Конспект урока по биологии 8 класс особенности высшей нервной деятельности


УМК Пасечник В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovy_vysshey_nervnoy_deyatelnosti.docx 21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомиться особенностями высшей нервной деятельности человека

1) Дать понятие о базовых и вторичных потребностях;

2) Определить роль речи как средства общения и самоорганизации личности;

3) Показать значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов;

4) Определить разницу в использовании звуковых сигналов животными и человеческой речью;

5) Выявить значение лексики и грамматических правил в структуре языка;

6) Показать разницу между осознанными и интуитивными решениями;

7) Разъяснить роль практики в установлении истины

1) Продолжить формирование научное мировоззрения;

2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.

1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;

2) Развивать умения обобщать, анализировать;

3) Развивать навыки учебной деятельности;

4) Развивать глазомер.

Оборудование: модели черепов современного человека и питекантропа; таблицы, изображающие головной мозг, электроэнцефалограммы бодрствующего и спящего человека.

Тип урока – комбинированный.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто сегодня отсутствует? Жаль, они пропустят столько интересного.

Повторение изученного материала

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке. Какие виды сна выделяют и в чем их различие?

Выделяют 2 вида сна: быстрый и медленный. При медленном сне мышцы расслаблены, дыхание ровное, спокойное, сердцебиение замедленно, глазные яблоки неподвижны.

При быстром сне сердцебиение ускоряется, глазные яблоки под веками приходят в движение, мышцы напряжены.

Верно. Какие существуют теории появления сновидений?

Ряд ученых считают, что сновидения – это средства психической защиты. Например, если больному человеку могут сниться тревожные, устрашающие сны, тогда как здоровому – спокойные.

Другие же ученые во главе с Павловым считали, что слабые раздражители, которые в состоянии бодрствования не ощущаются, во сне могут вызывать целые эпизоды сновидения. Например, при боли в горле могут сниться сны, что вас душат или заставляют принимать пищу, застревающую в горле.

Изучение нового материала

У человека, ка и у животных имеются потребности. Какие, например?

Сон, пища, вода, общение и др.

Правильно. Такие потребности называют базовыми, потому что без их удовлетворения организм существовать не может. Но наряду с базовыми формируются так же и вторичные потребности, например, в предметах пользования, созданных человеком в процессе его трудовой деятельности. Как вы считаете, от чего может зависеть степень сформированности вторичных потребностей?

От материального достатка, уровня развития общества, моды

Познавательные способности человека значительно выше, нежели у животных. Животные в своем поведении ориентируются только на натуральные объекты. Люди же используют словесные символы, позволяющие сначала разработать сценарий действия, и только потом действовать.

Речь человека состоит из слов, каждое из которых несет определенный смысл. Но язык – это не просто набор слов. Существуют определенные грамматические правила, которые связывают слова во фразы. И именно с помощью фраз человек способен что-либо рассказывать. Реагировать на слова могут и животные, но создавать новые связи с помощью слов подвластно только человеку, освоившему лексику и грамматику языка. Не следует забывать, что слова – это всего лишь символы, и суждения, высказанные с помощью слов могут быть как верными, так и ошибочными. Проверка правильности утверждения осуществляется практикой, личным и общественным опытом.

С появлением речи открывались всё более новые возможности. С одной стороны, это организация трудовой деятельности: передача молодому поколению от старшего способов изготовления орудий, их назначение и использование; распределение ролей в общей деятельности. С другой стороны, появление речи позволило отходить от действительности и создавать новые материальные и духовные ценности: изобретение новых вещей, создание легенд, сказок, притч, религиозных поверий и т.д.

В жизни человек сталкивается с большим количеством задач, и в его памяти накапливаются способы их решения. Но не всё, что человек запомнил, может им осознаваться. Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта называется интуицией. При этом человек может поступать правильно, но объяснить, почему он так поступил – не может.

Как вы считаете, речь играет роль в формировании психики?

Правильно. Давайте вспомним маленького ребенка, еще не умеющего разговаривать. Его поведением обычно управляют взрослые. Каким образом?

Показывают ребенку вещи, говорят их название и предназначение

Верно. А что происходит в дальнейшем?

Ребенок сам пытается называть эти вещи, сначала отдельными звуками, потом слогами и наконец полным словом.

Правильно. Так же ребенок постепенно начинает проговаривать вслух какие либо свои действия, например, правила игры, которые ему неоднократно объясняли взрослые. Такие реплики со временем переходят во внутреннюю речь ребенка. Инструкции к действиям станут краткими, но достаточными, чтобы ребенок смог организовать сове поведение. Какой можно сделать вывод?

Речь – не только средство общения, но и средство организации собственного поведения.

Развитие речи становится ключевым моментом в формировании личности. Она становится толчком к освоению различных познавательных процессов. Какие познавательные процессы вы знаете?

Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.

Давайте вспомним из ранее изученного, что называют ощущением и восприятием?

Ощущение – отражение отдельных свойств предмета. Восприятие – отражение предмета в целом.

Когда осуществляются ощущение и восприятие?

При воздействии предметов на анализаторы.

Что такое объект восприятия?

Верно. Все остальное называют фоном. А как вы думаете, что такое наблюдение?

Это восприятие, направленное на один предмет, строго определенный с какой-то целью.

Все наши ощущения и восприятия откладываются в нашей памяти. Память – сложный процесс, состоящий из запоминания информации, хранения ее и воспроизведения. Различают логическую и механическую память. Механическая память основана на многократном повторении одного материала до его полного запоминания. Логическая же основана на установлении взаимосвязи между отдельными событиями и явлениями и связывании их в единую мысль.

Так же различают длительную и кратковременную память.

Мышление – обобщенное и опосредованное познание действительности. Совокупность индивидуальных особенностей мышления человека называют умом. Основные качества ума: самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициатива, избирательность.

Параграф 56, вопросы после параграфа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э.

Гончаров В.Е. Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл.

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в ра.

Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов.

Конспект урока "Основы высшей нервной деятельности человека" УМК Пасечник В. В.

Открытый урок в рамках районного семинара учителей биологии и химии был дан на учащихся 8 класса в ТСОШ имени Г.К. Жукова.


Цель: познакомить учащихся с особенностями высшей нервной деятельности человека.

Задачи:

Образовательные: разъяснить школьникам особенности высшей нервной деятельности человека, значение речи, сознания, мышления и труда в становлении человека, его поведения; сформировать у учащихся знания о памяти, ее видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.

Развивающие: продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент; воспитывать точность и четкость при ответе, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи.

Воспитательная: формировать понимание необходимости здорового образа жизни как

необходимого условия нормального функционирования головного мозга.

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Изучение нового материала:

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но, ради бога, - размышляйте,

и хотя криво, - да сами.

1. Высшая нервная деятельность (ВНД) – деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

2. У человека и животных есть первая сигнальная система, центры которой находятся в коре головного мозга. Она воспринимает конкретные раздражители внешнего мира и служит основой для образования условных рефлексов.

У человека существует и вторая сигнальная система, в которой условным раздражителем является слово. Слово и речь повысили способность человека отражать внешнюю среду, использовать опыт поколений. Они обеспечили человеку высшие свойства нервной системы – сознание и мышление.

3. Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности. Сознание - продукт мозга и общественной жизни человека.

4. Мышление, или рассудочная деятельность – сложнейший вид мозговой деятельности организма в процессе приспособления к новым условиям и решении новых жизненных задач. Рассудочная деятельность позволяет улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и использовать их в новых условиях в своем поведении. Рис. 1, 2

Приспособительный характер поведения определяется условно – рефлекторной деятельностью организма, образованной на базе безусловных рефлексов (по И. М. Сеченову и И. П. Павлову).

5. Мышление – это способность человека при помощи слов и образов выразить свое отношение к предметам и явлениям, различным состояниям своего организма, благодаря которым возникают временные связи, являющиеся физиологическим аппаратом мышления. При необходимости временные связи извлекаются из памяти, происходит образование различных их комбинаций и человек обобщает увиденное или услышанное (абстрактное мышление). Абстрактное мышление характерно только для человека. Оно позволяет развивать свои способности, науку, создавать культурные ценности.

6. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление (Таблица 1). Рис. 3, 4, 5, 6, 7, 8

7. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении (запоминании), сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

по преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая, двигательная;

по уровню организации: наглядно – образная, словесно – логическая, эмоциональная, феноменальная;

от длительности сохранения: кратковременная, долговременная, оперативная.

9. Мотивация – активное состояние мозговых структур, побуждающее совершать действия, направленное на удовлетворение своих потребностей. Мотивации создают необходимые предпосылки поведения. С мотивациями тесно связаны эмоции.

Эмоции - переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе. Рис. 9, 10.

III. Закрепление.

1. Новорождённый ребёнок, когда его первый раз прикладывают к груди, сразу начинает производить сосательные движения. Какой у малыша это рефлекс: безусловный или условный?

2. Сила хватательных движений у новорождённых настолько большая, что они способны повиснуть, ухватившись своими ручонками за пальцы взрослого человека. Каково значение этих рефлексов для человека и животных?

3. Что лежит в основе навыков, например, при ходьбе, беге, письме, пользовании при еде ложкой, вилкой, ножом?

4. Ребёнок плачет при виде человека в белом халате. Объясните, как выработался такой рефлекс? Как его затормозить?

5. Проблема. Ребёнок в возрасте до года попал в условия, где нет человеческого общества. Будет ли он говорить? Разовьётся ли у него мышление?

6. Какое значение для поведения животных имеет внешнее торможение? Приведите примеры.

7. Приведите примеры внутреннего торможения рефлексов у человека из повседневной жизни. Поясните, какое значение имеет внутреннее торможение?

9. Приведите доказательства связи мышления со строением и физиоло - гическими процессами, протекающими в коре больших полушарий.

10. От гнева и возмущения у человека участилось сердцебиение. Объясните, физиологический механизм этого явления.

11. Может ли человек управлять своими эмоциями?

12. Какова роль воли и сознания в управлении привычками?

13. Перечислите качества ума человека.

14. В чём должен заключаться правильный режим дня школьника?

15. Что будет являться активным отдыхом для ученика, а что - для водителя?

16. Почему, когда животное попадает в новую обстановку, оно начинает её исследовать не сразу, а через некоторое время?

17. С точки зрения рефлекторной теории:

почему собака при виде в руках хозяина поводка бежит к двери.

18. Будет ли выделяться слюна у человека при виде апельсина, который он увидел первый раз в жизни?

19. Какая существует связь между безусловными и условными рефлексами?

20. Почему ребёнок, который получил ожог, стал подальше держаться от огня?

21. Объясните слова В. Маяковского:

22. Почему у некоторых людей лай собаки вызывает усиление сердцебиения?

24. Почему происходит задержка чихания, если потереть переносицу?

25. Почему во время чтения интересной книги вы вокруг себя ничего не замечаете?

27. Ученику сказали что был звонок, он побежал в кабинет на урок;

объясните, с какой функцией слова мы встречаемся в данном примере.

28. Как объяснить, что во время сильного испуга человек может на некоторое время лишиться речи?

30. Как вы понимаете фразу:

32. Почему отдых должен быть активным? Приведите примеры.

Тема. Высшая нервная деятельность.

Цел и: познакомить учащихся с особенностями высшей нервной деятельности человека, ее значением в восприятии окружающей среды. Рассмотреть заслуги И. М. Сеченова и И. П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности; рефлекс – основа нервной деятельности. Раскрыть суть рефлекторной теории поведения, особенности врожденных и приобретенных форм поведения. Формировать умения: работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; отвечать на вопросы; логически мыслить; оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме.

I. Организационный момент.

II. Проверка и закрепление знаний.

2. Выполнение заданий 192–194 в рабочей тетради.

III. Изучение нового материала, систематизация ранее полученных знаний и поэтапное закрепление.

1. Актуализация знаний о рефлексах, рефлекторной дуге, рефлекторном принципе работы нервной системы, анализаторов.

– Какая система органов играет ведущую роль в обеспечении связи организма с окружающей средой?

(Нервная система.)

– Какой принцип лежит в основе нервной деятельности?

(Рефлекторный.)

– Что такое рефлекс?

(Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой.)

– Что такое рефлекторная дуга?

(Рефлекторная дуга – это путь, по которому приходит нервный импульс во время осуществления рефлекса.)

– Из каких структурных элементов состоит рефлекторная дуга?

(Рефлекторная дуга состоит из чувствительного, вставочных и двигательного нейронов.)

– Что следует понимать под анализатором?

(Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений. Она состоит из трех частей: рецептора, пути передачи возбуждения и соответствующей зоны коры полушарий большого мозга.)

2. Самостоятельная работа учащихся над текстом, рисунками и схемами, данными в учебнике на с. 225–231 с последующим обсуждением по вопросам.

– Что следует понимать под высшей нервной деятельностью?

(В настоящее время под высшей нервной деятельностью понимают деятельность мозга, связанную с его психикой.)

Примечание . Психика (от греч. – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъективной неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Пролитиздат, 1985.)

– Каковы заслуги И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?

И. М. Сеченов родился 1829 году. Окончил военно-инженерное училище, которое дало ему хорошую подготовку в области физики, химии, математики. Затем поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его, И. М. Сеченов посвящает себя изучению физиологии.

Многосторонняя научная деятельность И. М. Сеченова привела его к многим открытиям в области физиологии дыхания, кровообращения, мышечной деятельности. Но самыми замечательными из всех его исследований были работы по физиологии нервной системы.

И. М. Сеченов установил, что под влиянием внешних раздражений в центральной нервной системе возникает не только возбуждение, но и торможение. Вследствие этого и головной, и спинной мозг не только вызывают деятельность органов, но и тормозят ее: ослабляют, замедляют и даже вовсе прекращают.

Вопросы для слушателей:

1) Назовите основные научные труды И. М. Сеченова в физиологии нервной системы. Когда они вышли в свет?

2) Что, по И. М. Сеченову, лежит в основе всех функций мозга человека и животного?

3) Какие два противоположных процесса могут возникать в центральной нервной системе под влиянием внешних раздражителей?

И. П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Он раскрыл постоянную смену возбуждения и торможения коры.

В коре может возникать мощный очаг возбуждения, привлекая и поглощая все другие, менее сильные. Этим объясняется способность человека быть поглощенным своей идеей. Так, знаменитый Архимед, сосредоточившись на изобретении механизма для защиты Сиракуз от римлян, настолько увлекся вычислениями, что не заметил врага и был убит.

И. П. Павлов развил нервную теорию утомления, объяснил сущность сна, сновидений, гипноза, заложил научные основы понимания и лечения некоторых болезней мозга. Павловское учение позволило правильно понять психологические явления: память, речь, мышление, воображение и т. д. Современная психология развивается на базе павловского учения о высшей нервной деятельности.

Трудно переоценить колоссальное значение работ И. П. Павлова для современной науки. Они были признаны и высоко оценены еще при его жизни. Иван Петрович получил 132 награды, столько, сколько не имел ни один ученый мира. Павловское наследие, особенно учение о физиологии мозга, успешно развивает современная наука.

Вопросы для слушателей:

1) Что является, по образному выражению, жемчужиной научного творчества И. П. Павлова?

2) Что явилось непосредственным поводом перехода И. П. Павлова к изучению головного мозга?

3) Что явилось главным открытием И. П. Павлова при изучении физиологии коры больших полушарий головного мозга?

5. Продолжение беседы по тексту учебника на с. 225–231.

Учитель . Итак, мы уяснили, что в основе нервной деятельности лежит рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой.

– Вспомните, на какие две группы подразделяются рефлексы.

(Рефлексы бывают безусловные и условные.)

Попытаемся сравнить два этих явления и отразим результаты в таблице.

Рефлексы, их сравнение

· с ними человек
(животное) рождается;

· они передаются по наследству из поколения в поколение

· приобретаются
в течение жизни;

· для образования требуются определенные условия

· постоянный, универсальный, т. е. на определенный внешний раздражитель следует постоянная реакция организма у всех людей

· индивидуальный, т. е. различны у разных людей, даже
у близнецов

Когда оказываются полезными

· помогают организму приспособиться к постоянным условиям среды

· помогают организму приспособиться к изменяющимся условиям среды

Вывод . У человека существует две формы поведения: врожденная и приобретенная. Обобщим сведения о формах поведения в таблице.

Формы поведения

1. Безусловные рефлексы – все врожденные рефлексы, т. е. рефлексы, которые передаются по наследству из поколения в поколение. Например, вдох всегда сменяется выдохом; при увеличении яркости света суживаются зрачки глаз, пища в ротовой полости вызывает отделение слюны.

2. Инстинкт – цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных реакций, которые следуют одна за другой. Примером может служить поведение муравьев, пчел, птиц и т. д.

3. Запечатление – специфическая форма научения у животных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей, братьев и сестер, пищевых объектов и т. д. Запечатление обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности
и др.

1. Условные рефлексы – это рефлексы, которые приобретаются в течение жизни и возникают на базе безусловных рефлексов и при определенных условиях. Например, если перед кормлением собаки зажигать лампочку, собака поворачивает голову в сторону света
(это безусловный рефлекс; при этом слюна не выделяется, так как свет для пищевого участка коры головного мозга – безразличный раздражитель: через 5–10 с после вспышки света собаке дают мясную пищу. При попадании еды в рот собаки выделяется слюна
(безусловный слюноотделительный рефлекс, а пища – безусловный раздражитель).

2. Динамический стереотип – система условно-рефлекторных связей. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, человек впоследствии не думает о последовательности конкретных действий.

3. Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения
и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля.

4. Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого
в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности.

Окончание табл.

5. Рассудочная деятельность – сложная форма приобретенного поведения, которая позволяет в новых ситуациях на основе прошлого опыта находить новые решения.

Если в течение нескольких дней будем предварять кормление зажиганием лампочки, у собаки слюна начинает выделяться на включение лампочки, еще до появления корма. Свет стал условным раздражителем, у животного выработался условный рефлекс


Вступительная беседа.

Этот урок является центральным во всей теме. Сегодня мы поговорим о высшей нерв­ной деятельности человека (ВНД). Мы попы­таемся выявить общие черты ВНД человека и животных и отметить специфические осо­бенности, связанные с биосоциальной сущ­ностью человека.

1 этап. Актуализация опорных знаний.

Что такое рефлекс? Какие вы знае­те рефлексы?

Приведите примеры безусловных рефлек­сов животных и человека. (Обратите внима­ние, что безусловные рефлексы на естествен­ные раздражители у высших животных и че­ловека одинаковы.)

Приведите примеры условных рефлексов животных.

Выберите правильный ответ. Что такое высшая нервная деятельность?

А) Возникновение нервных импульсов в рецепторах.

Б) Способность проводить нервные импульсы от чувствительных нейронов к вставочным.

В) Способность проводить нервные импульсы от рецепторов к центральной нервной системе.

Г) Передача нервных импульсов по белому веществу спинного мозга в головной мозг.

Д) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление организма к среде обитания.

5. Объясните следующие факты: ребёнку впервые показали лимон, он потянулся к этому жёлтому предмету ручками, но пищевой слюноотделительный реакции у него не наблюдалось. У взрослых людей даже упоминание о лимоне может вызвать обильное слюноотделение.

6. Служебная собака успешно прошла курс подготовки. Можно ли использовать приобретённый его опыт на занятиях с её щенками.

2 этап. Изучение нового материала.

Сейчас давайте обратимся к примерам, описанным в литературе. Работа проводит­ся по группам. Каждая группа знакомится с предложенным текстом.

Примерно в это же время мы впервые уз­нали о необыкновенных способностях Фигана. Число посетителей станции все возраста­ло, и прежняя система подкормки уже не удов­летворяла ни их, ни нас. Стальных крышек, из­готовлявшихся в Кигоме по нашему заказу, было явно недостаточно, кроме того, нас бес­покоило то обстоятельство, что самки и дете­ныши вообще не получали своей доли бана­нов. Поэтому мы стали прятать плоды в кроне деревьев. Однажды, уже после того, как груп­па закончила трапезу, Фиган увидел среди вет­вей никем не замеченный банан. Но сразу же схватить его он не мог, так как под этим дере­вом сидел Голиаф. Быстро взглянув на Голиа­фа, Фиган отошел в сторону и сел за палат­кой, откуда он не мог видеть банана. Минут через пятнадцать Голиаф поднялся и ушел, и тогда Фиган молниеносно бросился к дереву и схватил плод. Было совершенно очевидно, что Фиган оценил ситуацию: если бы он забрался на дерево раньше, Голиаф наверняка отнял бы у него плод. Оставаться на прежнем месте Фиган тоже не мог - он бы то и дело поглядывал на банан, и в конце концов место­нахождение лакомства было бы обнаружено другими шимпанзе, которые тотчас догадались бы об этом по движению его глаз. Поэтому Фиган не только воздержался от немедленно­го удовлетворения своего желания, но даже на время ретировался, как хороший игрок, который делает ложный ход чтобы не "поте­рять всю партию ", и таким образом оставляет последнее слово за собой. Мы с Гуго были по­трясены действиями Фиган и он еще не раз удивлял нас.

Д.Гудолл "В тени человека", с. 74.

Наше внимание привлекла афиша, на­писанная от руки. Она приглашала посе­тить зверинец. Нашли мы его легко, взяли билеты и пошли обозревать вагончики с животными. Их было немного, стояли они буквой "П". Пройдя половину вагончиков, мы очутились у клетки, где лежал лев. Жи­вотное было очень крупное, что-то знако­мое было во всей его фигуре, а особенно в его профиле со слегка вздернутым носом. Мне показалось, что я узнаю в нем своего льва Аракса, которого три года назад сдала в один из наших зверинцев. Я сказала об этом Саше, и он предложил мне попро­бовать посмотреть льва поближе. Я подлез­ла под барьер ограждения и только хоте­ла подойти поближе, как вдруг передо мной возникла девочка, которая повисла у меня на руке с криком: "Подходить к ре­шетке нельзя!" Тут вступился Саша Аранов и стал говорить девочке о том, кто я такая. Она недоверчиво посмотрела на нас, но все же немного успокоилась. Я тихо произ­несла: "Аракс" У льва вздрогнуло ухо. Я тогда обычным своим голосом, как когда-то в клетке, повторила его имя. Лев вздрог­нул, поднял голову и посмотрел куда-то вверх, как бы вслушиваясь в мой голос. Я продолжала повторять его кличку. Аракс резко встал на ноги и пошел ко мне. Подо­шел и уткнулся лбом в решетку. Это был его привычный жест. Потом он стал прохажи­ваться, тереться боками о решетку. Встре­ча была столь неожиданной, что я даже не помню своих слов. Не заметила, что возле нас стал собираться народ. Помню лишь то, что Аракс начал ходить все медленнее и, наконец, совсем остановился, потом отошел от меня, лег на то же самое место, где лежал, положил голову на лапы и застыл. Я стояла как зачарованная, не ощущая ра­дости встречи: слишком много возникло в памяти горьких и трудных дней, когда в Сочи он однажды взбунтовался, а за ним взволновалась вся группа.

"С Араксом после Вашего отъезда что-то случилось. Раньше он был спокойным и ле­нивым, все лежал в углу, а как Вы уехали, до сих пор волнуется, забыть Вас не может. То бегает по клетке, а то часами сидит грус­тный и смотрит сквозь решетку вдоль, будто кого-то ждет. приезжайте. Оксана".

И.Бугримова. "На арене цирка", с.131-132.

Я эту собаку запомнил, как человека.

Случилось такое в сорок четвёртом году.

.Зимой игрался спектакль

перед шеренгой, застывшей от страха, немой.

У коменданта была привязанность к догам,

И был экземпляр - казался слоном среди всех,

Даже эсэсовцы боялись верзилу дога,

И вот этот зверь шагнул величаво на снег

И вывели жертву. Стоял мальчишка, продрогнув.

Куда тут бежать?

Он давно ослабел. Комендант наклонился,

подал команду догу,

И тот в два прыжка расстояние преодолел.

Обнюхав смертника, прошелся спокойно рядом.

Был он великолепен в размашистом, легком шагу.

Вернулся дог к коменданту,

И честным собачьим взглядом

Сказал человеку пес: "Ребенок ведь - не могу".

Лагфюрер пожал плечами: ему-то разницы нету.

Раскрыл кобуру у пряжки с надписью "С нами бог".

Но, едва сверкнула вороненая сталь пистолета,

В эсэсовское горло впился красавец дог.

В.Калиниченко "Я вспоминаю, как человека".

Укладываются ли описанные ситуации в понятие условного рефлекса? По-види­мому, не укладываются. На это в свое время не раз указывал Иван Петрович Павлов. Анализируя опыты, проведенные на человекообразных обезьянах, он пи­сал: "Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это условным реф­лексом назвать нельзя. Это есть случай об­разования знания, улавливания нормаль­ной связи вещей".

Способность животных улавливать зако­номерности, связывающие предметы и яв­ления окружающей среды, а также исполь­зовать знание этих закономерностей в но­вых условиях была названа рассудочной де­ятельностью.

В наши дни разработаны специальные методики, с помощью которых изучают эле­ментарную рассудочную деятельность жи­вотных разных видов в лабораторных и ес­тественных условиях. Л.В.Крушинский об­наружил, что чем более развита нервная система, тем выше уровень рассудочной деятельности. Высшего развития она достигает у человека и проявляется в виде мышления.

Рассудочная деятельность - это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспо­сабливается к быстро меняющимся услови­ям среды, но и может предвидеть эти изме­нения и учитывать их в своем поведении.

2. Речь и мышление человека

В процессе эволюции у человека появилась, как говорил И.П.Павлов, "чрезвычайная при­бавка к механизмам работы мозга" - речь.

Слова, произносимые, слышимые и види­мые, - это сигналы, символы конкретных предметов и явлений окружающей среды. Словом человек обозначает все, что воспри­нимает с помощью органов чувств. Но зна­чение слова для человека не ограничивает­ся функцией условного раздражителя. Для нас с вами слово:

средство выражения понятий;

Речь человека тесно связана с абстракт­ным мышлением.

Ребята, ваши родители наверняка помнят первое слово, произнесенное вами. С года­ми вы овладели речью, сложными стали поня­тия, обозначаемые словами. Вместе с речью развивалось ваше мышление. Способностью обучаться речи человек наделен от рожде­ния. Но если ребенок изолирован от челове­ческого общества, эти способности не реа­лизуются.

Примером может служить такой факт.

В 1927 г. в Индии в логове волка были обнаружены две девочки: одна двухлетняя, другой было семь лет. Оказавшись снова среди людей, девочки первое время ходили и бегали на четвереньках. Старшая че­рез четыре года обучения знала всего шесть слов, а через семь лет - только 45. Все че­ловеческое у нас от людей, длительная изо­ляция приводит к утрате многих человечес­ких качеств.

Давайте обратимся к книге Ольги Форш "Одеты камнем". Главный ее герой Михаил Бейдеман - участник покушения на царя. Это он - таинственный узник Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Вот как описывается в книге встреча с ним его друзей через 26 лет.

«В большой, давно не беленой комнате, на больничной койке сидело существо. Я не знаю, кто. Ни одной черты Михаила. Как лунь белые волосы и борода. Глаза стеклян­ные, без признака мысли. Когда он увидел, что мы подходим, лицо его исказилось ужа­сом; он дернулся в постели, привстал, хотел было юркнуть под койку, но распухшие от колена ноги не пустили.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, общаясь с друзьями, люди ощущают радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Переживания, в которых проявляется от­ношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями. Эмоции могут проявляться на субъективном физиологическом и поведенческом уровнях. Очень часто наше эмоциональное состояние бывает "написано" на лице, т.е. отра­жено в мимике.

Только человек из всех живых существ открытым отличается лицом. Имеет нос, миниатюрный рот и очи с заостренными углами. И тайны изумительных пропорций. Лик может радовать, сулить блаженство, Дарить доверие, внушать надежды. В нем мысли волшебство и чувств запечатлённость. Лицо - природы дар и гордость человека. Это написал швейцарский священник, поэт и художник Иоганн Лафатер. Сейчас мы с вами попытаемся составить описание эмоционального состояния людей, изображенных на портретах, по их выраже­нию лица, т.е. по их мимике. Работа прово­дится по группам.

Задание. Вам даны репродукции пор­третов. Составьте устное описание эмоцио­нального состояния изображенных на них женщин. Используйте при этом описание глаз, губ, мимических мышц.

I группа - Ф.Гойя. "Портрет актрисы Ан­тонии Сарате".

II группа - О.Кипренский. "Портрет Олимпиады Александровны Рюминой".

III группа - Ленардо да Винчи. "Джоконда"
Вопрос. Что является самым вырази­тельным на нашем лице?

Давайте убедимся в этом.

Задание. Определите по глазам эмо­циональное состояние человека.

Михаил Булгаков писал об этом так:

Вам задают внезапный вопрос. Вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладева­ете собой и знаете, что нужно сказать, что­бы укрыть истину. и ни одна складка на Вашем лице не шевельнется, но, увы, встрево­женная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все конечно. Она замечена. По выражению глаз оценивается эмо­циональное состояние, читается уровень понимания происходящего. Неспособ­ность сосредоточить взгляд на чем-то кон­кретном специалисты расценивают как по­казатель эмоциональной неуравновешен­ности.

Вопрос. Какую же роль в выражении эмоций играют мимические мышцы?

Ответ. В мимических движениях лица в той или иной мере участвует около ста мышц. Среди них есть "мышца иронии" - она тянет угол рта вверх, "мышца траура" опускает углы рта. Задание. Рассмотрите рисунки и по ми­мическим мышцам определите, какое состо­яние передает эта схема:

отвращение (человек морщит нос и под­нимает верхнюю губу, прищуривает глаза);

злость, ярость (прижатые к оскаленным зубам губы, пристальный взгляд, нахмурен­ное лицо);

радость (выражается улыбкой, смехом);

горе, печаль (брови изгибаются дугой, углы рта вытягиваются и опускаются вниз, мо­гут быть слезы);

удивление (поднимаются брови, широ­ко открываются глаза, а часто и рот).

Вопрос. Какими бывают эмоции? Задание. Рассмотрите репродукции следующих картин:

IVгруппа - К.Флавицкий. "Княжна Тара­канова".

Vгруппа - В.Тропинин. "Золотошвейка".

VI группа - О.Неменский. "Девушка в черном".

Вопрос. Какие чувства вызвали у вас эти картины, какое настроение они у вас создали?

Задание. Приведите примеры положи­тельных и отрицательных эмоций.

Люди, подавленные горем, бездеятель­ны. Они выражают свое состояние повторе­нием одних и тех же слов, междометий. Вспомните Тараса Бульбу в повести Гоголя. После того как у него погиб сын, Тарас все время твердит одно и то же "Остап, Остап, сын мой…"

Эмоции требуют разрядки. Разрядка у разных людей может происходить по-раз­ному.

Вот как А.П.Чехов описывает в расска­зе "Тоска" состояние своего героя, у кото­рого умер единственный сын:

- Пойти лошадь поглядеть, - думает Иона. - Спать всегда успеешь. Небось, выспишься.

Он одевается и идет в конюшню, где сто­ит его лошадь."

Думает он об овсе, сене, о погоде.

Про сына, когда один, думать он не мо­жет. Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко.

- Жуешь? - спрашивает Иона свою ло­шадь, видя ее блестящие глаза. - Ну, жуй, жуй. Да. стар уж стал я ездить. Сыну бы ездить, а не мне. То настоящий извозчик был. Жить бы только.

Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина.

И он увлекается и рассказывает ей все.

Что произошло? Произошла разрядка на­копленной эмоции.

Отрицательные эмоции - это не что иное, как неудовлетворенные потребности, и ради их удовлетворения порою предпринимаются самые отчаянные действия.

В отдельных случаях отрицательные эмо­ции - не зло, а великое благо, так как иног­да неприятности и страдания могут превра­тить человека в сгусток энергии.

Вспомним Болдинскую осень. Поэт, бу­дучи разлученным со своей невестой Ната­льей Гончаровой, страдает от вынужденной разлуки. В невероятно короткий срок он со­здает целый ряд великолепных произведе­ний, одним из которых является стихотворе­ние "Мадонна".

Не множеством картин старинных мастеров украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель -

Она с величием, Он с разумом в очах - взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец.

Какая сила чувств выражена в этом сти­хотворении!

Появление эмоциональных реакций свя­зано с работой больших полушарий и отде­лов промежуточного мозга. Большое значе­ние для формирования эмоции имеют височ­ные и лобные доли.

Любая эмоция сопровождается актива­цией нервной системы и появлением в кро­ви биологически активных веществ (гормо­нов), изменяющих деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Человек может сдержать внешние про­явления эмоций, но внутренние компонен­ты эмоционального состояния при этом не исчезают, а даже усиливаются. Сдержива­емые проявления отрицательных эмоций, а также стрессовые ситуации ведут к серьез­ным нарушениям деятельности внутренних органов (язва желудка, гипертония, гипертиреоз). Зато положительные эмоции в высшей степени благотворно влияют на орга­низм. Врачи говорят: "Оптимисты быстрее выздоравливают".

Может быть, вы помните мультфильм про Крошку Енота?

Мать посылает малыша собрать камыши, но он никак не может это сделать, потому что Тот, Кто Сидит В Пруду, корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка Енот не понимает, что видит в воде собственное отражение.

Так и мы, глядя на грустные, усталые лица на улице, не осознаем, что видим себя. И в этой атмосфере еще больше напрягаемся, каменеем лицом. Но попробуйте рассла­бить его, разгладить - вы почувствуете, что даже физически становится легче. Сам вид улыбающегося лица - уже положительная эмоция. Почаще улыбайтесь. И тогда "тот, кто сидит в пруду", обязательно тоже вам улыбнется.

3 этап. Закрепление.

Отметьте формы высшей нервной деятельности, общие для человека и жи­вотных (см. § 60).

O Условные рефлексы O Условное торможение

O Безусловные рефлексы O Безусловное торможение

O Инстинкты O Закон взаимной индукции

O Запечатление O Доминанта

O Динамический стереотип O Сознание

O Рассудочная деятельность O Речь

O Трудовая деятельность O Владение культурными ценностями

Домашнее задание. Параграф 60 (стр. 224-226), 61 (стр.228-229).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.