Изучение нервной системы наука

Нейрофизиология определяет изучение центральной нервной системы и ее функции, подключается к трансляционной науке, неврологии, нейробиологии, психологии, нейроанатомии, электрофизиология, когнитивным наукам.

Как наука нейрофизиология занимается изучением, диагностикой и лечением всех категорий заболеваний, сопровождающихся центральной, периферической и автономной нервной систем.

Глоссарий по нейрофизиологии

Основные отделы головного мозга человека

Нейрохирургия – область медицины которая занимается вопросами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации расстройств, влияющие на любую часть нервной структуры, включая работу мозга, спинной мозг, периферические нервы и экстракраниальные сосуды головы.

Неврологические расстройства являются заболеваниями главного органа центральной нервной системы, позвоночника и нервов. Есть более чем 600 заболеваний нервной системы , таких как опухоли головного мозга, эпилепсия, болезнь Паркинсона, инсульт, а также менее знакомые, например, лобно-височная деменция.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) – это комплекс травм с широким спектром симптомов и физических повреждений. Черепно-мозговая травма обычно является результатом сильного удара или толчка в голову или тело. Объект проникает в череп, как пуля или расколотый кусок черепа, которые также могут вызвать черепно-мозговую травму.

Лимбическая система – сложный набор структур, который лежит по обе стороны от таламуса мозга. Она включает гипоталамус, гиппокамп, миндалевидное тело, и несколько других близлежащих частей. Похоже, в первую очередь отвечает за нашу эмоциональную жизнь и имеет много общего с формированием воспоминаний.

Спинной мозг является наиболее важной структурой между телом и головой. Спинной мозг простирается от большого затылочного отверстия, где он как непрерывный продолговатый на уровне первого или второго поясничного позвонка. Это жизненно важная связь между головой и телом и от тела к главному органу центральной нервной системы.

Нейроэндокринология изучает взаимодействие нервной и эндокринной систем, в том числе биологических особенностей клеток, участвующих и обменивающихся информацией. Нервная и эндокринная системы часто действуют вместе в процессе, называемом нейроэндокринной интеграцией. Нейроэндокринология отслеживает регулирование физиологических процессов человеческого организма.

Гипоталамус – это участок главного органа центральной нервной структуры, который отвечает за производство в организме важнейших гормонов, химических веществ, которые помогают контролировать различные клетки и органы. Гормоны гипоталамуса регулируют физиологические функции, такие как регулирование температуры, жажда, голод, сон, настроение, половое влечение и высвобождение других гормонов в организме.

Нейронные области моделируют математические основы машинного обучения, которые сочетают идеи нейронных сетей, логики и моделью распознавания. Это также упоминается как поле моделирования, теория поля моделирования, максимальное правдоподобие искусственных нейронных сетей.

Гиппокамп является частью главного органа центральной нервной системы, который участвует в формировании памяти, упорядочение и хранение. Это структура лимбической системы, что особенно важно в формировании новых воспоминаний и подключая эмоции и чувств, такие как запах и звук, воспоминания. Гиппокамп имеет форму подковы. Это парная структура, одна часть гиппокампа расположена в левом полушарии, а другая в правом полушарии.

Методы и задачи нейрофизиологии мозга человека

Нейрофизиология – междисциплинарная область, которая охватывает исследования по молекулярной, клеточной и системной нейрофизиологии, функциональной морфологии, нейрофармакологии и нейрохимии. Нервно-мышечная физиология, нейронные механизмы высшей нервной деятельности и поведения, медицинские аспекты нейрофизиологии и моделирования нейронных функций, также изучаются этой наукой.

  • ЭЭГ (электроэнцефалография) – запись электрической активности и работа мозга с кожи головы, которая в основном используется в диагностике эпилепсии и мониторинга людей с этим условием.
  • Вызванные потенциалы – это анализ биоэлектрических сигналов работы головного мозга в ответ на определенные раздражители, например, мигающий свет или звуки. Вызванные потенциалы используются в диагностике различных заболеваний, в том числе рассеянного склероза и заболеваний глаз, как ночная слепота.
  • ЭМГ (электромиография) – оценивает функции нервов и мышц в организме. Электромиография используется в условиях, влияющих на функции нервов и мышц, в том числе миастения, заболевание невромы Мортона (утолщение нерва стопы). Чаще проявляется у женщин из-за хождения на высоких каблуках.

Наука по изучению работы головного мозга

Но также, как большинство человеческих генов практически идентичен среди млекопитающих и несет главное сходство в структуре, функции и работе мозга тех видов, которые наиболее тесно связаны с человеком на древе жизни. Однако, даже нервная система от простейших организмов предлагает подсказки о функции и работе человеческого мозга. Исследователи также изучают, чтобы определить ключевые различия главного органа центральной нервной системы, которые наделяют людей уникальными когнитивными способностями и абстракцией.

Нейрофизиологи изучают различные модели животных от рыбок до певчих птиц. Простота нервной системы нематод аскариды (круглый червь) позволила ученым проследить все его нервные соединения. Это понимание может привести к пониманию связей в работе человеческого мозга. Исследователи также изучают химические вещества в животном мире в надежде найти новые лекарственные средства.

Животные мозги имеют большое разнообразие форм и размеров, но размер является плохим показателем интеллекта.

Мозг жирафа почти такой же большой, как человеческий мозг, но интеллект жирафа находится, как известно, на низком уровне.

Очевидно, это объясняет человеческие улучшенные когнитивные способности. Ученые изучают других животных, чтобы определить как аналогичным образом плотные участки главного органа центральной структуры нейронов могут повлиять на функции и работу мозга.


Развитие неврологии длительное время было больше накоплением опыта. Ведь медикам было сложно, не обладая достаточным количеством знаний и необходимым оборудованием, объяснять те или иные процессы, которые происходят в нервной системе человека. Активное развитие она получила в 1860 году, с тех пор серьезно продвинувшись. О том, как развивалась неврология и почему о ней надо знать — в материале АиФ.ru.

Первые упоминания

Первые сведения о различных патологиях нервной системы можно обнаружить в различных письменных источниках, пришедших и сохранившихся с глубокой древности. Так, например, в египетских папирусах, которые датированы 3-м тысячелетием до н.э., встречаются упоминания о параличах и нарушениях чувствительности у людей. В древних книгах по Аюрведе также сообщается о ряде симптомов, среди которых судорожные припадки, обмороки, головная боль.


Есть определенные описания различных неврологических патологий в трудах таких известных медиков, как Гиппократ, Рази, Ибн-Сина. Также здесь предлагались методы их диагностики и лечения. Несмотря на такую временную отдаленность, уже тогда некоторые состояния четко обозначались как болезни головного мозга, среди которых эпилепсия, мигрень и прочие.

Развитие неврологии связано с появлением новых методов исследований. В Средних веках уже были попытки связать определенные неврологические нарушения с различными структурами мозга.


Точка отсчета

Сегодня во многих источниках датой рождения такой клинической самостоятельной медицины, как неврология, называют 1860 год. В это время в Сальпетриере под Парижем открылось первое неврологическое отделение. Оно расположилось в новой, только что построенной больнице, которая одновременно являлась клинической базой медфакультета Парижского университета. Главврачом его стал Жан Мартен Шарко.

В клинике расположились стационар, амбулатории, лаборатории анатомического и патофизиологического характера, музей анатомии и физиологии, библиотека и т.д. Когда такая служба была создана, сведений о строении нервной системы человека еще было недостаточно — по факту они едва накапливались. Известные всем сегодня нервные клетки впервые были обнаружены и описаны только в 30-х годах XIX века. Про нервные волокна к этому времени знали только около 50 лет. В 60-х годах XIX столетия было определено, что нервные волокна представляют собой отростки нервных клеток. В 1872 году были описаны участки истончения нервного волокна, которые получили название перехватов Ранвье. Лишь в конце 19 века медики смогли дать описание проводящих путей спинного и головного мозга.


Так, постепенно, основываясь на различных опытах и исследованиях, ученые и медики искали этапы и варианты развития нервной системы и ее работы, определяли зависимости полушарий мозга друг от друга и изучали импульсы, передаваемые по нервным волокнам.


Неврология в России

Как отмечали современники врача, ему удалось создать образцовую неврологическую клинику, при которой даже функционировал приют для хронических больных. Он же стал инициатором открытия первого общества невропатологов и психиатров. Также Кожевников считается основателем школы русских неврологов, яркими представителями которой являются В.К.Рот, С.С.Корсаков, Г.И.Россолимо и другие.


Одним из ярчайших врачей того времени, который дал очередной ощутимый толчок для развития невропатологии, стал Сергей Корсаков. Он основал новое направление в психиатрии — нозологическое. Это то, что изучает обособленность отдельных болезней. Именно Корсаков провел большую работу по перестройке коренным образом системы лечения, а также содержания пациентов. Его основной целью было гуманное отношение к людям, которые страдают от психических патологий. Корсаков смог поднять российскую неврологию до мирового уровня.

Еще один талантливейший врач — Владимир Рот. Он занимался изучением прогрессирующих мышечных болезней. Медику удалось систематизировать все известные на тот момент варианты мышечных атрофий. Он же в числе первых врачей начал изучать нервные расстройства у детей. Он утверждал, что предупреждать развитие патологий в данной сфере у детей надо путем совершенствования воспитания. Врач в рамках своей деятельности уделял довольно большое внимание профилактике нервных расстройств у бедных слоев страны, а также ратовал за создание спецсанаториев, где они могли бы лечиться.

Детской неропатологией вплотную занимался Григорий Россолимо. Врач-педагог с незаурядными способностями создал немало работ, посвященных детской невропатологии, психоневрологии. Он уделял много времени вопросам предупреждения и профилактики нервных патологий у детей. Именно Россолимо заложил основы советской дефектологии. В рамках его компетенции было изучение клинического течения проблем психики и речевого развития у детей с аномалиями нервной системы.



Владимир Бехтерев занимался широкими экспериментальными исследованиями с применением метода удаления отдельных участков коры мозга и их дополнительного раздражения. Его вклад в разработку сложной проблемы локализации функций в коре мозга оценивается как значительный. Ценность для неврологии в общем представляют и труды Бехтерева, посвященные вопросам клинической невропатологии, с помощью которых наука получила представление о новых симптомах разных болезней, форм патологии и методов лечения. Он в числе первых рискнул применять для терапии внушение и гипноз. Врач стал автором методики коллективного гипноза для избавления от алкогольной зависимости.

Отдельное внимание он уделял вопросам детской психоневрологии и педагогики. Он искал разные варианты объяснения развития таких проблем. При этом наследственность в качестве основного фактора им отрицалась. На основе его теорий и исследований в будущем выросли многие психоневрологические институты и клинические учреждения.

Традиции медиков начала XX века продолжают современные врачи. На сегодняшний день изучение неврологии и ее дальнейшее развитие продолжается бурными темпами. Тем более что современным медикам и ученым доступны передовые и инновационные методы и оборудование. Поле деятельности же для них продолжает оставаться широким и неоткрытым до конца.


Не только инсульты и радикулиты лечит невролог (или невропатолог, как по старинке называем его), но и головные боли, мигрень, головокружения, боли в спине…Последствия инсульта, остаточные явления черепно-мозговых травм, осложнения сахарного диабета, атеросклероза. К компетенции невролога относятся также лечение ухудшения памяти, внимания, хронической усталости, потери сознания, нарушений речи, депрессии, нарушений сна, панических атак, страхов (фобий)
То, что вначале всего лишь реакция на стресс или переутомление, может стать при длительном существовании заболеванием, которое необходимо непременно лечить.

Неврология - наука о структуре и функции нервной системы, она изучает закономерности развития нервной системы, методы её исследования в сравнительно - возрастном аспекте, а также различные неврологические заболевания.

Характеризуя кратко значение и роль нервной системы, можно сказать, что она:
1. Устанавливает взаимоотношение, взаимодействие организма с внешней средой.
2. Регулирует внутренние процессы в самом организме.
3. Осуществляет коррекцию внешней и внутренней деятельности, обуславливает единство, целостность организма во всех его реакциях и проявлениях.

Через посредство нервной системы происходит непрерывное уравновешивание организма в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней среды. Нервная система осуществляет все виды психической деятельности - сознание, эмоциональное реагирование, интеллектуально -мнестические процессы, включая высшие психические функции. От состояния нервной системы, а также от особенностей воспитания и обучения зависят особенности человеческой личности.

Основу функций нервной системы - от самых простых до наиболее сложных - составляет рефлекторная деятельность.
Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы (И.М. Сеченов).

Рефлекс - ответ, реакция на раздражение и определяется наличием рецептора (аппарата воспринимающего раздражение), Афферентного звена, т.е. нервных проводников проводящие импульсы в центры головного и спинного мозга, центры спинного и головного мозга, эфферентного звена т.е. нервных путей от центров головного и спинного мозга и рабочего (исполнительного органа - мышцы, конечности, железы и др.). Нарушения в этой цепочке из-за различных причин (травма, инфекции, стрессы, нарушения в обмене веществ, нарушения кровообращения и т. д.) ведут к различным заболеваниям нервной системы.

Большим завоеванием последних двух десятилетий являются выдающиеся успехи клинической нейрофизиологии, нейровизуализации ЦНС - это компьютерная и магнито - резонансная томографии, биохимия мозга, что позволяет узнать основные механизмы развития многих заболеваний нервной системы, таких, как паркинсонизм, хорея, торсионная мышечная дистония, некоторые гиперкинезы, эпилепсия. Это позволяет в свою очередь ввести коррекцию соответствующих биохимических нарушений на измененное функциональное состояние мозга, как метода патогенетической терапии.

Сделан серьёзный вклад в изучение этиологии и патогенеза заболеваний периферической нервной системы. Установлено вертеброгенное происхождение абсолютного большинства радикулопатий, а также большая роль туннельного фактора в происхождении мононевропатий. Это позволило принципиально по-новому поставить вопросы, связанные с лечением указанных заболеваний.

Но несмотря на успехи современной медицинской науки заболеваемость нервной системы остается очень высокой и особенно патология периферической нервной системы. Например, остеохондроз позвоночника, самое распространенное хроническое заболевание человека.
Остеохондроз позвоночника, или как сейчас принято называть дорсопатия, это дегенеративно - дистрофическое заболевание позвоночника (ДДЗП), является пограничным заболеванием, относящимся к патологии опорно - двигательного аппарата, а при прогрессировании приводящим к неврологическим осложнениям (болевой, радикулярный, нейрососудистые синдромы, грыжи диска). Неврологические проявления ДДЗП занимают ведущее место среди всей патологии периферической нервной системы как по частоте (до 90 %), так и по количеству дней нетрудоспособности. Более ЪА всех амбулаторных и половины больных неврологического профиля, находящихся на стационарном лечении, составляют пациенты с вертеброгенными поражениями периферической нервной системы.

Полюбите себя. Живите полной жизнью,
не давайте Болезни победить Вас.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1

ВВЕДЕНИЕ

МЧС РОССИИ

Учебная группа
Ф.И.О. Студента
Дата проверки
Ф.И.О. Преподавателя К.м.н. Зотиков А.Г.

В системе подготовки специалистов с высшим образованием не только в области медицины, но и в таких областях как педагогика и психо­логия знание анатомии нервной системы занима­ет важное место. Это вполне понятно, так как изучение строения и функций нервной системы человека, и в первую очередь его головного мозга, являет­ся непременным условием не только для понимания процессов жизнедея­тельности человека, но и для формирования адекватных способов воздейст­вия на его организм, применяемых как в педагогической практике, так и в целях психологической коррекции.

Анатомия как наука, ее разделы,

Изучение центральной нервной системы традиционно начинается с анатомии, так как без знания основных элементов нервной системы и их взаимосвязей невозможно изучать функции ЦНС.

Анатомия нервной системы является одним из разделов анатомии человека, в котором рассматриваются строение и развитие головного и спинного моз­га, а также периферической нервной системы, включающей нервы, нервные узлы (ганглии), нервные сплетения и автономную нервную систему. В анатомии нервной системы отражен принцип единства строения организма и его функций. Наряду с физиологией, антро­пологией, генетикой и другими медико-биологическими и психолого-педа­гогическими дисциплинами она закладывает фундаментальные знания о закономерностях жизнедеятельности организма человека, определяющих характер его повеления. Строение и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга.

Физиологиячеловекаисследует жизненные функции организма и его отдельных частей. Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией и изучает особенности функционирования, как целостного организма, так и тканей и клеток организмов разных видов. Специальные разделы физиологии, изучают физиологию разных видов животных или физиологию отдельных органов (сердца, почек и т.д.).

Изучению нервной системы посвящён раздел знаний, называемый в России и странах Европы неврологией, то есть учением о нервной системе, а в Америке – нейробиологией. Этот раздел представлен науками, изучающими нервную систему на разных уровнях и с помощью разных методов.

К первой группе наук, изучающих морфологию нервной системы и образующих её элементов, относятся:

1. Анатомия ЦНС – изучает морфологию нервной системы на органном уровне.

4. Биохимия и молекулярная биология ЦНС изучают строение нейронов и вспомогательных клеток нервной системы на субклеточном и молекулярном уровнях.

Следующая группа дисциплин изучает функции нервной системы с помощью экспериментов и моделирования процессов, происходящих в ней:

5. Физиология ЦНС исследует общие закономерности функционирования нервных клеток, отдельных структур ЦНС и всей нервной системы в целом.

6. Физиология анализаторов (сенсорных систем) изучает работу структур, воспринимающих и перерабатывающих информацию.

Все вышеперечисленные науки изучают работу ЦНС с помощью объективных методов исследования. В отличие от них, психология и нейропсихология делают упор на субъективные, косвенные методы изучения психики человека и процессов в ЦНС, лежащих в её основе.

При изучении связи поведения со структурами и функциями ЦНС учёные опираются на основной постулат современной неврологии, который гласит, что всё многообразие и уникальность психической деятельности человека, функции здорового и больного мозга могут быть объяснены из особенностей строения и свойств основных анатомических структур мозга.

Прежде чем перейти к конкретному изложению материала по анатомии нервной системы, необходимо сделать краткий обзор основополагающих представлений о строении человеческого тела.

| следующая лекция ==>
Сооружений | Положение человека в природе. Развитие организма человека

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Схема нервной системы человека

Не́рвная систе́ма — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).

Общая характеристика нервной системы Править

Всё разнообразие значений нервной системы вытекает из её свойств.

  1. Возбудимость, раздражимость и проводимость характеризуются как функции времени, то есть это процесс, возникающий от раздражения до проявления ответной деятельности органа. Согласно электрической теории распространения нервного импульса в нервном волокне, он распространяется за счет перехода локальных очагов возбуждения на соседние неактивные области нервного волокна или процесса распространяющейся деполяризации потенциала действия, представляющего подобие электрического тока. В синапсах протекает другой-химический процесс, при котором развитие волны возбуждения-поляризации принадлежит медиатору ацетилхолину, то есть химической реакции.
  2. Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.
  3. К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто-, но и филогенеза.

Нервная система состоит из нейронов, или нервных клеток и нейроглии, или нейроглиальных клеток. Нейроны — это основные структурные и функциональные элементы как в центральной, так и периферической нервной системе. Нейроны — это возбудимые клетки, то есть они способны генерировать и передавать электрические импульсы (потенциалы действия). Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты. У нейрона обычно несколько коротких разветвлённых дендритов, по которым импульсы следуют к телу нейрона, и один длинный аксон, по которому импульсы идут от тела нейрона к другим клеткам (нейронам, мышечным либо железистым клеткам). Передача возбуждения с одного нейрона на другие клетки происходит посредством специализированных контактов — синапсов.

Глиальные клетки более многочисленны, чем нейроны и составляют по крайней мере половину объёма ЦНС, но в отличие от нейронов они не могут генерировать потенциалов действия. Нейроглиальные клетки различны по строению и происхождению, они выполняют вспомогательные функции в нервной системе, обеспечивая опорную, трофическую, секреторную, разграничительную и защитную функции.

Сравнительная нейроанатомия Править

Существует несколько типов организации нервной системы, представленные у различных систематических групп животных.

Наиболее примитивными животными, у которых есть нервная система, считаются книдарии. У полипов она представляет собой примитивную субэпителиальную нервную сеть (нервный плексус), оплетающую всё тело животного и состоящую из нейронов разного типа (чувствительных и ганглиозных клеток), соединённых друг с другом отростками (диффузная нервная система), особенно плотные их сплетения образуются на оральном и аборальном полюсах тела. Раздражение вызывает быстрое проведение возбуждения по телу гидры и приводит к сокращению всего тела, в связи с сокращением эпителиально-мускульных клеток эктодермы и одновременно их расслаблением в энтодерме. Медузы устроены сложнее полипов, в их нервной системе начинает обособляться центральный отдел. Помимо подкожного нервного сплетения у них имеются ганглии по краю зонтика, соединённые отростками нервных клеток в нервное кольцо, от которого иннервируются мышечные волокна паруса и ропалии — структуры, содержащие различные органы чувств (диффузно-узловая нервная система). Бо́льшая централизация наблюдается у сцифомедуз и особенно кубомедуз. Их 8 ганглиев, соответствующие 8 ропалиям, достигают достаточно крупных размеров.

Нервная система гребневиков включает субэпителиальное нервное сплетение со сгущениями вдоль рядов гребных пластинок, которые сходятся к основанию сложно устроенного аборального органа чувств. У некоторых гребневиков описаны находящиеся рядом с ним нервные ганглии.

Плоские черви имеют уже подразделенную на центральный и периферический отделы нервную систему. В целом нервная система напоминает правильную решётку — такой тип строения был назван ортогоном. Она состоит из мозгового ганглия, у многих групп окружающего статоцист (эндонного мозга), который соединен с нервными стволами ортогона, идущими вдоль тела и соединенные кольцевыми поперечными перемычками (комиссурами). Нервные стволы состоят из нервных волокон, отходящих от рассеянных по их ходу нервных клеток. У некоторых групп нервная система довольно примитивна и близка к диффузной. Среди плоских червей наблюдаются следующие тенденции: упорядочивание подкожного сплетения с обособлением стволов и комиссур, увеличение размеров мозгового ганглия, который превращается в центральный аппарат управления, погружение нервной системы в толщу тела; и, наконец, уменьшение числа нервных стволов (у некоторых групп сохраняются лишь два брюшных (боковых) ствола).

У немертин центральная часть нервной системы представлена парой соединённых двойных ганглиев, расположенных над и под влагалищем хоботка, соединённых комиссурами и достигающих значительного размера. От ганглиев идут назад нервные стволы, обычно их пара и расположены они по бокам тела. Они также соединены комиссурами, расположены они в кожно-мускульном мешке или в паренхиме. От головного узла отходят многочисленные нервы, наиболее сильно развиты спинной нерв (часто двойной), брюшной и глоточный.

У брюхоресничных червей имеется надглоточный ганглий, окологлоточное нервное кольцо и два поверхностных боковых продольных ствола, соединённых комиссурами.

У нематод имеется окологлоточное нервное кольцо, вперёд и назад от которого отходят по 6 нервных стволов, наиболее крупные — брюшной и спинной стволы — тянутся вдоль соответствующих гиподермальных валиков. Между собой нервные стволы связаны полукольцевыми перемычками, иннервируют они соответственно мышцы брюшных и спинных боковых лент. Нервная система нематоды Caenorhabditis elegans была закартирована на клеточном уровне [1] . Каждый нейрон был зарегистрирован, прослежено его происхождение и большинство, если не все, нейронные связи известны. [2] У этого вида нервная система обладает половым диморфизмом: мужская и гермафродитная нервная система имеют разное количество нейронов и групп нейронов, чтобы выполнять полоспецифические функции.

У киноринх нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и вентрального (брюшного) ствола, на котором, в соответствии с присущей им сегментацией тела, группами расположены ганглионарные клетки.

Схоже устроена нервная система волосатиков и приапулид, но их вентральный нервный ствол лишен утолщений.

У коловраток имеется крупный надглоточный ганглий, от которого отходят нервы, особенно крупные — два нерва, идущие через всё тело по бокам кишечника. Более мелкие ганглии лежат в ноге (педальный ганглий) и рядом с жевательным желудком (ганглий мастакса).

У скребней нервная система очень проста: внутри влагалища хоботка имеется непарный ганглий, от которого отходят тонкие веточки вперёд к хоботку и два более толстых боковых ствола назад, они выходят из влагалища хоботка, пересекают полость тела, а затем по её стенкам идут назад.

У кольчатых червей имеется парный надглоточный нервный узел, окологлоточными коннективами (коннективы в отличие от комиссур соединяют разноимённые ганглии) соединённый с брюшной частью нервной системы. У примитивных полихет она состоит из двух продольных нервных тяжей, в которых располагаются нервные клетки. У более высокоорганизованных форм они образуют парные ганглии в каждом сегменте тела (нервная лестница), а нервные стволы сближаются. У большинства же полихет парные ганглии сливаются (брюшная нервная цепочка), у части сливаются и их коннективы. От ганглиев отходят многочисленные нервы к органам своего сегмента. В ряду полихет происходит погружение нервной системы из-под эпителия в толщу мышц или даже под кожно-мускульный мешок. Ганглии разных сегментов могут концентрироваться, если сливаются их сегменты. Аналогичные тенденции наблюдаются и у олигохет. У пиявок нервная цепочка, лежащая в брюшном лакунарном канале, состоит из 20 или более ганглиев, причём в один объединяются первые 4 ганглия (подглоточный нервный узел) и последние 7.

У эхиурид нервная система развита слабо — окологлоточное нервное кольцо соединено с брюшным стволом, но нервные клетки рассеяны по ним равномерно и нигде не образуют узлов.

У сипункулид имеется надглоточный нервный ганглий, окологлоточное нервное кольцо и лишённый нервных узлов брюшной ствол, лежащий на внутренней стороне полости тела.

Тихоходки имеют надглоточный ганглий, окологлоточные коннективы и брюшную цепочку с 5 парными ганглиями.

Онихофоры имеют примитивную нервную систему. Мозг состоит из трёх отделов: протоцеребрум иннервирует глаза, дейтоцеребрум — антенны, а тритоцеребрум — переднюю кишку. От окологлоточных коннектив отходят нервы к челюстям и ротовым сосочкам, а сами коннективы переходят в далёкие друг от друга брюшные стволы, равномерно покрытые нервными клетками и соединённые тонкими комиссурами.

У членистоногих нервная система слагается из парного надглоточного узла, состоящего из нескольких соединённых нервных узлов (головной мозг), окологлоточных коннектив и брюшной нервной цепочки, состоящей из двух параллельных стволов. У большинства групп головной мозг делится на три отдела — прото-, дейто- и тритоцеребрум. Каждый сегмент тела имеет по паре нервных ганглиев, но часто наблюдается слияние ганглиев с образованием крупных нервных центров; например, подглоточный нервный узел состоит из нескольких пар сросшихся ганглиев — он контролирует слюнные железы и некоторые мышцы пищевода.

В ряду ракообразных в целом наблюдаются те же тенденции, что и у кольчатых червей: сближение пары брюшных нервных стволов, слияние парных узлов одного сегмента тела (то есть образование брюшной нервной цепочки), слияние её узлов в продольном направлении по мере объединения сегментов тела. Так, у крабов имеется лишь две нервные массы — головной мозг и нервная масса в груди, а у веслоногих и ракушковых раков образуется единственное компактное образование, пронизанное каналом пищеварительной системы. Головной мозг раков состоит из парных долей — протоцеребрума, от которого отходят зрительные нервы, имеющие ганглиозные скопления нервных клеток, и дейтоцеребрума, иннервирующего антенны I. Обычно добавляется и тритоцеребрум, образованный слившимися узлами сегмента антенн II, нервы к которым обычно отходят от окологлоточных коннективов. У ракообразных имеется развитая симпатическая нервная система, состоящая из мозгового отдела и непарного симпатического нерва, имеющего несколько ганглиев и иннервирующего кишечник. Важную роль в физиологии раков играют нейросекреторные клетки, расположенные в различных частях нервной системы и выделяющие нейрогормоны.

Головной мозг многоножек имеет сложное строение, образован, скорее всего, многими ганглиями. Подглоточный ганглий иннервирует все ротовые конечности, от него начинается длинный парный продольный нервный ствол, на котором в каждом сегменте приходится по одному парному ганглию (у двупарноногих многоножек в каждом сегменте, начиная с пятого, по две пары ганглиев, расположенных одна за другой).

У мечехвостов головной мозг внешне не расчленён, но имеет сложное гистологическое строение. Утолщённые окологлоточные коннективы иннервируют хелицеры, все конечности головогруди и жаберные крышки. Брюшная нервная цепочка состоит из 6 ганглиев, задний образован слиянием нескольких. Нервы брюшных конечностей соединены продольными боковыми стволами.

Нервная система паукообразных имеет чёткую тенденцию к концентрации. Головной мозг состоит только из протоцеребрума и тритоцеребрума в связи с отсутствием структур, которые иннервирует дейтоцеребрум. Метамерность брюшной нервной цепочки яснее всего сохраняется у скорпионов — у них большая ганглиозная масса в груди и 7 ганглиев в брюшке, у сольпуг их только 1, а у пауков все ганглии слились в головогрудную нервную массу; у сенокосцев и клещей нет разграничения между нею и головным мозгом.

Морские пауки, как и все хелицеровые, не имеют дейтоцеребрума. Брюшная нервная цепочка у разных видов содержит от 4-5 ганглиев до одной сплошной ганглиозной массы.

У примитивных моллюсков хитонов нервная система состоит из окологлоточного кольца (иннервирует голову) и 4 продольных стволов — двух педальных (иннервируют ногу, которые связаны без особого порядка многочисленными комиссурами, и двух плевровисцеральных, которые расположены кнаружи и выше педальных (иннервируют внутренностный мешок, над порошицей соединяются). Педальный и плевровисцеральный стволы одной стороны также связаны множеством перемычек.

Схоже устроена нервная система моноплакофор, но педальные стволы соединяются у них только одной перемычкой.

У более развитых форм образуется в результате концентрации нервных клеток несколько пар ганглиев, которые смещаются к переднему концу тела, причём наибольшее развитие получает надглоточный узел (головной мозг).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.