Функционально клиническая анатомия нервной системы


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27


[Введите название организации]


[Введите имя автора]

Настоящее пособие дает базовые сведения об устройстве организма человека, анатомии и физиологии нервной системы. В пособии приводятся наиболее употребительные латинские понятия, дан краткий латинско-русский словарь, глоссарий с основными биологическими терминами.

Для проверки полученных знаний в Приложении помещены тесты.

Для студентов-психологов, педагогов, медиков, биологов.

УДК 611(075.8) ББК 28.706

Список сокращений. 8

1. Строение организма. 9

1.1.1. Клеточные органоиды. 12

1.1.2. Обмен веществ в клетке. 15

1.2. Ткани животных. 17

1.3. Физиологические системы органов. 19

1.3.1. Регуляция функций организма. 23

2. Нервная ткань. 30

2.1. Общие положения. 30

2.2. Микроскопическое строение нейрона. 33

2.3. Отростки нейрона. 38

2.4. Классификация нейронов. 42

2.5. Нейроглия. 45

3. Онтогенез нервной системы. 51

4. Вспомогательные аппараты нервной системы. 57

4.1. Оболочки ЦНС. 57

4.2. Полости центральной нервной системы. 58

4.3. Кровоснабжение мозга. 60

5. Общие представления об устройстве

и работе нервной системы. 64

5.1. Части нервной системы. 64

5.2. Серое и белое вещество нервной системы. 66

5.3. Рефлекторный принцип работы

нервной системы. 68

6. Спинной мозг. 73

6.1. Общее строение спинного мозга. 73

6.2. Рефлекторные дуги спинного мозга. 77

6.3. Серое вещество спинного мозга. 81

6.4. Белее вещество спинного мозга. 83

7. Головной мозг. 90

7.1. Общий обзор головного мозга. 90

7.2. Ствол мозга. 93

7.2.1. Черепные нервы и их ядра. 93

7.2.2. Продолговатый мозг. 99

7.2.3. Варолиев мост. 104

7.2.4. Четвертый мозговой желудочек. 106

7.2.5. Средний мозг. 107

7.2.6. Ретикулярная формация. 112

7.3. Мозжечок. 115

7.3.1. Общее строение. 115

7.3.2. Кора мозжечка. 120

7.3.3. Белое вещество мозжечка. 123

7.4. Передний мозг. 124

7.4.1. Промежуточный мозг. 124

7.4.2. Конечный мозг. 136

8. Вегетативная (автономная) нервная система. 155

9. Лимбическая система. 163

Ответы на тесты. 174

Список основных терминов, относящихся к анатомии

нервной системы (с латинским переводом). 176

Краткий список латинских терминов, относящихся

к анатомии нервной системы. 184

Рекомендуемая литература. 189

То, как устроен наш организм, эволюционно определено выполняемыми им функциями. В связи с этим анатомия — наука, которая изучает строение тканей, органов, систем органов, тесно взаимодействует с физиологией — наукой о жизнедеятельности целостного организма и отдельных его составляющих (клеток, органов, функциональных систем). Знание функций тех или иных структурных образований позволяет сделать изучение анатомии (в том числе - анатомии нервной системы) более эффективным, использовать полученные знания на практике. Поэтому в представленное пособие включены не только анатомические, но и физиологические сведения, что отражено в названии книги.

Анатомия и физиология нервной системы являются основополагающими предметами прежде всего для будущих специалистов-психологов. Действительно, с функционированием нервной системы связано большинство психических процессов, и мозг является их материальным субстратом. С другой стороны, разнообразные нарушения психики обычно обусловлены патологией именно нервной системы.

Существующие в настоящее время учебники по анатомии нервной системы рассчитаны главным образом на тех, кто имеет глубокие базовые знания по биологии. Однако в последнее время нам приходится иметь дело с большим количеством студентов-гуманитариев (особенно в случае вечерней и заочной форм обучения), которые относительно давно окончили среднюю школу и утратили далее те биологические знания, которые были в ней получены. В связи с этим восприятие информации, изложенной в классических учебниках по анатомии человека, оказывается затруднено. Наше учебное пособие учитывает проблемы таких студентов. Так, для облегчения понимания представленного материала в первой главе приведены базовые сведения об устройстве организма человека. Составляющая содержание этой главы сводка данных о строении клеток, тканей, систем органов не может являться предметом отдельного глубокого изучения; она представлена лишь в там объеме, который необходим для понимания основного материала учебного пособия. Кроме того, первая глава не снабжена всеми необходимыми рисунками, и студентам предлагается обращаться к иллюстрациям в стандартных школьных учебниках и справочниках по биологии для поступающих в вузы.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27


[Введите название организации]


[Введите имя автора]

Настоящее пособие дает базовые сведения об устройстве организма человека, анатомии и физиологии нервной системы. В пособии приводятся наиболее употребительные латинские понятия, дан краткий латинско-русский словарь, глоссарий с основными биологическими терминами.

Для проверки полученных знаний в Приложении помещены тесты.

Для студентов-психологов, педагогов, медиков, биологов.

УДК 611(075.8) ББК 28.706

Список сокращений. 8

1. Строение организма. 9

1.1.1. Клеточные органоиды. 12

1.1.2. Обмен веществ в клетке. 15

1.2. Ткани животных. 17

1.3. Физиологические системы органов. 19

1.3.1. Регуляция функций организма. 23

2. Нервная ткань. 30

2.1. Общие положения. 30

2.2. Микроскопическое строение нейрона. 33

2.3. Отростки нейрона. 38

2.4. Классификация нейронов. 42

2.5. Нейроглия. 45

3. Онтогенез нервной системы. 51

4. Вспомогательные аппараты нервной системы. 57

4.1. Оболочки ЦНС. 57

4.2. Полости центральной нервной системы. 58

4.3. Кровоснабжение мозга. 60

5. Общие представления об устройстве

и работе нервной системы. 64

5.1. Части нервной системы. 64

5.2. Серое и белое вещество нервной системы. 66

5.3. Рефлекторный принцип работы

нервной системы. 68

6. Спинной мозг. 73

6.1. Общее строение спинного мозга. 73

6.2. Рефлекторные дуги спинного мозга. 77

6.3. Серое вещество спинного мозга. 81

6.4. Белее вещество спинного мозга. 83

7. Головной мозг. 90

7.1. Общий обзор головного мозга. 90

7.2. Ствол мозга. 93

7.2.1. Черепные нервы и их ядра. 93

7.2.2. Продолговатый мозг. 99

7.2.3. Варолиев мост. 104

7.2.4. Четвертый мозговой желудочек. 106

7.2.5. Средний мозг. 107

7.2.6. Ретикулярная формация. 112

7.3. Мозжечок. 115

7.3.1. Общее строение. 115

7.3.2. Кора мозжечка. 120

7.3.3. Белое вещество мозжечка. 123

7.4. Передний мозг. 124

7.4.1. Промежуточный мозг. 124

7.4.2. Конечный мозг. 136

8. Вегетативная (автономная) нервная система. 155

9. Лимбическая система. 163

Ответы на тесты. 174

Список основных терминов, относящихся к анатомии

нервной системы (с латинским переводом). 176

Краткий список латинских терминов, относящихся

к анатомии нервной системы. 184

Рекомендуемая литература. 189

То, как устроен наш организм, эволюционно определено выполняемыми им функциями. В связи с этим анатомия — наука, которая изучает строение тканей, органов, систем органов, тесно взаимодействует с физиологией — наукой о жизнедеятельности целостного организма и отдельных его составляющих (клеток, органов, функциональных систем). Знание функций тех или иных структурных образований позволяет сделать изучение анатомии (в том числе - анатомии нервной системы) более эффективным, использовать полученные знания на практике. Поэтому в представленное пособие включены не только анатомические, но и физиологические сведения, что отражено в названии книги.

Анатомия и физиология нервной системы являются основополагающими предметами прежде всего для будущих специалистов-психологов. Действительно, с функционированием нервной системы связано большинство психических процессов, и мозг является их материальным субстратом. С другой стороны, разнообразные нарушения психики обычно обусловлены патологией именно нервной системы.

Существующие в настоящее время учебники по анатомии нервной системы рассчитаны главным образом на тех, кто имеет глубокие базовые знания по биологии. Однако в последнее время нам приходится иметь дело с большим количеством студентов-гуманитариев (особенно в случае вечерней и заочной форм обучения), которые относительно давно окончили среднюю школу и утратили далее те биологические знания, которые были в ней получены. В связи с этим восприятие информации, изложенной в классических учебниках по анатомии человека, оказывается затруднено. Наше учебное пособие учитывает проблемы таких студентов. Так, для облегчения понимания представленного материала в первой главе приведены базовые сведения об устройстве организма человека. Составляющая содержание этой главы сводка данных о строении клеток, тканей, систем органов не может являться предметом отдельного глубокого изучения; она представлена лишь в там объеме, который необходим для понимания основного материала учебного пособия. Кроме того, первая глава не снабжена всеми необходимыми рисунками, и студентам предлагается обращаться к иллюстрациям в стандартных школьных учебниках и справочниках по биологии для поступающих в вузы.

1.Введение. 1стр.

2.Рефлекс. Торможение. Доминанта. 2стр.

3.Анатомия головного мозга. 4стр.

4.Деятельность головного мозга. 6стр.

5.Спинной мозг. Анатомия спинного мозга. 7стр.

6.Физиология спинного мозга. 9стр.

7.Значение нервной системы. 11стр.

8.Литература. 12стр.

1.ВВЕДЕНИЕ

Нервная система регулирует деятельность всех органов и систем, обусловливая их функциональное единство, и обеспечивает связь организма как целого с внешней средой.
Структурной единицей нервной системы является нервная клетка с отростками -нейрон. Вся нервная система представляет собой совокупность нейронов, которые контактируют друг с другом при помощи специальных аппаратов - синапсов. По структуре и функции различают три типа нейронов:

1. рецепторные, или чувствительные;

2. вставочные, замыкательные (кондукторные);

3. эффекторные, двигательные нейроны, от которых импульс направляется к рабочим органам (мышцам, железам).

Нервная система условно подразделяется на два больших отдела - соматическую, или анимальную, нервную систему и вегетативную, или автономную, нервную систему. Соматическая нервная система осуществляет преимущественно функции связи организма с внешней средой, обеспечивая чувствительность и движение вызывая сокращение скелетной мускулатуры. Так как функции движения и чувствования свойственны животным и отличают их от растений, эта часть нервной системы получила название анимальной (животной). Вегетативная нервная система оказывает влияние на процессы так называемой растительной жизни, общие для животных и растений (обмен веществ, дыхание, выделение и др.), отчего и происходит ее название (вегетативная - растительная). Обе системы тесно связаны между собой, однако вегетативная нервная система обладает некоторой долей самостоятельности и не зависит от нашей воли, вследствие чего ее также называют автономной нервной системой.

В нервной системе выделяют центральную часть - головной и спинной мозг - центральная нервная система и периферическую, представленную отходящими от головного и спинного мозга нервами, - периферическая нервная система. На разрезе мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества.
Серое вещество образуется скоплениями нервных клеток ( с начальными отделами отходящих от их тел отростков). Отдельные ограниченные скопления серого вещества носят названияядер.
Белое вещество образуют нервные волокна, которые в свою очередь образуют проводящие пути.
Периферические нервы в зависимости от того, из каких волокон (чувствительных либо двигательных) они состоят, подразделяются на чувствительные, двигательные и смешанные. Тела нейронов, отростки которых составляют чувствительные нервы, лежат в нервных узлах вне мозга. Тела двигательных нейронов лежат в передних рогах спинного мозга или двигательных ядрах головного мозга.

2.РЕФЛЕКС. ТОРМОЖЕНИЕ. ДОМИНАНТА.

Ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляющаяся при участии центральной нервной системы, называется рефлексом. Путь, по которому проходит нервный импульс от рецептора до эффектора, (действующий орган), называется рефлекторной дугой.
В рефлекторной дуге различают пять звеньев:

  1. рецептор;
  2. чувствительное волокно, проводящее возбуждение к центрам;
  3. нервный центр, где происходит переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные;
  4. двигательное волокно, несущее нервные импульсы на периферию;
  5. действующий орган - мышца или железа.

Любое раздражение - механическое, световое, звуковое, химическое, температурное, воспринимаемое рецептором, кодируется им в нервный импульс и в таком виде по чувствительным волокнам направляется в центральную нервную систему. При помощи рецепторов организм получает информацию обо всех изменениях, происходящих во внешней среде и внутри организма. В центральной нервной системе эта информация перерабатывается, отбирается и передается на двигательные нервные клетки, которые посылают нервные импульсы к рабочим органам - мышцам, железам и вызывают тот или иной приспособительный акт - движение или секрецию. Рефлекс как приспособительная реакция организма обеспечивает тонкое, точное и совершенное уравновешивание организма с окружающей средой, а также контроль и регуляцию функций внутри организма. В этом его биологическое значение. Рефлекс является функциональной единицей нервной деятельности.
Вся нервная деятельность, как бы она не была сложна, складывается из рефлексов различной степени сложности, т.е. она является отраженной, вызванной внешним поводом, внешним толчком.

В центральной нервной системе, кроме процесса возбуждения, одновременно возникает процесс торможения, выключающий те нервные центры, которые могли бы мешать или препятствовать осуществлению какого-либо вида деятельности организма, например сгибанию ноги. Возбуждениемназывают нервный процесс, который либо вызывает деятельность органа, либо усиливает существующую.
Под торможением понимают такой нервный процесс, который ослабляет либо прекращает деятельность или препятствует ее возникновению. Взаимодействие этих двух активных процессов лежит в основе нервной деятельности.

Процесс торможения в центральной нервной системе был открыт в 1862 г. И. М. Сеченовым. Значительно позже английский физиолог Шеррингтон открыл, что процессы возбуждения и торможения участвуют в любом рефлекторном акте. При сокращении группы мышц тормозятся центры мышц-антагонистов. При сгибании руки или ноги центры мышц-разгибателей затормаживаются. Рефлекторный акт возможен только при сопряженном, так называемом реципрокном торможении мышц- антагонистов. При ходьбе сгибание ноги сопровождается расслаблением разгибателей и, наоборот, при разгибании тормозятся мышцы-сгибатели. Если бы этого не происходило, то возникла бы механическая борьба мышц, судороги, а не приспособительные двигательные акты.

При раздражении чувствительного нерва, вызывающего сгибательный рефлекс, импульсы направляются к центрам мышц-сгибателей и через тормозные клетки Реншоу - к центрам мышц-разгибателей. В - первых вызывают процесс возбуждения, а во вторых - торможения. В ответ возникает координированный, согласованный рефлекторный акт - сгибательный рефлекс.

В центральной нервной системе под влиянием тех или иных причин может возникнуть очаг повышенной возбудимости, который обладает свойством притягивать к себе возбуждения с других рефлекторных дуг и тем самым усиливать свою активность и тормозить другие нервные центры. Это явление носит название доминанты.

Доминанта относится к числу основных закономерностей в деятельности центральной нервной системы. Она может возникнуть под влиянием различных причин: голода, жажды, инстинкта самосохранения, размножения. У человека причиной доминанты может быть увлеченность работой, любовь, родительский инстинкт. Если студент занят подготовкой к экзамену или читает увлекательную книгу, то посторонние шумы не мешают ему, а даже углубляют его сосредоточенность, внимание. Весьма важным фактором координации рефлексов является наличие в центральной нервной системе известной функциональной субординации, т. е. определенного соподчинения между ее отделами, возникающего в процессе длительной эволюции. Нервные центры и рецепторы головы развиваются быстрее. Высшие отделы центральной нервной системы приобретают способность изменять активность и направление деятельности нижележащих отделов.

Важно отметить: чем выше уровень животного, тем сильнее власть самых высших отделов центральной нервной системы, "тем в большей степени высший отдел является распорядителем и распределителем деятельности организма" (И. П. Павлов).
У человека таким "распорядителем и распределителем" является кора больших полушарий головного мозга. Нет функций в организме, которые бы не поддавались решающему регулирующему влиянию коры.

3. АНАТОМИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Головной мозг расположен в черепной коробке и покрыт тремя оболочками. Мозг взрослого человека в среднем весит 1300-1350гр.

Головноймозг состоит:

1.из двух полушарий, соединенных между собой спайкой (мозолистое тело); 2.межуточного мозга (зрительные бугры и подбугровая область); 3.среднего мозга; 4.заднего мозга (мозжечок и варолиев мост); 5.продолговатого мозга;

Кратко остановимся на описании анатомии перечисленных выше отделов головного мозга.

Продолговатый мозг расположен в полости черепа на блюменбаховом скате. Книзу продолговатый мозг переходит непосредственно в спинной мозг. На передней поверхности продолговатого мозга имеется продольная щель, по сторонам которой расположены два возвышения в форме валиков - это пирамиды и оливы. На задней поверхности проходят продольная борозда и два задних канатика, которые являются продолжением задних столбов спинного мозга. В продолговатом мозге различают серое и белое вещество.

Задний мозг (варолиев мост и мозжечок). Варолиев мост располагается над продолговатым мозгом в виде утолщения. Боковые отделы моста постепенно суживаются и уходят под мозжечок – это ножки моста, они соединяют мост с мозжечком. На передней поверхности варолиева моста расположены пучки нервных волокон ,которые направляются к головному мозгу и переходят в ножки мозга .В глубине варолиева моста расположены ядра. В продолговатом мозгу и в мосту расположены также парасимпатические ядра, обуславливающие слюноотделение и жизненно важные функции (сердечно-сосудистый и дыхательный центры).

Мозжечок состоит из двух полушарий, соединенных между собой так называемым червячком. Мозжечок связан со среднем мозгом, с варолиевым мостом и продолговатым мозгом. Различают наружное серое вещество мозжечка - его кору и белое вещество, расположенное внутри.

Анатомия – это раздел морфологии, изучающий форму и строение отдельных органов и систем организма целом.

Анатомия ЦНС – это раздел науки, изучающий строение центральной нервной системы человека (головного и спинного мозга) на органном уровне.

Анатомия ЦНС изучает ряд вопросов, связанных с особенностями строения и физиологическими свойствами нейронов и нервной ткани, структуры межнейрональных связей, морфофункциональной организации отделов нервной системы, закономерностей дифференцировки и созревания нервной системы в онтогенезе.

Сложно представить, что подобный предмет необходим для будущих психологов. Но это так. Многие расстройства, с которыми будут сталкиваться психологи, будут связаны с проблемами в организме, которые так или иначе связаны с мозгом и нервной системой. Чтобы лучше понимать подобные проблемы, очень важно знать, как и почему они возникают. Вы изучаете проблемы не только внешне (если ребенок не может говорить, мы можем обратить внимание на его окружение и изучить ситуации, в которые он попадал, чтобы выявить причины подобного явления), но и внутренне (возможны нарушения определенных центов речи в мозге ребенка). Психологи не врачи, но они должны знать симптомы и механизм подобных проблем, чтобы иметь возможность вовремя отправить клиента к нужному специалисту.

Предмет анатомии ЦНС – это структурная организация центральной нервной системы.

Анатомия ЦНС тесно связана с другими учебными дисциплинами, например, физиологией ЦНС, психофизиологией, нейрофизиологией, дифференциальной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, психофармакологией и др.

Методы изучения функций центральной нервной системы

  • метод наблюдения;
  • метод экстирпации (удаления органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей);
  • метод поперечных перерезок (перерезают центральную нервную систему на различных уровнях);
  • метод раздражения (раздражение рецепторов или зоны центральной нервной системы для определения местоположения возбуждения и наблюдения за ответной реакцией);
  • метод условных рефлексов (методика выработки и изучения временных связей; включает методические приемы — экстирпацию и раздражение различных участков коры, регистрацию электрических явлений в коре, клинические наблюдения над больными с различными корковыми заболеваниями и т. д.).

Также в анатомии применяются следующие методы:

  • Вскрытия, распила (метод распиливания замороженных тел — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела);
  • Инъекции (инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.);
  • Коррозионный (метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований);
  • Микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.
    рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
    соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
    антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
    эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.

Основные анатомические термины

На этих терминах строится описание многих лекций и статей. Их нужно хорошо знать, чтобы определять положение разных органов в теле и уметь объясняться по данной тематике. Знание терминологии необходимо не только студентам-медикам, но и студентам-психологам, ведь они будут встречаться вам в анатомии ЦНС, психофизиологии, нейропсихологии, психогенетике и др.

Примеры высказываний с анатомической терминологией:

Термины, описывающие положение относительно центра масс и продольной оси тела.

Абаксиальный (антоним: адаксиальный) — располагающийся дальше от оси.

Апикальный (антоним: базальный) — располагающийся у вершины.

Базальный — располагающийся у основания.

Дистальный (антоним: проксимальный) — дальний.

Латеральный (антоним: медиальный) — боковой, в сторону.

Медиальный — серединный, ближе к центру.

Термины, описывающие положение относительно основных частей тела.

Аборальный (антоним: адоральный) — располагающийся на противоположном рту полюсе тела.

Ростральный (адоральный, оральный) – носовой, ближе к голове или переднему концу тела, располагающийся вблизи рта.

Вентральный (антоним: дорсальный) — брюшной, к животу.

Дорсальный — спинной, к спине.

Каудальный (антоним: краниальный) — хвостовой, располагающийся ближе к хвосту (у животных) или к заднему концу тела.

Краниальный — головной, располагающийся ближе к голове или к переднему концу тела.

Основные плоскости и разрезы:

Сагиттальный (вертикальный) — разрез, идущий в плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на левую и правую части.

Парасагиттальный (горизонтальный) — разрез, идущий параллельно плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на кранильную и каудальную части.

Фронтальный — разрез, идущий вдоль передне-задней оси тела перпендикулярно сагиттальному. Разделяет тело на дорсальную и вентральную части.

Аксиальный (трансверзальный) – разрез, идущий в поперечной плоскости тела

Гомолатеральный, реже ипсилатеральный т.е. расположенный на той же стороне.

Контрлатеральный — расположенный на противоположной стороне.

Билатерально — расположение по обе стороны.

Верхний – соответствует понятию краниальный.

Нижний — понятию каудальный.

Передний – соответствует понятию вентральный.

Висцеральный (viscerus —внутренность) обозначают принадлежность и близкое расположение с каким-либо органом.

Париетальный (paries — стенка) значит имеющий отношение к какой-либо стенке.

Структурная организация нервной системы

Изучив материал главы, студент должен:

знать

  • • основные понятия, классификацию отделов нервной системы по топографо-анатомическому и функциональному принципам;
  • • особенности строения нервных клеток;
  • • классификацию нервных клеток;
  • • строение синапсов и их классификацию;

уметь

  • • схематически изображать различные формы нервных клеток;
  • • определять их по форме, давая им функциональную характеристику;

владеть

понятийным аппаратом, использующимся в нейроморфологии.

Нервная система – это совокупность анатомически и функционально взаимосвязанных структур, обеспечивающих регуляцию и координацию деятельности организма как единого целого и взаимодействие его с окружающей внешней средой. Она играет роль аппарата, воспринимающего раздражения, анализирующего поступающую информацию и обеспечивающего ответную реакцию организма.

Нервная система появилась в ходе эволюции как интегративная система, осуществляющая согласованность функций всех органов и адаптацию организма к условиям существования. При этом от момента возникновения раздражения до его ощущения проходят сотые доли секунды. После устранения действия раздражителя ответная реакция мгновенно прекращается.

По топографо-анатомическому принципу нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. В состав центральной нервной системы входит головной и спинной мозг, в состав периферической – все нервные структуры, расположенные за пределами головного и спинного мозга.

Центральная нервная система состоит из миллиардов высокоспециализированных клеток – нейроцитов и клеток глии. Глиальные клетки обеспечивают деятельность нейронов (поддерживают, защищают и выполняют трофическую роль). Задача центральной нервной системы заключается в том, чтобы после получения информации произвести в течение долей секунды ее оценку и принять соответствующее решение. В осуществлении последнего неоценима способность головного мозга к хранению и воспроизведению в нужный момент ранее поступившей информации. Величайшим достижением эволюции нервной системы является мыслительная способность. Она осуществляется в результате анализа и синтеза нервных импульсов в высших центрах головного мозга и составляет высшую нервную деятельность человеческого организма.

Структуры, связанные со спинным мозгом, составляют спинномозговой отдел периферической нервной системы. К нему относят чувствительные узлы спинномозговых нервов, корешки спинномозговых нервов, стволы и ветви спинномозговых нервов, сплетения, симпатические нервные узлы, регионарные и органные нервы и нервные окончания. Спинномозговой отдел обеспечивает иннервацию туловища, конечностей, частично – шеи и внутренних органов.

Структуры, связанные с головным мозгом, составляют краниальный отдел периферической нервной системы. К нему относят чувствительные узлы черепных нервов, черепные нервы, ветви черепных нервов, парасимпатические нервные узлы и нервные окончания. Краниальный отдел обеспечивает иннервацию головы, частично – шеи и внутренних органов.

Периферическая нервная система связывает спинной и головной мозг с рецепторами (чувствительными нервными окончаниями) и с эффекторами (аппаратами, передающими нервные импульсы на рабочие органы). Рабочие органы отвечают на внешние и внутренние раздражения приспособительными реакциями организма, такими как сокращение мышц или выделение секретов железами.

Следует отметить, что подразделение нервной системы на центральную и периферическую является условным, так как в анатомическом и функциональном отношениях эти отделы тесно взаимосвязаны.

По функции нервную систему делят на соматическую (аномальную) и вегетативную (автономную). Соматическая нервная система отвечает за иннервацию тела (сомы) – кожи, мышц и скелета. Вегетативная нервная система обеспечивает иннервацию внутренних органов, желез и сосудов. В свою очередь она включает симпатический и парасимпатический отделы.

Соматическая нервная система иннервирует кожу, мышцы, скелет, некоторые внутренние органы (язык, глотку, гортань и др.), осуществляет связь организма как целостной системы с внешней средой. Она воспринимает раздражения из внешней среды, анализирует их и обеспечивает ответную реакцию – управляет скелетной (поперечнополосатой) мускулатурой.

Вегетативная нервная система иннервирует внутренние органы и кровеносные сосуды, управляет гладкой мускулатурой и работой желез. Она объединяет отдельные части организма в единую целостную систему и осуществляет адаптационно-трофическую функцию в организме.

Прежде чем приступить к изучению морфологии спинного и головного мозга, целесообразно рассмотреть общие принципы строения нервной системы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.