Кто ставит диагноз моторная алалия невролог или логопед

Я к вам за советом снова:

У меня парень 3 г 7 мес, после четырех операций на кишечнике, ЗРР. Говорит много но не всегда понятно - глотает звуки, забывает кусочки слова, заменяет буквы. 1,5 года ходил в ясли. Сейчас перевелись в другой сад ближе к дому, в младшую группу - в саду 6 специалистов: логопедов и дефектологов. Понятно что я зацепилась за возможность - ребенку нужны занятия со специалистом. Времени водить его дополнительно нет - я работаю, воспитываю его одна.

Так вот пошли мы на районную психолого-педагогическую комиссию(они решают в какую группу ходить ребенку и с какими спецами дополнительно заниматься). И там мне "открыли глаза" на то что у моего ребенка:
1. Нарушение психического развития.
2. Нарушение эмоционального развития.
3. Выход из моторной алалии.
4. Нарушение детско-родительских отношений(ребенок ковыряет в носу а я не запрещаю)
5. Гиперактивность.

На словах сказали что ребенок необучаемый, специалисты не должны тратить на него время, ему надо в группу Особый ребенок.
Никому не хочу ничего доказывать - но раньше ни одного подобного диагноза нам не ставили - три разных невролога, логопед-дефектолог, психолог, социальный педагог- это далеко не полный список тех с кем я консультировалась, и кто наблюдал ребенка. Весной логопед-дефектолог с ним занималась - я видела результат, и она его хвалила.
Откуда моторная алалия взялась? мы ей переболели и не заметили? Воспитатели в садике без претензий к сыну - на уровне остальных,говорят. Хотя я вижу что отстает, но 5 новых диагнозов это для меня слишком.

Собственно вопрос:
Кто вообще подобные диагнозы (см. список выше) вправе ставить?
В комиссии были логопед,дефектолог,психолог.

Я думаю к кому бы сходить показать парня? Чтобы убедиться в том что все не настолько плохо, или перестать витать в облаках.

Я к вам за советом снова:

У меня парень 3 г 7 мес, после четырех операций на кишечнике, ЗРР. Говорит много но не всегда понятно - глотает звуки, забывает кусочки слова, заменяет буквы. 1,5 года ходил в ясли. Сейчас перевелись в другой сад ближе к дому, в младшую группу - в саду 6 специалистов: логопедов и дефектологов. Понятно что я зацепилась за возможность - ребенку нужны занятия со специалистом. Времени водить его дополнительно нет - я работаю, воспитываю его одна.

Так вот пошли мы на районную психолого-педагогическую комиссию(они решают в какую группу ходить ребенку и с какими спецами дополнительно заниматься). И там мне "открыли глаза" на то что у моего ребенка:
1. Нарушение психического развития.
2. Нарушение эмоционального развития.
3. Выход из моторной алалии.
4. Нарушение детско-родительских отношений(ребенок ковыряет в носу а я не запрещаю)
5. Гиперактивность.

На словах сказали что ребенок необучаемый, специалисты не должны тратить на него время, ему надо в группу Особый ребенок.
Никому не хочу ничего доказывать - но раньше ни одного подобного диагноза нам не ставили - три разных невролога, логопед-дефектолог, психолог, социальный педагог- это далеко не полный список тех с кем я консультировалась, и кто наблюдал ребенка. Весной логопед-дефектолог с ним занималась - я видела результат, и она его хвалила.
Откуда моторная алалия взялась? мы ей переболели и не заметили? Воспитатели в садике без претензий к сыну - на уровне остальных,говорят. Хотя я вижу что отстает, но 5 новых диагнозов это для меня слишком.

Собственно вопрос:
Кто вообще подобные диагнозы (см. список выше) вправе ставить?
В комиссии были логопед,дефектолог,психолог.

Я думаю к кому бы сходить показать парня? Чтобы убедиться в том что все не настолько плохо, или перестать витать в облаках.

Если Вы во Всеволожском р-не ЛО, то лучше посетить другую комиссию, например областной ПНД или ГМППК на Загородном. Если интересно и актуально - отвечу в личку.

Нас на такую комиссию отправлял логопед и невролог. Тогда мне сказали, что ребенок не будет говорить вообще, на комиссии этой (было 2,9 диагноз-моторная алалия). Сейчас сыну 8,6-массовая школа, стертая дизартрия легкой степени, ОНР уже даже нет, учится очень хорошо. МА действительно была, ее подтвердили все спецы, к которым мы ходили-но мы справились и довольно быстро-к 4-м годам была ОНР-1, к 6-ОНР-3. Вам к неврологу прежде всего. А если вы у него были, врач вызывает доверие, и диагнозов подобных не было-тетеньки из комиссии много на себя берут, это их видать конек.

ну просто ребенок в 3г7 мес говорит - невнятно, но говорит.
я его таскаю по врачам с рождения, алалию нам никогда не предпологали. вот я и растерялась.

сразу хочу сказать, что решения пмпк носят только рекомендательный характер. то есть советовать они могут что угодно, но решать, куда будет ходить и где будет обучаться ваш ребенок - только вам. если вы ходите к специалистам и они говорят, что все нормально, плюньте на это пмпк. там часто выдают неадекватные диагнозы.
. мой тоже в носу ковыряет. ну и ладно. что ж ему, теперь и не почесаться даже.

я знаю что рекомендательный. я просто потом боюсь давления в детском саду - мол вы должны вообще ходить в группу особый ребенок, а ходите к нам, в обычную группу. это место в саду мне такой кровью досталось :001:

ну и я как любая вьедливая мамаша хочу понять - может я что-то упускаю и мой ребенок и правда нуждается в спец группе.
зы: когда в носу козявки -их надо удалять- в носу ковыряют все, просто с возрастом мы учимся не делать этого на людях.

Если Вы во Всеволожском р-не ЛО, то лучше посетить другую комиссию, например областной ПНД или ГМППК на Загородном. Если интересно и актуально - отвечу в личку.

написала в личку

вообщем надо нам сходить к неврологу еще какому нибудь наверно - для успокоения.

я все размышляю - в садике заключение показывать?

вообщем надо нам сходить к неврологу еще какому нибудь наверно - для успокоения.

я все размышляю - в садике заключение показывать?

если у вас нет желания выполнять это заключение - то однозначно нет.

вообщем надо нам сходить к неврологу еще какому нибудь наверно - для успокоения.

я все размышляю - в садике заключение показывать?

А на комиссию сад отправлял? или сами? Если сад - то они ждут заключения. Может для поступления в группу в списке документов есть заключение (как в коррекционной школе).
ИМХО: сходить к специалистам надо, чтобы не было потом мучительно больно.

Так у автора ребенок и так под наблюдением специалистов (неврологи, логопеды, дефектологи - все есть, как я поняла). ИМХО - я бы доверяла больше тем, кто видит ребенка в динамике, а не тем, кто с ходу ставит МА ребенку (кстати, уже говорящему!) за 5-10 мин. общения на комиссии.

ИМХО: я понимаю, что автор доверяет тем специалистам, у которых уже были, но я бы после заключения МПК сходила бы еще. 008:
МА не предполагает того, что ребенок совсем не говорит. Автор пишет, что плохо и непонятно говорит - при МА так бывает.

если у вас нет желания выполнять это заключение - то однозначно нет.

там в рекомендациях написано посещение общей группы и занятия с психологом. и явка в декабре. я не против эти рекомендации выполнить но у меня есть опасения:
1 вдруг в декабре нам порекомендуют таки группу особый ребенок, которую на словах рекомендовали? в саду я это уже не скрою,тк они будут знать что у нас повторная комиссия.
2 я не совсем/совсем не согласна с диагнозами - но я могу быть и не права.

Алалию(соответственно и выход из нее) как раз и ставят примерно в вашем возрасте. Ничего страшного. Да, тяжелое нарушение речи. Но в нашей логогруппе было несколько таких деток, выпущены из сада в лицей, учатся хорошо.Здорово, что в таком возрасте вы уже в логогруппе, у специалистов и вас есть время, чтобы ребенку помочь.Это первое.
А у психиатра Вы были? К нему на прием отправляют детей от 3 лет(у нас, во всяком случае, так).У нас его заключение считается более весомым, чем невролога и логопеда.
У нас в саду есть группы "Особый ребенок". Но там, как минимум умств. отсталость или оч. сильное ЗПР+ много других диагнозов(ДЦП,аутизм, синдром Дауна и т.п.).Такого как ваш, туда точно бы не взяли, не такие сложные диагнозы.
Я бы подождала бы пока показывать заключение комиссии. Вообще не очень поняла, как вы на нее попали.Или вас условно приняли, а первую комиссию вы только сейчас прошли? Принесите в сад заключение невролога и психиатра("рекомендованы систематические занятия с логопедом").У нас этого достаточно для подтверждения речевого диагноза и соответственно продления срока пребывания в саду.
У нас в логогруппах есть гиперактивные дети(это не есть противопоказание, просто сопутствующий диагноз). Выход из алалии - как раз показание для речевой группы.
Пункт 1 - не поняла, если ЗПР, у нас таких тоже хватает. Пункт 4 - вообще не диагноз.Что заставляет задуматься о компетентности комиссии. А самое главное - "ребенок необучаемый". Но ведь динамика есть! У нас в "Особом ребенке" - глухие, умст. отсталые, аутичные(в разной степени), +ДЦП у некоторых. Заключение -"необучаемый" - нет ни у кого
Сил и терпения!
АЛАЛИЮ ставят логопед и невропатолог, ЗПР - дефектолог и психиатр.

короче пошла я читать про моторную алалию поподробней.
мы не в логогруппе, мы еще маленькие для нее, я просила, но вот комиссия считает что нас надо в особый ребенок. это жуть как далеко ездить и дети там тоже более тяжелые чем мой-у меня подруга сына возит туда.
"необучаемый" это они на словах сказали, и еще что мол специалисты не должны тратить время на моего ребенка раз он так долго привыкает к посторонним, и не сразу идет на контакт.

чем больше думаю обо всем этом тем страшнее - и время упустить страшно, но и позволять вешать на ребенка ярлыки тоже не позволю.

ИМХО: я понимаю, что автор доверяет тем специалистам, у которых уже были, но я бы после заключения МПК сходила бы еще. 008:
МА не предполагает того, что ребенок совсем не говорит. Автор пишет, что плохо и непонятно говорит - при МА так бывает.

доверяю,да.
говорит предложениями, много, большой словарный запас, сносно мысли свои выражает,постоянно набирает еще слова, но с произношением этих слов беда - заменяет буквы, глотает слоги, окончания слов.

читаю про алалию и сразу наткнулась:

Признаки моторной алалии:

Прежде всего, при моторной алалии может наблюдаться задержка формирования всех двигательных умений. Ребенок не парализован, у него достаточная мышечная сила, равномерные рефлексы. И в то же время он неуклюж, он плохо усваивает новые навыки, ему трудно научиться даже таким простым вещам, как умение есть ложкой, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы, т.е в разной степени выражены нарушения образования двигательных умений.

у моего парня с движениями и ловкостью все хорошо, даже очень хорошо я бы сказала, и с мимикой, и с жестами и с кривляниями, и с мелкой моторикой.

У детей с моторной алалией своеобразно нарушено повторение звуковой речи. В тяжелых случаях не удается добиться повторение ни одного звука, даже гласных А и О. Но это не означает, что ребенок не может произнести эти звуки, потому что иногда он произносит их совершенно чисто и без носового оттенка, без затруднений. Нарушено именно произвольное произведение звука по образцу или по просьбе взрослого.

мой повторяет практически все звуки, слоги, короткие слова.
Я: ма-ши-на
он: ма-си-на
Я: теперь скажи - машина
он: сина

те когда повторяет то как раз все ок, а вот сам когда- у меня такое ощущение что торопится сказать.

отлично он воспроизводит все.

ну вот это еще может быть похоже.

повторяет. все хорошо повторяет. проблема в самостоятельной речи.
и,да, с памятью у нас все отлично - помнит что было полтора года назад, и вчера, и неск часов назад и неск минут назад - проверено на практике.

Относительно долго сохраняется затруднения в намеренной речи. Ребенок, который по собственной инициативе и довольно свободно может рассказывать, затрудняется ответить на вопросы, кода его спрашивают? Что это такое? Назови предмет и т.п. ему трудно вызвать из памяти нужное слово

на вопросы отвечает связно. и выдает мне иногда слова которые я не помню чтобы ему говорила, те где то случайно услышал и запомнил.

Факторы, которые влияют на развитие данного диагноза, никто точно не назовёт. Есть предположения, что какие-то нарушения во время беременности и родов, а также первого года жизни, могут этому способствовать. Плюс генетика. В нашем случае (это сугубо моё личное мнение и наблюдение как матери) роль сыграли следующие моменты.

- Стремительные роды, по факту простимулированые врачами.

- Неправильное строение челюсти, в результате чего невозможно было наладить грудное вскармливание. В дальнейшем сын, возможно из-за этого фактора, очень долго не мог жевать твердую пищу.

Здесь же сыграл значение психологический момент. Уже относительно недавно я стала разбираться в психосоматике особых детей, и проанализировав, сделала вывод, что случай в поликлинике, когда врач педиатр наорала на меня и напугала, мог оказать влияние на дальнейшее развитие ребенка. Естественно через моё состояние тогда.

- Вакцинация. Хочу сразу уточнить, что я ни в коем случае не против вакцин, но с нами случилось следующее. В области, где мы жили, часто не было необходимых вакцин. Однажды я даже писала жалобу в Минздрав по этому вопросу. Когда сыну было четыре месяца, я пошла на плановую вакцинацию, и так как вакцины были в наличии, поставила сразу четыре прививки сразу. Две вкололи в одно бедро, и две в другое. Вакцины естественно были отечественные, и очень серьёзные, АКДС, гепатит, от пневмококка и кори-краснухи-паротита. Я наивно думала, что раз мы дочери ставили Пентаксим, куда входят вакцины почти от всего оптом, то у сына "прокатит" также, только можно и бесплатно. Молодая педиатр и не собиралась меня отговаривать. Конечно, я долго винила себя в случившемся, только в последнее время немного стало отпускать.

Через примерно месяц после вакцинации сын впервые серьезно заболел бронхитом. Вылечились с помощью антибиотиков. В полгода история повторилась, и опять антибиотики. Каждый раз после вакцинации Превенаром сын заболевал бронхитом, в два года бронхит закончился пневмонией.

Мой вердикт такой - в нашем случае так или иначе вакцины оказали влияние на формирование моторной алалии. Тем более, что примерно до 10 месяцев речь сына развивалась в норме, было гуление, лепет. В год он уже молчал.

Хочу ещё раз обратить внимание, что я никого ни к чему не призываю, а лишь описываю наш конкретный случай.

- Данный пункт следует из предыдущего. Дочка из садика приносила частые ОРВИ, которыми естественно болел сын следом за ней. В 8 месяцев он переболел ветрянкой.

Конечно, это не все факторы. Я не умею играть с ребенком, и развивать его как это делают другие мамочки. Много времени уходило на лечение дочери, у которой врождённый сколиоз, неправильно сформировались позвонки ещё во время беременности. Андрей много спал в первые годы жизни, мог уснуть стоя на детской площадке, я постоянно его возила с собой в реабилитационный центр, где дочка проходила лечение. Когда ему исполнилось два года мы переехали в город, чтобы удобнее было ездить на реабилитацию с дочерью. Часто я также думала над тем, какая у меня вторичная выгода от всей этой ситуации. Но сейчас не об этом.

Возвращаясь к моторной алалии. Когда я говорила другим о том, что сын не разговаривает, естественно слышала многочисленные истории из серии "а мой не говорил до трёх, а потом. ", или "у моего троюродного брата есть сосед, у которого ребенок заговорил в 5 лет и сразу поэму Пушкина рассказал". Конечно, эти истории воодушевляли, но ненадолго. Потому что по прошествии времени я знаю точно, что Андрей в 5 лет поэму не расскажет, и ждать не имеет смысла. Истории других даже если имели место, то они сугубо индивидуальные, и я очень рада, что родителям этих детей так повезло. Возможно потому что у их детей была не моторная алалия, или с ними занимались, или какие-то психологические факторы имели место быть. Этого я точно никогда не узнаю.

Впервые диагноз "моторная алалия" написал Андрею невролог в поликлинике, выписав направление в кабинет абилитации при поликлинике. Сыну было чуть больше двух лет, врач не объяснила в чём именно заключается диагноз, а я сама наивно полагала, что это как-то связано с мелкой моторикой, слово "моторная" сбивало. В кабинете абилитации мне дали какие-то тесты, результаты которых выявили небольшое отставание в развитии сына от сверстников. Съездив пару раз на занятия, сыну поставили Превенар, он заболел бронхитом, потом пневмонией, из которой мы долго выходили и ездили уже на другую реабилитацию. Ближе к трём годам сына я решила попробовать пройти комиссию в центр, где лечится дочь, так как там проходят реабилитацию дети с психоневрологическими нарушениями. Невролог написала в направлении диагноз, который подошёл бы для центра, чтобы сына приняли на лечение. Андрея взяли в кабинет абилитации. Особых результатов я не заметила.

Отдельно хочу отметить, что медикаментозно мы лечились чем только могли. Дважды я сама колола сыну Кортексин, пил он Пантогам, глиатилин, пантокальцин. Единственные результаты показал Цераксон, который в три с половиной года дал хоть какую-то динамику. Андрей стал меньше спать, больше бегать, играть и т.д.

Каждые полгода мы проходили и проходим реабилитацию в центре, где лечится дочь. Всегда сына в этом центре консультирует психолог и психотерапевт, аутизм или аутистический спектр исключают, сын идёт на контакт и понимает обращённую речь в полном объёме. Слух также проверяли, все в норме. В консультационном центре города трижды делали все обследования, все в норме. Диагноз писали везде один и тот же "задержка психоречевого развития", плюс сопутствующие у офтальмолога и ортопеда, про моторную алалию никто не упоминал.

В три года Андрей пошёл в обычный садик. Там он был больше наблюдателем, но старался играть с детьми. Я чувствовала, что из-за отсутствия речи ему сложно с ребятами. Иногда он дрался, когда не мог по другому отстоять себя. Мы пошли проходить врачей, чтобы попасть в логосадик. На психолого-медико-педагогической комиссии сын отстранился и практически ничего не выполнил из того, что его просили. Результатом была рекомендация устроить ребенка в садик для детей с задержкой психического развития. Сюда естественно добавился диагноз ТНР (тяжёлое нарушение речи).

Я протестовала, считала, что сыну точно нельзя в такой садик, что там ужас ужасный, а мой ребенок нормальный, просто не говорит. Андрей не то чтобы совсем молчит, у него есть отдельные слова, звуки. На данный момент слов около 50, предложения он пытается строить из этого немногочисленного словаря. Когда сын в очередной раз проходил реабилитацию, логопед в центре посоветовала всё-таки пойти в специализированный садик, так как там с детьми занимаются. Я прислушалась, и перевела Андрея в сад для детей с тяжёлыми нарушениями речи, только в соседнем районе, так как мы живём на границе двух районов города, и нам было удобнее его водить туда. Перевели без каких-либо проблем, на основании заключения комиссии ТПМПК.

Летом 2019 сыну исполнилось 4 года, в конце мая он сломал ногу, упав с самоката, и полтора месяца был в гипсе. Я занималась с ним как могла, по пособиям, которые советовала логопед в центре реабилитации. После снятия гипса сын заново учился ходить, но восстановился достаточно быстро. Тогда жена моего брата посоветовала мне пообщаться со знакомым логопедом по поводу речи сына. Мы разговаривали онлайн, так как логопед проживает в другой стране. Она рассказывала как заниматься с Андреем, но делала упор на диагноз ЗПРР. Когда я сказала, что не вижу смысла в этих занятиях, потому что сын все понимает, логопед упомянула моторную алалию. И тут я вспомнила самый первый раз, когда невролог написала этот диагноз. Логопед сказала, что это тяжёлый диагноз. И только тогда я начала погружаться в эту тему.

Прочитав более подробно про алалию, я поняла, что это типичный наш случай. Все признаки налицо, слово для Андрея - это первый или последний слог, или любая гласная буква в этом слове. Я кое-как понимаю его, но не всё. Глаголы практически отсутствуют, предложения элементарные, есть речевой негативизм. В один прекрасный летний день, проанализировав всё, меня накрыло чувство вины. И по прошествии времени я могу сказать, что это очень больно. Казалось, что если меня казнить самой жестокой казнью, не будет так больно, как внутри от этого разрушающего чувства.

С тех пор прошло три месяца. Теперь на приёме у любого врача я сразу уверенно говорю, что у моего сына моторная алалия. Некоторые врачи при этом заметно не понимают о чём это я. Диагноз подтвердила логопед в психдиспансере, когда мы оформляли инвалидность. Через невролога я оформила сыну инвалидность на год. После этого ещё и получила депрессию, она оказалась не хуже чувства вины, по силе душевной боли я отдала бы им обоим первое место. Пошла все к тому же психотерапевту в центре реабилитации, и она сказала, что для моей психики получение инвалидности это как потеря того здорового ребёнка, которого я создала себе ещё до рождения сына. И все мое состояние определяется лишь одним словом "горе". Я проживала его, наблюдая как бы со стороны за теми чувствами, которые проявлялись. Сейчас мне намного легче, можно сказать, что я на пути к принятию. Конечно, я знаю, что есть более сложные случаи, что в мире много несправедливости и т.д., но на данный момент мне важно проживать мои чувства, и проходить свой путь.

Андрея я поставила на динамическое наблюдение у психиатра. Потому что на оформление инвалидности с таким диагнозом должен давать направление именно врач психиатр, а через год нам скорее всего нужно будет проходить переосвидетельствование. Инвалидность на самом деле дала массу преимуществ в плане реабилитации. Все лечение, которое когда-либо получал и получает Андрей, бесплатное. Единственное, буквально месяц назад мы нашли хорошего логопеда, который дважды в неделю занимается с Андреем дома. Естественно платно. Конечно, в нашем государстве есть сложности со всякими регистрациями и прикреплениями, но все возможно. Плюсом также является то, что мы живём в Петербурге. Я очень рада, что Андрей ходит в специализированный садик, там его никто не обижает, и как бы он плохо ни говорил, ему отвечают. На его "ка" (пока) все улыбаются и прощаются с ним до следующего дня. Он с удовольствием приходит каждое утро в группу и не хочет уходить вечером. Каких-либо прогнозов по выходу из диагноза никто не даёт. Психиатр говорит, что из моторной алалии его уровня выходят долго, как правило, за период начальной школы. Я потихоньку настраиваюсь на то, что скорее всего Андрей пойдет либо в речевую, либо в коррекционную школу. Первичная темповая задержка психического развития у сына так или иначе есть, так как речь относится к высшей психической функции.

На этом пока всё. Сделаю ещё, наверное, отдельный подробный пост по лечению и процедурам. Мы живём в Санкт-Петербурге, поэтому если кому нужно будет, дам контакты центров реабилитации и напишу как можно попасть на лечение туда. Также хочу сказать, что если у вашего ребенка похожая ситуация, не ждите. Истории других людей и их детей это, конечно, здорово. Но никто не знает их предысторий. Идите к неврологу, психиатру, логопеду. Стучите во все двери. По факту у нас получалось иногда так, что я приходила к врачу, озвучивала диагноз и сама говорила, какие процедуры нам нужны.

Алалия – клинический диагноз, который ставит невропатолог, если у ребенка к 3-4 годам жизни отсутствует речь, соответствующая нормам развития ребенка. Алалия это расстройство, связанное с неправильной переработкой слуховым анализатором звуковых волн. Данная дисфункция речевых зон формируется в раннем детстве, в течение первых 2-3 лет жизни. Причиной таких нарушений является повреждение речевых зон, которые находятся в центральной части левого полушария головного мозга - Брока и Вернике, отвечающих за понимание и воспроизведение речи. При данном диагнозе речь либо отсутствует вовсе, либо грубо выражено ее недоразвитие. При этом слух у ребенка в норме, он может произносить звуки, отдельные буквы, слоги, пользуется жестами. Понимание речи частично сохранено, так оно наработано ежедневными повторяющимися бытовыми ритуалами повседневной жизни. У ребенка очень развита предметная деятельность. Ребенок может слышать вопрос, но не понимать его, может повторять вопрос за спрашивающим. Алалия характеризуется, нарушением мелкой и крупной моторики, фонетико-фонематического слуха, экспрессивной и импрессивной речи, аграматизмом, нарушена слоговая и лексико-граматическая структура, страдает звукопроизношение. Часто наблюдаются смежные нарушения развития, такие как дислексия - трудности при чтении (распознавание символов или их комбинаций), страдает правописание, присутствует эхолалия, вокализация, сенсорные отклонения, эмоциональная лабильность, внешняя отрешенность, быстрая утомляемость, дефицит внимания, трудности с концентрацией и затруднение межличностных отношений. При алалии характерна первичная сохранность интеллекта, либо очень легкая степень интеллектуальной недостаточности - олигофрения. Алалия варьируется от тяжелой формы – абсолютное отсутствие речи до 8-10 лет, и более легкой формы, аналогичной общему недоразвитию речи. В основном у ребенка нет нарушений в других областях развития, но оно может проявиться при определенных обстоятельствах – резкое ограничение общения, гнёт общественности, избегание его ровесниками, помещение ребенка в открытые или закрытые специализированные учреждения, где проходят лечение дети с психическими отклонениями, так как имитация и закрепление общественного поведения происходит именно в раннем возрасте. Если своевременно не лечить алалию, в дальнейшем это грозит социальной дезадаптацией, потерей себя как личности, не возможностью найти свое место в обществе, озлоблением и самоизоляцией от внешнего мира.

Эфиктивное лечение аплии методами хиджамы.

Алалия имеет 3 вида. Она делится на моторную, сенсорную, и сенсо-моторную. Моторная алалия (экспрессивная) характеризуется частичным пониманием речи, но при этом очень затруднено использование собственной речи, т.к. нарушен алгоритм выбора звуков для воспроизведения речевого высказывания. Для этого типа алалии характерны неврологические нарушения, такие как плохая координация, скованность движений, гипотонус мышц, неловкость, слабая моторика (трудно застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать узлы, складывать пазлы, держать предметы правильно).

При сенсорной алалии (импрессивной) – ребенок не воспринимает и не понимает речь, при этом слух в норме и ребенок может произносить звуки и даже отдельные слова. У ребенка не налажена связь между значением и звучанием слов. Дети могут слышать очень тихие звуки, но не реагировать на громкий раздражитель в непосредственной близости, они воспринимают и усваивают тихую медленную речь намного лучше, чем крик или эмоциональную интонацию. При этом может присутствовать чувствительность к определенным звукам, таким, как звук рвущейся бумаги, скрип, капающая вода и т.д. Также характерны нарушения высших психических функций – слуховая память, рассеянное внимание, эмоциональная лабильность. Детям с сенсорной алалией часто ставят неверные диагнозы – тугоухость, олигофрению, аутизм.

Сенсо-моторная алалия – это смешанный вид алалии, когда проявляются все вышеперечисленные симптомы моторной и сенсорной алалий. Наиболее сложный в диагностировании и реабилитации вид. Очень часто ребенку с сенсо-моторной алалией ставят диагноз аутизм с назначением неадекватной и не корректной реабилитацией.

Часто по внешнему проявлению алалию можно спутать с высоко-функциональным аутизмом. В принципе, данные заболевания имеют схожий генезис – повреждение структур головного мозга. Алалия может сопровождаться вторичными признаками – проявления аутичного спектра. Обычно проявляется это в игнорировании говорящего, не реагировании на оклик или обращение, не желании налаживать глазной контакт (взгляд сквозь или в сторону), непонимании речи, воспроизведение бессмысленных наборов звуков и слов, усиленная жестикуляция. Иногда присутствует внешняя отрешенность, неусидчивость, трудности с концентрацией внимания, эмоциональная лабильность, заторможенность, проблема коммуникации и социализации, (в более позднем детстве),

Крайне важно вовремя распознать подобные нарушения, так как промедление усложняет реабилитацию, или делает ее вовсе невозможной. Как понять, есть ли у вашего ребенка нарушение речи? Для этого маме необходимо наблюдать за ребенком, вести подробный дневник развития ребенка с рождения по месяцам. Существуют международные медицинские нормы развития ребенка. Примеру, в 3-4 месяца появление гуления, лепета. К первому году жизни ребенок должен знать и произносить 5-6 слов, используемых по назначению. В полтора года 7-10 слов. К 2 годам должна сформироваться элементарная, двусложная фразовая речь. Возраст окончательного психологического формирования навыков речи 2-3 года. Далее может наблюдаться неправильное произношение разных звуков, что является нормой для детей до 6-7 лет. Также предпосылками нарушения речи является отягощенный анамнез матери во время беременности, и ребенка во время внутриутробного развития, и первых 3 лет жизни. Об этом подробно речь пойдет далее.

Как возникают органические поражения мозга?

Как описано ранее, алалия возникает вследствие органического поражения зон Брока и Вернике. Причины этого состояния – перинатальная энцефалопатия, резидуально-органическое поражение центральной нервной системы. Существуют разные первопричины поражения участков мозга отвечающих за речь. В период внутриутробного развития гипоксия - кислородное голодание плода, внутриутробные инфекции, продолжительный или выраженный токсикоз, угроза прерывания беременности, тяжелое течение беременности, аритмии, преэклампсии, нарушения метаболизма (нарушение процесса обмена веществ в организме), недостаток витаминов и полезных веществ (к примеру, ученые выявили взаимосвязь между недостатком витамина Д3 в организме беременной женщины и врожденными нарушениями речи у ребенка). Далее, роды на ранних сроках, стремительные, затяжные роды, долгий безводный период, тяжелые роды с асфиксией, внутричерепная родовая травма, травма позвонка. Перенесенные в первые три года жизни ребенка частые воспалительные и инфекционные респираторные заболевания, влияющие на работу ЦНС, такие как пневмония, менингит и др., паразитарные инвазии, оперативные вмешательства с использованием общего наркоза, отсутствие речевого контакта с рождения ребенка. Нарушение метаболизма в мозгу и организме ребенка в целом. Часто речевая зона поражается при таком заболевании, как эпилепсия. Различные эндогенные и экзогенные факторы, такие как употребление заведомо токсичных препаратов, продуктов питания при пищевой непереносимости, недостаток питания, перманентное проживание в неблагоприятной среде, частые физические травмы головы.

Какие функциональные и лабораторные диагностические методы применяются для выявления физического состояния мозга при алалии? Если у малыша имел место хоть один из вышеперечисленных негативных факторов в период внутриутробного развития и первых 3 лет жизни, то необходимо как можно раньше обратиться к квалифицированному неврологу, который назначит соответствующие диагностические мероприятия:

ЭЭГ – электроэнцефалограмма мозга. Проводится для выявления диффузных изменений - патологической биоэлектрической активности мозга. Ее локализацию и возможные очаги. Врач сам выберет продолжительность исследования. Рутинное 15 минутное, либо 3-х часовое, либо же полное ночное исследование со всеми фазами сна.

УЗДГ - ультразвуковая допплерография сосудов. Метод диагностики, позволяющий диагностировать нарушение кровотока и структуры сосудов.

МРТ – магнитно-резонансная томография. Функциональное исследование головного мозга, снимок показывает все структуры мозга – ткани, кровеносные сосуды, ликвор, работу областей, отвечающих за движение, речь, зрение, память и другие функции. Наиболее информативное и обязательное исследование при алалии.

К сожалению, не все неврологи назначают анализы на нейроинфекции и консультацию остеопата сразу после рождения ребенка, но такие мероприятия крайне важны и могут помочь выявить первопричину поражения мозга.

Лечение и реабилитация.

К сожалению, при алалии речь самостоятельно не развивается, а это значит, что при постановке диагноза алалия требуется немедленное медикаментозное лечение, психолого-педагогическая коррекция, иначе речь не разовьется, и такое состояние может повлечь за собой различные психические отклонения в будущем. Невролог должен стать вашим главным врачом, необходимо строго следовать рекомендациям врача.

Какое лечение необходимо ребенку с диагнозом алалия? Аллалия нуждается в систематичном и продолжительном лечении и реабилитации. При раннем вмешательстве, правильном лечении и коррекции прогноз весьма обнадеживающий. Во-первых, невропатологом должны быть выявлены первичные причины поражения мозга, для чего назначается диагностика описанная выше. Далее нужно устранить первопричину. К примеру, если это эпилепсия, необходима консультация эпилептолога, который индивидуально подберет противоэпилептические препараты. Если причина активная нейроинфекция, необходимо пройти консультацию инфекциониста, и он уже подбирает противовирусные препараты, при воспалении мозга, назначаются противовоспалительные препараты и ноотропы. Если это нарушение кровообращения в сосудах мозга, также назначаются соответствующие препараты, массаж, плавание, лфк, гипокситерапия. Грамотный невролог обязательно назначит консультацию и лечение врача остеопата, курсами через каждые 2 месяца. Курс логопедического зондового массажа в течение 10 дней через каждые 2 месяца. Часто назначаются ноотропы, антиоксиданты, витамины, минералы, жирные кислоты, курсом в 1-3 месяца не менее двух раз в год. Также самостоятельно каждый день нужно выполнять упражнения для развития мелкой и крупной моторики (см.метод Монтессори), комплекс нейро-физических упражнений, направленных на формирование нервных импульсов, развитие межполушарных связей (см. нейропсихологические упражнения, сенсорная интеграция). Также очень хорошие результаты дает аппаратное лечение (ТОЛЬКО ПОСЛЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЭПИЛЕПТОЛОГА!), такие как физиолечение, микротоковая рефлексотерапия, транскраниальная микрополяризация, массаж аппаратом ДЭНАС, аудио тренировки на аппарате Томатис, БОС, мозжечковая стимуляция, Forbrain, Fast for Word, и много других аппаратных методик. Но основным методом все, же является коррекционные занятия на постоянной основе, максимум каждый день по 2 часа, минимум 3 раза в неделю по 1 часу.

Занятия должны проводиться не только специалистами логопедом и психологом, но также и мама должна очень активно ежедневно заниматься своим ребенком, уделять много внимания ребенку. Тесное общение с педагогами поможет маме самой начать заниматься с ребенком. Начать можно с формирования зрительного понимания через картинки. К примеру, на картинке у ребенка болит зуб, он держится рукой за щеку и видны слезы, объясняем ребенку, что у ляли болит зуб, он плачет А-А-А (протяжно тянем звук А и просим повторить также ребенка), пароход гудит У-У-У, мишка рычит Ы-Ы-Ы, и так далее в этом же направлении. Когда у ребенка четко сформирована и закреплена связь - картинка и имитация соответствующего звука и он четко знает и произносит гласные при вопросе как плачет ляля, как гудит пароход и др, можно переходить на согласные П, Б, К, Д и др. Далее при закреплении согласных, можно переходить на слоги ПА, БА, КА и далее уже работать на формирование слов. В начале, самых простых состоящих из одного или двух закрытых слогов. Когда начнут появляться слова, следующим этапом должны стать очень элементарные фразы, состоящие из двух слов. Все занятия в обязательном порядке должны быть подкреплены визуальным и тактильным материалом.

Это основные и начальные занятия, дальше уже, когда речь начнет стойко проявляться, нужно заниматься по одной программе, что и ваш логопед дефектолог.

Очень эффективна пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика (с этими понятиями маму также ознакомит логопед). Во время занятий необходимо постоянно контролировать, чтоб ребенок следил за артикуляцией взрослого и имитировал движение мышц речевого аппарата. При занятиях уединитесь с ребенком, уберите все внешние раздражители. Не перегружайте ребенка обилием информации, картинками, звуками за одно занятие. Проводите занятие по 5-10 минут и делайте перерыв на 1 минуту с предметной деятельностью, пальчиковой гимнастикой, или физической активностью. Если ребенок совсем мал, тогда учите один звук в один день, и далее в течение дня в повседневных делах закрепляйте данный звук в игровой и непринужденной форме.

Разговаривать с ребенком надо привлекая его внимание к своему лицу, говорить четко и не быстро. Постоянно провоцировать речь у ребенка, формировать пассивный словарь, стараться следить, чтоб ребенок смотрел на лицо говорящего, чтобы он наблюдал за артикуляцией говорящего, для понимания работы мышц речевого аппарата. Нужно часто комментировать свои действия, или описывать происходящее, читать сказки, заниматься творчеством, играть сюжетные игры, иметь с ребенком постоянную связь, обнимать, целовать, поощрять, хвалить за проявление речи, демонстрировать хорошее расположение духа. Вести диалог с ребенком, спрашивая у него и отвечая самой же на свой вопрос в другой интонации или другим голосом. Строго ограничить просмотр телевизора, сотовых телефонов, планшетов. Для общего развития головного мозга очень полезна физическая активность. Необходимо как можно больше гулять на свежем воздухе, общаться с нормотипичными детьми, активно проявлять положительные эмоции к окружающим.

Напоследок хотим рассказать, какие превентивные меры можно предпринять, чтобы по возможности избежать в будущем у ребенка речевых или психических расстройств. Поскольку одной из основных причин органического поражения мозга являются нейроинфекции, и большая часть из них передается половым путем, не желательно вести беспорядочную половую жизнь, необходимо избегать случайных половых связей. До начала половой жизни целесообразным будет проверить партнера на наличие заболеваний передающихся половым путем, и соответственно пролечиться. А во время беременности постоянно отслеживать кровь на предмет первичного инфицирования или активизации застарелой инфекции (что входит в плановые обследования при ведении беременности). Хотим отметить, что до 20 недели беременности нейроинфекции оказывают весьма серьезное влияние на развитие плода.

Естественно, абсолютно точно, необходимо устранить все вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя, систематическое недосыпание, дефицит питания или диеты, неподвижный образ жизни, чрезмерный вес, а также работа на вредном производстве. Также до планирования беременности за полгода необходимо начать принимать витамины и минералы. Поскольку не все витамины безопасны (некоторые могут вызвать побочные эффекты при неправильном употреблении), следует в обязательном порядке проконсультироваться с гинекологом. Есть оптимальные варианты в виде витаминных комплексов, где комбинация и дозировка веществ уже рассчитаны. Одним из таких комплексных препаратов является “Эмфитал”, который необходимо принимать от 3 до 6 месяцев до планирования беременности. Во время беременности необходимо поддерживать иммунитет, питаться правильно и разнообразно, следить за состоянием здоровья, не переохлаждаться, нельзя подвергаться тяжелым физическим нагрузкам, ограничить общение с маленькими детьми, походы в медицинские учреждения, воздействие различных гаджетов, токсических химических бытовых веществ. Нельзя находиться в неблагоприятной окружающей среде. Во время беременности крайне нежелательно проходить лечение антибиотиками, подвергаться оперативным вмешательствам под наркозом. Далее во время родов желательно, чтоб партнер присутствовал на родах, необходимо по возможности ограничить родовспоможение акушером – чтоб акушер не прикасался к роженице, нельзя давить на роженицу, выдавливать, вытягивать ребенка.

Желательно сразу после родов проверить новорожденного на нейроинфекции, а если имеет место желтуха, необходимо проверить уровень билирубина в крови. Если при родах есть подозрение на родовую травму у новорожденного, необходимо как можно срочно показать ребенка остеопату. В данном случае, лечение препаратами будет в разы эффективней, поскольку мозг в течение первых лет жизни наиболее пластичен, есть вероятность полностью избежать неврологических последствий от родовой травмы.

Также существует весьма популярная версия о вреде вакцинации – плановых прививок, которые рекомендует наблюдающий педиатр в течение первых 2 лет жизни ребенка. Ребенку с подозрением на неврологические нарушения вследствие органического поражения мозга, совершенно точно педиатр даст медицинский отвод на некоторое время. Таким детям не желательно ставить прививки до полного выздоровления.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.