Двигательные способности и нервная система

Сила, скорость, выносливость, гибкость — как это все можно назвать одним словом? Ответ прост: двигательные способности человека. Какие-то из них — врожденный потенциал, какие-то нуждаются в системном и целенаправленном развитии. Мы разберем двигательные способности по видам, представим их характеристику. Затронем также и внутреннюю их классификацию.

Определение понятия

Двигательные (физические) способности — это сочетание психофизических и морфологических человеческих свойств, которые будут отвечать требованиям какой-либо мышечной активности, обеспечивать эффективность ее воплощения в жизнь.

Надо сказать, что у разных людей — индивидуальные физические способности с рождения. Их последующее развитие или отсутствие оного еще больше увеличивает разницу между нами. Кроме того, кто-то может сконцентрироваться на совершенствовании себя в силовых способностях, кто-то - в плане выносливости, кому-то хочется быть гибким. Все это делает различия более существенными.

Отдельные двигательные физические способности — это и те качества, которыми мы можем охарактеризовать того или иного человека. Выносливый, быстрый, сильный, гибкий, ловкий и проч.

С нашим понятием честно связано другое — физические качества человека. Это врожденные анатомические, физиологические, психологические качества каждого из нас. Они напрямую влияют на развитие двигательных способностей человека. Кроме того, совершенствование последних зависит от следующего:

  • характера, силы воли;
  • жизненных целей;
  • окружающей среды, круга общения;
  • легкости освоения новых умений и навыков;
  • переносимости нагрузок и проч.


Виды способностей

Какие двигательные способности человека существуют? Основные - это следующие:

  • Силовые.
  • Координационные.
  • Скоростные.
  • Гибкость.
  • Выносливость.

Давайте разберем каждую из представленных категорий детально.

Способности силовые

Что это за двигательные способности человека? Их комплекс основывается на понятии "сила мышц". Так называется усилие, которое требуется человеку для совершения какого-либо движения, перемещения своего тела или же сохранения его положения в пространстве.

Мышечная сила в плане физических человеческих возможностей - способность преодолевать внешнее противодействие, препятствовать ему за счет собственных напряжений мускулатуры. Зависит она от следующего:

  • Мышечная масса.
  • Качество мышечной координации.
  • Сократительные свойства мускулатуры — соотношения красных и белых волокон ткани.
  • Центрально-нервные факторы.
  • Психологически-личностные предпосылки.

Как мышцы могут, собственно, демонстрировать свои силовые способности? Тут несколько вариантов:

  • Увеличение собственной длины.
  • Уменьшение собственной длины.
  • Без изменения собственной длины.
  • С изменением и длины, и мышечного напряжения.

Динамическая работа мышц — два первых случая, статическая работа — третий, статодинамическая — последний пример.


Разновидности силовых способностей

На основе всего сказанного данные двигательные способности человека разделяются на дополнительные категории:

  • Скоростно-силовые. Быстрые движения уступающей или преодолевающей формы, быстрое переключение от преодолевающей к уступающей работе, и наоборот. То есть действия, где наравне со скоростью важна и быстрота движения. Одной из разновидностей данных способностей будет "взрывная сила" — проявление больших величин силы в минимальное время.
  • Собственно-силовые. Внутри будет две разновидности. Первая — удержание в течение определенного периода предельных отягощений с максимальным напряжением мускулатуры. Вторая — перемещение объектов с большим весом.

Понятие "сила человека" также разделяется на две группы:

  • Абсолютная — максимальная сила, что будет проявлена человеком в каком-либо движении вне зависимости от веса его тела.
  • Относительная — величина силы, которая будет приходиться на 1 кг массы.

Скоростные способности

Скоростные двигательные способности — совокупность функциональных свойств, обеспечивающих выполнение физических действий за минимальное для текущих условий время.

Данные способности проявляются в двух формах — элементарной и комплексной.

К элементарным относится следующее:

  • Быстрая реакция человека на сигнал.
  • Выполнение локальных одиночных движений с максимальной для индивида быстротой.
  • Резкость — способность к быстрому началу какого-либо действия.
  • Способность выполнять определенные движения в максимально скоростном темпе.

Данные элементарные виды чаще всего сочетаются с иными двигательными способностями. Их сочетание (комплекс, иными словами) будет образовывать собой следующую группу. В комплексную категорию входит:

  • Скоростные стартовые способности. Это умение быстро набирать скорость на старте действия до максимальной индивидуально возможной.
  • Дистанционные скоростные способности. Выход на максимальный уровень дистанционной скорости.
  • Быстрое переключение с одного движения, действия на качественно другое.


Скоростные способности: основные факторы влияния

Как на формирование двигательных способностей, так и на их проявление, развитие в данном случае будет влиять следующее:

  • Подвижность нервных процессов. Что это значит? Быстрота перехода нервных процессов из состояния покоя в состояние возбуждения и обратно.
  • Соотношение волокон мышечной ткани, их эластичности, растяжимости.
  • Эффективность координации — межмышечной и внутримышечной.
  • Развитие волевых качеств, силы, координации, гибкости.
  • Уровень совершенства техники движений.

Что такое координация?

Самое общее определение — превращение действий своих органов в управляемую систему. На этом пути человек сталкивается со множеством трудностей — распределением собственного внимания между движениями суставов, частей тела, необходимостью их (движений) согласования, преодолением большого количества степеней свободы, присущих телу, упругой податливостью мускулатуры.

Для двигательной активности необходимо три типа координации:

  • Нервная. Согласование нервных процессов, которые через мышечное напряжение способны управлять движениями.
  • Мышечная. Согласование работы мышц, передающих от нервной системы и других адресантов команды управления на части тела.
  • Двигательная. Согласование сочетаний движений частей тела во времени и пространстве, что должно соответствовать выполняемой двигательной задаче.

Важно и понятие "координированность". Так называется гармоничное сочетание выполняемых движений и поставленной задачи, условий деятельности и состояния организма.


Координационные способности

Что же тогда будет считаться двигательно-координационными способностями? Это комплекс свойств индивида, который проявляется при решении различной координационной сложности двигательных задач. Они отвечают за успешность ее выполнения. Основа двигательной способности здесь — понимание поставленной задачи, быстрый поиск путей ее воплощения.

Какими конкретными видами они представлены? Прежде всего, выделяется следующее:

  • Дифференцирование различных параметров действия — силовых, временных, пространственных и проч.
  • Ориентация в пространстве.
  • Равновесие.
  • Соединение и перестраивание движений.
  • Быстрое приспособление к изменяющейся ситуации, необычно поставленной задаче.
  • Выполнение заданий в определенно заданном ритме.
  • Управление продолжительностью своей двигательной реакции.
  • Предвосхищение разнообразных признаков движений, условий их выполнения, изменения окружающей обстановки и проч.
  • Рациональное расслабление мускулатуры.

Отметим, что в жизни данные способности проявляются более не в чистом виде, а в различных сочетаниях друг с другом.


Что такое ловкость?

Ловкость выступает объединяющей составляющей всех перечисленных координационных способностей. Она необходима для выполнения двигательных задач в необычных, быстро и неожиданно изменяющихся условиях, при осложнении обстановки. Ловкость позволяет быстро выйти из трудной ситуации, проявить приспосабливаемость, маневренность, перенаправленность действий. Это готовность индивида к непредсказуемым и внезапным, не зависящим от него воздействиям.

Ловкость не является сугубо физическим качеством. Большая роль в совершенствовании двигательной способности за центральной нервной системой. Многие ученые причиной ловкости называют мудрость. В данном случае это определенный опыт поведения в самых различных ситуациях.

Ловкость - психофизическое качество, которое невозможно измерить количественно. Важно отметить и ее неповторимость - у каждого человека сфера развития данной способности будет индивидуальной.


Выносливость

Простое и емкое определение — способность противостоять во время выполнения мышечной задачи естественному физическому утомлению.

Главных критериев тут два:

  • Время, в течение которого осуществляется заданная мышечная работа.
  • Постоянство верного выполнения заданных действий.

Как двигательная способность, выносливость разделяется на два вида:

  • Общая. Способность выполнять длительное время работу умеренной интенсивности. Считается, что на данную выносливость более всего влияет настоящая окружающая среда.
  • Специальная. Это уже вид выносливости, соотносящийся с задачей, которую выполняет человек, — скоростной, координационной, силовой. Зависит от комплекса факторов - потенциала мышечно-нервного аппарата, рациональной техники владения собственным телом, быстроты растраты мышечной энергии и проч.

Общая выносливость служит предпосылкой специальной. Однако различные виды этой способности ничтожно зависимы друг от друга. Так, человек с хорошо развитой силовой выносливостью не всегда показывает отличные результаты по выносливости координационной.


Гибкость

Гибкостью называются определенные свойства морфологического аппарата, что обуславливают подвижность определенных частей человеческого тела относительно друг друга, отвечают за способность выполнять движения с большой амплитудой.

Внутри себя способность делится на две категории:

  • Активная. Способность достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мускулатурных групп, проходящих через определенный сустав.
  • Пассивная. Наибольшая амплитуда движений, которая достигается за счет приложения внешних сил к движущейся части тела — снаряда, отягощения, усилий спортпартнера и проч.

Гибкость также может быть общей (подвижностью всех суставов тела) и специальной (предельной подвижностью конкретных суставов, соответствующих требованиям к определенной деятельности).

Вот мы разобрали все виды двигательных способностей человека. Как вы видите, они не независимы, а тесно переплетены между собой.

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития фи­зических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, по­лучающая свое полное проявление в целесообразной двигатель­ной деятельности. К основным физическим качествам отно­сят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и лов­кость.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скорост­ные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способ­ности, общую и специфическую выносливость. Необходимо по­мнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстро­ты под этим следует понимать процесс развития соответствую­щих силовых или скоростных способностей.

У того или иного человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерар­хия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:

— анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, урав­новешенность, строение коры головного мозга, степень функци­ональной зрелости ее отдельных областей и др.);

— физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем - максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

— биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечно­го сокращения и др.);

— телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мы­шечной и жировой ткани и др.);

На развитие двигательных способностей влияют также психо­динамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполне­ния деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы раз­вития человеческих способностей определяются такими фактора­ми, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Дос­таточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, что­бы пределы развития способностей немедленно расширились.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие Физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивиду­альной нормы реакции на внешние нагрузки.

Сила- это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, ус­тупающем и статическом режимах работы мышц. Они определя­ются физиологическим поперечником мышцы и функциональ­ными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто мак­симальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значи­тельной скоростью, но не достигающей, как правило, предель­ной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в ко­торых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.

К специфическим видам силовых способностей относят: силовую выносли­вость - способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины, и силовую ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима рабо­ты мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности.

Под скоростными способностями понимают возможности че­ловека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Раз­личают элементарные и комплексные формы проявления скоро­стных способностей. К элементарным формам относятся быстро­та реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) дви­жений.

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характе­ра и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется мини­мальное время преодоления заданной дистанции.

Под двигательно-координационными способностями понимают­ся способности быстро, точно, целесообразно, экономно и на­ходчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к коорди­нации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы: 1. Способности точно соизмерять и регули­ровать пространственные, временные и динамические параметры движений; 2. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие; 3. Способности выполнять двигательные дей­ствия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ревенко Евгений Михайлович, Зелова Татьяна Фёдоровна, Сальников Виктор Александрович

В исследовании установлено, что темпы прироста двигательных способностей у юношей 12-20 лет различаются в зависимости от типологических особенностей проявления свойств нервной системы . Данный факт свидетельствует, что типологические особенности проявления свойств нервной системы являются задатками развития двигательных способностей . При этом наиболее значимыми являются результаты, полученные при изучении развития двигательных способностей в возрастном аспекте, в соотношении с типологическими комплексами сочетанием свойств нервной системы , однонаправленно влияющих на проявление признака.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ревенко Евгений Михайлович, Зелова Татьяна Фёдоровна, Сальников Виктор Александрович

Typological complex of nervous system properties as a system-forming factor of development of motor capabilities

The study found that the growth rates of motor capabilities among the boys at the age of 12-20 differ depending on the typological features of the manifestation of the nervous system properties . This fact indicates that the makings of the development of motor abilities are typological features of the nervous system properties . In this case, the most significant are the results obtained in the study of the development of motor abilities in the age aspect, in relation to typological complexes a combination of nervous system properties , unidirectionally affecting the manifestation of the sign.

3. Результаты педагогического эксперимента показали достоверные различия в координационной подготовленности черлидеров - ориентация в пространстве, статическое и динамическое равновесие (Р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The study found that the growth rates of motor capabilities among the boys at the age of 12-20 differ depending on the typological features of the manifestation of the nervous system properties. This fact indicates that the makings of the development of motor abilities are typological features of the nervous system properties. In this case, the most significant are the results obtained in the study of the development of motor abilities in the age aspect, in relation to typological complexes - a combination of nervous system properties, unidirectionally affecting the manifestation of the sign.

Keywords: motor abilities, growth rate, typological complexes, nervous system properties, age.

Индивидуальные различия в развитии двигательных способностей являются одним из ведущих факторов обеспечения эффективности системы физического воспитания. Как показывает практика, наличие различий в динамике развития способностей чаше связывается с влиянием внешних факторов воздействия, недостаточно внимания уделяется внутренней логике развития индивида, его индивидуальным особенностям, предпосылкам развития способностей.

Индивидуальные различия по способностям - это различия по степени выраженности, по их своеобразию. Динамика развития способностей не определяется каким-то одним признаком, а связана с совокупностью действующих факторов. Соответственно феномен способностей и динамика их развития могут быть познаны только при учёте индивидуально-психологических особенностей - задатков. Изучение индивидуальных различий в структуре двигательных способностей позволяет характеризовать качественное своеобразие последних [4].

Вместе с тем определенным недостатком является то, что индивидуальные различия чаше изучаются в отношении двигательных способностей или особенностей физического развития, которые присуши не индивидуальности, а группе людей со сходными, притом отдельно взятыми, типологическими особенностями. В частности, в имеющихся исследованиях динамика того или иного признака анализируется применительно к одному отдельно взятому типологическому свойству, в то время как более полная и подлинная характеристика возможна при сопоставлении совокупности типологических особенностей проявления свойств нервной системы - типологических комплексов [1, 2].

Цель исследования - изучить темпы прироста двигательных способностей в процессе возрастного развития юношей, различающихся типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и типологическими комплексами.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Двигательные способности обучающихся изучались посредством измерения: мышечной силы (становая динамометрия, кгс), силовой выносливости (подтягивание на перекладине, кол-во раз), скоростно-силовой способности (прыжок в длину с места, см), скоростной способности (бег на 30, 60 или 100 м, с, в зависимости от возраста) и общей выносливости (бег на 1000 или 3000 м, мин, в зависимости от возраста). На первом этапе (в сентябре) исследовался исходный уровень изучаемых способностей. На втором этапе исследования (в мае) проводилось повторное тестирование, на основании результатов которого выявлялась динамика способностей.

В результате исследований на большом контингенте юношей различного возраста выявлены многочисленные связи динамики двигательных способностей с отдельными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы [3]. В соответствии с целью настоящего исследования выявлялись типологические комплексы, характеризующие участвующего в эксперименте одновременно по двум и более свойствам, в наибольшей степени связанные с динамикой развития той или иной двигательной способности. Так, в 12-летнем возрасте характерны следующие связи темпов прироста двигательных способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы:

против 0,02%; Р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОЦЕНКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА ЮНЫХ БИАТЛОНИСТОВ

Елена Александровна Реуцкая, кандидат биологических наук, директор, Научно-исследовательский институт деятельности в экстремальных условиях, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (НИИ ДЭУ ФГБОУ ВО

СибГУФК), г. Омск; Виталий Николаевич Попков, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

В статье представлены разработанные нормативы для оценки скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса юных биатлонистов этапа начальной подготовки и тренировочного этапа. При разработке нормативных значений скоростно-силовых возможностей юных биатлонистов устанавливался диапазон сдвигов, т.е. верхние и нижние границы. Средние значения определяли общепринятым методом расчета норм с помощью шкал. Разработанные нормативы скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса юных биатлонистов позволят повысить объективность индивидуальной оценки подготовленности юных спортсменов, правильно определить направленность тренировочного процесса и вовремя внести коррективы в тренировочный процесс.

Ключевые слова: биатлон, юные биатлонисты, этап начальной подготовки, тренировочный этап, педагогический контроль, скоростно-силовые способности, возрастные особенности.

ASSESSMENT OF HIGH-SPEED AND POWER ABILITIES OF SHOULDER GIRDLE

OF YOUNG BIATHLONISTS

Elena Alexandrovna Reutskaya, the candidate of biological sciences, director, Scientific research Institute for activity in extreme conditions, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Vitaliy Nikolaevich Popkov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

The developed standards for assessment of high-speed and power opportunities of muscles of shoulder girdle of the young biathlonists of the initial preparation and training stage are presented in the article. When developing standard values of high-speed and power opportunities of young biathlonists, the range of shifts, i.e. the upper and lower bounds was established. Average values were determined by the standard method of calculation of the norms by scales. The developed standards of high-speed and power opportunities of muscles of the shoulder girdle of the young biathlonists will allow to increase the objectivity of the individual assessment of readiness of the young athletes, it is correct to define orientation of the training process and to introduce amendments into training process in time.

Keywords: biathlon, young biathlonists, stage of initial preparation, training stage, pedagogical control, high-speed and power abilities, age features.

Физическая подготовленность является одной из сторон подготовленности спортсменов и характеризуется уровнем развития основных физических качеств [1, 2]. Контроль


Нервная система

Раздражимость или чувствительность – характерная черта всех живых организмов, означающая их способность реагировать на сигналы или раздражители.

Сигнал воспринимается рецептором и передается с помощью нервов и (или) гормонов к эффектору, который осуществляет специфическую реакцию или ответ.

Животные имеют две взаимосвязанные системы координации функций – нервную и гуморальную (см. таблицу).

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

Электрическое и химическое проведение (нервные импульсы и нейромедиаторы в синапсах)

Химическое проведение (гормоны) по КС

Быстрое проведение и ответ

Более медленное проведение и отстроченный ответ (исключение - адреналин)

В основном кратковременные изменения

В основном долговременные изменения

Специфический путь распространения сигнала

Неспецифический путь сигнала (с кровью по всему телу)к специфической мишени

Ответ часто узко локализован (например, один мускул)

Ответ может быть крайне генерализованным (например, рост)

Нервная система состоит из высокоспециализированных клеток со следующими функциями:

- восприятие сигналов – рецепторы;

- преобразование сигналов в электрические импульсы (трансдукция);

- проведение импульсов к другим специализированным клеткам – эффекторам, которые получив сигнал, дают ответ;

Связь между рецепторами и эффекторами осуществляют нейроны .

Нейрон – это структурно – функциональная единица НС.


Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая обрабатывает, хранит и передает информацию с помощью электрических и химических сигналов. Нейрон имеет сложное строение и узкую специализацию. Нервная клетка содержит ядро, тело клетки и отростки (аксоны и дендриты).

В головном мозге человека насчитывается около 90—95 миллиардов нейронов. Нейроны могут соединяться друг с другом, образуя биологические нейронные сети.

Нейроны разделяют на рецепторные, эффекторные и вставочные.

Тело нейрона: ядро (с большим количеством ядерных пор) и органеллы (ЭПС, рибосомы, аппарат Гольджи, микротрубочки), а также из отростков (дендриты и аксоны).

Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток НС; составляет 40% общего объема ЦНС.

  • Аксон – длинный отросток нейрона; проводит импульс от тела клетки; покрыт миелиновой оболочкой (образует белое вещество мозга)
  • Дендриты - короткие и сильно разветвлённые отростки нейрона; проводит импульс к телу клетки; не имеют оболочки


Важно! Нейрон может иметь несколько дендритов и обычно только один аксон.

Важно! Один нейрон может иметь связи со многими (до 20 тысяч) другими нейронами.

  • чувствительные – передают возбуждение от органов чувств в спинной и головной мозг
  • двигательные – передают возбуждение от головного и спинного мозга к мышцам и внутренним органам
  • вставочные – осуществляют связь между чувствительными и двигательным нейронами, в спинном и головном мозге

Нервные отростки образуют нервные волокна.

Пучки нервных волокон образуют нервы.

Нервы – чувствительные (образованы дендритами), двигательные (образованы аксонами), смешанные (большинство нервов).

Синапс – это специализированный функциональный контакт между двумя возбудимыми клетками, служащий для передачи возбуждения


У нейронов синапс находится между аксоном одной клетки и дендритом другой; при этом физического контакта не происходит – они разделены пространством - синаптической щель.

Нервная система:

  • периферическая (нервы и нервные узлы) – соматическая и автономная
  • центральная (головной и спинной мозг)

В зависимости от характера иннервации НС:

  • Соматическая – управляет деятельностью скелетной мускулатуры, подчиняется воле человека
  • Вегетативная (автономная) – управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры, не подчиняется воле человека

Соматическая нервная система часть нервной системы человека, представляющая собой совокупность чувствительных и двигательных нервных волокон, иннервирующих мышцы (у позвоночных — скелетные), кожу, суставы.

Она представляет часть периферической нервной системы, которая занимается доставкой моторной (двигательной) и сенсорной (чувственной) информации до центральной нервной системы и обратно. Эта система состоит из нервов, прикрепленных к коже, органам чувств и всем мышцам скелета.

  • спинномозговые нервы – 31 пара; связаны со спинным мозгом; содержат как двигательные, так и сенсорные нейроны, поэтому смешанные;
  • черепномозговые нервы – 12 пар; отходят от головного мозга, иннервируют рецепторы головы (за исключением блуждающего нерва – иннервирует сердце, дыхание, пищеварительный тракт); бывают сенсорными, моторными (двигательными) и смешанными

Рефлекс – это быстрый автоматический ответ на раздражитель, осуществляемый без осознанного контроля головного мозга.

Рефлекторная дуга – путь, проходимый нервными импульсами от рецептора до рабочего органа.

  • в ЦНС – по чувствительному пути;
  • от ЦНС – к рабочему органу – по двигательному пути

- рецептор (окончание дендрита чувствительного нейрона) – воспринимает раздражение

- чувствительное (центростремительное) нервное волокно – передает возбуждение от рецептора к ЦНС

- нервный центр – группа вставочных нейронов, расположены на разных уровнях ЦНС; передает нервные импульсы с чувствительных нейронов на двигательные

- двигательное (центробежное) нервное волокно – передает возбуждение от ЦНС к исполнительному органу


Простая рефлекторная дуга: два нейрона – чувствительный и двигательный (пример – коленный рефлекс)

Сложная рефлекторная дуга: три нейрона – чувствительный, вставочный, двигательный (благодаря вставочным нейронам происходит обратная связь между рабочим органом и ЦНС, что позволяет вносить изменения в работу исполнительных органов)

Вегетативная (автономная) нервная система – управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры, не подчиняется воле человека.

Делится на симпатическую и парасимпатическую.


Обе состоят из вегетативных ядер (скопления нейронов, лежащих в спинном и головном мозге), вегетативных узлов (скопления нейронов, нейронов, за пределами НС), нервных окончаний (в стенках рабочих органов)

Путь от центра до иннервируемого органа состоит из двух нейронов (в соматической - один).

Место выхода из ЦНС

От спинного мозга – в шейный, поясничный, грудной отделы

От ствола головного мозга и ствола крестцового отдела спинного мозга

Местоположение нервного узла (ганглия)

По обе стороны спинного мозга, за исключением нервных сплетений (непосредственно в этих сплетениях)

В иннервируемых органах или вблизи них

Медиаторы рефлекторной дуги

В предузловом волокне –

в послеузловом - норадреналин

В обоих волокнах - ацетилхолин

Названия основных узлов или нервов

Солнечное, легочное, сердечное сплетения, брыжеечный узел

Общие эффекты симпатической и парасимпатической НС на органы:

  • Симпатическая НС – расширяет зрачки, угнетает слюноотделение, повышает частоту сокращений, расширяет сосуды сердца, расширяет бронхи, усиливает вентиляцию легких, угнетает перистальтику кишечника, угнетает секрецию пищеварительных соков усиливает потоотделение, удаляет с мочой лишний сахар; общий эффект – возбуждающий, повышает интенсивность обмена, снижает порог чувствительности; активизирует во время опасности, стресса, контролирует реакции на стресс
  • Парасимпатическая НС – сужает зрачки, стимулирует слезотечение, уменьшает частоту сердечных сокращений, поддерживает тонус артериол кишечника, скелетных мышц, снижает кровяное давление, уменьшает вентиляцию легких, усиливает перистальтику кишечника, расширяет артериолы в коже лица, увеличивает выделение с мочой хлоридов; общий эффект – тормозящий, снижает или не влияет на интенсивность обмена, восстанавливает порог чувствительности; доминирует в состоянии покоя, контролирует функции в повседневных условиях

Центральная нервная система (ЦНС) – обеспечивает взаимосвязь всех частей НС и их координированную работу

У позвоночных ЦНС развивается из эктодермы (наружного зародышевого листка)

ЦНС – 3 оболочки:

- твердая мозговая (dura mater) - снаружи;

- мягкая мозговая оболочка (pia mater) – прилегает непосредственно к мозгу.

Головной мозг расположен в мозговом отделе черепа; содержит

- белое вещество - проводящие пути между головным мозгом и спинным, между отделами головного мозга

- серое вещество - в виде ядер внутри белого вещества; кора покрывающая большие полушария и мозжечок

Масса головного мозга – 1400-1600 грамм.


5 отделов:

  • продолговатый мозг– продолжение спинного мозга; центры пищеварения, дыхания, сердечной деятельности, рвота, кашель, чихание, глотание, слюноотделение, проводящая функция
  • задний мозг – состоит из варолиевого моста и мозжечка; варолиев мост связывает мозжечок и продолговатый мозг с большими полушариями; мозжечок регулирует двигательные акты (равновесие, координация движений, поддержание позы)
  • промежуточный мозг– регуляция сложных двигательных рефлексов; координация работы внутренних органов; осуществление гуморальной регуляции;
  • средний мозг – поддержание тонуса мыщц, ориентировочные, сторожевые, оборонительные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители;
  • передний мозг (большие полушария) – осуществление психической деятельности (память, речь, мышление).

Промежуточный мозг включает таламус, гипоталамус, эпиталамус

Таламус – подкорковый центр всех видов чувствительности (кроме обонятельного), регулирует внешнее проявление эмоций (мимика, жесты, изменение пульса, дыхания)

Гипоталамус – центры вегетативной НС, обеспечивают постоянство внутренней среды, регулируют обмен веществ, температуру тела, чувство жажды, голода, насыщения, сна, бодрствования; гипоталамус контролирует работу гипофиза

Эпиталамус – участие в работе обонятельного анализатора

Передний мозг имеет два больших полушария: левое и правое

  • Серое вещество (кора) находится сверху полушарий, белое – внутри
  • Белое вещество – это проводящие пути полушарий; среди него – ядра серого вещества (подкорковые структуры)

Кора больших полушарий – слой серого вещества, 2-4 мм в толщину; имеет многочисленные складки, извилины

Каждое полушарие разделено бороздами на доли:

- лобная – вкусовая, обонятельная, двигательная, кожно- мускульная зоны;

- теменная – двигательная, кожно- мускульная зоны;

- височная – слуховая зона;

- затылочная – зрительная зона.

Важно! Каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела.

  • Левое полушарие – аналитическое; отвечает за абстрактное мышление, письменную и устную речь;
  • Правое полушарие – синтетическое; отвечает за образное мышление.

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале; имеет вид белого шнура, длина 1м; на передней и задней сторонах есть глубокие продольные борозды

В самом центре спинного мозга – центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.

Канал окружен серым веществом (имеет вид бабочки), который окружен белым веществом.

  • В белом веществе – восходящие (аксоны нейронов спинного мозга) и нисходящие пути (аксоны нейронов головного мозга)
  • Серое вещество напоминает контур бабочки, имеет три вида рогов.

- передние рога – в них расположены двигательные нейроны (мотонейроны) – их аксоны иннервируют скелетные мышцы

- задние рога – содержат вставочные нейроны – связывают чувствительные и двигательные нейроны

- боковые рога – содержат вегетативные нейроны – их аксоны идут на периферию к вегетативным узлам

Спинной мозг – 31 сегмент; от каждого сегмента отходит 1 пара смешанных спинномозговых нервов, имеющих по паре корешков:

- передний (аксоны двигательных нейронов);

- задний (аксоны чувствительных нейронов.

Функции спинного мозга:

- рефлекторная – осуществление простых рефлексов (сосудодвигательных, дыхательных, дефекации, мочеиспускания, половых);

- проводниковая – проводит нервные импульсы от и к головному мозгу.


Повреждение спинного мозга приводит к нарушению проводниковых функций, вследствие чего – паралич.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.