Когнитивные функции это функции центральной нервной системы



После того как был рассмотрен порядок работы человеческого мозга, можно перейти к вопросу о том, что такое когнитивные функции. Данный термин используется для описания умственных процессов, благодаря которым человек получает возможность воспринимать, передавать, анализировать и запоминать различную информацию. Благодаря этим процессам, человек получает возможность взаимодействовать с окружающим миром.

Ежедневно человеческий мозг находится в активном состоянии. Приготовление завтрака, чтение книг, управление транспортом и ведение светских бесед осуществляется благодаря миллиардам сложных вычислений. Связи между нейронами в различных областях головного мозга позволяют наладить контакт человека с окружающей его средой. Таким образом, когнитивные функции отвечают за коммуникационный контакт не только между людьми, но и окружающими объектами.

Довольно часто при разговоре о высших когнитивных функциях, упоминаются когнитивные навыки, предназначение которых лежит во взаимодействии с окружающим миром. Несмотря на то что каждый из этих навыков рассматривается отдельно, большинство из них имеют прочную взаимосвязь и различные пересечения. Когнитивные функции мозга человека включают в себя:

  1. Внимание – довольно сложный процесс, охватывает множество мыслительных процессов. Вниманию сложно дать четкую и лаконичную характеристику и включить в определенную анатомическую структуру. Если говорить образно, то внимание является когнитивной функцией, при помощи которой человек среди внешних (запахов, звуков и образов), а также внутренних (мыслей и эмоций) стимулов выбирает те, которые будут полезны для того, чтобы реализовать умственную или двигательную активность. Именно данная формулировка позволяет наиболее точно охарактеризовать все сложные процессы, что участвуют в работе других высших функций.
  2. Память – один из самых сложных процессов, при помощи которого кодируется, хранится и воспроизводится полученная информация. Работоспособность данной системы имеет довольно значимую роль в повседневной жизни. Данный навык тесно переплетается с вниманием, так как без него получить полную информацию невозможно.
  3. Исполнительные процессы – еще одна сложная система высшего порядка. Существует достаточное количество разных определений для этого термина, однако большинство из них характеризуется контролем когнитивности и регулированием образа мышления, благодаря использованию различных процессов, имеющих маловыраженную взаимосвязь. Исполнительные процессы являются совокупностью различных способностей среди которых следует выделить направленное внимание, элементы планирования и программирования, а также регулировку преднамеренного поведения. За исполнительные функции отвечает префронтальная кора головного мозга.
  4. Речь – коммуникационная система, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Среди основных функций речи, помимо налаживания контакта с окружающими людьми, следует выделить построение грамотной структуры мышления. Во время обработки речи активизируются разные отделы головного мозга. Основное взаимодействие различных функциональных систем наблюдается в левом полушарии мозга. В обработке речи участвуют две корковые области левого полушария, которые отвечают за принятие и выражение речи.
  5. Зрительное восприятие – к этому набору высших навыков относятся функции, которые помогают человеку различать и распознавать различные стимулы. Данный набор навыков позволяет категорировать различные объекты и запоминать их. Правильно построенная и налаженная система зрительного восприятия позволяет человеку запоминать лица людей, и дарит возможность находить различия между отверткой и платьем.


Когнитивные функции способности, которые связывают нас с окружающим миром и позволяют составить представление о нем

Каждый из вышеперечисленных навыков включает в себя несколько подгрупп, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Как используются данные функции

Разбирая вопрос о том, когнитивные функции, что это такое, следует уделить особое внимание использованию набора этих навыков. Ежедневно человеческий мозг принимает участие в выполнении огромного количества физических задач. Каждая из этих задач требует миллиона расчётов, которые выполняются за доли секунды различными областями мозга. В качестве примера использования когнитивных навыков давайте рассмотрим следующие ситуации:

Приготовление пищи сопровождается множественными когнитивными способностями. Для того чтобы приготовить еду, необходимо вспомнить рецепт и уделить внимание степени готовности различных ингредиентов. Таким образом, мозг грамотно распределяет свою активность и ежесекундно решает множество поступающих задач. Определенные мозговые отделы отвечают за общение с окружающими людьми. Способность слушать и понимать собеседника, далеко не все когнитивные навыки, которыми сопровождается беседа. Во время разговора между людьми активируются такие способности, как концентрация и внимание. Именно благодаря этим навыкам коммуникационного общения, человек получил возможность общаться с окружающими его людьми.

Управление автотранспортом довольно сложный процесс, который требует собранности и повышенной концентрации. В активации этого навыка принимают участие миллионы нейронных связей, которые отвечают за широкую гамму когнитивных способностей. Многие люди считают, что расслабленные автоматические действия не включают в себя использование когнитивных навыков. Однако, данное мнение ошибочно. Данные способности принимают прямое участие в данном процессе, так как без них человек бы никоим образом не проявлял свою активность.


Когнитивные нарушения отрицательно сказываются на достижениях человека в самых разных сферах его жизни

Как когнитивные навыки связаны с мозговыми отделами

Давайте перейдем к вопросу, как когнитивные способности взаимосвязаны с определенными мозговыми отделами. Данный функционал является особым участком головного мозга, который обладает собственной группой нейронов. Предназначение этих нейронов – передача определенных нервных импульсов. Снижение когнитивных функций может быть вызвано нарушениями циркуляции крови, черепно-мозговыми травмами и злокачественными новообразованиями в области мозга.

Большинство из познавательных навыков формируется в области коры головного мозга. Ученые подразделяют этот отдел на три основные зоны:

  1. Ассоциативную – отвечающую за обеспечение связи между сенсорными и моторными навыками. Помимо этого, эта зона определяет реакцию сознания на импульсы, исходящие из сенсорной области.
  2. Моторная – отвечает за различные движения человеческого тела.
  3. Сенсорная – отвечает за обработку сигналов, поступающих от органов чувств.

Лобные доли принимают непосредственное участие в логическом и абстрактном мышлении, произношении и восприятии речи, а также в планировании совершаемых движений. Затылочная доля отвечает за анализ зрительной информации, а височная за слуховые ощущения. В самом центре расположена система, занимающаяся анализом сенсорных чувств. Существуют определенные мозговые отделы, которые отвечают за навыки, необходимые для выживания. К таким навыкам относятся проявление эмоций, обоняние и память.

Существуют даже мозговые отделы, которые занимаются перераспределением всей поступающей информацией, что способствует слаженной работе всего организма.

Средний мозг выполняет одну из главных задач и отвечает за осознание собственной личности. Помимо этого, данный отдел отвечает за адаптивное поведение. Передача нервного импульса между отделами осуществляется при помощи нейромедиаторов. К этим элементам относятся адреналин, серотонин, ацетилхолин и многие другие вещества. Именно эти микроэлементы отвечают за скорость различных когнитивных процессов.


Когнитивная деятельность — это способность выполнять такие функции головного мозга, как внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции

Различные нарушения мозговой активности

Нарушение когнитивных функций может иметь разную степень выраженности. Существует ряд определенных факторов, которые влекут за собой изменения в мозговой активности. К таким факторам относятся черепно-мозговые травмы, инфекционные и онкологические заболевания. Помимо этого, определенное влияние на работу головного мозга имеют сердечно-сосудистые патологии, такие как атеросклероз, инсульт и инфаркт.

Немаловажную роль в вопросе нарушения когнитивных способностей имеют дегенеративные заболевания, такие как болезнь Паркинсона или Альцгеймера. Развитию различных нарушений в сфере работы головного мозга способствуют проблемы с метаболизмом и функциональностью иммунной системы.

Довольно часто тип нарушения зависит от формы воздействия определенных факторов. Некоторые навыки подлежат полному восстановлению при правильном подходе к терапии заболевания. Однако сама результативность лечения напрямую зависит от своевременности обращения за медицинской помощью.

За познание мира в человеке отвечают функции мозга, названные когнитивными. Они организуют процесс взаимодействия индивида с окружающей средой. Когнитивные нарушения дезорганизуют мозговые связи. Это не позволяет человеку нормально жить и развиваться, поэтому так важно знать о них.

Когнитивные нарушения – что это такое?

Высшие мозговые функции отвечают за взаимодействие, восприятие и познание окружающей действительности. Это важно знать, чтобы понять, что такое когнитивные нарушения. В функции входят память, гнозис (отвечает за ориентацию), праксис (действия для достижения какой-либо цели), речь и механизмы исполнения. Они предназначены для выполнения задач любой сложности. Действия могут быть как элементарными, так и комплексными высшей трудности.

На основании вышесказанного ответ на вопрос, когнитивные нарушения – что это, приобретает актуальное значение. Сбой даже одной функции приводит к потере способности адаптироваться и препятствует взаимодействию с окружающим миром. Например, больной не может вспомнить предмет, его назначение. В обращении с вещью ведет себя неадекватно. Он может приложить чрезмерные или ослабленные усилия. Это приводит к порче или невозможности взаимодействия с предметом.

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом. Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.



Симптомы когнитивных нарушений

Левое и правое мозговые полушария, теменная область, лобные и затылочные доли показывают признаки дисфункции. Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга дают следующие симптомы:

  • теряются навыки письма, счета, чтения, логически мыслить, анализировать;
  • начинает страдать ориентация в пространстве;
  • исчезает воображение;
  • пропадает способность сочинять, придумывать что-либо, мечтать и фантазировать;
  • теряются навыки в любом виде творчества;
  • становится невозможным сопереживание, появляется эмоциональная бесчувственность.
  • исчезает способность восприятия запахов;
  • пропадает слух;
  • происходит снижение памяти;
  • пропадает целенаправленность действий пациента;
  • перестает различать левую и правую стороны;
  • человек становится дальтоником;
  • не узнает знакомые лица или предметы;
  • поведение становится неадекватным.

Деменция

Тяжелый вид когнитивных нарушений – это деменция. Такой вид характерен наличием сложных проблем в профессиональной и социальной сфере и даже в банальном самообслуживании. Ему постоянно необходима посторонняя помощь. У человека появляется дезориентация во времени, он не помнит многие жизненные события. Ситуация может осложнится появлением навязчивых идей, тревожности, бредом и галлюцинациями. Самое тяжелое проявление – полное отсутствие психомоторных навыков, недержание мочи, потеря речи.

Причины когнитивных нарушений

Факторы неправильного функционирования мозговой деятельности возникают из-за внешних обстоятельств и по причине внутренних органических изменений. Когнитивные искажения могут быть вызваны:

  1. Дефицитом снабжения кровью мозговых клеток.
  2. Возрастными изменениями организма.
  3. Неправильным обменом веществ.
  4. Алкогольными, наркотическими и другими отравлениями.
  5. Нервно-эмоциональным перенапряжением, частыми стрессовыми ситуациями.
  6. Травмами головы.
  7. Заболеваниями нейродегенеративного типа (Альцгеймера, Паркинсона и другие).
  8. Болезнями, связанными с нейроинфекциями (ВИЧ, энцефалит, рассеянный склероз).

Особенностью этого возраста является то, что изменению подвержены настроение и деятельность интеллекта. Деменция у пожилых (слабоумие) – это результат длительного угасания нервных импульсов мозга. Значительно отсрочить болезнь можно, начав лечение на ранней стадии. Если рассматривать рассеянность, участившуюся забывчивость, частые смены настроения как начало нарушений, то их можно успешно устранить. Статистика запущенных форм нарушений среди стариков ставит на первое место болезнь Альцгеймера. Она характеризуется снижением интеллекта, забывчивостью.

Вторым по численности заболеванием у пожилых людей является деменция из-за поражения сосудов. Основные причины возникновения:

  • травмы мозга;
  • сахарный диабет;
  • дистония вегетососудистая;
  • повышенное артериальное давление;
  • общая интоксикация организма.

Исследования показали, что 20% детей до 14-ти лет имеют такую патологию. Нарушение когнитивных функций у детей проявляются в виде:

  • затруднений выражаться связанной речью;
  • низкого уровня запоминания и вспоминания;
  • нарушений психомоторики;
  • заторможенности процессов мышления;
  • рассеянного внимания и плохой сосредоточенности;
  • неадекватности проявлений эмоций и чувств.

Причины нарушений зачастую связаны с особенностями протекания беременности и родов:

  • внутриутробная гипоксия;
  • травмы при родах;
  • отсутствие полноценного питания (авитаминоз);
  • инфекционные болезни ЦНС.

Сложность определения заболевания определяется тем, что перенесенные в раннем детстве травмы мозга могут не проявляться долгое время. Это объясняется тем, что мозг развивается до 20-ти лет. Признаки когнитивных нарушений не проявляются активно до момента созревания пораженной зоны. Незначительные отклонения в развитии могут быть истолкованы индивидуальными особенностями развития.

Если заболел ребёнок

Как ни странно, но даже дети могут испытать на себе все неудобства и тяготы этого заболевания. Обычно у самых маленьких пациентов причиной нарушений становится элементарный авитаминоз. Употребляя консервированные, сладкие и другие вредные продукты, ребёнок игнорирует овощи и фрукты, полезные крупы, мясо и рыбу.

Сегодня данное заболевание очень распространено среди школьников и подростков. Страдает 20% детей от общей массы. Родителям нужно обращать внимание на успеваемость в школе своего сына или дочери, и если заметно ухудшение, то откорректировать каждодневный рацион школьника, включить в меню побольше полезной и богатой на микроэлементы еды. Если же когнитивные нарушения являются последствиями травм и болезней, то без помощи врача тут не обойтись.

Формы когнитивных нарушений

По причинам возникновения заболевания подразделяют на органические и функциональные. Природа первых основана на дисфункциях мозговых связей из-за болезней организма или получения физической травмы черепа. Они присущи людям старческого возраста. Когнитивные расстройства второго типа появляются после перенесения больших нервно-эмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций.

По степени развития выявлены следующие формы:

  1. Легкие
    . Характерные психометрические показатели находятся в пределах средней статистики каждой возрастной категории. Однако больной жалуется на снижение способностей.
  2. Умеренные
    . Показатели уже вышли за норму. Пациент еще не потерял своей независимости и самостоятельного поведения. Дезадаптация в быту не замечается.
  3. Тяжелые когнитивные нарушения
    . Наступает полное слабоумие. Пациент перестает связанно говорить, теряет координацию в пространстве и времени, не может логически мыслить.

Характеризуется дисфункциями на уровне нейродинамических связей. Определяется субъективной оценкой или при помощи нейропсихологического анализа. Синдром когнитивных нарушений легкой степени в жизни проявляется по ряду признаков:

  • заторможенность обработки поступающей в мозг информации;
  • плохая оперативная память;
  • неспособность в высокой степени менять виды деятельности;
  • быстрая утомляемость при умственной работе;
  • большая рассеянность, неспособность сконцентрироваться;
  • затруднения в подборе слов.

Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие. Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности. Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.

Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:

  1. Деменция
    . Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
  2. Делирий
    . Отмечается помрачением сознания.
  3. Выраженная афазия
    . Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
  4. Апраксия
    . Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).

Клиническая картина

Характерны жалобы пациентов на повышенную утомляемость при занятиях умственной деятельностью. Отмечаются нарушение памяти (затруднение запоминания и воспроизведения нового материала), нарушение мышления (затруднение формулировки общих и абстрактных идей), общая растерянность, нарушение концентрации внимания. Возможны затруднение понимания речи, подбора слов.

Симптомы заболевания нарастают при интенсивных интеллектуальных нагрузках, их проявления проходят или уменьшаются после отдыха.

Диагностика когнитивных нарушений

Может осуществляться следующим образом:

  1. Опрос пациента о субъективных жалобах. Больной сам чувствует изменения в поведении и высказывает их врачу.
  2. Выслушивание близких о действиях обследуемого человека. Когнитивные нарушения – это изменение поведения в повседневной жизни. Со стороны окружающих они хорошо заметны.
  3. Нейропсихологическое тестирование. Существуют специальные диагностические критерии, на основании которых определяется степень патологии.
  4. Установление неврологического статуса. По схеме врач дает оценку работы мозга пациента.
  5. Томография мозга компьютерная и магнитно-резонансная. Применяются при подозрении на органическую форму заболевания.

Препараты

Положительный эффект приобретается и во время занятий с психотерапевтом, а также с помощью тренировок памяти, к примеру, заучивания наизусть песен и стихов.

Лечение когнитивных нарушений

Успех в излечении от недуга зависит от применения комплексного подхода. Он заключается в следующем:


%0D

Профилактика когнитивных нарушений

Чтобы избежать такого рода патологий, необходимо родителям позаботиться в раннем возрасте о развитии своих детей. Существует ряд действенных методик, развивающего характера. Они укрепляют мозговые механизмы и нервную систему в целом. Такие упражнения полезно делать в любом возрасте. Нарушение когнитивных процессов можно предотвратить, если выполнять следующие действия:

  1. Принимать препараты, обеспечивающие организм всеми необходимыми веществами и витаминами (например, антиоксиданты).
  2. Вести жизнь по правильному распорядку (питание, физические нагрузки, сон).
  3. Ввести в практику ряд специальных упражнений игрового характера, обеспечивающих когнитивную стимуляцию (тренинги по развитию внимания, памяти, логического мышления).
  4. Очень полезно изучение иностранного языка или освоение музыкального инструмента.

Мнение неврологов


Познавательные способности человека

Когнитивные функции что такое

Когнитивные (познавательные) функции – это сложные функции главного органа центральной нервной системы – головного мозга. С помощью них человек не только познает окружающий мир, но и активно с ним взаимодействует.

Когнитивные функции подразделяются на 6 познавательных способностей:

  • мышление;
  • речь;
  • внимание;
  • память;
  • гнозис (ориентация в пространстве, а также узнавание времени и места);
  • праксис (целенаправленная двигательная активность).

Благодаря познавательным функциям, формируется личность человека, а также определяются его способности к образованию, работе и другим сферам жизни.

Взаимодействующие компоненты когнитивных функций


Познавательное развитие человека

Психологи и психиатры выделяют 4 основных взаимодействующих компонента познавательных способностей человека. С каждым из них тесно связана определенная когнитивная функция.

Связь когнитивных функций и основных компонентов

Как развиваются когнитивные функции ребёнка

Развитие когнитивных функций у человека происходит на протяжении всей жизни. Все, чем ребенок занимается в течение первых лет после рождения, является фундаментом для последующего формирования познавательных способностей:

Согласно детской психологии, формирование всех базовых навыков восприятия происходит 6-7 годам.


Стадии когнитивного развития ребенка

Когда ребенок идет в школу, он уже умеет говорить, у него есть способности к обучению. В образовательном учреждении у него развиваются:

  • словесно-логическое мышление;
  • вербальная и образная память;
  • письменная речь.

Развитие аналитических функций осуществляется к 12-15-летнему возрасту. Их совершенствование происходит на протяжении всей жизни.

Когнитивные функции у взрослых

Активное развитие мозга осуществляется до 21 года. С возрастом снижаются возможности подвижного интеллекта. Человеку становится сложно мыслить логически и решать новые задачи.

Важно! Содержательный интеллект, который отвечает за использование накопленного опыта, наоборот, стремительно растет.

Умственные способности человека с возрастом практически не снижаются, но когнитивная обработка информации происходит медленнее, и становится труднее запоминать необходимую информацию.

Когнитивные функции у пожилых людей

Согласно статистике, от 3 до 20% пожилых людей старше 65 лет сталкиваются с тяжелыми когнитивными нарушениями в виде деменции.

Появившиеся когнитивные проблемы нарушают привычный ритм жизни. Пожилому человеку становится трудно принимать участие в социальной, профессиональной и бытовой деятельности. Некоторые бабушки и дедушки могут частично утратить самостоятельность и независимость.


Признаки деменции у пожилых людей

Совет. Если у пожилого человека наблюдается развитие когнитивных проблем, в первую очередь, что нужно сделать, – это обратиться к врачу.

Причины когнитивных нарушений

Чтобы помочь человеку в лечении когнитивных проблем, нужно знать, что вызвало этот недуг, ведь от верной постановки диагноза зависит результат. Когнитивные нарушения могут развиться в любом возрасте при различных соматических, психических и неврологических заболеваниях. Среди основных причин можно выделить:

  • болезнь Альцгеймера;
  • сосудистые заболевания головного мозга (церебральная ишемия, инфаркт мозга);
  • болезнь Паркинсона;
  • опухоль головного мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • демиелинизирующие заболевания и нейроинфекции (ВИЧ, рассеянный склероз, болезнь Крейтцфельдта-Якоба, прогрессирующий панэнцефалит);
  • переутомление, негативные эмоции и депрессия;
  • дисметаболические энцефалопатии (бытовая и промышленная интоксикация, дефицит белков, витаминов группы В и фолиевой кислоты, почечная и печеночная недостаточность, ятрогенные когнитивные нарушения).

Если у человека наблюдаются хронические дегенеративные и сосудистые заболевания головного мозга, в этом случае когнитивные нарушения побороть практически невозможно. В любом другом случае исправить положение поможет своевременная коррекция. Для этого можно использовать дуэт когнитивного функционирования и лекарственных препаратов.

К нему можно отнести следующий перечень простых занятий:

  • изучение иностранных языков;
  • освоение новых маршрутов и территорий;
  • игру на музыкальных инструментах;
  • развитие позитивного мышления;
  • занятия йогой, танцами или силовыми упражнениями.

Нередко нарушение когнитивных функций напрямую связано с приемом большого объема лекарственных препаратов и побочными эффектами от них.


Что такое ятрогения

Важно! Около 5% деменций развивается из-за ятрогенных причин.

Неблагоприятный эффект на когнитивные функции оказывают следующие лекарственные препараты:

  • нейролептики;
  • диуретики;
  • антидепрессанты;
  • средства с бромом;
  • опиаты;
  • косметические средства с висмутом;
  • противогрибковые антибиотики;
  • препараты против опухолей;
  • седативные средства.

Также развитие ятрогенных нарушений может произойти из-за лучевой терапии, которая проводится при борьбе со злокачественными образованиями в организме. Любые лекарственные препараты, которые оказывают действие на функционирование нейронов или общий гомеостаз, должны в первую очередь рассматриваться в качестве основной причины развития когнитивных недугов.

Чтобы обезопасить себя и близких от снижения памяти, мышления, внимания и других способностей, необходимо правильно питаться, больше гулять на свежем воздухе, тренировать когнитивные навыки, заниматься активными видами спорта и не принимать никакие лекарства без предварительной консультации со специалистом.

Видео

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.