Конспект урока типы высшей нервной деятельности


Скачать:

ВложениеРазмер
temperament.docx 139.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе на тему: Типы ВНД. Темперамент.

Цель урока: ознакомить учащихся с индивидуальными особенностями поведения человека, изучить типы темперамента, провести практическую работу по определению типа темперамента.

Методы: словесные, наглядные (портреты учёных, таблицы), практические (решение тестов).

Ключевые понятия и термины: темперамент, сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Организационный этап - 2 мин.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности – 6-11 мин.

Изучение нового материала – 15 мин.

Практическая работа – 10-15 мин.

Закрепление полученных знаний, рефлексия – 5 мин.

Подведение итогов урока - 1 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.

Вопрос для обсуждения с учащимися.

Почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному? Почему один разгорячится, а другой сохранит спокойствие?

Учащие предлагают варианты ответов, учитель может вернуться к этому вопросу в конце урока, подводя итоги.

Изучение нового материала .

Рассказ учителя. Можно заранее дать задание учащимся подготовить сообщение об истории развития учения о темпераменте.

Творец учения о темпераменте древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), который считал, что разное поведение людей зависит от преобладания определённой жидкости в организме: кровь, слизь (или флегма), жёлтая желчь, чёрная желчь.

Клавдий Гален (II ст. н.э., врач античности), исходя из учения Гиппократа, разработал классификацию темпераментов:

- сангвинический (кровь), - флегматический (слизь), - холерический (желчь), - меланхолический (чёрная желчь). Данная классификация Галена широко используется в психологии и в настоящее время.

И.П. Павлов обосновал темпераменты человека научно. Он открыл следующие основные свойства процессов возбуждения и торможения:

- сила, - подвижность, - уравновешенность.

Тип ВНД – совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными способностями индивидуума и его жизненным опытом. По Павлову, различают следующие типы ВНД:

с большой подвижностью нервных процессов

с малой подвижностью нервных процессов

с преобладанием возбуждения над торможением

Учащиеся дают определения свойствам нервных процессов, работая с учебником.

Комбинация данных свойств нервных процессов определяет четыре типа темперамента.

Первый тип НС : (НС - нервная система)

Характеризуется большой силой нервных процессов, их подвижностью, уравновешенностью. Данному типу отвечает сангвинический тип темперамента (люди с широкими интересами, любознательны, энергичны, с хорошим самообладанием, сдержанны).

Характеризуется большой силой нервных процессов, малой подвижностью (инертностью), уравновешенностью. Спокойный тип нервной системы. Он присущ флегматическому типу темперамента (люди в меру энергичны, настойчивы, постоянны в привычках, пристрастиях).

Характеризуется большой силой и подвижностью нервных процессов, но неуравновешенностью нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над торможением. Неуравновешенный тип нервной системы. Характерен для холерического типа темперамента (люди легко возбуждаются, несдержанные, энергичны, решительны, иногда неосмотрительны)

Четвёртый тип НС:

Характеризуются слабостью нервных процессов и неустойчивостью. Это меланхолический тип темперамента (люди отличаются робостью, замкнутостью, чувствительностью, часто склонны к преувеличению).

Как вы считаете, можно ли повлиять на формирование типа темперамента? (ответы учащихся)

Тип темперамента является врождённым, но он может значительно изменяться под влиянием социальной среды, зависит от воспитания, самовоспитания, образования.

А теперь вы сами попробуете определить, какой тип темперамента для вас присущ более других.

Практическая работа № _

Тема: Определение типа темперамента.

Цель: определить присущий тип темперамента.

Оборудование: тесты для определения темперамента.

I. Вам предложены утверждения. Ваша задача выразить своё согласие (от 6 до 10 баллов)

или несогласие (от 0 до 5 баллов):

1. Перед любым важным событием я начинаю нервничать.

2. Я работаю неравномерно.

3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

4. Если нужно, я могу спокойно ждать.

5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при трудностях и неудачах.

6. С равными себе я не сдержан и вспыльчив.

7. Я легко делаю выбор.

8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это происходит само собой.

II. Подсчитать долю каждого из присущих типов темпераментов по формулам (цифры – номер утверждения):

III. Записать символы М, С, Х, Ф в порядке уменьшения их значения для вас (например, СФМХ), и вы получите формулу, из которой поймёте, черты каких типов темпераментов выражены сильнее.

Вывод: Какой из типов темпераментов наиболее вам свойственен? Как влияет ваш темперамент на отношения с одноклассниками и родителями?

Определить, какому типу темперамента присущи свойства:

- поведение очень неуравновешенное - …

- настроение устойчивое, жизнерадостное - …

- эмоции глубокие и продолжительные - …

- сильные кратковременные эмоции - …

Определите тип темперамента по картинкам:

Домашнее задание: §37, конспект, сайт ФИПИ, Решу ОГЭ – решение тестов по теме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация по теме ВНД человека.

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы". В презентации названы имена отечественных ученых , которые внесли вклад в развитие физиологии: Сеченов, Павлов, .

Урок проводится в 11-м классе в ходе изучения раздела "Основы экологии",это заключительный урок по теме.

Тестовая контрольная работа позволяет проверить уровень усвоения материала по разделам "Анализаторы", "Высшая нерсная деятельность. Поведение. Психика".

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • Обучающая – познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов; характерными признаками типов нервной системы; раскрыть понятия: темперамент, характер, личность; показать роль влияния окружающей среды на формирование типа нервной системы.
  • Развивающая – развивать умения учащихся, характеризовать типы темперамента человека по его поведению; характеризовать свой тип нервной системы; выявить свой ведущий тип темперамента.
  • Воспитывающая – содействие воспитанию способности человека сохранять устойчивость в условиях окружающей среды.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Темперамент. Классификация темпераментов по Гиппократу.

Учитель биологии. Давно замечено, что на одни и те же события разные люди реагируют различно.

Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ создал учение о том, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела (Презентация, слайд 2):

Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке на протяжении более двух тысячелетий — до наступления нового времени (Презентация, слайд 3).

Затем учение о темпераменте постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей. Была создана первая классификация темпераментов; это сделал римский врач и естествоиспытатель Гален, живший II в. н. э. Он описал 13 темпераментов. На протяжении многих веков эта классификация постепенно упрощалась и, в конце концов, в ней остались названия только четырех темпераментов, которые по традиции признаются и в наши дни (Презентация, слайд 4).

Подлинно научное объяснение природы темперамента (Презентация, слайд 5) дал Иван Петрович Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы.

Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать:

  1. по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток;
  2. по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга,
  3. по равновесию между ними.

Дальнейшее изучение показало, что люди с сильной нервной системой делятся на две группы:

Люди второй группы, в свою очередь, подразделяются на живых (с подвижными нервными процессами) и спокойных (с менее подвижными, инертными нервными процессами).

В результате такого деления получаются четыре основных типа нервной системы (Презентация, слайд 6), каждый из которых, по Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип — меланхолическому; сильный, неуравновешенный — холерическому; сильный, уравновешенный, подвижной — сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.

Чтобы лучше понять, давайте посмотрим, как на одну и ту же ситуацию будут реагировать люди с разными типами темпераментов (Презентация, слайды 8, 9, 10, 11).

Темперамент можно определить, если последить за поведением одноклассников на уроках и переменах. Сразу станет заметна разница в движениях (у одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах), жестах, деятельности.

Задание: соотнести одноклассников по типам темперамента. Для этого обучающиеся записывают 4 типа темперамента, а рядом имена одноклассников у которых, по их мнению, такой тип темперамента.

Давайте проверим, насколько верно вы соотнесли друг друга по типам темперамента. Определить это можно только экспериментально.

Ученики берут длинные палки, на нижних концах которых краской сделаны отметки. Испытатель (ученик 1) держит палку значительно выше отметки. Испытуемый (ученик 2), готовясь поймать палку, располагает руки на уровне отметки (но не держится за палку). Задача испытуемого – поймать палку. Испытатель отпускает палку, испытуемый ее перехватывает. На месте перехвата делается также отметка. Расстояние между отметками у разных людей будет различным. Время реакции вычисляется по формуле:


где S – длина отрезка между метками, g – ускорение свободного падения тела, t – время между стимулом и реакцией. Результаты исследований заносятся в тетрадь, в таблицу.

Выявление скорости реакции

Испытуемый

Расстояние от отметки до перехвата, м


Цель: познакомить учащихся с особенностями высшей нервной деятельности человека.

Задачи:

Образовательные: разъяснить школьникам особенности высшей нервной деятельности человека, значение речи, сознания, мышления и труда в становлении человека, его поведения; сформировать у учащихся знания о памяти, ее видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.

Развивающие: продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент; воспитывать точность и четкость при ответе, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи.

Воспитательная: формировать понимание необходимости здорового образа жизни как

необходимого условия нормального функционирования головного мозга.

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Изучение нового материала:

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но, ради бога, - размышляйте,

и хотя криво, - да сами.

1. Высшая нервная деятельность (ВНД) – деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

2. У человека и животных есть первая сигнальная система, центры которой находятся в коре головного мозга. Она воспринимает конкретные раздражители внешнего мира и служит основой для образования условных рефлексов.

У человека существует и вторая сигнальная система, в которой условным раздражителем является слово. Слово и речь повысили способность человека отражать внешнюю среду, использовать опыт поколений. Они обеспечили человеку высшие свойства нервной системы – сознание и мышление.

3. Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности. Сознание - продукт мозга и общественной жизни человека.

4. Мышление, или рассудочная деятельность – сложнейший вид мозговой деятельности организма в процессе приспособления к новым условиям и решении новых жизненных задач. Рассудочная деятельность позволяет улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и использовать их в новых условиях в своем поведении. Рис. 1, 2

Приспособительный характер поведения определяется условно – рефлекторной деятельностью организма, образованной на базе безусловных рефлексов (по И. М. Сеченову и И. П. Павлову).

5. Мышление – это способность человека при помощи слов и образов выразить свое отношение к предметам и явлениям, различным состояниям своего организма, благодаря которым возникают временные связи, являющиеся физиологическим аппаратом мышления. При необходимости временные связи извлекаются из памяти, происходит образование различных их комбинаций и человек обобщает увиденное или услышанное (абстрактное мышление). Абстрактное мышление характерно только для человека. Оно позволяет развивать свои способности, науку, создавать культурные ценности.

6. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление (Таблица 1). Рис. 3, 4, 5, 6, 7, 8

7. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении (запоминании), сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

по преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая, двигательная;

по уровню организации: наглядно – образная, словесно – логическая, эмоциональная, феноменальная;

от длительности сохранения: кратковременная, долговременная, оперативная.

9. Мотивация – активное состояние мозговых структур, побуждающее совершать действия, направленное на удовлетворение своих потребностей. Мотивации создают необходимые предпосылки поведения. С мотивациями тесно связаны эмоции.

Эмоции - переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе. Рис. 9, 10.

III. Закрепление.

1. Новорождённый ребёнок, когда его первый раз прикладывают к груди, сразу начинает производить сосательные движения. Какой у малыша это рефлекс: безусловный или условный?

2. Сила хватательных движений у новорождённых настолько большая, что они способны повиснуть, ухватившись своими ручонками за пальцы взрослого человека. Каково значение этих рефлексов для человека и животных?

3. Что лежит в основе навыков, например, при ходьбе, беге, письме, пользовании при еде ложкой, вилкой, ножом?

4. Ребёнок плачет при виде человека в белом халате. Объясните, как выработался такой рефлекс? Как его затормозить?

5. Проблема. Ребёнок в возрасте до года попал в условия, где нет человеческого общества. Будет ли он говорить? Разовьётся ли у него мышление?

6. Какое значение для поведения животных имеет внешнее торможение? Приведите примеры.

7. Приведите примеры внутреннего торможения рефлексов у человека из повседневной жизни. Поясните, какое значение имеет внутреннее торможение?

9. Приведите доказательства связи мышления со строением и физиоло - гическими процессами, протекающими в коре больших полушарий.

10. От гнева и возмущения у человека участилось сердцебиение. Объясните, физиологический механизм этого явления.

11. Может ли человек управлять своими эмоциями?

12. Какова роль воли и сознания в управлении привычками?

13. Перечислите качества ума человека.

14. В чём должен заключаться правильный режим дня школьника?

15. Что будет являться активным отдыхом для ученика, а что - для водителя?

16. Почему, когда животное попадает в новую обстановку, оно начинает её исследовать не сразу, а через некоторое время?

17. С точки зрения рефлекторной теории:

почему собака при виде в руках хозяина поводка бежит к двери.

18. Будет ли выделяться слюна у человека при виде апельсина, который он увидел первый раз в жизни?

19. Какая существует связь между безусловными и условными рефлексами?

20. Почему ребёнок, который получил ожог, стал подальше держаться от огня?

21. Объясните слова В. Маяковского:

22. Почему у некоторых людей лай собаки вызывает усиление сердцебиения?

24. Почему происходит задержка чихания, если потереть переносицу?

25. Почему во время чтения интересной книги вы вокруг себя ничего не замечаете?

27. Ученику сказали что был звонок, он побежал в кабинет на урок;

объясните, с какой функцией слова мы встречаемся в данном примере.

28. Как объяснить, что во время сильного испуга человек может на некоторое время лишиться речи?

30. Как вы понимаете фразу:

32. Почему отдых должен быть активным? Приведите примеры.

Тема: Типы высшей нервной деятельности. Цели:

  1. Организация деятельности учащихся для определения особенностей высшей нервной деятельности человека, формирования представления об уникальности каждой личности;
  2. Развитие умения определять тип высшей нервной деятельности для выбора форм и методов работы с учащимися, развитие умения логически мыслить, анализировать, делать выводы, работать в команде;
  3. Воспитание уважительного отношения к своему организму, способности сохранять устойчивость в условиях окружающей среды, способствование осознанию важности умения находить подход к человеку в зависимости от его типа высшей нервной деятельности.

Междисциплинарные связи: психология, русская литература, история

Методическое обеспечение: мультимедийная установка (МУ)

Тип занятия: комбинированное

  1. Организация начала занятия
  2. Актуализация знаний: фронтальный опрос

а) характерные признаки условных и безусловных рефлексов

б) вопросы о развитии рефлексов человека

  • Ребёнок плачет при виде человека в белом халате. Объясните, как выработался такой рефлекс? Как его затормозить?
  • Почему собака при виде в руках хозяина поводка бежит к двери?
  • Будет ли выделяться слюна у человека при виде лимона, который он увидел первый раз в жизни?
  • Новорождённый ребёнок, когда его первый раз прикладывают к груди, сразу начинает производить сосательные движения. Какой у малыша это рефлекс?
  1. Изучение нового материала

Описание сказочных персонажей: Буратино, Пьеро, Черепаха Тортилла, Карлсон, Кот Матроскин, ослик Иа. Каждому персонажу свойственны определенные черты характера. Такие же черты характера свойственны и людям.

Всех людей еще в 5 веке до нашей эры Гиппократ разделил на 4 группы в зависимости от соков, преобладающих в их организме. В настоящее время существует такое же разделение на группы, например, в психологии. Это типы темперамента. В зависимости от них всех людей делят на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Это разделение основано на типах высшей нервной деятельности человека.

Особенности нервных процессов: сила, уравновешенность, подвижность.

подвижный или инертный

Соотнесение типов ВНД с персонажами мультфильмов.

Факторы, влияющие на ВНД. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. Приложение 1

  1. Закрепление изученного материала

Определение типа ВНД по описанной ситуации:

а) вступает в спор с билетером, пытаясь проникнуть в партер, уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место;

б) сразу понял, что в партер его не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лестнице;

Отражение уровня своих знаний на мишени знаний в рабочей тетради.

Приложение 1

ВНД под влиянием различных факторов.

Высшая нервная деятельность обеспечивает человеку адекватное приспособление к действию факторов окружающей среды, поэтому те или иные влияния среды вызывают разнообразные изменения высшей нервной деятельности. В зависимости от силы внешнего влияния изменения высшей нервной деятельности могут колебаться в пределах нормы или выходить за них, становясь патологическими.

Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков в процессе учебных занятий. Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга, и, прежде всего его высшего отдела — коры головного мозга. Особенно интенсивно работают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второй сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами. Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения высшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, то изменения высшей нервной деятельности не выходят за пределы нормы. Обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной системами. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников.

Важно отметить, что включение в учебные занятия уроков труда и физкультуры сопровождается в конце учебного дня менее выраженными изменениями высшей нервной деятельности.

Большое значение для сохранения нормальной работоспособности учащихся имеет активный отдых после школы: подвижные игры, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе. Особо важное значение для сохранения нормального уровня высшей нервной деятельности имеет ночной сон. Недостаточная продолжительность ночного сна у школьников приводит к нарушению аналитико-синтетической деятельности мозга, затруднению образования условно-рефлекторных связей и дисбалансу соотношения между сигнальными системами. Соблюдение гигиены ночного сна нормализует высшую нервную деятельность, и все ее нарушения, наблюдавшиеся в результате неполноценного сна, исчезают.

Изменения высшей нервной деятельности при действии фармакологических препаратов и химических веществ. Различные химические вещества, меняя функциональное состояние корковых клеток и подкорковых образований головного мозга, значительно изменяют и высшую нервную деятельность. Обычно действие химических веществ на высшую нервную деятельность взрослого и ребенка характеризуется аналогичными изменениями, но у детей и подростков эти изменения всегда выражены ярче. Далеко не безобидными являются в этом отношении чай и кофе, содержащие кофеин. Это вещество в малых дозах усиливает корковый процесс возбуждения, а в больших — вызывает его угнетение и развитие запредельного торможения. Большие дозы кофеина вызывают также неблагоприятные изменения вегетативных функций. В связи с тем, что у детей и подростков процессы возбуждения несколько преобладают над процессами торможения, независимо от типа их высшей нервной деятельности, употребление крепкого чая и кофе для них является нежелательным.

Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает возбуждение, а в больших — угнетает и процессы возбуждения. У человека в результате длительного курения нарушается нормальное соотношение между процессами возбуждения и торможения и значительно снижается работоспособность корковых клеток.

Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя. Их действие на ВНД имеет много общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов, в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуется повышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности. Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. Научная и популярная литература отражает непрерывно возрастающий интерес к проблеме социальных, психологических и физиологических стрессов.

Урок № 45 Биология, 9 класс

Тема: Типы высшей нервной деятельности

Цель: сформировать условия для ознакомления учащихся с типами ВНД для формирования научного мировоззрения и умений применять их для исследования своих личностных качеств с последующим их перенесением на других людей

Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес к биологии через исследование своей личности и выдающихся людей прошлого; в оспитывать патриотизм и гордость за открытия в области науки, сделанные русским ученым И.П. Павловым.

Развивающие задачи: р азвивать умение обобщать и систематизировать изученный ранее материал; р азвивать умение логически мыслить и делать выводы при переходе от частных случаев к общему, при выведении определения;

Структура урока

1.Организационный момент

- На доске зашифровано высказывание древнегреческого философа Сократа. Давайте попробуем его расшифровать.

.ЯБЕС ТЕНИВДС ЬТСУП, РИМ ЬТУНИВДС ТЕЧОХ ОТК

(Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя)

- Если вы будете активны, деятельностны, дружны, мы достигнем поставленной цели.

3.Актуализация опорных знаний

Что такое ВНД по И. П. Павлову? (стр.80)

4. Освоение нового материала

Мы сегодня будем говорить о существовании психических различий между людьми – различий по глубине эмоций, темпу, энергичности действий и другим особенностям психической жизни, поведения и деятельности, которые относят к темпераменту. Вопрос о том, каковы основания этих различий издавна интересовала врачей и философов. Так возникла наука о темпераментах.

Еще 2400 лет назад, в V веке до н. э., великий врач Греции Гиппократ, создал свое учение о типах темперамента

На современном этапе русский физиолог И. П. Павлов создал раздел науки – физиологию высшей нервной деятельности. Он считал, что основные типы ВНД совпадают с четырьмя типами темперамента, установленными Гиппократом.

Тип темперамента

Характеристика типов

Психологические особенности

По Гиппократу

Сильный, уравновешенный, подвижный тип

Веселый, жизнерадостный, миролюбивый, легко переживает неудачи, спокоен к критике

Сильный, уравновешенный неподвижный

Ровен, спокоен, инертен; речь монотонная, без эмоций; трезво оценивает свои действия.

Вспыльчив, несдержан, бывает агрессивен; речь эмоциональна

Преобладание черной желчи

Легкораним, замкнут, внушаем и впечатлителен; одинок и неконтактен

Мушкетеры из романа А. Дюма

Д. Артаньян – холерик
Арамис – меланхолик
Портос – сангвиник
Атос – флегматик


Они прекрасно дополняют друг друга и поэтому непобедимы. Любая группа будет работать эффективно, если в ней присутствуют все четыре типа темперамента.
Любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех четырех типов темперамента.

Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск.

Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков.

Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи.

Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

Тип темперамента Великих людей:

К классическим меланхоликам можно отнести таких выдающихся личностей, как Ч. Дарвин, Р. Декарт, Ф. Шопен, Лермонтов, А. Блок, Н.В. Гоголь, Чайковский

Яркие флегматики – И. А. Крылов, М. И. Кутузов, И. Ньютон.

Сангвиники: А. И. Герцен, В. А. Моцарт, Бомарше, Б. Наполеон, М.Ю. Лермонтов.

Яркими холериками являются такие известные личности как: великий полководец А. В. Суворов , Петр Первый, А.С. Пушкин

5.Закрепление:

1) Определение типов темперамента по рисунку (Приложение 1)

В рамках данной темы мы поговорим сегодня о великих личностях, вершивших историю в период Отечественной войны 1812 года.

Великие судьбы непредсказуемы. Кто бы мог предугадать в 1769 году, что только что родившийся корсиканский мальчик создаст со временем во Франции Империю и будет раздавать братьям троны Европы? Кто бы мог предвидеть в 1794 году, что молодой лейтенант, даже не вполне француз, станет в 1800-м году хозяином страны? И кто бы мог утверждать в 1810 году, что пять лет спустя эта звезда померкнет.

Военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на ее территорию армией императора Наполеона I Бонапарта закончились почти полным уничтожением наполеоновской армии и переносом военных действий на территорию Польши и Германии в 1813 году.

Начиная войну, Наполеон планировал приграничное генеральное сражение, но отступавшая русская армия завлекла его далеко от границы. Продвигаясь вглубь России, Наполеон терял свои силы из-за бесконечных нападения со стороны крестьян, оставлявших свои деревни.

Наполеон стремился победить одним ударом, то Кутузов решил применить другую стратегию, сочетавшую в себе, целую систему отдельных сражений. Отводя армию вглубь страны, Кутузов тем самым как бы подготавливал необходимые условия для последующего перехода к активным наступательным действиям.

В этом отношении грандиозное сражение у Бородино сыграло огромную роль.

Наполеон - сангвиник

Кутузов - холерик

Пётр Иванович Багратион – смесь холерика и сангвиника

3) Тест на определение типа темперамента. (Приложение 2)

А как вы думаете, какой у меня тип темперамента?

В природе практически нет людей одного типа темперамента

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, затрагивающие наши интересы – холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком.

В. Вундт немецкий психолог, физиолог, философ и языковед

7. Рефлексия

Понравился ли вам урок? Интересен ли был для вас урок?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.