Функциональные нарушения нервной системы у детей с ринолалией проявляются


Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
rinolalij.docx 43.62 КБ

Предварительный просмотр:

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

1.Характер повреждения речевого аппарата

1.Органическая открытая ринолалия.

Причины могут быть приобретенные или врожденные. Приобретенная образуется при перфорации твердого и мягкого неба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого неба.

Причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого неба, укорочение мягкого неба.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба — расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект.

2.Функциональная открытая ринолалия .

Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании.

Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. Функциональная закрытая ринолалия чаще всего бывает следствием гиперфункции мягкого нёба, которое постоянно находится в поднятом положении. При функциональной открытой ринолалии дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), нарушением контроля за собственной речью при сниженном слухе или при подражании назальной речи.

Образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи.

1.Органическая закрытая ринолалия (при ней должны быть устранены причины непроходимости носовой полости).

2.Функциональная закрытая ринолалия.

При функциональной ринолалии нарушается произношение только гласных звуков и после фониатрических упражнений назальный тембр исчезает, а нарушения произношения устраняются обычными упражнениями. Тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической.

Образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Особенно сильно страдают носовые звуки: м, мь, н, нь.

При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б' д, д'.

Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: м заменяется на б, н заменяется на д, мь - на бь, нь - на дь. (В норме в процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.) Такая замена звуков сильно корёжит понятийный аппарат речи. Бывает частичное закрытие прохода воздушной струи через нос. В этом случае звук м звучит как сочетание звуков мб, а звук н - как нд.

При данной форме ринолалии резко страдает произношение и гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, из-за оглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях, что значительно обедняет их звучание.

При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей.

При смешанной ринолалии у ребенка заметно искажен тембр голоса, он говорит в нос, и все звуки, которые он произносит, нередко бывают нечеткими, смазанными – с измененными акустически-артикуляторными характеристиками.

Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерий пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба.

Возникает вследствие анатомических изменений в носовой или носоглоточной полости.

В зависимости от преимущественной локализации органических изменений (полость носа или носоглотка) органическую закрытую ринолалию принято подразделять на два вида: переднюю и заднюю.

Причинами передней закрытой ринолалии могут быть полипы или опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия слизистой оболочки носа вследствие хронических насморков. Задняя закрытая ринолалия бывает следствием полипов и опухолей в области носоглотки, а также результатом аденоидных разрастаний или сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки.

В этом случае необходимо хирургическое вмешательство, устранение причины непроходимости носовой полости. Как правило, с устранением этих причин носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то в дальнейшем проводят те же логопедические упражнения, что и при функциональном нарушении.

При функциональная закрытой ринолалии каких-либо органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. Наблюдается гиперфункция (повышенная функция) мягкого неба, оно всегда приподнято и преграждает путь воздушной струе в носовую полость, воздушная струя идет через рот. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической ринолалии. Чаще всего это нарушение возникает у детей с невротическими расстройствами. Причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба. Встречается часто, но не всегда правильно распознается. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов.

Причинами дефекта становятся сразу несколько факторов, которые вызывают по отдельности закрытую или открытую ринолалию. Чаще всего это непроходимость носа и сниженная функция небно-глоточного смыкания из-за, к примеру, слишком короткого мягкого неба, аденоидов или расщепления неба или губы.

2.Направленность воздушной струи во время фонации.

Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается и специфическим тембром голоса.

Характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи . В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость.

Особенно сильно страдают носовые звуки: м , мь , н , нь . Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: м заменяется на б , н заменяется на д , мь - на бь , нь - на дь . (В норме в процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.) Такая замена звуков сильно карежит понятийный аппарат речи. Бывает частичное закрытие прохода воздушной струи через нос. В этом случае звук м звучит как сочетание звуков мб , а звук н - как нд .

При данной форме ринолалии резко страдает произношение и гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, что значительно обедняет их звучание. Они смазаны, имеют мертвый неестественный оттенок.

Связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. Закрытая ринолалия является следствием нарушения деятельности носового резонатора при анатомических дефектах в носоглоточной или носовой полости или при гиперфункции мягкого неба. Различают две ее формы: органическую и функциональную. При органической форме речевое нарушение обусловлено анатомическими дефектами областей зева, носа, носоглотки. При функциональной форме наблюдается гиперфункция мягкого неба: мягкое небо всегда приподнято и преграждает в той или иной степени путь воздушной струе в нос.

Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса).

Смешанная ринолалия обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном, носовом резонансе.

3.Время возникновения дефекта речевого аппарата

1.Открытая органическая ринолалия может быть: врожденной и приобретенной.

Является одним из симптомов дизартрии, при которой наряду с парезами ряда других речевых мышц имеет место и врожденный (или рано приобретенный) парез мягкого неба, препятствующий образованию плотного небно-глоточного затвора.

Проход в носовую полость по тем или иным причинам открытый (ротовая и носовая полость представляет собой как бы единое целое), вследствие чего большинство звуков произносится с носовым оттенком. Чаще всего это встречается при врожденной расщелине верхней губы, твёрдого и мягкого неба. Носовой оттенок голоса обычно сочетается с расстройствами звукопроизношения.

Чаще всего это встречается при врожденной расщелине верхней губы, твёрдого и мягкого неба.

Ринолалия

Закрытая ринолалия. Причины закрытой ринолалии

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

Формы ринолалии

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи.

- нарушение произношения Носовы согласных звуков( м, м', н, н' звучат как ротовые б, б', д, д');

- нарушение произношения гласных (оно приобретает неестественный, мертвый оттенок);

Причинами закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения бывают вызваны болезненными явлениями, в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовой дыхание.

Передняя закрытая ринолалия возникает при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом задних отделов нижних раковин, при полипах в носовой полости, при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия у детей чаще всего является следствием больших аденоидных разрастаний, изредка носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она характерна тем, что возникает при хорошей проводимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей.

Открытая ринолалия .

-нарушение тембра гласных звуков;

- нарушение тембра некоторых согласных. При произнесении шипящих звуков и фрикативных ф, в, х прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные звуки п, б, д, т, к и г, а также сонорные л и р звучат неясно, так как в ротовой полости не может образовываться воздушное давление, необходимое для их точного произношения.

Открытая ринолалия может быть органической и функциональной.

Органическая открытая ринолалия бывает врожденной или приобретенной.

Наиболее частой причиной врожденной формы является расщепление мягкого и твердого нёба.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого нёба.

Причины возникновения функциональной открытой ринолалии могут быть разными. Например, она бывает при фонации у детей с вялой артикуляцией мягкого нёба. Функциональная открытая форма проявляется при истерии, иногда как самостоятельный дефект, иногда как подражательный.

Одна из функциональных форм - привычная открытая ринолалия, наблюдаемая например, после удаления больших аденоидных разрастаний, возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба.

Функциональное обследование при открытой ринолалии не обнаруживает органических изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит также то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при произношении согласных нёбно-глототное смыкание хорошее и назализации не происходит.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии более благоприятный, чем при органической. Назальный тембр исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения произношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Ринолалия, обусловленная врожденным несращением губы и нёба , представляет серьезную проблему для логопедии и целого ряда наук медицинского цикла (хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, медицинской генетики и др.). Расщелины губы и нёба являются наиболее распространенным и тяжелым врожденным пороком развития.

Встречаются следующие виды расщелин :

1) расщелина верхней губы и альвеолярного отростка

2) расщелины твердого и мягкого нёба;

3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба – одно и двусторонние;

4) подслизистые (субмукозные) расщелины нёба. При расщелинах губы и нёба все звуки приобретают носовой или назальный оттенок, который грубо нарушает внятность речи.

Влияние на физическое развитие ребенка

В результате этого дефекта у детей в процессе их физического развития возникают серьезные функциональные расстройства.

У детей с врожденным несращением губы и нёба очень затруднен акт сосания. Особенные трудности он представляет у детей со сквозной расщелиной губы и нёба, а при двусторонних сквозных расщелинах этот акт вообще невозможен.

Затрудненное вскармливание приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени дети с расщелинами предрасположены к катару верхних дыхательных путей, бронхиту, пневмонии, рахиту, анемии.

Нередко у таких детей наблюдаются патологические изменения в лорорганах: искривления носовой перегородки, деформации крыльев носа, аденоиды, гипертрофии (увеличения) миндалин. Зачастую у них возникают воспалительные процессы в носовой области. Воспалительный процесс может перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. Примерно 60-70% детей с расщелинами нёба имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо) - от небольшого снижения, не препятствующего восприятию речи, до значительной тугоухости.

С отклонениями в анатомическом строении губы и нёба тесно связаны недоразвитие верхней челюсти и неправильный прикус с дефектным расположением зубов.

Многочисленные функциональные нарушения, вызванные дефектом строения губы и нёба, требуют постоянного врачебного наблюдения.

В нашей стране созданы условия для комплексного лечения в специализированных центрах при НИИ травматологии, при кафедрах хирургической стоматологии, а также в других учреждениях, где осуществляется большая лечебнопрофилактическая работа.

Врачи различных специальностей наблюдают детей и сообща принимают план комплексного лечения.

В течение первых лет жизни ребенка ведущая роль принадлежит педиатру, который руководит вскармливанием и режимом дня малыша, осуществляет профилактику и проводит лечение, в случае необходимости рекомендует амбулаторное или стационарное лечение.

Операция по восстановлению верхней губы (хейлопластика) рекомендуется в первый год жизни ребенка; часто ее производят в родильных домах в первые дни после рождения.

В случаях расщелины нёба стоматолог-ортодонт применяет различные приспособления, в том числе обтуратор, которые облегчают питание и создают условия для развития речи в дооперационный период. Отоларинголог выявляет и лечит все болезненные изменения в ушной, носовой полостях, в носоглотке и гортани и подготавливает детей к операции.

При отклонениях в умственном развитии и наличии выраженных невротических реакций ребенка консультирует невропатолог.

Операция восстановления нёба (уранопластика) проводится в большинстве случаев в дошкольном возрасте.

По состоянию психического развития дети с расщелинами нёба делятся на три категории:

1) дети с нормальным психическим развитием;

2) дети с задержкой умственного развития;

3) дети с олегофренией (разной степени). При неврологическом обследовании признаки выраженного очагового поражения головного мозга, как правило, не наблюдаются. У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки. Намного чаще у детей отмечаются функциональные нарушения нервной системы, иногда значительно выраженные психогенные реакции, повышенная возбудимость.

Врожденные расщелины нёба оказывают отрицательное влияние на развитие речи ребенка.

Расщелины губы и нёба играют различную роль в формировании речевого недоразвития. Это зависит от величины и формы анатомического дефекта.

Типичным является наложение на назализованные звуки дополнительных шумов, таких, как придыхание, храп, гортанность и др. Возникает специфическое нарушение тембра голоса и звукопроизноения.

Чтобы препятствовать прохождению пищи через нос, ребенок с самого раннего возраста приобретают привычку поднимать заднюю часть языка для блокирования прохода в носовую полость. Эта позиция языка становится привычной и также меняет артикуляцию звуков.

Во время речи дети обычно мало раскрывают рот и выше, чем требуется, поднимают спинку языка. Кончик языка в связи с этим не двигается в полной мере. Подобная привычка ухудшает качество речи, так как при высоком положении челюсти и языка ротовая полость приобретает форму, способствующую попаданию воздуха в нос, что усиливает назальность.

При попытке произнести звуки п, б, ф, в ребенок с ринолалией использует "свои" методы. Звуки заменяются глоточным щелчком, который очень своеобразно характеризует речь ребенка с тяжелой формой ринолалии. Специфический щелчок, напоминающий звук клапана, образуется при соприкосновении надгортанника с задней частью языка.

Прямое соответствие между величиной нёбного дефекта и степенью искажения речи не установлено. Это объясняется большими индивидуальными различиями в конфигурации носовой и ротовой полостей у детей, соотношении резонирующих полостей и компенсаторных приемов, которые использует каждый ребенок для повышения внятности своей речи. Кроме того, внятность речи зависит от возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.

Логопедические занятия с ребенком необходимо начинать в дооперационный период, чтобы предотвратить возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На данном этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох. Все это, вместе взятое, создает благоприятные условия для повышения эффективности операции и последующей коррекции. Через 15-20 дней после операции специальные упражнения повторяют; но теперь основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба.

Изучение речевой деятельности детей, страдающих ринолалией, показывает, что неполноценные анатомо-физиологические условия речеобразования, ограниченность моторного компонента речи приводят не только к аномальному развитию ее звуковой стороны, но в ряде случаев и к более глубокому системному нарушению всех ее компонентов.

С возрастом ребенка показатели речевого развития ухудшаются (по сравнению с показателями нормально говорящих детей), структура дефекта осложняется за счет нарушения различных форм письменной речи.

Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей с ринолалией имеет необычайно важное социальное и психолого-педагогическое значение для нормализации речи, предотвращения трудностей в обучении и выборе профессии.

Ринолалия у детей или гнусавость – это искажение тембра голоса и произношения, возникающее по причине неправильного участия носовой полости в формировании звуков.

Возникает патологическое искаженное резонирование в носоглотке. Поток воздуха выходит через нос при произношении всех звуков при одной форме болезни, а при другой или носоглотка всегда перекрывается.

История изучения ринолалии

Расстройство голосового тембра и произношения отдельных звуков, вызванное анатомическими дефектами формирования речевого аппарата. Изучением ринолалии занимались психологи, дефектологи и другие специалисты. До определенного периода патология называлась косноязычием.

Ученый М.Е. Хватцев относил патологию фонематических процессов к механической форме дислалии, спровоцированной серьезными аномалиями развития лицевой кости. На твердой части неба у пациентов возникала щель.

В 60-е годы ученые С.С. Ляпидевский и Б.М. Гриншпун исследовали патогенез ринолалии и выделили такую ее форму, как отдельное речевое расстройство.

Первые научные работы врачи писали, основываясь на методике оперативного восстановления лицевых костей, создания небной занавески необходимой длины и подвижности. Усилия терапии, направлены на улучшение соприкосновения мягкой части неба с задней стенкой глотки. Восстанавливается природная способность изолировать носоглотку от ротовой полости.

Классификация ринолалии

Форма болезни:

Открытая. Произносятся назальные звуки с явным носовым оттенком. Через носовую полость выходит воздух и возникают шипящие и фрикативные звуки. Взрывные звуки произносятся нечетко, смазано, поскольку не хватает воздушного давления.

При функциональной открытой форме происходит вялая артикуляция из-за слабого подъема мягкой части неба после заболевания или устранения аденоидов.

Органическая открытая ринолалия считается приобретенной, поскольку возникает в результате травмы, перфорации неба, формирования рубцовой ткани и воздействия опухолей. Врожденная органическая ринолалия диагностируется при появлении щели или сокращении мягкого неба.

Закрытая форма болезни появляется при уменьшенном носовом резонансе. На ее развитие влияет органическое изменение в носоглотке и патологии, после которых усложняется носовое дыхание.

Передняя закрытая ринолалия возникает при затруднении проходимости воздуха в носоглотке. Слизистая оболочка гипертрофируется, возникают полипы, новообразования или искривления.

Задняя закрытая возникает при аденоидах, опухолях, уменьшении объема носоглотки.

Функциональная закрытая ринолалия диагностируется, когда мягкое небо переходит в слишком высокое положение и блокирует движение звуковых волн через носоглотку. Причинами могут быть невротические заболевания у детей.

Причины ринолалии

Ринолалия может быть вызвана рядом причин:

Врожденная:[

  1. Щели образуются из-за плохого сращивания твердого и мягкого неба, когда возникает заячья губа.
  2. Слишком короткое небо без костей.
  3. Мышечное образование появляется над языком.
  4. Мягкое небо плохо смыкается с задней частью глотки.
  5. Слабая артикуляторная мускулатура часто формируется у болеющих детей.

Появляются сквозные щели, захватывающий небо, а также верхнюю губу. Возникают односторонние и двусторонние аномалии. Полные не сквозные нарастания достигают зубного ряда и задевают губы. Нарастание возникает на небольшой области в районе мягкого неба.

Приобретенная форма расстройства проявляется после механических повреждений лицевой кости. Ринолалия развивается из-за доброкачественных и злокачественных опухолей.

Открытая функциональная форма возникает у людей после хирургического вмешательства, проводимого с целью удаления опухоли и анатомических аномалий строения носоглотки, при неправильном формировании носовой перегородки и появлении полипов внутри. Воздух в подобных ситуациях плохо проходит через носоглотку.

Закрытая форма ринолалии может возникнуть из-за аденоидов и слишком сильного напряжения мышц мягкого неба. При этом носоглотка и ротовая полость изолируются друг от друга.

Приобретенные расстройства возникают у женщин после вирусных заболеваний, краснухи, дизентерии и других. Патология развивается после расстройства эндокринной системы и в результате употребления различных медикаментов, алкоголя или табачных изделий во время беременности.

Подобные аномалии могут проявляться из-за плохой наследственности. Например, аномалия развития возникают у внука, если она появлялась у бабушки или у дедушки.

Симптомы ринолалии

При открытой органической формы болезни, спровоцированной врожденным расщеплением лицевой кости у новорожденных, затрудняются дыхание и питание.

Молоко вытекает из носа во время грудного вскармливания, поэтому младенец медленно набирает вес, недополучает полезные микроэлементы. Носоглотка плохо согревает воздух, кислород быстро проходит в нижние дыхательные пути.

У малышей с аномалиями строения неба или открытой формой ринолалии появляются такие болезни:

  1. Гипотрофия.
  2. Евстахиит.
  3. Понимания.

Врожденные аномалии часто сопровождаются неправильным прикусом.

Интеллектуальное развитие у малышей с открытой формой патологии может отличаться. Некоторые дети развиваются нормально, у других возникает олигофрения разной степени или ЗПР.

Часто у малышей возникают неврологические признаки:

  1. Нистагм.
  2. Птоз.
  3. Гиперрефлексия.

В течение долингвистического периода наблюдается тихая артикуляция звуков и невнятный лепет. Ребенок с ринолалией дольше учится говорить, произносит первые четкие слова после 2-х лет. Окружающие постоянно слышат от невыразительные и трудно различимые звуки.

Для открытой формы свойственен назальный оттенок звучания. Голос у ребенка слишком тихий и глухой. Мышцы лица слишком сильно напрягаются при желании произносить слова четко, в результате малыш корчит гримасы и ухудшает впечатление от собственной речи.

Дислексия и дисграфия развивается в результате неправильного слухового различения и фонематического анализа. Словарный запас плохо формируется из-за нехватки речевых контактов у малышей с ринолалией.

Вторичные психические расстройства возникают, когда дети осознают и сильно переживают по поводу своего состояния.

Развиваются такие личные качества:

  1. Застенчивость.
  2. Замкнутость.
  3. Раздражительность.

Произношение гласных звуков затрудняется при открытой форме. Согласные произносятся нормально, поскольку небо хорошо смыкается.

Носовые звуки плохо произносятся при закрытой органической форме болезни. Тембр голоса тоже меняется по причине затруднения носового дыхания.

Малыши вынуждены дышать через рот. У них повышается предрасположенность к простудным заболеванием или астеническому синдрому. При закрытой форме болезни голос становится тусклым и неестественным.

Диагностика ринолалии

Специалисты легко диагностируют заболевание, но трудности возникают при определении формы ринолалии. Для получения точного результата проводится дифференциальная диагностика. Пациента осматривают такие специалисты:

  1. Логопед.
  2. Отоларинголог.
  3. Ортодонт.

Этиология ринолалии легче определяется после обследования у узкоспециализированных врачей. Они могут детально охарактеризовать аномалию развития костных или мышечных тканей.

  1. Ретинография.
  2. Риноскопия.
  3. Электромиография.

Эти способы помогают визуализировать болезненные изменения, оценивать степень их выраженности индивидуально у каждого больного. Самое важное обследование проводит логопед, он пользуется современными методиками для изучения таких параметров:

  1. Анатомия артикуляционного аппарата.
  2. Подвижность мышечных тканей.
  3. Голосовые аномалии.

Особенности дыхания в естественном состоянии или во время произношения.

Коррекция ринолалии

Врачи проводят коррекционную работу с целью выработки фонетически правильного произношения у малышей дошкольного возраста, у которых на небе имеется врожденная расщелина.

Задачи терапии:

  1. Улучшение ротового выхода, выработка достаточно долгой ротовой струи процессе произношения звуков.
  2. Улучшение артикуляции каждого звука речи.
  3. Удаление назального звучания голоса.
  4. Выработка навыков различения звуков для предотвращения искаженного звукового анализа.
  5. Улучшение просодической стороны произношения.
  6. Доведение полученных навыков до автоматизма для нормального общения.
  7. Указанные задачи решаются, благодаря закреплению навыков произношения.

Этапы усвоения навыков:

Произношение изолированных звуков выполняется, поскольку это нетипичное проявление речевой деятельности.

Последовательность:

  1. На 1-м этапе достигается улучшение моторики, благодаря закреплению рефлекторных движений.
  2. На 2-м этапе достигается правильная дифференциация звуков и нормальное восприятие фонематических образов.
  3. На следующем этапе практикуется смена положения звуков во время связного высказывания.
  4. На 4-м этапе полученные навыки доводятся до автоматизации. Усвоенные правила произношения превращаются в нормативные. Пациент привыкает к ним настолько, что исчезает необходимость специального контроля со стороны самого ребенка и окружающих.

Правильная звуковая система усваивается на бессознательном уровне, когда человек прислушивается к звукам и нормально их воспроизводит. На сознательном уровне происходит усвоение правил артикуляции, а также фонологических признаков, свойственных каждому звуку.

Эти факторы влияют на развитие звуковой системы по-разному. Необходимо учитывать возраст пациента, а также этап коррекции. У малышей дошкольного возраста активно развивается навык подражания, но сознательные усилия тоже необходимо прикладывать для усвоения.

Это обусловлено тем, что изменения устойчивой патологической привычки назального произношения нельзя добиться без волевых усилий и других личных качеств. Требуется осознанное усвоение двигательных стереотипов и норм звучания.

Коррекционная работа зависит от проведения хирургического вмешательства для закрытия рассечения. Главные упражнения практикуются перед операцией или в послеоперационный период.

Малыши с ринолалией, посещающие специальное дошкольное учреждение, никогда не делятся на группы дооперационного и послеоперационного периода. Их обучение проводится в соответствии с главными требованиями методики, упражнение проводится независимо от срока проведения операции.

Отличаются только подходы к организации коррекционных задач, которые регулируются на индивидуальных занятиях.

Перед операцией необходимо добиться таких результатов:

  1. Освобождение лицевой мускулатуры от ненужных компенсаторных движений.
  2. Подготовка к нормальному произношению гласных.
  3. Нормальная артикуляции согласных, которые ребенок успел освоить.
  4. Усложнение коррекционной работы происходит после хирургического вмешательства:
  5. Улучшается подвижность в области мягкого неба.
  6. Устраняется аномалия расположения органов артикуляции в процессе произношения.
  7. Сохранение назального оттенка во время речи, не считая носовых звуков.

Работа, проводимая после операции:

  1. Массаж мягкого неба.
  2. Разминка мягкого неба и задней части глотки.
  3. Упражнение артикуляционной гимнастики.
  4. Тренировка голоса.

Цель выполнения упражнений:

  1. Усиление и продление воздушной струи, выходящей через рот во время речи.
  2. Укрепление артикуляционных мышц.
  3. Освоение навыка контроля за работой небно-глоточного затвора.

Для разминки от рубцовой ткани, оставшейся после операции, периодически проводится массаж. Процедура требует выполнения всех гигиенических норм. Вдоль линии шва выполняются поглаживающие движения до места границы твердого и мягкого неба, а также вдоль этой границы влево и вправо. Заглаживающие движения сменяются на надавливающие.

В процессе произнесения звука оказывается давление на область мягкого неба. Рот во время такой и манипуляции широко открывается.

Упражнения для гимнастики мягкого неба:

Промежуток между звуками постепенно увеличивается до нескольких секунд, мягкая часть неба при этом остается поднятой. Такие упражнения дают хороший эффект перед операцией и после хирургического вмешательства. Они выполняются в течение долгого срока под контролем родителей или врачей. Регулярные упражнения перед операцией готовят малыша к хирургической процедуре и уменьшают длительность предстоящей коррекционной работы.

Для выработки правильного в звукового произношения выполняются дыхательные упражнения. Пациенты с ринолалией постоянно делают короткие выдохи, при которых воздушный поток направляется через рот и носоглотку. Упражнения помогают контролировать направление воздушной струи. Необходимо чередовать вдох и выдох через ротовую полость и носоглотку.

Регулярное выполнение таких упражнений учит ребенка чувствовать разницу в движении воздушного потока и самостоятельно направлять его. Это влияет на выработку нормальных кинестетических ощущений при передвижении тканей мягкого неба.

Родители обязаны контролировать правильность выполнения упражнений, поскольку изначально малышам бывает сложно чувствовать утечку в воздушной струи через нос.

Советы:

Зеркало прикладывается к ноздрям.

Используется тонкая бумага или ватка.

Дутье в виде игры помогает контролировать воздушный поток. Необходимо направлять воздух на игрушечные вертушки, цветки, ленточки из ткани или картона. Бумажные полоски клеятся к деревянным прутьям, на них подвешиваются ватные шарики или картонные фигурки. Такие предметы применяются на занятиях по выработке правильного произношения.

Прогноз и профилактика ринолалии

Профилактика включает предотвращение возникновения и устранение функциональных и анатомических аномалий развития речевого аппарата ребенка. Необходимо избежать воздействия факторов, влияющих на развитие структуру речевого дефекта при ринолалии у малыша. При беременности соблюдаются рекомендации врача, чтобы не навредить плоду. При наличии таких дефектов требуются их быстрая коррекция.

Врачи делают благоприятные прогнозы, поскольку болезнь устраняется с помощью лечебных процедур у логопеда. Скорость восстановления зависит от результатов хирургической процедуры, а также сроков начала лечения у логопеда.

Только регулярная и продолжительная коррекция дает возможность выработки положительной динамики терапии.

Материалы, используемые для коррекции, должны подходить малышам по возрастной категории.

Факторы, влияющие на результат лечения:

  1. Работа интеллекта или другие личностные качества.
  2. Сопутствующие расстройства.
  3. Компенсаторные возможности.
  4. Качество проведенной операции.

Речевая среда и помощь родителей влияет на скорость восстановления. Результаты коррекции оцениваются по качеству речи и отсутствию назального звукопроизношения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.