К основным свойствам нервной системы выступающими задатками


Все люди абсолютно разные. У каждого свои слабые и сильные стороны, все по-своему реагируют на одну и ту же ситуацию. Во многом особенности характера человека зависят от свойств нервной системы. Так давайте же разберемся, какие они бывают и как влияют на формирование личности.

Что это такое?

Свойства нервной системы - это термин, предложенный русским ученым И. П. Павловым, который характеризует прирожденные черты реагирования и функционирования нервной системы. Эти черты определяют то, как она реагирует на условия окружающей среды, поведение человека.

Совокупность всех свойств нервной системы получило название фенотипа. Именно на основании данного понятия ведет работу с человеком психолог. Хотя фенотип и является генетически обусловленным, он может меняться в зависимости от условий окружающей среды.


Основные свойства нервной системы

И. П. Павлов в своей классификации изначально охарактеризовал три основных свойства:

  • сила;
  • уравновешенность;
  • подвижность.

При дальнейшем изучении нервной системы к этим свойствам добавили еще три новых:

  • динамичность - способность головного мозга быстро реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, а именно на процессы возбуждения и торможения его структур; основная его характеристика - быстрота формирования условных рефлексов у индивидуума;
  • лабильность - скорость, с которой появляется и прекращается новый процесс;
  • активность - обозначает, насколько легко в головном мозге активируются процессы торможения и возбуждения.


Сила нервных процессов

Одним из главных свойств нервной системы, определяющих дальнейшее развитие характера и темперамента, является сила нервных процессов. Это свойство показывает, насколько нервная система может противостоять действию раздражителей извне.

Основная характеристика силы нервных процессов - как долго нервная система может продержаться без запредельного торможения при длительно воздействующем на нее внешнем раздражителе. Такой должна быть нормальная реакция по отношению к возбудителю.

Если же речь идет о тормозящем нервную систему процессе, тогда основной характеристикой силы будет способность выдерживать продолжительное воздействие этого раздражителя.

Помимо того, физиологи утверждают, что сила характеризуется не продуктивной деятельностью человека, а теми способами, которыми он может добиться наибольшей своей активности.

На основе этого свойства формируются такие черты характера человека, как:

  • выносливость;
  • смелость;
  • способность адаптироваться, то есть приспосабливаться, к меняющейся внешней среде;
  • впечатлительность.


Уравновешенность и подвижность нервных процессов

Двумя другими основными составляющими природных свойств нервной системы являются уравновешенность и подвижность.

Уравновешенность - это баланс, или равновесие, между возбуждением и торможением (основными нервными процессами). Если реакция человека динамична, ему легко успокоиться, отрешиться от ненужных мыслей. Для таких людей не составляет труда побороть глупые желания и трезво оценить ситуацию. Уравновешенность плавно сочетает в себе такие черты характера человека, как концентрация внимания и отвлекаемость.

Подвижность - это скорость появления новых и исчезновения старых нервных процессов. Способность определяется ее возможностью быстро адаптироваться к новым изменениям окружающей среды, менять одни условные рефлексы на другие.

Человеку с подвижными нервными процессами легче избавляться от старых стереотипов, ярлыков, проще открывать себя чему-то новому. У таких людей очень хорошая память, им свойственна быстрая речь. При низкой подвижности процессов индивидууму нелегко находится в незнакомой для него ситуации, обретать новые навыки. Он предпочитает находится в родной для него среде обитания.

Основные уровни

В психологии выделяют отдельную иерархическую классификацию свойств нервной системы. Всего выделяют три уровня:

  • верхний - свойства всего головного мозга, его влияние на весь организм;
  • средний - свойства отдельных структур мозга и целостных групп, которые образуют эти структуры;
  • нижний - свойства отдельных нервных клеток (нейронов).

Все эти уровни не изолированы, а находятся в постоянном взаимодействии между собой. Мало изучено, как каждый из них связан с характером человека и его психическими процессами.


Типы нервной системы

На основе различных комбинаций нервных процессов охарактеризованы четыре типа свойств нервной системы человека:

  • сильный безудержный - его нервные процессы несбалансированные, при чем возбуждение значительно преобладает над торможением;
  • сильный живой - отличается неуравновешенной и крайне подвижной реакцией, возбуждение быстро переходит в торможение, и наоборот;
  • сильный спокойный - его нервные процессы уравновешенны, однако, практически неподвижны;
  • слабый - возбуждение, как и торможение, развиты слабо; клетки коры характеризуются низкой работоспособностью.

Лучше всего изучен первый тип, так как именно в нем наиболее ярко выражены все свойства нервной системы. А хуже поддается исследованию, соответственно, слабый тип.


Особенности характера при разных типах нервной системы

Как же меняется поведение индивидуума в зависимости от его характеристики свойств нервной системы? Человек с сильной нервной системой способен быть работоспособным на протяжении длительного времени, даже выполняя действительно тяжелую работу. Устав, он не требует много времени на отдых. Такой человек быстро восстанавливается, в критических ситуациях не паникует, а трезво оценивает обстановку.

Индивидуум со слабым темпераментом - более чуткий и эмоционально лабильный, то есть реагирует даже на незначительные стимулы. Такому типу людей легче выполнять однообразную работу, так им проще запоминать информацию. У них есть возможность развиваться - устойчивость у такой личности приобретается со временем. Однако если двух динамично натренированных людей сильного и слабого типа поставить в одни и те же условия, генетическая предрасположенность даст о себе знать.


Типы темперамента

Типы нервной системы, перечисленные выше, соответствуют четырем видам темперамента:

  • холерик - с сильными и безудержными нервными процессами;
  • сангвиник - обладает стойкими и живыми функциональными характеристиками;
  • флегматик - сильный и спокойный тип нервных процессов;
  • меланхолик - наиболее слабый.

Кроме того, помимо перечисленных выше типов нервной системы, выделяют также другую ее классификацию:

  • мыслительный тип;
  • художественный тип.

В основу этого разделения положено взаимодействие двух сигнальных систем человека. Именно это служит ведущим фактором того, в каком направлении будет развиваться индивидуум. Так, для мыслительного типа характерна преимущественная активность второй сигнальной системы, а для художественного - первой. Люди, рожденные с хорошей выработкой условных рефлексов, имеют больше шансов стать математиками, филологами, физиками и другими учеными. У личностей с художественным типом чаще наблюдается талант к писательству, музыке или живописи, то есть это люди творческой профессии.

Итак, наш характер, то, как мы реагируем на определенные ситуации, какие решения принимаем, во многом зависит от унаследованных от родителей свойств нервной системы. Однако, какой бы тип рефлекторных реакций ни был закодирован в нашем ДНК, любой из этих процессов более или менее эластичен. Их меняют воспитание, привычки, ситуации, в которые мы попадаем. Все, что с нами происходит, оставляет в нас определенный отпечаток, меняя функционирование всей нашей нервной системы.

Многие отечественные психологи считали особенности высшей нервной деятельности задатками способностей. Соответствующие высказывания мы находим в трудах Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна. Теплов писал о том, что типологические свойства имеют близкое отношение к природной основе способностей, а именно к тому, что называется задатками. Более того, он считал, что они занимают важное место в структуре природных предпосылок способностей. Разделяя общие и частные свойства нервной системы, Теплов полагал, что общие свойства имеют важнейшее значение при изучении общих, а частные — специальных способностей.

Задатки неспецифичны. Во-первых, на базе разных задатков у разных людей могут быть сформированы способности, одинаковые по результатам деятельности, в которой они проявляются. Возможна компенсация одних индивидуальных особенностей, в том числе и природных, за счет других. Так, Б. М. Теплов на конкретных примерах показал, что музыкальные способности могут сформироваться на разной природной основе, например как при наличии, так и при отсутствии абсолютного слуха. В последнем случае способы узнавания высоты звуков будут иными, но на результатах музыкальной деятельности это может не отразиться.

Итак, между способностями и задатками нет взаимооднозначного соответствия, соотношение между ними сложно опосредствовано.

Типологические свойства нервной системы в настоящее время наиболее изучены из всех природных задатков способностей. Особенно большую роль в этом сыграли систематические экспериментальные исследования, начатые в 70-е гг. в лаборатории Э. А. Голубевой и ведущиеся до настоящего времени. На первом этапе их работы изучались соотношения между нейрофизиологическими характеристиками человека и формально-динамическими особенностями психической активности и саморегуляции. При этом активность и саморегуляция рассматривались как самые общие предпосылки любой деятельности и, следовательно, как компоненты общих способностей.

Позднее исследователи обратились к систематическому теоретико-экспериментальному изучению как общих, так и специальных способностей. При этом был реализован комплексный диагностический подход, проявляющийся в сопоставлении показателей трех уровней — физиологического, психологического и поведенческого. Для оценки основных свойств нервной системы (сила — слабость, лабильность — инертность, активированность — инактивированность) и специально человеческих характеристик, соотносимых с полушарной асимметрией, были избраны электрофизиологические показатели, регистрируемые отдельно в левом и правом полушариях. На психологическом уровне использовались батареи тестов (общих, педагогических, языковых способностей). Поведенческий уровень проявлялся в успешности деятельности (учебной, педагогической). При сопоставлении трех рядов показателей было установлено, что младшие школьники и подростки, обладающие слабой и лабильной нервной системой, более продуктивны в мнемической и учебной деятельности, а также имеют более высокие показатели по тесту Векслера. Была также обнаружена связь интеллектуальных характеристик и с показателями активированное™. На основании этих данных сделан вывод о том, что свойства нервной системы могут выступать в качестве задатков общих способностей.

Помимо этого были найдены некоторые взаимосвязи между основными свойствами нервной системы и специальными способностями. Так, успешность педагогической и музыкальной деятельности коррелирует с активированностью и лабильностью нервной системы, а математическая деятельность — с инертностью и силой возбуждения. Один из подвидов языковых способностей — коммуникативно-речевые — связан с лабильностью и слабостью, другой подвид — когнитивнолингвистические — с инертностью и силой нервных процессов [42].

Проанализировав и обобщив экспериментальные результаты, полученные при изучении общих и специальных способностей в течение 20 лет, Э. А. Голубева выделила целостные синдромы, представляющие собой объединения физиологических, психологических и поведенческих признаков и соответствующие двум большим классам общих способностей — познавательным и коммуникативным. Эти способности по-разному связаны и проявляются внутри исследованных специальных способностей: музыкальных, педагогических, математических и языковых.

Выявленные в исследованиях Голубевой с сотрудниками влияния основных свойств нервной системы на проявления темперамента, формирование характера и становление способностей свидетельствуют о теснейшей взаимозависимости этих подструктур личности.

Другое направление исследований способностей в сопоставлении с нейрофизиологическими характеристиками мозга представлено в работах В. М. Русалова с сотрудниками. В качестве возможных задатков интеллектуальных способностей ими выделены четыре фактора ЭЭГ, участвующие в интеграции нервных процессов всего мозга и поэтому рассматриваемые как общие свойства нервной системы. В других исследованиях показано, что существует зависимость между некоторыми из этих факторов и скоростными характеристиками интеллектуальной активности при обучении и вероятностном прогнозировании.

Большой вклад в изучение интеллектуальных характеристик в связи со свойствами темперамента внесли более поздние работы В. М. Русалова. Он совместно с сотрудниками установил определенные взаимоотношения темперамента и показателей интеллектуального выполнения (В. М. Русалов, С. И. Дудин). Отметив, что свойства темперамента выступают в качестве задатков общих способностей, исследователи нашли возрастные и социально обусловленные изменения их соотношений. Высказана гипотеза о возможности рассмотрения трех составляющих в единой системе взаимоотношений: биологических свойств (задатков первого уровня), темперамента (задатков второго уровня) и общих способностей.

Итак, в настоящее время изучение основных свойств человека может рассматриваться в качестве прочной теоретикоэкспериментальной базы исследований по проблеме способностей.

В связи с этим затронем один из принципиальных вопросов теории способностей — вопрос о проявлении способностей в результативной и процессуальной сторонах деятельности. На наш взгляд, уязвимость рассмотренных исследований, выполненных под руководством Голубевой и Русалова, состоит в том, что показателями способностей выступает успешность деятельности — тестовой или реально выполняемой человеком (учебной, музыкальной, педагогической и пр.). Возможно, отождествление выраженности способностей и достижений в соответствующей деятельности правомерно в тех случаях, когда задатки являются некомпенсируемыми профессионально важными качествами человека. Иначе говоря, если отсутствует нужный задаток, он не может быть заменен какими-либо иными качествами, и, следовательно, формирование нужной способности и успешное выполнение деятельности становятся невозможными.

Так, в нашем исследовании, посвященном изучению профессии жонглера, было установлено, что высокий уровень мастерства, зависящий от степени развития скоростного двигательного навыка, требует определенного природного свойства — лабильности нервной системы. Это свойство нервной системы можно рассматривать как задаток специальных способностей жонглера. Его отсутствие (инертность нервных процессов) ничем не может быть компенсировано и противопоказано жонглеру, так как не позволит сформироваться необходимым способностям жонглирования. Итак, в рассмотренном случае высокий уровень выполнения деятельности свидетельствует как о развитии соответствующих способностей, так и о наличии необходимых задатков. Однако недостаточный уровень достижений в этой профессии не позволяет сделать столь же однозначный вывод об отсутствии способностей и задатков. Это связано с влиянием других (помимо способностей) факторов на результаты выполнения деятельности, таких как мотивация, черты характера, необходимая обученность и пр.

Таким образом, успешность выполнения деятельности в большинстве случаев нельзя отождествлять с уровнем развития способностей к ней; в результате любой деятельности находят проявление не только способности, но и интерес к ней, особенности мотивов, которые стимулируют ее выполнение, волевые качества человека, трудолюбие, работоспособность, ответственность и другие черты характера, сформировавшиеся навыки и привычки, знания, психическое и физическое состояние человека в период выполнения деятельности и др. Вычленить в достижениях человека из всего сплава факторов влияние способностей крайне трудно. Поэтому в рассмотренных исследованиях Голубевой и Русалова, фактически, устанавливалась зависимость достижений в разных видах деятельности от психофизиологических характеристик нервной системы, а не их взаимоотношения со способностями.

На наш взгляд, если в качестве задатков рассматривать основные свойства нервной системы как динамические характеристики ее работы, логичнее сопоставлять их показатели с динамической стороной деятельности и, таким образом, в ней искать выраженность способностей к этой деятельности. Способности, связанные с такими задатками, как типологические особенности высшей нервной деятельности, должны специфицироваться в динамике деятельности, в отдельных сторонах процесса ее выполнения.

Такой подход был продемонстрирован в работах М. К. Акимовой по изучению интеллектуальных способностей. Анализируя, как решают логические и некоторые другие типы интеллектуальных задач люди с разными показателями силы нервной системы, автор обнаружила между ними явные расхождения в индивидуальном стиле решения, а также в особенностях процесса обучения (приобретения умения их решать). Люди с сильной нервной системой отличались быстрой вра- батываемостью, мгновенным схватыванием материала, легкостью в использовании обширной разнородной информации (как текущей, так и хранящейся в памяти), гибкостью в смене хода решения и некоторыми другими особенностями. Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности слабых характеризовался систематичностью и глубиной анализа информации, последовательностью в реализации хода решения, постепенным перебором и тщательной проверкой возможных вариантов решения, осторожностью в выборе окончательного ответа, стремлением к использованию записей и других внешних опор и др.

Было обнаружено вместе с тем, что влияние силы нервной системы отражается не только на формально-динамической, но и на результативной стороне интеллектуальной деятельности. Своеобразие индивидуальных стилей слабых и сильных индивидов могут обеспечить высокие достижения как тем, так и другим, однако в разных условиях (для разных интеллектуальных задач). Когда стиль сильных в большей степени адекватен способам решения интеллектуальных задач, чем стиль решения слабых, они показывают лучшие по сравнению с последними результаты, и наоборот.

Полученные в этих экспериментах данные позволяют сделать вывод, что при решении отдельных видов интеллектуальных задач могут выступать как сильные, так и слабые стороны интеллектуальных способностей людей, различающихся по своим природным данным. Сила нервной системы относится к задаткам такого типа, которые влияют не только на процесс формирования и индивидуально своеобразное выражение интеллектуальных способностей, но и на уровень их развития и проявления.

Было также выявлено, что возможной причиной ограниченных способностей слабых в решении некоторых типов задач является сама сущность слабости нервной системы. Для слабой нервной системы увеличение информации, содержащейся в условиях задач и требующей обработки, — это неблагоприятный фактор, вызывающий снижение успешности их решения. По-видимому, это частный случай низкого предела работоспособности, характерного для лиц со слабой нервной системой. В таком случае слабость нервной системы можно считать фактором, в определенной степени препятствующим формированию интеллектуальных способностей, проявляющихся в решении логических задач с большим числом данных в их условиях.

Еще раз подчеркнем, что полученные в этом исследовании данные подтверждают, насколько разнообразны и разносторонни интеллектуальные возможности индивидов. Каждый в той или иной степени способен к выполнению разных видов интеллектуальной деятельности. Но в то же время максимального развития интеллектуальных способностей индивид может добиться не во всех областях деятельности; разным людям свойственны неодинаковые возможности в решении разных типов интеллектуальных задач.

Проблеме взаимоотношений динамической стороны специальных способностей и динамических характеристик работы нервной системы посвящено интересное исследование И. С. Букреева. В нем рассматривались вопросы влияния лабильности и подвижности нервной системы на формирование творческой индивидуальности студента-дирижера. Удалось показать, что такой компонент дирижерской выразительности, как пластичность, наиболее часто и ярко проявляется у испытуемых, отличающихся большой подвижностью. При высокой лабильности нервной системы происходит более быстрое и глубокое освоение образного содержания произведения. В исследовании выдвигается положение о том, что большая подвижность и отчасти высокая лабильность нервной системы в значительной степени способствуют формированию дирижерской индивидуальности. Следовательно, их можно рассматривать как один из видов задатков специальных способностей, лежащих в основе успешной творческой деятельности дирижера. Почти каждый из выделенных автором компонентов дирижерско-исполнительской выразительности прямо или косвенно соотносится со свойством подвижности. И. С. Букреев делает вывод, что для построения эффективного учебного процесса большое значение (помимо других факторов) имеет учет типологических особенностей студента-дирижера, из которых в качестве наиболее существенных выделяется подвижность нервной системы.

Подводя итог рассмотренным в этой части фактам, можно утверждать с определенностью одно: невозможно оторвать структурные компоненты личности, к каким традиционно относят темперамент, характер и способности, от природной основы. Однако признание роли врожденных и наследственных предпосылок не означает, что существует предопределенность личностных характеристик. И темперамент, и характер, и способности обусловлены реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека; они развиваются, формируются, меняются и тесно связаны друг с другом. С. Л. Рубинштейн сформулировал важнейшую теоретико-методологическую установку, позволяющую понять сложность развития личности: психическое развитие осуществляется в ходе непрерывного и изменяющегося взаимодействия внешних и внутренних условий деятельности. Внешние причины развития (например, педагогические воздействия) влияют опосредованно через внутренние условия. В состав последних входят в числе прочих наследственные и врожденные задатки, к которым относятся и основные свойства нервной системы.

Характеризуя личность как социальное существо, мы не должны при этом упускать из виду ее природные стороны. В единстве психического и физиологического возникают сложные взаимоотношения. Психическое не только реализуется посредством функционирования физиологических механизмов, но и претерпевает те или иные изменения в зависимости от особенностей последних. Нельзя отрицать, что свойства нейродинамики играют существенную роль в становлении индивидуального своеобразия личности. Есть основания надеяться, что дальнейшие исследования основных свойств нервной системы еще больше прольют свет на нейрофизиологическую природу индивидуальных различий темперамента, характера и способностей.

Как уже отмечалось, типологические особенности, влияя на черты темперамента, характера, проявления способностей, отражаются на выполнении человеком разных видов деятельности — трудовой, спортивной, учебной.

К основным свойствам нервной системы относятся физиоло­гические свойства, отражающие особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

И. П. Павлов одним из первых высказывал мысль о необхо­димости объяснения сложных психических явлений динамикой основных нервных процессов. Однако, по современным данным, в основе психики лежат более сложные, еще малоизученные моз­говые информационные процессы, имеющие электрофизиологическую и биохимическую природу. Свойства нервной системы, в понимании Павлова, являются физиологической основой (бази­сом) темперамента и лишь в некоторой степени других психоло­гических свойств человека.

Основные положения теории свойств нервной системы сфор­мулированы И. П. Павловым и получили дальнейшее развитие в работах Б. Н. Теплова и В. Д. Небылицына. В качестве основных свойств нервной системы выделены: сила, динамичность, лабиль­ность и подвижность нервных процессов.

Б. Н. Теплов и В. Д. Небылицын внесли дополнение в пред­ставления о силе нервной системы. Они рассматривали силу как биполярное свойство: один из полюсов — устойчивость, а дру­гой — чувствительность нервной системы. Причем отношениеустойчивости к чувствительности нервной системы — величина постоянная (E/S = const). Эта идея послужила основой для со­здания инструментальных методов оценки силы нервной системы с помощью измерения различных характеристик сенсорной чув­ствительности. Она способствовала также выяснению взаимосвязи между понятиями силы нервной системы и возбудимости. Поня­тие активированности (возбудимости) как относительно стабиль­ной черты, отражающей индивидуальные различия в уровне акти­вации нервной системы, дало возможность выйти за пределы тра­диции в исследованиях биологической основы темперамента.

Активация определяется как энергетическая неспецифичес­кая функция мозга. Центральное положение концепции актива­ции — понятие об оптимуме возбуждения, в соответствии с кото­рым индивидуум своим поведением регулирует уровень возбуж­дения таким образом, чтобы достичь илц сохранить его опти­мальный уровень в разных условиях жизнедеятельности.

Динамичность нервной системы — это легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процес­сы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов. Система, быстро обеспечивающая формирование по­ложительной замыкательной связи, будет более динамичной по отношению к возбуждению, а система, быстро образующая тор­мозные условные рефлексы, будет динамичной по отношению к торможению.

Лабильность — свойство нервной системы, связанное со ско­ростью возникновения, протекания и прекращения нервного про­цесса. Это — параметр нервного субстрата, соответствующий фун­кции воспроизведения частоты следующих одно за другим раз­дражений и определяющий быстроту возникновения и прекра­щения вызываемых раздражителем циклов возбуждения.

Подвижность нервной системы — скорость движения, распро­странения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения. Подвижность нервных процессов определяет способность к быстрой смене одного раздражительного процесса другим, возбуждения торможением и наоборот. Ско­рость распространения процессов по нейронным комплексам коры определяет такую интегральную характеристику мозга, как ско­рость центральной обработки информации и скоростные пара­метры процесса принятия решения.

Каждое из перечисленных свойств нервной системы рассмат­ривается отдельно по отношению к процессам возбуждения и тор­можения (второй уровень классификации свойств нервной систе­мы). Выделяют два независимых свойства силы: сила нервной системы относительно процесса возбуждения и сила нервной си­стемы относительно процесса торможения. Соотношение одноимен­ных свойств нервной системы определяется как баланс или урав­новешенность процессов возбуждения и торможения по соответ­ствующему свойству (третий уровень классификации). Таким об­разом, существуют первичные (сила, динамичность, лабильность и подвижность возбудительного и тормозного процессов в отдель­ности) и вторичные (баланс процессов возбуждения и торможе­ния по силе, динамичности, лабильности и подвижности) свой­ства нервной системы.

В. Д. Небылицын предложил выделять общие и частные свой­ства нервной системы. Частные, или парциальные, свойства ха­рактеризуют в основном те мозговые структуры, к которым адре­суются применяемые стимулы. В основе частных свойств лежат физиологические особенности отдельных анализаторов или осо­бенности структуры сенсорного аппарата мозга.

Исходя из системной концепции П. К. Анохина, В. Н. Русалов выделил три уровня организации мозгового обеспечения фун­кциональной системы деятельности:

Мозг (нервная система) как единое целое.

Большие или малые блоки мозга (полушария, анализато­ры, подкорковые структуры и т. п.).

Отдельные нервные элементы (нейроны), выполняющие функцию интеграции разнородных возбуждающих и тормозных импульсов.

Для изучения свойств нервной системы на разных уровнях нервной организации применяются физиологические методики, соответствующие этим уровням. Содержание понятия свойства нервной системы (например, силы, лабильности) является еди­ным на всех уровнях, которые обеспечиваются разными нервны­ми механизмами.

Успешность овладения любой профессией в значительной мере зависит от динамичности нервной системы.

Таким образом, основные свойства нервной системы, являясь в физиологическом отношении стойкими и базовыми индикато­рами индивидуальных различий, влияют на динамические ас­пекты психики человека, на результативность решения различ­ных профессиональных задач, особенно в экстремальных услови­ях, на сохранение психического и соматического здоровья.

Индивидуальные особенности основных нервных процессов в значительной мере определяют такую устойчивую характери­стику человека, как темперамент. Наиболее физиологически обоснованной является теория темперамента, разработанная Г. Ай­зенКом. Согласно этой теории, темперамент определяется соот­ношением психотизма (Р), экстраверсии (Е) и нейротизма (JV).

Психотизм — это характеристика личности, отражающая сте­пень предрасположенности к психическим отклонениям. Лицам с высоким уровнем психотизма свойственны: эгоцентричность, эгоизм, бесстрастность, неконтактность, ригидность.

Нейротизм — свойство личности, отражающее степень эмо­циональной неустойчивости, тревоги, сочетающихся с расстрой­ством вегетативных функций, нарушением социальной адапта­ции. Выраженный нейротизм рассматривается как предрасполо­женность к развитию неврозов. Противоположный полюс этого свойства — стабильность заключается в психологической устой­чивости, способности к целесообразной личностной адаптации,

отсутствии резких перепадов настроения, в ровном, спокойномповедении.

Существует большое количество подтверждений того, что ха­рактеристики Р, Е и N в значительной степени определяются ге­нетическими факторами. Установлено много социальных прояв­лений личностных различий по Р, Е и N: в преступности, в сексу­альном поведении, психических болезнях, в выборе занятий и профессиональной деятельности, успешности обучения и уровне достижений, предрасположенности к несчастным случаям.

В диагностике основных свойств нервной системы использу­ются такие психофизиологические методы, которые не требуют от испытуемых специальных знаний, умений, навыков или ка­кой-либо специальной подготовки.


Наиболее изученным основным свойством нервной системы является сила нервного возбудительного процесса (или сила нерв­ной системы по отношению к возбуждению). Все существующие методики данного свойства можно отнести к одной из трёх групп методических приемов.

К первой группе относятся методики, направленные на оцен­ку способности выдерживать длительное и концентрированное или очень сильное возбуждение, сопротивляемость к тормозяще­му действию посторонних раздражителей, особенности концент­рации возбуждения.

Вторую группу методических приемов оценки силы нервного возбудительного процесса составляют те, которые основаны на учете индивидуальных различий в абсолютной чувствительности или возбудимости нервной системы.

К третьей группе относятся методики и их модификации, учи­тывающие особенности абсолютной чувствительности анализато­ров, т. е. изучающие особенности сенсомоторных реакций. Лица со слабой нервной системой, имея более высокую чувствитель­ность, быстрее реагируют на слабые сигналы. В то же время на сигналы большой интенсивности в слабой нервной системе быст­рее развивается запредельное торможение.

Некоторые простейшие методики оценки свойств нервной системы приведены на с. 87-92.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определения и характеристику основным свойствам нервной системы.

2. Перечислите и дайте характеристику уровням классифика­ции основных свойств нервной системы.

3. Каким образом взаимосвязаны основные свойства нервной системы и успешность деятельности специалистов различных про­фессий?

4. Какие методики оценки основных свойств нервной систе­мы вы знаете?

Задание для самостоятельной подготовки

1. Используя приведенные нас. 87-92 методики, самостоя­тельно проведите исследование силы и подвижности основных нервных процессов.

2. Оцените полученные показатели и вынесите заключение о пригодности к выполнению работы, требующей принятия быст­рых и правильных решений в условиях сильных помех.

Вопросы для тестового контроля

1. В работах Б. Н. Тешгова и В. Д. Небылицына в качестве основных свойств нервной системы выделены:

а) возбуждение и торможение нервной системы;

б) сила, динамичность, лабильность и подвижность нервных процессов;

в) наследственно закрепленные свойства организма реагиро­вать на стимулы, поступающие из окружающей среды;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

а) высокой помехоустойчивостью;

б) высокой скоростью переработки информации;

в) быстрым развитием состояния монотонии в условиях сен­сорной депривации;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

а) способны выполнять трудовые операции в повышенном темпе;

б) со скоростной работой справляются плохо;

в) не способны к вырабатыванию индивидуального стиля дея­тельности;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

4. Психотизм — это характеристика личности, отражающая:

а) степень предрасположенности к психическим отклонениям;

б) степень эмоциональной неустойчивости, тревоги, сочетаю­щихся с расстройством вегетативных функций, нарушением со­циальной адаптации;

в) предрасположенность к развитию неврозов;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

Теппинг-тест

Методика предназначена для оценки силы (выносливости) нервной системы по двигательному анализатору. Высокие значе­ния свидетельствуют о малой подверженности нервных центров двигательного анализатора утомлению, развивающемуся в них вследствие интенсивной работы мелких мышц кисти руки.

Обследование состоит в том, что испытуемый в течение 2 ми­нут должен в максимальном темпе ставить точки карандашом на листе чистой бумаги формата А4. Чем больше общее количество поставленных точек (N общ., табл. 5.2), тем выше манипуляци­онная подвижность кисти руки и сила нервной системы.


В последнее время созданы многочисленные аппаратно-про­граммные комплексы, реализующие эту и другие психофизиоло­гические методики в автоматизированном варианте на базе ПЭВМ.

Буквенно-числовая методика оценки функциональной подвижности нервных процессов

Методика разработана В. И. Рыжковым как вариант методи­ки А. Е. Хильченко. В ней предусмотрены два типа вербальных стимулов, один из которых несет положительную информацию, другой тормозную. От испытуемого требуется безошибочное диф­ференцирование стимулов, предъявляемых в навязанном темпе.

Успешное дифференцирование стимулов в этих условиях может быть достигнуто только при высоких скоростных характеристи­ках нервной деятельности, обеспечивающих как быстрое пере­ключение с одной положительной реакции на другую, так и бы­стрый переход от возбуждения к торможению и наоборот. Ус­пешное выполнение методики в определенной мере зависит так­же от объема слуховой кратковременной памяти и от скорости двигательных актов. Иными словами, по своему психофизиоло­гическому содержанию методика направлена на оценку скорости центральной переработки информации, процесса принятия и ис­полнения решений (функциональной подвижности нервных про­цессов).

Программа испытаний Первое задание (продолжительность пауз — 2 секунды)

Д-85-47 Б-64-73 А-93-41 У-51-88 У-78-96 В-86-28 В-29-57
Д-42-81 Б-54-34 Д-52-82 Г-33-69 Г-47-93 Ж-48-36 Я-36-54
А-37-68 У-23-27 Р-22-48 Б-28-61 Ж-35-54 Р-36-51 Б-51-33
Д-7 5-73 Б-21-36 К-32-46 Б-54-32 Р-23-85 Д-23-28 К-21-25
А-24-3 5 Д-28-36
Второе задание (продолжительность пауз — - 1 секунда)
Б-24-36 Д-28-33 Д-28-44 У-21-37 А-36-31 Д-35-43 Г-34-82
А-36-78 Я-58-22 Р-41-88 Г-47-35 И-49-55 У-56-77 У-57-81
Я-55-62 Б-58-73 Г-85-33 В-61-86 Г-83-24 У-36-82 Р-28-44
Б-42-36 А-26-39 А-37-29 Д-39-27 В-45-89 Г-24-38 Б-39-22
А-37-25 А-36-92

Окончание табл. 5.3

Третье задание (продолжительность пауз — 0,5 секунды)

А-36-92 А-37-25 Б-39-22 Г-24-38 В-45-89 Д-39-27 А-37-29
В-26-39 Б-42-36 Р-28-44 У-36-82 Г-83-24 В-61-86 Г-85-33
Б-58-73 Я-55-62 У-57-81 У-56-77 И-49-55 Г-47-35 Р-41-88
Я-58-22 А-36-78 Г-34-32 Д-35-43 А-36-31 У-21-37 Д-28-44
Д-28-33 Б-24-36

Регистрационный бланк к буквенно-числовой методике (образец)

Ф. И. О. ________________________________________________________________Дата____________

Четные правильные Нечетные правильные

Таблица 5.4

Первое задание (пауза 2 с) Второе задание (пауза 1 с) Третье задание (пауза 0,5 с)
Четные Нечетные Четные Нечетные Четные Нечетные
78-96 85-47 24-36 21-37 36-92 37-25
86-28 93-41 28-44 35-43 24-38 45-89
54-34 29-57 34-82 47-35 42-36 39-27
52-82 33-69 36-78 49-55 28-44 37-29
48-36 47-93 58-22 57-81 36-82 85-33
36-54 23-27 36-82 85-33 58-22 57-81
22-48 51-33 28-44 37-29 36-78 49-55
32-46 - 75-73 42-36 39-27 34-82 47-35
54-32 23-85 24-38 45-89 28-44 35Л3
28-36 21-25 36-92 37-25 24-36 21-37

На магнитную ленту записываются группы сочетаний, каж­дое из которых состоит из одной буквы и двух пар двузначных чисел. Например: А-21-73, Д-24-82 или Б-28-31. Если в одной группе сочетаний оба числа нечетные (А-21-73) или оба числа четные (Д-24-82), то такие сочетания считаются правильными (положительные стимулы). Если в одной группе сочетаний одно число четное, а другое нечетное (Б-28-31 или Д-47-36), то такие сочетания считаются неправильными (тормозные стимулы).

Испытуемым предлагается записывать группы с правильными четными сочетаниями в левой половине регистрационного бланка для ответов, с нечетными правильными — в правой, а группы с неправильными сочетаниями (тормозные) — не записывать.

Все задание состоит из трех серий по 30 групп различных со­четаний в каждой. Количество четных и нечетных правильных сочетаний (положительных стимулов) в каждой серии в сумме составляет 60% от общего числа сочетаний. Каждая серия отли­чается продолжительностью пауз между группами сочетаний. В первой серии продолжительность пауз составляет 2 секунды, во второй — 1 секунду, в третьей — 0,5 секунды. Буквы, стоящие в начале каждой группы сочетаний, являются для испытуемых своеобразной помехой. При выполнении задания испытуемые дол­жны записывать буквы, но при обработке результатов они не учи­тываются. Для лучшего уяснения задания проводится тренировка на всех трех скоростях передачи информации. Для трениров­ки могут использоваться зачетные программы испытаний, но в этом случае передачу их начинают с середины серии сочетаний.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.