Какая дизартрия возникает при спастической диплегии


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.


В зависимости от типов нарушений движения мускулатуры артикуляционного аппарата, обеспечивающего произношение звуков, определяются различные формы дизартрии – нейрогенного расстройства речи.

Данное неврологическое состояние возникает при недостаточности иннервации речевого аппарата из-за органических поражений премоторной коры, мозжечка или лимбико-ретикулярных структур головного мозга, а также при заболеваниях ЦНС и периферической нервной системы цереброваскулярной или нейродегенеративной этиологии.

Характеристика форм дизартрии

Каждый тип дизартрии – бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, экстрапирамидная (подкорковая) – приводит к разным формам нарушения мышечного механизма речи и негативно отражается на артикуляции согласных звуков, делая речь нечленораздельной. А тяжелая форма дизартрии проявляется и в искажении произношения гласных. При этом разборчивость речи сильно варьируется в зависимости от степени повреждения нервной системы.

Независимо от патогенеза речевых нейромоторных нарушений характеристика форм дизартрии учитывает антропофонические особенности речи, то есть интеграцию и координацию основных физиологических подсистем звуковоспроизведения. Это сопряженность движений мускулатуры частей артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого нёба, челюстей), то есть артикуляционная моторика или артикуляционные уклады воспроизведения звуков; характер речевого дыхания; голосообразование (звуковая часть речи или фонация), которое зависит от иннервации мышц гортани и колебаний голосовых складок.

Обязательно оценивается просодия (темп, ритмичность, интонация и громкость речи), а также резонирование – прохождение воздушной струи через резонирующие полости (ротовую, носовую и глоточную). Для большинства клинических форм дизартрии характерна назальность и гиперназальность речи (гнусавость), которые связаны с нарушением опускания/подъема нёбной занавески – небно-глоточной фиброзно-мышечной пластины (velum palatinum) и перенаправлением части потока воздуха через полость носа.

В отечественной неврологической практике на основе ключевых симптомов выделяются такие формы дизартрии, как:

  • спастическая форма дизартрии,
  • спастико-паретическая форма дизартрии (спастико-гиперкинетическая),
  • спастико-ригидная форма дизартрии,
  • атактическая форма дизартрии (или спастико-атактическая),
  • смешанная форма дизартрии,
  • стертая форма дизартрии.

Западные специалисты при диагностике нарушений речи двигательного характера различают спастическую, вялую, атактическую, гиперкинетическую и гипокинетическую формы дизартрии.

Для лучшего понимания терминологии стоит напомнить, что под спастикой подразумевается

повышение тонуса мышц с их непроизвольным сокращением; при мышечной ригидности мышцы зажаты и малоподвижны; парез представляет собой частичный паралич, то есть значительное уменьшение силы мышц из-за патологий передачи нервных импульсов; отсутствие координации движений разных мышц называется атаксией. Если без видимых причин у человека возникают непредумышленные движения, то речь идет о гиперкинезе, а для гипокинезии свойственно снижение скорости движений и их амплитуды.


[1]

Основные нарушения при различных формах дизартрии

Поскольку нарушение речи является частью симптокомплекса многих нейрогенных патологий, важнейшую роль играет дифференциальная характеристика клинических форм дизартрии, включающая максимально полную оценку таких факторов, как выраженность снижения мышечного тонуса и степень общих и локальных проявлений

Рассмотрим, какие основные нарушения при различных формах дизартрии выделяются

неврологами и логопедами в ходе проведения диагностики.


[2], [3]

Спастическая форма дизартрии

Возникающая вследствие двустороннего повреждения верхних двигательных нейронов, а также поражения кортикобульбарных путей передачи нервных импульсов спастическая форма дизартрии проявляется:

  • слабостью лицевых мышц и снижением диапазона движения артикуляционного аппарата;
  • спастичностью и повышением тонуса мышц лица;
  • протрузией (выпадением) языка;
  • гиперактивным рвотным рефлексом;
  • замедлением темпа речи;
  • напряжением голоса с повышением или снижением его громкости при общей монотонности речи;
  • прерывистым дыханием при разговоре;
  • гиперназальностью произношения.

Наиболее частыми причинами спастической дизартрии считаются спастический паралич, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз (болезнь Шарко или Лу Герига), а также закрытые черепно-мозговые травмы.

Спастико-ригидная форма дизартрии

При повреждении базальных ганглиев развивается спастико-ригидная форма дизартрии, обычно ассоциируемая с болезнью Паркинсона.

Проблемы с речью при данной форме дизартрии возникают из-за тремора и отсутствия согласованности речевой мускулатуры и включают:

  • нарушение голосообразования (охриплость, снижение громкости);
  • резонирование в нос (назальность);
  • переменный темп речи (то замедленный, то ускоренный);
  • нарушение голосовой модуляции и монотонность речи (диспросодию);
  • растягивание слогов, компульсивное повторение слогов и слов (палилалия) или повторение услышанных звуков или слов (эхолалия);
  • длительные паузы и затруднения при начале разговора.

Спастико-паретическая форма дизартрии

При слабости некоторых мускулов речевого аппарата, связанной с нарушением проведения нервных импульсов от базальных ядер экстрапирамидной системы и парезом мышечных волокон, спастико-паретическая форма дизартрии (и идентичная ей гиперкинетическая форма) отличается общим повышенным мышечным тонусом, который часто сопровождается непроизвольными движениями мышц, в том числе мимических.

Основными нарушениями при этой форме дизартрии являются:

Атактическая форма дизартрии (спастико-атактическая)

Патогенез атактической дизартрии связан с повреждением мозжечка или его подключения к коре и/или стволу головного мозга. В числе дифференциальных характеристик данной формы дизартрии особо отмечены нарушения просодии и артикуляции.

Так, громкость речи иногда описывается как взрывная, несмотря на ее замедленный темп, растягивание слогов и отдельных звуков, а также паузы почти после каждого слова. Пациенты с атактической дизартрией – при неточности в диапазоне, силе и направлении артикуляционных движений даже при воспроизведении гласных звуков – говорят особенно невнятно.

С учетом неустойчивого положения головы и общей несогласованности движений страдающего атаксией человека могут легко принять за пьяного.


[4], [5]

Смешанная форма дизартрии

В случаях пареза или паралича мышц артикуляционного аппарата вследствие одновременного повреждения двух или более мотонейронов ЦНС – как это бывает при рассеянном и боковом амиотрофическом склерозе или тяжелых травмах головного мозга – диагностируется смешанная форма дизартрии. По сути, это комбинация различных симптомов стертой формы спастической дизартрии и атактической.

Характеристики речевой патологии будут варьироваться в зависимости от того, какие мотонейроны затронуты меньше – верхние (локализованные в нижней четверти премоторной коры больших полушарий) или нижние (место их дислокации – передние рога спинного мозга). Например, если наиболее повреждены верхние моторные нейроны, нарушение голосообразования буде выражено в снижении тембра, а когда сильнее пострадали нижние моторные нейроны, голос будет хриплым со стридором при дыхании.

Стертая форма дизартрии

Вялая или стертая форма дизартрии или вялая обусловлена степенью повреждений тройничного, лицевого, блуждающего и подъязычного черепных нервов (соответственно – V, VII, X и XII), так как именно они отвечают за иннервацию мышц языка, губ, нёба, нижней челюсти, гортани, голосовых связок и складок. Если локальное поражение затронуло только черепной нерв VII, то ослабнет круговая мышца рта, а если, вдобавок, повреждается V пара нервов, парализуется мышца, которая поднимает верхнюю губу.

Формы дизартрии при ДЦП

Нарушение речевой функции у детей бывает при достаточно большом количестве врожденных аномалий головного мозга и нейрокогнитивной неполноценности различного генеза. И детский церебральный паралич – наиболее частая причина нарушений речи, которые характеризуются отсутствием устойчивости, координации и точности движений мышц речевого аппарата с разной степенью сужения их диапазона.

Отмечаются следующие основные формы дизартрии при ДЦП: спастическая и ее разновидности – спастико-паретическая и спастико-ригидная, а также смешанная форма дизартрии (которая, наряду со спастической, бывает чаще всего).

Нарушение глотания (дисфагия) – прямое указание на нарушение проведения сигналов по тройничному нерву, что также проявляется снижением тонуса мышц всего лица и губ с характерными признаками: открытый рот и слюнотечение. А из-за паралича подъязычного нерва при ДЦП происходит девиации языка (отклонении его кончика) на стороне тела, противоположной церебральному поражению.

Спастическая форма дизартрии при ДЦП со спастической гемиплегией (односторонним параличом) связана с частичной дисфункцией подъязычного черепного нерва, что выражается в снижении тонуса лицевой (жевательной и мимической) мускулатуры. В таких случаях диагностируется стертая форма дизартрии спастико-паретического типа с повышенным диапазоном движения нижней челюсти, ретрузией нижней губы, тремором языка, вялостью голосовых связок и слабостью нёба и глотки. В совокупности это вызывает стойкое нарушение артикуляционных укладов большинства согласных звуков и нечленораздельность речи. Причем при левосторонней гемиплегии отмечается более легкая форма дизартрии, чем при правосторонней.

Для большинства пациентов с ДЦП характерна монотонность и назальность речи со стридором. Могут быть затронуты дыхательные мышцы, что приводит к ограниченной дыхательной поддержке речи и нарушениям фонации. Из-за слабости мышц грудной клетки при атетоидной разновидности ДЦП происходит насильственное сокращение диафрагмы, поэтому больному сложно регулировать силу и громкость голоса, и часто все звонкие согласные звуки оглушаются.

Артикуляционные дисфункции такой формы дизартрии при ДЦП, как спастико-ригидная, определяются напряженным состоянием всех мышц лица, сенсорной недостаточностью подбородка и губ, значительным ограничением подвижности языка и голосовых складок.


[6]

Особенностью дизартрии при ДЦП является общность нару­шений общей и речевой моторики, связь разных форм дизартрии с определенными формами ДЦП. Наиболее частой формой явля­ется спастическая диплегия, при которой имеет место двусторон­нее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие цент­рального двигательного нейрона. При этой форме поражаются и верхние и нижние конечности, причем ноги в большей степени. Важной задачей на подготовительном этапе работы является общее мышечное расслабление и снижение тонуса в речевой мускулатуре.

Псевдобульбарная дизартрия при спастической диплегии наблюдается примерно в 80%, при гемипаретической форме у одной трети больных (30-35%).

При легкой степени спастической дизартрии экспрессивная речь внятная, лишь с нечетким произношением отдельных звуков, имеются негрубые затруднения при переключении в артикуляторном аппарате и отдельные элементы спастичности в различных его отделах.

У детей со средней степенью спастической дизартрии в экс­прессивной речи искажено произношение 1/3 звуков. Даже изоли­рованно эти звуки не могут быть произнесены правильно. Спастичность наблюдается во всех отделах артикуляционного аппарата и в мимической мускулатуре.

При тяжелой степени поражения экспрессивная речь невнят­ная, носит не фразовый характер, а состоит из отдельных слов. Произношение большинства звуков искажено. В процессе речево­го акта наблюдаются синкинезии в мимической мускулатуре, а в мускулатуре конечностей увеличивается спастичность. Отмечается высокая спастичность во всех отделах артикуляционного аппарата.

Речь спастичного ребенка обычно эксплозивна и прерывается длительными паузами в силу чрезмерного напряжения мышц и внезапных спазмов. Это именно то, что обычно называют речью при церебральном параличе. В тяжелых случаях такой ребенок не в состоянии управлять артикуляторным аппаратом, у него отмечает­ся анартрия.

При некоторых формах спастической диплегии выявляется за­держка созревания нижнетеменных ассоциативных областей коры головного мозга. В этих случаях нарушается смысловой уровень организации связной речи, дети испытывают затруднения в назы­вании предметов, как бы забывают слова, с трудом подбирают нуж­ное слово. Вместе с тем они недостаточно понимают логико-грам­матические отношения. Развернутая связная речь упрощается, дети почти не используют более сложные формулировки, выража­ющие логико-грамматические отношения, употребляют в основ­ном заученные фразеологические образования.

Специально проведенное обследование понимания речи уча­щимися с церебральным параличом (54) выявило три варианта его особенностей. Несмотря на то, что при всех вариантах нарушения понимания речи были выражены нерезко, они значительно зат­рудняли усвоение детьми школьной программы.

При первом варианте отмечались трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, а также в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции. Это сочеталось с общей низкой пси­хической активностью учащихся, узким пониманием значений

отдельных слов, пониманием сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов.

При втором варианте учащиеся затруднялись в переводе пос­ледовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную схему. Это проявилось в нарушениях понима­ния обратных конструкций. Такие дети испытывают трудности в понимании при чтении рассказов, условий задач, особенно кос­венных, и другого программного материала.

При третьем варианте трудности понимания обращенной речи имеют менее специфический характер и связаны, в первую очередь, с малым словарным запасом, ограниченным пониманием значений отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта. Дети плохо понимают значения глаголов, обозначающих передви­жение, особенно тех, которые показывают изменения действий при помощи приставок. Например: шелперешел, вошелподо­шел, ушелпрошел и т.д. Эти нарушения также преимущественно наблюдаются при спастической диплегии, т.е. при двуполушарном поражении мозга.


Детский церебральный паралич – врожденное неврологическое заболевание. Наиболее распространенная форма ДЦП – спастическая диплегия, которая составляет более 75% из общего числа пациентов с церебральным параличом.

  1. Диплегия — что это такое
  2. Причины
  3. Классификация
  4. Симптомы
  5. Диагностика
  6. Лечение
  7. Консервативная терапия
  8. Физиотерапия
  9. Лечебная физкультура
  10. Прогноз
  11. Осложнения
  12. Что нужно запомнить?

Диплегия — что это такое


Детский церебральный паралич – одна из наиболее распространенных патологий нервной системы у детей.

Спастическая форма ДЦП возникает из-за повреждения прецентральной извилины головного мозга, обеспечивающей двигательную функцию.

Из-за этого нарушается функционирование нервной системы, мышц, суставов, головного мозга и других органов и систем.

Также нарушается проведение нервных импульсов к конечностям, что приводит к двигательным расстройствам.

Повреждение нервной системы может быть следствием родовой травмы, либо возникнуть еще внутриутробно во время беременности.

Зачастую, диагноз устанавливается в течение первых 6 месяцев жизни младенца. Отмечается отставание в физическом развитии: дети долго не могут держать головку, сесть, не ползают. Из-за нарушения иннервации нижних конечностей многие дети не ходят до 3-4 лет, после чего нормальное хождение практически невозможно. Это связано с несимметричным поражением мышц и тетрапарезом.

Наиболее часто встречается спастическая диплегия нижних конечностей – руки при этой патологии страдают менее выражено. При этом выявляется повышенный тонус мышц-сгибателей стоп и отводящих мышц бедра с полностью либо частично сохраненными сухожильными рефлексами.

Часто нарушается речевое развитие. В некоторых случаях ухудшается слух. Повреждение зрительного нерва приводит к ухудшению зрения, косоглазию, слепоте.

Диплегию первым изучил английский врач-акушер Литтль. Он первый описал, что это такое, и какие основные причины ее возникновения. Поэтому диплегию часто называют болезнью Литтля либо синдромом Литтля.

Такой вариант ДЦП самый распространенный и составляет более 75% от общего числа больных. Дети нуждаются в постоянном уходе и медицинском наблюдении. Из-за этого диплегия является не только медицинской проблемой, но и социальной.

Причины

Прецентральная извилина дает начало пирамидным путям, которые отвечают за двигательную функцию нервной системы. Для нормальной работы структуры необходимо достаточное количество кислорода. Это возможно только при условии хорошего кровообращения и поступления необходимого количества кислорода. При повреждении извилины нарушается передача импульса от двигательных ядер к конечностям. В 40% патологический процесс сопровождается повреждением черепно-мозговых нервов.

Основными причинами диплегии являются:

  • Недоношенность – преждевременные роды чаще всего приводит к диплегии. Это связано с недоразвитостью нервной системы;
  • Внутриутробная гипоксия: курение во время беременности, работа на опасном производстве, анемия у матери и другие повышают риск рождения больного младенца;
  • Асфиксия новорожденного – после родов отсутствует самостоятельное дыхание. Это происходит при перенесенной внутриутробной инфекции, попадания околоплодных вод в дыхательные пути, патологии плода;
  • Родовая травма – может возникнуть из-за осложненных родов, узкого таза у матери, слабой родовой деятельности, при рождении крупного плода. Применение вспомогательных инструментов может привести к родовой травме новорожденного.

Важно! У беременных с патологиями и вредными привычками повышен риск рождения младенца с ДЦП. Они нуждаются в постоянном медицинском наблюдении для снижения риска.

Классификация

В зависимости от повреждений и клинической картины, диплегию классифицируют по степени тяжести. Выделяют три степени болезни Литтля:

  • Легкая – ребенок до 6 месяцев растет и развивается нормально. После обнаруживается спастический парез ног. В дальнейшем ребенок может самостоятельно ходить без применения вспомогательных средств;
  • Средняя – часто сопровождается умеренным поражением психики. Ребенок передвигается только с костылями из-за спастики. Возможна нормальная адаптация в социуме;
  • Тяжелая – выявляется в первые дни жизни. Более выражено страдают нижние конечности, в которых отмечается выраженный тетрапарез. В большинстве случаев адаптировать ребенка в обществе не удается.

Симптомы

Из-за физиологических особенностей детей раннего возраста часто симптомы спастической диплегии выявляют не ранее, чем через 6 месяцев после рождения. Это связано с тем, что в норме у детей до 4 месяцев может сохраняться гипертонус мускулатуры, который нужен для нормального состояния плода в утробе матери. Это не позволят обнаружить спастический церебральный паралич, так как их проявления одинаковы.

Основной симптом диплегии – сохранение мышечного гипертонуса у детей старше полугода. Это может свидетельствовать о диплегической форме ДЦП, проявляющейся спастическим тетрапарезом и вялым параличом.

Для людей с диплегией характерна типичная походка: колени трутся друг об друга, ноги приведены и разогнуты, ходят на носочках. Руки практически не страдают и нормально функционируют.

В зависимости от степени повреждений у детей выявляются следующие симптомы и проявления:

  • Легкая стадия – до 6 месяцев ребенок растет и развивается нормально. Сохраняющийся повышенный тонус ног и рук является основной жалобой, с которой родители обращаются к врачу. Младенец не контролирует свои движения, руки и ноги слегка согнуты, разогнуть их сложно из-за тонуса. Ребенок поздно садится и ползет. Ходить начинает к 3-4 годам. Несмотря на трудности при ходьбе возможно самостоятельное хождение без специального оборудования;
  • Средняя – диплегия более выражена, что позволяет обнаружить ее раньше. Новорожденный плохо набирает вес, отстает в физическом развитии, плохо ест и беспокойно спит;
  • Тяжелая – ноги и руки младенца сильно сжаты и при пассивном разгибании их разогнуть не удается. Часто выявляется ЗРР. У многих выявляется нарушения интеллекта.

У взрослых основные симптомы спастического ДЦП – гипертонус и тетрапарез. Многие из них могут ходить только с костылями либо тростью. Реже они передвигаются на инвалидной коляске.

Мышечная дисфункция может осложняться контрактурами и проблемами с суставами и позвоночником. Пациенту не удается полностью разогнуть суставы, в особенности нижних конечностей: голеностопные, колени, реже тазобедренные.

При поражении черепно-мозговых нервов могут быть проблемы с другими органами и системами. Так при повреждении глазного нерва с раннего возраста начинает ухудшаться зрение, возникает косоглазие. Родители обращают внимание, что ребенок длительное время не может распознавать предметы, долго не запоминает окружающих его людей. Это свидетельствует о плохом зрении. Также возможно поражение слухового нерва, из-за чего ухудшается слух. Лицевой парез возникает при повреждении лицевого либо тройничного нерва. В таком случае нарушается мимика: амимия, гипомимия, асимметричность лица, сглаживается носогубная складка, язык отклоняется в сторону.

У 25% больных нарушается умственное развитие, приводя к олигофрении. Это проявляется нарушением психического состояния. Они тяжело усваивают и запоминают новую информацию, им тяжело играть в коллективные игры, которые требуют выполнения правил. У большинства выявляется ЗРР и ЗПР.

Диагностика

Диагностированием спастической диплегии занимается детский невропатолог. Он учитывает результаты лабораторно-инструментальных исследований, заключения узких специалистов, анамнез беременности и родов, клиническую картину.

  • Неврологический осмотр – специалист проверяет сухожильные рефлексы для подтверждения гипертонуса. Особое внимание уделяют коленному и ахиловому рефлексу. С помощью специального оборудования выявляет нарушения кожной чувствительности;
  • Электроэнцефалограмма – проводится для изучения биоэлектрической активности ГМ. Необходима для дифференциации спастической диплении с эпилепсией;
  • Электронейромиография – позволяет выявить либо опровергнуть другие нервно-мышечные заболевания;
  • МРТ – самый точный метод диагностики головного мозга, позволяющий выявить любые нарушения в его структуре с точным определением локализации.

Справка. До закрытия родничка доступный и информативный способ обследования ГМ – это нейросонография. Абсолютно безопасный метод, который проводится в течение нескольких минут, позволяет выявить структурные изменения, новообразования и другие заболевания ЦНС.

Дополнительно требуется консультирование у офтальмолога, который определяет снижение остроты зрения и обследует глазное дно с помощью офтальмоскопии.

ЛОР проводит аудиометрию для выявления снижения слуха.

Психическое обследование проводит невролог в раннем возрасте, и психолог у детей дошкольного и школьного возраста. Их задачей является выявления ЗРР и ЗПР, определения степени умственной отсталости.

Многие симптомы болезни Литтля, в том числе и спастический парапарез, часто могут выявляться при других типах ДЦП, генетических мутациях, наследственных и дегенеративных состояниях нервной системы, дисметаболических нарушениях. Так как лечение таких состояний существенно отличается между собой, важным является точно определить диагноз.

Лечение

Болезнь Литтла, как и другие формы ДЦП – это неизлечимое заболевание. Этиологической терапии, которая полностью устранила бы дефект, не существует. Основной задачей врачей и родителей является улучшение общего состояния ребенка, предотвращение осложнений и адаптация его в социуме. Для этого применяют различные методы: консервативная терапия, физиолечение, лечебная гимнастика. Наиболее эффективно комбинирование разных методов.

Медикаменты улучшают трофику нервной ткани, обеспечивают достаточное кровообращение, расслабляют спазмированные мышцы. Для этого применяют следующие препараты:

  • Нейрометаболиты – питают головной мозг полезными компонентами, насыщают кислородом, улучшая его работоспособность;
  • Миорелаксанты – снимают мышечный спазм;
  • Сосудистые медикаметы – расширяют сосуды, улучшая кровообращение и трофику тканей;
  • Ноотропы – показаны для улучшения когнитивных способностей. Улучшают работоспособность мозга;
  • Ботулотоксин – необходим для профилактики контрактур.

Важно! Только врач после тщательного обследования может назначить медикаментозное лечение. Применение лекарств без назначения врача может привести к ухудшению здоровья.

Применение физиотерапевтических процедур существенно снижает проявления диплегии. Для достижения максимального результата рекомендуется регулярно проходить лечение в специализированных учреждениях. Зачастую назначают следующие процедуры:

  • Массаж – помогает расслабить и укрепить мускулатуру, улучшает кровообращение, предотвращает контрактуры. Также он благоприятно сказывается на психике;
  • Электротерапия – особенно показана в 1-2 года пациента. Уменьшает прохождение патологических импульсов от головного мозга к мышце. Расслабляет мышечный спазм;
  • Грязелечение – предотвращает контрактуры, снижает артралгии и суставные осложнения, уменьшает мышечный спазм;
  • Ультразвуковаятерапия – устраняет контрактуры;
  • Магнитотерапия – расслабляет и успокаивает мускулатуру.

В день допустимо прохождение двух физиопроцедур.

Рекомендуется как можно раньше начать занятия ЛФК. Специальные упражнения помогают предотвратить развитие контрактур, укрепляют мышцы, помогают сохранить подвижность суставов. Грамотно подобранный комплекс упражнений позволит сохранить активность ребенка, поможет ему раньше научиться самостоятельно ходить. При более легком течение диплегии физкультура позволяет адаптироваться в социуме и стать более самостоятельным.

Лучше всего на организм действует плаванье. Упражнения в воде не нагружают суставы, благоприятно воздействуют на нервную систему, активируя работу ЦНС, при этом действуя успокаивающее на психику.

При задержке развития речи показаны занятия с логопедом. Нарушения психики корректируют с психологом либо психиатром.

Важно обеспечить больного необходимым оборудованием для свободного и безопасного передвижения. Для этого используют различные приспособления для ходьбы: костыли, трости, ходунки. В тяжелых случаях передвижение человека возможно только в инвалидной коляске.

В зависимости от состояния пациента следует обеспечить его комфортом и безопасностью в домашних условиях. Из-за спастики мышц при данной форме ДЦП повышен риск падений и травмирований. Чтобы это исключить родным следует обеспечить жилое помещение вспомогательными приспособлениями: перилами, ручками в ванной комнате, силиконовыми ковриками против скольжения, и прочее.

При задержке психического развития пациенты нуждаются в постоянном наблюдении и уходе. Важно, чтобы все опасные предметы были недоступны для них.

В некоторых случаях родные не могут обеспечить полноценный уход ребенку. Тогда возможно прохождение лечения в специализированных учреждениях: интернатах, санаториях.

Прогноз

Прогноз на выздоровление не благоприятный. Болезнь Литтля — это неизлечимый диагноз, лечение которого еще не изобретено. При условии выполнения всех рекомендаций врача больные могут прожить до старческого возраста. Из-за стойких дефектов они не могут вести полноценный образ жизни, нуждаются в помощи и уходе. При выборе профессии также учитываются особенности здоровья. В тяжелых случаях человек не может работать и нуждается в круглосуточном уходе. При легком течении и нормальном психическом состоянии возможно ведение полноценного образа жизни, при условии регулярного прохождения профилактического лечения.

Осложнения

Осложнения в первую очередь касаются опорно-двигательного аппарата. Чаще всего образовываются контрактуры, возникают деструктивные заболевания суставов: артрозы. Гипертонус мышц часто приводит к атрофии мускулатуры. При сильной хромоте повышен риск падений, которые могут стать причиной тяжелых травм.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.