Какая форма зрительной агнозии сопровождается атаксией взора

Самостоятельное диагностическое значение в нейропсихологической практике представляют следующие виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, лицевая, символическая и цветовая.

Предметная агнозия возникает при поражении "широкой зоны" зрительного анализатора и может быть охарактеризована либо как отсутствие процесса узнавания, либо как нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей. Невозможность зрительной идентификации объекта внешне может проявляться как перечисление отдельных фрагментов предмета или его изображения (фрагментарность), так и вычленение только отдельных признаков объекта, недостаточных для его полной идентификации. Соответствующими этим двум уровням проявления предметной агнозии примерами будут: опознание изображения "очков" как "велосипеда", поскольку есть два круга, объединенных перекладинами; опознание "ключа" как "ножика" или "ложки", с опорой на выделенные признаки "металлическое" и "длинное".

В обоих случаях, как указывает А.Р. Лурия, структура акта зрительной перцепции является неполной, она опирается не на весь набор признаков, необходимых и достаточных для зрительной идентификации объекта.

Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности - от максимальной (агнозия реальных предметов) до минимальной (трудности опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении друг на друга). Как правило, наличие развернутой предметной агнозии свидетельствует о двустороннем поражении затылочных систем.

При односторонних поражениях затылочных отделов мозга можно видеть различия в структуре зрительной предметной агнозии. Поражение левого полушария в большей степени проявляется нарушением восприятия объектов по типу перечисления отдельных деталей, в то время как патологический процесс в правом полушарии приводит к фактическому отсутствию акта идентификации.

Дифференциально-диагностическими признаками правополушарных предметных агнозий является замедление процесса идентификации объектов, а также более точная оценка больным схематических изображений по сравнению с реалистическими, и сужение объема зрительного восприятия, частным и более грубый проявлением которого является симультанная агнозия, выделяемая как самостоятельное нарушение зрительной перцепции.

В случае одностороннего поражения "широкой зрительной зоны" можно видеть модально-специфическое нарушение произвольного запоминания последовательности графических стимулов, которое проявляется в сужении объема воспроизведения при поражении левого полушария. При поражении правого полушария обнаруживаются трудности воспроизведения порядка следования элементов, входящих в запоминаемую последовательность графического материала.

Симультанная агнозия возникает при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Суть этого феномена в крайнем его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. Воспринимается только один предмет, точнее, обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания пациента. Например, в задании "поставить точку в центре круга" обнаруживается несостоятельность больного, так как требуется одновременное восприятие во взаимосвязи трех объектов: контура круга, центра его площади и кончика карандаша. Больной же "видит" только один из них. Симультанная агнозия не всегда имеет такую отчетливую выраженность. В ряде случаев наблюдаются лишь трудности в одновременном восприятии комплекса элементов с потерей каких-либо деталей или фрагментов. Эти трудности могут проявляться при чтении, при срисовывании или при самостоятельном рисунке. Нередко симультанная агнозия сопровождается нарушением движений глаз (атаксия взора).

Одностороннее поражение левой затылочно-теменной области может привести к нарушению восприятия символов, характерных для знакомых пациенту языковых систем. Нарушается возможность идентификации букв и цифр при сохраненности их написания (символическая агнозия). В чистом виде буквенная и цифровая агнозия встречается достаточно редко. Обычно при более широком поражении нарушается не только восприятие, но и написание и списывание графем. Тем не менее, важно, что этот симптом имеет левополушарную локализацию.

Агнозия на лица, напротив, проявляется при поражении правого полушария мозга (средних и задних его отделов). Это избирательный гностический дефект, он может иметь место в отсутствие предметной и других агнозий. Степень его выраженности различна: от нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях, через неузнавание знакомых лиц или их изображений (фотографий) до неузнавания самого себя в зеркале. Кроме того, возможно избирательное нарушение либо собственно лицевого гнозиса, либо запоминания лиц., в восприятии лица всегда содержится вклад индивидуальности воспринимающего, усматривающего в лице нечто свое, субъективное, даже если это портреты известных людей. Специфика воспринимаемого лица и в его неповторимой целостности, отражающей индивидуальность "образца", и в отношении воспринимающего к оригиналу. Выше уже говорилось о роли правого полушария в непосредственных, чувственных процессах, о его "смысловой" функции. Как минимум по этим основаниям, становится понятной поломка функции восприятия лиц при поражении именно правого полушария мозга.

Наименее изученной формой нарушения зрительного восприятия является цветовая агнозия. Однако к настоящему времени получены некоторые данные о расстройствах восприятия цвета при поражении правого полушария мозга. Они проявляются трудностями в дифференцировке смешанных цветов (коричневый, фиолетовый, оранжевый, пастельные тона). Кроме того, можно отметить нарушение узнавания цвета в реальном предмете по сравнению с сохранностью узнавания цветов, предъявляемых на отдельных карточках.

Классификация зрительных агнозий по А.Р.Лурия.

Расстройства зрительного гнозиса, которые возникают при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекают при относительной сохранности элементарных зрительных функций, называются зрительными агнозиями. Выделяются различные виды зрительных агнозий, которые встречаются изолированно друг от друга.

1) Предметная агнозия

Наиболее распространенная форма зрительной агнозии. Больной правильно воспринимает отдельные элементы изображения, может описать отдельные признаки предмета, но не может понять смысла изображения объекта в целом, не может опознать предмет. При этом резко изменяются временные характеристики восприятия, пороги узнавания возрастают на несколько порядков, что указывает на сложности в переработке зрительной информации. Как указывает А.Р. Лурия, процесс зрительного анализа превращается в серию речевых попыток расшифровать значение воспринимаемых признаков и синтезировать их в зрительный образ.

2) Оптико-пространственная агнозия

3) Цветовая агнозия

Больной правильно различает отдельные цвета и правильно их называет. Но он не может назвать предметы определенного конкретного цвета или, наоборот, сказать, какого цвета бывает тот или иной предмет. У больного нет нарушений в различении цветов, но возникают трудности с их категоризацией.

4) Симультанная агнозия (синдром Балинта)

5) Буквенная агнозия

Больной, правильно копируя буквы, не может их назвать. Такое нарушение встречается изолированно от других нарушений зрительного гнозиса, больной правильно воспринимает предметы, правильно ориентируется в сложный пространственных изображениях, но не понимает букв и не может читать (первичная алексия).

6) Лицевая агнозия

Больной теряет способность распознавать реальные лица и их изображения. В грубых случаях больной не различает лиц детских и взрослых, мужских и женских, не узнает лиц родных и близких, узнает людей только по голосу.

Стадии зрительного восприятия.

Нарушение зрительного восприятия. Зрительные агнозии.

Лекция 4.

1)Предварительная переработка зрительной информации (выделение отдельных признаков и характеристик: освещённость, цвет)

2)Промежуточная переработка (объединение отдельных признаков и характеристик в комплексы);

3)стадия окончательной переработки (распознание объектов, сцен, событий на основании промежуточной стадии).

1 стадия технической передачи информации от периферии к центру – сенсорная переработка. Последние 2 стадии относятся непосредственно к восприятию. Сам процесс восприятия может страдать на любой из 3 стадий.

1 уровень – сетчатка: набор рецепторов, устилающих дно глазного яблока. Нарушения:

а)скотомы– это ограниченные, неправильной формы несимметричные ограниченные выпадения полей зрения – с поврежденного участка информация не передаётся в центральный отдел; мы не видим нарушения, связанных с скотомами, так как то что попадало на скотому в следующий момент попадает на другой участок сетчатки, скотомы выявляются в специальных исследованиях, в которых на неподвижный глаз проецируется образ, в тот момент когда он пропадает, значит он попал на слепое пятно (норма) или скотому. Поскольку локализуются в периферической системе они называются периферические скотомы.

б)нарушение светоразличения (куриная слепота) – плохое различение в темноте объектов, связано с нарушением палочек, нехватка витамина А;

в)ахромозия (дальтонизм) – нарушение колбочкового зрения (цветового).

2 уровень – зрительный нерв – то, что идёт от правого поля зрения проецируется на левой сетчатки, далее идут нервные волокна, которые передают информацию к коре мозга (первичным полям) по ретинотопическому принципу (каждая точка рецептор сетчатки связана с определённой точкой в первичной ядерной зоне). Волокна от внутренней части сетчатки пересекаются, а от внешней – нет, то есть от внутренней левой – в правое полушарие, а от внешней левой – в левое полушарие. Полушария связаны мозолистым телом, по которому они обмениваются полученной информацией. От сетчатки идёт совокупность зрительных волокон – зрительный нерв до хиазмы (перекрёста). При повреждении зрительного нерва идёт слепота.

3 уровень – хиазма (перекрёст зрительных нервов): при повреждении центральной части – гемианопсия бикорпоральная (выпадение внешних разноимённых полей зрения); при нарушении по внешним путям – выпадение внутренних полей зрения - бинозальная.

4 уровень – зрительный тракт, зрительное слияние, зрительная кора – при повреждении зрительного тракта возникает гемианопсия одноимённая (гомонимная) – выпадают поля зрения внешнее + внутреннее.

5 уровень – первичные ядерные поля первичной затылочной коры – при повреждении некоторых участков возникают центральные скотомы – не воспринимаются части информации. При полном разрушении первичной ядерной зоны в пределах одного полушария – гемианопсия одноимённая (выпадают внешнее и внутреннее поля зрения на разных глазах).

6 уровень – вторичные поля (гностические, формируют единый зрительный образ - восприятие) – нарушения их ведёт к зрительным агнозиям. Впервые описаны как нарушение многих видов зрительного восприятия Шарко. Пациент – высокообразованный человек, после инсульта не мог узнать семью, себя, местность, отсутствовали зрительные образы при сохранении слуховых, не распознавал письмо.

Выделяются 2 основных вида зрительных агнозий:

а)нарушение распознавания объектов и сцен – агнозии объектов;

б)нарушение распознавания пространства, в котором расположено множество объектов – зрительно-пространственные агнозии.

Термин агнозия ввёл Фрейд, который обозначал им нарушение зрительного восприятия.

Агнозия объектов: нарушение целостных предметов при возможности узнавания отдельных признаков предмета, его частей; нарушение процесса узнавания знакомых предметов, опора при узнавании не на весь набор признаков, а на отдельные признаки воспринимаемых объектов. Проявляется в виде ряда симптомов, ведущим из которых является ложное узнавание объектов – при предъявлении картинки из альбома человек называет предмет неправильно, так как, опираясь на некоторый признак, опирается на догадку. Второй симптом – развёрнутая, а не одномоментная (симультанная) форма опознания объекта – при предъявлении предмета больной подходит к его опознанию поэтапно. Может начать называть отдельные части предмета, а не весь сразу (симптом фрагментарности). Нарушения бывают различной степени выраженности. Наиболее грубая форма, когда больной не в силах опознать и назвать реальные предметы, которые ему предъявляются, в том числе и картинки. Можно усложнить предъявление материала (пробы Поппельрейтера) – перечёркнутые изображения, наложенные друг на друга предметы. Если больной затрудняется или делает единичные ошибки в затруднённом предъявлении – лёгкая форма. Особенность – при предъявлении незавершённого предмета больной воспроизводит его лучше, чем здоровый, так как тут не надо воспроизводить весь набор признаков. Локализация повреждения при предметной агнозии - повреждение затылочной зоны, при локализации в правой или левой части.

Буквенная агнозия (символическая): в изолированном виде встречается редко; основное нарушение – невозможность синтеза отдельных частей буквы в целостное симультанное восприятие всей буквы, распад чёткого значения буквенных знаков. Симптомы:

1)замена букв при наличии оптически близких признаков;

2)неправильная пространственная ориентация букв;

3)трудности восприятия наложенных букв.

Степень выраженности зависит от того, какие буквы предъявляются, наиболее грубое нарушение – больной не опознаёт крупные печатные буквы; самая лёгкая степень – единичные ошибки при распознавании наложенных письменных букв.

Локализация повреждения – теменно-затылочная зона левого полушария.

Цветовая агнозия: нарушение синтеза (ассоциирования) цвета с предметом. Симптомы могут быть разными: затруднение в подборе к предъявленному цвету – нарушение правого полушария мозга. Может оставаться неизменным различение интенсивности цветов.

Цветовая аномия: не может назвать цвет, подобрать название – нарушение связи между цветом и его именем - повреждение левого полушария. Ещё симптом – больной не может назвать несколько предметов по памяти определённого цвета, не может вспомнить какого цвета предмет, который ему называют – левая и правая части затылочной зоны. Диагностируется специальными тестами.

Симультанная агнозия (синдром Балинта): нарушение способности одновременного восприятия нескольких объектов или ситуации в комплексе, воспринимается только тот объект, который первым попал в сферу внимания больного. Симптомы: больной видит только один объект при предъявлении нескольких. В лёгких случаях возникает потеря некоторых деталей в рассматриваемом объекте или картинке. Сопровождается атаксией взора – больной отслеживает взглядом только один объект и не переводит взгляд на другие. Павлов предположил, что в основе этого нарушения лежит торможение коры головного мозга, которое приводит к невозможности формирования других участков возбуждения, кроме того, что вызвал первый предмет. Лурия провёл эксперименты, давая больным кофеин, который снимал торможение и больной называл все предметы, после окончания действия кофеина – опять появляются признаки агнозии. Выявляется специальными тестами (показать центр круга, креста, написать слово на строчке). Локализация повреждения – передний отдел затылочной области на границе с теменной либо при правостороннем повреждении, либо при одновременном повреждении и левого и правого полушария.

Прозопагнозия (лицевая агнозия): невозможность синтеза признаков, характеризующих лицо, и невозможность компенсации за счёт вербальных навыков (словесный портрет). Симптомы – нарушение узнавания знакомых лиц, узнавание по голосу. Нарушение проявляется по-разному в зависимости от тяжести, наиболее грубые формы – неузнавание реальных людей и себя самого, наиболее лёгкая форма – неузнавание шаржей, схематичных черт. Больной не может узнать лицо, если предложить скопировать рисунок лица – делает, но по памяти нарисовать не может. Это нарушение распространяется не только на узнавание лиц, но и на узнавание индивидуальных признаков других предметов: животных, предмета среди похожих. Это нарушение проверяется с помощью тестов, в которых изображены известные люди. Локализация – в затылочной зоне, её правом и левом отделах. Это социальная агнозия, нарушается узнавание социальных объектов.

Односторонняя пространственная агнозия, например левостороннее зрительное игнорирование – отсутствие синтеза информации из двух полуполей зрения. Больной игнорирует левое поле зрение, не видит, что там находится. При прочтении текста больной читает только то, что написано в правой части. Вторым симптомам является игнорирование собственного дефекта - анозогнозия. При ней нет компенсирующего эффекта от движения глаз, головы. Дефект это не только зрительный, но и в других модальностях – полимодальный (письмо, рисунок, бытовые действия) – носит системный характер. В лёгких случаях - смещение при письме – большой отступ от левой стороны, при названии картинок – начинает справа на лево, и называются картинки только справа. В качестве механизма нарушения предлагается много гипотез, но ни одна из них не доказана. Одна из них - нарушение внимания – фиксация в середине и сканирование только части. Локализация повреждения ассоциируется с правым полушарием. В описанных случаях страдало множество структур справой стороны. Тесты – рисунки, листок с точками, которые надо зачеркнуть, показать середину линии, фигуры-химеры (животное из двух).

Оптико-пространственная агнозия (апрактоагнозия): апраксия – нарушения движений, агнозия – нарушение восприятия. Основное нарушение – невозможность синтеза отдельных признаков объектов в их пространственной взаимосвязи, нарушение пространственной ориентировки, движений, которые её требуют. Симптомы: тест часы – больной в восприятии неправильно располагает стрелки и даёт неправильный ответ (9 часов вместо 3), и тест географическая карта с неправильным размещением восток-запад. Эти тесты вызывают определённые вопросы, так как тест часы больной плохо решает, так как часы со стрелками используются мало, с картой есть возможность, что человек просто плохо знает географию. Если мы используем тесты на рисование, то включается не только восприятие, но и движение, бывает трудно развести их нарушение. Для их разделения предлагает рисование фигурок с явными пространственными компонентами (кубик с видимыми и невидимыми гранями). Локализация нарушения – верхние отделы правой и левой затылочной области на стыке с теменной. Такого рода поражения были описаны Лурией.

В обеспечении любой психической функции участвует весь мозг, в описанных случаях кажется, что участвует только задний отдел. Но для тестирования, человек должен быть мотивирован, следовательно он строит программу восприятия, работают и другие отделы.

Существуют псевдоагнозии – распад восприятия как произвольной деятельности, нарушение программирования, регуляции и контроля деятельности восприятия. Симптомы - фрагментарность (даётся сюжетная картинка, на которой больной не может выделить весь сюжет и заменяет его другим – не выполняется произвольная деятельность восприятия, а только симультанно охватывает взглядом картинку, хотя все объекты человек видит). Происходит нарушение восприятия не в плане отдельных частей, а в потере произвольной регуляции, поражение лобной зоны.

Выводы:

1)в принципе все агнозии имеют общую характеристику - больные не в состоянии объединить в целостный образ части, которые они выделяют на рисунке или в ситуации; для всех агнозий характерно:

а)есть элементарные модальные ощущения;

б)нет объединения выделенных признаков в целое;

в)узнавание происходит по догадке, а не опираясь на весь набор признаков;

г)агнозии проявляются в пределах одной модальности.

2)эти разные виды агнозий наблюдались реально в изолированном виде, а не придуманы теоретически; для каждой формы агнозии нарушается свой нервный отдел. Значит зрительная информация обрабатывается сразу по разным каналам, в которых обрабатывается разные её виды и признаки.

3)агнозии всегда возникают при повреждении затылочной зоны, но разных зон и полушарий. В тех случаях, когда не нужна вербализация материала – нарушение правого полушария, когда нужна вербализация – левого.

Локализация[править | править код]

Оптико-пространственная агнозия возникает при повреждении верхнетеменных и теменно-затылочных отделов коры левого или правого полушарий мозга, которые осуществляют комплексное взаимодействие нескольких анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной). Особенно грубо оптико-пространственная агнозия проявляется при симметричных двусторонних очагах поражения. Однако и при одностороннем поражении эти нарушения также выражены достаточно отчетливо.[1]

В основе оптико-пространственной агнозии, и в основе других проявлений поражения теменной системы мозга, лежит нарушение двух факторов: соматосенсорного и пространственного (и квазипространственного) анализа и синтеза.[2] А.Р Лурия рассматривал оптико-пространственные нарушения как дефект синтеза информации различных модальностей.[3]

История изучения

В 1909 году венгерский психиатр М. Балинт описал случай двустороннего поражения затылочно-теменной области головного мозга, при котором у больного наблюдалось сужение объема зрительного восприятия. Больной различал объекты и их изображения, но он не мог одновременно воспринимать несколько объектов. Больной мог одновременно воспринимать только один объект, вне зависимости от его размеров. Это нарушение сопровождалось симптомом атаксии взора (невозможность плавного перевода взора с одного предмета на другой).

Французский психолог и психиатр Пьер Жане описал симультанную агнозию у польского офицера после двустороннего ранения теменной области головного мозга. У него наблюдалось сужение зрительного восприятия и зрительных представлений. Он мог одновременно представить или припомнить только один зрительный объект.

Похожие наблюдения были проведены Г. Холмсом в 1919 году, позднее, в 1959 году, — А. Р. Лурией[1].

Во всех описанных случаях наблюдалось нарушение синтеза элементов в целые группы.

Проявления[править | править код]

Согласно Е. Д. Хомской[1], у больных с оптико-пространственной агнозией нарушается ориентация в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. Это такие признаки, как лево-правая ориентировка, ориентировка в верхне-нижних координатах (в грубых случаях). Такие больные не понимают географическую карту, у них нарушена ориентировка в сторонах света.

У больных с оптико-пространственной агнозией нарушается способность рисовать (при этом сохраняется способность копировать изображения). Они не умеют передавать на рисунке пространственные признаки объектов (дальше-ближе, больше-меньше, слева-справа, сверху-снизу). В некоторых случаях нарушается общая схема рисунка — больной изображает части объекта отдельно друг от друга и не может их соединить. Нарушение рисунка происходит чаще при поражении задних отделов правого полушария[1].

В ряде случаев (обычно в случае очагов в правом полушарии) наблюдается односторонняя оптико-пространственная агнозия

(игнорирование левой половины пространства). В этом случае больные изображают только одну сторону предмета (чаще правую) или грубо искажают изображение одной (чаще левой) из них[1].

У больных с этой формой агнозии часто нарушается праксис позы (нарушается зрительная афферентация пространственно-организованных движений). Это проявляется в том, что они не могут скопировать позу, потому что не знают, как расположить руку по отношению к своему телу из-за нарушения восприятия пространственных отношений. Диагностируют данное нарушение пробами Хэда. Также у них есть трудности в повседневных двигательных актах, требующих пространственной ориентировки (не могут застелить постель, одеться — апраксия одевания).

Сочетания зрительно-пространственных (агнозий) и двигательно-пространственных расстройств (апраксий) называют апрактоагнозией.

И. Тонконогий и А. Пуанте выделяют следующие типы оптико-пространственной агнозии[4]:

  • Зрительная дезориентация в окружающей обстановке
    — трудности зрительного распознания пространственных отношений объектов в контексте непосредственного окружения, воспринимаемого субъектом.
    агнозия глубины
    — нарушение способности локализации объектов в трехмерном пространстве, особенно в сагиттальной плоскости. У больных есть трудности трудности определения абсолютного расстояние до объекта и относительной локализацию двух объектов (какой из объектов находится ближе, какой из объектов выше), могут быть ошибки в подсчете числа объектов, находящихся на одной линии проекции. В некоторых случаях нарушается локализация объектов в фронтальной (коронарной) плоскости, что вызывает трудности в восприятии расположения объекта справа или слева от наблюдателя. Такие больные допускают ошибки, когда пытаются дотронуться до объекта, соприкоснуться с ним при ходьбе или сравнить размеры двух видимых объектов. Все вышеперечисленной вызывает нарушение ориентации в трехмерном пространстве. Бывают случаи, когда ориентация в реальном трехмерном пространстве сохранна, но при этом есть нарушения переработки зрительно-пространственной информации в двумерном пространстве (на бумаге). Это связано с нарушением оценки пространственных свойств.
  • нарушение стереоскопического зрения
    (редкий тип нарушения). В некоторых случаях сопровождает агнозию глубины
  • зрительная аллоэстезию
    (оптическая аллоэстезия)

    это удвоение или утроение объекта в зрительном поле
  • Топографическая дезориентация
    — утрата человеком способности перемещаться в пространстве к определенному месту назначения, нарушения распознания свойств окружающего пространства или топографических ориентиров. Топографическая дезориентация часто сопровождается прозопагнозией. До сих пор ведется дискуссия о различиях между топографической агнозией и топографической апраксией. Трудно отделить топографическую ориентацию от апраксии (внутренней навигации)
    ,
    потому что ее клинические проявления выглядят как расстройства деятельности передвижений по определенному маршруту к цели. Это похоже на нарушения движений руки при рисовании в случае апрактоагнозии.
      топографическая дезориентация в реальном пространстве:в реальном знакомом пространстве.
      Пациенты утрачивают способность ориентироваться в собственном доме, находить ранее хорошо знакомую дорогу или возвращаться домой с прогулки по окрестностям. В более серьезных случаях пациент не может найти туалет, свою комнату или кровать в собственном доме или больнице. Иногда направление выбирается правильно, но способность ориентироваться в определенных точках маршрута может нарушаться. Пациент может дойти до места, где необходимо повернуть, но при этом он не может понять, откуда он пришел и куда нужно свернуть дальше. В таких случаях пациенты пытаются использовать некоторые признаки объектов, так как распознание объектов обычно остается сохранно.
  • нарушения общей топографической самоориентации
    — неспособность определить свое местоположение в общей топографической системе координат. Пациент не в состоянии определить свое настоящее местонахождение: помещение, здание, местность, город, страну. Эти нарушения также могут являться одним из важных признаков снижения интеллекта со значительными расстройствами памяти.
  • топографическая дезориентация в виртуальном пространстве

    нарушения способности описывать или рисовать планы местности.
    Проявляются в нарушении обозначения севера, юга, запада и востока, в трудностях понимания топографических координат и обозначения относительного расположения географических объектов. Может быть нарушена ориентация по настоящей карте, а если карта повернута не правильно, пациенту трудно найти свое положение на ней. Трудности возникают, когда пациенты пытаются нарисовать или описать дорогу, вспомнить пространственное расположение улиц города, нарисовать или описать план собственной квартиры или комнаты. Во многих случаях эти нарушения могут не сопровождаться дезориентацией в реальном пространстве. Также при нарушения ориентации в реальном пространстве способность описать или нарисовать местность может оставаться сохранной.

    Агнозия, её виды

    Существуют различные агнозии, в зависимости от типа поступающей информации, однако их всех объединяет одно — неспособность больного к восприятию той или иной информации. Так, известны следующие агнозии:

    • пространственная;
    • слуховая;
    • зрительная;
    • симультанная;
    • соматоагнозия.

    Симультанная агнозия — потеря способности распознавать группы, конфигурации предметов и объектов, которые составляют единое целое. При этом поле зрения сужается к восприятию одного единственного объекта. Характерной особенностью симультанной агнозии является тот факт, что каждый отдельный предмет этой группы рассматривается и распознается вполне адекватно.

    При данном нарушении зрительного восприятия отмечается следующее:

    Пациентам предлагается к рассмотрению какая-нибудь картина, имеющая несложное сюжетное содержание, описание какой-либо сцены и т.п. Больные симультанной агнозией не могут установить связь между отдельными персонажами, изображенными на картине, не в состоянии определить смысл происходящего, объяснить его сюжет.

    При этом если попросить такого пациента описать отдельно каждый объект или персонаж картины, то больной правильно опознает все детали в отдельности, не устанавливая между ними причинно-следственной связи.

    Часто происходит так, что признаки симультанной агнозии сочетаются с нарушением чтения. При этом больной не в состоянии прочесть слово, хотя способен читать каждую букву в отдельности. Принято считать, что данная патология возникает при поражении переднего отдела левой затылочной области, если пациент является правшой.

    Агнозия и ее разновидности

    Исходя из типа поступающей информации, выделяют различные виды агнозии. Всех их объединяет один фактор — невозможность со стороны больного воспринимать определенный тип информации.

    Существует три основных вида агнозии:

    • зрительная;
    • слуховая;
    • нарушение тактильных и пространственных ощущений.

    Каждая форма заболевания, в свою очередь, подразделяется на подвиды. Например, слуховая патология бывает простой, слухоречевой и тональной. Зрительная агнозия разделяется на предметную, цветовую, симультанную. На последней разновидности недуга остановимся более подробно.

    Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга

    Известно, насколько сложным является процесс зрительного восприятия предметов и их изображений.

    Рис. 39. Движение глаз при рассматривании изображения нормальным субъектом (по А. Л. Ярбусу): а — портрет, предъявленный испытуемому для рассмотрения; б — запись движений глаз при рассмотрении портрета

    Все эти данные указывают, что зрительное восприятие объекта или его изображения представляет собой сложный активный процесс, который состоит из выделения отдельных признаков этого объекта или изображения, синтеза их в комплексы или группы и окончательного выбора значения из ряда альтернатив. В этом процессе, носящем сложный рефлекторный характер, участвуют сензорные и моторные аппараты, в частности аппарат движения глаз, осуществляющий ориентиро-вочно-исслeдонвательскую деятельность.

    Все сказанное делает понятным, почему поражения затылочных отделов коры головного мозга приводят к неоднородным и иногда очень сложным формам нарушений зрительного восприятия.

    Мы остановимся здесь только на некоторых из этих форм с тем, чтобы ближе подойти к анализу психофизиологической структуры зрительного акта.

    Совершенно иначе обстоит дело, если очаг поражения выходит за пределы первичных полей зрительной области мозговой коры.

    Рис 41 Игнорирование левой стороны при воспроизведении изображения у больных с односторонней оптической агнозией (по Ε Η Правдиной Винарской) α и б — Б- ной M — опухоль правой теменно-затылочной области. В рисунках б-ного следует отметить игнорирование левой стороны изображения.

    Рис 42 Нарушение зрительного восприятия фигур после удаления опухоли затылочной области мозга Б-ной Кон (опухоль затылочной области) Восприятие фигур в острый период после операции

    В менее выраженных случаях те же дефекты зрительного восприятия изображений могут выступать лишь при осложненных условиях: при перечеркивании контура рисунка побочными штрихами, быстром предъявлении изображений и т. д. На рис. 43 мы проводим пример такого нарушения.

    Несмотря на то, что явления оптической агнозии описаны уже давно, их сущность остается еще недостаточно изученной, и мы можем сделать лишь ряд предположений о психологических особенностях этих явлений и их физиологических механизмах.

    Один факт бросается в глаза во всех описанных случаях: структура зрительного акта оказывается в этих случаях неполной; больной выделяет из комплексного объекта (или его изображения) какой-либо один признак, реже последовательно указывает на второй признак, но одновременно не синтезирует зрительно эти признаки, не превращает их в компоненты единого целого.

    Рис 43. Нарушение восприятия перечеркнутых фигур у больного с оптической агнозией: а — Б-ной Кон. (внемозговая опухоль затылочной области) ; б — Б-ной Энг. (размягчение в глубине левой теменно-заты-лочной области)

    Доказательство этого положения было дано в свое время Г. В. Би-ренбаум (1948). Больным с оптической агнозией предъявлялись изображения, у которых оставалась открытой только какая-нибудь одна часть. Интерпретация таких неполных, частичных изображений оказывалась у больных с оптической агнозией точно такой же, как интерпретация полных изображений (из которых они воспринимали только какую-нибудь одну группу деталей), в ito время как у нормальных испытуемых она протекала значительно менее успешно.

    Рис 44 Рисунки больных с оптической агнозией. Б-ной Итк Двустороннее ранение затылочной области; оптическая агнозич а — рисунок по образцу; б — дополнение начатого рисунка, в — рисунок по словес ной инструкции

    Мы еще очень мало знаем о физиологических механизмах оптической агнозии. Однако не оставляет сомнений, что тщательное патофизиологическое изучение обнаружит у таких больных ряд сензорных расстройств: явления быстрого истощения зрительной рецепции, нарушения процессов зрительной адаптации, повышения порогов и т. д, которые, вероятно, особенно резко будут выступать при переходе к более комплексным формам зрительного восприятия. О последнем говорили Штейн и Вейцзеккер (1927), Бай (1950), а также такие исследователи, как Денни-Браун (1952) и др.

    1 Явления тактильной агнозии будут специально рассмотрены ниже (см II, 3, г)

    Дополнительные и очень существенные данные для такого понимания оптических агнозий мы получаем из анализа тех случаев, которые не проявляют симптомов нарушения предметного восприятия в столь отчетливом виде, но дают возможность проследить то же нарушение в несколько иных формах.

    Еще Пьер Жанэ описал аналогичное нарушение у польского офицера, у которого после двустороннего ранения теменной области зрительное восприятие и зрительные представления оказались резко суженными, в силу чего он мог одновременно представлять или припоминать лишь один зрительный объект.

    Мы имели возможность проследить аналогичные явления на двух случаях двустороннего поражения теменно-затылочной области и сделать некоторые шаги к психофизиологическому анализу наблюдаемых при этом симптомов1.

    Первый из наших больных, которого мы изучали, больной В, получил двустороннее сквозное ранение затылочно-теменной области; в отличие от больных с оптической агнозией, он мог узнавать отдельные предметы. Однако в практической жизни он вел себя как слепой. Это было связано с тем, что, как и у больных П. Жанэ и Балинта, он одновременно мог воспринимать лишь один объект (фигуру или букву) и лишь в редких случаях — комплекс элементов, который психологически приобрел характер единой зрительной структуры (как это, например, имеет место при узнавании привычных слов). Как и у больных, описанных П. Жанэ и Балинтом, зрительный синтез отдельных признаков в целую структуру был у нашего больного нарушен.

    1 Анализ этих случаев опубликован нами особо (см. А Р. Лурия, 1959; А. Р. Лурия, Е.,Н. Правдина-Винарская и А. Л. Ярбус, 1961).

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.