Критерии отграничения здоровой и невротической личности

Невроз – это не значит нервничать. Симптомы, генезис и излечение современного человека–невротика

Невроз – боль и печать нашего времени: эгоистичного, быстрого, когда люди многое умеют технически и живут в комфорте, но разучились любить. Ужас в том, что невротических личностей среди людей если не большинство, то очень большой процент. Печально и происхождение невроза: психотравмирующее обращение с человеком в детстве, как правило – родителями.

А сам невротик напоминает спортсмена с великолепными задатками: лидер, силач, добрый и глубокий, умный человек. Но конечности, они же возможности, воля и энергетический потенциал атрофированы вследствие родительской критики, принуждения, запретов и разных видов насилия: психологического, эмоционального, физического, а когда и сексуального.

Cамое интересное, что герой осваивается и решает, что он может больше: сам строить, сам думать, сам жить! И тогда робот оборачивается против него – мы так не договаривались, ты должен быть беспомощным. Как если бы Штольц начал пресекать все идеи Обломова. Этот робот, защищающий человека от его самого, от зрелости, от ответственности, от жизни – и есть лучшая метафора невроза.

Дадим менее красочное определение? Невроз – это торможение развития личности вследствие детской психологической травмы. Невротическая личность имеет странные страхи и фобии из-за нелогичного мышления, зависима от близких людей, боится нового и боится перемен, имеет внешний локус контроля и слабую эмоционально-волевую активность.

Невротические родители часто меняются ролями со своими детьми, испытывая иллюзию, что теперь-то ответственность с них спала – дети уже выросли! Они ждут финансового и часто психологического благополучия от детей, перекладывая на них свою роль: поддерживать, помогать, утешать. А дети и сами в полном цейтноте, ведь их никто не научил быть взрослыми, не было примера и помощи. Только еще добавляется и вина: как же я не могу помочь родителям…

Вот некоторые из них: страх ошибки, страх отвержения, страх неудачи, страх осуждения, страх поехать куда-нибудь, страх сблизиться с людьми, страх демонстрировать эмоции, страх быть самим собой, страх жить, страх радоваться, страх сделать что-нибудь, страх измениться, страх одиночества, страх иметь близкие отношения…

Невротические личности отыгрывают в жизни три типа подсознательных негативных жизненных сценариев (без любви, без радости и без разума). У первых не клеится личная жизнь, потому что они выбирают партнеров, воспроизводящих их детские неврозы по знакомой схеме. Вторые живут в нищете или бедности и палец о палец не ударят, чтобы что-то в своей жизни изменить (по их убеждению это невозможно). А первая же неудача заставляет сложить ручки. Сценарии без разума – это истории про нелепые ошибки, из-за которых человек попадает в неприятности. Не везет…

Невротик с огромным трудом достигает целей. Легко отвлекается, прокрастинирует (откладывает дела на потом) лучше всех. Для него типично объесться на ночь или залезть в кредит ради новенького телефона. Внушаем, поддается манипуляциям – на тщеславии, на похвале, которой ему так не хватало тогда и не хватает сейчас.

Продуманная система психотерапевтических упражнений дает человеку новые знания и корректирует негативные установки, заблуждения, сценарии, полученные от родителей. После такой работы невротическая личность получает новые стратегии поведения, помогающие быть более пластичной и интегративной личностью, то есть, уметь творчески справляться с проблемами.

У невротической личности на одну ситуацию в запасе одна форма реагирования (обида — молчание). У среднестатистического человека, так сказать, незрелой личности, пара вариантов (обида – молчание или разговор с претензиями). У аутентичной личности на ситуацию уже 36 стратегий реагирования. В конечном счете, это повышает адаптацию и ведет к успеху.

Также прогресс можно отследить по тесту на зрелость личности. В процентном соотношении уровень развития личности человека с неврозом колеблется в районе 30 процентов, 45 процентов это обычный человек, тоже незрелый, но уже не пугливый и не бездеятельный как невротическая личность. При уровне 65-70 процентов личность считается уже аутентичной (психологически зрелой).

Как писала исследователь неврозов Карен Хорни, невротик может принять решение отбросить страхи пойти навстречу людям. И это единственно верный путь, на котором ждет излечение. Вы можете изменить себя. Будет страшно, больно и тяжело. Но попробовать стоит.

Авторы: Наталья Рассказова, Александр Гридасов

Чем здоровый человек отличается от невротика? Психически здоровые люди четко осознают свои потребности, имеют устойчивую самооценку и гибко реагируют на мир. Это позволяет им устанавливать комфортные отношения и требовать достойных условий жизни. Невротики в этом смысле проседают. Живут потребностями окружающих, страдают навязчивыми идеями и состояниями, нуждаются в заботе, любви и признании своих заслуг. Им трудно говорить нет, вести игру на равных. Они все время от чего-то защищаются, перестраховываются, сомневаются, в общем, мечутся из крайности в крайность. Но даже невротическое поведение имеет свои различия.


Знаменитый психоаналитик Карен Хорни, изучая природу неврозов, отметила, что невротической личностью могут двигать три базовые установки: движение к людям, от людей и против людей. А значит, типы невротиков в чем-то кардинально разнятся, имея свои характерные черты, страхи и внутренние конфликты. Готовы узнать, какими установками оперируют те или иные невротические типажи?

3 типа невротического поведения по Карен Хорни

Это такие люди, которые воспринимают себя слабыми, нуждающимися в опоре и любви. Они не умеют жить в одиночестве. Им всегда нужен кто-то, кто будет о них заботиться, решать их проблемы, жалеть их и распоряжаться их жизнью. Невротики этого типа любят быть частью коллектива, из-за чего вынуждены подстраиваться под чужие желания и потребности. Они так боятся жить для себя и быть независимыми, что ради любви окружающих готовы на все – прогибаться, брать на себя чужую вину, подавлять внутреннюю агрессию.


Основной конфликт людей подчиненного типа – борьба между желанием быть всеми любимыми и проявлять свою властную натуру. Но на прямую агрессию они не способны, предпочитая наказывать людей изысканной местью – игнорированием, манипуляциями или паразитированием за их счет. Освобождение от невроза возможно через осознание своих глубинных потребностей и мотиваций.

Невротики этого типа убеждены в том, что весь мир настроен против них. А значит, нужно бороться за выживание, действовать из позиции силы, использовать окружающих как ресурсы. Они не верят в любовь, сострадание и дружбу. Всюду пытаются урвать свой кусок пирога, показать недюжинную силу воли и природную агрессивность. Мечтают добиться успеха и господствовать над миром. Подчинять людей своим желаниям, обманом или упорством добиваясь самых головокружительных целей. Друзей и любовников тоже выбирают себе под стать. Чтобы те усиливали их вес в обществе, расширяли список полезных знакомств, увеличивали финансовый достаток или выгодно дополняли своей красотой и социальным статусом. То есть брак по расчету для них предпочтительнее, чем брак по любви.


Конфликт, который ими движет – поиск принятия и любви против установки, что все вокруг враги, и никому доверять нельзя. Чтобы разрешить его, нужно помочь им добиться общественного признания. Оно убьет двух зайцев сразу – обозначит их силу и власть, а также принесет одобрение окружающих, в котором они так нуждаются.

Характерная особенность обособленного типа – избегание тесных эмоциональных связей с другими людьми. Невротики не просто производят впечатление замкнутых и необщительных интровертов. Они по-настоящему боятся близости, отказываясь от любого вида сотрудничества – дружбы, любви, конкуренции, разделения обязательств. Контакты с внешним миром их нервируют. Они во всем стремятся к самодостаточности и единению, чтобы не зависеть от окружающих. Не любят делиться своими мыслями и переживаниями. Имея богатый внутренний мир, никак его не проявляют, поэтому часто упускают возможности и остаются нереализованными.


Главный конфликт здесь в другом – между желанием быть значимыми, добиваться в жизни успехов и полной социальной незащищенностью, неумением сотрудничать с окружающими. При работе с ними не нужно делать упор на прокачку коммуникативных навыков. Нужно укреплять их чувство самодостаточности и работать со страхами, от которых они все время убегают.

Поделитесь постом с друзьями!

Невротическая личность или невроз характера — психоаналитические термины, обозначающие патологию личности, в значительной мере совпадающую с психопатией. Это незрелые личности, которым свойственны по меньшей мере три кардинальных признака: аномальные потребности, комплексы и психологические защиты. Мы считали бы целесообразным описать их в надежде, что это позволит лучше понять переживания и поведение пациентов с расстройствами личности, т. е. психопатов.

Что касается комплексов, то их открытие связывают, как известно, с К.Юнгом. Комплекс, считал он, может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением, контролируя человека и используя его психику в своих целях. Над Л.Н.Толстым, думал К.Юнг, доминировала идея прощения, а над Наполеоном — жажда власти. При выявлении и измерении силы комплекса могут быть, по К.Юнгу, использованы три метода: прямое наблюдение (плюс аналитическая дедукция, например анализ снов), обнаружение индикаторов комплекса (например, оговорок) и измерение интенсивности эмоционального выражения (например, частоты пульса). Приведем короткое описание наиболее часто упоминаемых комплексов:

Комплексом, по К.Юнгу, может стать любая эмоционально значимая идея или любое желание, если они подавлены, вытеснены из сознания. Число комплексов, таким образом, далеко не ограничивается здесь упомянутыми. Идея комплексов фиксирует ряд отклонений поведения, причины которых остаются неизвестными. Вместе с тем она является сугубо гипотетической. Число комплексов может быть увеличено до степени, дискредитирующей саму идею их существования.

Наконец, невротическую личность характеризуют различные формы психологической защиты — ментальных действий, направленных на устранение тревоги и ощущения опасности. Психологические защиты формируются и функционируют неосознанно. Для невротической личности они являются способами самообмана относительно себя и реальных внешних ситуаций. Приведем короткое описание основных защитных стратегий.

1. Вытеснение (мотивированное забывание) — удаление из сознания травмирующих представлений. Обычно является стойким, неподконтрольным сознательным усилиям. Вытесненный материал может обнаруживать себя разными путями: сновидениями, оговорками, невольными действиями, остротами, соматическими симптомами, детскими страхами взрослых, а также символизацией, т. е. смещением на другие объекты: например, чувство враждебности к отцу проявляется враждебностью к другим проявлениям авторитаризма.

3. Замещение — перенос инстинктивного чувства или импульса, например враждебности, на другой, менее угрожающий объект. Замещением объясняют, например, жестокое обращение с детьми.

6. Регрессия — возврат на более раннюю и пройденную стадию развития: например, молодая жена, не умея наладить зрелые отношения с мужем, возвращается в привычные условия родительской семьи, а потерявший работу инвалид возобновляет употребление алкоголя. Ретрогрессия — возврат наблюдавшихся ранее образцов поведения. Так, испуганный в школе ребенок снова начинает сосать палец, как он это делал в детском саду.

7. Фиксация — остановка на одной из ранних стадий развития. Так, пугаясь самостоятельной жизни, индивид остается сверхзависимым и, не вступая в брак, не покидает родительскую семью, предпочитая оставаться взрослым ребенком.

8. Сублимация — перевод неприемлемых или агрессивных импульсов в социально одобряемое русло, например мастурбация сублимируется в занятия спортом, а агрессивность — в работу следователя, прокурора, хирурга.

9. Отрицание реальности — отказ принять нечто, причиняющее страдание: например, индивид не может принять смерть близкого человека и продолжает считать, что тот все еще живой, ждет его возвращения или порывается раскопать могилу; или индивид не может поверить, что его разлюбили, и продолжает жить по планам совместной близости отношений.

10. Изоляция — нейтрализация аффекта, связанного с травмирующим событием. Индивид старается при этом не думать о том, что произошло, и о том, что за этим последует.

11. Подавление (уничтожение сделанного) — нейтрализация аффекта, связанного с собственным недостойным поступком или побуждением. Индивид старается забыть о случившемся, переключая внимание на что-то другое.

12. Интроекция — замена внешнего объекта представлением о нем. Например, интроектами родителей могут стать какие-нибудь их советы или предостережения. Индивид может следовать таким предписаниям, хотя в нем самом они не укоренились и не стали естественной частью его Я.

13. Поворот против себя — обращение неприемлемых импульсов, адресованных окружающим, на себя. Так, по Фрейду, агрессия против кого-то направляется на себя в акте суицида.

Вторичная идентификация — процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже установлена. Дети подражают родителям и как бы заимствуют свою идентичность от них. Это защита, она позволяет детям отрицать переживание сепарации с родителями; считается частью нормального развития. Проективная идентификация — процесс, когда индивид представляет, что он находится внутри некоего объекта. При этом возникает иллюзия контроля над объектом и появляется возможность получать замещающее удовлетворение. При вуайеризме, например, пациент представляет себя внутри реального сексуального партнера, будто бы контролирует его и получает удовольствие. При интроективной идентификации происходит процесс, который дает возможность представить другого внутри себя и частью себя. При этом индивид говорит или что-то делает как бы от имени другого человека, не отождествляя себя с ним. Именно так действует, например, актер в какой-нибудь роли или индивид, который представляет себя в роли другого человека.

15. Интеллектуализация — анализ личной проблемы в отстраненных интеллектуальных понятиях, позволяющий игнорировать собственные эмоции и чувства. Так, переживание чувства вины подменяется размышлениями о природе этого чувства, его роли в жизни человека, происхождении и значении совести.

16. Перенос или трансфер — смещение чувств и установок с эмоционально значимых лиц на кого-то другого, например на психотерапевта. При положительном переносе смещение касается позитивных чувств и установок, при отрицательном переносе — негативных чувств (обиды, обвинений и др.). Противоперенос — смещение психотерапевтом своих чувств и установок на пациента. Последний может вызывать антипатию, недовольство или, напротив, уважение, доверие, расположение, хотя с его личными качествами это никак не связано.

17. Расщепление — разделение целостной структуры как бы на два самостоятельных объекта: позитивный и негативный. Восприятие себя и других становится полярным: то крайне положительным, идеализированным, то резко отрицательным, уничижительным, трагичным. Так, в период влюбленности индивид видит в партнере чуть ли не божественное существо, а после охлаждения к нему — напротив, всего лишь ординарного, всем раздражающим человека. Неспособность видеть травмирующее начало в конфликте или стрессе на некоторое время помогает пациенту сохранять спокойствие и самообладание, чтобы повлечь затем отставленную реакцию на психическую травму. Совмещение полярных реакций неизбежно влечет за собой двойственность отношения, амбивалентность.

Говоря по существу, психологические защиты есть лишь перевод некоторых моделей поведения на язык психологических терминов. Это часто варьирующие констатации давно и общеизвестных фактов, но вовсе не их объяснение, как многие считают. Обозначить явление или построить его вербальную модель отнюдь не означает приблизиться к пониманию его существа. Магия слов способна породить не более чем иллюзию понимания, хотя и это порой представляет немалую ценность.

Невротическая личность во многом является противоположностью личности зрелой, здоровой. По отношению к последней многие понятия психологии, такие как зависимость, защиты, комплексы и т. п., неприемлемы. Ряд авторов указывает на опасность экстраполяции выводов, сделанных при изучении невротических личностей и тем более больных людей, на нормального человека.

Человек постоянно сталкивается с проблемами, переживает тяжелые моменты. Некоторые справляются с трудностями и продолжают радоваться жизни. Другие застревают в негативных эмоциях, начинают воспринимать события в темных тонах. Таких людей называют невротиками. Им плохо от всего, что бы ни происходило вокруг.


Как выглядит невротик

Кто такой невротик

Невротик всегда сомневается, не уверен в себе и других. Окружающие люди вызывают у него недоверие. Он всегда ждет подвох и никогда не знает, как поступить.

Невротик – это эмоционально нестабильный человек, тревожный, зацикленный на себе и своих проблемах. Определение помогает описать расстройство:

  • Человек всегда разочарован, переживает и боится;
  • Ему страшно выполнять даже простые обязанности, с которыми никогда не возникало проблем;
  • Невротик не уверен в себе, сомневается в том, что делает идеально. Например, человек каждый день читает студентам лекции. Учащиеся любят его, уважают, коллеги ценят. Но он продолжает бояться, что лекция окажется неинтересной, его засмеют. За много лет такого никогда не случалось, а страх от этого меньше не становится.

Невротическая личность зависима от общественного мнения. Слова других для нее важнее собственных принципов.

Кто такой невротик:

  • Он переживает, что ошибется, не оправдает надежд коллектива. Боится обвинений и осуждений со стороны социума;
  • Критику он не переносит, важно, чтобы его всегда подбадривали и благодарили. Когда он получает замечание, кажется, что его предали. Именно среди невротиков больше всего ревнивцев, подозрения которых не имеют под собой никакой почвы.
  • В неприятную ситуацию погружается с головой, выбраться из негативных эмоций трудно. Он постоянно требует внимания к себе, не способен находиться в одиночестве.


Виды невротиков

В психологии принято выделять три типа людей, обладающих невротическим расстройством. Разница между ними очевидна, но поведение подчинено одной цели – поиску безопасности.

Подчиненному невротику всегда требуется защита. Ему нужно, чтобы рядом находился человек, оберегающий его от жизненных трудностей. Он – как маленький ребенок, постоянно прячущийся за спину мамы, если его обидели.

Обратите внимание! Подчиненный невротик воспринимает себя слабым и беззащитным. Он не может переставать звать на помощь, делает это на бессознательном уровне. Для него главное – именно безопасность, а одобрение и любовь требуются в последнюю очередь.

Агрессивный невротик как тип личности сложный в общении. Он пытается защитить себя самостоятельно. Он движется к власти, которая должна дать вседозволенность, обеспечить безопасность. Он не считается с мнением окружающих, игнорирует советы, просьбы.

Агрессивный невротик видит вокруг только врагов, виновных в его неудачах. Он всегда винит окружение, никогда не бывает довольным поведением людей. Человек осознает свой страх одиночества и беспомощности, стыдится его. Именно поэтому он движется ему наперекор, пытаясь доказать свое могущество. Это стратег, который с трудом переживает проигрыши. Он способен работать без остановки, главное – занять первое место. Даже партнера он выбирает не по любви, а, чтобы усилить свое положение и влияние, например, красотой, сильным характером или деньгами.

Обособленный невротик – это человек, спасающийся от проблем уединением. Он стремится отгородиться от людей, сводит общение к минимуму. Считает, что каждый готов его обидеть, посягает на его самостоятельность, а именно она является его жизненной целью. Он не хочет зависеть от социального окружения, мнение которого для него неинтересно. Когда агрессивный невротик остается наедине с собой, он не понимает, что делать с этой независимостью. Эти чувства приводят к новой волне расстройств, ведь погружаться в собственные переживания для него также стресс. Когда обособленный невротик не чувствует силу в уединении, он выходит к людям, чтобы искать защиту.

Почему люди становятся невротиками

Психологи считают, что люди становятся невротиками при подавлении естественных желаний и потребностей. Например, человек хочет руководить, завладеть вниманием окружения, но постоянно наталкивается на препятствия. В результате начинает чувствовать себя слабым, ущемленным, что приводит к развитию комплекса неполноценности. Желание доминировать не исчезает, появляется агрессия, человек становится ранимым и чувствительным к неудачам. Он постоянно находится в состоянии внутренней борьбы, ему не комфортно, и он начинает беспокоиться по пустякам.


Важно! Стабильность психики нарушается именно при столкновении амбиций с интересами и правилами общества. Человек вынужден забывать о своих желаниях, бороться с ними, что вызывает эмоциональное напряжение.

Постоянные стрессы, ощущение собственной беспомощности и навязывание обществом норм поведения приводят к нестабильности психики. Такое состояние чревато развитием невротизма.

Симптомы невротической личности

Кто такие невротики, характерные черты:

  • При разговоре всегда ищут подвох или ждут отказа;
  • Если слышат комплимент, ставят его под сомнение, считают, что это способ получить выгоду;
  • Бурно реагируют на посторонние звуки, пытаются уединиться, остаться в тишине;
  • Постоянно заботятся о своем здоровье, боятся заболеть или что-то пропустить, всегда перепроверяют поставленные диагнозы;
  • Чересчур эмоционально воспринимают критику и замечания;
  • Быстро устают, страдают от расстройств сна;
  • Настроение резко меняется без видимых причин;
  • Некоторые испытывают сложности в сексуальных отношениях.

Многие из этих причин являются результатом неадекватной самооценки. У невротичных людей она может быть как заниженной, так и завышенной. Они либо отказываются верить в собственные возможности, либо считают выполнимыми нереальные задачи.

Сопутствующие симптомы невротизма

Состоянию невротичной личности нередко сопутствуют симптомы астении, которую также называют синдромом хронической усталости. При этом человек теряет концентрацию, снижаются его умственные способности. Он постоянно чувствует усталость, которая проявляется даже после продолжительно сна. Человек находится в постоянном напряжении и становится нетерпеливым, раздражительным.

Кроме того, психоневротическим симптомам сопутствуют проблемы со здоровьем:

  • Беспокоят головные боли;
  • Развиваются проблемы с пищеварением;
  • Нарушается работа сердечно-сосудистой системы, наблюдаются перепады артериального давления.

Некоторые люди скрываются под маской невротика, чтобы добиться желаемого. Они прячутся от жизненных сложностей, говоря, что проблемы решить невозможно, помощь не требуется. Такое поведение вызывает жалость окружающих. Они не только обращают внимание на страдающего человека, но и избавляют его от возникших трудностей. Поэтому признаки невротика могут появляться у искусных манипуляторов.


Сострадание, жалость к человеку

Как избавиться от невротического расстройства

Невротический тип личности требует внимания, он хочет любви, но считает, что ее можно получить только через жалость. Он пытается доказать собственную значимость, поднимая самооценку. Для него важно привлечь к себе внимание. Его легко ранить, он всегда считает себя беззащитным.

Невротик должен доказать себе, что он доволен собой, жизнью, профессией. Поэтому важно заниматься любимым делом, совершенствоваться. Только так можно повысить самооценку. Делать это нужно для себя, а не для других.

Обратите внимание! Когда человеку нравится то, чем занимается, он растет и развивается, начинает ценить себя, появляется жажда жить. Так растет самоуважение, исчезает зависимость от чужого мнения.

Как перестать быть невротиком и избежать невротизации:


Невротик – это психотип, зависимый от мнения других. Он не ценит себя и видит только негатив, легко погружается в переживания и способен вызвать жалость у любого. Невротика нельзя назвать хозяином собственной жизни. Он тратит время на сомнения, страхи и обиды.

Если самостоятельно повысить самооценку, избавиться от мнительности и тревожности не получается, лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь невротическое расстройство личности способно привести к неврозу, более серьезному заболеванию.

Видео

Хорни рассматривает невротика не как цельную личность, а как три личности с разными системами ценностей в одном человеке. И ее теория если совсем вкратце сводится к одному – есть всего три способа поведения и они одинаковы по форме у здорового и невротичного человека, однако у невротичного эти способы порождены тревогой, в то время как у здорового естественной потребностью к самореализации.

Неочевидная простота теории Карен Хорни, базируется на необходимом (то есть нельзя обойти) осознании того, что в каждый момент времени, в общении с другими людьми любой человек либо соглашается с другими, либо не соглашается, либо избегает четко обозначать свою позицию.

2. Модель развития невротической личности:

Исходное состояние потенциального развития личности такое же как при здоровом развитии.Влияние родителей при этом отличается качественно. Векторы воздействия направлены в другую сторону.


Развитию подлежат крайние участки спектра личности ребенка. Подавляются или как минимум остаются без внимания и не развиваются – центральные. Причина – собственный невроз родителей, который при любой его форме характерен дихотомичностью мышления. И картина воспитательного процесса для всех типов невроза в целом такова:

Усилия невротичных родителей в силу их собственных расстройств направлены на создание у ребенка искаженной модели внешнего мира и себя в нем. Не понимая и игнорируя свое главное предназначение - создание у ребенка чувства безопасности и защищенности, жизненно необходимого для естественного развития личности, родители нагружают его избыточным количеством требований, претензий, долженствований, оценок, касающихся его личности. Все это без учета его возраста, особенностей восприятия и развития на каждом этапе его роста. И вместе с этим без учета его личной мотивации, интересов, потребностей, желаний, предрасположенностей, а наоборот исключительно с учетом собственного, искаженного невротическим расстройством, понимания о социальных нормах, правилах, требованиях.

При этом инстинктивно необходимые ребенку безопасность и любовь выдаются ему только в обмен на требуемое поведение или обещаются к получению в будущем после выполнения им определенных родителями условий. Поведение не соответствующее нормам, существующим в голове невротичного родителя, как минимум не поощряется, а обычно критикуется и наказывается. Зачастую ребенку приходится жить в условиях постоянного не в его пользу сравнения с другими детьми или братьями и сестрами.

Одновременно такое воспитание заведомо грешит противоречиями, абсолютизмом и взаимными исключениями, так как, по мнению обычного родителя, ребенок должен уметь мгновенно (по одному его желанию, сразу и навсегда) прекращать определенное поведение, внутренне изменяться, делать выводы, наказывать себя, самостоятельно искупать вину и много чего еще, основываясь, например, просто на намеках, не высказанных ожиданиях, общепринятых правилах (о которых ему не могло быть известно). А сам родитель не имея, как любой невротик, однозначной системы ценностей вольно или не вольно склонен менять свои принципы (в том числе относительно воспитания) под действием внешних ситуаций.

В таких условиях, все усилия ребенка обращены к демонстрации своих крайних проявлений – безмерно-приторной любви или истерической злобы, а если и тем и другим совладать с родителями не удается – всепоглощающей обиды.

Конечно, любой ребенок обречен быть воспринимаемым не так как он сам воспринимает себя. Или по-другому: быть оцениваемым не так, как он ожидал быть оцененным, исходя из своих намерений. Или по-другому: быть в глазах родителей не тем, кем он является на самом деле. Степень и качество отличия двух этих восприятий может быть минимальной, а может быть гигантской. Но она есть всегда. У тотально невротичных родителей она тотальна.


Но в этой репрессивной для потенциально здоровой личности ситуации ребенку (в отличие от здорового пути развития) приходится в самом раннем возрасте выполнить дополнительную работу, коренным образом меняющую всю его последующую жизнь - сформировать базовый не осознаваемым им конфликт между инстинктивно возникающей агрессией по отношению к родителям (как естественная защитная реакция живого на губительное для личности воздействие из вне) и одновременной потребностью эту агрессию подавить для получения у этих же родителей безопасности и любви. Он вынужден любить и одновременно бояться. И вычеркивать из сознания то, что он боится родителей.

Это фундаментальная, она же базовая, она же коренная, она же глубинная, она же базальная, она же основная, она же первичная тревога. Базовая тревога – это та пружина, которая толкает человека от самого себя, увеличивая разрыв между подлинным Я и формируемым актуальным невротичным Я. Она в дальнейшем вновь и вновь увеличивает объемы тревоги внутри личности.

Формирование базовой тревоги вследствие не правильно разрешенного ребенком (по вине родителей) конфликта между враждебностью и покорностью чаще всего происходит в случаях, когда ребенок вынужден принять внутреннее решение подчиниться каким-нибудь абсурдным с естественной точки зрения требованиям родителей. При этом ребенок сначала протестует, но потом с подачи родителей вынужден делать усилия чтобы убедить себя, что то что происходит – это нормально.

Серия таких случаев вытеснения враждебности по отношению к значимым другим может привести к полному рефлекторному подавлению агрессивных тенденций в подобных ситуациях. А так как ситуации выбора подчиниться или протестовать встречаются в жизни постоянно, то и пополнение, и поддержание объемов базовой тревоги обеспечено вперед на всю жизнь.

Кроме этого, вытеснение враждебности по отношению к родителям, помимо страха перед ними и навязанного ими чувства вины может быть вызвано еще и откровенной беспомощностью засюсюканного ими же ребенка.

И самое важное, что базовая тревога вместе с вытеснением неугодной враждебной части подлинной личности придавливает собой и другое ее крыло – доброжелательное. Причина этого в том, что обе формы поведения составляют единое целое - сбалансированное, спонтанное, живое. Организм здесь не может действовать избирательно и любое проявление подлинного Я воспринимается уже как угроза существованию. Ровно так же как при депрессии, включаемые защитные механизмы, стараясь снизить неприятное ощущение тревоги, захватывают заодно и все положительные переживания, снижая их до нуля.

Явным показателем появления базовой тревоги является появление детских страхов, как способ освободиться от психического напряжения переносом страха, который нельзя осознавать, с фигур родителей, на не существующие объекты – привидения, чудовища, чужих людей, животных, темноту, определенные ситуации и т.п.

Что предлагается взамен? Ключевые слова: подмена и обман.

Обман состоит в том, что голова невротичного родителя содержит комплекс когнитивных ошибок, распространяющихся на его взгляды на жизнь и, в том числе, на личность ребенка:
Генерализация: если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.
Апелляция к прошлому при прогнозировании будущего: если нечто было справедливо раньше, оно будет справедливо всегда.
Дихотомизм мышления: существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное—белое, хорошее—плохое)
Катастрофизация: всегда жди плохого. С тобой может случиться только плохое.
Избирательное абстрагирование: имеют значение только неудачи, поражения, лишения и т. п. О себе нужно судить по своим ошибкам, слабостям и т. п.
Чрезмерная персональная ответственность: я виноват во всех неудачах, неприятностях и т. п.
Персонализация: я нахожусь в центре всеобщего внимания — особенно мои ошибки и просчеты. Я являюсь причиной всех неприятностей.

Инструментом подмены служит запрет на проявление эмоций. Ребенку запрещены (не поощряются, высмеиваются, игнорируются) его собственные эмоции. Демонстрируется отсутствие понимания потребностей ребенка. Это, в первую очередь, отсутствие правильного отзеркаливания эмоций ребенка матерью. Когда ему плохо его убеждают, что ему должно быть хорошо. Когда он злится его наказывают за дерзость. Когда он счастлив его высмеивают за ничтожность причины этого счастья. Когда он плачет его стыдят за слабость.

Таким образом, сдерживание естественных эмоций, запрет на их переживание, закрепленный базовой тревогой – основа для невроза.


На этом фоне невротичные родители в силу когнитивных особенностей собственного восприятия настойчиво предлагают ребенку для использования исключительно крайние способы из всего диапазона возможных форм поведения, старательно удерживая его в зависимости от ситуации в полярных состояниях – ощущении враждебности, ощущении бессилия, ощущении изолированности.

Более того, эти ощущения родителями намеренно раздуваются.

- Для усиления враждебности используются три разных способа, приводящих к одному результату – противопоставлению с другими: а) ребенка унижают, добиваясь демонстрации озлобленности; провоцируют истерики; высмеивают за слабость или б) наоборот - безмерно восхищаются и безгранично балуют или в) помещают под пресс жестких норм и правил.
- Для усиления бессилия и достижения зависимости от других: заставляют добиваться расположения родителей, завоевывать их любовь, демонстрируя собственную слабость.
- Для усиления изолированности и достижения желания отстранится: а) критикуют, не в его пользу сравнивают с другими, пренебрегают любым его мнением, запугивают или б) гиперопекают, исключая прямой контакт с миром.
И, дальнейшее развитие структуры его личности зависит от конкретного в данной семье представления о правильном и не правильном поведении.

Спрашивается, почему так изощренно жестоко? С точки зрения родителей – не жестоко вовсе. А обоснованно и оправдано. По аналогии с тоталитарным государством, идеология которого состоит из смеси враждебности ко всему не правильному и беспомощности перед властью эти правила олицетворяющей. При этом любая индивидуальность должна быть стерта. То есть ответ простой - так ребенком проще управлять. Это раз. Но и сами родители не знали другого к себе отношения, чтобы представлять воспитание собственных детей как-то по-другому. Это два.

Личность – результат социальных отношений. И так как в детстве все отношения сосредоточены на родителях, то - это результат отношения родителей к ребенку. Поэтому добровольность у невротика понятие очень условное. Нормальному восприятию себя, других и ситуаций между ними мешает страх нормального восприятия себя и других (полно и едино), который возникал в раннем детстве при навязывании реагирования родителями в противовес естественному и спонтанному.

Поведение здорового человека построено на мотивации изнутри личности. Поведение невротика - на мотивации снаружи (принудительной мотивации). Пока принудительная мотивация действует, спонтанная будет исключаться или быть скомканной и не уклюжей, так как в основе принудительной лежит пережитый в детстве страх. Это страх личности понести ущерб вплоть до ее исчезновения потому, что действия родителей для ребенка не предсказуемы, он не знает границ их силы. Вдруг он исчезнет, если они этого захотят? Ведь он же появился ниоткуда и оказался полностью в их власти. Может быть они в силах вернуть его снова в никуда?

Поэтому ребенок начинает активно преобразовывать переживаемые им ощущения в поведение. Благо они по своей сути совпадают. Ощущение враждебности – в движение против людей (агрессивная враждебность), ощущение бессилия – в движение к людям (жертвенная зависимость), ощущение не самодостаточности – в движение от людей (угодливая уступчивость).

То есть, по Хорни, невротическое поведение – это преобладание принудительных форм поведения над спонтанными (идущими из центра индивидуальности и вызываемого переживаемыми эмоциями). У невротика только одна базовая эмоция, определяющая его поведение (и отменяющая в случае чего все другие) – тревога. Все подчинено ей. Стремлению эту тревогу снизить. При этом сам акт поведения (действие) выглядит одинаково и у невротика и у здорового человека: сказал, сделал, сходил, обрадовался, расстроился и т.п. Кстати, поэтому невротику трудно понять, что он невротик только по формальной оценке и сравнению своих действий с действиями окружающих его людей. Он же не ведет себя как сумасшедший.

С одной стороны, крайность как часть цельной личности – хорошо, а как единственная основа – плохо. Ребенок понимает это интуитивно, наблюдая разнообразную жизнь окружающих его людей. С другой стороны сама жизнь – это постоянное интенсивное упорядочивание всего, в том числе и самоупорядочивание. Поэтому ребенок начинает активно синтезировать из непримиримых крайностей целое. Но так как невроз – это упорядочивание себя в угоду фальшивым целям, на месте возможного развития подлинного Я появляется невротическое мнимое Я. Или по другому: идеализированный образ себя.

Человек, по сравнению с животными, не только выполняет принудительные действия, но и обобщает, ассоциирует их со своей личностью, давая ей оценку исходя из того, что он делает и идеализированный образ - это представление о себе, по мнению невротика, единственно приемлемое для социума. Этот образ становится собственным, вытесняя подлинное Я.

Идеализированный образ у всех трех типов невротиков разный. У преимущественно агрессивного типа – доминирующая личность, у преимущественно подчиненного - зависимая, у отчужденного – изолированная от других людей. Но, во всех случаях он все равно включает все три крайности. При этом степень проявления этих крайностей для разного типа невроза разная. И задача решаемая, наличием идеального образа состоит в создании ощущения цельности личности, не смотря на ее противоречивую основу.

Идеализированный образ для человека приобретает размеры вселенной, так как ничего другого для человека в себе не существует. Кстати, ровно по этому же, и переживаемая тревога может в субъективной оценке доходить до космических величин, демонстрируя величину личностного бедствия.

Экзистенциалисты же, к слову, называя такую тревогу экзистенциальной, изначально сопутствующей осознанной жизни, демонстрируют абсолютную слепоту к тому факту, что жизнь невротика – это постоянно длящееся самоубийство (и зачастую в случае тяжелой депрессии, как следствия невроза, происходящее реально), при котором здоровая, хоть и вытесненная часть личности не может не заявлять о себе паникой.

Таким образом, у Карен Хорни речь идет о вынужденной имитации личности или отдельных ее частей, проявляемых в социальных ролях. Вопрос о применимости к каждому конкретному человеку – это вопрос о степени фальсификации его личности. Вместе с идеализированным образом социальная роль выходит на первый план в конфликте с естественными потребностями личности. А, характер социальной роли определен характером главной, выбранной ребенком, невротической тенденции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.