Компьютерные a при афазиях

Речь – сложный психический процесс, отражающий мышление человека. Чтобы понимать структуру языка требуется вовлечение коры головного мозга и подкорковых структур. Они воспринимают, обрабатывают и формируют обратную связь с внешним миром. В целом человеческий мозг выполняет две фундаментальные речевые функции:

Что это такое

Афазия – приобретенное нарушение речи, возникшие из-за органического поражения центра восприятия или формирования речи. Структура дефекта состоит из нарушения восприятия или нарушения формирования и воспроизведения речи при сохранности органов слуха и мышц, участвующих в акте разговора или письма. То есть основа дефекта локализуется в доминантном полушарии головного мозга (при левшестве – правое полушарие, у правшей – левое). Если больной не воспринимает речь потому, что плохо слышит – это не афазия, так как дефект не в коре мозга, а в органах слуха.

Наибольший прикладной и теоретический вклад внес А.Р. Лурия – основатель нейропсихологии как науки. По его разработкам и классификациям работает научный медицинский мир в области расстройств разговора.

Данные Всемирной Организации Здравоохранения показывают, что среди всех больных дисфазией 30% – люди трудоспособного возраста. Мужчины в трое больше страдают расстройством языка, чем женщины. 75% пациентов получают инвалидность и не могут дальше работать. Среди всех больных 1% – это дети.

Афазия – это не только медицинская проблема. Расстройство произношения влечет за собой социальную и психологическую дезадаптацию. Нарушение понимания или формирования речи затрудняет коммуникацию людей, снижают их трудоспособность, препятствует развитию потенциала. Психологическая сторона проблемы – развитие психических расстройств и неврозов. Больные афазией осознают свой дефект.

У зрелых личностей механизмы психологической защиты позволяют избежать болезней, однако у людей, механизмы защиты которых незрелы, от осознания собственного дефекта развивается депрессия и тревога. Такие люди замыкаются в себе, отгораживаются от остальных и пересекают социальные контакты, не выходят на работу приносят убыток экономике государства.

Дисфазия как нейропсихологический синдром пересекается с алалией. Отличие афазии от алалии заключается в том, первый синдром – это нарушение сформированной речи, алалия – это недоразвитие речи или ее отсутствие. В основном наблюдается у детей с нормальным интеллектом.


Классификация и симптомы

Существует несколько классификаций. Первая классификация афазии – общепринятое разделение языковых расстройств, созданная Лурией. Ученый разделил их у взрослых так:

  • Передние формы афазии:
    • эфферентная моторная;
    • передний аграмматизм;
    • динамическая дисфазия;
  • Задние формы:
    • сенсорная дисфазия;
    • акустико-мнестическая дисфазия;
    • семантическая дисфазия;
    • афферентная моторная или кинестетическая афазия.

Ниже представлена характеристика основных форм афазии.

Дисфазия Брока развивается после поражения нижних отделов лобной коры конечного мозга (по Бродману – это 44 поле). Эта область отвечает за мышечную активность и согласованность всех мускулов речевого аппарата. Поражение зоны Брока нарушает иннервацию этих мышц, из-за чего расстраивается артикуляции и нарушается оральный праксис.

Пациент повторяет слова, с трудностью переходит к новым слогам и фразам. В его речи наблюдается персеверация (непроизвольные повторения слов собеседника). У пациента с афазией Брока расстраиваются навыки чтения и письма. Возникает аграфия и дислексия.

Расстройство приводит к паузам между словами. Таким образом нарушается структура повествования, так как некоторые звуки не могут слиться в единое слово или фразу.

Нарушается обработка синтаксических структур речи, однако корковое программирование языка сохраняется. По тяжести есть такие формы афазии:

Характеризуется нарушением построения внутреннего плана разговора и письма и затруднение в произношении длинных фраз или рассказа. Уплощается активное произношение слов: пациенты не задают вопросы врачу касательно своего здоровья, не вступают в диалог, не обращается с просьбой о помощи.

Разговор звучит как отдельные, бессвязные слова. В повествовании уменьшается количество глаголов и местоимений. При тяжелом течение речь выпадает полностью и присутствуют эхо-симптомы: больной непроизвольно повторяет отдельные слова или фразы за собеседником. При неосложненном течение речь состоит из шаблонных фраз, уплощена спонтанная речь. На вопросы отвечает стереотипными словами, которые обычно используются в бытовом разговоре.

Письмо чтение при афазии сохранены частично. Проблемы появляются при написании рассказа под диктовку логопеда. Во время чтения на первый план выступает невнимательность, ошибки в интонациях и постановке ударений, пропускаются слова. У некоторых больных нарушается способность к арифметическому счету.

При масштабном поражении лобных долей у больного возникают психические нарушения в виде апатии, депрессии, эмоциональной плоскости, пониженного настроения. Такие пациенты заторможены и у них отсутствует мотивация.


Механизм возникновения заключается в повреждении сенсорной зоны, которая локализуется в верхнем участке темпоральной коры (область Вернике), отвечающая за понимание речи и арифметический счет. Слуховая афазия характеризуется расстройством восприятия фонем речи, когда больной не способен воспринимать слово как целую структуру. То есть нарушение понимания речи заключатся в невозможности слышать предложения как организованную совокупность звуков.

Внешние органы слуха не нарушены, поэтому пациент все слышит, однако не может понять содержания обращения. Звуки не формируют у него ассоциаций, поэтому родной язык кажется ему иностранным.

Экспрессивная речь, то есть диалог, сохранен. Однако присутствуют некоторые аномалии: неологизмы (новые, выдуманные слова), иносказания. Повышается продукция речи: пациент говорит чрезвычайно много. Чтобы повысить качество передаваемой информации больной использует жесты и мимику.

Критика к дефекту языка частично отсутствует, поэтому, когда больного просят говорить внятнее или ему делают замечание, он раздражается.

Общие симптомы афазии редко затрагивают только нарушение восприятия слуховой и письменной речи. Обычно дисфазия Вернике сопровождается односторонним нарушением зрения, парезом правой носогубной складки.

Клиническая картина после травматического события сопровождается психическим возбуждением и нередко психозом с бредом ущерба или преследования. В совокупности с неологизмами и повышенной продукцией речи на первый взгляд врачу кажется, что у больного рецидив шизофрении или острая интоксикация психотропными веществами. Однако дальнейшее ведение пациента и дифференциальная диагностика устанавливают, что это расстройство речи вследствие инсульта.

Поражение мозга локализуется в 21 и 37 поле Бродмана, что снижает слухоречевую память. У пациентов с акустико-мнестической афазии понижается скорость обработки речевой информации. Это выявляется в диалоге, когда между репликой или вопросом проходит время, которое нужно больному, чтобы понять смысл сказанного. При этом у него не наблюдаются признаки сниженного интеллекта.

Механизм нарушения заключается в том, что у пострадавшего в коре головного мозга тормозятся слухоречевые следы двумя путями:

  • Проактивное торможение. Выявляется беседе, когда больного просят повторить рассказ. Он воспроизводит из общего повествования 1-2 слова.
  • Ретроактивное торможение. Заключается в нарушении повтора последних слов. То есть из рассказа или предложения воспроизводятся только первые 1-3 слова.

Нарушается понимание организованных грамматических и логических речевых структур. Неврология повреждения – гибель нейронов области на границе между теменной и затылочной областями.

Системные нарушения речи проявляются затруднением понимания или выполнения задач и упражнений, которые содержат синтаксические элементы. Наблюдается синхронное нарушение простейших операций мышления, однако простые предложения и рассказы воспринимаются больным нормально.

Возникает при поражении теменной области gyrus postcentralis. Основное отличие – нарушение артикуляционного праксиса. Это проявляется утратой способности четко выговаривать отдельные звуки. Когда пациент пытается говорить, он делает хаотические движения языком и губами.

Нарушается чтение и письмо. Однако часто письмо остается сохранным и становится единственным способом коммуникации с врачом и родными в острый период после травматического происшествия.

Афферентная дисфазия бывает двух вариантов:

  1. Наблюдается нарушение пространственного синтеза, который обеспечивает целостность и синхронность артикуляционных мышц. При тяжелом течении спонтанная речь полностью отсутствует.
  2. Проводниковая афазия. Речь изобилует стереотипными высказываниями.


Детская дисфазия бывает трех вариантов. Виды афазии и их характеристика:

  • Нарушение речи, возникшие вследствие органических факторов, например, после черепно-мозговой травмы или в результате сдавливания мозга опухолью.
  • Расстройства языка, возникшие на фоне эпилепсии из-за эпилептиформной активности мозга, когда в коре возникает спонтанное синхронное возбуждение.
  • Сочетание эпилепсии и органических причин, которые расстраивают речь.

Классификация по тяжести:

  1. Грубая. Нарушается восприятия и формирование слов и фраз вместе с нарушением чтения и письма.
  2. Умеренная. Наблюдаются фрагментарные нарушения каждой составляющей речи.
  3. Легкая, или частичная афазия. Наблюдаются отдельные патологии при сохранности других компонентов. Например, при нарушении слуховой речи сохраняется чтение, письмо, счет и диалогический язык.

Транскортикальная афазия – сопровождается нарушением спонтанной речи, беглостью и прерывистостью. При больно читает вслух нормально и понимание языка сохранено. Частично нарушается называние наименований предметов, объектов и явлений.

Травматическая афазия. Название отражает суть патологии: расстройство речи возникло после травматического события и сохраняется в острый период, однако со временем устраняется.

Глобальная афазия. Возникает при поражении области вокруг сильвиевого водопровода, которая охватывает глубокие структуры белового вещества и хвостатого ядра. Нарушается понимание и формирование речи.

Подкорковая афазия. Возникает при поражении подкорковых отделов мозга, отвечающих за формирование речи при сохранности коры. Другое название – псевдоафазия. Смешанное расстройство, сопровождающееся нарушением понимания и воспроизведения речи.

Сенсомоторная афазия. Возникает при поражении зоны Брока и зоны Вернике на уровне коры мозга. Сопровождается нарушением понимания и формирования речи, расстройством навыков чтения, письма и счета.

Причины

Ишемический инсульт – это наиболее распространенная причина. На его фоне останавливается кровообращение в бассейне средней мозговой артерии, питающая корковые речевые центры.

Остальные причины возникновения афазии:

  • ЧМТ. При травмах головного мозга нервные клетки сначала погибают от механического воздействия (удара), а затем от посттравматического отека и асептического воспаления.
  • Опухоли. В основном это глиомы и глиобластомы.
  • Нейроинфекции: менингит, энцефалит, менингоэнцефалит. Массивное воспаление мозговой ткани и оболочек приводит к смерти нервных клеток.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Пика, Паркинсона, Альцгеймера, хорея Гентингтона. Эти расстройства сопровождаются постепенной атрофией клеток мозга.


Диагностика

Дисфазия диагностируется тремя взаимодополняющими способами:

  1. Нейровизуализация.
  2. Клиническая беседа.
  3. Обследование у патопсихолога или медицинского психолога.

Обследование лиц с афазией начинается с выявления органического очага патологии. Для этого в клинической практике используются методы нейровизуализации – компьютерная и магнитно-резонансная томография, функциональная МРТ или позитронно-эмиссионная томография. Диагностические инструменты устанавливают локализацию очага и его характеристики, например, объем поражения зоны Брока.

Второй этап – обследование речевых функций у больных. Представляет собой клиническую беседу, в ходе которой невролог с логопедом выявляют расстройства языка при помощи вопросов, диалога и просьбы выполнить диагностические упражнения, например, кратко написать автобиографию. В результате клинической беседы оценивается форма афазии и ее глубина.

Третий этап – обследование у медицинского психолога. Специалист выявляется сопутствующие нарушения высшей нервной деятельности, например, нарушение пространственной ориентации, неспособность к счету, снижение интеллекта и психические расстройства и состояния (депрессия, тревога).

Коррекция

Весь процесс лечения демонстрируется на стандартной ситуации. Человек с инсультом попадает в отделение интенсивной терапии и реанимации. Ему вводят препараты, восстанавливающие кровоток мозга, объем циркулирующей крови и лекарство при афазии, регулирующее реологические свойства крови, чтобы рассосать тромб, что привел к ишемии сосудов мозга. В таком состоянии он пребывает 2-3 дня.

Когда пациент пришел в сознание, он отвечает на просьбы врача, самостоятельно дышит и может говорить, начинается ранний этап восстановления. Он длится до 6 месяцев. Ранний этап начинается со стимуляции речи. В течение всей ранней фазы проводится логопедическая и психотерапевтическая работа с больным.

После раннего начинается резидуальный этап при афазии. Он начинается спустя 6 месяцев после мозговой катастрофы. Пациент участвует в восстановлении языка при помощи упражнений и заданий, которые может выполнять самостоятельно.

Включаются специфические логопедические методики, например, у детей это могут быть логопедические игры или массаж при афазии.

Реабилитация сопровождается психологическим дискомфортом. Больные осознают свои дефекты. Рекомендации близким больных – иметь терпение: пациенты будут говорить невнятно, нечленораздельно, будут издавать хаотические звуки, говорить медленно и с паузами между словами. Однако это преходящий период, и при должном внимании к родственнику и работе с ним речь начнет возвращается к концу первого месяца после травматического события.

Прогноз

Чем больше факторов, описанных ниже, тем выше вероятность полного восстановления речи:

  • высшее образование;
  • молодой возраст (до 40 лет);
  • знание 2-3 языков;
  • ежедневная работа с логопедом, или самостоятельное упражнение с задачами;
  • выполнение назначений врача;
  • внимание к больному и психологическая поддержка.

Факторы, которые отрицательно влияют на прогноз:

  1. пожилой возраст;
  2. отсутствие образования;
  3. работа связана с физическими нагрузками;
  4. пропуск занятий с логопедом;
  5. невыполнение врачебных назначений;
  6. наличие сопутствующих болезней центральной нервной системы или внутренних органов.

На прогноз также влияют факторы, не зависящие от пациента:

  • масштаб ишемического очага;
  • компетентность врачей;
  • географическая местность (в городе обычно больше специалистов).


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Афазия - расстройство или утрата речевой функции - нарушение активной (экспрессивной) речи и ее понимания (либо ее невербальных эквивалентов) в результате поражения речевых центров в коре головного мозга, базальных ганглиев или белого вещества, содержащего проводники, соединяющие их. Диагноз ставится на основании клинических симптомов, данных нейропсихологического и визуализационного (КТ, МРТ) исследований. Прогноз зависит от характера и степени поражения, а также от возраста пациента. Специфическое лечение афазии не разработано, но активная коррекция нарушений речи способствует более быстрому восстановлению.

Речевые функции связаны преимущественно с задневерхними отделами височной доли, прилежащими нижними отделами теменной доли, нижнелатеральными отделами лобной доли и подкорковыми связями между указанными областями обычно в левом полушарии, даже у левшей. Повреждение любой части этой условно объединяемой в функциональный треугольник области мозга (при инфаркте, опухоли, травме или дегенерации) приводит к определенным нарушениям речевой функции. Просодия (ударения и интонация речи, придающая ей значимость) является функцией обоих полушарий, но иногда отмечаются нарушения при изолированной дисфункции субдоминантного полушария.

Афазию следует отличать от нарушений развития речи и от дисфункции моторных проводящих путей и мышц, обеспечивающих артикуляцию речи (дизартрии). Афазия, в некоторой мере условно, разделяется на сенсорную и моторную.

Сенсорная (рецептивная или афазия Вернике) афазия - неспособность понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. Она вызывается поражением задневерхних отделов височной доли мозга доминантного полушария и часто сочетается с алексией (нарушением понимания письменной речи). При экспрессивной (моторной или афазии Брока) афазии остаются относительно сохранными понимание и осмысление речи, но нарушается способность речеобразования. Моторная афазия обусловлена поражением задне-нижнего отдела лобной доли. При этом часто отмечается аграфия (расстройство письма) и нарушение чтения вслух.


[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Симптомы афазии

Пациенты с афазией Брока могут понимать и осмыслять слова относительно хорошо, но их способность произносить слова нарушена. Обычно заболевание влияет на речеобразование и письмо (аграфия, дисграфия), существенно затрудняя попытки пациентов общаться. Афазия Брока может сочетаться с аномией (неспособностью назвать предметы) и ухудшенной просодикой (интонационными компонентами).

Диагностика афазии

Вербальное общение обычно позволяет идентифицировать наличие грубой афазии. Исследование, проводимое для идентификации специфических нарушений, должно включать исследование спонтанной речи, называния, повторения, понимания, речеобразования, чтения и письма. Спонтанная речь оценивается по следующим показателям: беглость, количество произносимых слов, способность инициировать речь, наличие спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений, многословие и просодия. Первоначально афазия Вернике может быть принята за делирий. Однако афазия Вернике - изолированное речевое расстройство при отсутствии других признаков делирия (мерцающего сознания, галлюцинаций, невнимательности).

КТ или МРТ (с ангиографией или без) проводятся для уточнения характера поражения (инфаркта, геморрагии, объемного образования). Дальнейшие исследования проводятся для уточнения этиологии заболевания в соответствии с описанным ранее алгоритмом.


[9], [10], [11]

Прогноз и лечение афазии

Эффективность лечения достоверно не установлена, но большинство клиницистов полагают, что привлечение профессионального логопеда в самых ранних стадиях заболевания дает наилучшие результаты: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успех.

Степень восстановления также зависит от размера и локализации поражения, степени речевых расстройств и, в меньшей мере, от возраста, уровня образования и общего состояния здоровья пациента. Практически у всех детей в возрасте до 8 лет речевая функция восстанавливается полностью после сильного повреждения любого из полушарий. В более позднем возрасте самое активное восстановление происходит в течение первых трех месяцев, но завершающий этап может длиться до 1 года.

Что такое афазия?

Афазия — это состояние, возникающее в результате повреждения областей мозга, ответственных за выработку и понимание языка. Наиболее очевидные признаки афазии — у людей проблемы с речью и письмом. В некоторых случаях людям с афазией также трудно понять устную и письменную речь.

Общие причины повреждения головного мозга, которые могут вызвать афазию, включают:

  • инсульт, который считается наиболее распространенной причиной, так как около 1 из 3 человек испытывают некоторую степень афазии после инсульта
  • тяжелая травма головы
  • опухоль головного мозга
  • прогрессирующие неврологические состояния (состояния, со временем вызывающие прогрессирующее повреждение головного мозга и нервной системы, такие как болезнь Альцгеймера)

Типы афазии

Три наиболее распространенных типа афазии:

Они описаны ниже.

Афазия Вернике — это когда человек может говорить нормально и использовать длинные, сложные предложения, но реальные слова, которые они используют, не имеют смысла, или они включают бессмысленные слова в свою речь. Они также не могут понять, что им говорят, или следовать простым командам.

Многие люди с афазией Вернике часто не знают, что их разговорный язык не имеет смысла для других, и они могут разозлиться или расстроиться из-за отсутствия понимания, проявляющееся другими.

Глобальная афазия является наиболее тяжелой формой болезни. Кто-то с этим заболеванием испытывает трудности со всеми формами общения, включая речь, чтение, письмо, правильное именование предметов или людей и понимание речи других людей.

Насколько распространена афазия?

Афазия является одним из наиболее распространенных заболеваний мозга.

Большинство людей, страдающих афазией, старше 65 лет. Это происходит потому, что инсульт и распространенные прогрессирующие неврологические состояния, такие как болезнь Альцгеймера или другие виды деменции, имеют тенденцию поражать людей старше 65 лет.

Афазия, вызванная опухолью головного мозга или серьезной травмой головы, может поражать людей всех возрастов, включая детей.

Симптомы и признаки


В случаях, когда афазия была вызвана внезапной травмой головного мозга, такой как инсульт или тяжелый ушиб головы, симптомы обычно развиваются сразу после травмы.

В случаях, когда происходит постепенное повреждение головного мозга в результате состояния, ухудшающегося со временем, такого как деменция или опухоль головного мозга, симптомы могут развиваться постепенно.

У больных с афазией Брока обычно наблюдаются следующие признаки и симптомы:

Дополнительные симптомы, не связанные напрямую с речью и языком, но могут возникать у людей с афазией Брока, включают:

  • неспособность контролировать лицевые мышцы и одну или обе конечности;
  • слабость конечности по одной стороне тела (почти всегда на правой стороне).

Человек с афазией Вернике, как правило, имеет следующие признаки и симптомы:

  • Они могут говорить свободно, используя длинные предложения, но их речь содержит недостаток смысла и может содержать неуместные или бессмысленные слова.
  • Люди с афазией Вернике могут не знать о своих языковых проблемах, особенно вскоре после инсульта, и могут расстраиваться из-за того, что другие люди не могут их понять. Тем не менее, они могут понять свои проблемы, если представят доказательства, такие как видео или аудиозапись разговора.
  • Они могут испытывать затруднения в понимании или быть не в состоянии понять разговорный язык.
  • У некоторых людей также есть подобные трудности с чтением письменного языка.
  • На их способность писать влияет то же самое, что и на их способность говорить, поскольку они могут писать свободно, но то, что они пишут, имеет мало смысла или не имеет никакого смысла.

Дополнительные симптомы могут включать:

Люди с глобальной афазией обычно имеют большее повреждение головного мозга, поэтому у них часто бывают симптомы как афазии Брока, так и Вернике. Это может вызвать проблемы со всеми аспектами общения, включая:

  • разговором;
  • пониманием речи других людей;
  • названием объектов, людей и мест;
  • повторением чужой речи;
  • чтением и письмом.

Дополнительные симптомы могут включать:

  • паралич правой части тела;
  • некоторая потеря зрения в правом поле зрения обоих глаз;
  • потеря контроля над своими конечностями;
  • проблемы с произнесением определенных звуков и слов, что связано с трудностями контроля над ртом, языком и гортанью.

Причины и факторы риска


Афазия вызвана повреждением частей мозга, которые отвечают за:

  • разговор;
  • понимание других;
  • чтение и письмо.

В совокупности эти части мозга известны как языковой центр мозга.

Языковой центр — это не единственная область мозга. Это сеть определенных участков мозга, работающих вместе, как компьютерная сеть.

Языковой центр состоит из следующих областей:

  • область Брока, отвечающая за производство речи;
  • область Вернике, отвечающая за понимание устной и письменной речи;
  • сенсорная кора, отвечающая за обработку различных сигналов, получаемых организм, таких как звуки (для языка) и изображения (для чтения);
  • слуховая кора, отвечающая за преобразование реальных физических звуков разговорной речи в значимую информацию;
  • моторная кора, отвечающая за управление различными частями тела, используемыми для генерации речи, такими как мышцы, язык и гортань.

В прошлом считалось, что повреждение определенной части мозга всегда будет приводить к определенному типу афазии, например, повреждение области Брока всегда приводит к афазии Брока. Однако в настоящее время считается, что порядок работы языкового центра является менее простым, чем этот.

Повреждение определенных зон языкового центра не всегда приводит к ожидаемым симптомам. Кроме того, последствия повреждения головного мозга могут значительно варьироваться от человека к человеку, что делает их непредсказуемыми.

Повреждение многих участков мозга обычно приводит к более серьезным типам афазии, такой как глобальная афазия.

Причины, способные повредить головной мозг, включают:

  • инсульт: во время инсульта мозг лишается крови и кислорода, что приводит к гибели мозговой ткани;
  • тяжелая травма головы: например, травма, полученная в результате дорожно-транспортного происшествия или серьезного падения с высоты;
  • опухоль головного мозга: когда возникает аномальный рост клеток внутри мозга;
  • состояния здоровья, вызывающее прогрессирующее повреждение головного мозга, такие как болезнь Альцгеймера, другие формы деменции или более редкие состояния, такие как прогрессирующий надъядерный паралич или кортикобазальная дегенерация (два состояния, связанных как с физическими, так и с умственными нарушениями в результате повреждения головного мозга);
  • инфекции, влияющие на мозг, такие как менингит (инфекция внешнего слоя мозга) и энцефалит (инфекция самого мозга), хотя это гораздо более редкая причина афазии.

Диагностика

Афазию обычно диагностируют у логопеда. Существует несколько тестов, используемых для оценки всех аспектов коммуникативных навыков человека.

Эти типы тестов включают простые упражнения, такие как попросить человека назвать как можно больше слов, начиная с буквы А, или попросить назвать предметы в комнате. Затем результаты могут быть использованы для составления детальной картины языковых возможностей человека.

Далее могут быть использованы методы визуальной диагностики для оценки степени любого повреждения головного мозга. Два наиболее широко используемых типа исследовании для диагностики афазии:

  • компьютерная томография (КТ), где серия рентгеновских снимков используется для создания детального, трехмерного изображения мозга;
  • магнитно-резонансная томография (МРТ), при которой сильные флуктуирующие магнитные поля используются для получения детального изображения внутренней части мозга.

Лечение


Большинство случаев афазии можно улучшить с помощью лечения, даже в тяжелых случаях глобальной формы болезни. Однако полный возврат к уровням коммуникации до афазии не всегда возможен.

При лечении афазии также, как и при любой другой неврологической болезни главенствующую роль играет возможность применения патогенетически обоснованной терапии. Только после полноценно проведённого диагностического обследования можно таргетно назначать терапию.

Первым делом в независимости от формы болезни проводится устранение жизнеугрожающих фактором. Проводятся мероприятия по интенсивной терапии, пациент стабилизируется и только после этого начинается этап лечения афазии и последующая реабилитация.

В лечении афазии важно, как можно более быстро активизировать метаболический дисбаланс, возникший в головном мозге. Для этого применяются следующие группы препаратов:

  • Церебропротекторы и ноотропы: Пирацетам, Ноотропил, Церебролизин.
  • Сосудистые препараты: Октавегин, Винпоцетин и аналоги.
  • Витамины группы В, природные антиоксиданты и нейропротекторы.
  • Противосвёртывающие или коагулянты в зависимости от формы сосудистого поражения.

Немало важный пункт – проведение физиотерапевтических процедур. Применяется лечебный электрофорез, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, лечебный массаж и физкультура. Все эти способы позволяют повысить эффективность основной терапии и ускоряют процессы восстановления.

Осложнения

— Депрессия.

Поскольку потеря способности общаться может быть разрушительным опытом, депрессия является распространенным осложнением афазии. Кроме того, многие состояния, связанные с заболеванием, такие как инсульт или болезнь Альцгеймера, могут изменить химический состав мозга человека, делая человека более уязвимым депрессии.

— Катастрофическая стрессовая реакция.

Многие люди с афазией испытывают повторяющиеся эпизоды того, что называется катастрофической стрессовой реакцией. Это когда человек внезапно испытывает всепоглощающее чувство разочарования, гнева, депрессии или общих чувств из-за того, что не могут справиться со своей непосредственной ситуацией.

Признаки катастрофической реакции включают:

  • тревожность;
  • агрессия;
  • плачет или неудержимых смех;
  • крики;
  • упрямство.

Катастрофическая реакция часто запускается, когда человек с афазией остро осознает свои трудности в общении. Поэтому это может произойти в начале курса речевой и языковой терапии.

Если кто-то из близких испытывает катастрофическую реакцию, вы должны сохранять спокойствие, насколько это возможно, и пытаться убедить его, что эти чувства пройдут и что все будет хорошо.

Профилактика

Не существует гарантированного метода предотвращения афазии. Тем не менее, есть некоторые общие рекомендации по образу жизни, которые могут снизить риск развития состояний, связанных с афазией, таких как болезнь Альцгеймера (или другой формы деменции) или инсульт.

Например, вы должны:

  • бросить курить (если курите);
  • избегать употребления большого количества алкоголя;
  • соблюдать здоровую сбалансированную диету, включающую не менее пяти порций фруктов и овощей каждый день;
  • использовать комбинацию упражнений и диет с контролем калорий для достижения здорового веса, что особенно важно, если у вас избыточный вес или ожирение;
  • заниматься спортом по крайней мере 30 минут каждый день, потому что это улучшит физическое и психическое здоровье;
  • оставаться умственно активными, например, читать, писать.

Прогноз

Прогноз людей с афазией зависят от причины заболевания, степени первичной травмы головного мозга и тяжести симптомов. В зависимости от этих факторов, прогноз может варьироваться от хорошего до очень плохого.

Тем не менее, большинство людей с афазией будет хотя бы в некоторой степени выздоравливать, и многие выздоровеют полностью. Даже если афазия сохраняется, это не обязательно означает, что человек не может жить независимой и осмысленной жизнью.

Перспективы для людей с афазией, связанной с прогрессирующими неврологическими состояниями, плохие, потому что в настоящее время не существует эффективного метода восстановления или предотвращения продолжающегося повреждения головного мозга, связанного с этими типами состояний.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.