Характеристика нервно психического развития детей дошкольного возраста

Темпы созревания личности малышей различны, но по нескольким параметрам они не должны отклоняться от нормы. Педиатры определяют нервно-психическое развитие у детей, руководствуясь различными критериями.

Родители могут проследить за ребенком, ориентируясь по представленной ниже таблице нормальных показателей в разные возрастные периоды жизни.


Развитие нервной системы в раннем возрасте

Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.

При рождении вес мозга составляет в среднем 350 грамм. Уже к первому году жизни он увеличивается в 2,5 раза, а к 3-летнему возрасту достигает трехкратного размера.

Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.

Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.

Мышечное развитие начинается сверху.

  1. Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
  2. Затем появляется способность держать голову.
  3. Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
  4. Позже формируется движения тела.


Формирование детской психики

Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.

Развитие психики претерпевает 4 этапа.

  1. Моторный период продолжается в грудном возрасте.
  2. Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
  3. Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
  4. Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.

Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений. Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением.


Показатели НПР ребенка до года

Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:

  • сенсорное;
  • двигательное;
  • эмоциональное;
  • речевое;
  • навыки, умения.

Критерии нормального развития ребенка – в таблице:

При поддержке мамы упирается ножками о пол.

Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции

Выполняет плясовые движения под веселую музыку Ползает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукойРеагирует на свое имя. Подолгу лепечет.

Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги.

В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.

Во время ухода с грудничками надо разговаривать соответственно возрасту. Нервная система быстрее развивается у детей, с которым общается мать и другие члены семьи.


Наблюдение за ребенком до года

Оценка нервно-психического развития детей проводится с учетом функций:

  • безусловные рефлексы – глотание, сосание;
  • слуховые, зрительные, пищевые рефлексы;
  • эмоциональные факторы – улыбка, узнавание мамы, лепет.

Матери малыша на протяжении первого года следует обращать внимание на способность слышать и видеть, а также моторику пальцев. Если ребенок в своем возрасте отстает по 2–3 и более показателям из таблицы, не теряйте время.

Чем раньше обратиться к педиатру, тем эффективнее будет лечение. Комплексная терапия позволяют восстановить состояние детей любого возраста.


Критерии развития деток 1–2 лет

На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.

Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.

Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.

Детям необходима помощь родителей для правильного нервно-психического здоровья. Ребенок развивается гораздо быстрее, если с ним общаются родители, родственники.

Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.


Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?

Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.


Как помогают родители?

Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.

Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.

В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.

Самостоятельные действия малыша с игрушками, даже очень интересными, мало чему научат. Присоединившись к игре, создадите благоприятную почву для совершенствования детских способностей.

Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование. Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.


Наблюдение за развитием детей старше 2 лет

В этом возрасте важен контроль психического развития. Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру.

Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:

  1. дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
  2. отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
  3. с задержкой на 2 периода;
  4. отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.

Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.

Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.

При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.

Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.

Возраст с 3 до 6-7 лет является существенным этапом в формировании психических функций ребенка. Важной основой этого процесса является дальнейшее созревание головного и спинного мозга.

К 3 годам масса головного мозга ребенка утраивается по сравнению с массой при рождении. К 5-6 годам формируются мелкие извилины коры. Продолжается структурное развитие нервных клеток. К концу периода головной мозг ребенка близок по строению к головному мозгу взрослых.

. В 5-6 лет соотношение спинного мозга и позвоночника становится таким же, как и у взрослых. Активно функционирует вегетативная нервная система (ВНС), при этом физиологическое преобладание влияния симпатической части ВНС на 3-4-м году сменяется большим воздействием ее парасимпатической части.

Движения в этом возрасте являются естественной жизненной потребностью. Суточная двигательная активность у детей 5 лет достигает 8-10 тысяч различных движений в сутки. В зимнее время она снижается. При этом суточная двигательная активность у девочек ниже, чем у мальчиков. Однако у девочек более выражена точность движений.

К 4 годам ребенок может ловко и уверенно двигаться вперед и назад, бегать вприпрыжку, бросать мяч. В пять лет ребенок умеет перепрыгивать с места на место, ловить мяч, ездить на велосипеде, исполняет под музыку разные движения, умеет делать простые танцевальные па, устанавливает четкое домини­рование правой или левой руки. В 6 лет дети уверенно скачут на одной ноге, ведут мяч одной рукой на ходу или ногами как в футболе, прыгают через скакалку, которую крутят два человека. В 6-7 лет они могут лазать по канату, метать мяч в даль и в цель.

Развитие тонких целенаправленных движений кисти у детей дошкольного возраста проявляется постепенно способно­стью пользоваться ножницами, столовыми приборами, умением рисовать треугольники, квадраты (в 4 года), круги (в 6 лет) и другие геометрические фигуры, писать печатными буквами. Однако координация движений в этом возрасте еще недостаточна. Это, в сочетании с высокой двигательной активностью, может приводить к разнообразным травмам. Травмы являются наиболее частой причиной смертности в данной возрастной группе.

В дошкольном периоде детства происходит дальнейшее развитие органов чувств. С 3 лет ребенок имеет хорошее цветовое зрение, в дальнейшем повышается тонкость цветоразличения. Он способен к стереоскопическому восприятию пространства, геометрических форм и дистанций. В возрасте 4 лет достигается максимальная острота зрения - 1,0. Продолжает развиваться музыкальный слух. Начинает формироваться ориентировка во времени. Все это улучшает процесс восприятия окружающего мира.

Воображение малыша становится более ярким, насыщенным, эмоциональным. Развивается творческое воображение. У дошкольников, как правило, хорошая память. Они легко запоминают сказки, соответствующие возрасту стихи, считалки, скороговорки.

Необходимо знать, что ребенок легко запоминает то, что для него эмоционально окрашено. В 3-4-летнем возрасте память имеет непроизвольный характер, при этом ребенок не ставит перед собой целью запоминать какие-либо объекты или слова. С 4-5 лет формируется произвольная память, т.е. сознательное стремление что-то выучить, запомнить.

С 4 до 7 лет идет быстрое нарастание объема внимания. К 6-7 годам происходит включение механизмов произвольного внимания (подчинение внимания определенным целям), его способности к переключению.

К 6 годам словарный запас ребенка расширяется до 3000 слов. Употребляются предложения разных видов, правильно используются склонения и спряжения, формируется культура речевого общения.

К 3-4 годам развивается способность к коллективным играм со сверстниками, которые становятся основным видом деятельности. В 3 года дети начинают играть рядом и у каждого должна быть своя игрушка. В дальнейшем дети играют вместе, но это взаимодействие кратковременное. В 5-6 лет, с развитием игровых умений и замыслов, дети начинают объединяться для игры на более длительное время.

К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он: мальчик или девочка. К 4-5 годам начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, в предпочтении игр и игрушек.

Дошкольник может легко освоить все гигиенические навыки. Уже на четвертом году жизни ребенок может самостоятельно чистить зубы с пастой и полоскать рот после приема пищи. Большинство детей к 5 годам умеют самостоятельно умываться. Дошкольник способен пользоваться носовым платком. В 3-4 года малыш во время приема пищи может пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой. В 5 лет дети едят аккуратно, бесшумно. В 6-7 лет закрепляют навыки культуры поведения за столом, в том числе правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой, убирать со стола посуду.

В 3 года малыш может застегивать пуговицы и завязывать шнурки на обуви с небольшой помощью взрослого. К 4 годам совершенствуется стремление самостоятельно одеваться и раздеваться, быть всегда аккуратным, опрятным. В 5 лет закрепляются навыки одеваться и раздеваться, дети сами застегива­ют пуговицы, молнии, зашнуровывают ботинки. К 6 годам дошкольники могут завязать шнурки на обуви, почистить обувь, постирать носки, следят за опрятностью костюма. К 7 годам дети умеют быстро одеваться и раздеваться.

Основные симптомы этого кризиса:

· потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка);

· манерничанье: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;

· ребенку плохо, но он старается этого не показывать.

В конце дошкольного периода происходит формирование готовности ребенка к обучению в школе.

Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе устанавливается при комплексном психодиагностическом обследовании.


Дошкольник - существо биосоциальное, поэтому для его роста и развития необходимо развитие высшей нервной деятельности. Следовательно, уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития (НПР).

Скачать:

ВложениеРазмер
npr.docx 17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности нервно-психического развития

Дошкольник - существо биосоциальное, поэтому для его роста и развития необходимо развитие высшей нервной деятельности. Следовательно, уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития (НПР).

Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка, отражающее взаимодействие со внешней средой.

НПР – это показатель зрелости нервной системы и нормального развития ребенка.

Важной целью определения НПР является выявление фактического уровня развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. Раскрыть особенности каждого ребенка можно через систематический контроль за развитием НПР.

Основными задачами контроля за НПР ребенка являются:

  • Определение уровня НПР;
  • Наблюдение в динамике за изменением НПР;
  • Своевременная корректировка НПР.

В систематическом контроле и определении уровня НПР принимают участие следующие специалисты:

  • Педагог-психолог;
  • Медицинская сестра;
  • Воспитатель группы.

Таким образом, оценивать нервно-психическое развитие ребенка рекомендуется по следующей схеме:

  • Выявление умений данного ребенка с учетом ведущих показателей развития, характерных для данного возраста;
  • Определение показателей нервно-психического развития для ребенка данного возраста;
  • Сопоставление уровня нервно-психического развития данного ребенка с показателями развития детей данного возраста;
  • Выявление отклонений в НПР данного ребенка на основании показателей НПР развития других детей данного возраста.

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показаниям, отражающим особенности социальных контрактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.

Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большинство показателей нервно-психического развития определяется по "Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет", кроме определения развития мышления к речи и общей моторики.

Оценка нервно-психического развития детей 4 лет

Мышление и речь

Умеет группировать предметы по классам: мебель. Посуда, одежда, животные, птицы и т.д.

Группирует по несущественному признаку, например по цвету

Общая: умет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед.

Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы. Всегда или иногда завязывает шнурки

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту. Запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера

Оценка нервно-психического развития детей 5 лет

Мышление и речь

Умеет составить по картине рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию

Составляя рассказ. Не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета

Умет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед.

Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда.

Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту. Запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера

Оценка нервно-психического развития детей 6 лет

Мышление и речь

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.

Составляя рассказ. Не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

Общая: умет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.

Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более, чем за 70 с.

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см.

Ручная: неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это 70 с.

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение нервно-психического развития детей 4-6 лет.

Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем мно­гих проблем? Что является критериями показателей развития ма­лыша? Ведь своевременность фо.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый .

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ за особенностями поведения и нервно - психического развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста разработана мной на основе сх.

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни.

Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста.

Дошкольный возраст охватывает период психического развития с 3 до 7 лет. В это время структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу. Рассмотрим особенности психического развития, отличающие детей дошкольного возраста более детально.

Особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте

Каковы особенности и основные этапы психического развития ребенка дошкольного возраста?

Нельзя не отметить, что в дошкольном возрасте процессы когнитивной сферы приобретают важную особенность, предопределяющую их дальнейшее развитие – произвольность. Это говорит о том, что с определенного момента они перестают быть спонтанными, становясь контролируемыми и подчиняемыми волевой регуляции.

Одной из причин этого является развитие сознания и усложнение форм поведения.


Развитие речи — одно из частей психического развития

Постепенно ребенок приступает к освоению знаковых систем, наиболее важными из которых являются язык и речь. В дальнейшем он будет использовать их для регуляции своей психологической жизни, ведения внутреннего диалога. Это, в свою очередь откроет возможности для интериоризации многих психических процессов в сознании детей (перехода из внешнего во внутреннее), а также выхода когнитивных процессов на новый уровень развития.

Например, рассуждая о мышлении ребенка младшего дошкольного возраста, стоит отметить, что оно весьма своеобразно. И среди его закономерностей часто встречаются такие ошибки, часто отличающие развитие ребенка в дошкольном возрасте. Опишем их особенности кратко:

  1. Трансдукция (переход от частного случая к частному).
  2. Артифициализм (создание собственного мира, подчиняемого своим законам).
  3. Синкретизм (нерасчлененность мышления).
  4. Эгоцентризм (оценка происходящих вокруг событий и фактов исключительно со своей точки зрения при невозможности принять другую).
  5. Анимизм (одушевление предметов).
  6. Проблема с пониманием противоречий.

Эгоцентризм у малышей ждоминирует до 6-ти лет

Со временем ребенок начинает преодолевать все эти недостатки мышления и постепенно они становятся все менее и менее выраженными. Эгоцентризм постепенно отступает. Благодаря этому у ребенка не только совершенствуется мышление, но начинает проявляться такое качество, как эмпатия – способность оценить, почувствовать и понять душевное состояние другого человека. Причем качество дает знать о себе даже в тех случаях, если психическое состоянием ребенка и чувства, которые испытывает в момент разговора собеседник, существенно различаются.

Тем не менее, такие качества мышления как, например, обратимость, начинают формироваться в создании детей только к семи годам. К этому возрасту они начинают успешно решать предложенные логические задачи, понимая закономерности сохранения количества предметов, массы, а позднее – обратимости некоторых математических операций. Логическое мышление у детей начинает оформляться в самостоятельную форму, однако окончательно оно сможет сформироваться только к подростковому периоду.


Показатели нервно-психического развития

В периоде дошкольного детства у ребенка в той или иной степени сформированы все существующие виды мышления, однако основную роль в его развитии играют такие его виды, как образное и схематическое (в меньшей степени – словесно-логическое, пока еще не интериоризированное, но постепенно переходящее во внутренний план).

Память в дошкольном возрасте

Единой точки зрения, объясняющей закономерности и особенности психического развития процессов памяти в дошкольном возрасте не существует. На сегодняшний день сформулировано как минимум три теории, указывающей на ее специфику.


Развитие памяти с помощью дидактических игр

  1. Существует два вида памяти, имеющих физиологическую и психологическую составляющую.
  2. Интенсивно развиваясь в младшем возрасте, память начинает снижать свои показатели в дальнейшем.
  3. Пик развития памяти достигается в десять лет. Затем наступает ее медленное ухудшение.

Характерной особенностью памяти дошкольника является то, что в этот период ее процессы из непроизвольных постепенно становятся произвольными. И ребенок начинает ставить перед собой осознанные цели что-либо запомнить, вспомнить, узнать; для их достижения предпринимаются намеренные усилия. Такие изменения, в первую очередь, связаны с тем, что в возрасте от четырех лет у ребенка начинает складываться понимание мотивов деятельности и ее результатов.

Объем кратко- и долговременной памяти детей возрастает, позволяя ребенку удерживать больший объем информации. Формирующееся логическое мышление позволяет структурировать эту информацию, придавая ей более структурированный и законченный вид.

Развитие навыков общения у детей

Важной характеристикой общения в дошкольном возрасте является и то, что ребенок уже в достаточной степени овладевает речью. При помощи речь становится намного легче донести до него информацию о правилах и нормах поведения, возможных поощрениях и наказаниях. Таким образом, реализуется одно из важнейших функций общения – познавательная. Вербальные средства также позволяют получать более эффективную обратную связь, давая ребенку возможность оповестить взрослого о своем настроении, состоянии и самочувствии на текущий момент.


Развитие навыков общения происходит с младенческого возраста

Кроме того, период дошкольного детства – это время, когда ребенок начинает общаться не только со взрослыми, но также и своими сверстниками. А после становятся более избирательными, стараясь взаимодействовать лишь с теми, кто по той или иной причине кажется ему более приятным.

Если посмотреть на группы дошкольников, занятых той или иной деятельностью – например, творчеством, либо игрой, легко заметить, что уже в этот период у них наблюдается четкое распределение ролей. Выделяются лидеры, их ближайшее окружение, а также менее общительные и даже отвергаемые дети.

Общение со сверстниками строится в дошкольном возрасте в несколько этапов. Вначале ребенок активно включается в активную деятельность, перенимая формы поведения у своего окружения, самостоятельно предлагая ему те или иные сценарии, или направляя деятельность более младших.


Мотивы поведения у детей

После этого ребенок начинает отделять себя от окружающих и воспринимать себя вне зависимости от других детей. Он старается продемонстрировать другим детям свои личностные качества, способности и таланты. В процессе совместной деятельности начинает проявляться характер ребенка и его личностные качества. Он уже показывает, что ему не нравится и чем он недоволен. Важную роль приобретает обратная связь: общаясь с детьми и делясь с ними какой-либо информацией, он уже обращает внимание на их реакцию, восприятие себя.

Становление характера в дошкольном детстве

Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? Прежде всего, на основе взаимоотношения со сверстниками, а также с родителями у ребенка начинает формироваться самооценка, выражающая восприятие им самого себя и собственной деятельности. Именно этот фактор во многом станет определять особенности социализации ребенка в будущем, сделав ее существенно легче, либо затруднив ее.


Проблемы в психическом развитии

Однако далеко не всегда самооценка ребенка формируется достаточно адекватно и зачастую она может деформироваться под влиянием таких факторов, как давление взрослых, их отказ от восприятия ребенка таким, каков он есть на самом деле. Результатом этого часто становятся повышенный уровень тревожности, агрессии, страх перед окружающими людьми.

Помимо самооценки младшему дошкольному возрасту присуще также формирование определенного уровня притязаний. В отличие самооценки уровень притязаний, требований к себе, осознан и более ситуативен.

Поскольку дошкольник имеет уже довольно четкое понимание того, что вызывает у него симпатию, а что – нет, в ответ на некоторые раздражители у него могут проявляться такие качества, как тревожность и агрессивность. Однако далеко не всегда эти качества играют в процессе его социализации негативную роль. К примеру, агрессивность, не выходящие за пределы нормы, является обязательным отличительным качеством лидера, фундаментом целеустремленности; а тревожность – качеством, формирующим наблюдательность, способность к самоконтролю и самоорганизации.

Ведущие типы деятельности в дошкольном возрасте

Рассматривая психическое развитие ребенка как старшего, так младшего дошкольного возраста, нельзя обойти вниманием ведущие виды деятельности в этом периоде.


Роль игры в психическом развитии детей

Формирование представлений об окружающем мире, понимания особенностей человеческих взаимоотношений – все это начинает происходить в периоде дошкольного детства благодаря игре. Именно этот вид деятельности занимает центральное место в социальной ситуации этого возраста. Благодаря наличию определенных ограничений и правил и, при этом, довольно значительной свободы действий, игра позволяет психологическому развитию ребенка претерпеть существенные количественные и качественные изменения. Помимо предметно-манипулятивной деятельности, игра начинает охватывать и другие сферы (ярким примером являются, например, сюжетно-ролевые игры, где каждый участник должен действовать в соответствии с закрепленным за ним статусом).

Важная роль игровой деятельности в дошкольном возрасте объясняется целым рядом значимых факторов.

  1. Игра позволяет ребенку включаться в различные формы активной общественно-полезной деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми и учиться ориентироваться в их сфере.
  2. При помощи игровых действий ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.
  3. Игра позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами.
  4. Игра представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов.

Развитие творческого мышления — важный этап становления личности

Самостоятельное значение приобретают также различные виды творческой деятельности. Поведенческий репертуар ребенка расширяется; в нем появляются новые виды активности, которые ранее не были доступны по тем или иным причинам.

Ребенок начинает давать самостоятельную оценку процессу деятельности, результату; приобретает первые навыки прогнозирования и планирования. Он формулирует у детей ожидания и сопоставляет их с реальными результатами.

Элементы готовности ребенка к школе

Важное место в периоде дошкольного детства отводится формирования готовности ребенка к принципиально новому этапу в его жизни – поступлению в школу. Феномен готовности к школе включает в себя несколько базовых составляющих.


Аспекты готовности к школе

Кратко опишем их:

  1. Интеллектуальная готовность – овладение ребенком необходимой системой школьных знаний, умений, навыков, значимых для обучения. Способность ориентироваться в окружающем мире и сфере бытовых знаний на должном уровне.
  2. Мотивационная готовность – понимание смысла и цели школьного обучения. Наличие у детей должного уровня сформированности познавательной мотивации.
  3. Социальная готовность – понимание статуса школьника. Осознание того, какие именно перемены затронут жизнь ребенка после поступления в школу, какие особенности имеет жизнь учащегося.
  4. Физическая готовность – обладание ребенком должного уровня физического развития, выносливости, которые дают возможность беспрепятственно находиться на уроке в течение положенного времени.

Оценивая психическое развитие и готовность к школе ребенка в дошкольном возрасте, необходимо принимать во внимание все вышеописанные особенности.


Развитию логики помогает игра в шахматы

И несмотря на то, что большей части компонентов школьной готовности чаще всего не уделяется должного внимания, они имеют исключительно важный смысл. Всесторонняя оценка, проведенная родителями, а также профессиональными педагогами, дает возможность отнести ребенка к группе детей:

  1. готовых к школьному обучению;
  2. находящихся еще на уровне игровой деятельности.

Завершающим этапом дошкольного периода является кризис возраста 6-7 лет. В решении конфликтов, связанных с переходом, достаточно резкого перехода от привычной игровой деятельности к учебной, будет заключаться основная проблема психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.