Критериями типологических свойств нервной системы являются

Характеризуя типологические особенности проявления свойств нервной системы, можно отметить следующее.

1. Типологические особенности не только разделяют субъектов по особенностям реагирования, но и объединяют их в определенные группы по сходству реагирова­ния. Таким образом, на фоне внутригруппового сходства они обозначают межгруппо­вые различия.

2. Типологические особенности обладают устойчивостью своего проявления в со­стоянии покоя. Это значит, что при отсутствии возмущающих воздействий (эмоцио­нальных состояний, состояния утомления, заторможенности) проявление данной типологической особенности при ее многократном тестировании должно быть одно­типным, т. е. человек в большинстве случаев должен попадать в одну и ту же типоло­гическую группу.

Это не означает, что степень проявления свойства нервной системы не может ко­лебаться в определенном диапазоне. Как и всякий физиологический показатель, она подвержена колебаниям из-за изменения текущих состояний человека. Это обстоя-

Следует, правда, обратить внимание на два фактора, мешающих проявлению стабильности типологических особенностей: овариально-менструальные циклы у женщин (В. А. Наумова, 1976) и период полового созревания — у детей (об этом речь пойдет ниже).

О том, что типологические особенности проявления свойств нервной системы яв­ляются врожденными, говорилось давно (И. П. Павлов, Б. М. Теплов). Однакодока-зательства этому были получены только недавно благодаря использованию близне­цового метода. Исходя из генотипического сходства однояйцевых близнецов, следует ожидать совпадения у них и многих морфологических и физиологических призна­ков. Действительно, сопоставление степени сходства проявления свойств нервной системы у монозиготных (однояйцевых) и дизиготных (двуяйцевых) пар методом корреляционного анализа обнаружило по многим свойствам большую тесноту свя­зей у первых, чем у вторых (И. В. Равич-Щербо, 1988). Это значит, что по данным признакам члены монозиготных пар более схожи между собой, а в некоторых случа­ях, когда абсолютная величина коэффициентов корреляции достигает уровня 0,900 и выше, имеют практически одинаковые типологические особенности. Поэтому И. В. Ра­вич-Щербо сделала вывод, что в проявлении свойств нервной системы генотипиче-ские факторы играют несомненную роль.

В то же время вопрос о влиянии условий жизни и воспитания, спортивной трени­ровки на проявление свойств нервной системы остается открытым. По крайней мере до сих пор мы не знаем прямых доказательств того, что под влиянием целенаправлен­ного упражнения какое-то из свойств нервной системы стало проявляться не типич-

ным для данного человека образом. Имеются лишь косвенные данные, например, из­менение у учащихся хореографического училища после нескольких лет занятий хо­реографией подвижности нервных процессов и силы по возбуждению в сторону инерт­ности и слабости (Н. Е. Высотская, 1976). Сдвиг типологии предполагается на том основании, что в старших классах лиц с инертностью и слабостью нервной системы в хореографическом училище было больше, чем в обычной общеобразовательной шко­ле, в то время как в младших классах таких различий не наблюдалось. Поскольку отсев в хореографическом училище ничтожен, полученные различия можно рассмат­ривать как влияние упражнения, приспособление к однообразию.

4. Типологические особенности влияют на различные сферы личности, обусловли­вая особенности поведения, действий, деятельности, общения, вызывая различные склонности и влияя на выраженность способностей. Многогранность влияния типо­логических особенностей (полифункциональность) является их характерным при­знаком.

5. Мера проявления типологических особенностей всегда абсолютна (т. е. выра­жается в каких-то единицах), а критерии отнесения человека к той или иной типоло­гической группе — условны.

Наиболее реальный путь сопоставления результатов диагностики разными мето­дическими приемами — проведение ранговой или линейной корреляции.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 922 ;

Понятие о свойствах нервной системы введено в физиологию И.П. Павловым. Следуя ему, Б.М. Теплов под свойствами нервной системы понимал ее природные, врожденные особенности, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (у человека). Свойства нервной системы - это физиологические свойства, часто называемые еще нейродинамическими.

"Определяя свойства нервной системы как врожденные, мы не утверждаем тем самым, что эти свойства вceгдa наследственные. Они могyт формироваться в период внутриутробного развития, а также и в первые годы жизни, поскольку формирование центральной нервной системы ребенка продолжается ряд лет после eгo рождения". (Б.М. Теплов, 1963).

Если придерживаться физиологической терминологии, такое понимание свойства неточно. Эти свойства присущи нервным центрам каждого человека, и потому сами по себе они не могут обусловливать различия в способностях и характере людей.

Следовательно, если речь идет об особенностях нервной системы, то надо гoворить не просто о свойствах нервной системы, а о степени их выраженности, ocoбенностях протекания нервных процессов, которые у разных людей могут быть (и бывают) неодинаковыми и поэтому в различной степени влияют на особенности поведения и деятельности. Но степень выраженности свойств нервной системы связана с другим понятием типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Следовательно, говоря о свойствах нервной системы и их влиянии на психофизиологические (психологические) феномены, имеют в виду все-таки типологические особенности свойств НС.

Можно выделить такие свойства НС, как

  • 1) усвоение ритма приходящих к тканям импульсов (лабильность),
  • 2) наличие следовых процессов (подвижность - инертность), 3) фоновая активность(активированность, сила - слабость). (Ильин, ПсИнд Разл - ПИР)

Характеризуя типологические особенности проявления свойств нервной системы, можно отметить следующее:

  • 1. Типологические особенности не только разделяют субъектов по особенностям реагирования, но и объединяют их в определенные группы по сходству такового. Соответственно на фоне внутригруппового сходства они обозначают межгpyппoвые различия.
  • 2. Проявления типологическиx особенностей относительно устойчивы в cocтoянии покоя. Это значит, что при отсутствии возмущающих воздействий (эмоциональных состояний, утомления, заторможенности) проявление данной типологической особенности при ее многократном тестировании должно быть однотипным, т. е. человек в большинстве случаев должен попадать в одну и ту же типологическую группу.

Однако это не означает, что степень проявления свойства нервной системы не может колебаться в определенном диапазоне. Как и всякий физиологический показатель, она подвержена этому из-за изменения текущих состояний человека.

Данное обстоятельство необходимо принимать во внимание каждому, кто изучает типологические особенности. Всякая физиологическая функция подвержена колебаниям. Но мера этих колебаний может быть различна. Особо следует обратить внимание на два фактора, мешающих проявлению стабильности типологических особенностей: овариально-менструальные циклы у женщин (В.А. Наумова, 1976) и период полового созревания - у детей.

3. Постоянство проявления типологических особенностей свойств нервной системы обусловлено тем, что эти особенности генетuчески обусловлены, заданы от рождения. Поэтому целенаправленно их изменить чрезвычайно трудно. Для этого требуется многолетняя тренировка в какомлибо виде деятельности, тpeбующая слабости или инертности нервной системы, или, наоборот, подвижности нервных процессов.

О том, что типологические особенности проявления свойств нервной системы врожденные, говорилось давно (И. П. Павлов, Б. М. Теплов). Однако доказательства этому были получены лишь благодаря близнецовому методу.

В то же время вопрос о влиянии условий жизни и воспитания, спортивной тpeнировки на проявление свойств нервной системы остается открытым. До сих пор нет прямых доказательств тoгo, что под влиянием целенаправленного упражнения какое-то из свойств нервной системы стало проявляться не типичным для данного человека образом. Имеются лишь данные об изменении у учащихся хореографического училища после нескольких лет занятий хореографией подвижности нервных процессов и силы по возбуждению в сторону инертности и слабости (Н. Е. Высотская, 1976).

  • 4. Типологические особенности влияют на различные сферы личности, обусловливая особенности поведения, действий, деятельности, общения, вызывая различные склонности и влияя на выраженность способностей. Многогранность влияния типологических особенностей (полифункциональность) является их xaрактерным признаком.
  • 5. Мера проявления типологическиx особенностей всегда абсолютна (т.е. выражается в каких-то единицах), а критерии отнесения человека к той иной типологической гpyппe условны. (Ильин, ПсИнд Разл - ПИР)
  • 35. Характеристика отдельных свойств нервной системы, их роль в детерминации индивидуально-психологических различий

Индивидуально-психологические различия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

Формирование темперамента, как следует из положений специальной теории индивидуальности, происходит под влиянием двух основных факторов: общей конституции человека и специфики тех конкретных видов деятельности, в которую он включен с раннего детства. Предложенное В.М. Русаловым понимание становления темперамента за счет обобщения всех структурных и функциональных биологических свойств человека, позволяет заключить, что в ходе онтогенеза эти индивидуально-устойчивые биологические свойства, проявляясь, формируясь и интегрируясь в процессе различных видов деятельности (игра, обучение, учеба, труд и т.д.), обуславливают формирование свойственных каждому конкретному индивиду обобщенных свойств общей психической активности и эмоциональности. Именно эти обобщенные свойства (скорость, энергичность, пластичность) определяют специфику формирования и реализации в деятельности "низшего" уровня индивидуально-психологических характеристик, входящих в структуру того уровня интегральной индивидуальности, который детерминирован преимущественно природными факторами.

Таким образом, типологические свойства нервной системы, создавая, с одной стороны, неповторимую индивидуальность личности и являясь природной основой темперамента, характера, способностей, с другой стороны, подвергаясь негативному воздействию дизэмбриогенеза и дизонтогенеза, способствуют аномальной изменчивости высшей нервной деятельности и личности, формируя конституционально-континуальное пространство.

В изучении индивидуальных различий между людьми исторически наметилось два подхода Содержательно-смысловой подход, представленный в дифференциальной психологии, направленный на познание и измерения индивид дуальных вариаций характера, знаний, умений, способностей, значений, переживаний, мотивов, целей и других вероятно устойчивых внутренних содержательно-смысловых, или личностных, структур индивидуальной психики лю дины Поведенческий подход связан с анализом объективно регистрируемых психофизиологических форм индивидуального поведения - от биохимических, вегетативных и электрофизиологических до сложнейших Моторное х проявлений Он представлен в дифференциальной психофизиологии Психологов интересовали индивидуальные различия в сфере интеллекта, характера, мышления и восприятия Следовало создать научные методы и процедуры для оценивание индивидуально-психологических различий, найти методы объективной регистрации психофизиологических проявлений поведения, чтобы к индивидуально-психологических различий отнести только те, которые имеют устойчивый поведенческий психофизиологическое проявление и не зависят (или зависят минимально) от условий наблюдения и ситуацииуации.

Дифференциальная психофизиология, изучающая психофизиологические и биологические основы возникновения устойчивых индивидуальных структур психики, способна выполнить эту функцию Она также призвана выяснить законом и ирности, взаимосвязи и взаимовлияния биологических и социальных свойств в конкретной человеки.

Дифференциальная психофизиология-дисциплина, изучающая роль всей совокупности биологических свойств, а в первую очередь нервной системы в детерминации устойчивых индивидуально-психологических различий между людьми

В природной организации Я человека заложены потенциальные возможности ее универсального социально-деятельного функционального развития Познание уровней, структуры биологической организации человека, особенностей физиологических процессов, функций и состояний, закономерностей их функционирования и т.п. - важное звено в раскрытии механизмов развития индивидуально-психологических свойств человека Итак, чтобы узнать инди видуально-психологические личности человека, необходимо выявить объективные биологические основы ее индивидуальности.

Еще в донаучных период были попытки объяснить индивидуальные различия в поведении людей с различным соотношением жидкостей организма, например крови, желчи, черной желчи и слизи Гиппократ, а затем врачи древних Греции и Рима считали, что психологические особенности зависят от того, в какой пропорции смешаны основные жидкости в организме На этом основывались гуморальные (лат humor - сок, вода) теории, п идтримувалы Гиппократ, Аристотель, а впоследствии и Кант и др. Некоторые положения гуморальных теорий подтвердили современные эндокринные исследования, которые доказали, что индивидуальные различия в функционировании ендокр иннои системы влияют на чувствительность, эмоции, динамику реактивности тощ тощо.

В начале XX века сформировалась соматическая (конституционная) теория, согласно которой индивидуальные различия обусловлены строением тела (К Ciro, В Вундт, Е Кречмер, В Шелдон и др.) Уже тогда исследователи предполагали с связь между свойствами организма и психикипсихіки.

Второй этап в изучении биологических основ индивидуально-психологических различий связан с исследованиями русского физиолога И Павлова, который разработал учение о типах высшей нервной системы, вр вел, индивидуально-психологические различия обусловлены особенностями функционирования нервной системы Пав-лов однозначно связал свойства нервной системы - комбинацию силы, уравновешенности и движение ности - не только с типом темперамента, но и со склонностью человека к определенным психическим заболеваниямнь.

Принципы, на которых строили исследования представители школы Теплова - Небилицина, до сих пор является основой дифференциально-физиологических исследований

  • 1 Изучение свойств, а не типов Если И Павлов придерживался синтетического (типологического подхода), то Б Теплов считал, что сначала нужно выделить отдельные свойства нервной системы, а уже потом изучать их возможные сочетанияання.
  • 2 Применение количественного анализа, а не описание отдельных случаев Этот принцип ориентирует на четкое соблюдение научной объективной парадигмы исследования
  • 3 Использование лабораторного эксперимента, а не описание повседневных проявлений свойств нервной системы
  • 4 Изучение только непроизвольных реакций организма, сведение к минимуму элементов регулирования
  • 5 Отказ от оценочного подхода к индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках (т.е. не бывает свойств хороших и плохих, каждая из них может быть полезной)

Б Теплов и В Небилицин выделили свойства, относящиеся к процессам возбуждения и торможения:

  • 1) сила (выносливость) нервной системы к возбуждению - способность выдерживать длительное часто повторяемое возбуждение С силой коррелирует сопротивляемость к тормозящего действия посторонних раздражителей, особенности концент трации, величина абсолютных порогов зрения и слуха (чувствительность) Сила нервной системы к торможению - это способность выдерживать часто повторяемую действие тормозного раздражителя, что необходимо для создания д иференциювань - способности различения Итак, сила свидетельствует о работоспособности и выносливость нервной системыми;
  • 2) динамичность - скорость образования условных реакций;
  • 3) подвижность нервных процессов - скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением Это свойство является основой обучаемости;
  • 4) лабильность - скорость возникновения и прекращения нервных процессов

Дифференциально-психологический и дифференциально-психофизиологический подходы к изучению индивидуальных различий между людьми длительное время развивались независимо Поэтому в начале 70-х годов XX в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии имени В Небилицина АН СССР, которой руководил В Русалов, была поставлена задача их сблизить путем разработки объединительной концептуальной модели.

В самом общем виде соотношение биологических особенностей человека и формальных свойств его психики можно представить так: биологические особенности - элементы низшей системы, включаемых в систему высшего порядка, а именно в систему формальных свойств человеческой психики. В отличие от формальных, содержанию свойства психики проявляются через смысловые психологические структуры, конкретные мотивы, знания, отношения, цели и т.д. и образуются в результате взаимодействия человека с пред дметним миром, социальной средой Изучение индивидуальных вариаций содержательных характеристик психики выходит за пределы дифференциальной психофизиологии и е предметом дифференциальной психологии.

Тип ВНД – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы (силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения), определяющих темперамент личности. Согласно теории И. П. Павлова, критериями типологических свойств нервной системы являются сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы позволили выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим факторам. Учение И. П. Павлова о типах ВНД – это учение о реактивности нервной системы, особенно ее высших отделов – коры большого мозга.

животные сильные, уравновешенные, подвижные (живой тип);

животные сильные и неуравновешенные (безудержный тип);

животные сильные, уравновешенные, инертные (спокойный тип);

животные слабые (оранжерейный тип). На самом деле в реальной действительности типов ВНД значительно больше.


Рис. 6.1. Основные типы ВНД

У животных живого типа легко вырабатываются положительные и отрицательные рефлексы, они быстро справляются с изменениями стереотипа условных рефлексов.

Для животных оранжерейного типа характерны следующие особенности:

трудная выработка условных рефлексов на сигналы обычной силы, при их ослаблении выработка нередко облегчается;

пассивно-оборонительная реакция чаще всего на посторонние новые раздражители (собака прижимается телом к полу и на брюхе подползает к экспериментатору, жалобно повизгивая и не сопротивляясь постороннему животному);

наклонность к развитию запредельного торможения, поэтому такие животные постоянно замирают (застывают).

Безудержный тип животных характеризуется быстротой выработки рефлексов и медленной выработкой условного торможения рефлексов. Они имеют сильные раздражительные и тормозные процессы, но тормозной относительно слабее раздражительного, поэтому напряженная работа нередко завершается срывом ВНД (неврозом).

Кроме того, у человека имеются художественный и мыслительный типы (см. раздел 8.3.1).

Существуют два основных методических подхода определения силы нервных процессов у человека: исследование изменения реакций при разной интенсивности раздражителя и изменения реакций при длительном раздражении. В последнем случае свойство силы нервных процессов диагностируется как устойчивость величины латентного периода сенсомоторной реакции на многократное повторение раздражителей средней величины.

Чаще всего используются световые раздражители определенной средней интенсивности с интервалом следования не более 10 с. Один из вариантов заключается в следующем: испытуемому дается 100 световых раздражителей (загорание лампочки 6 В) с интервалом следования 1 – 3 с; каждый раз при загорании лампочки испытуемый должен как можно скорее нажать на рычаг. Время реакции регистрируется с точностью до 0,001 с.

Данная методика основана на критерии предела работоспособности при многократном раздражении, поэтому показателем, характеризующим силу нервных процессов, будет среднее значение самой двигательной реакции на последние 20 раздражений.

Уравновешенность, по методике И.П. Павлова для животных, определяли по соотношению силы процессов возбуждения и торможения. Показатель уравновешенности был производным от силы возбуждения и торможения.

Уравновешенность нервных процессов у человека можно определить по методике РДО (реакция на движущийся объект).

Методика РДО основывается на установленном Н.С. Лейтесом (1963) различии в характере двигательных реакций у лиц с преобладанием возбуждения или торможения.

Для лиц возбудимого типа характерно опережение реагирования, для лиц тормозного типа – запаздывание. Испытуемому давали инструкцию останавливать стрелку на цифре 10, предварительно проводя небольшую тренировку, результаты которой не входили в окончательный подсчет. В эксперименте использовали секундомер.

В опытах на животных для определения подвижности нервных процессов применяли способ двусторонней переделки, когда прекращали подкреплять положительный условный сигнал и одновременно начинали подкреплять условный тормоз. Для переделки сигнального значения раздражителей требовалось определенное количество сочетаний. Если переделка осуществлялась в пределах 25 – 30 сочетаний, животное относили к подвижным, при большем числе сочетаний – к инертным.

Для определения подвижности нервных процессов у человека используется методический вариант А. Г. Иванова-Смоленского, основанный на переделке сигнального значения раздражителя. С помощью прибора хроноволеоптимографа задавалась программа следования световых раздражителей: загорание зеленой и красной ламп примерно с одинаковой вероятностью. В первой части опыта испытуемый должен был на зеленый свет нажимать рычажок вправо, на красный – влево. Подавали 50 раздражителей, регистрировали время реакции на каждый раздражитель и число ошибочных действий. Во второй части опыта от испытуемого требовалось реагировать наоборот: на загорание зеленой лампы нажимать рычажок влево, красной лампы – вправо. Подавали также 50 раздражителей. Показателем подвижности служили данные второй части опыта, т.е. сама переделка. Время реакции и точность являлись количественными характеристиками подвижности.

Типологические варианты личности детей

С помощью психологических методов (наблюдение за поведением учащихся в школе, индивидуальная беседа, характеристика педагогов, модифицированный детский личностный опросник Кетелла) Э.М. Александровская и И.Н. Гильяшева (1985) выделили шесть основных типологических вариантов личности детей младшего школьного возраста (7 – 10 лет). Всего было обследовано 269 детей, обучавшихся в массовой школе. Исследовали следующие свойства личности: общительность, интеллект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, добросовестность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, напряженность.

Основными типологическими вариантами личности оказались следующие.

Гармоничный тип (около 36%). Дети этой наибольшей по численности группы легко учатся и не испытывают трудностей при обучении. Обследование по детскому личностному опроснику выявляет у них наряду с достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций такие личностные свойства, как общительность, уверенность в себе, высокий самоконтроль, добросовестность, отсутствие тревожности. Эта группа делится на две подгруппы, отличающиеся уровнем возбудимости: детям I подгруппы (около 26%) свойственна уравновешенность, детям II подгруппы (около 10%) – ярко выраженная моторная активность. Практическая направленность школьников, относящихся к гармоничному типу, проявляется в эффективном овладении учебной деятельностью, стремлением к хорошим результатам. Сочетание перечисленных свойств представляет собой устойчивую структуру личности, которая обеспечивает им быструю адаптацию.

Конформный тип (около 12%). В поведении школьников проявляются сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению. Высокая школьная мотивация, потребность поступать согласно предъявляемым нормам определяют их направленность на учебную деятельность. По данным тестового обследования, дети достаточно общительны, уверены в себе, добросовестны, имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревожности и напряженности. Характерной особенностью детей с конформным типом личности является недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет усвоение учебной программы.

Доминирующий тип (около 10%). Отличительной особенностью этих учащихся является стремление к самостоятельности, доминированию, самоутверждению. Они общительны, активны, уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Практическая направленность этих школьников проявляется особенно ярко в организации детских игр. Сочетание высокой активности и низкого самоконтроля создает трудности адаптации, связанные с усвоением школьных норм поведения.

Чувствительный тип (около 14%). Эти дети робки и застенчивы, хотя дружеские связи с теми, к кому привыкли, стойкие. Учатся старательно, прилежно. Доминирующим свойством, по данным тестового обследования, является чувствительность, которая сочетается с такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль, зависимость.

Тревожный тип (около 10%). Для этих детей характерны крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность; их действия отличают излишнее волнение, тревожность. Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень тревожности сочетается у них с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов.

Ведущей чертой для детей, имеющих чувствительный и тревожный типы формирования личности, является общение. Именно эта деятельность служит источником получения эмоционального подкрепления, столь необходимого для них. Ожидание положительной оценки своих действий и поступков со стороны окружающих определяет трудности в сфере взаимоотношений. Зависимость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из них усвоение учебной программы.

Интровертированный тип (около 18 %). Отличительной особенностью этих школьников является направленность на познавательную деятельность, высокий уровень развития интеллекта сочетается с пониженным контролем за окружающей действительностью. Тестовое обследование выявило у этих детей замкнутость, неуверенность в себе, социальную робость, низкий самоконтроль. В то же время у детей отмечаются возбудимость, тревожность, напряженность. Около 6 % детей этой группы характеризуются пассивностью, бедностью мотивационной сферы, отсутствием инициативности. Одиночество, отгороженность от окружающих, повышенная чувствительность способствуют появлению затруднений как в освоении социальных норм, так и при установлении контактов, а в итоге приводят к конфликтной, субъективно-трудной ситуации пребывания в школе.

Следует, однако, заметить, что физиологической основой формирования типологических вариантов личности, как нам представляется, являются сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения, подробно изученных И. П. Павловым в экспериментах на животных. Важную роль в формировании этих свойств нервной системы играет среда (условия труда и отдыха, обстановка в семье и коллективе и т. п.), особенно в раннем онтогенезе.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 3491 . Нарушение авторских прав

Пути повышения надежности диагностики типологических особенностей проявления свойств нервной системы


Существует несколько путей, позволяющих повысить надежность диагностики типологических особенностей: выбор адекватной методики, строгое соблюдение инструкции по проведению обследования, повторность обследования.

В настоящее время, чтобы дать диагноз типологических особенностей проявления свойств нервной системы, используется несколько методик. В лаборатории Б. М. Теплова было сформулировано правило: для надежного диагноза необходимо пользоваться при обследовании одного человека разными методиками. Теоретическим основанием для этого требования послужило представление о том, что разные методики показывают различные грани определенного свойства. Например, одна методика характеризует силу нервной системы со стороны ее выносливости, другая — со стороны чувствительности. Поэтому если у испытуемого обнаруживается с помощью разных методик малая выносливость и высокая чувствительность, то диагноз о малой силе нервной системы надежен, поскольку совпали проявления этого свойства.

Другим положением, обосновывающим необходимость использовать несколько методик, выступает представление о том, что результаты, получаемые при помощи любой из них, зависят не только от изучаемого свойства нервной системы, но и от специфических условий задачи и условий ее выполнения. Наконец, Б. М. Теплов считал, что при любой методике возможна маскировка типологических особенностей. Поэтому он утверждал, что нельзя строить определение любого из свойств нервной системы на основании какой-либо одной методики, сколько бы объективна, надежна и физиологически ясна она ни была. Как результат этих положений в лаборатории Б. М. Теплова возник метод определения типологических особенностей при помощи батареи тестов.

Более реальным и продуктивным для практики способом повысить надежность диагностирования типологических особенностей является, на наш взгляд, создание таких методов изучения свойств нервной системы, которые имели бы монометричные критерии (т. е. независимые от других свойств), высокую валид-ность, адекватность задаче обследования субъекта, были бы просты в использовании и не занимали бы много времени на получение диагноза. Тогда становится возможным использовать и другой путь повышения надежности диагностирования — многократное обследование одного и того же субъекта.


Повторные обследования. Необходимость повторных обследований продиктована тем, что текущие состояния субъекта влияют на степень проявления того или иного свойства нервной системы. По этому поводу Б. М. Теплов писал:

Результаты экспериментов не могут не отражать в известной мере не только постоянные, устойчивые свойства нервной системы, но и временные функциональные состояния. Из этого следует, что если есть возможность, надо повторять любое испытание, не довольствоваться его однократным проведением. Желательно проводить испытания только тогда, когда испытуемый находится — хотя бы по его показаниям — в нормальном состоянии, не утомлен, не имеет поводов для сильного волнения и т. д. К сожалению, в нашей практике это требование пока не реализуется сколько-нибудь систематически, что не может не отражаться на результатах (1963, с. 17).

Колебания физиологических параметров даже в состоянии относительного физиологического и психического покоя все-таки приводят к разбросу получаемых результатов. Поэтому при однократных обследованиях психолог может сомневаться, действительно ли данный субъект относится к определенной типологической группе, не является ли случайностью выявленная особенность проявления изучаемого свойства. Эти сомнения устраняются только повторными обследованиями (как правило, 5-6-разовыми). Рассмотрим данные, полученные нами в одной из работ.

Все же шкалы для диагностики типологических особенностей целесообразно делить на три зоны: с высокими, средними и низкими значениями показателей. Тогда колебания физиологических процессов будут в меньшей степени сказываться на постановке диагноза и число совпадающих диагнозов окажется большим.

Наш опыт убеждает: многократность обследования необходима в тех случаях, когда мы проводим диагностику отдельных субъектов. Если же изучаются проявления свойств нервной системы, то при достаточно больших выборках субъектов закономерности выявляются и при однократном обследовании каждого субъекта.

Конечно, это не значит, что методики и критерии не подлежат критике и улучшению. Но одно дело совершенствовать их, опираясь на понимание и уточнение физиологических механизмов, а другое — допускать вольности в изложении и использовании критериев вопреки физиологическим закономерностям протекания нервных процессов (что и случилось в одной из публикаций) (см.: Сафонов В. К., Суворов Г. Б., Чесноков В. Б. Диагностика нейродинамических особенностей. СПб., 1997). Отсюда вытекает требование, чтобы разработкой методов типологической диагностики и их усовершенствованием занимались люди, понимающие сущность изучаемых закономерностей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.