Конспект урока по биологии значение и строение нервной системы 8 класс биология


Урок биологии в 8 классе "Значение и строение нервной системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
ns.docx 29.96 КБ

Предварительный просмотр:

1. Способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток.

2.Развивающая: продолжить обучение умениям находить сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.

3.Воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Методы урока : работа в группах, в парах, индивидуально, устный опрос.

Оборудование: Мультмедийная презентация, т аблица: Строение нервной системы.

( Устный опрос: отличия желез внешней , внутренней и смешанной секреции, гормоны гипофиза, щитовидной железы ) и задания для НУО, ДУО ( на рисунке отметить надпочечники, щитовидную железу и т.д.)

Главный вопрос пот теме домашнего задания.

Мы все очень волнуемся, у нас стучит сердце, мы часто дышим и частично не слышим. Какой гормон на нас так влияет? Где он образуется и на какую систему оказывает влияние .

III. Изучение нового материала ( слайд №1).

В течении 5-х минут заполните таблицу(2 столбец, можете его озаглавить знаю ) о нервной системе .( слайд №2)

Основа работы н.с.

Какую роль нервная система играет в организме? ( слайд №4)

Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Представьте, если бы в нашем организме сокращение и расслабление мышц осуществлялось произвольно, а изменение частоты дыхания и ритма сокращений сердца не было связано с процессами, происходящими в других органах, наша гибель была бы неизбежной. Поэтому трудно переоценить значение нервной системы, которая контролирует функции всех органов нашего организма

Запишите функции н.с . ( слайд№5)

Докажите, что информация на слайде – правильная.( ОТВЕТЫ учащихся)

- Как называются клеточные элементы нервной системы?

Нейрон – это основная структурная и функциональная единица нервной системы

Какие функции они выполняют?

Основные функции восприятие, передача и хранение информации . (слайд№6)

В нем различают тело – сома, от которого отходят отростки. Один длинный, мало ветвящийся отросток – аксон и много коротких сильно ветвящихся отростков – дендритов . К ним подходят окончания (конечные участки дендритов и аксонов) других нервных клеток. Они подобно антеннам принимают сигналы от аксонов других клеток и передают их соме

Нервы ( слайд №7 ) – пучки длинных отростков, обернутых миелиновой оболочкой и выходящие за пределы головного и спинного мозга .

Для чего в нервах кровеносные сосуды?

Значение миелиновой оболочки?

Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов и вспомогательных нейроглиальных клеток, или клеток-спутниц. Вспомогательные клетки располагаются между нейронами и составляют межклеточное вещество нервной ткани .( слайд № 8)

Давайте вспомним как работает нервная система на раздражение? ( слайд № 9).

Как процесс называется? ( слайд №10)

Дайте определение рефлекса.

Как видите в рефлекторную дугу входит 3 вида нейронов.

Какую функцию выполняет каждый из нейронов.? ( слайд №11, 2 клика )

Передача сигнала от клетки к клетки осуществляется в особых образованиях – синапсах . Такое название им дал в 1897 г. Чарлз Шеррингтон.

Электрический сигнал, передающийся по нервным клеткам, называется нервным импульсом . Электрический сигнал, возникающий в нейроне, бежит от концов дендритов к телу клетки, затем пробегает по всей длине аксона к его окончанию (рецептор). Окончания аксонов подходят к другим нервным клеткам, и образует специализированные контакты – синапсы , которые передают нервные импульсы от одной нервной клетки к другой ( слайд № 12)

Давайте проведкем эксперимент и ответим на вопрос: Действительно ли так быстро передается информация, которая двигается по длинным нервам?

Проведение эксперимента по определению скорости передачи нервного импульса в организме ( слайд №13)

Эксперимент: из класса удаляются 1 желающий из 2-х пар учеников( 2 парты друг за другом) за дверь (волонтер).

Среди 3 выбирается испытатель, задача которого щелкнуть волонтера по носу , а затем тихонько ущипнуть за голень( как можно ниже).

2 наблюдателя могут засекать время, как быстро почувствует раздражение волонтер.

Наблюдателей просят сделать вывод о скорости проведения импульса.

Вывод эксперимента: импульсы по телу распространяются с огромной скоростью. Время засечь невозможно.

Давайте убедимся в правильности нашего эксперимента и вывода. (слайд №14).

Нервная система – очень сложный коплекс. И как она работает и где находится – следующий наш этап.

Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на 2 отдела ( слайд № 15).

Кто был очень внимателен и успел увидеть на какие 2 отдела делится?

Нервная система делится на центральную и переферическую. ( запись под рисунком)

Кто внимательно рассмотрел: что входит в цнс и пнс?

К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную ).( слайд № 16).

Почему один из отделов называется соматический?

III. Закрепление :(слайд №17- 22)

  1. Работа с терминами.

Например, нейрон – аксон,

нерв – нервное волокно,

синапс- аксон, пузырек,

ЦНС- головной мозг.

Подведение итогов : кто из вас заполнил таблицу? Какие новые знания вы

Д/ з. & 46 – читать, заполнить таблицу до конца Стр. 190, вопрос 4 и 6 ( по желанию) - письменно

1. Базедова болезнь, сопровождаемая повышением частоты сердечных сокращений, кровяного давления, возбудимости нервной системы, возникает у человека при нарушении функций

3) поджелудочной железы

4) щитовидной железы

2. Гормоны — это биологически активные вещества, которые вырабатываются в железах

1) слюнных и сальных

3) внутренней секреции

4) слезных и потовых

3. Поджелудочная железа вырабатывает не только поджелудочный сок, но и гормоны, участвующие в обмене

3) углеводов ( сахаров)

4) минеральных веществ

4. Больным диабетом вводят в кровь

2) гормон щитовидной железы

4) половые гормоны

5. Избыток сахара в крови и моче свидетельствует о нарушениях в деятельности


Цель: сформировать понятия о строении и функциях нервной системы человека

  1. Образовательная : сформировать знания о строении нервной системы, её функциях, раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток, рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции
  2. Развивающая: продолжать развитие навыков и приёмов умственной деятельности учащихся, сравнение, анализ, обобщение, работы с книгой, самонаблюдения
  3. Воспитательная: формирование диалектико-материалистического мировоззрения, интереса к предмету

«Собраться вместе — это начало.

Держаться вместе — это прогресс.

Цель: сформировать понятия о строении и функциях нервной системы человека

Образовательная : сформировать знания о строении нервной системы, её функциях, раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток, рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции

Развивающая: продолжать развитие навыков и приёмов умственной деятельности учащихся, сравнение, анализ, обобщение, работы с книгой, самонаблюдения

Воспитательная: формирование диалектико-материалистического мировоззрения, интереса к предмету

I Организационный момент: приветствие учащихся, проверка отсутствующих и готовности учащихся к уроку. Деление учащихся на 4 группы по цвету карточек, на которых написаны слоги, при составлении которых можно будет прочитать слова: головной мозг, спинной мозг, вегетативная система, соматическая система. На столах курветки с записями данных слов на английском языке

II.Стадия вызова.

Наша задача обозначить тему урока. Обратите внимание, какие слова у вас получились при сборке карточек.

1 группа: Головной мозг

2 группа: Спинной мозг

3 группа: Вегетативная система

4 группа: Соматическая система

Задание группам: Объедините эти понятия, и у вас обозначится тема урока

Слайд №2 Девиз урока

А сейчас я попрошу вас самостоятельно определить цель нашего урока – обсуждение, общая цель выводится на слайд.

1.Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организма .

а) адреналин б) тироксин в)инсулин г) тимозин

2. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образование глюкозы.

а) тимозин б) глюкагон в)инсулин в)адреналин

3. Какая болезнь возникает при недостатке гормона инсулина?

а) микседема б)кретинизм в)акромегалия г)сахарный диабет

4. Как называются вещества – регуляторы, которые железы внутренней секреции выделяют в кровь?

а) вирусы б) железы в) ферменты г) гормоны

5.Гигантизм связан с нарушением функций:

а) вилочковой железы б) надпочечников в)гипофиза г)щитовидной железы

1 Железа, вырабатывающая гормон тироксин

а) вилочковая железы б) надпочечник в)гипофиз г)щитовидная железа

2. Железа внутренней секреции расположенная на нижней поверхности головного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез

а) гипофиз б) надпочечники в)щитовидная г) паращитовидная

3. Выделите железу смешанной секреции

а) вилочковая б)гипофиз в)половая г) надпочечники

4.К кретинизму приводит недостаток

а) норадреналина б) инсулина в)адреналина г) тироксина

5. К каким железам относится гипофиз?

а) внешней секреции б) внутренней в) смешанной г) вообще не входит в число желез

1.Болезнь, проявляющаяся при нарушении функции коркового слоя надпочечников

а) базедова болезнь б) кретинизм в) бронзовая болезнь г) микседема

2.Какой гормон выделяет тимус?

а) тимозин б) глюкагон в) инсулин в) адреналин

3.Снижается обмен веществ, пол кожей накапливается вода, волосы выпадают при болезни

а) микседема б) кретинизм в)акромегалия г)сахарный диабет

4. Железа, выделяющая соматотропный гормон (гормон роста)

а) поджелудочная железа б) щитовидная железа в) яичник г) гипофиз

5.К смешанным железам относится

а) поджелудочная б)щитовидная в)вилочковая г) гипофиз

1.Повышается обмен веществ, человек много ест, но при этом сильно худеет

а) базедова болезнь б) кретинизм в) бронзовая болезнь г) микседема

2.При избытке гормонов этой железы снижается содержание кальция в костях, кости становятся гибкими и легко искривляются

а) гипофиза б) паращитовидной в) эпифиза г) надпочечников

3.Какой гормон выделяет щитовидная железа?

а) норадреналин б) инсулин в) адреналин г) тироксин

4.К какой болезни приводит недостаток тироксина у детей?

а) сахарный диабет б) акромегалия в) кретинизм г) микседема

5. Адреналин это гормон железы

а) вилочковой б)гипофиза в)половой г) надпочечников

III. Стадия осмысления

Работа в группах. Используя материалы параграфа12 страница 42 выделить какую роль играет нервная система. Подготовить постер и защитить.

От каждой группы выступает спикер. Защита постера.

Итог подводит учитель. Слайд №4

Регулирует работу органов и систем органов

Возглавляет и координирует взаимосогласованную работу всех органов и систем органов

Обеспечивает взаимосвязь организма с внешней средой

составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение



Отделы нервной системы






Головной мозг Спинной мозг нервные узлы нервы

Работа в группах с терминами. Выделенные термины перевести на английский язык. Оформить в виде постера и выступить от группы.

1 группа: строение нейрона, серое вещество, белое вещество, рецепторы.

2 группа: нейрон, чувствительные нейроны, двигательные нейроны, вставочные нейроны.

3 группа : медиатор, железистый синапс, мышечный синапс, нервный синапс.

4 группа: рефлекс, рефлекторная дуга, нервный центр, нервный импульс

исходное положение: стоя, руки опущены;

сделайте полный вдох;

сожмите руки в кулаки;

медленно поднимите руки через стороны вверх;

оставайтесь в этом положении пока хватит воздуха;

медленно выдыхая, опустите руки;

сделайте очищающие дыхание.

при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Выполнение лабораторной работы №2 по материалам электронной презентации.

Закрепление изученного материала

А сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал.

Письменная работа. Ответьте. Да или Нет

Нейрон- нервная клетка

Скопление тел нейронов и коротких отростков - белое вещество

Рефлекс- ответная реакция на раздражение

Рефлекторная дуга состоит из 3 звеньев

По чувствительным нейронам нервный импульс передаётся в ЦНС

IV. Рефлексия.

Ребята, давайте обсудим за что бы вы себя сегодня похвалили? Выслушаем экспертов групп по итогам нашего урока. Выступление экспертов по результатам оценочного листа.

V. Домашнее задание :

А. параграф 12. Выполнить задание на странице 45 письменно

В.параграф 12. Выполнить задание на странице 45 письменно. Составить 5 тестовых заданий с тремя вариантами ответов.

Оценочный лист работы группы

Письменная работа по железам внутренней секреции

Тема: Значение и строение нервной системы человека.

Цель: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток

развивающая: развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи

воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

Анализ контрольной работы.

Мотивационный момент.

Человек существо биологическое и имеет клеточное строение. Тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.

Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем органов?

Как человек реагирует на изменения окружающей среды?

Какая система органов регулирует работу всех клеток, органов и тканей организма? (Эти функции в организме человека выполняет нервная система.)

Запишем тему урока: Значение и строение нервной системы человека.

Сформулируйте цели урока.

- познакомиться со строением нервной системы человека,

- узнать какое значение нервная система имеет в общей системе органов человека.

3. Изучение нового материала.

1. Значение нервной системы.

Развитие нервной системы

Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило, прежде всего, в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.

Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития.

Типы нервной системы у животных.

В процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.

– Давайте вспомним какие типы НС различают у животных. (слайд презентации ).

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

Исходя из выше сказанного, какой можно сделать вывод?

Вывод: Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.

2. Функции нервной системы:

Работа в группах по 4 человека.

Задание: познакомиться с текстом параграфа 43, сформулировать функции нервной системы, дать пояснения.

Распределите между членами группы материал параграфа.

Познакомьтесь каждый со своим материалом, обсудите и назовите функции нервной системы.

Запишите функции нервной системы в тетрадь.

Функции нервной системы человека:

Обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма;

Согласует работу всех органов;

Обеспечивает выживание организма как единого целого;

Обеспечивает осуществление психических процессов.

Далее учащиеся озвучивают полученный результат, комментируют, корректируют записи.

Физминутка.

1. И.п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.

2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п.

3. Сделать наклон вперед 2-3 раза, стараться дотянуться кончиками пальцев рук до носков обуви.

4. Поднять руки вверх и потянуться. Опустить руки, расслабить мышцы рук и плечь.

В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности.

3. Строение нервной системы.

- Работа в парах с книгой и дидактической карточкой.

Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центрально нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

2. Какой тканью образована нервная система? (Основной тканью нервной системы является нервная ткань.)

3. Что является структурной единицей нервной ткани? (нейроны)

4. Из чего состоят нейроны? (Стр.37-38) (тело и отростки-дендриты и аксоны)

5. Чем образовано серое вещество мозга? (тела и дендриты нейронов)

6. Чем образовано белое вещество в центральной нервной системе? (отростками нейронов)

7. Какие виды нервов существуют в зависимости от выполняемой ими функции? (чувствительные, исполнительные и смешанные).

4. Первичная проверка понимания.

На доске с помощью магнитов воссоздать схему, записанную в тетради.

С остальными учащимися учитель проводит беседу по вопросам в карточке.

5. Закрепление знаний и способов действий.

Задание: продолжите утверждения:

Нервная ткань образована нейронами .

Нейроны состоят из тела и отростков .

Тела нейронов образуют серое вещество.

Различают длинные отростки аксоны и короткие - дендриты .

Отростки нейронов образуют белое вещество.

В процессе один ученик у доски составляет кластер

7. Подведение итогов урока.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы их? Все ли у нас получилось?

8. Рефлексия.

Запись на слайде

Своей работой я:

не совсем доволен…

я недоволен, потому что…

Сегодня на уроке я…

эти знания мне пригодятся в жизни, например …

9. Информация о домашнем задании.

§ 43, 44 (стр. 222), устно ответить на вопросы на стр.221 № 1-5, на стр.227 № 1-2.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".


  • Биология

Конспект урока по биологии 8 класс "Строение и значение нервной системы человека"

Цель: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток

развивающая: развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи

воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Разделы: Биология

Задачи урока:

  1. раскрыть значение нервной системы;
  2. систематизировать знания о строении нейрона;
  3. углубить понятие о рефлексе;
  4. установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

А. Значение нервной системы.
Человек существо биологическое. Имеет клеточное строение, тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.

Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем органов?

Как человек реагирует на изменения окружающей среды?

Эти функции в организме человека выполняет нервная система.

Итак, какие же функции выполняет нервная система? (1-й слайд).

Б. Типы нервной системы у животных.

В процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.

– Давайте вспомним какие типы нс различают у животных. (2-й слайд).

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод:

Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нерсной системы.

– Какой тканью образована нервная система? (3-й слайд).

– Какое строение имеет нервная ткань?

Нейроны различаются по форме, бывают – овальные, круглые, треугольные, звездчатые.

Отличительной особенностью нервных клеток является наличие у них отростков.

– Какое значение имеют отростки?

У нейронов два вида отростков, которые отличаются друг от друга. (4-й и 5-й слайды).

Мы с вами сказали, что нервные клетки контактируют друг с другом при помощи отростков. В результате этого они обладают очень важными свойствами – возбудимостью и проводимостью.

Передача возбуждения от одной клетки к другой происходит в месте контакта клеток, которые называются – синапсами.

Нервная система осуществляет очень важные функции в нашем организме.

– А что лежит в основе деятельности нервной системы? (6-й слайд).

– Что такое рефлекс? (7-й слайд).

– При помощи чего осуществляется рефлекс?

– Рефлекторная дуга – это…

– Нервный импульс – это…

– Откуда берется нервный импульс?

Сгибательный рефлекс. (8-й слайд).

По своему строению нервная система делится на 2 части. Какие? (9-й слайд).

3. Обобщение изученного материала.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели значение, строение и функционирование нервной системы.

Мы познакомились с понятием рефлекса, узнали как он функционирует, но не сказали кто впервые ввел понятие рефлекса. Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно разгадать кроссворд. Если мы правильно это сделаем, то по диагонали прочитаем имя этого ученого.

  1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной клетки. (Дендрит).
  2. Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной нервной системы. (Рефлекс).
  3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от тела нервной клетки. (Аксон).
  4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными клетками и клетками исполнительного органа, обеспечивающие передачу нервных импульсов. (Синапс).
  5. Название нервной клетки. (Нейрон).
  6. Часть головного мозга, которая граничит с продолговатым мозгом; она свойственна лишь млекопитающим и наибольшего развития достигла у человека. (Мост).

Назовите мне имя французского философа и математика, жившего в XVII в. (Р.Декарт).

Тест

  1. Что осуществляет в организме рецептор?
  2. Что такое рецептор? (глаз, ухо, язык, клетка с окончаниями нервных волокон).
  3. Как называется отдел нервной системы, состоящий из головного и спинного мозга?
  4. Какую функцию в организме выполняют клетки-спутники?
  5. Что является структурной единицей нервной ткани?

4. Домашнее задание.

В приложении находится презентация к уроку.

Цели урока

- образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток

- развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи

- воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, тесты

План урока

Изучение нового материала:

- Функции нервной системы

- Строение нервных клеток

- Строение нервной системы

- Рефлекс. Рефлекторная дуга

Ход урока

Актуализация знаний

1 вариант

а) белки, катализирующие химические реакции

б) биологически активные вещества, поступающие с пищей

в) соединения белков и витаминов

г) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом

2. К железам смешанной секреции относится:

а) гипофиз в) щитовидная железа

б) поджелудочная железа г) надпочечники

3. Какие эндокринные железы вырабатывают адреналин?

а) гипофиз в) надпочечники

б) щитовидная железа г) половые железы

4. Какая из эндокринных желез вырабатывает гормон, недостаток которого приводит к кретинизму?

а) гипофиз в) щитовидная железа

б) поджелудочная железа г) надпочечники

5. Регуляция уровня гормонов в крови осуществляется:

а) только нервным механизмом в) нейрогуморальным механизмом

б) только гуморальным механизмом г) инъекциями

2 вариант

1. Какова функция эндокринной системы в организме человека

а) функция размножения в) регуляторная

б) двигательная г) защитная

2. К железам внутренней секреции относится

а) слюнные железы в) щитовидная железа

б) половые железы г) слезные железы

3. Тироксин – это гормон:

а) поджелудочной железы в) половых желез

б) щитовидной железы г) надпочечников

4. С нарушением функций какой железы связан гигантизм?

а) гипофиз в) щитовидная железа

б) поджелудочная железа г) надпочечники

5. Признаком сахарного диабета считается:

а) понижение уровня инсулина в крови

б) увеличение величины кровяного давления

в) уменьшение уровня глюкозы в крови

г) увеличение содержания глюкозы в моче

Изучение нового материала

Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Представьте, если бы в нашем организме сокращение и расслабление мышц осуществлялось произвольно, а изменение частоты дыхания и ритма сокращений сердца не было связано с процессами, происходящими в других органах, наша гибель была бы неизбежной. Поэтому трудно переоценить значение нервной системы, которая контролирует функции всех органов нашего организма.

1. Функции нервной системы

- Какую роль нервная система играет в организме?

Нервная система – анализирует раздражения, поступающие извне и изнутри организма, и организует соответствующие реакции, приспосабливающие организм к меняющимся условиям жизни

Функции нервной системы

- Согласование работы всех органов и систем организма

- Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма

- Ориентация организма во внешней среде

- Служит основой психической деятельности: речь, память, мысли, чувства

2. Строение нервных клеток

- Как называются клеточные элементы нервной системы? Какие функции они выполняют?

Нейрон – это основная структурная и функциональная единица нервной системы. Основные функции восприятие, передача и хранение информации.

Нейроглии – вспомогательные клетки, располагаются между нейронами и составляют межклеточное вещество нервной ткани. Выполняют опорную, защитную и питательную функции.

- Вспомним строение нейрона (к доске ученик)

В нем различают тело – сома, от которого отходят отростки. Один длинный, мало ветвящийся отросток – аксон и много коротких сильно ветвящихся отростков – дендритов. К ним подходят окончания (конечные участки дендритов и аксонов) других нервных клеток. Они подобно антеннам принимают сигналы от аксонов других клеток и передают их соме.

По аксону сигналы идут от нейрона к другим нейронам или органам. Они пронизывают организм, и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела.

Скопление тел нейронов и дендритов образуют серое вещество в ЦНС.

Скопление аксонов – белое вещество

Электрический сигнал, передающийся по нервным клеткам, называется нервным импульсом

Электрический сигнал, возникающий в нейроне, бежит от концов дендритов к телу клетки, затем пробегает по всей длине аксона к его окончанию (рецептор). Окончания аксонов подходят к другим нервным клеткам, и образует специализированные контакты – синапсы, которые передают нервные импульсы от одной нервной клетки к другой с помощью специальных химических веществ – медиаторов. Молекулы медиатора, запасенные в пузырьках аксонного окончания, выделяются в щель под действием приходящих нервных импульсов.

3. Функции нейронов

Нейроны по выполняемым ими функциям разделяют на чувствительные нейроны, вставочные и двигательные.

- Чувствительные нейроны проводят импульс от рецепторов – нервных окончаний в ЦНС

- Двигательные проводят импульс из ЦНС к органу

- Вставочные соединяют между собой чувствительные и двигательные пути

Между чувствительным и двигательным нейроном может быть очень большое количество вставочных нейронов. Они собирают, анализируют информацию, полученную от чувствительных нейронов, и принимают решение о том, каким образом отреагировать на изменившиеся условия.

4. Строение нервной системы

Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центрально нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

- Работа с книгой, найти определения стр. 50, 51

Нервы – пучки длинных отростков, выходящие за пределы головного и спинного мозга.

Нервные узлы – это скопления тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания – разветвления отростков нейронов, служат для приема или передачи сигналов.

По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную)

Автономная система представлена двумя отделами – симпатическим и парасимпатическим. Симпатический отдел (система сложных ситуаций) включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии (что-то услышал неожиданное: расширяются зрачки, возрастает частота сокращений сердца, замедляется деятельность пищеварительной системы, учащается дыхание). Парасимпатический отдел можно назвать системой отбоя. Она возвращает организм в состояние покоя, создает условия для отдыха и восстановления организма.

5. Рефлексы

Деятельность нервной системы человека достигла большого совершенства и сложности. В основе ее лежит рефлекс.

- Что такое рефлекс? Какие рефлексы вы знаете?

Безусловные (врожденные) рефлексы – относительно постоянные, наследственно закрепленные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы. Например, мигание, сосание у новорожденных

Условные рефлексы – рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта. Например, слюноотделение на запах пищи, точные движения при письме, игре на фортепиано и т.д. (помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды).

Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга, которая состоит из чувствительного, одного или нескольких вставочных и двигательного нейронов.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. Включает:

1. Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс

2. Чувствительный нейрон – передает нервный импульс в ЦНС

3. Вставочный нейрон – обработка полученной информации, передача информации двигательному нейрону

4. Двигательный нейрон – несет сигнал к рабочему органу

5. Реагирует на полученное раздражение

Выводы (закрепление):

Нервная система анализирует раздражения, которые поступают из внутренней и внешней среды организма, и организует соответствующие реакции, приспосабливающие организм к меняющимся условиям жизни

Основные клеточные элементы нервной системы называются нейронами

Работу мышц регулирует соматическая, а деятельность внутренних органов управляет вегетативная нервная система

Основной принцип работы нервной системы – рефлекторный. Любая ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая нервной системой, называется рефлексом. Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга

Домашнее задание: учебник стр. 50 – 55, подобрать 3-4 примера условных и безусловных рефлексов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.