Физическое и нервно психическое развитие ребенка первого года жизни

ЛЕКЦИЯ № 4

В настоящее время хорошо известно, что ребенок не есть миниатюра взрослого, его организм обладает своеобразными анатомо-физиологическими особенностями. Ребенок, в отличие от взрослого, растет интенсивно и к тому же неравномерно, скачками. Особенно интенсивен рост на 1 году жизни.

Новорожденный олененок через несколько часов после рождения уже довольно хорошо бегает. Морская свинка одного дня от роду пытается щипать травку и прекрасно ориентируется. Человеческий младенец, пришедший в мир, беспомощен. Он слабо слышит, не может координировать свои движения, видит окружающие его предметы размытыми, нечеткими. Все развитие ребенка (эмоции, зрение, слух, тактильная чувствительность, движения) совершается при участии центральной нервной системы. Поэтому очень важно внимательное наблюдение за ребенком, правильная оценка показателей развития, которые позволяют своевременно выявить начальные изменения и провести их коррекцию.

Знание нормального хода развития ребенка, закономерностей физического и нервно-психического развития является важной основой для понимания отклонений в развитии и их своевременной коррекции.

Физическое развитие ребенка первого года жизни.

Масса тела отражает степень развития внутренних органов, мышечной и костной ткани, жировой клетчатки. Масса новорожденного в среднем 3500 г.

У большинства доношенных детей масса тела восстанавливается к 10 дню после рождения, удваивается к возрасту 4- 4,5 мес. и утраивается к году. В 1 год масса тела ребенка приблизительно равна 10,5 кг

Массу тела можно определить по формулам, предложенным И.М.Воронцовым и А.В.Мазуриным (1986г):

Для детей до 2 лет: масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 г. На каждый недостающий месяц вычитают по 800 г, на каждый последующий месяц прибавляют по 400 г.

Длина тела – показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Ее величина зависит от наследственных (рост матери и отца) и внешних факторов (полноценного питания, ухода и др.). Индивидуальные показатели у детей одного возраста различны.

Рост здорового ребенка увеличивается в течение 1-го года на 25-30 см(средняя длина при рождении 50 см)

В первые дни длина тела ребенка несколько уменьшается, т.к. выравниваются деформации черепа, исчезает родовая опухоль.

У 6 месячного ребенка длина тела равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см, на каждый последующий месяц прибавляется по 1,5 см.

- Если показатель находится в 3-4 коридоре – его значение среднее.

- Если показатель во 2 коридоре – ниже среднего

- Если показатель определяется в 1 коридоре – очень низкое

- Показатель в 5 коридоре – значение выше среднего

- Показатель в 6 коридоре – значение высокое

- Показатель в 7 коридоре указывает на очень высокое развитие.

Соматичность оценивается по сумме коридоров: массы + роста + окружности груди. Если сумма коридоров:

· до 11 – гипосоматический (микросоматичекий) тип – низкое развитие

· с 11 до 15 – нормосоматический (мезосоматический) тип – среднее развитие

· свыше 15 – гиперсоматический (макросоматичекий) тип – высокое развитие.

Гармоничность оценивается по разности максимального и минимального коридоров этих же параметров. Если разность коридоров:

· 0-1 – гармоничное развитие

· 2 – дисгармоничное развитие

· более 2-х – резко дисгармоничное развитие.

Окружность головы оценивается отдельно. Если окружность головы соответствует:

· 1-2 коридору – микроцефалия

· 3-5 коридорам – нормальный размер

· 6-7 коридору – макроцефалия

При наличии микро- или макроцефалии показана консультация невролога.


Родители всегда с нетерпением ждут, когда их малышу исполнится один год. С момента рождения кроха научился многому: держать голову, улыбаться вам, сидеть, ползать, произносить первые слова и делать самостоятельные шаги. Как правило, заботливые родители внимательно изучают литературу, посвященную детям первого года жизни, считая данный период очень ответственным. Но развитие ребенка в 1 год также является не менее важным этапом.

В данном возрасте кроха становится более самостоятельным и взрослые ошибочно полагают, что их маленькое чадо выросло и уже не нуждается в особом внимание и специальном уходе. Но для годовалых детей очень важна безусловная любовь, забота и внимание со стороны мамы и папы. У малыша начинают активно развиваться речевые центры и двигательные навыки, а также он начинает взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Поддержка родителей является наилучшим стимулом для развития новых возможностей ребенка и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Физическое развитие

Каждый малыш индивидуален и развивается в собственном темпе. Годовалый ребенок имеет массу тела 10-10,6 кг, а его рост колеблется в приделах 76-77 см. Не следует беспокоиться, если вышеуказанные показатели роста и веса не соответствуют параметрам вашего малыша. Ведь конституционные особенности ребенка зависят от генетических показателей и половой принадлежности.

Количество молочных зубов у годовалых детей также разное и зависит от многих факторов. Разработана специальная формула, помогающая подсчитать необходимое количество зубов у малышей. Суть ее заключается в том, что количество молочных зубов меньше на 4, чем возраст ребенка в месяцах. Следовательно, у годовалого малыша должно быть 8 зубов.

Если ваш малыш еще не ходит, то не стоит беспокоиться. Ведь физическое развитие у каждого ребенка индивидуально. Как правило, позднее начинают ходить крохи, которые отличаются спокойным темпераментом, или имеют избыточную массу тела.

В возрасте 1 год малыши отличаются двигательной активностью и самостоятельностью. Координация движения ребенка также улучшается. Кроха проявляет желание принимать пищу самостоятельно, используя ложку.

Если малыш мало двигается и плохо сидит, то лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, который установит причину и назначит курс лечения.

Нервно-психическое развитие

Годовалый малыш активно исследует окружающий мир, и его познавательная деятельность возрастает, благодаря свободному передвижению и тесному контакту с родителями. При этом интенсивно развиваются речевые навыки, постепенно вытесняющие жесты и лепет. Малыш постоянно подражает взрослым, вырабатывая правильные навыки манипуляции игрушками и предметами быта, постепенно познавая их свойства и функциональное значение.

При этом нервно-психическое развитие ребенка характеризуется тремя направлениями:

    постепенный переход к самостоятельности, при котором ребенок начинает сравнивать себя с взрослым;

Для малыша в возрасте один год актуальны игры двух типов: исследование и конструирование. Ребенок с удовольствием взаимодействует с взрослыми в процессе игровой деятельности, активно подражая их действиям. Он любит строить башни, складывать пирамиды, бросать мяч, слушать сказки и рассматривать веселые изображения. В процессе игры кроха проявляет различные эмоции, элементы общения, а также может имитировать звуки животных и активно жестикулировать.

Важно родителям систематически играть с малышом, так как благодаря данному виду деятельности он быстрее познает окружающий мир, развивает мелкую моторику рук, внимание, память, умения ориентироваться в пространстве. У ребенка также постепенно увеличивается активный и пассивный словарный запас.

Кроха в возрасте один год уже с легкостью покажет всех членов семьи, по вашей просьбе принесет необходимый предмет, а также сможет повторить простые действия и движения, предложенные взрослым.

Что должен уметь ребенок в возрасте 1 года

Многих родителей интересует информация на тему: что должен уметь ребенок в возрасте 1 года. Существуют определенные показатели развития малыша, которые соответствуют его возрастным особенностям.

Если крохе исполнился один год, то он уже может самостоятельно выполнять следующие действия:

  • отлично ползает;
  • пытается самостоятельно слезть с дивана или высокого стула;
  • любит исследовать жилую территорию сначала с помощью ползания, которое постепенно переходит в ходьбу и наоборот;
  • умеет пятиться задом;

У годовалого малыша активно развиваются сенсорно-моторные, интеллектуальные навыки, а также улучшается социальная адаптация.

Ребенок в данном возрасте уже умеет:

  • правильно манипулировать многими предметами;
  • в процессе игры брать игрушки чаще одной рукой;
  • говорить простые словосочетания и короткие предложения;
  • узнавать животных и предметы, которые изображены на картинках;
  • слушать стихи и сказки;
  • выполнять просьбы взрослого;
  • на протяжении длительного времени помнить о ранее происходящих событиях;
  • играть в подвижные и ролевые игры;
  • проявлять чувство юмора.

Несмотря на всю самостоятельность, малыш не может долго находиться без родителей и остро реагирует на их отсутствие.

Вышеперечисленные достижения малыша не являются стандартом, так как развитие ребенка индивидуально и зависит от ряда причин.

Годовалый малыш очень любознателен и стремится к исследованию и познанию мира.

Родители должны помочь своему чаду правильно развиваться. Для этого необходимо набраться терпения, уделять много времени своему малышу, радуясь каждой его победе и успеху!

Каждому родителю необходимо ориентироваться в особенностях физического и нервно-психического развития малыша. Особую важность это приобретает в первые годы жизни. Ребенок должен быть здоровым, эмоциональным, любознательным, уметь приспосабливаться к окружающей действительность. При этом чем младше малыш, тем более интенсивно протекают у него процессы развития и роста.


Что это такое?

Педиатрия понимает физическое развитие как определенные изменения, происходящие с телом малыша. Сюда относятся увеличение роста и массы, развитие отдельных частей тела, биологическое созревание.

Чтобы верно оценить физическое развитие, используются некоторые параметры:

Рост и развитие малыша непрерывны, в интенсивном темпе в первые полгода формируется окружность грудной клетки. В 9–12 месяцев с наибольшей скоростью растут ноги и руки крохи.


Факторы развития

Важно помнить, что на рост и физическое развитие малыша оказывают влияние две группы факторов:

  • Эндогенные – состояние здоровья родителей, генетические особенности, протекание обмена веществ, эндокринный фон организма, особенности конституции тела.
  • Экзогенные – условия внешней среды (климат региона, организация питания, наличие/отсутствие движения).

Невозможно однозначно ответить, какая из групп наиболее значима, на развитие ребенка они влияют в комплексе.


Регулярный мониторинг помогает выявить замедление развития малыша или его остановку по причине заболеваний, что поможет своевременно принять меры.

Первое измерение физических параметров ребенка производится сразу после рождения, затем – с такой периодичностью:

  • в первый год жизни – ежемесячно;
  • 1–2 года – раз в 3 месяца;
  • 2–3 года – каждые полгода;
  • от 3 лет – раз в год.

При обнаружении каких-либо отклонений могут проводиться более частые измерения.


Необходимо своевременно проводить мониторинг, позволяющий выявить наличие проблем в состоянии здоровья ребенка. Измерить массу тела малыша до 2 лет не так просто, как может показаться. Взвешивать кроху следует без одежды, чтобы получить точный результат, также недопустимо взвешивание только что поевшего ребенка.

Порядок действий таков:

  1. Настроить измерительный прибор.
  2. Взвесить пеленку, на которой будет взвешиваться кроха.
  3. Поместить малыша на среднюю часть весов (самых маленьких кладут на спинку, после 7-8 месяцев можно посадить).
  4. Из получившегося результата вычесть вес пеленки.

Для точности важно, чтобы ребенок во время взвешивания не баловался и не капризничал.

Лучше всего использовать цифровые весы. Для наибольшей точности рекомендуется проводить повторное измерение. Дети от трех лет могут взвешиваться на обычных весах для взрослых, полностью раздетыми (допускается оставить малыша в трусах и майке).

Чтобы вес ребенка соответствовал его возрастной норме, рекомендуется до 6 месяцев кормить его только грудным молоком, а до 2 лет вводить прикорм, но материнское молоко также давать. Важно, чтобы ребенок получал три элемента, дефицит которых опасен: йод, железо и витамин А. В противном случае возрастает риск задержки физического и умственного развития (кретинизма), низкая масса тела.

При избыточной массе рекомендуется сделать рацион сбалансированным, стабилизировав количество жиров и углеводов, уделять внимание физической активности крохи. Но причиной могут быть и заболевания эндокринной системы или неврологические.


Не менее важно проводить замер роста. Для детей до 2 лет делается он в положении лежа, в качестве инструмента используется мерная доска.

Порядок действий таков:

  1. Снять обувь, головной убор.
  2. Положить ребенка на спину, поверхность обязательно должна быть твердой.
  3. Ноги следует распрямить легким воздействием на кожу внешней стороны стопы. Голова, спина и бедра должны касаться поверхности.
  4. Стопы, расположенные вертикально, поместить так, чтобы они упирались в вертикальную часть планки.
  5. Произвести замер расстояния от головы до пяток.

Если ребенку уже исполнилось 2 года, можно использовать вертикальный ростомер, при этом важно, чтобы малыш был без обуви. Стены должны касаться три места:

  • область между лопатками;
  • крестец;
  • пятки.

Правильное положение следует зафиксировать при помощи поднятого подбородка, после чего нужно осторожно опустить подвижную планку и прижать ее к макушке без усилия. Получившийся результат и есть рост ребенка.

Чтобы рост ребенка соответствовал возрастным особенностям, крайне важно не только уделять внимание правильному питанию, но и увеличивать время общения малыша с матерью.


Для этого измерения используется сантиметровая лента, которая размещается над бровными дугами спереди и по наиболее выступающей части затылка сзади. Допустимая точность – до 5 мм, рекомендуется замер проводить дважды.

Нервно-психическое развитие (до 1 года)

Если на физическое развитие малышей эндогенные и экзогенные факторы оказывают примерно равное влияние, то для нервно-психического в большей степени значимы экзогенные. Если ребенок нормально развивался в утробе и родился естественным путем, то его нервная система будет достаточно хорошо развита. В первые недели жизни она продолжает усложняться, происходит совершенствование головного мозга и отдельных его составляющих.

Интересны и числовые данные:

  • Масса мозга новорожденного равна примерно 1/8 массы тела.
  • К году показатель меняется – 1/11.
  • В 5 лет – 1/13.
  • Взрослый человек средней комплекции имеет соотношение 1/40.

При этом масса мозга малыша постепенно увеличивается, однако развитие веса тела имеет более интенсивные темпы.


Ключевые показатели

Ознакомимся с важнейшими показателями нервно-психического развития малыша. К ним относятся:

  • физиологические рефлексы;
  • появление условных рефлексов (пищевые, слуховые, зрительные);
  • эмоциональные реакции (улыбка, смех, негативные реакции);
  • голосовые реакции (гуление, понимание речи взрослых, первые слоги и слова).

Все рефлексы развиваются быстрыми темпами, именно в этом возрасте у малыша появляются привычки, которые сохранятся у него на всю жизнь.

Этапы

Врачи-педиатры отмечают несколько этапов психофизического развития.


Ребенок еще не может изменить положение своего тела или поднять голову, лежит на животе, стремится принять позу зародыша, обладает некоторыми двигательными реакциями, которые представляют собой ответы на раздражители. Движения ограничены, на уровне рефлексов малыш может сжимать кулачки.

Особенности зрительного и слухового восприятия таковы:

  • Следит взглядом за передвигающимися предметами (10-й день).
  • Способен удерживать в поле зрения яркую погремушку (14 дней).
  • Фиксирует зрение на неподвижном крупном предмете (21 день).
  • Отличает человеческий голос от других звуков.
  • Реагирует на громкие звуки.
  • Слуховое сосредоточение начинает проявляться на 14-й день жизни.

Большую часть своего времени новорожденный проводит во сне, способен проявлять врожденные умения: сосание, моргание, глотание. В этот период очень важно брать малыша на руки во время бодрствования, общаться с ним при переодевании.

Уже в столь раннем возрасте малыши пытаются поднимать и удерживать головку (у некоторых даже это получается на несколько секунд), могут двигать ручками и ножками. Ребенок способен фиксировать взгляд, следить за перемещающейся игрушкой. К концу месяца слуховое сосредоточение может продолжаться до 15 секунд. Здоровый малыш начинает реагировать на общение со взрослым, перестает плакать, когда к нему обращаются.

В это время дети очень любят, чтобы их носили на руках, ценят тактильные ощущения, обожают слушать голос мамы.

Малыш способен приподнимать головку и удерживать ее, крепко держать игрушку, зрительно сосредотачиваться на предмете до 30 секунд, поворачивать голову на звук, улыбкой реагировать на слова матери. Начинает издавать первые гласные звуки.

Поведение ребенка усложняется, он начинает испытывать недовольство, если родители не понимают его. Малыш осознает, где неодушевленные предметы, а где – одушевленные, ко вторым проявляет гораздо больший интерес. В этом возрасте дети любят слушать музыку, покачиваться, рассматривать черно-белые изображения. Сон занимает до 18 часов. Родителям необходимо наклоняться над кроваткой, в которой лежит малыш, и разговаривать с ним, улыбаться. Важно повестить игрушки таким образом, чтобы при желании кроха мог без проблем дотянуться до них.

Карапуз все лучше удерживает голову, при поддержке под мышки способен удержать упор ногами. Зрительное и слуховое внимание становится все более развитым, появляется гуление, ребенок улыбается и смеется, в конце месяца начинают формироваться сложные рефлексы. Продолжительность бодрствования – 4–6 часов. Для физического развития важны гимнастика и массаж, ежедневные купания, воздушные ванны.


Ребенок вертит головой, может перевернуться на бок, пробует сесть, хорошо двигает ручками, выпрямляет и сгибает ноги. Постепенно учится управлять своими руками – теперь он может не только захватить погремушку, но и потрясти ее. Без проблем узнает свою мать, радуется при виде родителей.

Полугодовалые малыши хорошо переворачиваются, сидят (часто с поддержкой), некоторые начинают ползать, передвигаются в ходунках. В речи появляются первые согласные звуки. Ребенок знает свое имя, реагирует на него.


Самостоятельно сидит, ложится, переступает ножками, хорошо ползает, многие дети при звуках музыки начинают двигаться. Гуление приобретает различные интонации, количество проговариваемых слогов возрастает.


Стоит без опоры, ходит, может поднимать и опускать ногу. Любит подниматься и спускаться по лестнице, опираясь на перила. По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает и закрывает, помещает одно в другое. В речи появляются лепетные слова, малыш произносит слоги, подражая взрослому. Находит спрятанные игрушки и узнает знакомые предметы. В этом месяце дети бодрствуют около 10 часов.

Развиваются умения ходить и стоять. Ребенок собирает мелкие предметы, строит башенку из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку. Умеет пить из кружки, брать ее со стола и ставить обратно, показывает пальцем. Произносит несложные слова (1–3), понимая их смысл. Учится правильно использовать ложку, расческу, может показать ручки, ножки, носик и так далее.


Хорошо ходит без опоры, некоторые дети начинают бегать, рисовать каракули, просятся на горшок. Обычно в год ребенок выговаривает до 20 несложных слов, по просьбе дает маме названную конкретную игрушку. Заниматься одним делом способен до 15 минут.

Таковы особенности психофизического развития малыша первого года жизни.


Формирование психики

Принято выделять 4 этапа формирования детской психики:

  1. Моторный. В первый год жизни кроха овладевает моторными навыками.
  2. Сенсорный. Продолжается от 1 до 3 лет. Ребенок начинает делать осознанные движения.
  3. Аффективный. Охватывает возраст 3–12 лет. Деятельность становится постоянной и приобретает индивидуальность.
  4. Идеаторный. Продолжается 2 года, с 12 до 14 лет. Понятия и суждения приобретают более сложный характер, развивается абстрактное мышление.

Родителям важно знать, что при физическом и нервно-психическом развитии ребенка возможны кризисные моменты, то есть периоды, когда наиболее высок риск появления отклонений, нарушений и заболеваний. Их два: в возрасте от 2 до 3,5 лет и в 12–15 лет.

Таковы основные особенности физического и психического развития малышей, которые должны учитываться родителями. Очень важно в периоды кризисов уделять ранимым детям особое внимание, в противном случае можно нанести их психике непоправимый урон. Знание этой специфики поможет мамам и папам разработать свою стратегию, учитывающую и возрастные особенности ребенка, и его индивидуальные черты. Развитие детей должно быть всесторонним, только в этом случае они вырастут гармоничными личностями.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Ярцева Наталия ВикторовнаНаписать 4505 12.10.2016

Номер материала: ДБ-256486

  • Другое
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    12.10.2016 636
    12.10.2016 14883
    12.10.2016 881
    12.10.2016 260
    12.10.2016 928
    12.10.2016 538
    12.10.2016 356

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Статья посвящена основным критериям развития младенца с рождения до года и дает общее представление о физическом и нервно-психическом развитии ребёнка в этот период. Помимо общей информации о первых месяцах жизни человека приводятся возрастные нормы освоения тех или иных ключевых навыков.

Развитие человека – удивительный и сложный процесс. В первый год жизни ребёнок овладевает огромным объемом знаний и умений, а в его физическом развитии происходят колоссальные изменения.

Для родителей этот год, когда приходится полностью перестраивать свой образ жизни, – настоящее испытание. Поэтому ещё до родов стоит получить необходимую информацию: читать соответствующие книги и статьи, смотреть видео о развитии ребёнка до года.

Наличие врожденных рефлексов - залог того, что нервно-психическое развитие ребёнка до года будет происходить правильно.

Отсутствие рефлекторных способов взаимодействия с миром у младенца – повод немедленно обратиться к врачу!

Основными рефлексами считаются хватательный, плавательный, сосательный, поисковый и рефлекс ходьбы. Малыш также реагирует на громкие звуки, моргает, чихает и зевает.

Этапы развития ребёнка


Условно выделяют несколько основных этапов развития ребёнка в первый год жизни.

I. Адаптационный этап (1-3 месяца).

Малыш приспосабливается к жизни в мире и учится адекватно воспринимать всё, что его окружает. Он реагирует на звуки, прикосновения, появление взрослых. С 2-х месяцев начинает сознательно использовать плач, чтобы позвать родителей.


II. Этап первых экспериментов (4-6 месяцев).

III. Подвижный этап (7-9 месяцев).

Ребёнок активно осваивает новые способы передвижения, одновременно расширяя свой кругозор. Он уверенно сидит, начинает ползать, делает первые попытки ходить. В этот период малыша нельзя оставлять без присмотра. К концу периода ребёнок начинает чётко различать предметы и учится думать.

IV. Самостоятельный этап (10-12 месяцев).

Ребёнок начинает ходить и произносит первые сознательные слова, учится устанавливать причинно-следственные связи, активно повторяет действия родителей, делает выводы. Интерес к окружающему миру возрастает одновременно с адаптацией к внешним воздействиям.


Детские нормативы

Физическое и психологическое развитие ребёнка до года имеет свои критерии. Объективными показателями являются увеличение роста, веса, окружности головы и появление зубов.

В норме физическое развитие ребёнка по месяцам выглядит так.

Ребёнок вырастает на 3 см в первые четыре недели, на 2,5 см в месяц в последующие два месяца жизни, на 2 см – в пять-восемь месяцев и на 1,5 см – до года. Вес в первый месяц увеличивается на 600 г, на 2-3 месяц – на 800 г в месяц, а затем норма прироста уменьшается каждый месяц на 50 г: от 750 г на 4-й месяц до 350 г по истечению 12 месяца.

Первые зубы прорезаются в пять-шесть месяцев, к девяти месяцам обычно вырастает 4-6 зубов, а в год малыш может похвастаться уже 6-8. Размер головы увеличивается на 5 см в первый месяц, на 2 см в месяц в возрасте трёх-четырех месяцев, на 1 см с четвертого по седьмой месяцы и на 0,5 см с восьми месяцев до года.

Если ребёнок не соответствует этим критериям, тревогу бить рано.

Процесс развития человека индивидуален и часто передаётся по наследству!

Если появились какие-либо проблемы и родителей беспокоит физическое развитие ребёнка до года, стоит проконсультироваться у педиатра, но не более того.

Развитие интеллекта

Нервно-психическое развитие ребёнка до года определяют по следующим критериям: развитие моторики, речи и эмоционального интеллекта.

Крупная моторика связана с ориентацией в пространстве и умением владеть собственным телом. Сюда относится умение держать голову, навык переворачивания, первые попытки сидеть, ползать и ходить.

Мелкая моторика отвечает за координацию взгляда и движения рук, умение хватать и удерживать предмет. Проблемы с освоением этих навыков могут иметь последствия в будущем.

Мелкая моторика ребёнка – тот аспект, на который родители обязаны обращать особое внимание!

К развитию речи относится не только произнесение звуков, но и умение воспринимать разговор, реагировать на беседу. Это плач (который до определённого момента служит ребёнку единственным способом общения с родителями), понимание чужой речи, произнесение звуков, слогов, бессознательное повторение слов и, наконец, умение говорить.

Очень важным показателем развития является эмоциональный (или аффективный) интеллект. Это умение адекватно реагировать на действия людей: улыбкой, смехом, плачем; навык распознавания своих и чужих, первые попытки взаимодействовать с окружающими. Именно эмоциональный интеллект отвечает за развитие эмпатии.

Для удобства восприятия ниже приведена таблица нервно-психического развития детей, иллюстрирующая возрастные нормы освоения некоторых навыков.


Психология развития ребёнка до года гораздо сложнее поддаётся объективной фиксации. Не умеющий говорить малыш пока не способен чётко осознавать свои эмоции.

В первые месяцы жизни плач свидетельствует только о физическом дискомфорте, который испытывает ребёнок: голод, грязный подгузник, плохое самочувствие.

Младенец не умеет капризничать!

Становясь старше, малыш начинает реагировать на состояние психологического дискомфорта. Ребёнок капризничает по объективным причинам: когда устал, чувствует потребность в безопасности, сталкивается с непреодолимыми препятствиями (к которым относятся и родительские "нет" и "нельзя"). Не стоит ждать от малыша следования социальным нормам: пока ему незнакомо представление о стыде и стеснении.

Правильное развитие новорожденного должно сопровождаться грамотным уходом за ним. Об этом подробно рассказано в этой статье. Также родителям следует уделять особое внимание здоровью ребенка, об особенностях которого можно узнать из этой публикации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.