Какая форма высшей нервной деятельности характерна только для высокоорганизованных позвоночных

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

"Отец русской физиологии" - И.М. Сеченов написал книгу "Рефлексы головного мозга", где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.


Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным - постоянным, а другая - приобретенным.

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы - врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.


Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.


Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет - палочками и колбочками сетчатки.

Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды - они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

С корой - без коры

Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное - запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.


Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного - включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.


Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой - происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.


Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Павлов описан два вида коркового торможения:

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).


Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет - это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание - исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.


У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук - они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .


Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.


В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.


Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик - легко возбудимый тип, сангвиник - уравновешенный. Флегматик - процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик - процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы - весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.


Эмоции - субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей - в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).


Память - способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.


Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна - именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные "умные" будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.


Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания - осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.


Сомнамбулизм (устаревшее - лунатизм) - болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Вариант I

Задание 1.Из предложенных ответов выберите один верный:

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?

А. Выделение слюны при показе пищи Б. Реакция собаки на голос хозяина

В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук.

А. Является условным раздражителем Б. Является безразличным раздражителем

В. Является безусловным раздражителем Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель.

А. Постоянно подкреплять безусловным Б. Подкреплять безусловным нерегулярно

В. Не подкреплять безусловным Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять

4. Какой признак характерен для безусловного рефлекса?

А. Характерен для всех особей данного вида Б. Приобретается в течение жизни

В. Не передается по наследству Г. Вырабатывается у каждой особи вида

5. К высшей нервной деятельности относят:

А. Мыслительную, речевую деятельность и память Б. Группу ориентировочных рефлексов

В. Инстинкты Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда и др.)

6. Плачущему малышу дали в руки игрушку, которая зазвенела. Ребёнок перестал плакать в результате:

А.безусловного рефлекса, Б.рассудочной деятельности,

В.процесса возбуждения, Г.процесса торможения.

7. Какая форма высшей нервной деятельности характерна для человека?

А.Условные рефлексы Б.Безусловные рефлексы В.Мышление Г.Элементарная рассудочность

8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес

А. И.И. Мечников Б. И.П. Павлов В. Луи Пастер Г. Н.А. Семашко

9. Во время сна деятельность мозга:

А. Прекращается на все время сна Б. Прекращается на время медленного сна

В. Не меняется вовсе Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна

10 . Инстинкт — это:

А. Генетически закрепленное поведение Б. Приобретенный в течение жизни опыт

В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением

11. Что, по И.П. Павлову, является «чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга ?

А. Рассудочная деятельность Б. Эмоции: В. Речь

12. Первая сигнальная система:

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды В. Анализирует оба типа сигналов

13. Важнейшая функция речи — это:

А. Обобщение и абстрактное мышление Б. Обозначение конкретных примеров

В. Выражение эмоций

14. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна Б. Быстрого сна В. В обоих случаях

15. Ухаживание кошки за котятами — это:

А. Условный рефлекс Б. Сложная цепь безусловных рефлексов

В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов

16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте:

А.Эмоции Б. Внимание В. Память

17 . Какая из форм торможения передается по наследству ?

А. Внешнее Б. Внутреннее В. Таких не существует

18. Чего нельзя увидеть в сновидениях ?

А. Прошлое Б. Настоящее В. Будущее

Задание 2. с выбором нескольких правильных ответов .

На звонок с урока:

А) реагируют дети любого возраста одинаково, Б) сходно реагируют дети школьного возраста,

В) приобретается рефлекс в процессе жизни Г) рефлекс передаётся по наследству,

Д) рефлекс является врождённым, Е) рефлекс не передаётся по наследству.

Задание3. на установление соответствия.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ФАЗЫ СНА

учащение дыхания, А) парадоксальный сон,

быстроволновая электрическая активность мозга, Б) медленный сон.

активное сокращение мимической мускулатуры.

Задание4. на установление правильной последовательности .

Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.

А) слуховой центр коры мозга,

Б) чувствительный нейрон,

В) рецепторы слуха,

Г) временная связь,

Д) центр слюноотделения,

Е) слюнные железы,

Ж) двигательный нейрон.

Задание 5. со свободным ответом

1.Чем условный рефлекс отличается от безусловного?

2.Какое значение для организма имеет сон?

3.Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных ?

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Вариант II

Задание 1.Из предложенных ответов выберите один верный:

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным ?

А. Выделение слюны при показе пищи Б. Реакция собаки на голос хозяина

В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае.

А. Является условным раздражителем Б. Является безразличным раздражителем

В. Является безусловным раздражителем Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Какие формы высшей нервной деятельности наблюдаются у животных?

А. Только безусловные и условные рефлексы

Б. Безусловные и условные рефлексы и элементарная рассудочная деятельность

В. Мышление Г. Только элементарная рассудочная деятельность

4. Условный рефлекс.

А. Характерен для всех особей данного вида Б. Приобретается в течение жизни

В. Передается по наследству Г. Является врожденным

5 . Какая из форм высшей нервной деятельности соотносится с умением решать математические задачи?

А. Условные рефлексы Б. Безусловные рефлексы В. Абстрактное мышление

Г. Элементарная рассудочная деятельность

6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, постоянно включено радио. Радио в этом случае выступает как.

А. Условный раздражитель Б. Безразличный раздражитель В. Безусловный раздражитель

Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса

7. В период быстрого сна

А. Снижается температура Б. Замедляется дыхание

В.Происходит движение глазных яблок под закрытыми веками Г.Понижается кровяное давление

8. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов при участии и контроле нервней системы называется:

А. Гуморальной регуляцией Б. Рефлексом В. Автоматизмом Г. Сознательной деятельностью

9. Во время сна деятельность мозга:

А. Прекращается на все время сна Б. Прекращается на время медленного сна

В. Не меняется вовсе Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна

10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вкопанный. Поч ему ?

А.Сработало внешнее торможение Б.Сработал условный рефлекс В.Сработало внутреннее торможение

11. Вторая сигнальная система:

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды В. Анализирует оба типа сигналов

12. Рассудочная деятельность — это.

А. Высшая форма приспособления к условиям среды Б. Способность говорить

В. Способность использовать орудия труда

13. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна Б. Быстрого сна В. В обоих случаях

14. Засыпание человека происходит:

А. Только рефлекторно Б. Под влиянием гуморальных процессов

В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных процессов

15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип работы головного мозга?

А. И. П. Плодов Б. А. Л. Ухтомский В. И.М. Сеченов Г. II .И. Анохин

А. Первую сигнальную систему Б. Вторую сигнальную систему В. Рефлекс

17.Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:

А.безусловное торможение, Б.условное торможение, В.рассудочное действие, Г.осознанный поступок.

18.Эмоциональные реакции у животных наиболее отчётливо проявляются при раздражении: А.продолговатого мозга, Б.среднего мозга, В.промежуточного мозга, Г.мозжечка .

Задание 2. с выбором нескольких правильных ответов .

Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:

А) врождённого, Б) приобретённого в течение жизни, В) имеющегося у всех грудных детей,

Г) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием,

Д) передающегося по наследству, Е) не передающегося по наследству.

Задание3. на установление соответствия.

Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.

ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ

передаются по наследству, А) условные,

не передаются по наследству, Б) безусловные.

приобретаются в течение жизни,

характерны для всех особей вида,

индивидуальны для каждой особи.

Задание4. на установление правильной последовательности .

Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.

А) центр слюноотделения,

Б) чувствительный нейрон,

В) временная связь,

Г) зрительный центр,

Д) слюнные железы,

Е) рецепторы глаза,

Ж) двигательный нейрон,

З) подкорковые образования.

Задание 5. со свободным ответом

1. Каково биологическое значение торможения условных рефлексов?

2.Что формируется труднее: знания, умения или навыки?

3.Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?


Материал содержит задания в форме ЕГЭ: тесты с одним вариантом ответа, на соответствии выбора, с полным развернутым ответом.

Скачать:

ВложениеРазмер
anatomiya_2_chast.docx 32.51 КБ

Предварительный просмотр:

(подготовка к ЕГЭ)

Часть А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. Серое вещество в головном и спинном мозге образовано:

1) телами нейронов и их короткими отростками; 3) чувствительными нейронами;

2) длинными отростками нейронов; 4) двигательными нейронами.

А2. В какой последовательности компоненты рефлекторной дуги включаются в осуществление рефлекса:

1) исполнительный орган, двигательный нейрон, вставочный нейрон, чувствительный нейрон, рецептор;

2) вставочный нейрон, чувствительный нейрон, двигательный нейрон, рецептор, исполнительный орган;

3) рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон, исполнительный орган;

4) чувствительный нейрон, вставочный нейрон, рецептор, исполнительный орган, двигательный нейрон.

А3. Избыточное количество углеводов в организме приводит к:

1) его отравлению; 3) их превращению в жиры;

2) их превращению в белки; 4) их расщеплению на более простые вещества.

А4. Гормон, который участвует в регуляции содержания сахара в крови, вырабатывается в железе:

1) щитовидной; 2) молочной; 3) поджелудочной; 4) слюнной.

А5. Давление в среднем ухе:

1) не зависит от атмосферного; 3) соответствует атмосферному;

2) превышает атмосферное; 4) меньше атмосферного.

А6. Питательные вещества в желудке и кишечнике перевариваются под действием содержащихся в пищеварительных соках:

1) гормонов; 2) ферментов; 3) витаминов; 4) антител.

А7. Анализатор состоит из:

1) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса;

2) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг;

3) участка коры головного мозга, в котором происходит анализ полученной информации;

4) воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А8. Функцию накопления желчи в клетках печени выполняет:

1) лизосома; 2) вакуоль; 3) комплекс Гольджи; 4) цитоплазма.

А9. Форма высшей нервной деятельности, характерная только для высокоорганизованных позвоночных животных, - это:

1) условные рефлексы; 3) элементарная рассудочная деятельность;

2) безусловные рефлексы; 4) инстинкты.

А10. Какой отдел мозга регулирует координацию движений и положение тела в пространстве?

1) большие полушария переднего мозга; 3) продолговатый мозг;

2) мозжечок; 4) промежуточный мозг.

А11. Выделение пота при повышении температуры окружающей среды – это рефлекс:

1) безусловный; 3) не передающийся по наследству;

2) приобретенный в течение жизни; 4) индивидуальный для каждой особи.

А12. В органе зрения человека функцию линзы выполняет:

1) хрусталик; 2) зрачок; 3) роговица; 4) сетчатка.

А13. Белое вещество в спинном мозге образовано:

1) телами нейронов; 3) вставочными нейронами;

2) длинными отростками нейронов; 4) короткими отростками нейронов.

А14. Финны бычьего или свиного цепня могут попасть в организм человека с:

1) плохо вымытыми овощами; 3) некипяченой водой из непроточных водоемов;

2) плохо проваренным или прожаренным мясом; 4) мясом, на котором мухи отложили свои яйца.

А15. Преобразование энергии внешнего раздражения в энергию нервного импульса происходит:

1) в теле нейрона; 3) в рецепторах;

2) на концах длинных отростков – аксонов; 4) в цитоплазме нейрона.

А16. Как называются нейроны, отростки которых не выходят за пределы головного мозга?

1) чувствительные; 2) вставочные; 3) двигательные; 4) чувствительные и двигательные.

А17. Нельзя гладить бродячих собак, так как на их шерсти могут быть:

1) яйца остриц; 3) финны бычьего цепня;

2) яйца человеческих аскарид; 4) яйца и членики эхинококка.

А18. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука происходит в:

1) барабанной перепонке; 3) внутреннем ухе;

2) слуховом нерве; 4) слуховой зоне коры.

А19. В какой доле коры больших полушарий располагается слуховой зона?

1) в височной; 2) в теменной; 3) в затылочной; 4) в лобной.

А20. Информация, поступающая в анализаторы человека, обобщается в:

1) проводящих путях; 2) рецепторах; 3) зонах коры больших полушарий; 4) органах чувств.

А21. Передняя часть склеры глаза человека представляет собой:

1) роговицу; 2) радужку; 3) сетчатку; 4) зрачок.

А22. В центре радужной оболочки глаза человека располагается:

1) роговица; 2) склера; 3) зрачок; 4) сетчатка.

А23. Поступление света на заднюю поверхность глаза человека регулирует:

1) сетчатка; 2) зрачок; 3) колбочки; 4) зрительный нерв.

А24. Фокусирует лучи света на сетчатке в глазе человека:

1) зрительный нерв; 2) палочки; 3) радужка; 4) хрусталик.

А25. Какие железы в организме человека относят к железам смешанной секреции?

1) печень и потовые; 3) поджелудочную и половую;

2) слюнные и слёзные; 4) щитовидную и гипофиз.

А26. Продолговатый отдел головного мозга человека не регулирует:

1) дыхательные движения; 3) сердечные сокращения;

2) перистальтику кишечника; 4) равновесие тела.

А27. При недостатке витамина В1 у человека развивается заболевание:

1) цинга; 2) куриная слепота; 3) бери-бери; 4) рахит.

А28. В каком отделе головного мозга находятся центры, регулирующие процессы дыхания и сердечно-сосудистую деятельность?

1) среднем мозге; 2) мозжечке; 3) продолговатом мозге; 4) мосте.

А29. Клетчатка, содержащаяся в сырых овощах и фруктах, употребляемых в пищу человеком, способствует улучшению:

1) пищеварения в желудке; 3) моторной функции кишечника;

2) расщепления углеводов; 4) всасывания питательных веществ в кровь.

А30. Отставание ребёнка в росте может быть следствием нарушения функции:

1) гипофиза; 2) печени; 3) вилочковой железы; 4) поджелудочной железы.

А31. Вегетативная нервная система человека регулирует работу мышц:

1) плеча; 2) голени; 3) межрёберных; 4) кишечника.

А32. Человек может заразиться дизентерийной амёбой:

1) при питании непрожаренным мясом; 3) при укусе больным животным;

2) выпив некипячёную воду из стоячего водоёма; 4) через царапину на коже.

А33. Безусловное торможение возникает у человека при:

1) появлении нового сильного раздражителя;

2) неподкреплении условного рефлекса безусловным раздражителем;

3) передаче нервного импульса с вставочного нейрона на двигательный;

4) передаче нервного импульса с чувствительного нейрона на вставочный.

А34. Повышенная функция щитовидной железы у человека может привести к:

1) кретинизму; 2) микседеме; 3) базедовой болезни; 4) сахарному диабету.

А35. По каким нервам происходит проведение импульсов, усиливающих пульс?

1)симпатическим; 2)спинномозговым;3)парасимпатическим;4)черепно-мозговым чувствительным.

А36. Внутреннее торможение у человека сопровождается:

1) угасанием условного рефлекса; 3) ослаблением безусловных рефлексов;

2) рефлекторной остановкой дыхания; 4) формированием безусловного рефлекса.

А37. Биологическое значение условных рефлексов для организма состоит в том, что они:

1) поддерживают постоянство внутренней среды;

2) видоспецифичны и сохраняются в течение всей жизни;

3) способствуют взаимодействию функциональных систем;

4) обеспечивают приспособление к изменяющимся условиям среды.

А38. Гормоны в организме человека выполняют функцию:

1) биологических катализаторов; 3) регуляторов обмена веществ;

2) передачи наследственной информации; 4) защитную и транспортную.

А39. Основным ферментом в ротовой полости является:

1) пепсин; 2) трипсин; 3) липаза; 4) амилаза.

А40. Расщепление жиров в пищеварительном канале начинается:

1) в ротовой полости; 2) в желудке; 3) в тонком кишечнике; 4) в толстом кишечнике.

А41. Протоки печени открываются в:

1) желудок; 2) толстый кишечник; 3) двенадцатиперстную кишку; 4) тощую кишку.

А42. Центральную роль в сохранении гормонального равновесия в организме играет:

1) мозжечок; 2) гипоталамус; 3) таламус; 4) мост.

А43. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормон:

1) гормон роста; 2) глюкагон; 3) адреналин; 4) альдостерон.

А44. Функции желёз внутренней секреции находятся под контролем:

1) сознания; 2) спинного мозга; 3) соматической нервной системы; 4) головного мозга.

А45. Звуковые колебания от стремени к волокнам улитки передаются посредством:

1) воздуха; 2) мембраны; 3) жидкости; 4) прямого контакта.

А46. Орган вкуса реагирует только на:

1) газообразные вещества; 3) твердые вещества;

2) растворенные вещества; 4) вещества в любом агрегатном состоянии.

А47. Мышечная зона коры больших полушарий находится в:

1) теменной доле; 2) височной доле; 3) затылочной доле; 4) лобной доле.

А48. Анатомо-физиологические причины близорукости:

1) нарушения в зрительной зоне коры больших полушарий;

2) нарушения в области зрительного нерва;

3) помутнение хрусталика;

4) нарушение эластичности хрусталика, его излишняя выпуклость.

А49. Анатомо-физиологические причины дальнозоркости:

1) недостаточная кривизна хрусталика; 3) нарушения в области зрительного нерва;

2) помутнение роговицы; 4) излишняя выпуклость хрусталика.

А50. Кожная чувствительная зона больших полушарий находится в:

1) лобной доле; 2) теменной доле; 3) височной доле; 4) затылочной доле.

А51. Кожное чувство не воспринимает:

1) давление; 2) тепло; 3) боль; 4) вкус.

В1. Выберите анатомические структуры, являющиеся начальными звеньями анализаторов человека.

1) веки с ресницами; 2) палочки и колбочки сетчатки; 3) ушная раковина; 4) клетки вестибулярного аппарата; 5) хрусталик глаза; 6) вкусовые сосочки языка.

В2. Безусловные рефлексы человека, в отличие от условных:

1) передаются по наследству; 2) приобретаются в течение жизни; 3) проявляются у всех особей вида; 4) изменчивы, со временем угасают; 5) относительно постоянны; 6) связаны с деятельностью коры больших полушарий.

В3. Какие особенности характерны для строения и функций тонкого кишечника человека?

1) обеспечивает всасывание питательных веществ; 2) выполняет барьерную роль; 3) вырабатывает соляную кислоту; 4) включает в состав двенадцатиперстную кишку; 5) выделяет желчь; 6) обеспечивает пристеночное пищеварение.

В4. Установите соответствие между особенностью регуляции функций в организме человека и её механизмом.

А) регуляция осуществляется эндокринной системой;

Б) в качестве регулятора выступают гормоны;

В) регулятор доставляется кровью;

Г) эволюционно более молодой.

В5. Установите соответствие между особенностью строения, функции головного мозга человека и его отделом.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИИ

ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА

А) содержит дыхательные центры;

1) продолговатый мозг;

2) передний мозг.

Б) поверхность разделена на доли;

В) воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств;

Г) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы;

Д) содержит центры защитных реакций организма – кашля и чихания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.