативная теменная кора: центры речи и мышления.

Результаты обучения

В результате освоения курса слушатели должны знать:

— функции основных структур ЦНС, в т.ч. спинного мозга, мозжечка, таламуса и гипоталамуса, различных отделов коры больших полушарий;
— свойства и роль в деятельности мозга главных групп медиаторов (аминокислот, ацетилхолина, моноаминов, регуляторных пептидов);
— основные группы соединений с нейротропной активностью (транквилизаторы, анксиолитики, антидепрессанты и др.), механизмы их влияния на работу мозга;
— строение и функционирование ЦНС на уровне синапсов (в т.ч. синаптическую основу процессов обучения);
— основные электрические явления, обеспечивающие функционирование мозга (потенциалы покоя и действия, проведение ПД, постсинаптические потенциалы);
— основные принципы работы вегетативной нервной системы (управление функциями внутренних органов) и нейроэндокринного взаимодействия;
— механизмы развития наиболее распространенных нейро- и психопатологий, способы диагностики и принципы лечения.

Дубынин Вячеслав Альбертович, 1961 г. рождения, гражданин России, работает ведущим научным сотрудником кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. С 1995 года является доцентом, а затем профессором Института молодёжи – МГСА – МосГУ.
Показать полностью…

С 1987 г. - кандидат биологических наук; с 27 мая 1997 г. - доцент/с.н.с. по специальности № 03.00.13 "физиология человека и животных"; с 2002 г. - доктор биологических наук; с 1 сентября 2004 - профессор.

Ведёт активную преподавательскую деятельность на биологическом, медицинском и психологическом факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова, а также на психологических факультетах ряда высших учебных заведений Москвы (МНЭПУ, Институт современной экономики, Институт аналитической психологии и др.).

Дубынин В.А. подготовил и читает для студентов-психологов вечернего отделения МосГУ следующие дисциплины:

- анатомия центральной нервной системы;

- физиология центральной нервной системы;

- Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем.

Как преподаватель, Дубынин В.А. стремится к целостности и информационной насыщенности читаемых дисциплин; ставит задачу формирования у студентов младших курсов базовых представлений о физиологических и биологических основах функционирования психики.

Дубынин В.А. по основному месту работы является руководителем курсовых, дипломных и диссертационных работ по специальности "Физиология", неоднократно привлекался для рецензирования и оппонирования диссертаций.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск





Здравствуйте, уважаемое сообщество!)))
Я занимаюсь НЕЙРОИМИДЖЕМ, образование художественное и немного курсов по психологии и нейрофизиологии.

Подскажите пожалуйста, где и кого почитать, посмотреть по теме ЗЕРКАЛЬНЫХ НЕЙРОНОВ.
Конкретно в части эмоций и ощущений и в части копирования личности и видения личности.

Видео и курсы Вячеслава Альбертовича смотрела.
Хотелось бы познакомиться с научными статьями, популярных в интернете много.
С удовольствием поддержала бы беседу тут.



Здравствуйте. Моя деительность никак не связана с нейрофизиологией мне просто интересно, как хобибби. Смотрел на ютубе лекции Вечеслава Дубынина "Химия мозга" и "Мозг и потребности" большое спасибо что выложили это всеть и делетесь этими знаниями:) Появилось пару вопросов может быть покажутся интересными.
1. Если какието статьи или иследования или может быть уже известно. Как сознания вызывает пд в нейроне, я понял как внешние факторы могут повлиять на это(инстинкты) но ведь мы в лубой момент можем захотеть пошевелить рукой или стукнуться головой об стену:)

2.Пробовали ли кто нибудь проводить эксперемент, чтобы в арганизм взрослого человека добавить гармоны(точнее наладить гормональный уровень) как у мпладенца в период формирования нейронных связей,
Стимулирует ли данные уровень гормонов большее образование нейронов и нейронных связей в мозге или все таки приведет к раку мозга(Ну или может есть кактой то вариант избежать раковых образований) ?:)

Если подкинети какой нибудь материал на эти темы интересно будет почитать:)




С 2 октября (по вторникам) в 19:30 в Курс В.А. Дубынина "Химия мозга"

План курса:
1. Общее строение мозга (кратко); нервные клетки, вещества, составляющие нервные клетки
2. Электрическая активность нейронов
3. Синапс
4. Ацетилхолин
5. Норадреналин
6. Глутамат и ГАМК
7. Дофамин
8. Серотонин
9. Прочие медиаторы
10. Медиаторы, гормоны, цитокины

Стоимость одной лекции - 600 рублей. [студенты - 250 руб; школьники - 150 руб.]
Абонемент на 5 лекций - 2700 рублей (позволяет посетить любые пять лекций курса)
[студенты - 1250р; школьники - 750р.].
Абонемент на курс (10 лекций) — 5000 рублей
[студенты - 2500р; школьники - 1500р.]

По окончании курса выдается сертификат (только для слушателей, посещающих занятия по абонементу).



26 февраля (понедельник) в 19:30

🔎 Лектор: Дубынин Вячеслав Альбертович - доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ.

💰Стоимость лекции - 300 рублей.
Студентам и школьникам - 150 рублей.

С 20 февраля (по вторникам) в 19:30

Стоимость одной лекции - 500 рублей.
Скидки: студенты (50%), школьники (70%)
Абонемент на 5 лекций - 2200 рублей (позволяет посетить любые пять лекций курса)
[студенты - 1250р; школьники - 750р].
Абонемент на курс (10 лекций) — 4000 рублей
[студенты - 2500р; школьники - 1500р].

По окончании курса выдается сертификат (только для слушателей, посещающих занятия по абонементу).

🔎 Лектор:
Дубынин Вячеслав Альбертович - доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ.

Лекция 1. Обзор строения и функций мозга человека.

Лекция 2. Электрические процессы в мозге.

Лекция 3. Что такое синапс.

Лекция 4. Ацетилхолин и его функции

Лекция 5. Норадреналин и адреналин: азарт, стресс и не только.

Лекция 6. Глутамат и ГАМК. Эпилепсия, транквилизаторы.

Лекция 7. Дофамин: движение, мышление, нейролептики, амфетамин

Лекция 8. Серотонин: антидепрессанты, ЛСД и спайсы.

Лекция 9. Глицин, кофеин, каннабиноиды.

Лекция 10. Мозг и пептидные медиаторы: опиоиды, ноотропы и др.

Лекция 11. Мозг и алкоголь.

Лекция 12. Мозг и гормоны, мозг и цитокины.


Хороший пост, сохраню и посмотрю попозже



А я сохранил. Смотрю с 9й лекции. Очень, очень интересно!

Надо мужику на подставку под микрофон скинутся

Вячеслав Альбертович вел у меня на 1 курсе лекции по физиологии ЦНС (примерно то же самое, что выложили тут), его курс мне показался одним из самых полезных курсов на психфаке, пусть он и биологический, а не психологический, но эти знания здорово помогают мне в психологической практике сейчас.
Очень рекомендую ознакомиться, это интересней, чем сериальчики смотреть)

Мельком глянул первую лекцию. В кои-то веки что-то нормальное, а не очередная псевдонаучная хуйня про пукающие бактерии и магию! Схоронил, обязательно посмотрю на выходных.

Какая интересная у вас жизнь.

мне кажется он про лекции "профессора" жданова (которые есть псевдонаучная хуйня)

Этот лектор явно брал во внимание лекции Жданова, многие слова и фразы буквально скопированы. А Жданов в свою очередь опирается на труды Углова, чей авторитет бесспорен.

>спорить в 2016 на научную тематику
>апеллировать к авторитету

Тоже сохранил. Смотрю вот)

Автор, огроменное тебе спасибо!

Обожаю Дубынина еще с Лектория популярной механики.

Очень хороший лектор, вел у нас часть лекций по физиологии, после которых и захотелось записаться на этот МФК
Жалко, в этом году на "продолжение" времени не хватило пойти :С

Очень хороший лектор. Слушала его "вживую". Многие сложнодоступные вещи для понимания стали немного понятнее)

О, наконец-то что-то дельное. Большое спасибо.

ух не помню, как я на тебя, автор подписалась и когда, но я сейчас увидела у себя в ленте эти видео и прям чуть не начала визжать от радости. ох посмотрю.

скорее всего 10, ибо семакс - пептид

Описание содержания лекций не точное (произошло смещение тем). Например, каннабиноиды в 10й лекции полностью.

Знаю. Но как написано на ютубе, так и писал в посте. За что взял, за то и продаю.

Нормуль. Гляну на досуге.

сохранила, посмотрю на досуге.

спасибо за информацию, держите в курсе

Спасибо, схоронил! Курсе на 3-4 пригодится. )

Смотри на каникулах между 2 и 3 курсом. Там именно этот уровень

А как пост сохранить?

в моб. приложении нет ничего подобного. но естб звезда внизу. пока незнаю зачем

А зачем ждать?)
Смотри сейчас, а на 3-4м пересмотришь, вспомнишь)

спайс и ЛСД запихали в одну лекцию, сдается мне что Хуйню там читают

Это межфакультеткий курс, он немного неакадемический. Ну и названия не на 100% соответствуют содержимому (например в лекции 10 может дочитываться тема лекции 9).

Его лекцию можно ужать раза в два, если убрать эти бесполезные пробелы между слов.

чтобы чем-нибудь забить свой мозг!


Под напряжением

В современном понимании психология — это наука о психике и поведении человека и животных. Психика, в свою очередь — это форма отражения объективной реальности, представляющая собой совокупность процессов внутренней жизни: ощущения, мысли, эмоции, память.

Психика имеет материальную, биологическую основу. Все многообразие нашей психической деятельности — это результат работы нервной системы (составной частью которой является головной мозг). Нервная система образована специальными клетками — нейронами. Многие думают, что нейроны — это только клетки головного мозга; нет, нейроны — это основа всей нервной ткани, которая пронизывает наше тело в виде нервных волокон.

Скорость распространения электрического сигнала в нервной системе ограничена рядом физиологических особенностей и составляет в лучшем случае около 120 метров в секунду. Мизер по сравнению со скоростью света, с которой теоретически может двигаться электроток. Современные самолеты летают быстрее. Да и эти 120 метров достигаются далеко не во всех типах нервных волокон. Поэтому в ходе эволюции нейроны со схожими функциями, часто вступающие в комбинации, объединились в группы, чтобы быть ближе друг к другу и обеспечить высокую скорость обмена сигналами. Поэтому, собственно, нервные клетки не распределены по телу равномерно и не скрыты где-нибудь в глубине организма, а сосредоточены преимущественно в одном месте — в голове, как можно ближе к органам чувств. Это особенность всех животных, кроме самых простейших.

По той же причине в мозге есть центры, в которых локализованы отдельные функции: зрение, слух, понимание речи, понимание письменности, узнавание лиц, долговременная память, кратковременная память, управление теми или иными системами организма… При изучении мозга некоторые из этих центров можно различить невооруженным глазом: структура и даже цвет нервной ткани в разных местах отличаются.

Сегодня уже неплохо известно, какие зоны мозга за что отвечают. Раздражение определенных его участков позволяет вызвать прогнозируемую реакцию. Подаем ток в одно место — человек испытывает невыразимую радость. Сдвигаем электрод — получаем ужас и панику. Снова переключаем — вводим пациента в состояние сна. И так далее. Верно и обратное: те или иные эмоции вызывают активизацию определенных групп нейронов, поэтому сканирование электрической активности мозга позволяет определить (пока еще очень приблизительно, но все же), что в данный момент чувствует пациент.

Соединение между двумя нейронами называется синапсом (ударение на первый слог). Синапс обычно образуется в месте соприкосновения аксона и дендрита, хотя бывают и другие варианты (аксон-аксон, аксон-сома и так далее). Один нейрон может иметь несколько тысяч синапсов, то есть обрабатывать тысячи входящих сигналов одновременно. Общее число синапсов в головном мозге человека составляет сотни триллионов, а число их комбинаций не поддается исчислению.

Интересно, что у детей синапсов больше, чем у взрослых: в начальный период жизни мозг активно развивается, но со временем неиспользуемые и малоэффективные сигнальные цепочки начинают отмирать. И наоборот, если мы изучаем что-то, обретаем навыки, то между нейронами формируются новые синапсы, образуются новые пути передачи информации. Это происходит буквально на физиологическом уровне, на дендритах вырастают новые шипики (крошечные отростки, на концах которых могут образовываться синапсы).

Поэтому никакое обучение не может быть мгновенным: изменения в мозговых структурах требуют времени. Спустя месяцы или годы практики мы можем научиться печатать вслепую, играть на фортепиано, писать романы и ходить по канату. За всем этим — формирующиеся нейронные, синаптические цепочки, все более короткие и эффективные. Петляющие заросшие тропы, превращающиеся в прямые асфальтированные магистрали.

Миллионы лампочек

Итак, через синапсы нейрон получает от соседних нервных клеток входящие сигналы: электрические или химические импульсы. С электрическими все понятно, это передача тока, как по проводам (на самом деле несколько сложнее, но суть та же). Электрический импульс быстрее, однако по ряду причин в нервной системе химическая передача сигнала встречается гораздо чаще. У млекопитающих (в том числе человека) электрические синапсы составляют всего один процент нейронных контактов.

На свойстве тормозить нейронную активность основано действие антидепрессантов и успокаивающих препаратов, в том числе природного происхождения. Обезболивающие лекарства, средства для наркоза и многие яды работают по тому же принципу. Например, тубарин, содержащийся в яде кураре, в малых дозах оказывает расслабляющее действие, но в больших вызывает паралич и остановку дыхания. Ботокс, который колют в лицо для разглаживания морщин, работает таким же образом: прерывает передачу нервного импульса, что приводит к параличу мимических мышц.

Наши привычки, вкусы, желания приводят к формированию в нервной системе доминант — групп нейронов с хорошо развитыми синаптическими связями; при этом, когда одна доминанта (например, ответственная за половое влечение) возбуждена, прочие зоны мозга (например, отвечающие за чувство стыда) испытывают эффект торможения. Именно поэтому невозможно делать много дел одновременно.

Все наше мышление и чувствование, любовь и ненависть, радость и печаль, все наши воспоминания и мечты — это электрохимический процесс. Миллионы миллионов горящих и гаснущих лампочек. Наше восприятие — двоичный код, непрерывно шифрующий информацию от органов чувств и расшифровывающийся в тех или иных ядрах мозга.

Уместно задаться философским вопросом: насколько точным может быть отражение мира, если оно укладывается в последовательность нулей и единиц? Как фотография не передает реальность во всей полноте, так и мы не способны увидеть все грани, все оттенки бытия.

С другой стороны, человеческий мозг — невероятно сложная система, способная решать задачи, которые не под силу ни одному суперкомпьютеру — и при этом на несколько порядков более энергоэффективная. Те же биологические механизмы, которые служат ограничениями для психики, являются и ее источником. Основанием того, что раньше называли душой, а теперь — сознанием.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.