Когда выражены иррадиация нервных процессов

Возбуждение, возникшее в определенном участке нервной системы, может, переходя с нейрона на нейрон, иррадиировать, т. е распространятся на другие участки. Прикоснувшись к горячему предмету, ребенок не просто отдергивает руку, а проявляет общую двигательную активность, начинает плакать. Это пример резко выраженной иррадиации возбуждения. Иррадиировать может и состояние торможения. Под влиянием очень сильного или длительного раздражения. возникшее в нервной системе возбуждение сменяется торможением. Оно легко распространяется на другие участки, что ведет к общему понижению возбудимости нервной системы. Человек перестает реагировать на такие раздражения, которые раньше вызывали соответствующие реакции.

Иррадиация чаще всего проявляется в общем повышении или понижении возбудимости нервной системы. Так, например, возбудимость при получении радостной вести повышается, а при печальной понижается. В первом случае человек становится бодрым, жизнерадостным, а во втором – подавленным, ко всему безразличным. Проявляется иррадиация и в увеличении количества органов, принимающих участие в ответной реакции. Так при сильном сжатии кисти сокращается не только мышцы руки, но и другие части тела.

Важнейшие условие координации – выключение из реакции тех органов, которые препятствуют осуществлению данного рефлекса. Так, например, при сгибании руки в локтевом суставе, мышцы разгибатели расслабляются, при выдохе расслабляются мышцы, осуществляющие вдох. Объясняется это тем, что в мозге могут устанавливаться определенные взаимоотношения между отдельными группами нервных клеток, например, между центрами различных мышц: повышение возбудимости или возбуждения одних групп нейронов сопровождается понижением возбудимости или торможение других. Такое наведение противоположного состояние, т. е смена одного нервного процесса другим называется индукцией.

Различают отрицательную индукцию, когда в ответ на появление очага возбуждения или повышенной возбудимости в одних участках мозга, в других участках мозга возбудимость понижается, и положительную, т. е повышение возбудимости, вызываемое появлением очага торможения или очага пониженной возбудимости. Примером положительной индукции может служить всем известный факт, что зубная боль, которая днем ощущается слабо, ночью может стать почти нестерпимой. Это объясняется тем, что ночью на фоне торможения или резко пониженной возбудимости большей части тела возбужденным остается тот участок, к которому подходят импульсы от больного зуба. Под влиянием индукции возбудимость этого участка значительно повышается.

Если бы явление индукции или иррадиации захватывали весь мозг, была бы невозможна никакая координация. В действительности, и иррадиация и индукция носят избирательный характер: в каждом отдельном случае они захватывают лишь определенные группы клеток. При этом в той или иной степени участвуют оба процесса: возбудимость одних групп клеток изменяется под влиянием иррадиации, а других под влиянием индукции. Иррадиация и индукция взаимно ограничивают друг друга. Как правило, слабые очаги возбуждения и торможения не вызывают значительной индукции, что способствует процессу иррадиации. Чем сильнее очаг возбуждения или торможения, тем интенсивнее проявляется индукция, и, следовательно, тем менее благоприятны условия для иррадиации. При очень сильном очаге возбуждения или торможения, наоборот, иррадиация оказывается столь значительной, что преодолевает препятствия, создаваемые индукцией.

Если человек выполняет работу, которая для него важна или интересна, либо читает увлекательную книгу, очаги возбуждения в мозге могут оказаться достаточно сильными, что бы вызвать мощную индукцию. В результате возбудимость многих других участков мозга сильно понижается. Это проявляется в том, что человека не отвлекают постороннее мысли, у него не рассеивается внимание, и он не замечает, что происходит вокруг.

При действии слабых раздражителей, например, при чтении, очень скучной книги, внимание наоборот, легко рассеивается, что связано с преобладанием иррадиации возбуждения.

В результате взаимодействия иррадиации и индукции мозг представляет собой как бы мозаику очагов повышенной и пониженной возбудимости. Непрерывно и закономерно протекающая перестройка очагов возбуждения и торможения приводит к созданию самых разнообразных комбинаций согласованной работы органов.

Понятие доминанты

Одна из наиболее существенных сторон координации функций организма заключается в создании условий, наиболее благоприятных для осуществления той или иной деятельности. Нервная система должна пустить в ход все механизмы, обеспечивающие эту деятельность, и затормозить, устранить все, что мешает её нормальному протеканию.

Дыхание и глотание – два физиологических акта, которые не могут протекать одновременно. Следовательно, невозможно одновременное возбуждение соответствующих нервных центов. При глотании на короткое время господствующим становится глотательный центр, тогда как дыхательный заторможен. Временное преобладание одного из нервных центров получило название доминанты.

Доминантное состояние поддерживается импульсами, не только приходящими от соответствующих рецепторов, но и возникающими под влиянием раздражителей, не имеющих непосредственного отношения к доминирующему центру. Так, например, если во время лакания молока лапу щенка раздражать слабым электрическим током, он не отдергивает лапу, а начинает лакать с большей интенсивностью. Следовательно, сторонние раздражители усиливают доминанту, делая её более стойкой. Однако сильные раздражители могут нарушить доминанту. В процессе нервной деятельности одна доминанта сменяет другую, но всякий раз текущая доминанта обеспечивает направленную активность нервной системы. Доминанта лежит в основе таких психических процессов, как внимание, сосредоточенность, способность к волевым усилиям..

Физиологическими основами поведения человека являются два вида нервных процессов: возбуждение и торможение. К чему приводят особенности их возникновения и распространения по отделам нервной системы, прежде всего, в головном и спинном мозге? Рассмотрим это подробнее.


Физиологическая основа распространения нервных импульсов

Возбуждение и торможение обусловливают приспособление органов и систем тела человека к постоянным изменениям внутренней и внешней среды организма. Особенности их протекания в головном мозге изучает физиология. Иррадиация, концентрация, индукция – это виды взаимодействий нервных импульсов, происходящих в центральной нервной системе.

Выдающиеся российские ученые И. П.Павлов и И. М.Сеченов разработали теорию, объясняющую принципы работы высшей нервной деятельности, являющейся базой, на которой возводится надстройка – психические феномены, например, такие, как сознание, память, мышление и речь. Иррадиация – это распространение нервных процессов в центральной нервной системе, обуславливающее проявления высшей нервной деятельности. В данной статье мы выясним ее роль в формировании сложных условных рефлексов и развитии психики человека.

Особенности нервных процессов

Возбуждение и торможение – главные виды нервных импульсов, обуславливающие деятельность головного и спинного мозга, а также всей нервной системы человека. Они не только противоположны, но и взаимосвязаны между собой, функционируя по определенным закономерностям. Охватывая участки в коре больших полушарий, возбуждение и торможение распространяется на другие отделы, происходит их распространение – иррадиация. Это явление, противоположное процессу концентрации, т. е. ограничению очага возбуждения. Физиология высшей нервной деятельности установила, что взаимодействие нервных процессов обеспечивает формирование сложных систем – динамических стереотипов.


Они представляют собой условные рефлексы, приобретенные человеком на протяжении его жизни. Развитие речи, ходьба, игра на музыкальных инструментах и другие виды деятельности, приобретенные в процессе обучения и воспитания – примеры, иллюстрирующие иррадиацию. Это основа образования и сохранения условнорефлекторных актов.

Роль распространения возбуждения в эмоциональных реакциях организма

Если представить себе состояние коры головного мозга бодрствующего человека, то она будет иметь вид мозаики центров возбуждения и торможения, от которых соответствующие нервные процессы иррадиируют на рядом расположенные участки мозга и, далее, по черепно-мозговым или спинномозговым нервам поступают в скелетные мышцы, железы или другие внутренние органы. В момент острого эмоционального аффекта в коре и стволовой части мозга наблюдается появление очагов возбуждения, а также изменение показателей гомеостаза и поведенческих реакций. Например, у человека, попавшего в стрессовую ситуацию, кроме повышения кровяного давления и пульса, регистрируются сильные двигательные реакции: сбивчивость в речи, крик, резкая жестикуляция. Это объясняется тем, что активные очаги в центральной нервной системе распространяют возбуждение к речевым зонам коры и скелетным мышцам.


Распространение болевого синдрома

Негативные ощущения, которые возникают в нашем теле опосредовано и напрямую не связаны с физическим источником, т. е. пораженным органом, – это иррадиация боли. Симптомы боли проявляются как нервные импульсы, возникающие в покровных тканях или внутренних органах, или косвенно – за счет сигнальных молекул, попадающих в кровь вследствие клеточного распада. Места возникновения болезненных ощущений могут находиться далеко от первичного очага патологии. Классическим примером может служить симптоматика при обострении остеохондроза шейного отдела позвоночника. Для него характерна отдающая боль в затылочную и височную часть головы, поражения плечевых суставов и неприятные ощущения под лопаткой. Иррадиация возбуждения – это главная причина болевых симптомов. Она не только истощает физические ресурсы организма, но еще и мешает правильной постановке диагноза, усложняя выработку врачом стратегии лечения.

Релаксация как вид распространения торможения

Как мы выяснили ранее, физиологической основой психики человека являются два взаимосвязанных процесса – возбуждение и торможение, способные иррадиировать по различным отделам нервной системы. Торможение играет важную роль в практиках аутотренинга и упражнениях по релаксации, применяемых в психотерапии. Иррадиация – это форма распространения торможения, возникающая в определенном органе, например, в правой руке под влиянием музыки, аффирмаций или гипноза. Благодаря эффекту генерализации, оно захватывает другие части тела: шею, плечи, ступни ног, приводя весь организм в состояние покоя. Под генерализацией здесь мы понимаем распространение стимула к мышечному расслаблению от двигательных центров головного и спинного мозга.


Физиологической основой иррадиации торможения и возбуждения является наличие в нервной системе разветвлений дендритов и аксонов нейроцитов, а также вставочных нейронов и ретикулярной формации головного мозга. Все эти структуры играют ведущую роль в образовании сложных условных и безусловных рефлексов.

Проведение афферентной волны по рефлекторной дуге вызывает в ее нервных центрах состояние возбуждения или торможения. Эти процессы при определенных условиях могут охватывать и другие рефлекторные центры. Распространение процесса возбуждения на другие нервные центры называют иррадиацией.

Она осуществляется благодаря многочисленным взаимосвязям нейронов одной рефлекторной дугис нейронами других рефлекторных дуг, так, что при раздражений одного рецептора возбуждение в принципе может распространяться в центральной нервной системе в любом направлении и на любую нервную клетку. Чем сильнее афферентное раздражение и чем выше возбудимость окружающих нейронов, тем больше нейронов охватывает процесс иррадиации.

Иррадиация через некоторое время сменяется явлением кон­центрациипроцессов возбуждения в том же исходном пункте цент­ральной нервной системы. Концентрация происходит в несколько раз медленнее, чем иррадиация нервных процессов.

Процесс иррадиации может быть основой при формировании новых реакций организма, в частности ориентировочных реакций. По И.П.Павлову иррадиация является основой формирования условных рефлексов. На этой основе возможно, например, формирование новых двигательных навыков. Наряду с этим иррадиация возбуждения может оказать и отрицательное воздействие на состояние и поведение организма. Иррадиация возбуждения в ЦНС может нарушить тонкие взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в нервных центрах, что может стать основой ухудшения точности и эффективности двигательной деятельности.


Принцип конвергенции.К одной и той же нервной клетке сходится множество нервных путей (рис.3.6). Так, на каждом мотонейроне спинного мозга и ствола головного мозга образуют синоптические окончания тысячи сенсорных, а также возбуждающих и тормозных вставочных нейронов разных уровней.

Рис.3.6. Принципы конвергенции и общего конечного пути(по genetics.org.ua/. /Р).

Благодаря такой морфологической особенности к нейрону сходится множество потоков импульсов, что и называют конвергенцией.Конвергенция многих нервных путей к одному нейрону делает его интегратором соответствующих сигналов. Состояние нейрона (активность в виде импульсации или "молчания" в каждый данный момент) определяются алгебраическим сложением массы возбуждающих и тормозных входов, иными словами, интегралом всех его ВПСП и ТПСП (свойство суммации в нервных центрах).

Взаимосочетанная (реципрокная) иннервация мышц-антагонистов(рис.3.7).Для сгибательного движения в суставе необходимо не только сокращение мышц-сгибателей, но и одновременное расслабление мышц-разгибателей. При этом в мотонейронах мышц-сгибателей возникает процесс возбуждения, а в мотонейронах мышц-разгибателей - процесс торможения. При возбуждении же центров разгибателей, наоборот, тормозятся центры сгибателей. Такие координационные взаимоотношения между моторными центрами спинного мозга были названы взаимосочетанной или реципрокной иннервацией мышц-антагонистов.


Рис.3.7. Дуга рефлекса растяжения и реципрокного торможения мышц—антагонистов (www.scorcher.ru/neuro/science/ev. tion.php)

Появление и усиление в нервных центрах процесса торможения при одновременном возбуждении других центров - индукция.

Механизмы проявления реципрокной иннервации заключаются в том, что афферентное раздражение направляется не только по собственному рефлекторному пути к мотонейронам мышц-сгибателей, но и одновременно через коллатерали активирует тормозные клетки Рэншоу. Окончания этих клеток образуют тормозные синапсы на мотонейронах мышц-разгибателей, вызывая в них торможение.

В условиях мышечной деятельности при необходимости (при фиксации суставов, при точностных движениях) реципрокные отношения сменяются одновременным возбуждением мышц – антагонистов, что наглядно отражает координацию рефлексов. У человека во время ходьбы и бега основной фор­мой координации являются реципрокные отношения, но кроме этого существуют фазы одновременной активности мышц-антагонистов голеностопного и, особенно коленного и тазобедренного суставов. Длительность фаз одновременной активности увеличивается с повыше­нием скорости перемещения.

Реципрокные отношения формируются также при возникновении доминанты, когда при возбуждении одних центров с помощью со­пряженного торможения выключается деятельность других, посторонних, нервных центров.

Последовательная смена процессов возбуждения и торможения. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе могут проявляться во времени в виде последовательной смены возбуждения и торможения в одних и тех же нервных центрах.

Контрастное усиление одного процесса после другого в одном и том же нервном центре получило название последовательной ин­дукции.Оно имеет большое значение при организации ритмической двигательной деятельности, обеспечивая попеременное сокращение и расслабление мышц.

Функции коры мозга осуществляется двумя нервными процессами– возбуждениеми торможением.

Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Но не надо считать, что торможение – это прекращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Торможение также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Торможение обеспечивает необходимые условия для восстановления работоспособности клеток мозга.

Возбуждение или торможение, возникшее в какой-либо клетке или группе клеток мозга, всегда склонны к распространению. Распространение нервного процесса из очага его возникновения на окружающие нервные клетки называется иррадиацией (от лат. irradiare – сиять). После широкой иррадиации наступает сосредоточение, концентрациянервногопроцесса в месте его возникновения. Таким образом, возбуждение и торможение то разливаются (иррадиируют), то сосредоточиваются (концентрируются) в определенных пунктах коры.

Непрерывное взаимодействие движущихся и вызывающих друг друга возбудительных и тормозных процессов создает в высших отделах мозга чрезвычайно тонкую мозаику, колеблющийся узор из переплетения возбужденных и заторможенных нейронов. Такие мозаики лежат в основе различных актов поведения.


Иррадиация (распространение) возбуждения (+) и торможения (-)

Концентрация возбуждения и торможения

Индукцией (от лат. induction – возбуждение) называется свойство каждого из основных нервных процессов вызывать вокруг себя и после себя противоположный процесс.

Явление, при котором процесс торможения порождает процесс возбуждения, называется положительной индукцией.


Процесс, в ходе которого возбуждение вызывает торможение, называется отрицательной индукцией.

Пример положительной индукции: у малыша, утомившегося в течение дня, в коре больших полушарий начинают развиваться процессы торможения. Торможение в коре по закону положительной индукции вызывает возбуждение подкорковых центров. Ребенок начинает либо веселиться, либо капризничать.

Пример отрицательной индукции: ребенку дали суп, он с аппетитом начал его есть, но тут включили телевизор, и ребенок застыл с поднятой ложкой. Произошло знакомое внешнее торможение: сильное возбуждение зрительных центров затормозило пищевой центр.

Известный физиолог А.А. Ухтомский обнаружил, что в головном мозге могут возникать сильные очаги временного возбуждения. Эти временно господствующие очаги возбуждения в ЦНС, способные оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров, были названы доминантами (от лат. dominantis – господствующий).

Особой формой торможения является так называемое охранительное торможение. Оно возникает под влиянием очень сильных или долгих раздражителей, которые вызывают сверхсильное возбуждение нервных клеток. Как только раздражение достигает определенного предела, вступает в действие охранительное торможение. Например, перевозбужденный впечатлениями, переутомленный ребенок быстро засыпает, иногда даже сидя у телевизора. Это проявление охранительного торможения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Иррадиация и индукция возбуждения и торможения. Возбуждение, возникшее в определенном участке нервной системы, в той или иной степени иррадиирует, т. е. распространяется, на другие участки. Прикоснувшись к горячему предмету, ребенок не просто отдергивает руку, а проявляет общую двигательную активность, начинает плакать. Это пример резко выраженной иррадиации возбуждения. Иррадиировать может и состояние торможения. Под влиянием очень сильного или длительного раздражения возникшее в нервной системе возбуждение сменяется торможением. Оно легко распространяется на другие участки, что ведет к общему понижению возбудимости нервной системы, и человек перестает реагировать на такие раздражения, которые раньше вызывали соответствующие реакции.

Иррадиация чаще всего проявляется в общем повышении или понижении возбудимости нервной системы. Так, например, возбудимость повышается при получении радостной вести и понижается при получении печальной. В первом случае человек становится бодрым, жизнерадостным, а во втором -- подавленным, ко всему безразличным. Проявляется иррадиация и в увеличении количества органов, принимающих участие в реакции. Так, при сильном сжимании кисти сокращаются мышцы руки и даже других частей тела.

Важнейшее условие координации -- выключение из реакции тех органов, функция которых препятствует осуществлению данного рефлекса. Так, например, при сгибании руки в локте мышцы-разгибатели расслабляются, при выдохе расслабляются вдыхательные мышцы. Объясняется это тем, что в мозге могут устанавливаться определенные взаимоотношения между отдельными группами нервных клеток, например между центрами различных мышц: повышение возбудимости или возбуждение одних групп может сопровождаться понижением возбудимости или торможением других. Такое наведение противоположного состояния называется индукцией. Различают отрицательную индукцию, когда в ответ на появление очага возбуждения или повышенной возбудимости в других участках мозга возбудимость понижается, и положительную индукцию, т. е. повышение возбудимости, вызываемое появлением очага торможения или очага пониженной возбудимости. Примером положительной индукции может служить всем известный факт, что зубная боль, которая днем ощущается слабо, ночью становится почти непереносимой. Это объясняется тем, что ночью, на фоне торможения или резко сниженной возбудимости большей части мозга, возбужденным остается тот его участок, к которому подходят импульсы от больного зуба. Под влиянием индукции возбудимость этого участка значительно повышается.

Если бы явления иррадиации или индукции захватывали весь мозг, была бы невозможна никакая координация. В действительности и иррадиация, и индукция носят, как принято говорить, избирательный характер: в каждом отдельном случае они захватывают лишь определенные группы клеток. При этом в той или иной степени участвуют оба процесса; возбудимость одних клеточных групп изменяется под влиянием иррадиации, а других -- под влиянием индукции. Мало того, как индукция, так и иррадиация могут протекать во времени. Иными словами, нервные клетки после возбуждения в силу индукции переходят в состояние пониженной возбудимости, а торможение может смениться повышенной возбудимостью. Иррадиация во времени проявляется в сохранении клетками состояния повышенной или пониженной возбудимости в течение некоторого времени по окончании действия раздражителя. Существенную роль при этом играет описанная выше кольцевая связь между нейронами.

Иррадиация и индукция взаимно ограничивают друг друга. Как правило, слабые очаги возбуждения и торможения не вызывают значительной индукции, что способствует процессу иррадиации. Чем сильнее очаг возбуждения или торможения, тем интенсивнее проявляется индукция и, следовательно, тем менее благоприятны условия для иррадиации. При очень сильном очаге возбуждения или торможения, наоборот, иррадиация оказывается столь значительной, что преодолевает препятствия, создаваемые индукцией.

Если человек выполняет работу, которая для него важна или интересна, либо читает увлекательную книгу, очаги возбуждения в мозге могут оказаться достаточно сильными, чтобы вызвать мощную индукцию. В результате возбудимость многих других участков мозга сильно понижается. Это проявляется в том, что человека не отвлекают посторонние мысли, у него не рассеивается внимание, и он даже не замечает, что происходит вокруг. При действии слабых раздражителей, например при чтении очень скучной книги, внимание, наоборот, легко рассеивается, что связано с превалированием иррадиации возбуждения.

В результате взаимодействия иррадиации и индукции мозг представляет собой как бы мозаику очагов повышенной и пониженной возбудимости. Непрерывная и закономерно протекающая перестройка очагов возбуждения и торможения приводит к созданию самых разнообразных комбинаций согласованной работы органов.

Проведение афферентной волны по рефлекторной дуге вызывает в ее нервных центрах состояние возбуждения или торможения. Эти процессы при определенных условиях могут охватывать и другие рефлекторные центры.

Распространение процесса возбуждения на другие нервные центры называют иррадиацией.

Она осуществляется благодаря многочисленным взаимосвязям нейронов одной рефлекторной дугис нейронами других рефлекторных дуг, так, что при раздражений одного рецептора возбуждение в принципе может распространяться в центральной нервной системе в любом направлении и на любую нервную клетку.

Чем сильнее афферентное раздражение и чем выше возбуди­мость окружающих нейронов, тем больше нейронов охватывает про­цесс иррадиации. Это явление можно наблюдать на спинальной лягушке. Слабое давление на пальцы задней лапки вызывает от­ветный рефлекс сгибания этой же лапки. Небольшое усиление дав­ления приводит к сгибанию другой задней лапки, хотя рецепторы последней не раздражаются. Этот ответ возникает в результате того, что в сферу возбуждения помимо нервных центров одноимен­ной половины спинного мозга вовлекаются центры другой его по­ловины. При еще более сильном раздражении волна возбуждения охватывает вышележащие и нижележащие нервные центры и вызы­вает движения верхних конечностей (сначала на стороне тела, под­вергшейся раздражению, а затем на противоположной).

Аналогичное явление иррадиации возбуждения можно наблю­дать при действии различных раздражений в коре больших полу­шарий.

Иррадиация через некоторое время сменяется явлением кон­центрациипроцессов возбуждения в том же исходном пункте цент­ральной нервной системы. Концентрация происходит в несколько раз медленнее, чем иррадиация нервных процессов.

Процесс иррадиации играет положительную роль при формиро­вании новых реакций организма (ориентировочных реакций, услов­ных рефлексов). Активация большого количества различных нерв­ных центров позволяет отобрать из их числа наиболее нужные для последующей деятельности, т. е. совершенствовать ответные дейст­вия организма. Благодаря иррадиации возбуждения между различ­ными нервными центрами возникают новые функциональные связиусловные рефлексы. На этой основе возможно, например, фор­мирование новых двигательных навыков.

Вместе с тем иррадиация возбуждения может оказать и отрицательное воздействие на состояние, и поведение организма. Так, ир­радиация возбуждения в центральной нервной системе нарушает тонкие взаимоотношения, сложившиеся между процессами возбуж­дения и торможения в нервных центрах, и приводит к расстройству двигательной деятельности.

Принцип конвергенции. К одной и той же нервной клетке благо­дари многочисленным побочным взаимосвязям рефлекторных дуг могут поступать импульсы от различных рецепторов тела, т. е. сигналы о самых разнообразных раздражениях. Схождение импуль­сов, поступивших по различным афферентным путям, в каком-либо одном центральном нейроне или нервном центре называется конвергенцией

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Закономерности формирования и особенности функционирования организма в процессе онтогенеза. Иррадиация, индукция и доминанта нервных процессов. Особенности онтогенеза нервных процессов человека в препубертатном, пубертатном и старческом периодах.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.04.2014
Размер файла 16,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Координация нервных процессов в разных возрастных периодах

Координация нервных процессов

Введение

Возрастная физиология - наука, изучающая закономерности формирования и особенности функционирования организма в процессе онтогенеза.

Деятельность целостного организма всегда связана со сложной координацией безусловно-рефлекторной и условно-рефлекторной реакций и их двигательных и вегетативных компонентов. Особое значение имеет координация вегетативных функций, выражающаяся в согласованных изменениях дыхания. работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы. деятельности желез внутренней секреции и т. д. Вся совокупность этих изменений связана с энергетическим обеспечением рефлекторных реакций человека на разных этапах его роста и развития и необходима для достижения полезного организму результата в кратчайший срок и с наименьшей энергетической издержкой.

Координация физиологических и биохимических процессов в организме происходит посредством регуляторных систем: нервной и гуморальной.

Главное назначение нервной системы заключается в обеспечении функционирования организма как единого целого через взаимосвязь между отдельными органами и их системами. Нервная система осуществляет восприятие и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и от внутренних органов.

В нервной системе по функциональному и структурному принципу выделяют периферическую и центральную нервную систему. Центральная нервная система осуществляет множество разнообразных рефлексов, отличающихся друг от друга рецепторными, центральными и эффекторными органами, родом, характером, знаком, происхождением, степенью сложности и т.п. Тем не менее, они возникают и протекают не разрозненно и хаотично, а координированно - в определённом составе, порядке и последовательности в соответствии с текущими потребностями организма, т.е. как объединённая целостная приспособительная деятельность.

Координация нервных процессов

Любая реакция представляет собой результат деятельности нервной системы и зависит от функционального состояния многих нервных центров и составляющих их нейронов. Такое согласованное взаимодействие нейронов и нервных процессов называют координацией рефлекторных процессов.

Конвергенция. Иррадиация, индукция и доминанта нервных процессов

Координация нервных процессов, без которой были бы невозможны согласованная деятельность всех органов детского и зрелого организма, его адекватные реакции на воздействие внешней среды, основывается на следующих особенностях или принципах:

Конвергенция нервных процессов.

В связи с широкой межнейронной связью нервные импульсы к одному нейрону могут приходить из различных участков нервной системы. Например, на один и тот же нейрон могут конвертировать импульсы от слуховых, зрительных и кожных рецепторов.

Иррадиация нервных процессов.

Возбуждение или торможение, возникнув в одном нервном центре, могут распространяться на другие нервные центры. Это явление называют иррадиацией.

Индукция нервных процессов.

В каждом нейроне или их скоплениях (нервные центры) один нервный процесс легко переходит в свою противоположность. Если возбуждение сменяется на торможение, говорят об отрицательной индукции. Если вслед за торможением наступает возбуждение, говорят о положительной индукции.

Концентрация нервных процессов.

Явление концентрации противоположно иррадиации. При этом процессы возбуждения или торможения концентрируются в каком-либо участке нервной системы.

Принцип доминанты. Принцип был открыт А.А. Ухтомским и состоит в том, что деятельность нервной системы как целого связана с образованием в отдельных участках нервной системы господствующих очагов возбуждения. При наличии господствующего, или доминантного, очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только усиливают доминантный очаг. Доминантный очаг вызывает сильная зубная боль. Даже легкое прикосновение к руке больного во время приступов зубной боли усиливает его мучения.

Координация нервных процессов у детей и подростков

Ребенок рождается с далеко несовершенной координацией рефлекторных реакций. Ответная реакция у новорожденного всегда связана с обилием ненужных движений и широкими неэкономичными вегетативными сдвигами.

К моменту рождения ребенка многие периферические и центральные нервные волокна не имеют миелиновой оболочки, обеспечивающей изолированное проведение нервных импульсов. В результате процесс возбуждения с одного нерва легко переходит на соседний. Миелинизация большинства нервных волокон заканчивается к 3 годам постнатального развития, а иногда продолжается до 5-10 лет.

Более высокая, чем у взрослого, иррадиация нервных процессов связана также с тем, что на первых этапах постнатального развития ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельностью имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга.

Дети в сравнении со взрослыми имеют более высокую возбудимость нервной ткани, меньшую специализацию нервных центров, более распространенные явления конвергенции на более выраженные явления индукции нервных процессов.

Доминантный очаг у ребенка возникает быстрее и легче‚ чем у взрослого, с чем в значительной степени связана неустойчивость внимания детей. Новые раздражители легко вызывают и новую доминанту в мозге ребенка.

В процессе развития все недостатки координации рефлекторных процессов у детей и подростков сглаживаются. Своего совершенства координационные процессы достигают только к 18-20 годам.

Возрастные изменения нервных процессов

Старение нервной системы во многом определяет не только старение организма в целом, но и его приспособительные возможности, возрастные изменения поведения, реакции гомеостаза и др.

Постепенно уменьшается число нервных клеток: от 10-20% у 60 летних, до 50% у стариков; нарастают дистрофические изменения в клетках нервной ткани; развивается очаговая демиелинизация нервных волокон, что приводит к замедлению проведения возбуждения по нервному волокну и увеличению времени рефлекса; в различных отделах нервной системы нарушается обмен нейромедиаторов; в конечном мозге отмечаются атрофические изменения извилин, расширяются борозды; ослабляются тормозные влияния коры головного мозга на деятельность подкорковых образований; медленно угасают старые условные рефлексы и трудно вырабатываются новые.

Выводы

онтогенез нервный старческий иррадиация

Ознакомившись с особенностями онтогенеза нервных процессов человека на различных его этапах, мы видим, что онтогенез рисует параболу - т.е возникает восходящая линия (Дети - подростки), затем его пик (зрелый возраст), и нисходящая линия онтогенеза (старение).

Координация нервных процессов в препубертатном и пубертатном периодах растет и развивается, в старческом же периоде процессы снижаются, что негативно отображается на реакциях организма в целом.

Список литературы

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа. 1985. 384 c.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.