Количество детских неврологов в россии

Детский невролог в Москве (народный рейтинг): 645 врачей, 2243 отзыва , средняя цена 3144 руб., запись на приём, адреса, подробная информация. Найдите хорошего детского невролога в Москве со стоимостью первичного приёма от 1000 до 15000 рублей и запишитесь к нему на консультацию в два клика. В Москве также имеется 10339 врачей схожих специальностей: педиатр, массажист, невролог.

Рейтинг детских неврологов


Запись на прием

Запись на прием


Запись на прием

Запись на прием

Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием

Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием

Запись на прием


Запись на прием


Запись на прием

Информация о врачебной специальности

Детский невролог — это специалист, который имеет дело с целым рядом заболеваний нервной системы у детей, функциональными нарушениями. В его обязанности входит проведение диагностики и назначение лечения по показаниям. К детскому неврологу в Москве обращаются при самых разнообразных нарушениях в поведении малышей: от повышенной возбудимости до сонливости. Этот специалист лечит черепно-мозговые травмы, судорожные явления. Детские невропатологи Москвы — узкие специалисты, в сферу деятельности которых входит диагностика и лечение поражений центральной нервной системы, периферической нервной системы, функциональных нарушений у детей и подростков.

Как правило, к детским неврологам в обязательном порядке в Москве отправляют новорожденных раз в три месяца. Такой плановый осмотр проводится до года, а далее обязателен ежегодный визит к этому специалисту. Прежде всего врач изучает состояние и развитие головного мозга малыша. Для правильного развития этого важнейшего органа требуется четвертая часть всей крови в организме, отличное кровообращение и полноценное питание. При обследовании у невролога или детского невропатолога, помимо стандартных исследований, могут потребоваться дополнительные диагностические мероприятия:

  • УЗДГ сосудов и желудочков мозга;
  • исследование глазного дна;
  • НСГ;
  • методики оценки слуха;
  • ЭЭГ;
  • МРТ;
  • УЗИ различных органов и другие.

В результате проведенного в Москве обследования могут быть выявлены следующие детские неврологические поражения:

  • генетические, включая наследственные;
  • инфекционные;
  • токсические;
  • травматические;
  • гипоксические (самые распространенные);
  • эпилептические, разного происхождения;
  • специфические, комбинированные.

Как очевидно всем, несвоевременное посещение детского невролога может привести к позднему диагностированию и развитию необратимых процессов. До половины случаев детской инвалидности связаны именно с запущенными стадиями патологий нервной системы, причем из них 70 % заболеваний появляются у новорожденных еще в период внутриутробного развития, а также в первый год жизни.

Такой диагноз, как СДВГ, при отсутствии лечения приводит в дальнейшем к импульсивности, раздражительности, плохой успеваемости. Развитие поражений нервной системы проявится в нарушении моторики.

Детские неврологи занимаются такими заболеваниями, как:

  • тики;
  • синдром вегетативной дисфункции;
  • заикание;
  • головные боли;
  • энурез;
  • эпилепсия;
  • афазия;
  • болезнь Альцгеймера, Паркинсона;
  • опоясывающий герпес;
  • гипергидроз;
  • ДЦП;
  • менингит;
  • различные травмы мозга.

Поводом для досрочного обращения по поводу консультации невропатолога или детского невролога могут стать:

В более старшем возрасте могут проявиться:

  • постоянные головные боли;
  • утомляемость, раздражение;
  • отсутствие нормальных контактов со сверстниками;
  • рассеянность, неуспеваемость в школе;
  • плохой сон и так далее.

К детскому невропатологу следует ходить даже в том случае, если не присутствуют ярко выраженные симптомы или явные признаки заболевания. Профилактическое исследование развития лишним никогда не бывает.

Для того чтобы стать профессиональным детским неврологом и практиковать в Москве, необходимо пройти обучение на кафедрах детских патологий, неврологии и нейрохирургии в одном из московских вузов, таких как:

Основателем российской невропатологии считается великий врач Кожевников. Именно он открыл первое в нашей стране неврологическое отделение еще в середине 19 века. Его учениками были такие выдающиеся ученые и врачи, как Корсаков, Россолимо, Суханов, Минор, Муратов, Рот, Прибытков, Даркшевич, Рыбаков. Их исследования стали основой для рождения целой когорты именитых врачей Москвы — Вернадского, Лебедева, Тимирязева, Чаплыгина, Сербского Могильницкого, Хорошко, Ганнушкина и многих других.

В зависимости от того, какие участки мозга окажутся повреждены, у больного начинают страдать зрение, координация движений, нарушается равновесие при ходьбе, появляется слабость в конечностях. Со временем могут перестать двигаться ноги и руки. Возможно снижение интеллекта.

ГЕНЕТИКА ПОКА БЕССИЛЬНА

– Когда говорят о количестве пациентов с любой болезнью, важно понимать, что есть два показателя: распространенность и заболеваемость, – поясняет доктор Хачанова. – Распространенность – это общее количество больных. Для большинства болезней, включая рассеянный склероз, распространенность растет. Потому что растет продолжительность жизни, и в мире продолжает жить все больше людей старшего возраста с теми или иными заболеваниями.

Заболеваемость – число новых случаев в год. Этот показатель для рассеянного склероза растет во всем мире. В России по данным нашего Минздрава появляется порядка 6 тысяч новых случаев в год.

– Что нового стало известно о причинах развития рассеянного склероза за последнее время?

– Четкого ответа, почему начинается болезнь, до сих пор у науки нет. Долгие годы существует мультифакторная гипотеза, согласно которой сочетание разных факторов ведет к развитию болезни. Сейчас активно ведутся генетические исследования, обнаружены гены, которые привлекают особенное внимание.

– Такие исследования помогают по генам предсказать повышенный риск болезни?

– Увы, нет. Пока полигеномный анализ не проливает света на механизмы развития рассеянного склероза. Поэтому мы не проводим медико-генетическое консультирование для своих пациентов и их новорожденных детей.

ОТ РЕДАКЦИИ

ВИРУСЫ АТАКУЮТ

– Что касается новых версий, то пристальный интерес у ученых и врачей сейчас вызывает микрофлора кишечника, – продолжает Наталья Хачанова. – Известно, что наш микробиом (то есть сообщество живущих в организме бактерий. – Ред.) играет серьезную роль в регуляции иммунитета. А рассеянный склероз – это аутоиммунное заболевание, то есть связанное с серьезными сбоями в работе иммунной системы.

Также ведутся научные работы, направленные на изучение вирусной теории заболевания. В последние годы интерес представляют так называемые РС-ассоциированные ретровирусы.

– Это не какая-то разновидность герпеса? Сейчас этот многоликий вирус подозревают в связи с другим тяжелым нейродегенеративным заболеванием – болезнью Альцгеймера.

– Есть различные версии. В частности, в США провели исследования, которые показали: пациенты, у которых в детском возрасте был диагностирован рассеянный склероз, в 90% случаев являются носителям вируса Эпштейн - Барра (одна из разновидностей герпеса. – Ред.). Но точной причинно-следственной связи не доказано. Скорее, Эпштейн-Барр может быть триггером, запускающим развитие болезни у людей, в организме которых уже есть нарушения, лежащие в основе рассеянного склероза.

О РОЛИ ВИТАМИНА D

– Практически всех больных рассеянным склерозом сейчас обследуют на предмет дефицита витамина D, – рассказывает эксперт. – Как правило, подтверждается, что у всех наших пациентов уровень этого витамина снижен. Поэтому им назначают большие дозы витамина D в качестве дополнительного иммуномодулирующего средства. Особенно в осенне-зимне-весенний период, когда солнца нет или мало.

– Не предполагают ли врачи, что дефицит витамина D – это уже последствия нарушений в организме, вызванных рассеянным склерозом?

– Такое тоже возможно. В целом сейчас известно, что витамин D – это наш природный, естественный иммуномодулятор, который принимает участие в становлении иммунной системы. В то же время считается, что все факторы, которые могут повлиять на развитие рассеянного склероза, действуют до 15-летнего возраста. Дальше идет только реализация болезни. Соответственно, если у человека в детстве был дефицит витамина D, то уже произошел вклад в развитие болезни. Потом иммунная система дает явный сбой, проявляются симптомы рассеянного склероза. Поэтому прием витамина D после проявления болезни может в какой-то степени способствовать улучшению течения заболевания. Но повернуть процесс назад, исправить нарушения в иммунной системе мы уже не можем.

ПОЧЕМУ БОЛЕЗНЬ НАПАДАЕТ НА МОЛОДЫХ И СЕВЕРЯН

– Есть ли объяснение, почему рассеянный склероз начинается чаще всего в первой половине жизни?

– Потому что сбой в работе иммунитета, лежащий в основе рассеянного склероза, происходит в детском возрасте, когда формируется иммунная система. Это показали специальные исследования. В мире есть условное деление на зоны риска, то есть зоны высокой, средней и низкой заболеваемости рассеянным склерозом. И оказывается, если малыша увезли, скажем, из России, которая относится к зоне среднего риска, в Африку , то ребенок приобретет риски этого нового региона. В отношении рассеянного склероза в южных странах риск заболеваемости низкий. И, наоборот, если ребенка из Африки привезли в Скандинавию , то он приобретет риски, характерные для жителей северных широт.

Словом, если вы переезжаете куда -то во взрослом возрасте, когда организм уже полностью сформирован, то это не имеет решающего значения с точки зрения, в частности, аутоиммунных заболеваний. Исходя из исследований, основополагающую роль играет то, что происходит до 15 лет.

– В северных регионах заболеваемость рассеянным склерозом выше потому, что там меньше солнца и витамина D у людей?

– Не только это. Люди, страдающие РС, принадлежат к разным этническим группам с разными генотипами. Австралийские и швейцарские исследователи выяснили, что заболеваемость рассеянным склерозом в высокогорье ниже, чем в равнинной местности. У норвежцев распределение по береговой линии меньше, чем в центре страны, потому что прибрежные жители потребляют достаточно рыбы. В ней опять же витамин D. А вот в австралийском регионе Тасмания , на юге, где солнца много, заболеваемость гораздо выше, чем на остальной части острова, что пока не нашло должного обоснования. Правда, там говорят, что у них в определенный период времени было много мигрантов. Так что снова возвращаемся к генетике. Но от разгадки мы еще далеки.

ЧЕЛЛЕНДЖ ДЛЯ УЧЕНЫХ И ВРАЧЕЙ

– В чем главная проблема, преграда для ученых и врачей в борьбе с рассеянным склерозом?

– Мы не понимаем, когда и с чего начинается болезнь. Больного начинают обследовать, когда он пришел с первыми жалобами, клиническими проявлениями рассеянного склероза. А до этого он формально здоровый человек. Поэтому мы не можем узнать, в какой момент происходит коренной перелом, старт болезни на глубинном уровне. А ведь именно это нужно и для профилактики, и для раннего начала лечения, повышающего шансы на успех.

Решению проблемы могло бы помочь проведение исследований у детей тех, кто болен, и у их детей. Но исследования на детях требуют, в свою очередь, решения сложных этических вопросов, крайне осторожного отношения. По сути, нужно масштабное международное исследование. Наши пациенты рожают детей, и мы начинаем наблюдать ребенка с момента рождения, например, до 18 лет. Как минимум. И вот этот большой период с большим спектром изучаемых факторов –того же микробиома кишечника, уровня витамина Д, других показателей – все это бы проследить. Это помогло бы пролить свет на загадки рассеянного склероза. Но на такие исследование нужны большие инвестиции.

ДИАГНОЗ СТАВЯТ СЛИШКОМ ПОЗДНО?

– Правда ли, что симптомы рассеянного склероза проявляются у больных, когда уже повреждено 40-50% нервных волокон? То есть ранняя диагностика, как и в случае с болезнью Альцгеймера, в принципе невозможна?

– Сейчас, как и много лет назад, считается, что рассеянный склероз – это клинический диагноз (то есть диагноз ставится именно на основании симптомов. – Авт.). На самом деле, есть больные, которые по собственной инициативе идут и делают МРТ. В связи с головной болью, на всякий случай, после травмы головы , если у родственников была опухоль мозга и т. п. У некоторых пациентов во время МРТ выявляются очаговые изменения, очень похожие на рассеянный склероз.

– Есть два основных подхода. Во многих странах у такого больного достаточно дождаться первого эпизода заболевания, плюс МРТ-картина, похожая на рассеянный склероз, и человека сразу начинают лечить. В России лечить можно пациента с установленным достоверным диагнозом РС. Для постановки диагноза и начала лечения кроме МРТ должны быть явные симптомы, клиническая картина рассеянного склероза.

– То есть у нас фактически начинают лечит болезнь на более поздних стадиях?

– Не все так однозначно. Те проявления, по которым ставят диагноз и начинают лечение за рубежом, как показывает практика, могут быть признаками ряда других патологий (опухоли мозга, сосудистые нарушения и т. д.). В результате пациентам необоснованно назначают препараты для лечения рассеянного склероза, которые могут иметь тяжелые побочные эффекты.

Так что мы опять возвращаемся к главному вызову: для решения проблем, эффективной диагностики и лечения нужно раскрыть загадки рассеянного склероза.

ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Заболеваемость этим недугом растет в России и во всем мире, а излечивать его пока не удается. Чего же добились ученые и врачи? (Часть 2)


Наш эксперт – главный внештатный детский специалист по медицин­ской реабилитации Минздрава России, главный специалист по детской неврологии Департамента здравоохранения г. Москвы, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России, президент национальной ассоциации экспертов по ДЦП Татьяна Батышева.

Всему своё время

Татьяна Батышева: Попытки научить ребёнка писать, читать, да ещё и говорить на нескольких языках задолго до школы не всегда приносят пользу малышу. Они часто удовлетворяют желание родителей похвастаться не по годам умным ребёнком перед знакомыми и родственниками.


Да и вообще, для правильного развития малыша гораздо важнее вовсе не умение читать и писать, а игры, которые формируют психику и характер ребёнка, развивают его эмоции, учат сочувствовать и сопереживать.

И наконец, чрезмерные нагрузки в раннем детстве вызывают у малышей напряжение, которое со временем может вылиться в неврозы, тики, страхи, энурез или заикание.

– Сейчас очень популярны ментальная арифметика и скоростное чтение. Действительно ли такие занятия полезны для развития мозга ребёнка?

– Даже если ребёнок научится быстро делить и умножать в уме большие числа, это не говорит о его ускоренном развитии.

Примерно так же обстоят дела и со скоростным чтением – умение быстро читать не наполнит ребёнка энциклопедическими знаниями. Ведь возможности нашего мозга небезграничны, и большая часть моментально прочитанной информации просто не усвоится. Навыки скоростного чтения могут пригодиться лишь при работе с текстами, не требующими глубокого осмысления, например, для быстрого знакомства с газетными или журнальными статьями. Поэтому, принимая решение, стоит ли отдавать ребёнка на курсы ментальной арифметики или скоростного чтения, стоит в первую очередь руководствоваться его желанием. Насильно обучать ребёнка данным методикам, да ещё и в раннем возрасте, нет смысла.


Музыка вместо планшета

– Чем же тогда занять дошколёнка, чтобы ребёнок развивался гармонично?

– Попробуйте отдать малыша в художественную или музыкальную школу. Занятия музыкой и рисованием в детском возрасте считаются наиболее продуктивными для стимуляции различных зон мозга, особенно правого полушария. Как извест­но, левое полушарие нашего мозга отвечает за логическое мышление, а правое – за творческое (именно правое полушарие помогает нам воспринимать музыку, наслаждаться живописью и архитектурой). Но эта зона мозга несёт ещё одну важную функцию. Именно правое полушарие отвечает за переработку накопленной информации, что позволяет решать головоломки, принимать нестандартные решения.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах и рисование способ­ствуют развитию мелкой моторики у ребёнка, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи, внимания и умения концентрироваться.

И конечно же, занятия музыкой и живописью помогают бороться со стрессами, возбуждением, агрессией, а значит, способствуют профилактике неврозов и депрессий у малышей.


– По данным международных исследований, дети в возрасте от 3 до 5 лет пользуются гаджетами до 4 часов в день. Почему так много? Потому что это удобно родителям. Ребёнок тихо сидит, глядя в экран, не отвлекает старших ненужными вопросами. Если забрать планшет, малыш тут же начнёт бегать, прыгать, разбрасывать игрушки, что-нибудь прольёт, разобьёт, начнёт шумно ссориться и мириться с другими деть­ми, если они окажутся поблизости. Но ведь именно это и нужно ребёнку для полноценного и гармоничного развития!

У детей, чья единственная игрушка – компьютер или смартфон, не происходит сенсорной стимуляции различных зон мозга, не формируются нейронные связи, что приводит к задержке речевого развития, нарушению творческого мышления и когнитивных функций, отсутствию устойчивого внимания.

Но дело не только в развитии мозга. Чрезмерное увлечение компьютером негативно отражается и на эмоциональном состоянии ребёнка. В последние годы неврологи всё чаще сталкиваются с детьми, у которых выражена агрессия. Родители жалуются на детские крики, истерики и даже попытки ударить взрослого. Причём появляется такое поведение задолго до подросткового возраста. И практически все родители таких детей рассказывают, что их ребёнок просыпается и засыпает с гаджетом, а при попытке забрать планшет или смартфон, чтобы ребёнок сделал домашнее задание, поел или погулял, возникает бурная реакция. Такая зависимость часто недооценивается родителями, не воспринимается ими как проблема. И совершенно напрасно. Справиться с такими эмоциональными нарушениями бывает сложно, поэтому лучше до них не доводить.


Сколько в России врачей: перед Октябрьской революцией их было около 18 тыс. Сегодня их почти 700 тыс. Каждый второй доктор в Российской Федерации – это терапевт, хирург, стоматолог или педиатр

Лечением друг друга люди занимались с незапамятных времен. И профессия доктора для человечества – одна из самых важных. В России врачей уважали во все времена. Они спасают человеческие жизни и уже только этим заслуживают подобное к себе отношение. О том, сколько их врачевало в разные годы и времена в России, нам поведает официальная статистика.

Экскурс в историю: от Гиппократа до наших дней

Ответ на вопрос, где стала формироваться медицинская наука, однозначен. Еще Древний мир – Рим и Греция – явили Гиппократа, Галена и Везалия – известных лекарей того времени. Им приходилось убеждать своих пациентов и их родных, что любая болезнь – это лишь сбой в работе организма. И вызван он вполне земными причинами, а совсем не наказанием за грехи.

На место лекарей, врачевавших все и вся, пришли современные доктора самых разных специализаций.

Они творят чудеса, какие даже не снились их далеким коллегам. Сегодня их дело – не просто лечить болезни. Они стараются предупредить их, занимаются профилактикой. Но сначала им приходится грызть гранит науки в медицинском вузе на протяжении 6 лет, проучиться в ординатуре как минимум 2 года, чтобы получить узкую специализацию.

Медицина Российской империи начала 20-го века

В России 1904 года не было и 50 тыс. медицинских работников. Врачей насчитывалось 17,9 тыс., или 36,5%.

Таблица 1. Медработники Российской Империи в 1904 году

Территория Врачи Фельдшера Повивальные бабки
Всего по России 17917 20200 11028
в том числе:
Европейская часть 14491 16019 8999
Сибирь 511 842 252

Источник: Центральный Статистический Комитет МВД

На каждые 100 тыс. человек, проживающих в России, приходилось 13 врачей, 14 фельдшеров и 15 повивальных бабок. Хуже всего приходилось сибирякам. На территории Сибири лечебным делом занимались 8 врачей, 13 фельдшеров и 8 повивальных бабок на каждые 100 тыс. жителей.


ис. 1. Медицинских работников на 100 000 населения

Как менялась численность врачей в РСФСР

За 70 лет количество докторов в стране выросло более чем в 60 раз: с 10,9 тыс. в 1921-ом до 667,3 тыс. в 1990-м. Перед Великой Отечественной войной на 10 000 населения их приходилось 7,4 чел., перед развалом СССР – уже 45 человек.


Рис. 2. Изменение численности врачей в РСФСР, тыс.

Новейшая история

Ежегодно вузы страны выпускают бакалавров, специалистов и магистров, пополняющих ряды работников здравоохранения. До 2016-го включительно 2,7 – 3,3% всех выпускников российских вузов получали дипломы медицинских специальностей. По итогам 2017 г. их было всего 470 человек, или 0,05%.

2013 2014 2015 2016 2017
Всего по РФ, тыс. человек 36,5 36,3 35,4 38,4 0,47
в том числе образовательные организации:
государственные и муниципальные 36,0 35,9 35,0 37,8 0,4
частные 0,5 0,4 0,4 0,6 0,07

В 2013‑м на каждые 10 000 россиян приходилось 48,9 врачей. Это 8-й показатель среди 188 стран мира. Их количество с начала века то превышает границу в 700 тыс. (732,8 в 2013), то опускается ниже (673,0 в 2015). По итогам 2017 года этот показатель равнялся 697,1 тыс. докторов.

Таблица 3. Изменение количества докторов за 2000-2017 гг. на конец года

Каждый второй российский доктор – это терапевт, хирург, стоматолог или педиатр.

Таблица 4. Распределение докторов по специальностям

Врачебные специальности 1970 1990 2017
Терапевты 75 100 169700 168800
Педиатры 44 500 83000 60000
Хирурги 37 500 82800 73700
Стоматологи 20300 48600 62300
Врачи санэпидемгруппы и общей гигиены 22600 33300 13600
Неврологи 10400 18500 28600
Психиатры и наркологи 8700 21600 22100
Рентгенологи и радиологи 14200 22100 22100
Офтальмологи 9100 15100 18300
Фтизиатры 12100 11200 8000
Отоларингологи 8900 12500 13400
Дерматовенерологи 6500 9300 11700
Гинекологи 23100 41200 44100
Врачи по лечебной физкультуре 1900 4100 4000

По сравнению с уровнем 1970 года в РФ заметно выросла доля терапевтов (с 21,6% в 1970 до 24,2% в 2017), стоматологов (с 5,8% до 8,9% соответственно), неврологов (с 3,1 до 4,0%), психиатров и психологов (с 2,5 до 3,2%). Зато снизилась доля педиатров (с 12,8 % в 1970 до 8,6% в 2017), фтизиатров (с 3,5% до 1,1% соответственно), рентгенологов и радиологов (с 4,1 до 3,2%), отоларингологов (с 2,6 до 1,9%).


Рис. 3. Изменение долей врачей разных специальностей

О кадровом дефиците

Согласно официальным данным, за первое полугодие 2018 года было отмечено сокращение численности врачей за аналогичный период предшествующего года на 7,7 тыс. специалистов.

  • в 2018 году наблюдается дефицит докторов на участках: терапевтов – 10 403 доктора, педиатров – 4 546, а также врачей общей практики – 2 826;
  • терапевтические участки в РФ на 73,2% укомплектованы кадрами, а педиатрические – на 78,9%.

Вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что к 2024 году в здравоохранение необходимо привлечь 27 тыс. врачей и увеличить их численность до 598 тыс. человек.

С этой целью будут реализованы мероприятия:

Свои собственные программы, нацеленные на привлечение медиков, разработаны и в регионах. Например, в Сахалинской области вдвое, до 2,6 млн рублей, увеличена единовременная выплата для специалистов при условии отработки на острове 10 лет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.