Карта комплексной диагностики больных с афазией

КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ

Дата обследования _________________________________________

Возраст_______ – образование_______ – профессия __________

Знание других языков________ – ведущая рука _______________

Эмоциональная сфера ______________________________________

Импрессивная речь

1. Понимание внеситуативных вопросов _____________________

Ситуативных вопросов _____________________________________

Пародоксальных вопросов __________________________________

2. Понимание простых инструкций

3. Понимание сложных инструкций

4. Фонематический анализ__________________________________

Экспрессивная речь

1. Спонтанная речь ________________________________________

2. Автоматизированная речь _________________________________

3. Дезавтоматизированная речь ______________________________

4. Повторная речь:

звуки речи ________________________________________________

5. Называние ______________________________________________

(предметов по рисунку)_____________________________________

произвольная фразовая речь:

составление фразы по картинке _____________________________

с заданным словом _________________________________________

7. Составление рассказов по сюжетной картинке ______________

на заданную тему __________________________________________

Праксис

1. Мимический ____________________________________________

2. Оральный _______________________________________________

3. Органов артикуляции ____________________________________

мышечный тонус __________________________________________

объем движений языка _____________________________________

объем движений губ ________________________________________

состояние мягкого неба ____________________________________

речевое дыхание ______________ – голос ______________________

4. Смысловые жесты _______________________________________

5. Позы кисти, пальцев ___________________________________

6. Реципрокная координация ______________________________

7. Асимметрическое постукивание _________________________

8. Сомато-пространственный праксис ______________________

9. Динамический праксис:

графические пробы ______________________________________

10. Условные реакции выбора _____________________________

Письмо

1. Двигательные автоматизмы _____________________________

2. Списывание __________________________________________

3. Под диктовку _________________________________________

4. Звуко-буквенный анализ и синтез состава слова

5. Спонтанное письмо ___________________________________

Чтение (показ)

1. Букв разного шрифта __________________________________

2. Глобальное: идеограмм – неидеограммных текстов

Счет

1. Запись чисел _________________________________________

2. Прочтение чисел ______________________________________

3. Запись многозначных чисел _____________________________

4. Чтение многозначных чисел_____________________________

5. Счетные операции ____________________________________

6. Серийный отсчет ______________________________________

Гнозис зрительный

реалистических изображений _____________________________

перечеркнутых и наложенных _____________________________

деление отрезка пополам _________________________________

пересчет точек __________________________________________

3. Понимание сюжетных картин __________________________

4. Оптико-пространственный гнозис _______________________

5. Цветовой ____________________________________________

6. Лицевой _____________________________________________

7. Невербальный слуховой гнозис __________________________

Конструктивно-пространственная деятельность

рисование геометрических фигур __________________________

рисование предметов (человек, дом, стол) ___________________

рисование сюжетов ______________________________________

складывание из частей:

сюжетных картин ________________________________________

переворот геометрических фигур __________________________

Память ________________________________________________

модально-специфические формы памяти:

слухо-речевая память ____________________________________

зрительная память _______________________________________

двигательная память _____________________________________

Исследование интеллектуальных процессов

1. Решение арифметических задач _________________________

2. Интерпретация пословиц, метафор _______________________

3. Понимание сюжетных текстов __________________________

4. Обобщение и классификация ___________________________

Заключение_____________________________________________

_______________________________________________________

Рекомендации ___________________________________________

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Ведение больных Успех лечения зависит от того, удастся ли врачу установить хорошие взаимоотношения с пациентом, с тем чтобы заручиться его содействием. Добиться этого иногда бывает нелегко, особенно если приходится иметь дело с хронически больными, страдающими

54. Особенности назначения комплексной автороведческой и почерковедческой экспертизы Важное значение в практике расследования уголовных дел имеет правильное описание рукописного документа в протоколе следственного действия. Схема описания рукописного документа в

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ Дата обращения____________________________________________Фамилия __________________________________________________Имя_______________________________________________________Отчество ___________________________________________________Пол мужской, женскийГод

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗАИКАНИЯ Фамилия, имя______________________________________________Год рождения______________________________________________Сведения о семьеМать (ФИО, образование, место работы)_____________________________________________________________________________Отец (ФИО, образование, место

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИИ Фамилия, имя, отчество __________________________________________________________________________________________Возраст ________________________________________________ Произносительная сторона речи 1. Степень разборчивости речи:• Речь невнятная, малопонятная для окружающих____________•

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР, ЗРР, АЛАЛИЯ) Анамнез 1. В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения)2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:• есть / нет

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА Анамнез _______________________________________________________ _______________________________________________________ ______________________________________________________ – Жалобы _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Особенности

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РИНОЛАЛИИ 1. Состояние артикуляционного аппарата (строение и функция):Губы – наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологииВерхняя губа: Норма __________________________________________________ Укорочена _______________________________________________

КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3-Х ЛЕТ * Праксис – адекватно координированное действие, сопровождающееся развернутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной

КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 3-Х ЛЕТ (Учитываются: сила движений, точность движений, темп движения, координация движений, переключение от одного движения к другому) 3,5 года • Ездит на трехколесном

КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙТВАМИ Фамилия, имя, отчество: ___________________________________Возраст: ___________________________________________________Образовательное учреждение:________________________________Имя, отчество матери,


КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ

Дата обследования _________________________________________

Возраст_______ – образование_______ – профессия __________

Знание других языков________ – ведущая рука _______________

Эмоциональная сфера ______________________________________

Импрессивная речь

1. Понимание внеситуативных вопросов _____________________

Ситуативных вопросов _____________________________________

Пародоксальных вопросов __________________________________

2. Понимание простых инструкций

3. Понимание сложных инструкций

4. Фонематический анализ__________________________________

Экспрессивная речь

1. Спонтанная речь ________________________________________

2. Автоматизированная речь _________________________________

3. Дезавтоматизированная речь ______________________________

4. Повторная речь:

звуки речи ________________________________________________

5. Называние ______________________________________________

(предметов по рисунку)_____________________________________

произвольная фразовая речь:

составление фразы по картинке _____________________________

с заданным словом _________________________________________

7. Составление рассказов по сюжетной картинке ______________

на заданную тему __________________________________________

Праксис

1. Мимический ____________________________________________

2. Оральный _______________________________________________

3. Органов артикуляции ____________________________________

мышечный тонус __________________________________________

объем движений языка _____________________________________

объем движений губ ________________________________________

состояние мягкого неба ____________________________________

речевое дыхание ______________ – голос ______________________

4. Смысловые жесты _______________________________________

5. Позы кисти, пальцев ___________________________________

6. Реципрокная координация ______________________________

7. Асимметрическое постукивание _________________________

8. Сомато-пространственный праксис ______________________

9. Динамический праксис:

графические пробы ______________________________________

10. Условные реакции выбора _____________________________

Письмо

1. Двигательные автоматизмы _____________________________

2. Списывание __________________________________________

3. Под диктовку _________________________________________

4. Звуко-буквенный анализ и синтез состава слова

5. Спонтанное письмо ___________________________________

Чтение (показ)

1. Букв разного шрифта __________________________________

2. Глобальное: идеограмм – неидеограммных текстов

Счет

1. Запись чисел _________________________________________

2. Прочтение чисел ______________________________________

3. Запись многозначных чисел _____________________________

4. Чтение многозначных чисел_____________________________

5. Счетные операции ____________________________________

6. Серийный отсчет ______________________________________

Гнозис зрительный

реалистических изображений _____________________________

перечеркнутых и наложенных _____________________________

деление отрезка пополам _________________________________

пересчет точек __________________________________________

3. Понимание сюжетных картин __________________________

4. Оптико-пространственный гнозис _______________________

5. Цветовой ____________________________________________

6. Лицевой _____________________________________________

7. Невербальный слуховой гнозис __________________________

Конструктивно-пространственная деятельность

рисование геометрических фигур __________________________

рисование предметов (человек, дом, стол) ___________________

рисование сюжетов ______________________________________

складывание из частей:

сюжетных картин ________________________________________

переворот геометрических фигур __________________________

Память ________________________________________________

модально-специфические формы памяти:

слухо-речевая память ____________________________________

зрительная память _______________________________________

двигательная память _____________________________________

Исследование интеллектуальных процессов

1. Решение арифметических задач _________________________

2. Интерпретация пословиц, метафор _______________________

3. Понимание сюжетных текстов __________________________

4. Обобщение и классификация ___________________________

Заключение_____________________________________________

_______________________________________________________

Рекомендации ___________________________________________

АФАЗИЯ

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афазия – одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восстановление речи); величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве.

Для организации эффективного восстановительного обучения необходимо комплексное обследование лиц с афазией, осуществляемое специалистами разных профилей – нейропсихологами, логопедами, врачами. Логопедом обследуются:

1. Общая способность к речевой коммуникации, понимание ситуативной, обиходной речи, степени речевой активности.

2. Понимание речи: инструкции одно- и многозвеньевые; задания по нахождению предмета; пересказ; решение логико-грамматических конструкций; фонематический слух, слухоречевая память; понимание смысла пословиц.

3. Экспрессивная речь: автоматизированная, повторение звуков, слогов, слов различной степени сложности; называния предметных картинок, действий, составление фраз и текстов по сюжетным картинкам, пересказ прочитанного текста.

4. Письмо, чтение и счет.

5. Оральный, пространственный и динамический праксис.

6. Акустический и оптический гнозис.

Основные принципы восстановления речи больных с афазиями:

1. Раннее начало восстановительной терапии;

2. Систематичность и длительность занятий;

1. Одновременность преодоления нарушений речи, понимания, чтения и письма.

При разработке плана коррекционно-педагогической работы следует придерживаться следующих положений:

1. Восстановительная работа должна носить комплексный медико-психолого-педагогический характер.

2. Учитывать поэтапность восстановления речевой функции. На начальном этапе растормаживать речь (растормаживать то, что оказалось заторможенным) с пассивным участием больного, на более поздних – осуществлять активное участие больного, перестраивать выпавшие функции за счет привлечения к работе новых функциональных систем, что достигается не прямыми, а обходными методами воздействия.

3. Выбирать приемы работы, которые позволили бы либо восстановить речь, либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции (принцип обходного пути). При сенсорной афазии фонематический слух восстанавливается путем использования сохранной оптической, кинестетической, а главное, смысловой дифференциации слов, близких по звучанию.

4. При любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением.

5. При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи.

6. Работа проводится на положительном эмоциональном фоне.

При афазиях, возникших вследствие кровоизлияния в мозг, речь восстанавливается лучше, чем при тромбоэмболиях или травмах.

Занятия проводятся в течение 2 – 3 месяцев, 1 – 2 месяца – перерыв, в течение 2 – 3, а то и 4 - 5 лет.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Рубрика: Медицина

Дата публикации: 18.01.2016 2016-01-18

Статья просмотрена: 5397 раз

Изобретение относится к области медицины и педагогики, а именно к неврологии и логопедии. Может найти применение в неврологических и нейрохирургических клиниках, в отделениях реабилитации больных с органическим поражением головного мозга. Отличительной особенностью предлагаемого способа диагностики является то, что обследование больного состоит из нескольких независимых модулей, которые сгруппированы в соответствии с диагностируемыми формами афазии. В каждом модуле тестируется определенная форма и определяется степень ее выраженности.

Ключевые слова: методика скрининг обследования, афазия, формы афазии

В настоящее время в медицине достигнут существенный прогресс [5–22], в том числе и лечении афазии. Патогенез афазии характеризуется системным нарушением функционирования речевого мышления вследствие органического поражения головного мозга.

Афазия клинически проявляется:

1) в грубом нарушении понимания и собственной речи (грубая сенсомоторная афазия);

2) в нарушении понимания обращенной речи (акустико-гностическая афазия);

3) в нарушении объема слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия);

4) в нарушении семантики речи (семантическая афазия);

5) в нарушении моторной кинестетической программы (афферентно-моторная афазия);

6) в нарушении моторной кинетической программы (эфферентно-моторная афазия);

7) в нарушении планирования и программирования речевого высказывания (динамическая афазия).

От синдрома афазии следует дифференцировать мутизм, то есть произвольный отказ от речевого общения, не обусловленный органическими изменениями в коре головного мозга. Суть данной работы заключалась в последовательной компоновке и интегрировании материала по диагностике лиц с афазией вплоть до получения окончательной методики обследования. При компоновке информации определялись структурные составляющие диагноза (предпосылки и проявления) путем сличения разных проявлений к конкретным симптомам или синдромам. В данном случае применялся качественный анализ дефекта, выделение первично пострадавших звеньев (факторов). Это позволило различить сходные картины нарушения и способствовало постановке точного логопедического диагноза. В целом, процесс создания компьютерной экспресс методики обследования состоял из нескольких этапов:

  1. группировка имеющихся симптомов в синдром;
  2. выделение в синдроме ведущего симптома;
  3. распознавание полученного синдрома путем сличения с эталонными представлениями о формах афазии.

При обследовании больного первоначально регистрируются анкетные данные, клинический диагноз, особенности эмоционально-волевой сферы больного, результаты объективных исследований (КТ/МРТ). На следующем этапе начинается собственно исследование речевого мышления больного, которое состоит из двух этапов. Цель первого этапа исключить грубую степень тяжести речевого расстройства, а также дифференцировать афазию и мутизм. Цель второго этапа — определение формы афазии и степени ее выраженности.

Результат обследования — балльная оценка, которая соотносится с формой речевого нарушения и степенью его выраженности. Методика скрининг обследования больных с афазией составлена на основе зарекомендовавших себя апробированных методик, использующихся в клиниках для определения выявления речевых нарушений у больных с локальным нарушением мозгового кровообращения [1,2,3,4,5,6].

Создание компьютерной скрининг методики диагностики проводилось в 2013–2015 гг. в несколько этапов: На первом этапе разработчиком (логопедом Щербаковой М. М.) на основе проанализированной литературы и собственных внедренных программ реабилитации была составлена экспресс методика диагностики афазии, отвечающая всем требованиям, предъявляемым к данным работам. Контролировал процесс, анализировал содержание экспресс методики и ее адекватность применения в клинике руководитель отделения неврологии, главный внештатный специалист Московской Области, заведующий кафедрой неврологии ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. В. Владимирского д. м. н., профессор Котов С. В. На втором этапе создавался компьютерный вариант экспресс диагностики (программисты отделения компьютерных технологий ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского МОНИКИ.). На третьем этапе компьютерная скрининг диагностика афазии прошла апробацию в клинике (отделение неврологии ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского) и доказала свою достоверность.

Алгоритм обследования прост и доступен для специалистов, так как: 1) не требует дополнительных материалов; 2) доступен для обследования больных как логопедам-афазиологам, так и врачам-неврологам. Продолжительность обследования одного больного составляет от 7 до 30 минут и не требует большой психической нагрузки от больного.

Способ осуществляется следующим образом. Первоначально фиксируются общие сведения о больном, неврологический диагноз, группа инвалидности, образование больного, особенности эмоционально-волевой сферы больного, уточняется наличие или отсутствие очагового поражения головного мозга по данным объективных исследований (КТ/МРТ). Затем начинается собственно процесс обследования речевого мышления больного, который состоит из нескольких независимых модулей. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора последнего элемента в предлагаемом задании, либо по истечении отведенного на выполнение задания времени.

Модуль 1. Обследование грубой сенсомоторной афазии. Включает 4 задания. Задания: ситуативная беседа (3 балла); автоматизированная речь (2 балла); договаривание стойких речевых конструкций (3 балла); понимание простейших речевых инструкций (4 балла).

1) 0–6 баллов — тотальная афазия. Рекомендуется Модуль 2. Исключение мутизма.

2) 7–9 баллов — грубая сенсомоторная афазия.

3) 10–12 баллов — грубой сенсомоторной афазии нет. Рекомендовано дальнейшее обследование больного.

Модуль 2. Исключение мутизма. Включает 3 задания и одно дополнительное. Задания: дописывание пропущенных слов в текст (1 балл); показ предметных картинок по инструкции (1 балл); дописывание предложений (4 балла).

1) 0–2 балла — мутизма нет. Ставится диагноз: тотальная афазия

2) 3 балла — проводится дополнительное обследование с целью исключения мутизма. В результате обследования: а) 0 баллов — мутизм исключается, ставится грубая сенсомоторная афазия; б) 1 балл — мутизм подтверждается.

3) 4–6 баллов — мутизм.

Модуль 3. Акустико-гностическая афазия. Включает 6 заданий. Задания: показ сюжетных картинок (4 балла); показ предметных картинок (4 балла); раскладывание подписей к предметным картинкам (4 балла); фонематическое восприятие (6 баллов); составление слов из букв (4 балла).

1) 20–22 балла — акустико-гностической афазии нет.

2) 16–19 баллов — акустико-гностическая афазия легкой степени тяжести

3) 13–15 баллов — акустико-гностическая афазия средней степени тяжести.

4) 0–12 баллов — акустико-гностическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 4. Акустико-мнестическая афазия. Включает 5 заданий. Задания: показ недорисованных предметных картинок (4 балла); объяснение функциональных назначений предметов (5 баллов); подбор аналогии (2 балла); слухоречевая память на серию слов (2 балла), слухоречевая память на текст (4 балла).

1) 16–17 балла — акустико-мнестической афазии нет.

2) 13–15 баллов — акустико-мнестическая афазия легкой степени тяжести

3) 7- 12 баллов — акустико-мнестическая афазия средней степени тяжести.

4) 0–6 баллов — акустико-мнестическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 5. Семантическая афазия. Включает 7 заданий. Задания: зрительное восприятие пропорций (1 балл); восприятие наложенных изображений (3 балла); схема тела (4 балла); определение времени на часах (2 балла); счетные операции (1 балл); понимание переносного смысла слова (4 балла); понимание логико-грамматических оборотов (2 балла).

1) 16–17 балла — семантической афазии нет.

2) 14–15 баллов — семантическая афазия легкой степени тяжести

3) 8–13 баллов — семантическая афазия средней степени тяжести.

4) 0–7 баллов — семантическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 6. Динамическая афазия. Включает 5 заданий. Задания: динамический праксис (1 балл); подбор к словам-глаголам синонимов (4 балла), антонимов (4 балла); построение фразы (предложения) (3 балла); решение логических задач (3 балла).

1) 14–15 баллов — динамической афазии нет.

2) 12–13 баллов — динамическая афазия легкой степени тяжести

3) 8- 11 баллов — динамическая афазия средней степени тяжести.

4) 0–7 баллов — динамическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 7. Эфферентно-моторная афазия. Включает 4 задания. Задания: воспроизведение дезавтоматизированных рядов (2 балла); графический праксис (2 балла); составление слов из слогов (4 балла); составление слов из букв с известной первой буквой (4 балла).

1) 10–11 баллов — эфферентно-моторной афазии нет.

2) 8–9 баллов — эфферентно-моторная афазия легкой степени тяжести

3) 5–7 баллов — эфферентно-моторная афазия средней степени тяжести.

4) 0–4 баллов — эфферентно-моторная афазия грубой степени тяжести.

Модуль 8. Афферентно-моторная афазия. Включает 6 заданий. Задания: автоматизированное письмо (1 балл); дописывание первых слогов в слово (4 балла); дописывание последних слогов в слово (4 балла); составление слов из букв (3 балла); отгадывание кроссворда (5 баллов); дезавтоматизированное письмо (2 балла).

1) 18–19 баллов — афферентно-моторной афазии нет.

2) 14–17 баллов — афферентно-моторная афазия легкой степени тяжести

3) 7–13 баллов — афферентно-моторная афазия средней степени тяжести.

4) 0–6 баллов — афферентно-моторная афазия грубой степени тяжести.

Таким образом, диагностика речевого мышления больного по уникальной методике включает либо:

1) все модули обследования с определением формы афазии и степени ее выраженности у больных без предварительного диагноза. Процедура занимает около 30 минут.

2) определенный модуль обследования у больных с наличием предварительного диагноза с целью подтверждения наличия данной формы афазии и определения степени ее выраженности. Процедура обследования занимает 5–7 минут.

Методика прошла апробацию в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского в 2013–2015 гг. на 137 больных. В большинстве случаев у больных наблюдались сочетанные речевые диагнозы. Всем обследуемым больным (137 человек) был поставлен предварительный логопедический диагноз, который был подтвержден в 100 % случаев при обследовании их по скрининг методике обследования. После проведенного курса реабилитации с больными проводилось повторное обследование по методике скрининг обследования, которое позволило доказать результативность комплексного лечения (сосудистой терапии и логопедического воздействия). Если при первичном обследовании речевых нарушений выявлено не было, повторное обследование не проводилось.

В целом можно отметить следующие достоинства компьютерной скрининг методики обследования больных с афазией:

1) в методике диагностики учтены все параметры проявления синдрома афазии (нарушение как речевых, так и неречевых высших психических функций).

2) алгоритм обследования прост и доступен для специалистов, так как:

а) не требует дополнительных материалов;

б) доступен для обследования больных как логопедам-афазиологам, так и врачам неврологам, работающим с данной группой больных.

3) продолжительность обследования одного больного составляет от 7 до 30 минут и не требует большой психической нагрузки от больного.

а) реальных предметов:

б) простых изображений:

в) контурных изображений:

г) контурных пунктирных изображений:

д) перечеркнутых изображений:

е) наложенных изображений:

ж) выделение фигуры из фона:

з) недорисованных изображений:

и) фрагментарных изображений:

Восприятие сюжетных изображений

Оптико-пространственный гнозис

а) называние пространственных признаков:

б) узнавание геометрических контурных изображений

в) выбор и идентификация невербализуемых геометрических фигур:

г) определение времени на часах:

ж) ориентировка в схеме географической карты:

Буквенный и цифровой гнозис

а) узнавание букв и цифр простого шрифта:

б) узнавание и идентификация букв и цифр в различных шрифтах:

в) узнавание букв и цифр.

Цветовой гнозис

а) называние цвета:

б) идентификация цвета:

в) классификация цвета:

Лицевой гнозис

а) узнавание лиц на портретах:

б) узнавание и идентификация лиц на разных портретах:

в) идентификация портретов по следам:

Классификация по форме, цвету, величине

8. Локализация прикосновений:

9. Пальцевой гнозис:

10. Стереогноз(узнавание и идентификация предметов на ощупь)

Узнавание частей тела

Заключение ______________________________________________

Рекомендации___________________________________________

КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ
БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ

Дата обследования _____________________________________

Возраст________ образование________ профессия __________

Знание других языков __________ ведущая рука ____________

Эмоциональная сфера __________________________________

Психическая активность ________________________________

Импрессивная речь

1. Понимание внеситуативных вопросов __________________

Ситуативных вопросов _________________________________

Пародоксальных вопросов ______________________________

2. Понимание простых инструкций

3. Понимание сложных инструкций

4. Фонематический анализ ______________________________

Экспрессивная речь

1. Спонтанная речь ____________________________________

2. Автоматизированная речь _____________________________

3. Дезавтоматизированная речь __________________________

4. Повторная речь:

звуки речи ____________________________________________

5. Называние __________________________________________

реальных предметов ___________________________________

(предметов по рисунку) _________________________________

частей тела ___________________________________________

произвольная фразовая речь:

составление фразы по картинке __________________________

с заданным словом _____________________________________

7. Составление рассказов по сюжетной картинке ___________

на заданную тему ______________________________________

Праксис

1. Мимический ________________________________________

2. Оральный __________________________________________

3. Органов артикуляции ________________________________

мышечный тонус ______________________________________

объем движений языка _________________________________

объем движений губ ___________________________________

состояние мягкого нёба _________________________________

глоточный рефлекс ____________________________________

речевое дыхание ______________ голос ___________________

4. Смысловые жесты ___________________________________

5. Позы кисти, пальцев _________________________________

6. Реципрокная координация ____________________________

7. Асимметрическое постукивание _______________________

8. Сомато-пространственный праксис _____________________

9. Динамический праксис:

графические пробы ____________________________________

10. Условные реакции выбора ___________________________

Письмо

1. Двигательные автоматизмы ___________________________

2. Списывание ________________________________________

3. Под диктовку _______________________________________

4. Звуко-буквенный анализ и синтез состава слова

5. Спонтанное письмо __________________________________

Чтение(показ)

1. Букв разного шрифта _________________________________

2. Глобальное: идеограмм — неидеограммных текстов

Счет

1. Запись чисел ________________________________________

2. Прочтение чисел ____________________________________

3. Запись многозначных чисел ___________________________

4. Чтение многозначных чисел ___________________________

5. Счетные операции ___________________________________

6. Серийный отсчет ____________________________________

Гнозис зрительный

перечеркнутых и наложенных____________________________

деление отрезка пополам _______________________________

пересчет точек ________________________________________

3. Понимание сюжетных картин _________________________

4. Оптико-пространственный гнозис ______________________

5. Цветовой ___________________________________________

6. Лицевой ____________________________________________

7. Невербальный слуховой гнозис ________________________

Конструктивно-пространственная деятельность

рисование геометрических фигур ________________________

рисование предметов (человек, дом, стол) _________________

рисование сюжетов ____________________________________

складывание из частей:

сюжетных картин ______________________________________

переворот геометрических фигур ________________________

Память ______________________________________________

модально-специфические формы памяти:

зрительная память _____________________________________

двигательная память ___________________________________

Исследование интеллектуальных процессов

1. Решение арифметических задач ________________________

2. Интерпретация пословиц, метафор _____________________

3. Понимание сюжетных текстов _________________________

4. Обобщение и классификация __________________________

Заключение__________________________________________

Рекомендации________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.
Задания для исследования письма и чтения

Письмо изолированных букв под диктовку

(с проговариванием и без проговаривания)

Ч, Щ, Ж, С, Т, К, М, Н, П,3, Ц

Письмо под диктовку серии букв

(с проговариванием и без проговаривания)

АУ ОА АЯ УЕ АУЕ ОАИ

УАОЁ АУЕА ЯИОИЁ ОУИЕЮ

МП ПК ТПК СЗМ ЗДРП КТМН

ДПТНЛ ЗШТКМ ЖВКЧБ

Письмо под диктовку серии слогов

(с проговариванием и без)

а) с оппозиционными фонемами:

ПА-БА ДА-ТА ША-ЖА ЖА-ША ФА-ВА

КА-ГА ЗА-СА СА-ЗА НА-НЯ МУ-МЮ

ЛО-ЛЁ ПА-ПА-БА БА-ПА-БА ДА-ТА-ТА

ДА-ТА-ТА-ДА ДА-ДА-ТА-ДА СА-СА-ЗА-СА

СА-ЗА-СА-ЗА КА-КА-ГА-КА ГА-КА-ГА-ГА ВА-ФА-ВА

ФА-ВА-ВА ВА-ФА-ФА-ВА ЖА-ЖА-ША ША-ША-ЖА-ША

б) со сходными артикулемами:

СА-ША-ЗА ЗА-ЖА-ЦА БА-МА-БА ДА-ЛА-НА ДОН-НОЛ

в) с согласной в различных позициях:

ПА-ПО-ПЕ ТО-ТЕ-ТЮ ТУ-ТЯ-ТИ-ТО

БИ-БА-БО БА-БО-БИ-БЯ СА-СО-СЕ-СУ

Исследование письма

Письмо под диктовку слогов слов, словосочетаний, фраз:

а) отдельных слогов и слов:

ТПРУ, ФСЕС, ФСОФ, ДУМ, СВУМ, ХАЧ, ВЯФ, ДЁЧ, ШТИСЬ, НЫСЬ, ЕФЬ, СТОЛ, СЛОН, ПАРТА, ХАЛАТ, ГРИБЫ, КАША, ГОРА, ЗДОРОВЬЕ, ОГУРЕЦ, ДЯТЕЛ, КОМБАЙН, ХВОСТ, ШПРИЦ, ПСКОВ.

б) слов с оппозиционными фонемами:

ГОРА-КОРА, КРАЙ-ИГРАЙ, ЖАРА-ШАРАДА, МОЛОТ-БОЛТ, ШАРУЖАР, КРОМКА-ГРОМКО, КРОТ-ГРОТ, МОЛ-МОЛЬ, БИДОН-ПИТОН-БЕТОН, ПЫЛ-БЫЛ, БИЛ-БЫЛ, ХОЛСТ-ГОЛОС-ХОЛОСТ, ЗАБОР-СОБОР-ЗАПОР

в) слов с гоморганными артикулеммами:

ДОМ-ЛОМ, ЛОГ-ДОГ, НОРА-ДЫРА, ДОМ-ЛЕС-ЛОМ.

г) с повторяющимися морфемами:

д) редкие, усложненные по звуковой структуре:

КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ, ПАРОВОЗОСТРОЕНИЕ, АСТРОЛЯБИЯ, ЭКЗОФТАЛЬМ, СТРАТОСТАТ, ЛИНОЛЕУМ, САРКОФАГ, ДИРИЖАБЛЬ, ШАХМАТЫ, БЕСПРЕРЫВНО

Исследование письма

Письмо под диктовку словосочетаний, фраз и текста:

Листья шуршат. Кругом пламя. Стрекозы громко стрекочут. Кругом трещали кузнечики. Дом горит, метла метет, луна светит. У крыльца лужи. Дети ищут шишки, зашли в чащу. Искали шишки, а нашли ёжика. В пруду жили щуки. Гудит гудок. Марина сушила малину. Лара разбила тарелку. Римма мыла раму: На кустах акации расцвели красивые цветы.

Из левой куриной лапки

В изысканном парижском ресторане блюдо из левой куриной лапки значительно дороже, чем то же блюдо из правой лапки той же курицы. В примечании к меню дается такое объяснение: куры во время сна стоят длительное время на правой ноге, поэтому мясо левой ножки у них более нежное.

У Егеля были самые весёлые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих подростков, выделывающих свои только что выученные па. Это говорили и сами подросточки и подростки, танцевавшие до упада. Это говорили взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслью снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье.

Зимой в лесу

Я иду по тропе. Снежный ком упал с дерева. Под стволом сосны щель. Туда ведут следы. Я стукнул ногой по стволу. Пушистый заяц прыгнул на поляну.

Берёза

Берёза вся трепещет на ветру зелёными листочками. Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь на серёжки, послушаешь скворца — станет тебе легко и радостно.

Зимой берёзка сверкает серебром. Ранним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки. И зимой, и летом хороша русская берёзка!

(По Г. Снегирёву)

Оляпка

Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лед. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира.

(По В. Бианки)

Гималайский медведь

Вгорных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь чёрный, а на груди белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазит по деревьям. Медведь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Заберётся мишка на черёмуху, наломает ветвей и обсасывает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в поселок, а из пустого внутри ствола медведь вылезает.

(По Г. Снегирёву)

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его, и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул, выронил сеть, голубка вспорхнула и улетела.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.