Физиологические основы индивидуальных различий высшей нервной деятельности

Типы высшей нервной деятельности, комплекс основных врождённых свойств и приобретённых индивидуальных особенностей нервной системы (HC), определяющих у человека и животных различия в их поведении и отношении к одним и тем же воздействиям внешней среды. Понятие о Т. н. с., введённое в физиологию и медицину основоположником учения о высшей нервной деятельности И. П. Павловым,связано с понятиями о темпераменте, конституции человека и конституции животных, интерес к которым зародился на заре человеческой культуры и цивилизации.

Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, характеризующие собой типы высшей нервной деятельности людей, являются физиологической основой их темпераментов. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении, в деятельности человека. Проявление сильного уравновешенного быстрого типа нервной деятельности естьсангвинический темперамент. Особенности нервной деятельности сильного уравновешенного медленного типа — это физиологическая основа флегматического темперамента. Сильный неуравновешенный тип нервной деятельности соответствуетхолерическому, а слабый тип — меланхолическому темпераменту.

Исследования показали, что основой индивидуальных различий в нервной деятельности животных является проявление и соотношение двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.
Соотношения свойств этих двух нервных процессов и были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности животных. Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения, которые и стали изучать при определении типа высшей нервной деятельности животного:
1. Сила процессов возбуждения и торможения.
2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
3. Подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения — способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде.
Эти свойства нервной системы и обусловливают высшее приспособление животного организма к окружающим условиям, т. е. совершенное взаимодействие организма как системы с внешней средой, обеспечивают существование организма.
Охарактеризуем основные свойства высшей нервной деятельности.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить длительное и концентрированное возбуждение и торможение, не переходя в состояние запредельного торможения. Это определяет предел работоспособности (выносливости) нервной клетки.
Каждая нервная клетка обладает предельной работоспособностью; под влиянием сильного или долго действующего раздражения она слабеет, делается неспособной проводить ту работу, которую она проводила прежде. Предел работоспособности нервной клетки у разных животных различен, что и указывает на силу или слабость нервной системы.
Сила нервного процесса характеризуется соответствующей адекватной реакцией на сильные раздражители: сильные раздражения у сильной нервной системы вызывают и сильные процессы возбуждения. Чем сильнее нервная система, тем более ярко проявляется данная закономерность. Изменение силы раздражителя влечет за собой изменение силы реакции. Время реакции уменьшается при увеличении силы раздражителя.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека

Индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека

Типы высшей нервной деятельности, общие для животных и человека.

Представления о первой и второй сигнальных системах действительности. Типы ВНД, характерныедля человека.

Экспериментальные неврозы, значение для медицины.

Физиологические основы сна.

Типы высшей нервной деятельности, общие для животных и человека.

В лаборатории И.П.Павлова было замечено, что поведение собак в естественной обстановке и во время выработки условных рефлексов различное. Некоторые животные очень подвижны, возбудимы и любопытны, другие медлительны и трусливы. Между этими крайними типами имеется ряд промежуточных. На основании свойств нервных процессов И.П.Павлову удалось разделить животных на определенные группы.

В основу классификации типов ВНД были положены свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. По критерию силы нервных процессов выделяют сильный и слабый типы. У слабого типа процессы возбуждения и торможения слабые, поэтому подвижность и уравновешенность нерв

ных процессов не могут быть охарактеризованы достаточно точно.

Сильный тип нервной системы подразделяется на уравновешенный и неуравновешенный. Выделяется группа, которая характеризуется неуравновешенными процессами возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения над торможением (безудержный тип), когда основным свойством является неуравновешенность. Для уравновешенного типа, у которого процессы возбуждения и торможения сбалансированы, приобретает значение быстрота смены процессов возбуждения и торможения. В зависимости от этого показателя различают подвижный и инертный типы ВНД. Эксперименты, проведенные в лабораториях И.П.Павлова, позволили создать следующую классификацию типов ВНД, которые в известной степени совпали с типами темперамента Гиппократа:

Слабый (по Гиппократу - меланхолик).

Сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения (по Гиппократу - холерик).

Сильный, уравновешенный, подвижный (по Гиппократу - сангвиник).

Сильный, уравновешенный, инертный (по Гиппократу - флегматик).

Указанные типы ВНД характеризуют в равной степени особенности поведения как животных, так и человека.

Представления о первой и второй сигнальных системах действительности. Типы внд, характерные для человека.

Типы ВНД, о которых говорилось выше, являются общими для животных и человека. Можно выделить особые, присущие только человеку типологические черты. По мнению И.П.Павлова, в их основе лежит степень развития первой и второй сигнальных систем. Первая сигнальная система - это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира, которые отражают физическую сторону окружающего мира (цвет, амплитуда, частота и т.д.).

Восприятие непосредственных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Отдельные элементы более сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих и птиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для предупреждения об опасности, о том, что данная територия занята и т.д. Но лишь у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается вторая сигнальная система- словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным информационным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.

Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может оперировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими смысловую (семантическую) информацию. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность опери- ровать абстрактными понятиями, выражаемыми словами служит основой мыслительной деятельности.

Учитывая соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме, И.П.Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности. Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответственных за первосигнальные раздражители, И.П.Павлов относил к художественному типу (у представителей этого типа преобладает образный тип мышления). Это люди, для которых характерна яркость зрительных и слуховых восприятии событий окружающего мира (художники и музыканты).

Если же более сильной оказывается вторая сигнальная система, то таких людей относят к мыслительному типу. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы). В тех случаях, когда первая и вторая сигнальные системы создают нервные процессы одинаковой силы, то такие люди относятся к среднему (смешанному типу), к которому относится большинство людей. Но есть еще один крайне редкий типологический вариант, к которому относятся очень редкие люди, имеющие особо сильное развитие и первой, и второй сигнальных систем. Эти люди способны как к художественному, так и к научному творчеству, к числу таких гениальных личностей И.П.Павлов относил Леонардо да Винчи.

Материальной основой первой и второй сигнальных систем действительности является асимметрия больших полушарий головного мозга. У правшей (у людей с доминирующей правой рукой) механизмы первой сигнальной системы действительности локализованы в правом полушарии, тогда как механизмы второй сигнальной системы – в левом полушарии головного мозга.

Экспериментальные неврозы

В лаборатории И.П.Павлова удалось вызвать экспериментальные неврозы (функциональные расстройства деятельности ЦНС), используя перенапряжение нервных процессов, что достигалось путем изменения характера, силы и продолжительности условных раздражении.

Неврозы могут возникать: 1) при перенапряжении процесса возбуждения вследствие применения длительного интенсивного раздражителя; 2) при перенапряжении тормозного процесса путем, например, удлинения периода действия дифференцировочных раздражении или выработки тонких дифференцировок на очень близкие фигуры, тоны и др.; 3) при перенапряжении подвижности нервных процессов, например, путем переделки положительного раздражителя в тормозной при очень быстрой смене раздражителей или при одновременной переделке тормозного условного рефлекса в положительный.

При неврозах возникает срыв высшей нервной деятельности. Он может выражаться в резком преобладании или возбудительного, или тормозного процесса. При преобладании возбуждения подавлены тормозные условные рефлексы, появляется двигательное возбуждение. При преобладании тормозного процесса ослабляются положительные условные рефлексы, возникает сонливость, ограничивается двигательная активность. Неврозы особенно легко воспроизводятся у животных с крайними типами нервной системы: слабым и неуравновешенным.

Сущность невроза заключается в понижении работоспособности нервных клеток. Нередко при неврозах развиваются переходные (фазовые) состояния, отражающие переход ряда нервных клеток головного мозга из состояния возбуждения в состояние торможения: уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная фазы. Фазовые состояния отражают нарушения закона силовых отношений, характерного для нормальной нервной деятельности. Торможение в этой ситуации выполняет охранительно-восстановительную функцию.

В норме наблюдается количественная и качественная адекватность рефлекторных реакций действующему раздражителю, т.е. на раздражитель слабой, средней или большой силы возникает соответственно слабая, средняя или сильная реакция. При неврозе уравнительное фазовое состояние проявляется одинаковыми по выраженности реакциями на раздражители разной силы, парадоксальное - развитием сильной реакции на слабое воздействие и слабые реакции на сильные воздействия, ультрапарадоксальное - возникновением реакции на тормозной условный сигнал и выпадением реакции на положительный условный сигнал.

При неврозах развивается инертность нервных процессов или их быстрая истощаемость. Функциональные неврозы могут приводить к патологическим изменениям в различных органах. Так, например, возникают поражения кожи типа экземы, выпадение волос, нарушение деятельности пищеварительного тракта, печени, почек, эндокринных желез. Обостряются заболевания, которые были до невроза.

- сангвинический связан с преобладанием крови (лат. sanguis),

- холерический с желчью (лат. chole),

- меланхолический с черной желчью (лат. melaina chole),

- флегматический со слизью (лат. phegma).

Чтохарактерно для каждого типа вам будет освещено в лекциях по психологии.

Классификация темпераментов Гиппократа относится к гуморальным теориям (лат. - жидкость). Основным недостатком данной теории являлось то, что она игнорировала роль центральной нервной системы в возникновении индивидуальных различий.

- жизненных условий (т.е. от приобретенных качеств).

Это нам (дефектологам и логопедам) тоже необходимо учитывать при коррекции и компенсации.

Индивидуальность каждого человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. По мнению И.П. Павлова, наиболее предпочтительными являются темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика из-за отсутствия у него уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной системы характеризует меланхолика. Однако Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын выступали против оценочной характеристики темпераментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые разные типы темпераментов и индивидуальные качества человека. На этом строятся основные принципы науки о профориентации, задача которой — помочь молодому человеку в выборе профессии. Об индивидуальных различиях ВНД человека вам будет освещено в лекциях по нейропсихологии.

Заключение

Учение о физиологии ВНД, созданное трудами великого русского ученого И.П. Павлова, является естественнонаучной основой философии диалектического материализма, оно утверждает:

- первичность материи и вторичность сознания,

- наличие объективного и субъективного,

- наличие материального и идеального.

В учении И.П. Павлова заложены материалистические идеи и подход к исследованию высших функций мозга. Оно раскрывает:

- закономерности работы головного мозга,

- позволяет познать природу и внутренние механизмы обучения, памяти, эмоций, мышления, сознания.

Очень важно помнить:

Закономерности ВНД отражают протекание явлений внешнего мира, их постоянство, пространственное расположение, временную последовательность, изменчивость и значение для жизнедеятельности организма.

Основной метод изучения ВНДметод условных рефлексов – помогает:

- раскрывать причины и физиологические механизмы нервных и психических заболеваний,

- находить пути для их профилактики и лечения,

- знать о гигиене умственного труда, нормальном режиме работы, своевременном и правильном отдыхе, что способствуют поддержанию нормальной деятельности нервной системы.

Учение И.П. Павлова о зависимости ВНДот условий существования организма имеет не только практическое, но и большое теоретическое значение. Оно расширяет естественнонаучную основу диалектического материализма. И.П. Павлов этим учением дал в руки способ познания развития мозговой деятельности. Мозг, являясь аппаратом нервной деятельности, в то же время обеспечивает и психическую деятельность. Созданная И.П. Павловым рефлекторная теория дает возможность изучать физиологические механизмы и закономерности, лежащие в основе теории воспитания, компенсации и коррекции.

Сущность учения И.П. Павлова состоит не в одностороннем воздействии среды на организм, а в активном взаимодействии. Поэтому вся коррекция и компенсация должна осуществляться комплексно.

Наука о ВНД приобретает всё большее значение в жизни общества. В значительной степени это обусловлено задачами управления функциональным состоянием, обучением, памяти, внимания и другими функциями человека, которые возникают в педагогике, медицине, на производстве, а также в связи с развитием робото-техники.

Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в учении о высшей нервной деятельности (ВИД). Тйп ВНД — это комплекс индивидуальных особенностей ВНД, обусловленный наследственными факторами и влиянием окружающей среды, характеризующийся силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов (возбуждения и торможения) и определенным соотношением I и II сигнальных систем.

Наиболее важное свойство ВНД — сила нервных процессов, т.е. способность нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в запредельное торможение при действии сильного раздражителя. По силе нервных процессов всех людей можно разделить на два типа: сильный и слабый.

Второе свойство, явлющееся основой классификации типов ВНД, — баланс между процессами возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенны, но могут и преобладать один над другим. У лиц со слабой нервной системой легко развивается охранительное запредельное торможение. Поэтому у них невозможно рассмотреть свойство уравновешенности процессов. Сильный же тип по этому признаку может быть разделен на уравновешенный и неуравновешенный.

Третье свойство нервной системы — подвижность, которая характеризуется быстротой взаимопереходов процессов возбуждения и торможения. В соответствии с этим И.П. Павлов выделил четыре типа ВНД животных и человека (рис. 13.4), которые позволили дать научное объяснение существованию четырех типов темперамента Гиппократа: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.


Рис. 13.4. Схема типов высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову)

  • сильный уравновешенный подвижный (живой) тип — процессы возбуждения и торможения хорошо выражены, уравновешенны и легко переходят один в другой. Люди легко преодолевают трудности (сила), умеют быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность), с большим самообладанием (уравновешенность);
  • сильный уравновешенный инертный (спокойный) тип — человек наделен хорошей силой нервных процессов и уравновешенностью, но малой подвижностью, инертностью нервных процессов. Люди работоспособные (сила), но медлительные, не любят изменять своим привычкам (инертность);
  • сильный неуравновешенный (безудержный) тип — характеризуется сильным процессом возбуждения, который преобладает над торможением. Люди очень увлекающиеся, могут многое сделать (сила), но очень вспыльчивые и непредсказуемые (неуравновешенность);
  • слабый тип — характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Люди слабовольные, боятся трудностей, легко подчиняются чужому влиянию, подвержены тоскливому настроению.

Наблюдая за различными формами поведения, особенностями мышления и эмоциональной деятельности людей, И.П. Павлов предложил еще одну классификацию типов ВНД, основанную на взаимодействии I и II сигнальных систем. По мнению Павлова, существуют три типа людей: мыслительный, художественный и смешанный.

  • • для людей художественного типа характерно преобладание конкретно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди наиболее склонны к синтезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом И.П. Павлов считал Л.Н. Толстого и И.Е. Репина;
  • • для людей мыслительного типа характерно преобладание II сигнальной системы. Они более склонны к аналитическому, абстрактному, отвлеченному мышлению. К этому типу ВНД И.П. Павлов относил известного немецкого философа Гегеля, создателя теории происхождения видов английского ученого Ч. Дарвина;
  • • люди, у которых в равной степени развиты I и II сигнальные системы, склонны как к абстрактному, так и чувственно-образному мышлению. Их И.П. Павлов отнес к смешанному типу. К этой категории он относил гениального художника и математика, анатома и физиолога Леонардо да Винчи, немецкого поэта и философа Гете, создателя периодической системы элементов Д.И. Менделеева, выдающегося химика, талантливого русского композитора А.П. Бородина.

Высшая нервная деятельность человека и животных обнаруживает подчас довольно выраженные индивидуальные различия. Индивидуальные особенности ВНД проявляются в разной скорости образования и упрочения условных рефлексов, в различной скорости выработки внутреннего торможения, в различной трудности переделки сигнального значения условных раздражителей, в различной работоспособности корковых клеток и т.п. Для каждого индивидуума характерна определенная комбинация основных свойств корковой деятельности. Она и получила название типа ВНД.

Особенности ВНД определяются характером взаимодействия, соотношением основных корковых процессов - возбуждения и торможения. Поэтому в основу классификации типов ВНД положены различия основных свойств этих нервных процессов. Такими свойствами являются:

1.Сила нервных процессов. В зависимости от работоспособности корковых клеток нервные процессы могут быть сильными и слабыми. В условно-рефлекторной деятельности сила процесса возбуждения определяется скоростью и прочностью выработки условных рефлексов, сила процесса торможения находит отражение в скорости и прочности выработки дифференцировочного и запаздывающего торможения.

2. Уравновешенность нервных процессов. В зависимости от соотношения возбуждения и торможения они могут быть уравновешеннымиили неуравновешенными.

3. Подвижность нервных процессов, т.е. быстрота их возникновения и прекращения, легкость перехода от одного процесса к другому. В зависимости от этого нервные процессы могут бытьподвижными или инертными. Лабильность, подвижность нервных процессов оцениваются в показателях прочности переделки сигнального значения условных раздражителей (с возбудительного на тормозной и наоборот).

Теоретически мыслимо 36 комбинаций этих трех свойств нервных процессов, т.е. большое разнообразие типов ВНД. И.П. Павлов, выделил, однако, только 4, наиболее резко бросающихся в глаза типа ВНД у собак (рис. 248):

1 - сильный неуравновешенный (с резким преобладанием возбуждения);

2 - сильный неуравновешенный подвижный;

3 - сильный уравновешенный инертный;

Выделенные типы Павлов считал общими и для человека и животных. Он показал, что четыре установленных типа совпадают с гиппократовским описанием четырех темпераментов человека - холерическим, сангвиническим, флегматическим и меланхолическим.

В формировании типа ВНД наряду с генетическими факторами (генотип) принимает активное участие и внешняя среда, воспитание (фенотип). В ходе дальнейшего индивидуального развития человека на основе врожденных типологических особенностей нервной системы под влиянием внешней среды формируется определенная совокупность свойств ВНД, проявляющаяся в устойчивой направленности поведения, т.е. то, что мы называем характером. Тип ВНД способствует формированию определенных черт характера.

1. Животные ссильным, неуравновешенным типом являются, как правило, смелыми и агрессивными, чрезвычайно возбудимыми, трудно поддаются дрессировке, не выносят ограничений в своей деятельности.

Люди этого типа (холерики) характеризуются несдержанностью, легкой возбудимостью. Это - энергичные, увлекающиеся люди, смелые в суждениях, склонные к решительным действиям, не знающие меры в работе, часто опрометчивые в своих действиях. Дети такого типа часто являются способными в учебе, но вспыльчивы и неуравновешенны.


Рис. 69. Типы ВНД и соответствующие им темпераменты (по И.П. Павлову)

2. Собаки сильного, уравновешенного, подвижноготипа в большинстве случаев являются общительными, подвижными, быстро реагируют на каждый новый раздражитель, но вместе с тем и легко себя сдерживают. Они быстро и легко приспосабливаются к изменениям в окружающей среде.

Люди этого типа (сангвиники) отличаются сдержанностью характера, большим самообладанием, а вместе с тем кипучей энергией и исключительной работоспособностью. Сангвиники - живые, любознательные люди, всем интересующиеся и довольно разносторонние в своей деятельности, в своих интересах. Наоборот, односторонняя, однообразная деятельность не в их характере. Они настойчивы в преодолении трудностей и легко приспосабливаются ко всяким изменениям в жизни, быстро перестраивая свои привычки. Дети этого типа отличаются живостью, подвижностью, любознательностью, дисциплинированностью.

3. Для собак сильного, уравновешенного, инертного типа характерной особенностью является медлительность, спокойствие. Они малообщительны и не проявляют излишней агрессии, слабо реагируя на новые раздражители. Для них характерна устойчивость привычек и выработанного стереотипа в поведении.

Люди этого типа (флегматики) выделяются своей медлительностью, исключительной уравновешенностью, спокойствием и ровностью в поведении. При своей медлительности флегматики весьма энергичны и настойчивы. Они отличаются постоянством привычек (иногда до педантизма и упрямства),постоянством привязанностей. Дети этого типа отличаются хорошим поведением, трудолюбием. Для них характерна известная медлительность движений, медлительная спокойная речь.

4. В поведении собакслабого типа в качестве характерной черты отмечается трусливость, склонность к пассивно-оборонительным реакциям.

Отличительной чертой в поведении людей этого типа (меланхолики) является робость, замкнутость, слабая воля. Меланхолики часто склонны преувеличивать встречающиеся им в жизни трудности. Они обладают повышенной чувствительностью. Их чувства нередко окрашены в мрачные тона. Дети меланхолического типа внешне выглядят тихими, робкими.

Надо отметить, что представителей таких чистых типов мало, не более 10% человеческой популяции. Остальные люди обладают многочисленными переходными типами, сочетая в своей характере черты соседних типов.

Тип ВНД определяет во многом характер течения болезни, поэтому его необходимо учитывать в клинике. Тип следует учитывать в школе, при воспитании спортсмена, воина, при определении профпригодности и т.д. Для определения типа ВНД у человека разработаны специальные методики, включающие в себя исследования условно рефлекторной деятельности, процессов возбуждения и условного торможения.

После Павлова его учениками были проведены многочисленные исследования типов ВНД у человека. Оказалось, что Павловская классификация требует существенного дополнения и изменения. Так, исследования показали, что у человека имеются многочисленные вариации внутри каждого Павловского типа вследствие градации трех основных свойств нервных процессов. Особенно много вариаций имеет слабый тип. Установлены и некоторые новые комбинации основных свойств нервной системы, которые не подходят под характеристику ни одного Павловского типа. К числу их относятся - сильный неуравновешенный тип с преобладанием торможения, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения, но в отличие от сильного типа с очень слабым тормозным процессом, неуравновешенный по подвижности (с лабильным возбуждением, но инертным торможением) и т.д. Поэтому сейчас продолжается работа по уточнению и дополнению классификации типов ВНД.

Кроме общих типов ВНД, у человека различают и частные типы, характеризующиеся различным соотношением между первой и второй сигнальными системами. По этому признаку выделяют три типа ВНД:

1. Художественный, у которого особенно ярко выражена деятельность первой сигнальной системы;

2. Мыслительный тип, у которого заметно преобладает вторая сигнальная система.

3. Средний тип, в котором 1 и 2 сигнальные системы уравновешены.

Преобладающее большинство людей относится к среднему типу. Этот тип характеризуется гармоничным сочетанием образно-эмоционального и отвлеченно-словесного мышления. Художественный тип поставляет художников, писателей, музыкантов. Мыслительный - математиков, философов, ученых и т.п.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Исходя из этих основных признаков, И.П. Павлов в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. Классификация типов высшей нервной деятельности представлена на рисунке 1.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный неуравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Классификация ВНД детей по Красногорскому

На всем протяжении развития ребенка меняется взаимодействие между подкорковыми структурами и корой больших полушарий, постепенно кора больших полушарий занимает ведущее место в формировании поведения ребенка.

Учение о высшей нервной деятельности у детей было начато Н.И. Красногорским, он выделил 2 типа высшей нервной деятельности:

В дальнейшем А.Г. Иванов-Смоленский выделил 4 типа высшей нервной деятельности – возбудимый, тормозной, инертный, лабильный.

Н.И. Красногорский в 1954г. обобщил и предложил классифицировать типологические особенности высшей нервной деятельности детей по свойствам:

1) взаимодействие коры и подкорки;

2) взаимодействие I и II сигнальных систем;

3) свойства нервных процессов.

1 тип – нормально-возбудимые; сильный уравновешенный, подвижный.

Положительные и отрицательные рефлексы образуются быстро. У таких детей быстро вырабатываются тонкие дифференцировка. Безусловно рефлекторная деятельность быстро контролируется корой больших полушарий. Речь быстрая, четкая, эмоциональная. Дети общительны, с яркими эмоциями, проявляют интерес к явлениям, легко поддаются воспитанию и обучению.

2 тип – нормально-возбудимые; сильный, уравновешенный, инертный.

Условные рефлексы вырабатываются медленно, как на сильное, так и на слабое раздражение. Кора больших полушарий сильно контролирует протекание безусловных рефлексов. Речь спокойная, медленная, без резкого выражения эмоций, мимики.

Дети спокойного, ровного поведения, легко справляются с трудными ситуациями. Хорошо поддаются воспитанию и обучению.

3 тип – сильный, повышенно-возбудимый, безудержный.

Условные рефлексы вырабатываются легко, как на сильное, так и на слабое раздражение. Характеризуется недостаточным тормозным процессом; преобладает деятельность подкорковых структур. Дети очень эмоциональны, речь у них громкая, быстрая, неровная. Характеризуется неровным, неустойчивым поведением. Часто ведут себя агрессивно.

4 тип – слабый, нормально-возбудимый, малоподвижный.

Условные рефлексы образуются медленно. В высшей нервной деятельности преобладает процесс торможения, особенно внешнее. С трудом вырабатываются все виды внутреннего торможения. Замедленная речь, двигательная активность невелика. Внешне производят впечатление слабых и трусливых.

Н.И. Красногорский, основываясь на исследованиях безусловных и условных рефлексов, а также речевых реакций детей, выделил у них четыре основных типа нервной системы. Описывая отдельные типы, Н.И. Красногорский учитывал динамику корковых и подкорковых процессов, считая уравновешенность возбуждения на корковом и подкорковом уровнях одним из основных критериев своей типологии. Выделенным типам ВНД он дал следующие характеристики:

1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии – сангвиник.

2. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип – флегматик.

3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (что связано с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах) тип – холерик.

4. Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов – меланхолик.

H.И. Красногорский приводит следующую подробную характеристику выделенных им типов ВНД, учитывая в ней безусловно-рефлекторные, условно-рефлекторные действия и общее поведение ребенка. Важной особенностью предложенной классификации типов ВНД, позволяющей легко и быстро ее использовать педагогу, психологу и воспитателю, является то, что большое значение уделяется формированию и проявлению у детей речевых функций. Это первая наиболее полная и обобщенная, основанная на экспериментах характеристика типов темперамента, понимаемых как проявление типов высшей нервной деятельности:

1. Сангвиник. Положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

2. Флегматик. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

3. Холерик. Характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у предыдущих типов.

4. Меланхолик. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нервной системы у ребенка является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры.

ВОПРОС №20

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 354 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.