Из чего состоит нервная система человека 3 класс окружающий мир

Нервная система человека состоит из мельчайших клеток, которые называются нервными. Посредством цепей, составленных из этих клеток, нервные импульсы поступают к головному мозгу, а ответные - к мышцам. В общей сложности в организме человека более 10 миллиардов нервных клеток.


Нервные клетки называются нейронами. Внешне нейроны имеют разнообразную форму: одни имеют форму звезды, другие – треугольника или спирали. Но даже такая мелкая деталь организма, как нейрон, состоит из нескольких частей : тела, длинного отростка - аксона и более коротких и тонких отростков - дендритов. Благодаря отросткам обеспечивается крепление клеток друг к другу и их взаимодействие. Тело нейрона, как и любая другая клетка, состоит из ядра, окружённого цитоплазмой и покрытого оболочкой.

Центральным органом нервной системы человека, контролирующим её функционирование, является головной мозг. Мозг человека способен выполнять гораздо больше процессов, связанных с мышлением, чувствами, эмоциями, чем мозг остальных живых существ. Поверхность головного мозга человека покрыта неглубокими бороздами - извилинами. Он состоит из белого и серого веществ. С помощью первого происходит связь между спинным и головным мозгом, а второе составляет кору мозга.


Продолговатый мозг и мост служат для взаимодействия головного мозга со спинным. Они контролируют работу пищеварительной и дыхательной систем, работу сердца.

Мозжечок координирует все движения человека. Именно деятельностью этой части мозга обеспечивается точность и быстрота движений.

Средний мозг отвечает за реакцию на внешние раздражители, то есть отвечает за систему органов чувств.

Промежуточный мозг регулирует обмен веществ и температуру организма.

Самыми крупными отделами головного мозга являются два больших полушария мозга. Полушария мозга позволяют человеку анализировать ощущения, получаемые благодаря органам чувств (например, вкус пищи). Полушария головного мозга отвечают также за речь, мышление, эмоции.

Вес головного мозга — в среднем равен у мужчин 1360-1375 граммов, у женщин 1220-1245 граммов. После быстрого роста в течение первого года жизни (мозг новорожденного 410 граммов — 1/8 веса тела; вес мозга в конце первого года 900 граммов - 1/14 веса тела) мозг растет медленно и между 20-30 годами достигает предела своего роста, до 50 лет не изменяется, а затем начинает уменьшаться в весе. Среди животных человек обладает наибольшим весом мозга, не только относительным, но и абсолютным. Только у кита мозг несколько тяжелее человеческого (2816 г.). Мозг лошади весит 680 г.; льва — 250 г.; антропоморфных обезьян 350-400 г., редко более.

Больший или меньший вес мозга у различных людей сам по себе не может служить указанием на размеры их умственных способностей. С другой стороны, люди выдающихся способностей нередко отличаются весом мозга, далеко превосходящим средний. Богатство психической организации находится в зависимости от количества и качества нервных клеток коркового слоя полушарий и, вероятно, от количества ассоциационных волокон большого мозга.

Вторым по значимости органом нервной системы является спинной мозг. Он располагается внутри спинных и шейных позвонков. Спинной мозг отвечает за все движения человека и связан с головным мозгом, координирующим эти движения. Спинной мозг вместе с головным составляют центральную нервную систему, а нервные отростки – периферическую нервную систему.

Благодаря спинному мозгу происходит также передача импульсов, воспринимаемых нервными окончаниями частей человека, в головной мозг. При повреждении спинного мозга человек не теряет способности мыслить или говорить, но теряет подвижность и чувствительность конечностей.








Описание презентации по отдельным слайдам:

Нервная система Нервная система человека очень важна в обеспечении всех функций организма. Она отвечает за его связь с окружающей средой, за обмен информацией между органами и частями тела и их согласованную работу. Строение ЦНС Нервная система состоит из большого количества клеток – нейронов. Они имеют отростки и связаны ими между собой. Все вместе они похожи на паутину и называются нервами. Группы этих клеток, образующие спинной и головной мозг, называют центральной нервной системой (ЦНС).

Головной мозг Головной мозг – это самая важная часть организма и ЦНС. Здесь обрабатывается вся получаемая человеком информация. Его строение очень сложное. Он состоит из двух полушарий, которые отвечают за такие важные процессы, как: эмоции и чувства; слух; зрение; осязание; вкус и обоняние; речь; зрительное узнавание; поведение; движение; мышление. Ниже полушарий находится сморщенный на вид мозжечок. От них также отходит ствол, который соединяет головной мозг и спинной. Ствол состоит из продолговатого, среднего и промежуточного отделов. Большие полушария делятся на правое и левое и имеют отделы: лобный; теменной; затылочный; височный. Каждая зона отвечает за определённые процессы в организме и выполняет свои функции. Например, лобные доли руководят поведением человека и сложным мышлением. Затылочный отдел отвечает за зрение, височный – за слух и обоняние.

Работа нервной системы

Интересные факты о нервной системе

Вопросы: 1. Какую работу в организме человека выполняет головной мозг? 2. Какое значение имеет спинной мозг и нервы? 3. Что входит в состав нервной системы?

Выберите книгу со скидкой:


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

350 руб. 94.00 руб.


Актерское мастерство: американская школа

350 руб. 390.00 руб.


Школа литературного и сценарного мастерства: От замысла до результата: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сце- нарии, новые медиа

350 руб. 680.00 руб.


Школа Флайледи: Как навести порядок в доме и в жизни

350 руб. 640.00 руб.


Книга тайн. Школа Эвер Афтер.

350 руб. 451.00 руб.


Золотая школа садовода

350 руб. 471.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

  • 15


Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 122 – 125

Организм человека

Ответы к стр. 122

  • Подумай, почему каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека?

Чтобы сохранять и укреплять своё здоровье, суметь оказать первую медицинскую помощь, вовремя заметить отклонения в своём здоровье и обратиться к врачу.

Ответы к стр. 124

1. Приведи примеры органов человека.

Сердце, кровеносные сосуды, головной мозг, спинной мозг, нервы, р от, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник, нос, глотка, дыхательное горло (трахея), бронхи, лёгкие.

2. Какую работу выполняют названные тобой органы?

Сердце. – Сердце человека состоит из четырёх камер, разделённых перегородками и клапанами. Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу. Масса сердца всего от 250–350 граммов. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака. Сердце – самый мощный в мире мотор. В течение жизни сердце человека совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови.
Каждая половина сердца участвует в работе кровеносной системы. Правая половина сердца проталкивает кровь к лёгким, где она насыщается кислородом. Левая половина принимает обогащённую кровь, затем распределяет её по всем тканям тела. Сердце – удивительный мотор.

Лёгкие. – Лёгкие – орган дыхания. Ежедневно взрослый человек вдыхает 23 000 раз и столько же раз выдыхает. В среднем человек делает вдохов за год 9 миллионов. Каждый день через человеческие легкие проходит 10 000 литров воздуха. Общая поверхность лёгких сопоставима с размером теннисного корта. Как такое большое пространство может поместиться в таком маленьком объёме? С помощью 300 миллионов альвеол (маленьких пузырьков) в каждом лёгком. Причём объём правого лёгкого больше, чем левого.
Всю свою жизнь человек дышит – вдыхает и выдыхает воздух. Воздух состоит из азота, кислорода и углекислого газа. Для жизни человеку необходим кислород. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в лёгкие. Все эти органы составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ. Как же это происходит?
Трахея и бронхи представляют собой трубки. Лёгкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берёт из воздуха частицы кислорода, а отдаёт частицы углекислого газа, затем кровь несёт кислород к каждому органу, а оставшийся в лёгких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем.

Головной мозг – главный отдел центральной нервной системы. Головной мозг заключён в надёжную оболочку черепа. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.
Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.

3. Что такое системы органов? Приведи примеры.

Система органов — это совокупность органов, выполняющих общую работу.

Нервная система. Управляет нашим телом, согласует работу всех органов.

Кровеносная система. Доставляет кровь ко всем внутренним органам.

Пищеварительная система. Перерабатывает пищу.

Опорно-двигательная система. Скелет является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений. Мышцы приводят в движение скелетные кости.

Дыхательная система. Доставляет кислород в организм человека.

4. Какая система органов управляет деятельностью организма?

Нервная система руководит всеми процессами в организме.


Строение организма человека

Люди могут очень сильно отличаться между собой, однако все они, независимо от возраста, расы, пола, имеют одинаковое строение. Любой организм состоит из органов, которые, в зависимости от поставленных задач, образуют системы органов.

В человеческом организме выделяют следующие основные системы:

  • нервная;
  • кровеносная;
  • пищеварительная;
  • дыхательная.

Все органы и системы очень тесно связаны между собой. К примеру, если заболеет один из органов, это отразится на работе всего организма, который представляет собой единую биологическую систему.


Рис. 1. Больные легкие.

Зная расположение органов, можно с высокой точностью определить очаг заболевания, и сразу же обратиться к соответствующему специалисту. Вовремя сделанная диагностика позволит избежать многих проблем. Слаженная работа организма – это и есть здоровье.

В древности люди не знали строения своего тела и не понимали, как нужно лечить заболевший орган. По этой причине продолжительность жизни наших далеких предков была совсем невысокой – не боле 20-25 лет. Триста лет назад люди доживали, в среднем, до 30 лет, сто лет назад продолжительность жизни составляла 40-45 лет. В настоящее время благодаря развитой медицине эти показатели существенно поднялись и составляют 70-75 лет.

Системы органов

Все органы, выполняющие общие функции, объединены в системы. Каждая из них имеет собственное предназначение, и вместе с тем очень тесно сотрудничает со всеми другими системами органов.


Рис. 2. Головной мозг.

  • Кровеносная система. В нее входят кровеносные сосуды, сердце и кровь. Сердце без устали прокачивает литры крови, которая снабжает все органы, системы и ткани кислородом и питательными веществами, и уносит с собой продукты распада.
  • Пищеварительная система. Благодаря ее работе все, что ест человек, перерабатывается в энергию, необходимую для жизнедеятельности организма. Пищеварительная система включает в себя желудок и кишечник.
  • Дыхательная система. Человеческий организм нуждается не только в пище и воде, но и в кислороде, необходимом для дыхания. Воздух, вдыхаемый через нос, поступает далее в носоглотку, трахеи и попадает в легкие, где обогащает кислородом кровь. Одновременно происходит процесс очистки – кровь отдает углекислый газ и другие продукты распада, которые человек выделяет в окружающую среду при выдохе.

Для того, чтобы организм работал как хорошо отлаженный механизм, нужно о нем ежедневно заботиться. Для этого необходимо соблюдать режим дня, больше гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, есть только правильную и здоровую пищу, не сидеть подолгу перед компьютером или телевизором.


Рис. 3. Здоровый образ жизни.

Что мы узнали?

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Нервная система и её роль в организме человека" адресован учителям начальных классов. Индивидуальные задания развивают и тренируют память, совершенствуют умение ориентироваться в мире информации и отбирать необходимые факты.

Тема: Нервная система и её роль в организме человека. Память

сформировать представления учащихся о нервной системе человека; об особенностях памяти, способах её тренировки;

воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;

развивать память, речь учащихся.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос.

-Что такое глаза?

-Какие функции выполняют брови?

-Для чего человеку необходимы веки и ресницы?

-Какие правила гигиены органов зрения вам известны?

-У какого насекомого орган слуха находится на ногах?

-Для чего человеку необходимо обоняние?

-От чего зависит острота обоняния?

-Какие участки кожи человека обладают наибольшей чувствительностью?

-Какой сигнал об опасности придёт первым: звуковой, световой или ароматный?

3. Изучение нового материала

-Все органы человека пронизаны не только кровеносными сосудами, но и тончайшими белыми волокнами – нервами. Нервные волокна связывают органы с головным или спинным мозгом. Головной мозг, спинной мозг и многочисленные нервы составляют нервную систему человека.

-Где располагается головной мозг? (Внутри черепа.)

-Где находится спинной мозг? (Внутри позвоночника. Он обеспечивает связь всех органов с головным мозгом.)

-Какую роль в нервной системе человека играют нервы? (Нервы, подобно телефонным проводам передают сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам.)

-Какой орган в нервной системе играет ведущую роль? (Головной мозг.)

-В головной мозг стекается вся информация обо всём, что мы видим, слышим, воспринимаем на вкус, на запах и т.д. Мозг перерабатывает эту информацию – воспринимает, узнаёт, при необходимости вспоминает. Спинной мозг управляет работой мышц и внутренних органов.

-Как же мозг управляет нашими мышцами? Ответить на этот вопрос нам поможет эксперимент.

Проведение практического эксперимента №1.

(Один из учащихся касается рукой кактуса. Почувствовав боль, он отдёргивает руку.)

-Мальчик прикоснулся к кактусу и укололся. Нервы тут же передают сигнал мозгу, и он приказывает мышцам отдёрнуть руку. Это происходит очень быстро, т.к. сигналы бегут по нервам с огромной скоростью.

Знакомство учащихся со строением головного мозга.

(При объяснении нового материала учитель использует макет головного мозга.)

-Посмотрите на макет головного мозга. Что он вам напоминает? (Половинку ядра грецкого ореха.)

-Масса мозга взрослого человека составляет 1100-2000 гр. Обычно масса мозга женщины меньше массы мозга мужчины. Это обусловлено разной массой их тел. Мозг человека формируется до 20 – 22 лет.

-Из скольких полушарий состоит мозг? (2 полушария: левое и правое.)

-Как называется поверхность головного мозга? (Поверхность головного мозга называется корой. Она вся в бороздках, извилинах.)

-Каждый участок головного мозга регулирует определённые процессы. В затылочной доле находится зрительная зона. Повреждение этой зоны приводит к тому, что человек может потерять зрение. Даже небольшое сотрясение головного мозга может временно нарушить слух, координацию движений.

-Чем опасно сотрясение головного мозга? (Сильное сотрясение головного мозга может привести к слепоте, глухоте, заиканию, слабоумию.)

-Какие советы вы можете дать одноклассникам, чтобы избежать сотрясения мозга?

-Что вредит нервной системе? (Повреждение позвоночника; отравление алкоголем, никотином. Эти яды разрушают нервные клетки мозга, и человек постепенно теряет способность мыслить. К переутомлению нервной системы приводит также нарушение режима дня.)

Расширение знаний о режиме дня школьника.

(Ребёнку необходимо спать10 часов. Желательно при открытой форточке. Мозг отдыхает при смене умственного и физического труда.)

Физминутка. (Учащиеся под музыку выполняют танцевальные движения.)

Знакомство со способностью мозга - памятью.

-У человеческого мозга есть одна удивительная способность – умение запоминать и надёжно хранить огромное количество информации. Как называется эта способность? (Память.)

-У людей имеются различные виды памяти: зрительная, слуховая и т.д. У людей эти виды памяти развиты по-разному. Одни лучше запоминают на слух, другие – зрительные образы, третьим легче запомнить движения рук.

Проведение практического эксперимента №2.

-Мы проведём эксперимент, который поможет узнать, насколько развита у нас слуховая память. Какой орган нам в этом поможет? (Орган слуха – уши.)

-Я прочитаю вам цепочку из нескольких слов. Ваша задача: внимательно прослушать слова, запомнить их и записать в любой последовательности в течение 1 минуты.

Дорога, труд, спорт, хлеб, дождь, звук, боль, жизнь, лес, мел.

Проведение практического эксперимента №3.

Инструкция: вам предлагается таблица случайных чисел. Через 20 сек. я уберу таблицу, и вы должны записать те числа, которые запомнили.

Знакомство с результатами эксперимента.

4 балла и меньше – ваша память не в лучшем состоянии.

5-7 – память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиваться. Вам необходимо тренировать концентрацию внимания.

8-9 – хороший результат. Вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведёт.

10-12 – отличный результат, который доказывает, что у вас хорошая память и сильная воля.

-Что же делать тому, у кого получились не очень хорошие результаты? Как улучшить память, увеличить её объём? (Необходимо постоянно заниматься упражнениями по тренировке памяти. Тренировка памяти имеет для работы мозга то же значение, что и бег трусцой для тренировки мышц тела.)

Знакомство со способами тренировки памяти.

-При запоминании номеров телефона можно выявить арифметическую зависимость между числами.

Например: номер телефона 23-46 (23+23=46); 19-41(В 1941г. началась Великая Отечественная война.)

-Запомнить правописание словарных слов помогают стихотворные упражнения:

Белые берёзы все.

После б пишите е.

-Чтобы запомнить правильное ударение, зарифмуйте:

Договор или договор? Договор украл вор.

Торты или торты? Съели торты, не налезли шорты.

Каталог или каталог? Упал каталог, обвалился потолок.

-Тренировать память можно и во время прогулок, или когда моем посуду. Придумайте какое - нибудь предложение. А теперь произнесите это предложение, начиная с последнего слова.

-В быстром темпе произнесите все буквы алфавита, придумывая на каждое из них слово. (а -арбуз, б - береза …)

- Психологи советуют: чтобы память нас не подводила, не нужно ни с кем ссориться. Когда человек с кем-то поссорился, или на кого-либо обиделся, он переживает, и всё остальное для него становится неважным. Не зря говорят: не ложись спать, пока не простишь всех. Память от добродушия только выигрывает.

-Какими приёмами для лучшего запоминания пользуетесь вы?

4. Итог урока

-Какова роль нервной системы в организме человека?

-Что может быть опасным для нервной системы?

-Что такое память? Как можно тренировать память?

Домашнее задание: придумать приёмы для лучшего запоминания словарных слов (рисунок, рифма и т.д.)

Купчинский, Н.М., Мнева, Т.И., Абельская, Н.А. Русский язык, математика, природоведение [Текст]: справочник школьника / Н.М. Купчинский, Т.И. Мнева, Н. А. Абельская. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.-576с.

  • 15


Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 122 – 125

Организм человека

Ответы к стр. 122

  • Подумай, почему каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека?

Чтобы сохранять и укреплять своё здоровье, суметь оказать первую медицинскую помощь, вовремя заметить отклонения в своём здоровье и обратиться к врачу.

Ответы к стр. 124

1. Приведи примеры органов человека.

Сердце, кровеносные сосуды, головной мозг, спинной мозг, нервы, р от, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник, нос, глотка, дыхательное горло (трахея), бронхи, лёгкие.

2. Какую работу выполняют названные тобой органы?

Сердце. – Сердце человека состоит из четырёх камер, разделённых перегородками и клапанами. Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу. Масса сердца всего от 250–350 граммов. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака. Сердце – самый мощный в мире мотор. В течение жизни сердце человека совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови.
Каждая половина сердца участвует в работе кровеносной системы. Правая половина сердца проталкивает кровь к лёгким, где она насыщается кислородом. Левая половина принимает обогащённую кровь, затем распределяет её по всем тканям тела. Сердце – удивительный мотор.

Лёгкие. – Лёгкие – орган дыхания. Ежедневно взрослый человек вдыхает 23 000 раз и столько же раз выдыхает. В среднем человек делает вдохов за год 9 миллионов. Каждый день через человеческие легкие проходит 10 000 литров воздуха. Общая поверхность лёгких сопоставима с размером теннисного корта. Как такое большое пространство может поместиться в таком маленьком объёме? С помощью 300 миллионов альвеол (маленьких пузырьков) в каждом лёгком. Причём объём правого лёгкого больше, чем левого.
Всю свою жизнь человек дышит – вдыхает и выдыхает воздух. Воздух состоит из азота, кислорода и углекислого газа. Для жизни человеку необходим кислород. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в лёгкие. Все эти органы составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ. Как же это происходит?
Трахея и бронхи представляют собой трубки. Лёгкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берёт из воздуха частицы кислорода, а отдаёт частицы углекислого газа, затем кровь несёт кислород к каждому органу, а оставшийся в лёгких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем.

Головной мозг – главный отдел центральной нервной системы. Головной мозг заключён в надёжную оболочку черепа. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.
Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.

3. Что такое системы органов? Приведи примеры.

Система органов — это совокупность органов, выполняющих общую работу.

Нервная система. Управляет нашим телом, согласует работу всех органов.

Кровеносная система. Доставляет кровь ко всем внутренним органам.

Пищеварительная система. Перерабатывает пищу.

Опорно-двигательная система. Скелет является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений. Мышцы приводят в движение скелетные кости.

Дыхательная система. Доставляет кислород в организм человека.

4. Какая система органов управляет деятельностью организма?

Нервная система руководит всеми процессами в организме.

1. Вспомни и расскажи о внешнем и внутреннем строении тела человека.

Внешнее строение тела человека — это то, как оно выглядит.

Это голова, туловище, руки, ноги.

Внутреннее строение тела человека — это те органы, которые находятся внутри человеческого тела.

Это мозг, легкие, сердце, желудок, кишечник, кости скелета.

2. Подумай, почему каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека.

Зная, как устроен и как работает организм человека, каждый из нас будет лучше представлять что нужно его организму для нормальной работы, для того, чтобы оставаться здоровым и никогда не болеть.

Практическая работа "Измерение роста и массы тела человека"

Чтобы измерить массу тела человека, нам потребуются напольные весы. Чтобы измерить рост человека, нам потребуется ростомер, или просто линейка, сантиметровая лента или рулетка.

Проведение измерений будет заключаться в следующем:

Ученик встает на весы. Записывается масса тела, показанная на циферблате или стрелкой.

Ученик встает в ростомер, верхняя планка опускается до его головы и записывается рост ученика.

В рабочую тетрадь запишем результаты измерений: Мой рост - 138 сантиметров. Мой вес 24 килограмма.

Модель "Внутреннее строение тела человека" можно выполнить на листке бумаге. Рисуем контур человеческого тела и показываем расположение его основных органов — головного и спинного мозга, легких, сердца, печени, желудка и кишечника.


Невозможно изучать анатомию, то есть внешнее строение человека, не зная о работе его внутренних органов. Нельзя изучить работу внутренних органов, не имея представления об анатомии. Гигиена помогает сохранить здоровье внутренним органам и всему человеческому телу, а значит должна опираться на знания физиологии и анатомии.

Все эти науки изучают человека и его здоровье и не могут существовать друг без друга.

Проверь себя

Примеры органов: легкие, мозг, сердце, желудок, печень, кишечник.

Мозг руководит работой человеческого организма и его органов.

Легкие позволяют человеку дышать.

Сердце заставляет кровь двигаться по сосудам.

Желудок переваривает пищу.

Кишечник всасывает переваренную пищу и выводит ненужные организму вещества.

Печень очищает кровь человека от токсинов.

Система органов — это несколько органов, выполняющих одну функцию, одну работу. Например, система органов пищеварения — это желудок, кишечник, печень, почки, поджелудочная железа, пищевод и некоторые другие органы.

Деятельностью всего организма управляет нервная система, которая состоит из головного и спинного мозга, а также из нервов.

Задания для домашней работы

Система органов — несколько органов, выполняющих общую работу.

Головной мозг находится в черепной коробке.

Спинной мозг находится в позвоночном столбе.

Легкие находятся в грудной клетке.

Сердце находится в грудной клетке слева.

Печень находится ниже грудной клетки справа.

Желудок находится в брюшной полости, в ее верхней части.

Кишечник находится в нижней части брюшной полости.

Нервные окончания находятся во всем человеческом теле, так же как кровеносные сосуды.

На следующем уроке

Различных чувств у человека пять. Это зрение, осязание, обоняние, вкус и слух. Для каждого чувства есть свой орган.

Зрение обеспечивают глаза, слух — уши, обоняние — нос, вкус — язык, осязание — кожа.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.