Изучение нервно психического состояния


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.


Полноценное исследование нервно-психического статуса больного можно провести лишь в том случае, если врач прекрасно знает симптоматологию нервных и психических заболеваний, хорошо владеет специальными методами исследования, применяемыми в неврологии и психиатрии.

Распросс и беседа

В процессе беседы с больным выясняют также, не нарушено ли у него внимание и способен ли пациент длительное время сосредоточиваться на одном деле. Отмечают возможные нарушения памяти (на отдаленные или текущие события).

При расспросе больного на основании характеристики получаемых ответов можно сделать вывод и о состоянии его интеллекта, в частности, о соответствии интеллекта больного полученному им образованию. Обращают внимание на наличие или отсутствие различных нарушений мышления, которые могут выражаться в каких-либо бредовых интерпретациях, появлении сверхценных идей, навязчивых состояний.

Исследованию эмоциональной сферы больного помогает оценка его внешнего вида, одежды, выражения лица. Так, лицо больных, находящихся в депрессивном состоянии, выражает обычно тоску и печаль. При эмоциональной тупости больные становятся очень неряшливыми, безразличными ко всему. При маниакальном состоянии больные всем своим видом выражают приподнятое настроение, восторженность, неуемную радость.

Наконец, исследуя волевую или произвольную деятельность больного, отмечают особенности его поведения, определяют, как пациент (самостоятельно или по принуждению персонала) выполняет те или иные действия (в том числе умывание, прием пищи и др.), нет ли негативизма в поступках (когда больной делает противоположное тому, о чем его просят), нарушений нормальных влечений (усиления, ослабления и т.д.).

Выясняя возможные неврологические жалобы, в первую очередь обращают внимание на головные боли, которые могут нередко встречаться, в том числе и у больных с соматическими заболеваниями (гипертонической болезнью, при лихорадочных состояниях, интоксикациях и т.д.). Классификация головных болей достаточно сложна и предусматривает выделение различных типов цефалгии, т.е. головной боли (мигрснозного, сосудистого типа и др.).

При наличии жалоб больного на головокружение стараются выяснить, как часто оно возникает, является кратковременным (минуты, часы) или длительным, сопровождается ли тошнотой и рвотой, а также какие факторы вызывают его появление (повышение артериального давления, поездка в транспорте, подъем на высоту и др.). При этом следует иметь в виду, что несистемное головокружение (ощущение диффузного нарушения восприятия пространства) нередко наблюдается при анемиях, аортальных пороках сердца, гипертонической болезни, неврозах и т.д., тогда как системное головокружение (с ощущением вращательного движения окружающих предметов или самого больного в определённую сторону) связано обычно с поражением лабиринта или мозжечка.

При расспросе больных уточняют также наличие у них обмороков, являющихся самой частой формой кратковременного расстройства сознания. Обмороки рефлекторного, нейрогенного генеза могут возникать при длительном неподвижном стоянии, при резком переходе из горизонтального положения в вертикальное. Обмороки, связанные с развитием ишемии мозга, встречаются при нарушениях сердечного ритма (синдром Морганьи-Адамса-Стокса), аортальных пороках сердца, артериальной гипертонии, анемиях и т.д.

Расспрашивая пациента, выясняют также характер и продолжительность его сна, самочувствие после пробуждения. Часто у больных с различными заболеваниями (в том числе и терапевтическими) выявляются различные нарушения сна, к которым относятся затрудненное засыпание, повторное пробуждение среди ночи, раннее утреннее пробуждение, ощущение усталости и разбитости после сна, тягостные сновидения, патологическая сонливость и др.

Расстройства сна являются очень характерными для невротических состояний, но могут встречаться также и при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, особенно если они протекают с выраженным болевым синдромом, тяжелой одышкой и т.д. Патологическая сонливость наблюдается при различных эндогенных интоксикациях (например, при хронической почечной и печеночной недостаточности, сахарном диабете), но может также отмечаться при ожирении, утомлении, авитаминозах.

Детальное исследование всех XII пар черепно-мозговых нервов проводится специалистом-невропатологом. Все же и терапевт должен уметь обнаружить наиболее яркие симптомы, свидетельствующие о возможном поражении краниальных нервов. К ним, в частности, относятся жалобы на расстройства обоняния, снижение остроты зрения, нарушения центрального и периферического зрения, расстройства реакции зрачков на свет, аккомодацию и конвергенцию, неодинаковые размеры зрачков (анизокория), нарушения функции жевательных и мимических мышц (в частности, сглаживание носогубной складки, перекошенность рта), снижение слуха, нарушение равновесия и неустойчивость в позе Ромберга (в положении стоя с закрытыми глазами, сблизив носки и пятки), расстройства глотания, наличие афонии (потери голоса), нарушение высовывания языка и др.

Различные нарушения двигательной сферы могут заключаться в ограничении или полном отсутствии активных движений, ограничении или, наоборот, избыточности пассивных движений, нарушении координации движений, повышении или снижении мышечного тонуса, появлении насильственных движений.

Важным разделом неврологического исследования является оценка рефлекторной сферы. При различных заболеваниях нервной системы отмечаются повышение или снижение сухожильных рефлексов (коленного, ахиллова и др.), уменьшение кожных рефлексов, появление патологических рефлексов (Бабинского, Россолимо и др.).

Существуют специальные приемы для выявления изменений болевой и температурной чувствительности. При этом сами больные могут жаловаться на снижение или полное отсутствие чувствительности в различных областях, появление участков повышенной чувствительности, разнообразные парастезии (ощущение ползания мурашек, стягивания, покалывания и т.д.). Указанные нарушения встречаются при полиневритах (например, у больных хроническим алкоголизмом), нейропатиях.

При расспросе отмечают возможное наличие тазовых расстройств (нарушения мочеиспускания, дефекации, половых функций), которые в ряде случаев имеют нейрогенную природу. Обращают внимание на расстройства речи и письма, которые могут выражаться в нарушении артикуляции (дизартрия), утрате способности читать (алексия) и писать (аграфия) и др.

Для оценки состояния вегетативной нервной системы применяют исследование дермографизма. Для этого концом стеклянной палочки наносят на кожу легкие штриховые раздражения. В норме у здоровых людей на коже сразу появляется белая полоска, связанная со спазмом капилляров. При более сильном нажиме образуется красная полоска, обусловленная расширением капилляров (красный нестойкий дермографизм). Возникающий в таких случаях длительный (стойкий) красный дермографизм будет свидетельствовать о снижении тонуса капилляров и их расширении. Напротив, длительный белый дермографизм указывает на стойкий спазм капилляров.


[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Оценку деятельности нервных центров спинного мозга проводят на основе исследования сухожильных рефлексов (ахиллова, коленного, локтевого). У человека с функциональными расстройствами центральной нервной системы, в частности, с повышенной возбудимостью, наблюдаются повышенные сухожильные рефлексы (т.е.

Координация движений в организме человека осуществляется за счет согласованной деятельности коры больших полушарий головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ведущим органом координации движений является мозжечок, который регулирует и мышечный тонус – при его поражении возникает гипотония.

Для исследования координационной функции нервной системы проводят пробу Ромберга, пальценосовую, пяточно-коленную пробы, определяют нистагм.

Исследование и оценка статической координации (устойчивость стояния) осуществляется по пробе Ромберга. Обследуемому предлагают стоять со сдвинутыми носками и пятками ног и с опущенными руками. При поражении мозжечка отмечают покачивание туловища, которое увеличивается, если: а) обследуемый протягивает руки вперед; б) закрывает глаза; в) ставит одну ногу впереди другой (в одну линию); г) стоит на одной ноге; д) стоит на пальцах. При грубых нарушениях статики человек не может стоять даже с широко расставленными ногами. При оценке пробы обращают внимание на степень устойчивости (исследуемый стоит неподвижно или покачивается), наличие дрожания (тремора) век и пальцев, на длительность сохранения устойчивости в положении стоя на одной ноге.

К динамическим координационным пробам относят пальценосовую и пяточно-коленную пробы, используемые при исследовании координации движений конечностей. При нарушении динамической координации наблюдается промах и дрожание кисти руки. Такое нарушение может быть выявлено и при проведении коленно-пяточной пробы (исследуемый не может коснуться пяткой одной ноги колена другой).

Нистагм - непроизвольные ритмические, судорожные движения глазных яблок, регистрируемые под влиянием раздражения какого-либо отдела вестибулярного анализатора или зрительной стимуляции. Нистагм исследуется в неврологической клинике для диагностики болезней ЦНС, в частности, для оценки деятельности мозжечка. В норме колебательные движения глазных яблок отсутствуют. При поражении мозжечка отмечают колебательные движения при отведении глаз в сторону и попытке задержать взгляд в данном положении.

Изучение функционального состояния вегетативной нервной системы позволяет выяснить, тонус какого отдела – симпатического или парасимпатического – преобладает. Оценка состояния вегетативной нервной системы осуществляется на основании комплекса симптомов, получаемых при выполнении специальных проб.

Обращают внимание на вид дермографизма. Дермографизм – сосудистая реакция (рефлекс), выражающаяся в появлении красной или белой полоски на месте механического раздражения кожи.

Из вегетососудистых проб наиболее часто используется глазосердечная проба Ашнера, которая основана на рефлекторном повышении тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при надавливании на закрытые глазные яблоки, и свидетельствует о степени его возбудимости. Замедление пульса на 4-10 ударов в мин. указывает на нормальную возбудимость; замедление пульса более чем на 10 ударов - повышенную возбудимость парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. По данным вегетативного индекса Керде (ИК), судят о соотношении возбудимости парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. При уравновешенном влиянии симпатического и парасимпатического отделов ИК близок к нулю. В случае преобладания симпатического тонуса отмечается его увеличение, парасимпатического - снижение, он становится отрицательным.

Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Психическое и соматическое здоровье человека не отделимо одно от другого. Больной человек всегда страдает и психически, а у психически больного ущемлены и биологические функции.

Здоровье на психическом уровне связано с личностью и включает в себя следующие компоненты: эмоциональный - способность адекватно выражать чувства и эмоции в различных жизненных ситуациях; интеллектуальный - процесс извлечения, усвоения информации, умение перерабатывать и применять ее в соответствие с получаемыми знаниями; личностный - процесс осознания себя как личности, которой присуще самоощущение, самооценка, самопознание, самореализация. Одним из критериев психического здоровья является феномен психического равновесия. Он включает гармонию взаимодействия различных сфер личности – эмоциональной, волевой, познавательной. Ее нарушения приводят к личностным деградациям, деструкциям, социальной и персональной дезадаптации. Этот критерий связан и с целостным развитием личности, ее адаптивными возможностями и свойствами, их адекватностью реакций на внешние воздействия. Установлено, что отклонения в психическом здоровье сопровождаются структурными изменениями различных сфер личности - темперамента, характера, интеллекта, уменьшением социальной активности. Общим признаком патологии психического здоровья считают утрату человеком способности полноценно выполнять трудовую деятельность и все ее формы – коммуникативную, познавательную, художественно-эстетическую и др.

Для исследования психического здоровья чаще всего используют различные тесты. Психологические тесты – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые психологические и личностные характеристики, а также оценить знания и навыки исследуемого. Предлагаемые в учебно-методическом пособии тесты позволяют определить такие базовые черты личности, как интро - и экстраверсию, психическую устойчивость личности, уровень нервно-психического напряжения и др.

Психическую устойчивость личности определяют по тесту Ганс и Сибилла Айзенк (шкала нейротизма). Нейротизм – психологическая нестабильность личности, склонность к психической напряженности, тревожности, стрессовым и нейротическим реакциям с преобладанием эмоциональной регуляции над волевой. Человеку с высоким нейротизмом свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром, ригидность. Индивид с низким уровнем нейротизма спокоен, беззаботен, непринужден в общении, надежен.

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

студентки 4 курса

Гричун Элины Борисовны

Содержание

Часть І. Основные теоретические подходы к изучению

Нервно-психических напряжений

1.1 История изучения нервно-психических состояний человека

1.2 Современные представления о психических состояниях человека

Часть II. Тревожность как состояние нервно-психической напряженности

2.2 Субъективные факторы, влияющие на возникновение и

2.3 Влияние тревоги на эффективность деятельности

Часть IІІ. Эмпирические исследования уровня тревожности

3.1 Организация исследования

3.2 Результаты исследования

Введение

Современная эпоха общественного развития характеризуется несколькими важными особенностями. Это невиданный ранее темп развития науки и производства, имеющий характер научно-технической революции, все более возрастающая роль человека в этом процессе, как главной производительной силы общества, все более высокие требования, предъявляемые к работникам, к их профессиональным и личностным качествам.

Высокий динамизм повседневной жизни и деятельности современного человека, интенсификация социальных связей и общения людей, необходимость принимать ответственные решения в условиях неопределенной ситуации и дефицита времени, повышение требований к компетентности и оперативности человека связаны, в свою очередь, с ростом психологической напряженности, которую порождают всевозможные катаклизмы, стихийные бедствия, войны, терроризм. Общество находится во власти тревоги, проникающей в дома, сердца и жизнь людей.

Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение. Успешная разработка этой проблемы необходима потому, что психические состояния во многом определяют характер деятельности человека. Тревожность как состояние в отечественной и зарубежной литературе изучалась, прежде всего, с точки зрения развития навыков саморегуляции у спортсменов (К. Эликсон, У. Морган, Ю.В. Пахомов). Тревожность как состояние и как черту, которая возникает в процессе адаптации к среде и при выполнении различных видов деятельности изучал. Ю Ханин.

В некоторых работах тревожность рассматривается как реакция на социальное влияние при определенных индивидуальных психофизических свойствах (Г. Айзенк, Б. Вяткин, Ч. Спилбергер, Н. Махони), а так же как состояние, которое может возникнуть вовремя различных психосоматических заболеваниях (Е Соколов).

Что же такое тревожность, как она проявляется у отдельных индивидов, какие последствия для общества может иметь хроническое состояние тревожности у его обитателей?

Основная цель данной работы: изучение влияния уровня тревожности на профессиональную деятельность.

Для достижения указанной цели будут решены следующие задачи:

- проанализирована литература по данному вопросу;

- подобран адекватный психологический инструментарий для исследования уровня тревожности;

- отражение полученных результатов в таблице;

- сделаны соответствующие выводы по полученным результатам.

Предметом данного исследования является специфика проявления тревожности как индивидуального свойства личности и как реакция на ситуацию.

В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение: уровень тревожности оказывает влияние на удовлетворенность профессиональной деятельностью.

В качестве инструмента исследования использована методика Ч. Спилбергера, адаптированная Ю. Ханиным.

Часть І. Основные теоретические подходы к изучению нервно-психических напряжений

История изучения нервно-психических состояний человека

Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест.

Интерес к психическим состояниям, в которых оказывался человек, и которые во многом определяли его поведение, внешний вид, деятельность, появился в глубокой древности.

Наиболее четкое представление о психических состояниях было у Аристотеля. Он считал, что психические состояния – это особые состояния души, выделял их в самостоятельную психологическую категорию и подчеркивал связь между ними и характеристиками телесного субстрата. Аристотель разделял понятия психического состояния и психической деятельности и допускал, что психические состояния развиваются под влиянием внешних воздействий.

В эпоху позднего средневековья и, особенно в эпоху Возрождения появились новые воззрения на психические состояния. Уже Декарт считал, что психические состояния как явления сопровождаются изменениями в поведении, мимике и в состоянии внутренних органов человека.

В XVIII-XIX вв. продолжались попытки классифицировать психические состояния. Так Вундт, предложил дихотомический принцип, на основе которого в каждом психическом состоянии выделял две группы: напряжение-расслабление, возбуждение-успокоение.

Дарвину и Джемсу принадлежат тщательные описания внешних проявлений психических состояний. Джемс, в частности полагал, что психические состояния, в том числе и состояния сознания, являются главным предметом психологической науки в целом.

В первой половине ХХ века страх и чувство тревоги анализировали Мак Даугол, Уотсон, Фрейд, Фромм, Селье, Спенсер, Спенс и Тейлор.

Большинство исследователей сходятся в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в работах З. Фрейда.

Психика человека — динамична, подвижна. Психологическое состояние не является стабильным. Оно постоянно меняется под воздействием разных факторов. Для каждого состояния характерно проявление определенных эмоций, настроения. Чтобы понять, как человек поведет себя в конкретной ситуации, нужно разбираться в изменчивости психики, знать какие факторы могут влиять на настроение и поступки индивида.

Понятие и структура


Психическое состояние — устойчивая характеристика в определенный промежуток времени, которая влияет на активность человека.

Он может бодрствовать, спать, чувствовать усталость, апатию, эйфорию, депрессию.

Психические состояния в психологии делятся на отдельные группы зависимо от различных факторов.

Для каждого из них характерны определенные характеристики, физические проявления, эмоции, чувства.

Классификация

За все время изучения возможных психологических состояний человека ученые создали множество классификаций. Зависимо от источника формирования:

  • резкие эмоциональные реакции — личностно-обусловленные;
  • проявления эмоций, обусловленные ситуацией.

Зависимо от эмоциональной окраски:

  • нейтральные;
  • отрицательные;
  • положительные.

Зависимо от степени внешней выраженности:

  • сильные, глубокие;
  • слабо выраженные, поверхностные.

Зависимо от степени осознанности:

  • сознательные — возникают в тех ситуациях, когда человек прикладывает усилия для достижения поставленной цели;
  • неосознанные — появляются, когда человек спит.

Зависимо от уровня проявления:

  • психофизиологические;
  • психологические;
  • физиологические.

Зависимо от длительности:

  1. Продолжительные. К ним относятся нервные срывы, депрессии, апатии.
  2. Средней продолжительности. Обуславливаются страхами.
  3. Кратковременные. Например, ярость, гнев, смех.

  1. Профессиональная заинтересованность. Это состояние необходимо для продуктивной работы. Характерные проявления — концентрация внимания на выбранном деле, производственном процессе, стремление развивать уже существующие навыки, набираться опыта.
  2. Напряженный труд. Возникает, если человек долго работал в экстремальных условиях. Наблюдается активная работа нервной системы, повышение психологического напряжения.
  3. Оптимальное рабочее состояние. Помогает достигать результата в течение длительного времени. Высокая концентрация внимания обуславливается наличием сознательной цели деятельности, активизацией мышления, обострением памяти.
  4. Стресс. Повышенное напряжение, которое возникает из-за невозможности приспособиться к сложившейся ситуации. Длится от одного дня до нескольких месяцев. Затяжные стрессы часто приводят к развитию психологических нарушений.
  5. Релаксация. Человек восстанавливает силы, которые были затрачены. Произвольной релаксации можно добиться при постоянных
    психологических тренировках, познании йоги, чтении молитв. Непроизвольная релаксация наступает после длительного труда.
  6. Утомление. Снижение работоспособности, которое может быть длительным или кратковременным. Возникает из-за долгой физической или моральной нагрузки. Временно нарушается концентрация внимания, память. Обуславливается истощением ресурсов организма.
  7. Монотония. Возникает при одинаковых нагрузках. Сопровождается равнодушием, скукой, быстрым снижением концентрации внимания.

К состояниям, которые имеют физиологическую основу, относится бодрствование, сон.

Уровни

Существует несколько уровней проявления психических состояний. Каждый из них обладает соответствующими параметрами, формами проявления. Уровни:

  1. Физиологический. Параметры проявления — сердечно-сосудистые, гормональные. Происходят изменения выброса адреналина, половых гормонов, тироксина. Изменяется пульс, артериальное давление.
  2. Эмоциональный. Параметры проявления — модальность, длительность, интенсивность. Изменяются эмоциональные переживания. Они могут быть положительными или отрицательными. Происходит резкое изменение эмоций.
  3. Моторный. Параметры проявления — голосовые характеристики, жесты, мимика, мышечный тонус. Изменяется тембр, громкость, голоса, темп речи, мимика, пантомимика, глубина дыхания, напряжение мышц. Может появиться тремор.
  4. Поведенческий. Параметры проявления — трудовые операции, связанные с личной потребностью. Изменяется адекватность действий, может появляться гиперреактивность или апатия. Снижается точность выполнения операций.
  5. Когнитивный. Параметры проявления — степень выраженности когнитивных процессов. Изменяется осознанность, логичность мышления. Человек не может управлять собой.
  6. Социальный. Параметры проявления — социально-адаптационные, коммуникативные. Изменяется способность ставить перед собой цели, достигать их. Меняется характер общения с людьми.

Факторы воздействия


На психологическое состояние человека влияют:

  • настроение, эмоции;
  • привычки, действия;
  • социальный статус;
  • окружение, общение с другими людьми;
  • время суток и года;
  • наличие психических отклонений, заболеваний;
  • генетические особенности.

Огромное влияние на психику оказывает физическое состояние. Объективную оценку можно дать учитывая все воздействующие факторы одновременно.

Диагностика и оценка

Для диагностики исследователи задействуют:

  1. Наблюдение. Может производиться без предупреждения человека или в специально созданных условиях. Для наблюдения может применяться диктофон, видеокамера, фотоаппарат.
  2. Эксперименты. Могут проводиться в специально созданных условиях или естественной среде. При первом варианте может задействоваться оборудование для наблюдения за физическим состоянием, его изменениями под воздействием раздражителей.
  3. Самоотчет, самонаблюдение. Пациент самостоятельно делает записи об изменения настроения на протяжении определенного периода. Наблюдение можно доверить близким родственникам.
  4. Беседу, тестовый опрос, интервью. Вопросы могут подготавливаться заранее или быть спонтанными зависимо от настроения, физического самочувствия пациента.

Проблематика

Возможные проблемы:

  • стресс, депрессия, апатия;
  • нервный срыв;
  • замкнутость, наличие внутренних страхов;
  • психическое отклонение;
  • нервозность, тремор, повышенная возбудимость.

Психологические проблемы может устранить опытный психолог. Затяжные стрессы, депрессии, нервные срывы без своевременной помощи могут привести к непоправимым психическим отклонениям.

Методы решения проблем

Если после проведения диагностических процедур психолог сможет выявить психологические нарушения и назначить лечение. Виды терапевтических методик:

  • прямой регуляции;
  • опосредованного влияния;
  • самоуправления.

К методам прямой регуляции относятся:

  1. Прием медицинских препаратов. Назначать их может только врач, заниматься самолечением запрещено. Психотропные препараты применяются для коррекции эмоционального состояния. Подобные медикаменты быстро вызывают привыкание, нарушают адекватные эмоциональные реакции. Если длительное время без перерыва принимать психотропные препараты, может измениться структура личности.
  2. Чтение литературы. Когда человек читает художественную литературу, он постепенно погружается в другой мир, наполняется переживаниями, чувствами главных героев. При этом он забывает о собственных проблемах, плохом настроении, тревожащих моментах.
  3. Прослушивание музыки. Информацией музыка не загружает, но оказывает влияние на эмоциональную сферу.

Методики опосредованного влияния:

  1. Ролевые, деловые игры. С их помощью можно сформировать черты характера, изменить структуру личности. Играть нужно в компании. Участники должны представить себя теми, кем бы им хотелось быть. Игру нужно растянуть на несколько дней. Каждый день нужно продлевать продолжительность игры, чтобы человек больше времени пребывал в роли.
  2. Трудотерапия. С помощью труда можно забыть про переживания, негативные мысли. Главное, чтобы работа не вызывала скуку.

  1. Полная рационализация негативных событий. Для этого нужно детально разобрать ситуацию, которая вызывает переживания, злость, страх. Многократное переосмысление поможет справиться с психологическим напряжением.
  2. Чувство юмора. Это мощнейшее средство для поддержания психики в стабильном состоянии. Если научиться видеть смешное в серьезных ситуациях, можно быстро преодолевать страхи, спорные моменты.
  3. Мысленное усиление негативного события. Когда индивид думает о том, что может произойти плохое негативно, старается усилить это чувство, постепенно негативные эмоции пропадают, а ситуация становится обыденной.
  4. Объективация стрессов. Человек должен отличать бытовые неудачи от глобальных катастроф, которые приводят к серьезным негативным последствиям, после которых жизнь изменяется безвозвратно.
  5. Переоценка результата, которого не получилось достичь. Индивид должен постараться снизить ценность цели. Чем меньше будет казаться потеря, тем проще будет побороть негативные переживания.

Психологическое состояние не может быть стабильным постоянно. Оно изменяется под воздействием разных факторов, часть из которых он может контролировать, но большинство происходят бесконтрольно. Решением психологических проблем занимаются психологи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.