Неврологический статус при умственной отсталости

Для изучения роли биологических и социально-психологических факторов в формировании нарушений поведения умственно отсталых школьников нами было обследовано 127 учеников-мальчиков в возрасте 8-12 лет и 53 - учащихся 12-16 лет во вспомогательных школах. Всем обследованным был установлен диагноз олигофрении в степени дебильности. Этот диагноз основывался на данных психопатологического изучения, развернутого неврологического и электроэнцефалографического обследования, нейропсихологического, психологического исследования интеллектуальной деятельности по методике Векслера, малому клиническому тесту Люшера, логопедических данных и анализа педагогических характеристик из школ. Все дети имели нарушения поведения (это был один из критериев отбора), 65 из них состояли на учете в детской комнате милиции. Данные психопатологического исследования в целом совпадали с имеющимися в литературе (19,24,46,64).

У всех детей отмечались недостаточность абстрактного мышления, снижение функции памяти, внимания, интеллекта, недоразвитие сенсорного восприятия и эмоционально-волевой Деятельности, снижение целенаправленной активности и инициативы, недостаточная критичность и социальная адаптированность. У многих были те или иные нарушения речи, недоразвитие моторики. У большинства обследованных детей имелась полиморфная рассеянная неврологическая симптоматика, чаще всего обнаруживаемая при исследовании функций черепно-мозговых нервов и мозжечка. Обнаружено большое разнообразие признаков дизэмбриогенеза: деформация черепа, микроцефалия, отклонения в формировании зубов и прикуса, эпикамп, седловидный нос, своеобразие строения ушных раковин, гиперштрихов на спине и в поясничной области и другое. Количество дискинезий колебалось от 2-5 до 6-8 признаков.

Изучение условий жизни обследованных детей показало следующее. Лишь 8 детей из обследованных были из полных, но скорее проблемных семей, где мать или отец, либо оба родители страдали алкоголизмом, а дети воспитывались в условиях безнадзорности или у бабушек с повышенным вниманием к ребенку. Эти дети занимались в приходящей вспомогательной школе. 45 детей были сиротами, они воспитывались в детском доме, учились во вспомогательных школах-интернатах. 15 детей знали о том, что у них имеются отец и мать, которые лишены родительских прав, они учились в школе-интернате. 19 детей отца не знали, имели мать или бабушку с лишением матери родительских прав. 10 детей знали, что у них имеется мать, находящаяся в заключении, об отце достаточной информации не имели.

Примерно треть детей переживали свою семейную неустроенность, но эти переживания имели поверхностный характер, только у 6 детей при беседе о родителях можно было наблюдать слезы, изменение интонаций, адекватные пантомимические реакции. Большинство детей не обнаруживало особой заинтересованности в родителях, чаще отмечалась равнодушная или отрицательная эмоциональная реакция.

Среди форм нарушенного поведения наиболее частыми были побеги из школы. На вопрос о причинах побегов дети чаще не отвечали и не обнаруживали желания обсуждать этот вопрос или отвечали: "Так просто." Их ответы свидетельствовали о том, что школа-интернат не стала для детей родным домом, они не испытывали к ней эмоционального тяготения. Были и такого рода ответы: "Там наказывают", "Меня собирались бить", "Там бьют" и др. Физическая расправа обычно совершалась сверстниками ребенка, чаще в ночное время.

Отношение к учебной деятельности умственно отсталых детей было либо равнодушным, либо негативным.

Рассмотрение школьных характеристик показало, что они почти всегда состоят из 3 частей. Вначале констатируется, что ребенок не успевает по основным предметам и не хочет заниматься, подробно описываются внешние проявления недисциплинированности и делается вывод, что ученик опасен для окружающих и должен находиться в психиатрической больнице. В характеристиках нет анализа мотивов плохой успеваемости ребенка и его отрицательного отношения к учебе; не раскрываются особенности взаимоотношений с учителями и соучениками.

Все дети по объему нарушенного поведения и его характеру были условно разделены на три группы. В первую группувошли ученики (32 чел.), нарушение поведения которых ограничивалось пределами школ-интернатов. Эта была обычная школьная недисциплинированность, непослушание, иногда, так называемые "срывы урока", мелкое воровство (которое скорее можно было назвать присвоением мелких предметов из-за недостаточно сформировавшихся понятий "мое" и "чужое", волевых категорий), раздражительность и драки, курение и др.

Психическое недоразвитие у детей 1-й группы было неглубоким, неравномерным или дисгармоническим, обычно таким детям ставится диагноз "олигофрения в степени легкой дебильности". В клиническом отношении эту группу можно было разделить на 2 подгруппы.

У детей первой подгруппы наряду с легкой степенью интеллектуального недоразвития отмечалась выраженная астенизация. Они испытывали большие трудности при фронтальной работе в классе, а в части случаев - неспособность к такой работе. Им была свойственна эмоциональная неустойчивость, раздражительность, ипохондричность и плаксивость. Они с легкостью устанавливали взаимоотношения со сверстниками, учителями и легко их нарушали. Характерной для них являлась повышенная обидчивость, эмоциональная ранимость, аффективная возбудимость. Они отличались подвижностью, шаловливостью, проказами, в своем поведении часто оказывались на грани допустимого и, не замечая, переходили эту грань, превращаясь 8 недисциплинированных.

У части этих детей обнаруживалась несформированность пространственно-временных представлении, имелись речевые нарушения. Большая часть детей с трудом овладевала навыками чтения, письма, счета.

Очаговая неврологическая симптоматика была нечеткой, полиморфной и не всегда выявлялась. У них определялось расстройство высших форм движений, у некоторых была апраксия позы, у многих - трудности при выполнении действий по подражанию в зеркальном отображении, встречались дети с несовершенной динамической организацией движений (адиадохокинез), у некоторых обнаруживались трудности автоматизации двигательного акта, выявляемые при ходьбе Хэда, при этом наблюдались двигательные персеверации.

Нарушения поведения у детей этой группы чаще возникали в тех случаях, когда в организации учебного процесса или системы отношений использовались волевые приемы без учета психопатологических особенностей ребенка. Нарушенное поведение как форма реакции на психологическую трудность у них быстро приобретало стереотипный характер и при неблагоприятном моральном климате превращалось в ведущую форму социального поведения. Если формы социального воздействия становились благоприятными, взрослые учитывали состояние ребенка, изменялись его отношения (особенно в эмоциональной сфере), и в случаях, когда нарушенное поведение еще не являлось стереотипным, оно быстро изменялось в лучшую сторону. Направление таких детей в психиатрическую больницу далеко не всегда являлось обоснованным, если же социально-психологический климат не менялся, то в конечном итоге, эти дети включались в уличную асоциальную группу.

У детей 2 подгруппы не выявлялась какая-либо определенная форма олигофрении. Их объединяли более глубокое, чем у детей 1-й подгруппы, недоразвитие интеллекта, недостаточная дифференцированность эмоций, суетливость, двигательное беспокойство. Многим детям не хватало целенаправленной инициативы и активности, они часто держались в стороне от сверстников. Наряду с этим, у них были те же проявления астении, очаговая неврологическая симптоматика отличалась большим разнообразием, встречались патологические рефлексы. У большинства детей имелись лисгенетические признаки (по 6-7), выявлялась несформированность высших форм движений.

Нарушения поведения у детей этой подгруппы встречались редко. Возникали они тогда, когда взрослые и сверстники пытались насильственно, не считаясь с состоянием детей, вовлечь их в какую-то активную деятельность. В этой ситуации у детей возникала выраженная аффективная реакция, сопровождающаяся громким криком, нецензурной бранью, оскорблениями учителей и товарищей, дракой, разрушительными действиями. Аффективная реакция имела инертный характер, продолжалась несколько часов и даже дней. В этом состоянии дети поступали в психиатрическую больницу.

Вторую группу(44 чел.) составили ученики, нарушение поведения которых выходило за рамки школы и служило причиной определенного социального беспокойства. Для этих детей были характерны побеги из школы, бродяжничество, воровство (в одиночку или групповое), попрошайничество, приставание к иностранным туристам, хулиганские действия, поджоги, отклонения в сексуальном поведении, суицидные попытки и демонстрация этих намерений и др.

Эта 2-ая группа умственно отсталых школьников с нарушенным поведением была представлена различными формами олигофрении. Центральное место в ней занимали дети со стенической формой олигофрении. Общим для детей этой группы была большая степень выраженности умственной отсталости по сравнению с детьми 1-й группы. У большинства детей наблюдались явления гиперкинетического синдрома разной степени: от небольшой суетливости до постоянного беспокойства. Они отличались активностью, инициативностью, без особого труда вступали в общение, часть из них даже стремились к этому общению, особенно со сверстниками. Из-за постоянного двигательного беспокойства дети были недостаточно управляемыми, трудными для школы, легко попадали в число недисциплинированных. Импульсивность и хаотичность поведения, удовлетворение потребностей по принципу сиюминутных побуждений без борьбы мотивов, недостаточная возможность критически осмыслить свои поступки и тем более поведение в целом приводило таких учеников к серьезному нарушению отношений с учителями и товарищами.

Трудности в межличностных отношениях и поведении усугублялись нарушениями в эмоциональной сфере,имеющимися у детей этой группы. Нарушения эти не являлись однозначными. У одной части детей на фоне добродушного или несколько приподнятого настроения почти без особого повода возникали бурные аффективные реакции, которые сопровождались агрессивными и разрушительными действиями, побегами, иногда самоповреждениями, нарушениями, низшими влечениями (пищевыми, оборонительными, сексуальными), что делало таких детей особенно неприятными для окружающих. У другой части детей эмоциональные нарушения выражались постоянной напряженностью аффекта, на фоне которой эпизодически наступали без особого повода дисфорические состояния, по своим проявлениям сходные с эпилептическими. В этих состояниях у детей отмечалось мрачное, злобное настроение, они были склонны к разрушительным и агрессивным действиям. Иногда у этих детей на фоне эмоционального напряжения появлялось приподнятое настроение, но потенциальная возможность разрушительных и агрессивных действий сохранялась. Нередко у них возникали садистические действия, стремление к самоповреждению, суицидные попытки.

Резидуальная органическая недостаточность мозга отражалась в результатах неврологического исследования.

При неврологическом обследовании выявлялась множественная рассеянная симптоматика: нарушение глазодвигательной функции (слабость конвергенции, сходящееся косоглазие), недостаточность функций лицевого и подъязычного нервов. Изменения в рефлекторной сфере выражались асимметрией рефлексов, некоторым их повышением и расширением зоны их вызывания, в отдельных случаях с клоноидом стоп. Расстройства мозжечковых функций проявлялись в виде положительного симптома Ромберга, интенционного дрожания, атаксии, дисметрии при пальценосовой пробе, у остальных детей -асимметрией Бабинского и адиадохокинезом. Расстройство высших психических функций у детей этой группы было более выраженным.

В 3-ю группу (51 чел.) вошли дети, имеющие такие же нарушения поведения, что и у детей 2-й группы, но их объединила имеющаяся у них наркомания или токсикомания.

Чаще это были политоксикоманы, использующие алкогольные напитки и различные токсикоманические препараты. В этой группе были представлены дети со всеми формами и вариантами олигофрении. Важным и требующим дальнейшего изучения являлось то) что у детей, поступающих в больницу с явлениями токсикоманического отравления, длительное время проявления форм олигофрении нивелировались. Решающими в психопатологическом состоянии ребенка для возникновения токсикомании являлась повышенная внушаемость, подражание, нарушение влечений, снижение интеллекта и невозможность критической оценки своих действий. Токсикоманами становились дети уже с имеющимися нарушениями поведения, особенно убегающие из школ, имеющие негативное отношение к учебе и др. Особой борьбы мотивов при употреблении токсикоманических препаратов у умственно отсталых учеников не было. Ассоциации возможной токсичности и вреда для здоровья также ни у кого не сформировалось.

Неврологические и дисгенетические нарушения у детей этой группы были такими же, как и у детей первых двух групп.

Таким образом, психоневрологическое обследование отчетливо указывает на сложный и неоднозначный характер изменений функций головного мозга, влияющий на особенности поведенческих реакций ребенка и их нарушение.

Понятие и клинические проявления умственной отсталости, ее степени и сравнительное описание, диагностика и лечение. Причины развития данной психической патологии. Характер, типы нарушений поведения, которые встречаются у больных с умственной отсталостью.

Рубрика Психология
Вид история болезни
Язык русский
Дата добавления 22.01.2017

1. Причина поступления

По направлению районного психиатра. Рекомендовано стационарное обследование для уточнения диагноза.

При поступлении: на расстройство сна, перепады настроения.

На момент курации: активно жалоб не предъявляет.

умственный отсталость психический

3. История развития настоящего заболевания

Мать лишена родительских прав, страдала алкогольной зависимостью. Больной родился в многодетной семье, о раннем развитии данных нет, с 4-х лет находился в детском доме. Страдал в детстве энурезом. По характеру формировался драчливым, агрессивным. В связи с этим неоднократно лечился в ТКПБ (8 раз). В 2002 году выставлен диагноз: легкая умственная отсталость с нарушением поведения. Из характеристики известно, что в нетрезвом состоянии становится циничный, грубый. По характеру неуравновешенный, упрямый. С 2012 года наблюдается и состоит на учете у психиатра с диагнозом F70.11. Имеет 3 группу инвалидности до 01.10.2016. На МСЭ рекомендовано обязательное стационарное обследование.

4. Семейный анамнез

Отца пациент не знает. Мать умерла в 2016 году, страдала алкогольной зависимостью, с ней общался мало.

Есть старший брат (35 лет), с ним пациент поддерживает отношения. Проблем с наркотической зависимостью родственники не имели.

5. Личный анамнез

Пренатальный и перинатальный период

Родился 20.07.1989 г. в с. Новоильинка. Информации о беременности и родах нет.

Раннее детство (до 3х лет)

Рос и развивался согласно возрасту. До 4-х лет жил с матерью, страдающей алкогольной зависимостью. Воспоминаний об этом периоде жизни не имеет.

Среднее детство (3-11 лет)

Подростковый и пубертатный период

В 15 лет уехал в село Новоильинка, проживал со старшим братом. С 16 лет работал в храме отделочником около трёх лет. Затем поступил в ПТУ №12, где проучился 2 года на обувщика. Из характеристики известно, что за время учебы показал слабые знания, интереса не проявлял, работу выполнял под контролем мастера. Работоспособность была низкой, мог уйти с уроков, по характеру был неуравновешен, упрям, агрессивен, не мог за себя постоять. Часто приходил в училище в алкогольном опьянении. Сложно ориентируется в жизненных ситуациях.

Период зрелости

Внешне пациент недоверчив, угрюм, в первый день курации на контакт шел с трудом. По словам пациента, трудностей в установлении взаимоотношений в больнице нет. Себя больным не считает, говорит, что находится здесь, чтобы снять свой диагноз, чтобы в дальнейшем сдать экзамен на водительские права и устроиться на хорошую работу. Читать книги не любит, в свободное время смотрит телевизор, играет в карты, шашки, летом любит заниматься рыбалкой.

Трудовая деятельность

Периодически работает вахтовым методом (последнее время работал в лесу - откидывал баллоны), труд тяжелый физический, пациент говорит, что привыкает к работе около 1-2 недель, но ему нравится то, что он делает.

Личная жизнь, брак, дети

Сексуальная жизнь

Сексуально умеренно активен, трудностей не возникало, отношения имел недолговременные.

Социальная жизнь

Проживает со старшим братом. К уголовной ответственности не привлекался. Пациент отмечает частое снижение настроения, чувствует ничем не мотивированную грусть. Алкоголь употребляет по выходным, только в компании друзей или с братом. 4 недели не употребляет совсем, так как решил бросить. Сигареты курит около пачки в день с раннего возраста. 5 лет назад однократно курил анашу с друзьями.

6. Соматический статус

Положение больного: активное

Выражение лица: спокойное

Кожные покровы: обычной окраски

Система дыхания: дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧДД 18/мин

Сердечно-сосудистая система: тоны сердца ясные, ритм правильный, АД 130/70 мм рт. ст.

Желудочно-кишечный тракт: живот мягкий, безболезненный, печень не увеличена.

7. Неврологический статус

Походка и координация не нарушены. В позе Ромберга устойчив.

Глазные щели D=S, зрачки округлые, D=S, фотореакции живые. Нистагма нет.

Носогубные складки равны. Язык по средней линии.

Чувствительность не нарушена.

Сухожильные, периостальные рефлексы живые. Тонус мышц сохранен.

Менингеальные знаки не выявлены. Очаговой симптоматики ЦНС не выявлено.

8. Психический статус

Внешний вид и поведение

В ясном сознании, продуктивному контакту доступен. Всесторонне ориентирован, внешне упорядочен, спокоен. Выглядит довольно опрятно. Визуальный контакт не поддерживает, отводит взгляд вниз или в сторону. Мимика не выражена, жестикуляция скудная. В беседу вступает не охотно, на вопросы отвечает однообразно, внимание удерживает.

Не разговорчив, немногословен, отвечает на вопросы четко, конкретно, без подробностей. Речь эмоционально мало окрашена, монотонная. Темп речи замедлен.

Пациент не видит искажение реально существующих предметов, или предметы несуществующие. Также отсутствуют слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные галлюцинации и какие-либо другие расстройства восприятия.

Сознание и ориентировка

Сознание ясное. Пациент полностью ориентирован в пространстве и времени.

Во время беседы внимание удерживает, концентрация внимания сохранена (называет в обратном порядке дни недели и месяцы).

Наблюдается ослабление памяти (не может уточнить время некоторых событий, произошедших в его жизни). На недавние события память сохранена. Помнит имена кураторов, лечащего врача. Из 10 слов запомнил 6 (норма). Через 5 минут вспомнил 4 слова.

Себя больным не считает, говорит, что находится здесь, чтобы снять свой диагноз, чтобы в дальнейшем сдать экзамен на водительские права и устроиться на хорошую работу.

9. Квалификация психического статуса

Данные исследования психического статуса позволяет выявить следующие симптомы:

1) Расстройство эмоциональной сферы (эмоциональная лабильность, гипотимия, гипомимия, раздражительность, подозрительность, недоверчивость)

3) Расстройство мышления (мышление конкретное, тугоподвижное, замедленное - вязкость, брадифрения, отсутствие абстрактного мышления - буквально понимает пословицы)

4) Расстройство памяти (не может уточнить время некоторых событий, произошедших в его жизни)

10. Лабораторные исследования

Общий анализ крови от 23.11.2016 г.

Общий анализ мочи от 23.11.2016 г.

Заключение: относит плотность мочи несколько повышена.

Микроскопия мочи от 23.11.2016 г.

Заключение: показатели в пределах нормы.

Биохимический анализ крови от 23.11.2016 г.

Заключение: показатели в пределах нормы.

Флюорография от 23.11.16 г.

Патологических изменений не обнаружено.

Результат исследования на сифилис RPR - тест (АТ к кардиолипиновому АГ): отрицательно.

Результат исследования на сифилис РПГА - тест: отрицательно.

Исследование крови на наличие АТ к ВИЧ: отрицательно.

Осмотр врача-офтальмолога: патологии не выявлено.

11. Обоснование диагноза

Диагноз: F70.11 Умственная отсталость легкой степени тяжести со значительными нарушениями поведении, требующими ухода и лечения.

Диагноз ставится на основании анамнестических данных, психического статуса. Так же диагноз устанавливается на основании критериев МКБ - 10.

У данного пациента имеются следующие симптомы:

1. Затруднение формирования сложных понятий и обобщений,

2. затруднение абстрактного мышления, мышление конкретно-описательное;

Клиническая картина имеющегося у данного пациента клинического расстройства полностью соответствует установленному ряду требований к диагнозу умственная отсталость легкой степени тяжести.

Форма умственной отсталости - астеническая: речь, лексикон, память, житейски-практическая осведомленность пациентов развиты лучше, чем такие способности, как письмо, чтение, счет; эмоциональные реакции незрелые, неустойчивые - раздражительность, вспыльчивость, трудности адаптации к коллективной деятельности.

12. Дифференциальный диагноз

1. Умственная отсталость средней степени тяжести.

Общие симптомы: затруднение формирования сложных понятий и обобщений, затруднение абстрактного мышления, конкретно-описательное мышление.

Однако при УО средней степени тяжести навыки самообслуживания развиты плохо, профессиональные навыки осуществляются только под контролем других лиц. У нашего пациента самообслуживание присутствует в полной мере (соблюдение личной гигиены, приготовление еды, уборка дома, отопление печи), пациент способен проживать один, независимо от родственников и близких. Профессиональные обязанности (физическая работа на вахте) выполняются хорошо без надзора.

2. Шизофрения (детская, злокачественная).

Общие симптомы: начало в детском возрасте, затруднение формирования сложных понятий и обобщений, затруднение абстрактного мышления, конкретно-описательное мышление.

Однако при детской шизофрении олигофреноподобный дефект имеет неравномерный характер: относительная сохранность способности к абстрактному мышлению при преобладании пассивности, незаинтересованности, равнодушия, замкнутости, что не свойственно детям-олигофренам. К тому же при шизофрении имеет место прогрессирующий характер расстройств, что крайне не характерно для олигофрении и не наблюдается у данного больного.

3. Задержка психического развития.

В отличие от умственной отсталости, где психическое и, в первую очередь, интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдаются большие адаптационные резервы, наличие способности к научению. Кроме того, у людей с ЗПР есть стремление к знаниям, попытка понять прочитанное, у умственно отсталых желания такого не возникает, что можно наблюдать у нашего пациента (отсутствие интереса к книгам, предпочтение физического труда умственному). В связи с этим, в отличие от олигофрении во многих случаях при ЗПР имеется тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта с возрастом, чего нельзя отметить у нашего пациента.

Учитывая степень умственной отсталости, психический статус, жалобы на момент поступления:

1. Аминазин 0-50-100 мг.

Фармакологическая группа - нейролептики

Фармакологическое действие - гипотензивное, антигистаминное, нейролептическое, противорвотное.

Средства, предназначенные для лечения психозов и других тяжелых психических расстройств. К их основным фармакологическим особенностям относятся своеобразное успокаивающее действие, сопровождающееся уменьшением реакций на внешние стимулы, ослаблением психомоторного возбуждения и аффективной напряженности, подавлением чувства страха, ослаблением агрессивности. Они способны подавлять бред, галлюцинации, автоматизм и другие психопатологические синдромы и оказывать лечебный эффект у больных шизофренией и другими психическими заболеваниями. Антипсихотическое действие сопровождается седативным эффектом.

14. Рекомендации

1. Включение в трудовую терапию

2. Заниматься культурными мероприятиями в отделении

3. Включение в групповые тренинговые занятия

Благоприятный, возможно трудоустройство на работу, не требующую повышенного внимания и ответственности.

Размещено на stud.wiki

Структура дефекта при олигофрении. Генетические формы умственной отсталости. Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы. Клинические формы олигофрении. Синдромы умственной отсталости с неуточненным типом наследования. Хромосомные и моногенные формы.

реферат [20,9 K], добавлен 12.05.2009

Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Закономерности развития памяти и внимания у детей с умственной отсталостью.

курсовая работа [39,8 K], добавлен 10.04.2009

Психологические особенности подростка с умственной отсталостью. Опытно-экспериментальная программа по изучению детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью. Анализ результатов и разработка коррекционно-развивающей программы.

курсовая работа [106,1 K], добавлен 02.01.2011

Понятие и функции эмоций. Особенности эмоционального развития умственно отсталых детей. Организация и проведение экспериментального исследования эмоционального состояния младших школьников с умственной отсталостью легкой степени, оценка результатов.

курсовая работа [113,9 K], добавлен 11.03.2011

Понятие "умственная отсталость". Клиническая характеристика умственной отсталости. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Особенности формирования интересов у школьников с нарушением интеллекта.

курсовая работа [63,8 K], добавлен 18.06.2012

Дети с глубокой умственной отсталостью. Раннее распознавание умственной отсталости и реакция семьи. Распознавание отсталости в дошкольные годы. Типы и продолжительность родительских реакций на появление в семье тяжелого умственно отсталого ребенка.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 26.02.2011

Память как высшая психическая функция: определение, виды, процессы памяти. Характеристика умственной отсталости. Результаты исследования памяти дошкольников. Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти дошкольников с умственной отсталостью.

курсовая работа [624,4 K], добавлен 06.05.2015

Cущностные характеристики эмпатии в современных психолого-педагогических исследованиях. Развитие эмпатии у детей с легкой умственной отсталостью через детско-родительские отношения. Сопереживание и эмпатия в воспитании и развитии личности ребенка.

дипломная работа [81,9 K], добавлен 24.07.2012

Олигофрения, ее признаки, этиология и распространенность. Основные степени умственной отсталости. Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей. Особенности психического и моторного развития умственно отсталого ребенка в младенчестве.

реферат [39,1 K], добавлен 24.06.2015

Общая характеристика нарушений внимания при умственной отсталости. Коррекция нарушений внимания умственно отсталых учащихся. Методика разработки плана экспериментального исследования и интерпретация его результатов, оценка практической эффективности.

курсовая работа [27,5 K], добавлен 22.06.2011

Дебильность - наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении, с которой чаще всего приходится сталкиваться при отборе детей во вспомогательные школы. Дети с олигофренией в степени дебильности составляют основной контингент учащихся вспомогательной школы и количественно - подавляющее большинство ее учащихся.

В диагностическом отношении эта форма иногда представляет определенные трудности, так как интеллектуальный дефект здесь выражен негрубо. Имеются элементы способности к обобщению. В дошкольном возрасте присутствует примитивный замысел в игре, возможность ее простейшей организации; в школьном - определенная оценка конкретной ситуации, ориентация в простых практических вопросах. Имеются фразовая речь, часто неплохая механическая память. Все это способствует приобретению определенного запаса сведений, овладению навыками чтения, письма, счета, усвоению знаний, предусмотренных программой вспомогательной школы.

При отсутствии осложняющих факторов обнаруживаются достаточные старательность и работоспособность. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выработку самоконтроля.

И, тем не менее, дебильности присущи все компоненты олигофренического недоразвития интеллекта.

Мышление имеет наглядно-образный характер. Подлинное образование понятий оказывается недоступным. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети, страдающие дебильностью, затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. Это наглядно проявляется в эксперименте с сюжетными картинками, серией последовательных изображений, в операциях на классификацию.

При обучении счету дети с трудом усваивают понятие количественного содержания числа, смысл условных арифметических знаков. Без предварительного разъяснения часто не понимают условие несложной задачи. При ее решении "застревают" на предшествующем способе действия. С трудом усваивают правила правописания.

Фразы примитивны, речь часто страдает аграмматизмами, косноязычием. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно.

С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности в игровой, познавательной и трудовой деятельности, слабость инициативы. При общей достаточной сохранности эмоциональной сферы нет сложных оттенков переживаний.
Отмечается недостаточность тонких дифференцированных движений, выразительности мимики.

Довольно часты разрозненные неврологические знаки, дисплазии телосложения, нередки цереброэндокринные расстройства.

При правильном воспитании и обучении, своевременном привитии трудовых навыков, отсутствии нервно-психических расстройств, осложняющих интеллектуальный дефект, социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен. При выполнении работы, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрой переключаемости, обнаруживается достаточная продуктивность. Наличие практической ориентировки, заинтересованности в своем жизнеустройстве способствует приобретению трудовых навыков и посильной социальной адаптации.

Имбецилъность - более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Специфика и выраженность олигофренического слабоумия выступают при имбецильности с большей отчетливостью. Это, прежде всего, проявляется в полной неспособности к отвлечению от конкретной ситуации, образованию даже элементарных понятий. Суждения крайне бедны и большей частью без переработки заимствованы от окружающих.

Логические процессы находятся на очень низком уровне. Дети не в состоянии уловить основную идею прочитанного им рассказа, его содержание воспроизводят только по наводящим вопросам.

Недостаточность зрительного и слухового анализа и синтеза отчетливо проявляется в затруднениях при запоминании букв, сходных по написанию или звучанию, при слиянии звуков в слоги и слогов в слова. Чтение часто носит механический характер, понимание смысла прочитанного отсутствует. Возможно обучение порядковому счету в пределах первого десятка, механическое заучивание таблицы умножения. Отвлеченный счет, понятие о числе недоступны.

Запас слов мал, иногда ограничен названиями отдельных предметов. Речь маловыразительная, фразы короткие, аграмматичные. Нередко отмечается косноязычие.

Моторика малодифференцирована. Синкинезии, медлительность, вялость, неловкость движений усуглубляют трудности овладения письмом, физическим трудом.

Для деятельности характерно отсутствие инициативы, самостоятельности, оперирование штампами, основанными на подражании. Доступны лишь те виды труда, которые состоят из стереотипного повторения одних и тех же заученных приемов. Интеллектуальная переработка собственного опыта отсутствует. Изменение рабочего или бытового шаблона вызывает состояние растерянности. Поэтому приспособление к жизни и элементарным видам труда возможно лишь при наличии постоянной помощи, контроля и руководства.

В то же время этим детям нередко присуща определенная наблюдательность в бытовых ситуациях. Есть способность к накоплению некоторого запаса сведений. Часто доступны понимание и произнесение элементарных фраз, установление различия между предметами на основе выделения их простейших признаков. Возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета. Есть элементарные навыки самообслуживания.

Относительно сохранны простые непосредственные эмоции, а также и проявления сочувствия, стремление помочь, реакция на похвалу и порицание. Имеются зачатки самооценки: переживание своей физической слабости, моторной неловкости.

При отсутствии осложненности олигофрении дети и подростки, страдающие имбецильностью, часто способны овладеть элементарными видами физического труда (простыми картонажными работами, подбором по цвету и размеру несложных деталей для различных бытовых изделий и т. д.). При тяжелой степени имбецильности обучение даже простым видам производственного труда невозможно.

Выраженность интеллектуального дефекта при имбецильности различна. При менее тяжелом слабоумии (наличии достаточно развитой речи, способности к приобретению элементарных практических навыков) дифференциация с дебильностью нередко представляет определенные трудности. В этих случаях детей целесообразно направлять в диагностические классы вспомогательных школ, где квалификация выраженности интеллектуального дефекта дается на основе определения степени обучаемости.

В неврологическом статусе детей, страдающих имбецильностью, часто встречается разнообразная симптоматика, указывающая на патологию черепно-мозговых нервов, другие подкорковые расстройства, нередки патологические рефлексы, судорожные припадки. Характерны дисплазии черепа, явления микро- и гидроцефалии и т. д.

В физическом облике чаще, чем при дебильности, наблюдаются различные дисплазии телосложения, церебрально-эндокринные расстройства.

Идиотия представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении. Отмечается грубое недоразвитие функций восприятия. Реакция на окружающее слаба либо неадекватна. Сознание собственной личности смутно. Мышление по существу отсутствует (алогия).

В обращенной речи воспринимаются не ее смысл, а интонации и сопровождающие речь мимика и жесты. Особенности собственной речи зависят от глубины идиотии. Речь бывает ограничена отдельными нечленораздельными звуками или представляет собой набор единичных слов (существительных или глаголов, чаще в неопределенной форме), употребляемых без грамматических согласований, с грубым нарушением произношения, частым непониманием смысла.

Эмоции крайне элементарны и большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Источником удовольствия и примитивных проявлений радости являются соматическое благополучие, ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений (прожорливость, онанизм, сосание пальцев, жевание несъедобных предметов).

Чувство неудовольствия вызывается ощущением холода, голода, боли, соматическим дискомфортом. Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению.

Аффект страха, проявления негативизма часто связаны с боязнью нового, неизвестного. Однако при более легких степенях идиотии у больных можно обнаружить зачатки социальных чувств: элементы привязанности к людям, которые их кормят и за ними ухаживают, проявления радости при похвале, смутного беспокойства при порицании. Общий фон настроения характеризуется либо благодушием с элементами эйфории, либо вялостью и апатией, реже злобностью и угрюмостью.

Недоразвитие моторики проявляется в крайней бедности мимики, однообразии и замедленности движений, нарушениях их координации вплоть до расстройств навыков стояния и ходьбы.

Деятельность, по существу, отсутствует. Нет навыков самообслуживания. Поведение ограничено либо действиями, связанными с реализацией инстинктивных потребностей, либо элементарными аффективными и двигательными реакциями на внешний раздражитель. Предоставленные себе, одни больные лежат или сидят, не реагируя на окружающее, другие беспокойны, бесцельно суетливы. Двигательные стереотипии имеют характер ритмического раскачивания туловища, однообразных движений головы, конечностей.

В неврологическом статусе нередки деформации черепа, парезы, параличи, судорожные припадки. Часты грубые дефекты физического развития: выраженные дисплазии телосложения, пороки развития кожи, внутренних органов, эндокринно-обменные расстройства.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.