Кафедра высшей нервной деятельности и психофизиологии


Кафедра готовит специалистов в области нейробиологии, физиологии поведения и психофизиологии

Кафедра высшей нервной деятельности образована в 1952 году.

Заведующий кафедрой доктор биологических наук, профессор МГУ, Латанов Александр Васильевич.

Кафедра готовит специалистов в области нейробиологии, физиологии поведения и психофизиологии.

Студенты кафедры слушают курсы по сравнительной анатомии и морфологии нервной системы, общей нейрофизиологии, физиологии центральной нервной системы, физиологии сенсорных и двигательных систем, сравнительной физиологии высшей нервной деятельности, нейробиологическим основам поведения, нейрофизиологическим механизмам обучения, рассудочной деятельности животных, генетике поведения. Преподаватели кафедры читают также курсы лекций на Философском, Филологическом, Экономическом факультетах и Факультете психологии МГУ.

Ежегодно кафедра выпускает около 10 бакалавров и 10 магистров, которые являются широкими специалистами в области нейронаук. Выпускники кафедры работают в институтах Российской Академии Наук, других научных учреждениях нашей страны, а также в ведущих научных центрах и университетах за рубежом.

На кафедре работают 2 чл.-корр. РАН, 14 докторов наук и 35 кандидатов наук. За последние годы на кафедре подготовлены и изданы учебники и учебные пособия по физиологии центральной нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности, основам нейрофизиологии, этологии, методам исследования поведения и его механизмов, методам комплексного анализа биологических данных.

Исследование нейробиологических основ поведения животных в норме и патологии является одной из важнейших задач современной науки о высшей нервной деятельности. На современном уровне развития нейронаук сочетание физиологических методов с фармакологическими, биохимическими, молекулярно-биологическими, генетическими и рядом других способствует более глубокому и разностороннему исследованию механизмов поведения.

Одной из важнейших задач является раскрытие клеточных, структурных, медиаторных, синаптических и субклеточных механизмов пластичности центральной нервной системы, обеспечивающей изменчивость адаптивного поведения животных и их когнитивных функций.

Большое внимание уделяется изучению познавательной деятельности и элементарным формам мышления животных при организации сложных форм поведения. На различных генетических линиях животных (мыши, крысы) проводятся исследования по влиянию генотипа на определенные признаки поведения.

На кафедре также успешно развиваются такие направления как сравнительный анализ функционирования нейромедиаторных систем в разных структурах мозга при различных функциональных состояниях, изучение механизмов влияния нейротропных веществ на процессы обучения и памяти при стрессе. Все исследования выполняются на современном теоретическом и методическом уровнях.

Исследования мозговых процессов и механизмов, сопровождающих и обеспечивающих различные виды деятельности человека, проводятся на кафедре в течение многих лет. Предметом исследования являются высшие психические функции человека – внимание, память, восприятие, принятие решения.

На кафедре проводятся исследования механизмов целенаправленного поведения (на модели глазодвигательной деятельности), регуляции функциональных состояний при выполнении различных зрительно-моторных задач, нарушений зрительного восприятия и глазодвигательных функций при психических и нейродегенеративных заболеваниях. Также проводятся исследования характеристик движений глаз и ряда психофизиологических показателей при выполнении сложных когнитивных задач, таких как структурный анализ письменной речи, чтение музыкального текста. Перечисленные направления исследований являются междисциплинарными и объединяются общей научной областью когнитивных наук.

Для решения поставленных задач используется широкий спектр современных методов: видеоокулография, электроэнцефалография, анализ и картирование вызванных потенциалов головного мозга и потенциалов, связанных с событием, анализ вегетативных реакций человека.

Для поступающих в СПбГУ!

В магистратуру на образовательную программу Биология (профиль "Физиология, биохимия, биофизика")


Кафедра высшей нервной деятельности и психофизиологии сегодня — это яркий пример современного, динамически развивающегося научно-образовательного комплекса, успешно сочетающего в себе уникальные традиции университетской физиологической школы и самые прогрессивные тенденции в развитии науки и образования.

Обучение на кафедре высшей нервной деятельности и психофизиологии позволяет получить образование и научную специализацию в области нейробиологии, когнитивной психофизиологии, физиологии поведения человека и животных.

Кафедра высшей нервной деятельности является одним из ведущих научно-образовательных центров нашей страны по исследованию нейробиологических и психофизиологических основ поведения человека и животных и подготовке высококвалифицированных специалистов в области нейрофизиологии и психофизиологии.

Кафедра сегодня — это большой коллектив единомышленников, состоящий из более 20 преподавателей и научных сотрудников. На кафедре работают 5 докторов и 10 кандидатов наук, все они являются выпускниками кафедры.

Кафедра ведет учебную работу по образовательным программам бакалавриата по направлению подготовки 06.03.01 Биология и магистратуры по направлению подготовки 06.04.01 Биология, профиль "Физиология, биохимия, биофизика". Сотрудники кафедры выполняют базовые, элективные и курсы специализации бакалавриата, проводят практики для студентов. Авторские магистерские курсы тематически связаны с основными направлениями научной деятельности кафедры. Аспирантура и докторантура кафедры ведут подготовку по специальностям 19.00.02 Психофизиология, 03.03.01 Физиология.

Студенты бакалавриата, магистратуры и аспиранты — это важнейшая часть кафедрального коллектива. Студенты и аспиранты активно включаются в разработку основных исследовательских направлений, развиваемых на кафедре, обогащая тем самым свой профессиональный потенциал.

Научная работа на кафедре ведется в пяти лабораториях: психофизиологии, физиологии сенсомоторных систем, электроэнцефалографии, Научном центре психофизиологии матери и ребенка и группе исследования детской речи. В центре научной деятельности кафедры лежит проблема комплексного исследования психофизиологических механизмов когнитивных функций и эмоциональных состояний, разработка которой ведется по следующим основным направлениям:

Изучение механизмов когнитивных функций, прежде всего памяти и обучения, внимания, принятия решений. Исследование мозговых механизмов согласования деятельности сенсорных и моторных систем (сенсомоторной координации) как основы психических функций мозга человека.

Исследование деятельности головного мозга человека при помощи регистрации биопотенциалов головного мозга.

Изучение ранних этапов развития когнитивных функций в зависимости от условий протекания пренатального развития.

Исследование нейробиологических особенностей формирования социального поведения и влияния нейрогормонов на поведение животных в норме и на фоне стресса.

Комплексное изучение различных аспектов становления речи ребенка с ранних этапов онтогенеза и выявления роли разных факторов в овладении речью и языком.

Заведующий кафедрой: Черноризов Александр Михайлович, доктор психологических наук, профессор.

Научная работа на кафедре психофизиологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова ведётся по следующим направлениям: функциональная организация познавательной деятельности, нейронные и психофизиологические механизмы восприятия, памяти, обучения и функциональных состояний; моделирование из нейроподобных элементов механизмов переработки в сенсорных системах человека и животных; психология компьютерного обучения; психодиагностика; экологическая психофизиология.

На кафедре исследуются механизмы восприятия света и цвета, стресса и стрессоустойчивости, нейронные и молекулярные механизмы памяти и обучения; разрабатываются теоретические основы и методы диагностики функциональных состояний и индивидуальных различий человека и др.

Результаты фундаментальных научных исследований используются при решении практических задач (оценка качества цветопередачи на цветных экранах, диагностика и профилактика стрессовых состояний и др.).

В 1931 году Сергеем Васильевичем Кравковым в Институте психологии была организована лаборатория психофизиологии ощущений. В 1941 году (после вхождения Института психологии в состав Московского университета) лаборатория стала структурным подразделением кафедры психологии философского факультета МГУ.

В 1966 году на базе кафедры психологии философского факультета был образован факультет психологии МГУ, а лаборатория психофизиологии ощущений (заведующий Евгений Николаевич Соколов) стала подразделением кафедры психофизиологии и нейропсихологии нового факультета (заведующий кафедрой Александр Романович Лурия).

В 1970 году приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР кафедра психофизиологии и нейропсихологии была разделена на кафедру нейро- и патопсихологии (заведующий — проф. А.Р. Лурия) и кафедру психофизиологии. Свой самостоятельный путь кафедра психофизиологии МГУ начала 23 сентября 1970 года, в день 50-летнего юбилея своего первого заведующего Евгения Николаевича Соколова. С этого времени 23 сентября стало Днём кафедры психофизиологии.

С 1970 по 1999 годы — академик АПН СССР, академик РАО, заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор биологических наук Евгений Николаевич Соколов (1920-2008).

С 1999 года по настоящее время — доктор психологических наук, профессор Черноризов Александр Михайлович.

Профессора

  • Черноризов Александр Михайлович, зав. кафедрой, доктор психологических наук.
  • Данилова Нина Николаевна, доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ.

Доценты

  • Девишвили Важа Михайлович, кандидат биологических наук, доцент.
  • Исайчев Сергей Александрович, кандидат психологических наук.
  • Козловский Станислав Александрович, кандидат психологических наук.
  • Хлудова Людмила Константиновна, кандидат психологических наук, заместитель заведующего кафедрой по учебной работе.

Старшие научные сотрудники

  • Вартанов Александр Валентинович, кандидат психологических наук, заслуженный научный сотрудник МГУ.
  • Кисельников Андрей Александрович, кандидат психологических наук, заместитель заведующего кафедрой по научной работе.
  • Коршунова Светлана Григорьевна, кандидат психологических наук.
  • Палихова Татьяна Анатольевна, кандидат биологических наук.
  • Шехтер Евгения Дмитриевна, кандидат психологических наук.
  • Жданова Галина Евгеньевна

Старшие преподаватели

  • Большакова Наталья Геннадьевна.
  • Гудков Владимир Николаевич.

Инженеры

  • Исайчев Евгений Сергеевич, инженер первой категории.
  • Турковский Александр Александрович, ведущий инженер, заслуженный работник МГУ, заместитель заведующего кафедрой по административно-хозяйственной работе.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2020: Станислав Козловский

Нейробиология изучает нервную систему человека и животных, рассматривая вопросы устройства, функционирования, развития, физиологии, патологии нервной системы и мозга. Нейробиология – очень широкая научная область, охватывающая многие направления, например, нейрофизиологию, нейрохимию, нейрогенетику. Нейробиология тесно соприкасается с когнитивными науками, психологией, и оказывает все большее влияние при исследовании социо-психологических явлений.

Изучение нервной системы в целом и мозга в частности может проходить на молекулярном или клеточном уровне, когда исследуется строение и функционирование отдельных нейронов, на уровне отдельных скоплений нейронов, а также на уровне отдельных систем (кора головного мозга, гипоталамус и т.д.) и всей нервной системы в целом, включая и головной мозг, и спинной, и всю сеть нейронов в организме человека.

Ученые-нейробиологи могут решать совершенно разные задачи и отвечать, порой, на самые неожиданные вопросы. Как восстановить работу мозга после перенесенного инсульта и какие клетки в ткани мозга человека оказывали влияние на его эволюцию – все эти вопросы в компетенции нейробиологов. А еще: почему кофе бодрит, почему мы видим сны и можно ли управлять ими, как гены определяют наш характер и строение психики, как работа нервной системы человека влияет на восприятие вкусов и запахов, и многие-многие другие.

Одним из перспективных направлений исследований в нейробиологии сегодня является изучение связи сознания и действия, то есть, как мысль о совершении действия приводит к его совершению. Эти разработки являются базой для создания принципиально новых технологий, о которых мы сейчас в принципе не догадываемся или таких, которые начинают усиленно развиваться. Примером таковых можно назвать создание чувствительных протезов конечностей, которые могут полностью восстановить функционал потерянной конечности.

Тем для изучения в нейробиологии, несмотря на множество исследований в этой области и повышенный интерес со стороны научного сообщества, меньше не становится. Поэтому еще нескольким поколениям ученых предстоит разгадывать загадки, которые таит в себе человеческий мозг и нервная система.

Нейробиолог – это ученый, который работает в одной из областей нейробиологии. Он может заниматься фундаментальной наукой, то есть проводить исследования, наблюдения и эксперименты, формируя новые теоретические подходы, находя новые общие закономерности, которые могут объяснить происхождение частных случаев. В этом случае ученый интересуется общими вопросами о строении мозга, особенностях взаимодействия нейронов, изучает причины возникновения неврологических заболеваний и т.д.

С другой стороны ученый может посвятить себя практике, решая, как применить известные фундаментальные знания для решения конкретных задач, например, при лечении заболеваний, связанных с нарушениями работы нервной системы.

Ежедневно специалисты сталкиваются с решением следующих вопросов:

1. как работает мозг и нейронные сети на разных уровнях взаимодействия, от клеточного до системного уровней;

2. как можно достоверно измерить реакции мозга;

3. какие связи, функциональные, анатомические и генетические, можно проследить в работе нейронов на разных уровнях взаимодействия;

4. какие из показателей работы мозга можно считать диагностическими или прогностическими в медицине;

5. какие лекарственные средства надо разрабатывать для лечения и протекции патологических состояний и нейродегенеративных заболеваний нервной системы.

Как стать специалистом?

Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.

Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.

  • Работа с информацией. Навыки поиска, обработки и анализа полученной информации
  • Комплексный подход к решению проблем. Умение видеть проблему комплексно, в контексте и, исходя из этого, подбирать необходимый пул мер для ее решения
  • Программирование. Навыки написания программного кода и его отладки
  • Наблюдения. Навыки проведения научных наблюдений, регистрации полученных результатов и их анализа
  • Естественнонаучные навыки. Умение применять знания в области естественных наук при решении профессиональных задач
  • Научно-исследовательские навыки. Умение проводить исследования, ставить эксперименты, собирать данные
  • Математические навыки. Умение применять математические теоремы и формулы при решении профессиональных задач
  • Системная оценка. Умение выстроить систему для оценивания какого-либо явления или объекта, выбрать индикаторы оценки и по ним провести оценивание
  • Аналитическое мышление. Способности к проведению анализа и прогнозированию ситуации, получению выводов на основе имеющихся данных, установлению причинно-следственных связей
  • Критическое мышление. Способность мыслить критически: взвесить все "за" и "против", слабые и сильные стороны каждого подхода к решению проблемы и каждого возможного результата
  • Математические способности. Способности к математике и точным наукам, понимание логики математических положений и теорем
  • Обучаемость. Способность быстро усваивать новую информацию, применять ее в дальнейшей работе
  • Усвоение информации. Способность быстро воспринимать и усваивать новую информацию
  • Гибкость мышления. Способность оперировать несколькими правилами одновременно, комбинировать их, выводить наиболее актуальную модель поведения
  • Открытость новому. Способность быть на волне появления новой технической информации и знаний, связанных с работой
  • Визуализация. Создание в воображении детальных образов тех объектов, которые необходимо получить по результатам работы
  • Упорядочивание информации. Способность организовать данные, информацию, а также вещи или действия в определенном порядке в соответствии с определенным правилом или набором правил
  • Внимательность к деталям. Способность концентрироваться на деталях при выполнении задач
  • Память. Способность быстро запоминать значительные объемы информации

Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.

Профессия в лицах

Где работать?

Интересные факты

Видео о профессии


  • Обзор
  • Научная деятельность
  • Дисциплины

Кафедра была открыта в 1998 г. как кафедра дифференциальной психологии (общеобразовательная). В мае 2014 года были объединены кафедры дифференциальной психологии (зав. каф. Т.А.Мешкова) и возрастной психофизиологии (зав. каф. Т.А.Строганова), и кафедра получила настоящее название. И.о. зав. кафедрой была назначена Т.А.Мешкова.

На кафедре работают девять преподавателей (восемь из них все являются штатными сотрудниками МГППУ). В их обязанности входит учебная, методическая, научно-исследовательская, внеучебная и другие виды работ, обеспечивающих высокое качество преподавания на восьми факультетах МГППУ, включая проведение семинаров и практических занятий. В составе коллектива три доктора наук и пять кандидатов наук.

Профессора и доценты кафедры являются руководителями магистерских и кандидатских диссертаций. За время существования кафедры было подготовлено и защищено более 30 кандидатских диссертаций, выполненных под руководством Т.А. Строгановой, И.В. Вачкова, С.К. Нартовой-Бочавер, Т.А. Мешковой, А.П. Новгородцевой. Многие из них защищены нашими бывшими студентами. Нередко молодые кандидаты наук не покидают кафедру и факультет и становятся нашими преподавателями. Среди них доцент кафедры Ю.А. Бурдукова.

За время существования кафедры (кафедр, образовавших ее) было подготовлено и защищено более 30 кандидатских диссертаций, выполненных под руководством Т.А. Строгановой, И.В. Вачкова, С.К. Нартовой-Бочавер, Т.А. Мешковой, А.П. Новгородцевой.

Основные направления исследований, проводимых преподавателями кафедры:

  • современные нейрокогнитивные исследования, в частности, исследования флюидного интеллекта и восстановления когнитивного потенциала у детей после перенесенных травм головного мозга и нейроонкологичесикх заболеваний;
  • современные исследования в области нейронаук с применением методов нейровизуализации и, в частности, магнитоэнцефалографии;
  • индивидуально-психологические особенности развития, в частности внутренние конфликты в подростковом возрасте (в том числе у подростков с девиантными формами поведения);
  • психология самосознания и субъектности;
  • методологические основы современных направлений практической психологии;
  • психологические критерии личностной зрелости;
  • нейропсихология мнестических процессов
  • дифференциальная диагностика когнитивных нарушений
  • методология коррекции трудностей обучения. Разработка инновационных диагностических методик. Методология научных исследований эффективности вмешательств при расстройствах аутистического спектра (РАС)
  • личностные и семейные факторы, приводящие к риску нарушений пищевого поведения у подростков и др. темы.

Кафедра располагает уникальной исследовательской базой – Центром нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр) МГППУ. Центр оснащен уникальным современным оборудованием для проведения неинвазивной диагностики функциональной активности мозга – магнитоэнцефалографии (МЭГ) – и представляет собой первую и пока что единственную в России лабораторию, в которой осуществляется регистрация магнитной активности мозга. Проекты, которые ведутся в Центре, посвящены изучению нейрофизиологических основ когнитивных функций (восприятие, внимание, речь и др.) у взрослых и детей, как при типичном, так и при нарушенном развитии. В сотрудничестве с медицинскими учреждениями Москвы центр осуществляет клиническую деятельность, которая состоит в предоперационном обследовании пациентов с фармакорезистентными формами эпилепсии. Образовательная деятельность центра заключается в подготовка специалистов, способных на профессиональном уровне проводить нейрофизиологические исследования. Сотрудники МЭГ-центра, среди которых и наши преподаватели, регулярно выигрывают престижные научные гранты на проведение актуальных исследований, призванных заглянуть в механизмы работы человеческого мозга.

На базе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) осуществляется научная работа в по исследованию актуальных проблем аутизма (особенностей речевого, интеллектуального и физического развития), проводятся исследования эффективности различных вмешательств, практикующихся при РАС. Разрабатываются новые диагностические методики, в частности Шкала оценки жизненных компетенций, интерактивная методика оценки базовых когнитивных функций.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Академия психологии и педагогики

Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета (протокол № 4 от 5 мая. 2016 г.)

Рекомендовано к печати Президиумом Российского психологического общества

доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, кандидат психологических наук, доцент О. К. Труфанова;

кандидат психологических наук, и. о. директора Ростовского-на-Дону колледжа связи и информатики Н. Г. Калинина

Введение

Как научная дисциплина психофизиология возникла на стыке психологии и физиологии. Предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. В сферу интересов современной психофизиологии входят такие проблемы, как нейронные механизмы познания окружающей действительности, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе, психофизиологические корреляты принятия решения, сознания и бессознательного, мозговые механизмы творчества.

В наши дни происходит взаимное обогащение двух наук о человеке (психологии и физиологии) как теоретическими разработками, так и экспериментальными методами.

В настоящем учебном пособии отражены систематезированные представления о биосоциокультурных предпосылках формирования поведения и психики человека, о влиянии специфики функционирования мозга на психическую деятельность.

В первой главе раскрыты предмет, задачи, история становления психофизиологии и современные методы ее исследования.

Во второй главе приведено понятие сенсорной системы, изложены общие принципы организации сенсорных систем, психофизиологические закономерности восприятия.

Третья глава посвящена изложению психофизиологических механизмов движений. Охарактеризована двигательная активность и раскрыты ее функции. Описано строение двигательной системы. Дана классификация движений. Особое внимание уделено иерархии форм двигательной активности по Н. А. Бернштейну.

В четвертой главе представлены психофизиологические основы внимания и эмоций. Раскрыты нейрофизиологические механизмы внимания, описаны методы его изучения и диагностики. Приведены классификации эмоций. Описаны основные теории эмоций. Охарактеризована нейроанатомическая и функциональная организация центральных (мозговых) механизмов эмоций.

Пятая глава посвящена описанию психофизиологических основ памяти. Приведена классификация ее видов. Раскрыты психофизиологические механизмы памяти. Изложены физиологические теории памяти. Охарактеризованы основные нейромедиаторы, участвующие в процессах запоминания.

В шестой главе даны представления о психофизиологических основах мышления. Описаны нейронные и электроэнцефалографические корреляты мышления.

В седьмой главе приведены основные подходы к определению функциональных состояний, описаны типы функциональных состояний.

К каждой главе представлены контрольные вопросы, а к каждому учебному модулю – задания для рубежного контроля и список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения, что позволяет оптимизировать процесс обучения.

Модуль 1
Введение в дисциплину

Психофизиология – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии. Предметом ее изучения являются физиологические механизмы психических процессов и состояний.

К задачам современной психофизиологии относят:

1) причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов;

2) исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на системном, нейронном, синаптическом, молекулярном уровнях;

3) изучение нейрофизиологических механизмов организации высших психических функций человека.

Этому предшествовали многолетние исследования отечественных и иностранных ученых.

Психофизиология (психологическая физиология) – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии.

Поскольку психофизиология представляет собой естественнонаучную ветвь психологического знания, необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

1) физиологической психологии;

2) физиологии высшей нервной деятельности и

Однако в истории отечественной психофизиологии был период, когда терминологические различия использовались для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А. Р. Лурией (1973), согласно представлениям которого физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов – мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т. е. отдельных психических процессов и функций. Физиологическая психология образовалась в результате накопления эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в различных психических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, предметом которой было изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как отмечал А. Р. Лурия, было поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология – это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).

Теоретико-экспериментальные основы данного направления составляет теория функциональных систем П. К. Анохина (1978), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. Принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н. А. Бернштейном (1990), открывшим совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов, также непосредственно связан с идеей функциональных систем. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований – системной психофизиологии (Швырков В. Б., 1995).

Рассмотрим теперь соотношение психофизиологии и нейропсихологии. Нейропсихология-это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А. Р. Лурией (1973) теория системной динамической локализации психических процессов.

В последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Поэтому можно отметить, что современная нейропсихология ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; появились такие направления, как нейропсихология индивидуальных различий, возрастная нейропсихология что фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.

Официально положение дел изменилось в 1962 г., когда состоялось Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии, которое констатировало существенные изменения, произошедшие в науке в послевоенные годы. При характеристике этих изменений подчеркнем следующее.

В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента, и прежде всего с появлением электроэнцефалографии (ЭЭГ), стало увеличиваться количество экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т. д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.

Благодаря послевоенным инновациям значительно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).

Переживая на этой основе период интенсивного роста, психофизиология вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны, например к физиологическим механизмам и закономерностям кодирования информации, хронометрии процессов познавательной деятельности и др.

В облике современной психофизиологии Б. И. Кочубей (1990) выделил три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.

Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами.

Инфоржативизж отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией (Кочубей Б. И., 1990).

Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.