Конспекты гимнастики упражнения моторной афазией


данное занятие разработанно для восстановление речи у людей с афазией

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_vosstanovleniyu_rechi_bolnogo_s_afferentnoy_motornoy_afaziey.docx 25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: восстановление языковых и понятийных связей у пациентов, использование их в импрессивной и экспрессивной речи.

Оборудование: ПК, картинки с изображением моря, леса, дачи; нарисованный кроссворд.

1. Давайте вспомним, как мы проводим лето.

Кто как проводит лето?

Кто из вас был на море?

А кто ездил летом на дачу?

Кто гулял по лесу?

2. Вопрос на выбор (по картинкам с изображением моря, леса, дачного домика):

Логопед показывает картинку с изображением леса, моря, леса. Задает вопросы?

- Это море или речка?

Оно большое или маленькое?

Глубокое или мелкое?

- Это поле или лес?

Он зеленый или желтый?

Он березовый или сосновый?

-Это летний домик или огромный особняк?

Там живут круглый год или приезжают летом?

Там садят грядки?

3. Синхронное проговаривание совместно с логопедом:

4. Повторять предложения (каждый попорядку):

Я летом был на Чёрном море.

Я летом был на даче.

Я летом был в лесу.

Я гулял по пляжу.

Я собирал грибы.

5. Подобрать слова – действия. Что можно делать на море, в лесу, на даче?

На море плавать, собирать ракушки, гулять по пляжу, загорать.

В лесу слушать пение птиц, собирать ягоды, собирать грибы, гулять.

На даче полоть грядки, садить грядки, косить траву.

6. Подобрать слово (варианты предлагают пациенты)слайды те же:

7. Разгадать кроссворд .

Вставить слова, в необходимые клетки. Чертится кроссворд, где указаны начальные буквы.

Море, моряк, лесной, лесничий, дачник, дачный, дача.




































8.Придумать предложения с каждым из заданных слов:

Лесной, дачник, лесовик, море, дачный участок.

Спросить как они понимают значения данных слов.

9. Синхронно договорить последнее слово во фразе:

Бьётся о берег морская … ( волна )

Якорь опустился на морское … ( дно ).

Лесные звери живут в … (лесу).

Первый цветок после зимы в лесу – это (подснежник).

Мы поехали на дачу на … (автобусе).

На выходных мы вместе пололи (грядки).

10. Выучить наизусть. Повторить синхронно.

Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Вам понравилось сегодняшнее занятие? Да или нет?

Про, что мы сегодня говорили с вами?

Всего доброго! До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное содержание:Учить детей рассказывать о смысле знакомой пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива.

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира.

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском .

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от.

раскрыты основные принципы восстановления понимания речи у больных с афазией.

Конспект занятия (афферентная моторная афазия).

1 этап восстановительного обучения.

Цель: изжитие кинестетической апраксии.

Задачи: Растормаживание ф-ций речевого аппарата, восстановление пассивного словарного запаса.

1. Работа с картинками (выкладываются картинки, отрабатывается наименование одной)

2. Сопряжённое проговаривание, слушание стихов, песен, известной музыки.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!





(афферентная моторная афазия)

2 этап обучения

Цель: изжитие кинестетической апраксии.

ü Растормаживание функций речевого аппарата,

ü Восстановление активного словарного запаса,

ü Изжитие экспрессивного аграмматизма.

№2. Работа с предметными картинками (нужно назвать).

№3. Работа с предметами (маленький резиновый мячик).

o Рассматривание предмета (рассматривание , слушание рассказа о предмете, сопоставление собственных знаний и представлений о нём).

o Ощупывание предмета (развитие кинестетического ощущения), сопровождается описательным рассказом логопеда: он круглый, маленький, его можно сжать в руке, можно подбросить и т.д.

o Зарисовывание предмета, побывавшего в руках.









Эфферентная моторная афазия.

стадия восстановительного обучения.

Цель: Изжитие кинетической апраксии

Задачи: растормаживание артикуляционного аппарата, преодоление персевераций, актуализация глагольного словаря, восстановление связной речи.

1. Работа с текстами (сопряжённое проговаривание)на актуализацию словаря глаголов.

Краденое солнце (К.И.Чуковский)

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

Поскакали по полям,

"Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!"

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал -

Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:

"Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно -

В поле зёрнышка не видно!"

2. Задания на завершение фразы:

Муха, Муха-Цокотуха,Позолоченное ……………брюхо! Муха по полю ……………пошла,Муха денежку ……………нашла. Пошла Муха на базарИ купила ……………………самовар: "Приходите, тараканы,Я вас чаем …………………угощу!" Тараканы …………………прибегали,Все стаканы ……………..выпивали, А букашки -По три чашкиС молокомИ крендельком:Нынче Муха-ЦокотухаИменинница! Приходили к Мухе блошки,Приносили ей ………………..сапожки,А сапожки не простые -В них застежки ………………золотые. Приходила к МухеБабушка-пчела,Мухе-ЦокотухеМеду …………………….принесла. "Бабочка-красавица.Кушайте ……………….варенье!Или вам не нравится………………..наше угощенье?" (К.И.Чуковский)3. Работа с картинками.

Конспект занятия при сенсорной акустически-гностической форме афазии.

1 стадия обучения.

o Затормаживание непродуктивной речи,

o Упорядочивание общего и речевого поведения.

Оборудование: магнитофон, предметные картинки, графические изображения, схемы предметов.

Выработка действовать по инструкции. Логопед говорит спокойным, но твёрдым голосом: дайте ручку, возьмите телефон и т.п.)

§ Хорошо (кивки головой)

Запись на магнитофон отчётливых и значимых слов больного, затем этих же слов, произнесённых логопедом. Прослушивается.

Соотнесение слов с картинками.

Восстановительное обучение при семантической афазии.

Цель: преодоление дефектов пространственных координат:

Задачи: - формирование понятий левый-правый.

- узнавание геометрических фигур,

- узнавание предметов обихода,

- воспроизведение (срисовывание) пространственных взаимоотношений предметов.

Предварительная работа: выработка ощущений правой руки (со вкладыванием в руку предмета).

1. Осознание схемы тела. Работа по различению правого и левого пространства – где правая нога? Где правый глаз? Где правое ухо? И т.д.

2. Узнавание геометрических фигур.

2. Срисовывание по образцу (Предлагается скопировать фигурку)









3. Конструирование по образцу (Конструирование из бумажных или картонных элементов по образцу).

В статье представлены конспекты групповых занятий по восстановлению речи для больных с афазией средней степени выраженности.

В случае, когда пациенты проходят курс восстановительного обучения и лечения в условиях стационара, данные конспекты могут использоваться при проведении групповых занятий.

Если пациенты проходят лечение и восстановительное обучение в поликлинике или на дому, они послужат основой для составления индивидуальной программы по восстановлению речи.

Группа формируется из больных со следующими формами афазии:

  • афферентная моторная афазия средней степени выраженности;
  • эфферентная моторная афазия средней степени выраженности;
  • сенсорная афазия средней степени выраженности;
  • динамическая афазия средней степени выраженности;
  • акустико-мнестическая афазия средней степени выраженности.

Анализируя описание этих форм афазии средней степени выраженности, можно отметить общую тенденцию. У таких больных спонтанная речь бедная, состоит из простых по структуре, примитивных фраз, активный словарь представлен частотной лексикой; речевая активность недостаточная. Ответы таких больных в диалоге носят стереотипный характер, наиболее доступен ситуативный диалог. У всех больных в той или иной степени нарушен звуко-буквенный анализ состава слова.

Структура занятий, представленных в статье, предполагает обязательную работу по восстановлению высших психических функций (внимания, памяти, мышления, мотивации к общению (диалог)), улучшению понимания речи, расширению активного словаря, восстановлению лексического и грамматического строя речи, связной речи.

При работе с данной группой пациентов, учитывая степень нарушения речи и форму, особое внимание требует глагольный словарь. Для этого на каждом занятии уделяется особое внимание упражнениям, направленным на активизацию наиболее употребительных глаголов.

Формирование грамматического строя речи предполагает усвоение моделей словообразования, словоизменения и синтаксических конструкций. Поэтому в процессе занятия необходимо включать разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных грамматических форм (упражнения на согласования различных частей речи, образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей, построение фраз, от простых до распространенных).

При восстановлении связной речи необходимо уделить особое внимание пониманию обращенной речи, способности вступать в диалог со специалистом, с другими пациентами, людьми (с близкими людьми и не знакомыми), отвечать и задавать вопросы. Наиболее доступна и важна в процессе восстановления речи при афазии диалогическая речь, поскольку в естественных условиях восстановление утраченной речи идет именно на основе диалога-части совместной деятельности пациента с семьей и при помощи специалиста.

Таким образом, на каждом групповом занятии реализуется комплексный подход, предполагающий, что на одном и том же речевом материале необходимо решать различные речевые задачи.

Важный момент – сохранение единой тематической линии на протяжении всего группового занятия с постепенным усложнением речевого материала.

Групповые занятия одна из основных форм организованной восстановительной деятельности, в процессе которых происходит воспоминание сведений о предметах и объектах окружающего мира, уточнение, закрепление, обобщение и систематизация речи. Взаимодействие пациентов в группе позволяет им определить свой вклад в общее дело, согласовывать свои действия с другими, переживать групповой успех как свой собственный. Это помогает пациентам с афазией испытывать ощущения своей принадлежности к группе, чувство общности, что способствует успешной социализации.

I. Повышение концентрации произвольного внимания, его распределения и переключения. Восстановление контроля за речью.

II. Расширение словаря:

1. Подбор слов, заданной категории.
2. Описание предмета (определения)
3. Подбор слов-действий
4. Подбор наречий.
5. Подбор антонимов, синонимов.

III. Развитие фразовой речи.

1. Продолжить фразу
2. Составление предложений с парами слов.
3. Составить предложение со словосочетанием.
4. Развернутые ответы в диалоге на заданную тему.

Ход занятия

Этап занятия

Речь логопеда

Примерные ответы пациентов

Представьтесь, и скажите, сколько сейчас времени.

Представьтесь, и скажите, какой сегодня день недели.

Представьтесь и скажите, какая сегодня погода.

Скажите, сколько человек в комнате?

Закройте глаза и ответьте на вопрос:

окно в комнате открыто или закрыто?

Есть ли в комнате зеркало?

Меня зовут Наталья Петровна. Сейчас два часа.

Меня зовут Надежда Николаевна. Сегодня среда.

Меня зовут Леонид Николаевич. Сегодня теплая погода.

В комнате семь человек

Скажите, в каком городе Вы родились?

Задайте этот вопрос кому-нибудь из нас

(по кругу каждый пациент задает вопрос и отвечает на него).

На какой улице Вы живете?

Задайте этот вопрос кому-нибудь из нас

Л.Н., в каком городе Вы родились?

Я живу на Ленинском проспекте.

Наша Родина огромна, в ней очень много городов. Самый главный город в стране называется столицей. У нас это город Москва. В Москве много красивейших мест. Это улицы, парки, пруды, мосты. Многие улицы получили свои названия в честь известных людей — Мусы Джалиля, Кузнецова, Кутузовский проспект, Ломоносовский проспект и т. д., событий — Площадь Революции, Олимпийский проспект, Охотный ряд, Баррикадная, Героев Панфиловцев.

Ответьте на вопросы:

какой город является столицей нашей Родины?

Чего много в Москве?

Как получили свои названия улицы, площади и проспекты?

Приведите примеры таких названий.

  • Пациентам предлагаются для рассмотрения фотографии с видами Москвы и дается задание подобрать прилагательные:

  • Пациентам раздаются карточки с изображением частей города. Каждый пациент по очереди описывает изображение, а остальные угадывают, что изображено на картинке.

(каждый пациент по очереди описывает свою картинку).

  • Подберите к слову пару:

В Москве много красивых улиц, парков, прудов.

Они названы в честь знаменитых людей, известных событий.

Большой, праздничный, пыльный, ночной, известный, красивый.

Широкая, пешеходная, чистая, зеленая.

Тихий, шумный, пустой, старый.

Большая, знаменитая, старинная

Известный, городской, исторический, большой

Рынок, парк, музей, пруд

Музей, памятник, дом

- на какой улице вы живете?

У вас спальный район?

Ход занятия

Этап занятия

Речь логопеда

Примерные ответы пациентов

Скажите, сегодня хорошая погода?

Что такое аптека?

Кто работает в аптеке?

Кто выписывает (назначает) лекарства?

Чем мы часто занимаемся?

Что необходимо посмотреть, прежде чем пить лекарства?

Где надо хранить лекарства?

Подберем определения. Лекарство, какое может быть?

Таблетки по форме?

По консистенции лекарство может быть?

Инструкцию и срок годности

В холодильнике или на полке, а в аптечке.

Горькое, сладкое, безвкусное

Круглые, овальные, капсульные, плоские, маленькие, большие.

Жидкое, капельное, вязкое, порошкообразное.

Дорогое, дешевое, бесплатное.

Молодцы! Вы пришли в аптеку и купили…?

(необходимо сказать словосочетанием:

Подберем глаголы. Как можно принимать лекарство(таблетки)?

Их можно…? Что сделать?

Врач назначил принимать лекарство по схеме…

Диагностика

Афазия диагностируется следующими способами:

  1. Исключаются другие речевые расстройства, свойственные психическим патологиям, например, персеверация или логорея при шизофрении.
  2. Патопсихологическое исследование.
  3. Визуализация головного мозга.

Обычно при первом же контакте с больным врач может заподозрить дисфазию. Тут же необходимо отличить афазию от других расстройств коммуникации. Так, пациент может иметь нейросенсорную тугоухость, нарушение иннервации мышц и органов артикуляции.

Сенсорная дисфазия Вернике в первые 2-3 сутки может быть похожей на делирий из-за повышенной речевой продукции и невнятного разговора. Однако психотические состояния легко дифференцируются за счет наличия галлюцинаций и нарушения сознания. При афазии сознание сохранено.

Тестирование представляет собой экспресс-диагностику и логопедическое обследование:

  • спонтанная речь; она оценивается по скорости произношения, количеству слов в минуту;
  • номинативная функция; исследуется возможность больного называть предметы и явления по своему наименованию;
  • наличие повторов;
  • понимание обращенной речи;
  • сохранность навыков чтения и письма.

Методы коррекции

Восстановление расстройства речи требует комплексного вмешательства. В целом лечение состоит их двух этапов:

После основных двух этапов могут добавляться дополнительные, необязательные, для восстановления нормального психического состояния.

Для этого проводится психотерапия, например, при помощи животных (иппотерапия) или песочная терапия.


Медикаментозное лечение

Методы медикаментозного лечения – это набор мероприятий, которые направлены на устранение причины дисфазии и восстановление нормальной работы мозга. Основные направления: этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиотропная терапия – лечение, направленное на устранение причины заболевания. Зависит от того, что привело к афазии. В случае инсульта проводится коррекция водно-солевого баланса, кислотно-щелочного баланса, устраняется отек мозга, восстанавливается мозговое кровообращение. После этого назначаются нейротрофические, нейропротекторные средства и антигипоксанты. Такие препараты улучшают питание мозговой ткани и защищают их от кислородного голодания.

В случае острой инфекции, например, при менингите или энцефалите, назначается противовирусная или антимикробная терапия. Проводится дезинтоксикация и регидратация организма – из кровяного русла удаляются продукты жизнедеятельности инфекции, восстанавливается объем циркулирующей крови и уровень электролитов. Все это направлено на нормализацию работы мозга, без которой логопедические занятия проводить невозможно.

Симптоматическая и патогенетическая медикаментозная терапия зависит от ситуации. При нарушениях работы сердца – корригируют сердечную деятельность, при судорогах – вводят противоэпилептические средства.

Логопедическая помощь

Общие задачи восстановительного обучения – восстановить понимание и воспроизведение речи, попутно корригируя сопутствующие патологии артикуляционного аппарат. Коррекция афазии зависит от ее вида.

Восстановительное обучение при афазии начинается в остром периоде, после стабилизации больного. Чем быстрее начнется коррекционная работа, тем выше вероятность успеха и реабилитации речи.

Методики восстановления при смешанной сенсомоторной афазии

Главные задачи – уменьшение речевой продукции и привлечение слухового внимания. Для этого используются такие упражнения:

  • Больному нужно выполнить речевые инструкции. Врач озвучивает простую инструкцию, а больной их выполняет. Методика работы идет от простого к сложному. Например, первые фразы – откройте глаз, моргните левым глазом или сожмите руку в кулак. Более сложные фразы – укройтесь одеялом, возьмите чашку или ложку.
  • Пациенту показывают простые сюжетные картинки из одного действия. Его задача – назвать несколько простых действий или описать ситуацию на изображении. Например, художник рисует картину, мама обнимает ребенка.
  • Активизация внимания пациента. Врач задает вопрос, а больной на него отвечает, ассоциируя ответ с предметом. Например, врач спрашивает, болит ли у вас голова; пациент утвердительно кивает и прикасается к своей голове.

Методы восстановления при моторной афазии

Задачи – преодолеть трудность в переключении звуков. Используются такие упражнения:

Общие методы восстановления:

  • Логопедический массаж. Это механическое воздействие на мышцы, нервы и сосуды органов речевого аппарата. Массажные движения в области челюсти и шеи улучшают местный кровоток и лимфообращение, расслабляют мышцы и нормализуют дыхание.
  • Упражнения и игры. Игры в своей сути позволяют восстановить или научить больного правильно дышать при разговоре и улучшить произношение звуков. Правильная игра также развивает дыхательную систему, укрепляют мышцы губ и языка, улучшают фразовую речь на выдохе.
  • Методы стимуляции речи при афазии. Сегодня используются сенсорные методы стимуляции, среди которых тактильная и аудиовизуальная стимуляция. В основе тактильной стимуляции – прикосновение к телу больного пальцами или тупой иголкой, поглаживание. Зрительная стимуляция представляет собой привлечение визуального внимания пациента, слуховая стимуляция – привлечение слухового внимания.

Иппотерапия

Лечебная езда на лошади, или иппотерапия, – неспецифический метод восстановления тонуса организма. Относится к методам пет-терапии, то есть лечения при помощи животных. Верховая езда не оказывает конкретного влияния на артикуляционный аппарат или высшие корковые центры речи, но обладает терапевтическим свойством: улучшает координацию, чувство симметрии, укрепляет мышцы тела, синхронизирует части тела при движении и развивает мелкую моторику. Лечебная езда оказывает психотерапевтический эффект: снимает тревогу, стресс, расслабляет.

Ольга Трифонова
Программа восстановления речи при афферентной моторной афазии

Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга, приводящая к дезинтеграции всей психической сферы человека.

Причиной афазии у взрослых является мозговой инсульт (40-50% среди патологий). Детские афазии встречаются редко, чаще наблюдаются у мальчиков (менее 1%). В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне открытых черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит, эпилепсия.

Чтобы разработать программу восстановления речи при афазии, нужно правильно классифицировать речевое расстройство.

Различают 6 видов афазий.

При поражении височных отделов КГМ (зоны Вернике) возникают акустико-гностическая и акустико-мнестическая формы распада речи. Больной перестает понимать обращенную к нему речь, при этом в результате нарушения слухового контроля у него развивается обильная непродуктивная речь, процесс речевого общения в целом становится недоступным.

Поражение теменных отделов КГМ приводит к апраксии органов артикуляции, т. е. трудности в нахождении правильного положения этих органов с целью произнесения речевого звука и мысленного проговаривания слова. Нарушается слоговая и звуко-буквенная структура слова (афферентная моторная афазия); понимание логико-грамматических оборотов, переносного смысла слова и семантики речи в целом, акалькулией, нарушением схемы тела (семантическая афазия).

Нарушение кровообращения в лобных долях КГМ (зона Брока) приводят к трудности переключения от одного артикуляционного акта к другому; нарушается кинетическая моторная программа. В большинстве случаев больным доступно воспроизведение автоматизированных рядов и устойчивых речевых конструкций, в которых предыдущее звено ассоциативно предопределяет последующее (эфферентно-моторная афазия). Затруднено построение фразы, нарушено грамматическое структурирование речи, выражение собственных мыслей (динамическая афазия).

Лечение афазии после инсульта включает в себя медикаментозную терапию для защиты уцелевших клеток от некроза, массаж воротниковой зоны, физиотерапию и занятия с логопедом. Продолжительность реабилитации зависит от степени поражения головного мозга. Для полного выздоровления может понадобиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Занятия с логопедом необходимо начать как можно раньше, не позднее двух недель с возникновения первых симптомов.

Длительность занятий по восстановлению речи должна быть около 7-15 минут, так как состояние больного требует отдыха. Постепенно продолжительность можно увеличивать.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Логопеду необходимо быть хорошим психологом. Люди, пережившие инсульт, часто ощущают себя безнадежными. Они очень чувствительны к неосторожно брошенным словам и тяжело переживают неудачи. Встреча с недружелюбным специалистом, который не способен создать оптимистический настрой, может стать роковой для человека с нарушенной речью. Он замкнется в себе и утратит веру в выздоровление. Помощь родственников, если она оказывается неправильно, тоже может затормозить процесс выздоровления.

При диагнозе: афферентная моторная афазия невозможно воспроизведение речи при сохранности понимания смысла обращённой речи. Наблюдается паралич правой (или левой) стороны тела; на лице асимметрия носогубных складок, затруднения в движении челюстей, век, мимических мышц. Письмо и чтение недоступно или носит непостоянный характер. Первичным нарушением при афазии данной формы выступает апраксия органов артикуляции, то есть трудности в нахождении правильного положения этих органов с целью произнесения речевого звука и мысленного проговаривания слова. Нарушается слоговая и звуко-буквенная структура слова.

ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ АФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ.

В процессе восстановления главной опорой служит доступность непроизвольной речи за счет непосредственной связи данных областей коры головного мозга с подкорковыми отделами. Именно поэтому восстановление идет от непроизвольного

уровня к произвольному.

1 этап (2 - 4 недели, продолжительность занятий 10-30 минут 3 раза в неделю). Восстановление орального праксиса (сочетается с профессиональным, медицинским массажем всего тела):

- зондовый массаж органов артикуляции;

- мимическая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельно);

- пальчиковая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельное разминание пальцев здоровой рукой);

- дыхательная гимнастика (формирование речевого дыхания);

- психологические беседы с объяснением механизма возникновения недуга, плана работы над болезнью.

Результат: больной самостоятельно, произвольно открывает – закрывает рот, глаза; произносит гласные звуки А, У, Э, О, И с помощью логопеда в формировании артикуляционных поз; надувает воздушный шар; произносит звуковые и слоговые звукоподражания (кроме слогов с согласными звуками).

2 этап (2 - 4 недели, продолжительность занятий 30 минут 3 раза в неделю). Растормаживание речевых функций на основе старых речевых стереотипов с отхлопыванием речевого ритма (логопед начинает, больной продолжает или заканчивает):

- счёт, называние месяцев, времён года, дней недели ;

- договаривание знакомых фраз, пословиц, поговорок;

- пение знакомых песен;

- декламирование знакомых стихов;

- психологические беседы о необходимости постоянной тренировки не только в процессе реабилитационных занятий, концентрации силы воли.

3 этап (несколько месяцев или лет, продолжительность занятий 30 - 40 минут 1 - 2 раза в неделю).Работа над произвольностью речевого высказывания:

- произвольное прочтение 1 гласной буквы; сочетания 2 - 3 - 4 гласных букв;

- прочтение и выкладывание карточек с заданными 1 - 2 - 3 буквами;

- произвольное прочтение слов из 2 - 3 - 4 букв;

- произвольное воспроизведение слов (существительных, глаголов) из 1 - 2 - 3 слогов с одинаковой, разными гласными;

- самостоятельный выбор ответа из вопроса типа: хочешь кашу или борщ? (- Кашу);

- формирование слоговой структуры слов 1 (2 - 14) типа;

- анализ гласной в 1 - сложных словах типа: КОТ, ДОМ;

- договаривание слога в словах: бума (га, конфе (та);

- психологические беседы о необходимости продолжения борьбы с болезнью.

Результат: больной произвольно прочитывает гласную, сочетание гласных букв (от 1 до 4-х, с помощью карточек выкладывает заданную последовательность из гласных букв; выбирает слово из вопроса для ответа.Но эти достижения непостоянны: есть трудности в нахождении правильного положения артикуляционных органов с целью произнесения речевого звука или звуков; больной путает буквы, слова часто заканчивает только при подсказке 1-го слога.

Важно продолжать логопедическое коррекционное воздействие, эмоционально положительно влиять на больного, т. к. по причине депрессивного настроя из-за отсутствия быстрой динамики восстановления речи больной может утратить веру в возможность реабилитации и отказаться от занятий.

Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии Тукиш Татьяна Федоровна Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. "Использование.

Речевая карта используемая при диагностике речи детей средней группы Речевая карта (для детей средней группы) 1. Фамилия, имя, возраст: ___ 2. Возрастная.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.