Количество врачей неврологов в россии


Субъекты-антилидеры по оттоку врачей

В 2018 году в России выросло количество врачей — на 0,07% год к году, или на 404 специалиста, до 548 818. Но в 55 регионах их количество сократилось, следует из справки Минздрава о состоянии здравоохранения в регионах (документ есть у РБК, его подлинность подтвердили в пресс-службе министерства).

Наиболее негативную динамику количества врачей на конец 2018 года показал Чукотский автономный округ. Там число врачей сократилось на 5,3% — с 341 до 323. На втором месте Республика Алтай с падением показателя на 4,4% — из 858 врачей остались 820. Также в топ-5 регионов с максимальной отрицательной динамикой попали Псковская (сокращение на 4,2%) и Костромская (сокращение на 3,8%) области, а также Калмыкия (сокращение на 3,5%).

По данным Минздрава, в 30 регионах увеличилось число врачей. В Ненецком автономном округе произошел рост на 4,5% — с 177 до 185. Москва показала прирост 3,5% — с 52 598 до 54 420 врачей.


Негативная динамика по количеству врачей в 2018 году в первичном звене сравнима по цифрам с общей отрицательной динамикой. Минздрав зафиксировал отток докторов первичного звена в 45 регионах. В антилидерах Калмыкия с уменьшением числа врачей на 5,3% и Чукотка с 5,1%. Также в пятерку попали Еврейская автономная область (минус 5%), Алтай (минус 4,6%) и Костромская область (минус 4,5%).

Как сообщила Скворцова, в первичном звене здравоохранения в 2019 году заняты 305 тыс. врачей, среди них 74 тыс. работают участковыми врачами.

Региональная реформа поликлиник

В начале октября президент России Владимир Путин провел совещание по вопросу модернизации первичного звена здравоохранения, где Скворцова представила предложения ведомства. До ноября регионы должны были провести ревизию технического состояния и износа больниц, кроме того, они до конца года должны провести анализ кадрового обеспечения первичного звена.


Разработка региональных программ модернизации должна быть предоставлена в Минздрав до начала января 2020 года, после их утверждения со второго полугодия должна начаться их реализация. Первые преобразования начнутся во второй половине 2020 года, на них потребуется 50 млрд руб.

Камнем преткновения Минздрав называет неподчинения региональных медицинских учреждений министерству — они находятся в ведении губернаторов.

Среди успехов программы модернизации первичной медико-санитарной помощи Минздрав отмечает снижение младенческой̆ смертности с планируемых 5,4 случая на 1 тыс. человек до 4,8 случая.

По данным Минздрава, в части зарплат медицинских работников есть дисбаланс. Согласно майскому указу президента, зарплата врача в регионе должна быть доведена до 200% от средней по региону, в ряде регионов это достигалось за счет стимулирующих выплат при сохранении низкого оклада. На октябрьском совещании Скворцова сообщала, что Минздрав совместно с Минтрудом готовит законопроект, который позволит вводить единые требования к отраслевой системе оплаты труда. По данным ведомства, по итогам первого полугодия 2019 года в некоторых регионах доля оклада в зарплате врача не доходит до 30% от зарплаты.

Госсовет выделил на здравоохранение еще 550 млрд руб.


Сколько в России врачей: перед Октябрьской революцией их было около 18 тыс. Сегодня их почти 700 тыс. Каждый второй доктор в Российской Федерации – это терапевт, хирург, стоматолог или педиатр

Лечением друг друга люди занимались с незапамятных времен. И профессия доктора для человечества – одна из самых важных. В России врачей уважали во все времена. Они спасают человеческие жизни и уже только этим заслуживают подобное к себе отношение. О том, сколько их врачевало в разные годы и времена в России, нам поведает официальная статистика.

Экскурс в историю: от Гиппократа до наших дней

Ответ на вопрос, где стала формироваться медицинская наука, однозначен. Еще Древний мир – Рим и Греция – явили Гиппократа, Галена и Везалия – известных лекарей того времени. Им приходилось убеждать своих пациентов и их родных, что любая болезнь – это лишь сбой в работе организма. И вызван он вполне земными причинами, а совсем не наказанием за грехи.

На место лекарей, врачевавших все и вся, пришли современные доктора самых разных специализаций.

Они творят чудеса, какие даже не снились их далеким коллегам. Сегодня их дело – не просто лечить болезни. Они стараются предупредить их, занимаются профилактикой. Но сначала им приходится грызть гранит науки в медицинском вузе на протяжении 6 лет, проучиться в ординатуре как минимум 2 года, чтобы получить узкую специализацию.

Медицина Российской империи начала 20-го века

В России 1904 года не было и 50 тыс. медицинских работников. Врачей насчитывалось 17,9 тыс., или 36,5%.

Таблица 1. Медработники Российской Империи в 1904 году

Территория Врачи Фельдшера Повивальные бабки
Всего по России 17917 20200 11028
в том числе:
Европейская часть 14491 16019 8999
Сибирь 511 842 252

Источник: Центральный Статистический Комитет МВД

На каждые 100 тыс. человек, проживающих в России, приходилось 13 врачей, 14 фельдшеров и 15 повивальных бабок. Хуже всего приходилось сибирякам. На территории Сибири лечебным делом занимались 8 врачей, 13 фельдшеров и 8 повивальных бабок на каждые 100 тыс. жителей.


ис. 1. Медицинских работников на 100 000 населения

Как менялась численность врачей в РСФСР

За 70 лет количество докторов в стране выросло более чем в 60 раз: с 10,9 тыс. в 1921-ом до 667,3 тыс. в 1990-м. Перед Великой Отечественной войной на 10 000 населения их приходилось 7,4 чел., перед развалом СССР – уже 45 человек.


Рис. 2. Изменение численности врачей в РСФСР, тыс.

Новейшая история

Ежегодно вузы страны выпускают бакалавров, специалистов и магистров, пополняющих ряды работников здравоохранения. До 2016-го включительно 2,7 – 3,3% всех выпускников российских вузов получали дипломы медицинских специальностей. По итогам 2017 г. их было всего 470 человек, или 0,05%.

2013 2014 2015 2016 2017
Всего по РФ, тыс. человек 36,5 36,3 35,4 38,4 0,47
в том числе образовательные организации:
государственные и муниципальные 36,0 35,9 35,0 37,8 0,4
частные 0,5 0,4 0,4 0,6 0,07

В 2013‑м на каждые 10 000 россиян приходилось 48,9 врачей. Это 8-й показатель среди 188 стран мира. Их количество с начала века то превышает границу в 700 тыс. (732,8 в 2013), то опускается ниже (673,0 в 2015). По итогам 2017 года этот показатель равнялся 697,1 тыс. докторов.

Таблица 3. Изменение количества докторов за 2000-2017 гг. на конец года

Каждый второй российский доктор – это терапевт, хирург, стоматолог или педиатр.

Таблица 4. Распределение докторов по специальностям

Врачебные специальности 1970 1990 2017
Терапевты 75 100 169700 168800
Педиатры 44 500 83000 60000
Хирурги 37 500 82800 73700
Стоматологи 20300 48600 62300
Врачи санэпидемгруппы и общей гигиены 22600 33300 13600
Неврологи 10400 18500 28600
Психиатры и наркологи 8700 21600 22100
Рентгенологи и радиологи 14200 22100 22100
Офтальмологи 9100 15100 18300
Фтизиатры 12100 11200 8000
Отоларингологи 8900 12500 13400
Дерматовенерологи 6500 9300 11700
Гинекологи 23100 41200 44100
Врачи по лечебной физкультуре 1900 4100 4000

По сравнению с уровнем 1970 года в РФ заметно выросла доля терапевтов (с 21,6% в 1970 до 24,2% в 2017), стоматологов (с 5,8% до 8,9% соответственно), неврологов (с 3,1 до 4,0%), психиатров и психологов (с 2,5 до 3,2%). Зато снизилась доля педиатров (с 12,8 % в 1970 до 8,6% в 2017), фтизиатров (с 3,5% до 1,1% соответственно), рентгенологов и радиологов (с 4,1 до 3,2%), отоларингологов (с 2,6 до 1,9%).


Рис. 3. Изменение долей врачей разных специальностей

О кадровом дефиците

Согласно официальным данным, за первое полугодие 2018 года было отмечено сокращение численности врачей за аналогичный период предшествующего года на 7,7 тыс. специалистов.

  • в 2018 году наблюдается дефицит докторов на участках: терапевтов – 10 403 доктора, педиатров – 4 546, а также врачей общей практики – 2 826;
  • терапевтические участки в РФ на 73,2% укомплектованы кадрами, а педиатрические – на 78,9%.

Вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что к 2024 году в здравоохранение необходимо привлечь 27 тыс. врачей и увеличить их численность до 598 тыс. человек.

С этой целью будут реализованы мероприятия:

Свои собственные программы, нацеленные на привлечение медиков, разработаны и в регионах. Например, в Сахалинской области вдвое, до 2,6 млн рублей, увеличена единовременная выплата для специалистов при условии отработки на острове 10 лет.

В зависимости от того, какие участки мозга окажутся повреждены, у больного начинают страдать зрение, координация движений, нарушается равновесие при ходьбе, появляется слабость в конечностях. Со временем могут перестать двигаться ноги и руки. Возможно снижение интеллекта.

ГЕНЕТИКА ПОКА БЕССИЛЬНА

– Когда говорят о количестве пациентов с любой болезнью, важно понимать, что есть два показателя: распространенность и заболеваемость, – поясняет доктор Хачанова. – Распространенность – это общее количество больных. Для большинства болезней, включая рассеянный склероз, распространенность растет. Потому что растет продолжительность жизни, и в мире продолжает жить все больше людей старшего возраста с теми или иными заболеваниями.

Заболеваемость – число новых случаев в год. Этот показатель для рассеянного склероза растет во всем мире. В России по данным нашего Минздрава появляется порядка 6 тысяч новых случаев в год.

– Что нового стало известно о причинах развития рассеянного склероза за последнее время?

– Четкого ответа, почему начинается болезнь, до сих пор у науки нет. Долгие годы существует мультифакторная гипотеза, согласно которой сочетание разных факторов ведет к развитию болезни. Сейчас активно ведутся генетические исследования, обнаружены гены, которые привлекают особенное внимание.

– Такие исследования помогают по генам предсказать повышенный риск болезни?

– Увы, нет. Пока полигеномный анализ не проливает света на механизмы развития рассеянного склероза. Поэтому мы не проводим медико-генетическое консультирование для своих пациентов и их новорожденных детей.

ОТ РЕДАКЦИИ

ВИРУСЫ АТАКУЮТ

– Что касается новых версий, то пристальный интерес у ученых и врачей сейчас вызывает микрофлора кишечника, – продолжает Наталья Хачанова. – Известно, что наш микробиом (то есть сообщество живущих в организме бактерий. – Ред.) играет серьезную роль в регуляции иммунитета. А рассеянный склероз – это аутоиммунное заболевание, то есть связанное с серьезными сбоями в работе иммунной системы.

Также ведутся научные работы, направленные на изучение вирусной теории заболевания. В последние годы интерес представляют так называемые РС-ассоциированные ретровирусы.

– Это не какая-то разновидность герпеса? Сейчас этот многоликий вирус подозревают в связи с другим тяжелым нейродегенеративным заболеванием – болезнью Альцгеймера.

– Есть различные версии. В частности, в США провели исследования, которые показали: пациенты, у которых в детском возрасте был диагностирован рассеянный склероз, в 90% случаев являются носителям вируса Эпштейн - Барра (одна из разновидностей герпеса. – Ред.). Но точной причинно-следственной связи не доказано. Скорее, Эпштейн-Барр может быть триггером, запускающим развитие болезни у людей, в организме которых уже есть нарушения, лежащие в основе рассеянного склероза.

О РОЛИ ВИТАМИНА D

– Практически всех больных рассеянным склерозом сейчас обследуют на предмет дефицита витамина D, – рассказывает эксперт. – Как правило, подтверждается, что у всех наших пациентов уровень этого витамина снижен. Поэтому им назначают большие дозы витамина D в качестве дополнительного иммуномодулирующего средства. Особенно в осенне-зимне-весенний период, когда солнца нет или мало.

– Не предполагают ли врачи, что дефицит витамина D – это уже последствия нарушений в организме, вызванных рассеянным склерозом?

– Такое тоже возможно. В целом сейчас известно, что витамин D – это наш природный, естественный иммуномодулятор, который принимает участие в становлении иммунной системы. В то же время считается, что все факторы, которые могут повлиять на развитие рассеянного склероза, действуют до 15-летнего возраста. Дальше идет только реализация болезни. Соответственно, если у человека в детстве был дефицит витамина D, то уже произошел вклад в развитие болезни. Потом иммунная система дает явный сбой, проявляются симптомы рассеянного склероза. Поэтому прием витамина D после проявления болезни может в какой-то степени способствовать улучшению течения заболевания. Но повернуть процесс назад, исправить нарушения в иммунной системе мы уже не можем.

ПОЧЕМУ БОЛЕЗНЬ НАПАДАЕТ НА МОЛОДЫХ И СЕВЕРЯН

– Есть ли объяснение, почему рассеянный склероз начинается чаще всего в первой половине жизни?

– Потому что сбой в работе иммунитета, лежащий в основе рассеянного склероза, происходит в детском возрасте, когда формируется иммунная система. Это показали специальные исследования. В мире есть условное деление на зоны риска, то есть зоны высокой, средней и низкой заболеваемости рассеянным склерозом. И оказывается, если малыша увезли, скажем, из России, которая относится к зоне среднего риска, в Африку , то ребенок приобретет риски этого нового региона. В отношении рассеянного склероза в южных странах риск заболеваемости низкий. И, наоборот, если ребенка из Африки привезли в Скандинавию , то он приобретет риски, характерные для жителей северных широт.

Словом, если вы переезжаете куда -то во взрослом возрасте, когда организм уже полностью сформирован, то это не имеет решающего значения с точки зрения, в частности, аутоиммунных заболеваний. Исходя из исследований, основополагающую роль играет то, что происходит до 15 лет.

– В северных регионах заболеваемость рассеянным склерозом выше потому, что там меньше солнца и витамина D у людей?

– Не только это. Люди, страдающие РС, принадлежат к разным этническим группам с разными генотипами. Австралийские и швейцарские исследователи выяснили, что заболеваемость рассеянным склерозом в высокогорье ниже, чем в равнинной местности. У норвежцев распределение по береговой линии меньше, чем в центре страны, потому что прибрежные жители потребляют достаточно рыбы. В ней опять же витамин D. А вот в австралийском регионе Тасмания , на юге, где солнца много, заболеваемость гораздо выше, чем на остальной части острова, что пока не нашло должного обоснования. Правда, там говорят, что у них в определенный период времени было много мигрантов. Так что снова возвращаемся к генетике. Но от разгадки мы еще далеки.

ЧЕЛЛЕНДЖ ДЛЯ УЧЕНЫХ И ВРАЧЕЙ

– В чем главная проблема, преграда для ученых и врачей в борьбе с рассеянным склерозом?

– Мы не понимаем, когда и с чего начинается болезнь. Больного начинают обследовать, когда он пришел с первыми жалобами, клиническими проявлениями рассеянного склероза. А до этого он формально здоровый человек. Поэтому мы не можем узнать, в какой момент происходит коренной перелом, старт болезни на глубинном уровне. А ведь именно это нужно и для профилактики, и для раннего начала лечения, повышающего шансы на успех.

Решению проблемы могло бы помочь проведение исследований у детей тех, кто болен, и у их детей. Но исследования на детях требуют, в свою очередь, решения сложных этических вопросов, крайне осторожного отношения. По сути, нужно масштабное международное исследование. Наши пациенты рожают детей, и мы начинаем наблюдать ребенка с момента рождения, например, до 18 лет. Как минимум. И вот этот большой период с большим спектром изучаемых факторов –того же микробиома кишечника, уровня витамина Д, других показателей – все это бы проследить. Это помогло бы пролить свет на загадки рассеянного склероза. Но на такие исследование нужны большие инвестиции.

ДИАГНОЗ СТАВЯТ СЛИШКОМ ПОЗДНО?

– Правда ли, что симптомы рассеянного склероза проявляются у больных, когда уже повреждено 40-50% нервных волокон? То есть ранняя диагностика, как и в случае с болезнью Альцгеймера, в принципе невозможна?

– Сейчас, как и много лет назад, считается, что рассеянный склероз – это клинический диагноз (то есть диагноз ставится именно на основании симптомов. – Авт.). На самом деле, есть больные, которые по собственной инициативе идут и делают МРТ. В связи с головной болью, на всякий случай, после травмы головы , если у родственников была опухоль мозга и т. п. У некоторых пациентов во время МРТ выявляются очаговые изменения, очень похожие на рассеянный склероз.

– Есть два основных подхода. Во многих странах у такого больного достаточно дождаться первого эпизода заболевания, плюс МРТ-картина, похожая на рассеянный склероз, и человека сразу начинают лечить. В России лечить можно пациента с установленным достоверным диагнозом РС. Для постановки диагноза и начала лечения кроме МРТ должны быть явные симптомы, клиническая картина рассеянного склероза.

– То есть у нас фактически начинают лечит болезнь на более поздних стадиях?

– Не все так однозначно. Те проявления, по которым ставят диагноз и начинают лечение за рубежом, как показывает практика, могут быть признаками ряда других патологий (опухоли мозга, сосудистые нарушения и т. д.). В результате пациентам необоснованно назначают препараты для лечения рассеянного склероза, которые могут иметь тяжелые побочные эффекты.

Так что мы опять возвращаемся к главному вызову: для решения проблем, эффективной диагностики и лечения нужно раскрыть загадки рассеянного склероза.

ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Заболеваемость этим недугом растет в России и во всем мире, а излечивать его пока не удается. Чего же добились ученые и врачи? (Часть 2)

Решил написать серию постов, посвященных системе медицинского образования в РФ, удивительному порядку ценообразования в этой системе, особенно в сегменте последипломного образования (ординатуры) и грядущих перспективах. Информация будет полезна не только людям, желающим поступить в медицинский ВУЗ, но и тем, кто уже числится студентом в этих прекрасных заведениях и не надумал уходить из медицины, а готовится стать специалистом.

Какие ступени обучения на врача существуют в РФ?

1. Медицинский ВУЗ (срок обучения - 6 лет)

В процессе обучения студент осваивает обширную программу, сдает многочисленные экзамены. Итог всего этого: прохождение государственной аттестации и процедуры аккредитации специалиста (с января 2016 года) на 6 курсе и получение диплома + сертификат об аккредитации специалиста (позволяет работать сразу после ВУЗа, см. п.2). До января 2016 года - только государственная аттестация и выдача ТОЛЬКО диплома без права самостоятельной работы в качестве врача.

2. Аккредитация (регулируется приказом № 334н от 2 июня 2016 года)

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, то есть прошедшие процедуру аккредитации специалиста.

• Первичная аккредитация

После освоения образовательных программ медицинского, фармацевтического или иного образования в соответствии с ФГОС в медицинском ВУЗе).

В настоящее время все выпускники медицинских ВУЗов на 6 курсе проходят процедуру первичной аккредитации. Аккредитация совмещена с государственными экзаменами, что увеличивает нагрузку на выпускников.

Процедура первичной аккредитации включает в себя три этапа оценки квалификации лица:

- тестирование (60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения РФ; время теста 60 минут);

- оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях на станциях;

- решение ситуационных задач.

*База тестов, паспорта станций и задач находится в открытом доступе.

*На каждый этап дается 3 попытки. В случае несдачи соответствующего этапа повторно пройти процедуру аккредитации возможно не ранее, чем через 1 месяц в соответствии с графиком работы аккредитационной комиссии ("не ранее, чем через 1 месяц" и "через 1 месяц" не одно и то же).

*Аккредитуемый признается не прошедшим этап в случае:

- нарушения требований порядка прохождения аккредитации, в т.ч. использование средств связи;

- оценки комиссией этапа аккредитации как "не сдано".

Тут есть один очень важный нюанс: если раньше, выпускник не имел права практиковать сразу после окончания ВУЗа, то теперь он имеет право занимать медицинскую должность и работать самостоятельно. Разъяснения этого момента содержатся в письме Министерства здравоохранения РФ от 20 июля 2017 г. N 16-5/10/2-4889 "О праве лиц на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в РФ, получивших медицинское или фармацевтическое образование в РФ в соответствии с ФГОС и имеющих свидетельство об аккредитации специалиста":

в настоящее время в организациях здравоохранения, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, могут осуществлять медицинскую деятельность на должностях; "Врач-стоматолог" (специальность "Стоматология общей практики"), "Врач-терапевт участковый" (специальность "Лечебное дело"), "Врач-педиатр участковый" (специальность "Педиатрия"), "Врач клинической лабораторной диагностики" (специальность "Медицинская биохимия"), "Врач функциональной диагностики" (специальность "Медицинская биофизика"), "Врач-статистик" (специальность "Медицинская кибернетика"), "Врач-эпидемиолог" и "Врач по общей гигиене" (специальность "Медико-профилактическое дело") или фармацевтическую деятельность на должностях: "Провизор" и "Провизор-технолог" (специальность "Фармация"), специалисты успешно прошедшие в 2017 году процедуру первичной аккредитации специалистов, имеющие выписку из протокола аккредитационной комиссии и не получившие до настоящего времени свидетельство об аккредитации специалиста.
Министерство здравоохранения Российской Федерации полагает возможным допуск указанных специалистов к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности и просит довести данную информацию до сведения территориальных органов Росздравнадзора.

• Первичная специализированная аккредитация

После ординатуры (выпуск ординаторов 2018 года избежал этого, по причине отсутствия стандартов аккредитации) и профессиональной переподготовки - "первички", а также в отношении лиц, получивших образование на территории иностранного государства (с 2018 года).

Этапы те же, что и при первичной аккредитации.

• Периодическая аккредитация

Каждые 5 лет в течение всей профессиональной деятельности (с 2021 года).

Периодическая аккредитация включает в себя следующие этапы:

- оценка портфолио (по результатам НМО - см. п.5);

Аккредитация полностью упразднила бывшую ранее сертификацию врачей (при этом, сертификаты специалиста, выданные до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока, далее предстоит прохождение аккредитации), хотя и не подменяет её по своему понятию. Сертификация предполагала лишь подтверждение квалификации врача, аккредитация помимо этого, означает еще и постоянное повышение его профессиональных навыков (см. п.5), а так же возможность освоения смежных специальностей. Аккредитация, по задумке законодателей, будет стимулировать врачей на повышение их профессионализма. Кроме того, следует отличать аккредитацию и сертификацию от лицензирования медицинской деятельности. Лицензия оформляется только на медицинскую организацию (т.е. на юридическое лицо) или на ИП.

3. Ординатура (срок обучения - 2 года)

После упразднения интернатуры (см. п.4) остается единственным возможным вариантом получить специализацию. В настоящее время идут активные дискуссии об увеличении срока обучения в ординатуре на западный манер (до 3 лет - терапевтические специальности, до 5 лет - хирургические специальности). С 2018 года стоит неподъемных для большинства населения РФ денег, особенно в крупных медицинских центрах и по "крутым специальностям", а уровень подготовки зависит исключительно от тебя - как сумеешь вписаться (об этом будет отдельный пост). По окончании ординатуры проводится государственная аттестация и сертификационный экзамен, а затем выдается диплом + сертификат специалиста (на 2018 год, в связи с тем, что не были разработаны стандарты аккредитации ординаторов). Заинтересованным лицам могу только посоветовать отслеживать эту информацию, т.к. к выпуску 2019 года очень хотят наконец ввести аккредитацию на выходе из ординатуры.

4. Интернатура (срок обучения составлял 1 год).

*Упразднена с 1 сентября 2017 года.

В интернатуре можно было получить образование и освоить практические навыки по широкому спектру медицинских специальностей, и в дальнейшем, уже работать врачом-специалистом. Прохождение этого этапа последипломного обучения, до введения аккредитации, являлось необходимым минимумом для начала самостоятельной практики в качестве врача-специалиста. По окончании интернатуры проводилась государственная аттестация и выдавался диплом + сертификат специалиста.

5. Непрерывное медицинское образование (НМО)

В некотором виде является составной частью аккредитации (периодической). Становится обязательной (пока неофициально) для всех уже с 2017 года. Смысл заключается в том, что врач должен будет каждые 5 лет набирать определенное число (250) кредитов. Из них 180 кредитов - актуальные вопросы специальности (это различные крупные циклы повышения квалификации, как очные, так и заочные); 70 кредитов - мероприятия (сюда входит посещение разнообразных мастер-классов, конференций и т.д.). Учитывая финансирование медицинской отрасли, не стоит думать, что все эти приключения врачу будет оплачивать работодатель. Большую часть придется оплатить самому. Также, интересно, как и за чей счет будут добираться до конференций, проводимых обычно в крупных городах, врачи из отдаленных и небольших населенных пунктов. Учитывая, что на сегодняшний день максимум кредитов за конференцию составляет 12, придется скататься на конференцию не один раз.

1. В настоящее время идет тотальная реорганизация всей системы медицинского образования.

2. В результате реформ сам процесс медицинского образования, особенно в последипломном его сегменте, радикально не изменяется, меняется лишь форма выпускных экзаменов и вид выдаваемого документа.

3. Происходит попытка насильственного наполнения амбулаторного звена низкоквалифицированными, в большинстве случаев, кадрами (разрешение самостоятельно практиковать сразу после ВУЗа, подкрепленное урезанием бюджетных мест в ординатуре и введением космических цен на обучение в ней). Дискуссии о введении обязательного распределения после ВУЗа и увеличении сроков обучения в ординатуре способствуют этому.

4. Происходит процесс внесения изменений в целевые договоры о порядке возмещения средств потраченных на подготовку специалиста, при его одностороннем отказе исполнить свои обязательства по договору. Раньше возмещались только средства потраченные учреждением, выдавшим целевое направление, теперь же планируется обязать возмещать всю сумму, с учетом трат из федерального бюджета. Таким образом, сумма возмещения по новым правилам будет такой, как-будто выпускник учился в ВУЗе платно.

5. Крайне смешно выглядит следующее мнение наших законодателей: введение аккредитации будет выгодно для самих медицинских работников, поскольку позволит им теперь беспрепятственно осуществлять свою профессиональную деятельность на территории всех стран ЕС.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.