Конспект урока система органов в организме уровни организации организма нервная и гуморальная регуляция

Разделы: Биология

Цель: формирование понятия о регуляции организма человека, ее видах и роли установления связи между организмом и окружающей средой.

Задачи:

обучающая – раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого;

развивающая – формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное;

воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному организму.

Оборудование: таблицы по теме, букет из осенних листьев, магнитофон, аудиозапись: П.И.Чайковский “Октябрь — осенняя песня”, 2 теннисных шарика, дольки лимона, рычажные весы.

Урок изучения нового материала (по Конаржевскому)

I этап. Организационный момент.

Задача: настрой учащихся на учебное занятие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: сообщить тему урока и показать практическую значимость нового материала.

На столе учителя стоит букет из осенних листьев. Включается магнитофон с записью произведения П.И.Чайковского “Октябрь — осенняя песня”. Учитель читает отрывок стихотворения А.С. Пушкина

Унылая пора, очей очарование,
приятна мне твоя прощальная краса,
люблю я пышное природы увядание,
в багрец и золото одетые леса.

Учитель. Посмотрите на чудесный букет. Скажите пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении А.С. Пушкина (осень).

Какие же изменения происходят осенью с растениями? (изменяется окраска листьев, сбрасывают листву на зиму, закладка почек).

А какова причины таких изменений? (раздражимость — ответная реакция организма на изменения окружающей среды). То есть растительный организм регулирует работу своих органов в изменяющихся условиях среды.

С помощью чего происходит регуляция работы растительного организма? (с помощью химических веществ). То есть мы можем сказать, что регуляция процессов жизнедеятельности растений происходит с помощью химической регуляции.

Но организм человека также реагирует на изменения окружающей среды. Следовательно он тоже обладает раздражимостью. И сегодня на уроке мы познакомимся с регуляцией организма человека.

Человек и окружающая среда неразрывно связаны между собой. Любой организм, для того, чтобы выжить стремится удовлетворить свои потребности в воде, пище, и максимально приспособиться к изменяющимся условиям среды.

III этап изучения нового материала.

Задачи:

обучающая – раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого;

развивающая – формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное;

воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному организму.

1. Нервная регуляция.

Эксперимент №1. Резкий хлопок в ладоши или удар ладонью по столу.

Учитель. Что произошло?

Это результат чего? (ответная реакция организма).

Эксперимент №2. Одновременно бросаются 2 теннисных шарика в сидящих за партами учеников.

Как вы прореагировали? Следовательно ответная реакция на раздражение может быть разнообразной и она чисто индивидуальна.
Как быстро произошла ответная реакция организма? (моментальная).
Какая система организма задействована в данном случае? (нервная).

Следовательно на любое раздражение окружающей среды организм реагирует моментально, чисто индивидуально и при помощи нервной системы.

Как мы назовем такую регуляцию? (нервная регуляция).
Могли бы вы привести примеры нервной регуляции организма используя жизненный опыт?

Минутка здоровья. У детей наблюдается цикличность внимания и работоспособности. 10 – 15 минут наблюдается продуктивная работа, 3-7 минут мозг отдыхает, и ребенок может не реагировать на учителя, особенно без двигательных упражнений, неподвижный ребенок не обучается.

Упражнения, способствующие снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника

  1. Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течение 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.
  2. Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.
  3. Сидя с прямой спиной, изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.

2. Гуморальная регуляция.

Все вы смотрели фильмы ужасов и наиболее запоминающимися являются сцены ужаса. Вспомните ваши ощущения при просмотре этих сцен? (страх, крик, закрытие глаз, хватание за руку соседа и т.д.).

Почему это происходит? (ответная реакция организма на раздражение). То есть в ответной реакции организма участвует нервная система.

А теперь вспомните ваши ощущения после просмотра такого фильма (боязнь заходить в темноту, страх).

Почему вы себя так чувствуете, ведь внешний раздражитель уже отсутствует? Что же является причиной такого вашего состояния?

Значит кроме нервной системы есть еще что-то в организме человека, что участвует в его регуляции.

3. Групповая работа.

Класс делится на 2 группы.

Задание 1 группы: пользуясь текстом учебника на стр. 35 дать определение гуморальной регуляции и сформулировать ее основные особенности.
Задание 2 группы: пользуясь текстом учебника на стр. 35 дать характеристику гормонов.

После обсуждения в группах представитель от каждой группы делает сообщение.

Учитель подводит итог: регуляция организма осуществляется с помощью нервной и гуморальной регуляции. В тетради рисуется схема регуляции организма человека.

4. Железы внешней секреции.

Как вы только что сказали гормоны выделяются железами внутренней секреции. Но у человека есть и железы внешней секреции.

Представьте себе жаркий солнечный день.

Чем покрывается ваша кожа? (потом).
А чем выделяет пот? (потовыми железами).
Куда выделяется пот? (на поверхность тела).
А при помощи чего? (выводных протоков).

Эксперимент №3. Учащимся предлагается лимон.

Что произошло? (выделение слюны).
Что является причиной выделения слюны? (раздражитель).
Какая железа участвует в выделении слюны? (слюнная железа).
Куда попадает слюна? (в полость тела).
В чем слюна участвует? (в процессе пищеварения).

Так какая же отличительная черта желез внешней секреции? (наличие выводного протока и выделение секрета в полость тела или на его поверхность в результате нервной регуляции организма.. При этом в регуляции организма никакого участия не принимает, так в секрете желез внешней секреции отсутствуют гормоны.

Задание. Пользуясь рисунком с изображением желез определите, где изображена железа внешней и внутренней секреции. Докажите это.

Минутка здоровья. В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.

“Колечко” – поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.

“Кулак – кольцо” – поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.

“Вертолет” – перемещаем карандаш между пальцами кисти.

5. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.

Вспомните ситуацию. Произошла длительная ссора между друзьями. Ссора прошла, но неприятное состояние остается некоторое время.

Что происходит во время ссоры? (под действием нервного раздражителя ответная реакция организма, одновременно под действием внешнего раздражителя железы внутренней секреции выделяют гормоны).

Что же происходит после ссоры? Ведь раздражителя нет? (раздражителя нет, но гормоны попали в кровь и разносятся током крови, а гормоны разрушаются медленно, и для устранения их действия нужно время).

Следовательно нервная и гуморальная регуляция организма взаимосвязаны. На нервную систему оказывают влияние приносимые с током крови гормоны, однако само образование гормонов находится под постоянным контролем нервной системы.

В тетради на схеме показывается стрелками взаимное влияние друг на друга нервной и гуморальной регуляции.

6. Нарушение взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции.

Между нервной и гуморальной регуляцией существует равновесие в организме.

Что это вам напоминает? (рычажные весы). Показываются рычажные весы, чашки которых очень легко смещаются то в одну, то в другую сторону. .

Что произойдет при смещении равновесия? (перевес чашки весов).

Уже Пифагор говорил о равновесии качеств, присущих живому: “Жди беды, если нарушаться пропорции. В устройстве человеческого тела всякое нарушение порядка ведет к расстройству равновесия, опрокидывающее незримую гармонию”.

Что может привести к этому нарушению? (образ жизни и роль среды).

Особо подчеркивал значение образа жизни и роли внешней среды в развитии заболеваний Гиппократ. Он утверждал, что большинство болезней зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни и природных факторов.

7. Влияние внешней среды на регуляцию организма.

Мы с вами живем в крупном промышленном городе. Об экологической обстановке в г. Новокузнецке сделает сообщение Киселева Света, которая получила задание на каникулы.

Из сообщения можно сделать вывод, что мы живем в городе, где уровень загрязнения очень высокий.

Это как то сказывается на регуляции организма? (большое количество вредных раздражителей, которые ведут к повышенной нервной возбудимости, и следовательно нарушение работы желез внутренней секреции).

IV. Закрепление материала.

1 вариант — нервная регуляция;
2 вариант — гуморальная регуляция.

А. Определите к каким способам регуляции функций организма относятся следующие физиологические явления:

  1. Горячая вода, воздействуя на кожу, расширяет ее сосуды;
  2. Адреналин способствует усилению кровообращения;
  3. Солнечные лучи в жаркий день усиливает сердцебиение;
  4. Гормон роста влияет на рост человека.

Б. Выберите правильный ответ.

  1. Действует быстро, но кратковременно;
  2. Действует медленно, но продолжительно.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Стр. 44-45 учебника.

Подготовить сообщение о продуктах, употребляемых в пищу, содержащих большое количество йода.

Подготовить сообщение о внешнесекреторной деятельности щитовидной железы.

Данный урок разработан с испольванием технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_organy_sistemy_organov_organizm_8_klass.doc 218 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Органы, системы органов, организм.

Учебный предмет, класс

Биология, 8 класс

Создать условия для усвоения учащимися особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции

Понять и изучить особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,

- познание особенностей строения своего организма , его функций.

- постановка учебной задачи,

- определение содержания и последовательности учебного материала, основываясь на ранее полученных знаниях.

- работа с текстом,

- самостоятельное формулирование задачи и выделение главного,

- осмысление полученной информации,

- синтез – составление целого из частей.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

- овладение понятийным аппаратом биологии,

- формирование систематизированных представлений о строении и функциях органов и систем органов организма человека, о регуляции процессов жизнедеятельности и об организме как едином целом.

Образовательная среда урока

Таблицы. Муляжи. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности

Технология проблемного обучения

Проверяет готовность учащихся к уроку

Приготовились к уроку. Приветствуют учителя.

2. Проверка домашнего задания

Выполняют тестовое задание, затем взаимопроверку в парах.

Задают вопросы по наиболее трудным заданиям.

3. Актуализация знаний

Почему мы называем человека биосоциальным существом? В чем биологическая сущность?

Дают ответы на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания, и пытаются предположить особенности внутреннего строения организма человека.

4. Постановка целей и задач

Организует поисковую работу учащихся (постановка цели и план действий)

Какие системы органов образуют единое целое – организм. Что заставляет их работать согласованно?

Наводящими вопросами подводит учащихся к определению цели и задач при изучении новой темы.

Озвучивает тему и цель урока.

Отвечают на вопросы учителя и в итоге формулируют цель: изучить особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции

5. Изучение нового материала

Организует самостоятельную работу с учебником, заполнение таблицы.

Проводит параллель с ранее изученным материалом (сравнение с млекопитающими). Подводит к выводу: организм человека как и любой другой является биологической системой, состоящей из живых компонентов, объединенных в единое целое.

Выдвигает проблему: как осуществляется нервная регуляция процессов в организме?

Дает понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Выдвигает проблему: у простейших организмов нет нервной системы. Как осуществляется регуляция процессов? Подводит к пониманию гуморальной регуляции.

Работают с текстом учебника, отвечая на поставленные вопросы. Заполняют таблицу.

Сравнивают организм человека и млекопитающих.

Высказывают свои предположения о регуляции процессов организме?

Высказывают свое мнение о регуляции процессов.

Работают с текстом. Формулируют вывод о гуморальной регуляции.

6. Осмысление и закрепление изученного материала

Подводит учащихся к выводу о том, что организм человека - это биологическая система, целостность которой определяется согласованной работой всех систем органов под действием нервной и гуморальной регуляции.

Формулируют конечный результат своей работы..

Высказывают свое мнение.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

8. Домашнее задание

Дает комментарии к домашнему заданию.

Выучить §5, в рабочей тетради §5 №12-15.

Записывают домашнее задание в дневник.

9. Подведение итогов

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Объявляет и комментирует выставленные учащимся отметки.

Формулируют конечный результат своей работы.

Конспект урока. 8 класс

Тема : Органы, системы органов, организм.

Создать условия для усвоения учащимися особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции .

  1. Повторение пройденного

А.Выберите все правильные ответы.

1. Наука о строении организма и его органов:

б) гигиена
в)экология
г) анатомия

2. Диафрагма характерна:

а) для млекопитающих

3. Белки в клетке синтезируются:

г) мембранах эндоплазматической сети

4. Все вещества клетки можно разделить:

а) на белки и углеводы

б) углеводы и жиры

в) жиры и неорганические вещества

г) неорганические вещества и органические вещества

5. Увеличение размеров и массы тела клетки называется:

б) обмен веществ

6. Человек, как и млекопитающие:

а) имеет дифференцированные зубы

б) обладает речью

в) вскармливает детеныша молоком

г) способен к разумной трудовой деятельности

7. Эпителиальные ткани, в отличие от соединительных:

а) состоят из клеток и межклеточного вещества

б) характеризуются определенными свойствами

в) содержит мало межклеточного вещества

г) состоят из плотных рядов клеток

А.Выберите все правильные ответы.

1. Наука о жизненных функциях организма и его органов:

а) экология в) гигиена

б) физиология г) анатомия

а) объединяет грудную и брюшную полости

б) разъединяет грудную и брюшную полости

г) участвует в пищеварении

3. Молекулы АТФ образуются:

г) комплексе Гольджи

4. Неорганические вещества клетки:

в) вода и минеральные соли

г) минеральные соли и нуклеиновые кислоты

5. Человек, в отличие от млекопитающих:
а) вскармливает детеныша молоком

в) имеет дифференцированные зубы

г) способен к разумной трудовой деятельности

6. Мышечная ткань, как и нервная:

а) образует мышцы

б) состоит из клеток и межклеточного вещества

в) характеризуется возбудимостью

г) способна сокращаться

7. Углеводы в клетке синтезируются:

г) на мембранах эндоплазматической сети

Взаимопроверка с использованием ключа. Выставление отметок.

1 Почему мы называем человека биосоциальным существом ?

2. В чем биологическая сущность?

3. .К каким систематическим категориям относится вид Человек разумный?

Органы и их части

Череп, позвоночник, грудная клетка, пояса верхних и нижних конечностей, свободные конечности

Опора тела, защита. Движение. Кроветворение

Скелетные мышцы головы, туловища, конечностей. Диафрагма. Стенки внутренних органов

Обеспечение движения, мимики, речи, а также деятельности внутренних органов.

Четырехкамерное сердце. Околосердечная сумка

Обмен веществ, обеспечение органов кислородом и питательными веществами, выведение вредных веществ. Связь разных органов.

Артерии, вены, капилляры.

Левое легкое- из двух долей, правое- из трех. Два плевральных мешка

Нос, носоглотка, гортань, трахея, бронхи (левый и правый), бронхиолы, альвеолы легких

Слюнные железы, желудочные железы, печень, поджелудочная железа, мелкие железы кишечника

Всасывание питательных веществ, выведение каловых масс.

Рот, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка (двенадцатиперстная, тощая, подвздошная), толстая кишка (слепая, ободочная, прямая), анальное отверстие

Эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка

Поддержание температуры, защита, выделение вредных веществ, осязание.

Две почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

Выведение вредных веществ, водно-солевой обмен.

Внутренние (яичники, матка) и наружные половые органы

Выработка половых клеток, размножение

Внутренние (семенники) и наружные половые органы

Гипофиз, эпифиз, щитовидная, надпочечники, поджелудочная, половые

Выработка гормонов.Координация деятельности всего организма

Центральная:головной мозг, спинной мозг.

Периферическая: нервы, нервные узлы

Мыслительная деятельность, регуляция всех процессов в организме, связь организма с внешней средой.

Вывод: Организм человека как и любой другой является биологической системой, состоящей из живых компонентов, объединенных в единое целое .

  1. Регуляция функций.

Понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение

• Прикоснитесь чистым пальцем к внутреннему углу глаза. Происходит непроизвольное мигание обоих глаз.

• Рассмотрите на рис. 12 рефлекторную дугу этого рефлекса. Кружком обозначен участок продолговатого мозга, где находятся центры мигательного рефлекса. Из рисунка видно, что тела чувствительных нейронов (2) лежат вне мозга в нервном узле.

Итак, раздражение рецепторов вызывает поток нервных импульсов, направляющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продолговатый мозг. Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувствовали прикосновение к углу глаза! Затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону 5 доходит до круговых мышц глаза 6 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

• Есть ли рецепторы мигательного рефлекса в области наружного угла глаза? Прикоснитесь к нему и дайте ответ.

• Попробуйте усилием воли затормозить мигательный рефлекс. Для этого дотроньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры, затормозили нервные центры продолговатого мозга. Произошло центральное торможение, открытое русским физиологом И.М. Сеченовым. Ученый установил, что высшие центры мозга способны регулировать работу низших центров: усиливать или затормаживать рефлексы.

Вывод : нервная регуляция осуществляется путем возникновения и торможения рефлексов.

Самостоятельная работа с учебником(§ 5) с поиском ответов на вопросы:

  1. В чем отличие гуморальной регуляции от нервной?
  2. Какие железы относят к зндокринным?
  3. Что они вырабатывают?
  4. Что регулируют гормоны?
  5. Как нервная и гуморальная регуляции дополняют друг друга?

  1. Закрепление изученного материала

В результате обсуждения делается вывод: организм человека - это биологическая система, целостность которой определяется согласованной работой всех систем органов под действием нервной и гуморальной регуляции .


Вы уже знаете, что клетки образуют ткани, из тканей построены органы – части организма, имеющие определённую форму, строение, расположение и выполняющие определённую функцию. Лёгкие, сердце, головной мозг, желудок – это всё органы. Органы, которые выполняют общие функции, объединяются в системы органов. У человека выделяют нервную, эндокринную, дыхательную, покровную, кровеносную, половую, пищеварительную, иммунную, сенсорную, выделительную, опорно-двигательную системы органов.

Все системы органов взаимодействуют друг с другом и образуют целостный человеческий организм – динамическую систему, которая находится в тесном контакте с окружающей средой.

Системы органов. Покровная система представлена кожей и слизистыми оболочками. Кожа покрывает всё тело человека, а слизистые оболочки выстилают полости внутренних органов, пищеварительных и дыхательных путей. Кожа и слизистые оболочки защищают организм от механических повреждений, высыхания и проникновения микроорганизмов.

Дыхательная система включает полость носа, носоглотку, трахею, бронхи и сами лёгкие. Она осуществляет дыхание – обеспечение организма кислородом и освобождение его от углекислого газа.

В состав кровеносной, или сердечно-сосудистой, системы входят сердце и кровеносные сосуды. Кровеносная система обеспечивает движение крови по сосудам, которые пронизывают всё тело человека. Сердце постоянно сокращается и выталкивает кровь, которая течёт ко всем органам и тканям, где и происходит непрерывный обмен веществ.

После этого кровь возвращается назад в сердце. Кровеносная система осуществляет транспортировку кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа от тканей к лёгким.


Пищеварительная система включает ротовую полость, слюнные железы, пищевод, желудок, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу и кишечник. В органах пищеварения пища измельчается, смачивается, перемещается, подвергается воздействию пищеварительных соков. В результате расщепления пищевых продуктов образуются необходимые организму вещества. Они попадают в кровь и разносятся ко всем клеткам и тканям организма.

К выделительной системе относятся почки, кожа, лёгкие и пищеварительный тракт. Эти органы обеспечивают удаление вредных и конечных продуктов обмена и избытка воды. Основными органами выделения растворённых азотсодержащих соединений являются почки.


В них образуется моча, которая по мочеточникам стекает в мочевой пузырь и в определённый момент выводится наружу.

Половая, или репродуктивная, система выполняет функцию размножения. К этой системе относятся половые органы и железы. У мужчин половые органы – семенники, у женщин – яичники. В них формируются половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки.

Эндокринная система включает железы внутренней секреции, которые вырабатывают и выделяют в кровь биологически активные вещества – гормоны. К железам внутренней секреции относятся гипофиз, щитовидная железа, поджелудочная и половые железы, надпочечники. Они участвуют в регуляции функций организма.


Иммунная система представлена вилочковой железой, костным мозгом, селезёнкой, лимфатическими узлами и лейкоцитами. Эти органы и клетки крови принимают участие в защите организма от бактерий, вирусов и других чужеродных микроорганизмов, и веществ.

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Скелет состоит из различных по форме, размерам и строению костей. Он выполняет функцию опоры и защиты.

Мышца обычно прикрепляется к двум различным костям. При сокращении мышцы перемещают кости в пространстве. Чем длиннее мышца, тем на большее расстояние она может переместить кость.

Сенсорная система состоит из специализированных рецепторов и нервных клеток, которые участвуют в восприятии и переработке информации из внешней и внутренней среды организма и формируют ощущения. Совокупность рецепторов образует различные органы чувств.

Нервная система объединяет все системы организма в единое целое. Она регулирует и согласовывает их деятельность. Любое нарушение связи между нервной системой и органом приводит к нарушению его работы. Нервная система осуществляет психическую деятельность человека, отвечает за речь и мышление, управляет его поведением.

На протяжении всей жизни человек приспосабливается к изменениям в окружающей среде и в нём самом с помощью физиологических функций.

В общем виде все физиологические функции можно классифицировать как соматические (движение), вегетативные (поддержание жизнедеятельности, размножение, развитие) и психические (поведение, деятельность).

Приспособление организма к изменившимся условиям существования достигается в результате согласования деятельности всех частей организма. Сопоставьте своё физическое состояние в покое, когда вы сидите, и на уроке физкультуры. Учащённое дыхание, быстро бьющееся сердце, возросшее потоотделение – всё это результат регуляции уровня активности систем в целях обеспечения условий для выполнения физических нагрузок.

Через некоторое время органы и системы организма снова возвращаются к состоянию относительного функционального покоя.

Регуляция – это изменение характера деятельности органа или систем органов в целях сохранения постоянства внутренней среды организма. Из этого следует, что температура крови, её газовый состав, содержание химических соединений должны оставаться неизменными даже при значительных изменениях внешних условий.

У человека регуляцию физиологических процессов обеспечивают два механизма – нервный и гуморальный. Они функционируют в тесном взаимодействии и вместе образуют единую систему нейрогуморальной регуляции.

Гуморальная регуляция происходит через жидкие среды (кровь, лимфу и тканевую жидкость) с помощью гормонов и различных продуктов обмена веществ. Биологической активностью обладают также ферменты, витамины и медиаторы. Эти вещества доставляются кровью ко всем органам и тканям человеческого тела.

В организме постоянно образуются вещества, которые способны оказывать влияние на деятельность органов и тканей. Например, в каждой клетке находится неорганическое соединение – углекислый газ, который, попав в кровь, раздражает соответствующие рецепторы и увеличивает частоту дыхательных движений.

Вы уже знаете, что органы эндокринной системы выделяют гормоны, которые регулируют рост и развитие организма, участвуют в регуляции его деятельности, влияют на поведение человека.

Гуморальная регуляция оказывает многообразные влияния на организм, но осуществляется медленно.

Например, скорость движения крови, по которой переносятся гормоны, составляет 0,5 метра в секунду. Гуморальная регуляция не может обеспечить быструю реакцию органов и систем организма на внешние и внутренние раздражители. Гуморальные влияния не имеют точного адреса, так как поступающие в кровь гормоны доставляются ко всем органам и тканям без ограничений. Эти недостатки успешно компенсирует нервный механизм регуляции. Нервные импульсы передаются к органам-исполнителям очень быстро. Например, по некоторым нервным волокнам возбуждение передаётся со скоростью 120 метров в секунду. Также нервные импульсы воздействуют только на определённые органы.

Нервную регуляцию жизнедеятельности организма обеспечивает нервная система. Она состоит из центральной и периферической части. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом, а периферическая – отходящими от них нервами и нервными узлами.

Центральная нервная система состоит из большого количества тел нейронов, которые образуют серое вещество мозга. В спинном мозге серое вещество находится в центральной части. В головном мозге оно распределено в виде отдельных скоплений – ядер. На поверхности больших полушарий головного мозга и мозжечка серое вещество образует кору.

Вверху спинной мозг переходит в продолговатый мозг (один из отделов головного мозга).

В головном мозге выделяют пять основных отделов: продолговатый мозг, задний мозг (включающий мост и мозжечок), средний мозг, промежуточный мозг и большие полушария.

В ходе развития позвоночных животных произошло разделение функций нервной системы.

В зависимости от выполняемых функций нервную систему делят на соматическую и автономную, или вегетативную.

Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путём. Благодаря этому организм приспосабливается к меняющимся условиям среды и функционирует как единое целое.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая нервной системой. Основой рефлекса является рефлекторная дуга, образованная нейронами.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу, который отвечает на раздражение.

Рецепторы – нервные образования, которые воспринимают раздражения и преобразуют их в нервные импульсы.


В рефлекторную дугу входят нейроны нескольких типов. Чувствительные нейроны проводят нервный импульс в центральную нервную систему. Вставочные нейроны соединяют несколько нервных клеток. Их тела и отростки не выходят за пределы центральной нервной системы. Двигательные, или исполнительные, нейроны проводят сигналы от ЦНС к рабочему органу.

Схема рефлекторной дуги мигательного рефлекса. Если осторожно прикоснуться рукой к внутреннему углу глаза, происходит раздражение рецепторов. От них раздражение поступает в чувствительные нейроны, тела которых находятся в нервном узле. По аксонам этих нейронов раздражение поступает в продолговатый мозг, где находятся вставочные нейроны. Здесь информация обрабатывается. Далее сигнал передаётся на двигательные нейроны. Они возбуждаются и посылают сигналы, вызывая работу круговых мышц глаза, и оба глаза на короткое время закрываются – происходит мигание.


Таким образом, в многоклеточном организме все клетки, ткани, органы и системы органов взаимодействуют друг с другом, слаженно функционируют, благодаря чему организм представляет собой целостную биологическую систему.

Согласованная работа организма управляется нервной системой и железами внутренней секреции (гуморально). Они работают как единое целое, образуя нейрогуморальную регуляторную систему.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.